Опытная зенитная самоходная установка БТР-50П с ЗТПУ-4 (СССР)
Бронетранспортер БТР-50
Бронетранспортер БТР-50, вид сбоку
История создания бронетранспортера БТР-50
Дав задание на проектирование легкого плавающего танка ПТ-76 способного с ходу форсировать водные преграды в 1946 году, правительство СССР не забыло и о паре для этой машины — унифицированном с ним бронетранспортере («объект 750») для перевозки пехоты, БТР-50. Если танк в соответствии с техническим зданием должен был иметь 76-мм пушку и перевозить на броне до 20 пехотинцев в полном снаряжении, БТР должен был быть способен обеспечить переправу 25 человек или одной единицы тяжелого вооружения, такой как 76-мм пушка или 120 мм миномет с расчетом и боекомплектом.
Проектирование бронетранспортера БТР-50
Первоначально разработку новой техники возложили на КБ судостроительного завода № 112 «Красное Сормово» (г. Нижний Новгород), однако представленные в 1948 г. на испытания опытные образцы ПТ-76 и БТР-50 их не выдержали. В 1949 г. создание плавающих легкого танка и БТР было поручено конструкторским коллективом ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100, г. Санкт-Петербург) и КБ Челябинского тракторного завода.
Общее руководство работами осуществлял известный советский конструктор бронетанковой техники Ж.Я. Котин (самоходка ИСУ-152), ведущим конструктором проекта стал Н.Ф. Шамшурин, работами челябинского КБ по отработке документации возглавил А.С. Ермолаев.
Создание плавающего бронетранспортера проводилось с учетом конструкторских наработок и широким использованием узлов и механизмов плавающего танка. Специально для БТР проектировались погрузочное устройство и въездная аппарель для тяжелой техники.
Уже к апрелю 1950 г. был изготовлен первый опытный образец плавающего БТР «объект 750». В июле того же года состоялись его заводские испытания. В сентябре 1950 г. два экземпляра БТР были представлены на государственные испытания, и хотя первая попытка была новой машине не засчитана, в августе следующего, 1951 года, БТР полностью прошел их, и в октябре 1952 г. был рекомендован к производству.
Серийное производство БТР-50 было организовано в 1954 году на Сталинградском тракторном заводе и продолжалось до 1969 года. В отличие от прототипа, вооруженного 12,7-мм пулеметом ДШК, серийный образец комплектовался 7,62-мм пулеметом СГМБ. Всего было выпущено более 6300 машин всех модификаций.
Постановлением Совета Министров СССР № 175-89сс от 30 января 1954 года бронетранспортер был принят на вооружение под обозначением БТР-50П («П» — плавающий).
Производство и модификации БТР-50
Схематический чертеж бронетранспортера БТР-50
БТР-50П (объект 750) обр.1954 г. – серийный БТР
БТР-50П2 обр.1955 г. – серийный БТР с ЗТПУ-2
БТР-50ПК (объект 750ПК) обр.1958 г. – серийный БТР с закрытым корпусом
БТР-50ПН (объект 905) обр.1958 г. – командно-штабная машина
БТР-50ПУ (объект 750ПУ) обр.1959 г. – командно штабная машина
БТР-50ПУМ (объект 750ПУМ) – модернизированная командно-штабная машина
БТР-50ПУМ1 (объект 750ПУМ1) обр.1972 г. – модернизированная командно-штабная машина.
БТР-50ПА (объект 750М) вып.1956 г. – опытный БТР с установкой КПВТ на турельной установке
БТР-50П4 вып.1955 г. – опытный БТР с установкой ЗТПУ-4
ОТ-62 «Topaz» — модернизация БТР-50 заводом им. Малышева в 2010 году.Предусматривает установку одного из двух вариантов боевого модуля в составе 30-мм автоматической пушки ЗТМ1 или 2А72, 7,62-мм пулемёта КТ-7,62 или ПКТ, противотанкового ракетного комплекса «Конкурс» и автоматического гранатомёта АГС-17. Силовая установка с двигателем В-6 заменяется силовой установкой с двигателем УТД-20 мощностью 300 л.с. либо многотопливным дизелем ЗТД-2 мощностью 350 л.с. в комплекте с пятиступенчатой коробкой передач с планетарными механизмами поворота и доработкой узлов ходовой части. В результате скорость по шоссе увеличилась до 60 км/ч.
TOPAS-2АР – БТР для польской армии с комплексом вооружения от БТР ОТ-64 (Чехословакия/Польша)
БТР-50ПУМ 1985 г. – командно-штабная машина с аппаратурой аналогичной установленной в КШМ Р-145БМ (Финляндия)
БТР-50ПУМ 1988 г. – командно-штабная машина с усиленным бронированием (Финляндия)
Пингвин («объект 209») — антарктический вездеход;
БТР-50ПКМ — белорусский проект модернизации БТР-50. Установлен новый дизельный двигатель повышенной мощности и трансмиссия, объединённые в силовой блок. При этом максимальная скорость увеличилась до 60 км/ч, а запас хода — до 450 км. Также улучшены эргономические характеристики.
