Опытная самоходная установка истребитель танков СУ-152 «Объект 120» (СССР)
Мастодонты-противотанкисты: СУ-152П и Объект 120 “Таран”. СССР
Самоходная артиллерийская установка СУ-152П была разработана в Свердловске на базе агрегатов СУ-100П и имела обозначение “Объект 116”. Предназначалась самоходка как для нанесения ударов с закрытой позиции, так и для борьбы с танками противника, очень мощная152,4-мм пушка М-53 имела угол горизонтального наведения 143°, что обеспечивало вполне достаточную для противотанковой борьбы маневренность огня, а возимый БК в 30 выстрелов позволял неплохо пострелять.. Но, не все было так радужно, – несмотря на удлинение ходовой на один каток, самоходная установка массой 28,7 т была слишком легкой для отдачи такого мощного орудия.
Поэтому пришлось установить довольно экзотически выглядящий щелевой дульный тормоз, который помог снизить отдачу до разумной величины, но, полагаю, что о незаметности стрельбы с небольшими углами возвышения можно было забыть. Пороховые газы из такой конструкции должны, на мой взгляд, демаскировать орудие даже на асфальте.
СУ-152П на вооружение не принималась. На тот момент необходимости в САУ такого типа, работающей с закрытой позиции не было, а с т.з. ПТО машина имела кучу неустранимых недостатков. Но, надо заметить, что конструкторы УЗТМ за этом не успокоились.
Объект 120 “Таран”
Пора, видимо, свести воедино все, что имеется по самой мощной противотанковой САУ, “Объект 120”, она же “Таран”. Так вот, сразу скажу, что по дульной энергии бронебойного снаряда эта машинка себе равных, как мне кажется, не имеет. 18.5МДж (12.5кг со скоростью 1720м/с) – современные танковые пушки заметно скромнее. И, замечу дополнительно – современные гладкостволки у танков еще и менее точны, а вот 152-мм орудие М-69 – с нарезным стволом, сиречь очень кучное. Однако, бесплатно ничего не дается, – не зря эта сверхмощная машина стоит только в музейном зале
А ведь начиналось все неплохо. Когда в начале 60-х выяснилось, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т, Д-25 и М-62, которыми вооружены средние танки Т-54 и Т-55 и тяжелые танки Т-10 и Т-10М, не могут пробить лобовой брони ни корпуса, ни башни американского танка М-60 и английского «Чифтен» – советское военное руководство спешно инициировало сразу несколько параллельных проектов. Сверхмощную САУ, новые гладкоствольные и нарезные пушки с ОБПС и ПТУР, новые снаряды к старым пушкам, – в общем, все что в голову смогло придти, одновременно. САУ “Таран”, как раз, по одному из этих направлений и создавалось. Разработанное в ОКБ-9 орудие с невероятно длинным даже по сегодняшним меркам 59.5-калиберным* (9045 мм без немаленького дульного тормоза) стволом пробивало с 2000м бронеплиту толщиной 290мм, что делало новую самоходку практически сверхоружием, – на тот момент не было танков, способных выдержать такой удар. А если бы даже кто и выдержал из новых – то вряд ли бы сохранил боеспособность, после такого удара-то.
Разумеется, весил этот монстр немало, но шасси от СУ-152П вполне с ним справлялось. Что, собственно, и неудивительно – ведь “Таран”, по сути, представлял собой ту же самую СУ-152П с закрытой башней и модернизированным орудием того же калибра (6″). В целом же, самоходка вышла довольно легкой – всего 27 с хвостиком тонн, и если бы не огромный дульный тормоз – наверное, лихо бы прыгала при стрельбе.
Впрочем, легкая-то легкая, но даже установленный досылатель работу заряжающего в компактной башне не особенно облегчал – с бронебойным снарядом еще туда-сюда, благо заряжание раздельное, а вот с ОФС-ом, в 43кг (по другим данным – “всего” 35кг), да в движении. Мало не покажется, уверяю вас.
Видимо, по причине запредельного веса ствола разработчики даже не планировали устанавливать стабилизатор для стрельбы с ходу, предполагалось использование самоходки только с места и из засад – тем более, что максимальная толщина брони не превышала 30мм, какие уж там атаки.
Все это вместе привело к осознанию того, что время экстенсивного развития, оправданного во время войны, уже ушло. Пока самоходку испытывали – выяснилось, что подобного результата можно добиться с помошью переносимой одним человеком ПТУР, а если нужно что-то ствольное, так гладкоствольная пушка Д-81 калибром всего 125-мм и в полтора раза короче – с тех же двух километров пробивает ОБПСом 270мм брони.
Вышло так, что никакая специализированная ПТ САУ, получается, и не нужна – наступало время ракетных истребителей танков и гладкоствольных пушек с ОБПС. Поэтому и отправился могучий “Таран” прямиком в Кубинку, в музей БТТ, где и пребывает по сей день.
