6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытная зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 «Объект 520» (СССР)

ЗСУ-57-2

ЗСУ-57-2 — советская зенитная самоходная артиллерийская установка на легкобронированном гусеничном шасси, состоявшая на вооружении Вооруженных сил СССР с 1955 года. Выпускалась до 1960 года.

Содержание

История создания и производства

Первой серийной ЗСУ, созданной в СССР, стала ЗСУ-37, вооружённая 37-мм пушкой 61-К, но её производство ограничилось 75 машинами, выпущенными в 1945 году. Более совершенным зенитным автоматическим орудием, предназначенным для замены 25-мм и 37-мм пушек довоенного образца, стала 57-мм автоматическая пушка С-60, разработанная в конструкторском бюро В. Грабина. Однако в буксируемом варианте это орудие имело бы недостаточную мобильность для обеспечения ПВО частей танковых и механизированных войск в наступлении, поэтому уже с 1947 года, ещё до принятия С-60 на вооружение, началась разработка её спаренного варианта под обозначением С-68, предназначенного для вооружения самоходной установки. Опытный образец С-68 был испытан на повозке С-79А, тогда как для серийной ЗСУ было созданно шасси на основе компонентов среднего танка Т-54. Новая самоходная установка получила заводское обозначение «изделие 500» и армейское — ЗСУ-57-2 и была принята на вооружение после комплексных испытаний, проведённых в 1950 году [1] .

Описание конструкции

ЗСУ-57-2 имела компоновку с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части корпуса, а вооружения — во вращающейся башне. Экипаж ЗСУ состоял из шести человек: механика-водителя, размещавшегося в лобовой части корпуса слева; наводчика, наводчика-установщика прицела, двоих заряжающих, правого и левого орудий, и командира установки, находившихся в башне.

Вооружение

Вооружение САУ составляло спаренное 57-мм автоматическое орудие С-68, состоявшее из двух пушек С-60 с длиной ствола 76,6 калибров / 4365 мм, отличавшихся зеркальным расположением механизмов. Автоматика С-60 работала на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Орудие имело ствол-моноблок, поршневой скользящий затвор, гидравлический откатник, пружинный накатник и снабжалось дульным тормозом [2] .

Спаренная установка соединённых люльками в единый блок орудий размещалась на цапфах на полу башни. Вертикальная, в пределах −5…+85°, и горизонтальная наводка осуществлялись при помощи электрогидравлических приводов, работавших от электродвигателя постоянной скорости вращения через гидравлический регулятор скорости. Скорость горизонтального наведения составляла 30°, вертикального — 20° в секунду [3] . В случае отказа электропривода, сохранялась возможность ручной наводки: командир машины при этом отвечал за горизонтальное наведение, а наводчик — за вертикальное. Орудие имело обойменное питание из коробчатых магазинов на 4 выстрела, практическая скорострельность составляла 100—120 выстрелов в минуту на ствол, но предельная продолжительность непрерывной стрельбы составляла 40—50 выстрелов, после чего ствол было необходимо охладить [3] [4] . Боекомплект ЗСУ-57-2 составлял 300 унитарных выстрелов, из которых 176 в 44 магазинах размещались в укладках в башне, 72 в 18 магазинах находились в носовой части корпуса, а ещё 52 выстрела в не снаряжённом в обоймы виде размещались под поликом башни [5] .

Модификации

Объект 510

На основании приказа Министерства транспортного машиностроения № 0013 от 8 февраля 1956 года в КБ завода № 174 совместно с заводом № 342 была разработана модификация ЗСУ-57-2, оборудованная индивидуальными плавсредствами. Руководителем проекта был Сулин А.Е. Машине был присвоен индекс «Объект 510» [7] .

В 1956 году было изготовлено два опытных образца, которые прошли государственные испытания. В 1961 году «Объект 510» был принят на вооружение. Всего было изготовлено 6 серийных машин [7] .

«Объект 510» отличался от базового варианта установкой приспособления для навешивания стальных понтонов. Понтоны предназначались для форсирования водных преград как своим ходом, так и на буксире [7] .

Масса машины с понтонами составила 37,8 тонн. Запас плавучести — 40%. При движении на воде использовались два гребных винта. Движение по воде допускалось при волнении до 5 баллов. Ширина водной преграды, преодолеваемой самостоятельно составляла 50-60 километров. Максимальная скорость на плаву составляла 12 км/ч. Максимальная скорость при буксировке не более 15 км/ч [7] .

Кроме того при волнении моря до 2 баллов обеспечивалась стрельба по зенитным целям. Также было возможность перевозки десанта на плавсредстве до 40 человек, однако стрельба при этом была запрещена [7] .

Объект 520

К концу 1950-х годов, в связи с развитием реактивной авиации, максимальные скорости возросли до 1000-1200 км/ч, возросла манёвренность. Поэтому для эффективного противодействия таким целям понадобились автоматизированные приводы наводки в сочетании с радиолокационными комплексами [7] .

Постановление СМ СССР №416-211 от 17 апреля 1957 года в КБ Завода № 174 была проведена модернизация ЗСУ-57-2. Модернизация заключалась в установке 57-мм пушек СВ-68 «Березина» и малогабаритных радиооптических приборных комплексов автономного управления огнем «Десна». Руководителем проекта был назначен Мазепа Г.В., а проект получил индекс «Объект 520» [7] .