БТР-50S (2005) — сербская модернизация БТР-50ПК предназначенная на экспорт. На машине установлена башня M91E от БМП M80, c 30-мм автоматической пушкой, 7,62-мм пулемётом, двумя пусковыми установками ПТРК 9М14М «Малютка», и четырьмя дымовыми гранатомётами.
БТР-50ПМ — индонезийская модернизация с двигателем мощностью 270 л.с. В результате скорость по шоссе увеличилась до 50 км/ч, а запас хода составляет 400 км. Экипаж 3 человека, десант 14 человек.
PAL-AFV — индонезийская модернизация БТР-50ПМ. На машине установлен новый двигатель мощностью 300 л.с. Изменена носовая часть и МТО. В результате скорость по шоссе увеличилась до 60 км/ч, а запас хода составляет 480 км. Масса возросла до 14 700 кг. Экипаж 3 человека, десант 14 человек.
Опытная зенитная самоходная установка БТР-50П с ЗТПУ-4 (СССР)
Опытная зенитная самоходная установка БТР-50П с ЗТПУ-2 (СССР)
Зенитная самоходная установка БТР-50П с ЗТПУ-2 была разработана конструкторским бюро ОКБТ ЛКЗ в 1955 г. на базе гусеничного бронетранспортера БТР-50П. Опытный образец прошел испытания на НИИБТ полигоне ГБТУ (Кубинка) и НИА полигоне ГАУ (ст. Донгузская) со 2 января по 10 мая 1956 г. в объеме 1500 км пробега и 14880 выстрелов. На вооружение самоходная установка не принималась и в серийном производстве не состояла. Экипаж самоходной установки состоял из 5 человек.
Спаренная зенитная турельная пулеметная установка ЗТПУ-2 состояла из двух 14,5-мм пулеметов КПВТ и крепилась к конусообразной тумбе установленной в десантном отделении. Расстояние между осями пулеметов – 180 мм. Тумба состояла из верхнего и нижнего кольцевых поясов, соединенных между собой четырьмя симметрично расположенными стойками. Нижний пояс тумбы болтами крепился к опорам, приваренным к днищу корпуса машины. К верхнему поясу было приварено основание нижнего погона опоры установки. Для увеличения устойчивости тумбы при стрельбе ее передние стойки были соединены с верхним лобовым листом корпуса съемными распорками. Расчет установки состоял из наводчика и двух заряжающих.
Углы наводки спаренной установки составляли от -3’20’ до +91. Механизмы наводки установки имели ручные приводы. Угловые скорости наводки по вертикали находились в пределе от 7,5 до 37,5 град./с, по горизонту – от 6°50′ до 46°30′ в секунду Боекомплект к установке составлял 1280 патронов, причем 320 патронов (4 снаряженных ленты) находились непосредственно на установке в специальных ящиках. Остальные патроны находились в 12 магазинах. Для стрельбы но воздушным целям использовался коллиматорный прицел ВК-4 с подсветкой, no наземным целям – телескопический прицел ОП-1-14. Кнопка электроспуска пулеметов находилась в рукоятке маховика поворотного механизма установки. Кроме того, имелся дублирующий ножной спуск. Установка обеспечивала эффективное ведение огня по воздущным целям, летящим со скоростью до 600 км/ч на высотах от 500 до 1000 м. Боевая скорострельность составляла 484 выстр./мин. В комплект установки входило 4 запасных ствола, которые находились в боевом отделении. Замена горячих стволов на холодные производилась в течение 45 с.
Узлы и механизмы зенитной турельной пулеметной установки не претерпели изменений по сравнению с узлами и механизмами серийной ЗТПУ-2. Установка была простой по устройству и эксплуатации, но малая дальность эффективного огня, недостаточные скорости наводки и быстрая утомляемость заряжающих послужили причиной отказа от организации ее серийного производства.
Технические характеристики БТР-50П с ЗТПУ-2
Боевая масса – 13,6 т;
экипаж – 5 чел., десант – 6 чел.;
вооружение: 2 пулемета – 14,5 мм;
броневая защита – противопульная;
мощность двигателя – 176 кВт (240 л.с.);
максимальная скорость: на суше – 44 км/ч, на плаву – 10 км/ч.
автор статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4
ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4
Состояние создана в 1955 г.
Разработчик КБ ЧТЗ
Производство . опытная партия
Боевая масса, т 13,6
Клиренс, мм . 370
Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 0,5
Тип двигателя дизель В-6
Максимальная мощность, л.с 240
Удельная мощность, л.с./т 17,6
Максимальная скорость, км/ч 44
Скорость на плаву, км/ч 10,2
Запас хода, км 250
– лоб корпуса . 13
– число х калибр, мм и тип
пулеметов . 4 х 14,5 мм КПВТ
(боекомплект, шт.) (2560)
Прицел . ОП-1-14, ВП-4
Дополнительные сведения: Создана на базе бронетранспортера БТР-50П параллельно с ЗТПУ-2, только на машину установили четыре пулемета”. В результате был усилен постамент и увеличен боекомплект, а также повысилась эффективность огня. Выпущено несколько опытных образцов ЗТПУ-4.