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мастодонты-противотанкисты: СУ-152П и Объект 120 “Таран”. СССР
TankisT_Bod9 #1 Отправлено 14 сен 2011 – 12:21
Популярное сообщение!
Самоходная артиллерийская установка СУ-152П была разработана в Свердловске на базе агрегатов СУ-100П и имела обозначение “Объект 116”. Предназначалась самоходка как для нанесения ударов с закрытой позиции, так и для борьбы с танками противника, очень мощная152,4-мм пушка М-53 имела угол горизонтального наведения 143°, что обеспечивало вполне достаточную для противотанковой борьбы маневренность огня, а возимый БК в 30 выстрелов позволял неплохо пострелять.. Но, не все было так радужно, – несмотря на удлиннение ходовой на один каток, самоходная установка массой 28,7 т была слишком легкой для отдачи такого мощного орудия. Поэтому пришлось установить довольно экзотически выглядящий щелевой дульный тормоз, который помог снизить отдачу до разумной величины, но о незаметности стрельбы с небольшими углами возвышения можно было забыть. Пороховые газы из такой конструкции должны демаскировывать орудие даже на асфальте.
СУ-152П на вооружение не принималась. На тот момент необходимости в САУ такого типа, работающей с закрытой позиции не было, а с т.з. ПТО машина имела кучу неустранимых недостатков. Но, надо заметить, что конструкторы УЗТМ за этом не успокоились.
Объект 120 “Таран”
Пора, видимо, свести воедино все, что имеется по самой мощной противотанковой САУ, “Объект 120”, она же “Таран”. Так вот, сразу скажу, что по дульной энергии бронебойного снаряда эта машинка себе равных, как мне кажется, не имеет. 18.5МДж (12.5кг со скоростью 1720м/с) – современные танковые пушки заметно скромнее. И, замечу дополнительно – современные гладкостволки у танков еще и менее точны, а вот 152-мм орудие М-69 – с нарезным стволом, сиречь очень кучное. Однако, бесплатно ничего не дается, – не зря эта сверхмощная машина стоит только в музейном зале.
А ведь начиналось все неплохо. Когда в начале 60-х выяснилось, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т, Д-25 и М-62, которыми вооружены средние танки Т-54 и Т-55 и тяжелые танки Т-10 и Т-10М, не могут пробить лобовой брони ни корпуса, ни башни американского танка М-60 и английского «Чифтен» – советское военное руководство спешно инициировало сразу несколько параллельных проектов. Сверхмощную САУ, новые гладкоствольные и нарезные пушки с ОБПС и ПТУР, новые снаряды к старым пушкам, – в общем, все что в голову смогло придти, одновременно. САУ “Таран”, как раз, по одному из этих направлений и создавалось. Разработанное в ОКБ-9 орудие с невероятно длинным даже по сегодняшним меркам 59.5-калиберным* (9045 мм без немаленького дульного тормоза) стволом пробивало с 2000м бронеплиту толщиной 290мм, что делало новую самоходку практически сверхоружием, – на тот момент не было танков, способных выдержать такой удар. А если бы даже кто и выдержал из новых – то вряд ли бы сохранил боеспособность, после такого удара-то.
Разумеется, весил этот монстр немало, но шасси от СУ-152П вполне с ним справлялось. Что, собственно, и неудивительно – ведь “Таран”, по сути, представлял собой ту же самую СУ-152П с закрытой башней и модернизированным орудием того же калибра (6″). В целом же, самоходка вышла довольно легкой – всего 27 с хвостиком тонн, и если бы не огромный дульный тормоз – наверное, лихо бы прыгала при стрельбе.
Впрочем, легкая-то легкая, но даже установленный досылатель работу заряжающего в компактной башне не особенно облегчал – с бронебойным снарядом еще туда-сюда, благо заряжание раздельное, а вот с ОФС-ом, в 43кг (по другим данным – “всего” 35кг), да в движении. Мало не покажется.Видимо, по причине запредельного веса ствола разработчики даже не планировали устанавливать стабилизатор для стрельбы с ходу, предполагалось использование самоходки только с места и из засад – тем более, что максимальная толщина брони не превышала 30мм, какие уж там атаки.
Все это вместе привело к осознанию того, что время экстенсивного развития, оправданного во время войны, уже ушло. Пока самоходку испытывали – выяснилось, что подобного результата можно добиться с помошью переносимой одним человеком ПТУР, а если нужно что-то ствольное, так гладкоствольная пушка Д-81 калибром всего 125-мм и в полтора раза короче – с тех же двух километров пробивает ОБПСом 270мм брони.
Вышло так, что никакая специализированная ПТ САУ, получается, и не нужна – наступало время ракетных истребителей танков и гладкоствольных пушек с ОБПС. Поэтому и отправился могучий “Таран” прямиком в Кубинку, в музей БТТ, гле и пребывает по сей день.
Опытная самоходная установка истребитель танков СУ-152 «Объект 120» (СССР)
Войти
Опытная противотанковая САУ Объект 120 “Таран” (СССР. 1958-1965 год)
В начале 1960-х годов выяснилось, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т. Д-25 и М-62, которыми были вооружены средние танки Т-54 и Т-55 и тяжелые танки Т-10 и Т-10М, не могут пробить ни лобовой брони, ни корпуса, ни башни американского танка M60 и английского “Чифтен”. Для борьбы с этими танками параллельно были начаты работы в различных направлениях: создание новых подкалиберных и кумулятивных снарядов для старых танковых пушек; новых нарезных и гладкоствольных танковых пушек калибра 115-130 мм; танковых управляемых снарядов и др. Одним из элементов этой программы стала 152-мм самоходная артиллерийская установка СУ-152 (объект 120), шифр разработки (“Таран”) .
Артиллерийскую систему для нее спроектировали в ОКБ завода №172, а шасси — на Свердловском заводе транспортного машиностроения (главный конструктор Ефимов). Опытный образец самоходки СУ-152 “Таран” (объект 120) был изготовлен в 1965 году и представлял собой полностью закрытую машину с боевым отделением в кормовой части, а двигателем и трансмиссией — в носовой. Ходовая часть и силовая установка самоходки заимствованы у СУ-152П.
Пушка М-69 со стволом-моноблоком длиной 9045 мм (59,5 клб) помещена во вращающейся башне в кормовой части САУ. Ее горизонтальное наведение осуществляется поворотом башни с помощью электропривода, а вертикальное — гидравлическим приводом. Пушка снабжена эжектором, смонтированным в дульной части ствола: при выстреле пороховые газы наполняли его ресивер и затем, — когда давление в нем и в канале ствола после выпета снаряда сравнивалось, — через наклонные сопла устремлялись к дулу, вытягивая за собой те газы, что еще оставались в казеннике. Время действия эжектора регулировали шариковые клапаны наполнительных каналов ресивера.
Затвор пушки М-69 — клиновой полуавтоматический горизонтапьный, заряжание — раздельно-гильзовое. Пороховые заряды — полный весом 10,7 кг, и уменьшенный весом 3,5 кг. — располагались в металлических или сгораемых гильзах. Для бронебойно-трассирующих снарядов применялся специальный заряд весом 9,8 кг.
Пушка могла вести стрельбу осколочно-фугасными снарядами весом 43,5 кг, подкалиберными бронебойными снарядами весом 12,5 кг, а также кумулятивными снарядами. Для стрельбы осколочно-фугасными снарядами применялись два типа зарядов: полный — массой 10,7 кг, и уменьшенный — массой 3,5 кг. Для бронебойного снаряда использовался специальный заряд массой 9,8 кг. Бронебойные снаряды были способны пробивать броню толщиной до 295 мм с дистанции до 3500 м. Дальность прямого выстрела составляла 2050 м при высоте цели 2 м и 2500 м при высоте цели 3 м. Для наведения орудия на цель в светлое время суток использовался прицел ТШ-22, в тёмное время — перископический ночной прицел. Общий возимый боекомплект САУ составлял 22 выстрела. В состав дополнительного вооружения входил 14,5-мм пулемёт, а также 2 автомата АК-47 и 20 ручных гранат Ф-1.
Корпус САУ был сварен из стальных броневых катаных листов и разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. Толщина лобового листа корпуса составляла 30 мм. Согласно тактико-техническим требованиям лобовая броня корпуса и башни должна была защищать САУ от поражения бронебойными снарядами калибра 57 мм с ударной скоростью 950 м/с.
На вооружение СУ-152 Таран (объект 120) не была принята. Основной причиной тому стало создание эффективных альтернативных противотанковых средств – 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 и противотанковых реактивных управляемых снарядов.
Создавая СУ-152 Таран, конструкторы применили немало новых и оригинальных инженерно-технических решений. Многие из них пригодились позже, в 60-е годы, при создании самоходной артиллерии следующего поколения.
Тактико-технические характеристики 152-мм САУ СУ-152 Таран (Объект 120)
Боевая масса.т 27
Экипаж. чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина корпуса 6870
ширина 3120
высота 2820
Бронирование, мм:
лоб корпуса 30
Вооружение 152-мм пушка М-69
Боекомплект 22 выстрела
Двигатель В-54-105, 12-цилиндровый, V-образный. 4-тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 294 кВт при 2000 об/мин
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 63,4
Запас хода по шоссе, км 280