Зенитная самоходная установка ЗТПУ-4
Похожие главы из других книг:
ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗСУ-57-2
ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗСУ-57-2 Разработана в 1950 году. Выпускалась серийно с 1955 по 1960 гг. Состояла на вооружении Советской Армии, армий стран Варшавского Договора и ряда развивающихся государств. Использовалась во многих региональных
ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗСУ-37
ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗСУ-37 Разработана в 1943 году. Выпускалась серийно с 1944 г. Состояла на вооружении Советской Армии. Использовалась в боях Великой Отечественной войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 12,2Численность экипажа, чел 6Габаритные размеры
ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4
ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4 Разработана в 1955 году. Выпущена опытная партия. На вооружении не состояла. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 13,6Численность экипажа, чел 5Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .
ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-40А (ЗТПУ-2)
ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-40А (ЗТПУ-2) Состояние принят на вооружение в 1951г.Разработчик КБ ГАЗИзготовитель . ГАЗПроизводство серия с 1951г.База . БТР-40Колесная формула 4×4Боевая масса, т . 5,6Длина, мм . 5000Ширина, мм 1900Высота, мм 2330Клиренс, мм 276Тип двигателя карбюратор
ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-152А (ЗТПУ-2)
ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-152А (ЗТПУ-2) Состояние на вооружении с 1951г.Разработчик КБ ЗИСИзготовитель ЗИСПроизводство серия 1950г.База ЗИС-151Колесная формула 6×6Боевая масса, т 8,6Длина, мм 6830Ширина, мм 2320Высота, мм . 2710Клиренс, мм 286Тип двигателя карбюратор ЗИС-123Максимальная
ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4 (БТР-152)
ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4 (БТР-152) Состояние изготовлена в 1955 г.Разработчик КБ ЗИЛИзготовитель . ЗИЛПроизводство опытный образецБаза ЗИС-151Колесная формула . 6×6Боевая масса, т 8,6Длина, мм 6830Ширина, мм 2320Высота, мм . 2710Клиренс, мм 286Тип двигателя . карбюратор ЗИС-123Максимальная
ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-152Е ( ЗТПУ-2)
ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-152Е ( ЗТПУ-2) Состояние серия с 1955 г.Разработчик КБ ЗИЛИзготовитель ЗИЛПроизводство . серияБаза ЗИЛ-157Колесная формула . 6×6Боевая масса, т 8,95Длина, мм 6830Ширина, мм 2320Высота, мм . . 2710Клиренс, мм . 295Тип двигателя карбюратор ЗИС-123ВМаксимальная мощность,
ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4
ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4 Состояние создана в 1955 г.Разработчик КБ ЧТЗИзготовотель . ЧТЗПроизводство . опытная партияБаза БТР-50ПБоевая масса, т 13,6Длина, мм . 7070Ширина, мм 3140Высота, мм 2200Клиренс, мм . 370Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 0,5Тип двигателя дизель
ШВЕДСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНООКА “ЛАНДСВЕРК-АНТИ” LVKV40
ШВЕДСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНООКА “ЛАНДСВЕРК-АНТИ” LVKV40 Разработана в 1940 году фирмой “Аандсверк”. Выпускалась серийно с 1940 г. Состояла на вооружении армии Швеции. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 8Численность экипажа, чел
САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА СУ 600 “ТОР”
САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА СУ 600 “ТОР” Разработана в 1940 году фирмой “Рейнметалл”. Выпускалась в 1941 году (всего выпущено 7 машин). Состояла на вооружении армии фашистской Германии. Использовалась в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 60Экипаж,
ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-2 на БТР-152
ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-2 на БТР-152 Разработана в 1950 году. Выпускалась серийно с 1950 г. Состояла на вооружении Советской Армии. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 8,6Численность экипажа и десанта, чел 10Габаритные размеры (длина х ширина х
ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-2 НА БТР-40
ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-2 НА БТР-40 Разработана в 1950 году. Выпускалась серийно с 1951 г. Состояла на вооружении Советской Армии. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 5,6Численность экипажа, чел 4Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .
ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-4 (НА БТР-152)
ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-4 (НА БТР-152) Разработана в 1955 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состояла. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 8,6Численность экипажа, чел 5Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .
АМЕРИКАНСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА М17
АМЕРИКАНСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА М17 Разработана в 1942 году. Выпускалась серийно с 1943 г. Состояла на вооружении армии США. Использовалась в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 9Численность экипажа, чел 5Габаритные размеры (длина
АМЕРИКАНСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА М10А1
АМЕРИКАНСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА М10А1 Разработана в 1943 году. Выпускалась серийно с 1944 г. Состояла на вооружении армии США. Использовалась в боях второй мировой войны и войны в Корее.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 18,5Численность экипажа, чел