Читать еще:  Проект ракеты Quick Reach 1 (США)

В 1959 году были изготовлены 6 машин, которые прошли ПСИ, однако ЗСУ «Объект 520» на вооружение принята не была [7] .

Боевое применение

ЗСУ-57-2 были направлены на вооружение зенитно-артиллерийскийх батарей танковых полков двухвзводного состава, по 2 установке во взводе (всего 4 установки). Из-за небольшого объема выпуска часть батарей была укомплектована вместо ЗСУ-57-2 установками ЗТПУ-2 на шасси бронетранспортеров БТР-40 и БТР-152.

Боевая эффективность ЗСУ-57-2 зависела от квалификации экипажа, подготовки командира взвода и была обусловлена отсутствием РЛС в системе наведения. Эффективный огонь на поражение мог вестись только с остановки; стрельба «с хода» по воздушным целям не была предусмотрена. Сравнительная эффективность стрельбы ЗСУ-57-2 была ниже, чем батареи пушек С-60, так как последняя имела ПУАЗО-6 с СОН-9, а позднее — радиолокационный приборный комплекс РПК-1 «Ваза». Эффективность же применения ЗСУ-57-2 была выше в силу постоянной готовности к открытию огня, самоходности, наличия бронезащитны экипажа.

ЗСУ-57-2 использовались во Вьетнамской войне, в конфликтах между Израилем и Сирией и Египтом в 1967 и 1973 годах, а также в ирано-иракской войне. Из-за сравнительно низкой скорострельности и отсутствия автоматизированных радиолокационных устройств наведения высокой эффективностью эта машина не отличалась.

Эта оценка формально правильна, но не учитывает комплекс факторов. Так, во первых, в период 1950-57 годов (период создания ЗСУ-57-2) в иностранных армиях не имелось лучших ЗСУ. В армии США имелась ЗСУ М19 на шасси легкого танка М24 «Чаффи», разработанные в 1945 году, и М42 на шасси легкого танка М41, поступавшие в войска с 1954 года. Вооружение спаренная 40-мм пушка «Бофорс». В вооруженных силах Великобритании имелась ЗСУ на базе танка «Крусейдер», созданные в 1943 году, вооруженная одноствольной 40-мм пушкой «Бофорс» L60. Все эти установки имелись в незначительном количестве, в особенности в сравнении с численностью фронтовой авиации ВВС СССР. 40-мм пушка «Бофорс» L60 имела скорострельность 120 выст/мин на ствол, начальную скорость снаряда 875 м/с, вес снаряда 0,934 кг., то есть баллистически уступала орудию С-68 по всем значимым показателям. Все эти установки оснащались оптическими прицелами и в силу этого не были эффективнее, чем ЗСУ-57-2. Лишь в 1956 году появились первые установки ЗСУ М42А1 с РЛС Т50, но их количество также было невелико.

Боевая эффективность ЗСУ-57-2, как и других современных ей ЗСУ, определялась не уровнем самой установки, а стремительным развитием авиации, прежде всего — ростом скоростей и всепогодностью фронтовой авиации, которым ЗСУ полкового уровня ПВО было противопоставить в 50-х годах практически нечего, а также тем, что все новейшие достижения радиоэлектроники внедрялись, прежде артиллерии — в авиации.

Кроме того, в вооруженных силах всех государств в 1950-х годах не была разработана тактика и подход к прикрытию механизированных подразделений на марше от современных самолетов, равно как в авиации не была выработана тактика надежного поражения малоразмерных бронированных целей при больших скоростях полета самолетов.

Далее, при оценке боевой эффективности ЗСУ-57-2 необходимо учитывать, что она являлась не единственным средством ПВО танкового полка, а средством коллективной ПВО от самолетов, летящих на высотах до 4000м., так как высоты до 1000м. перекрывались зенитными пулеметами ДШК/ДШКМ, которых в танковом полку было столько же, сколько единиц бронетехники.

Поэтому критика именно советской системы является, по большей части, необоснованной и не учитывающей соотношения сил ВВС СССР и возможных противников на конкретных ТВД. По расчетам военных специалистов, наступающие танковые и механизированные дивизии были надежно прикрыты фронтовой истребительной авиацией на МиГ-15 (произведено более 13000), Миг-17 (более 7000) и Миг-19 (около 1800), а истребительная авиация противника, более малочисленная, чем советская, была связана противодействием ударной авиации на Ил-28 (произведено около 6000), поэтому массовое применение ЗСУ не предусматривалось.

Кроме того, критика не учитывает тот факт, что внедрение ЗСУ-57-2 шло параллельно с насыщением войсковой ПВО системами С-60, которые имели большую эффективность при условии приведения в боевое положение, которое достигалось за 2 мин., и что освоение ЗСУ-57-2 помогло в выработке оптимальной структуры подразделений самоходной ЗА.

Опытная зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 «Объект 520» (СССР)

Зенитная самоходная артиллерийская установка ЗСУ-57-2 («Объект 520») зенитного артиллерийского комплекса «Днепр» являлась опытным образцом серийно выпускавшейся самоходной установки ЗСУ-57-2, оснащенной радиооптическим комплексом «Десна» и пушкой «Березина». Данная ОКР, заданная Постановлениями СМ СССР от 17 апреля 1957 г., 6 июня 1958 г. и 24 июля 1958 г., проводилась для повышения эффективности стрельбы ЗСУ с места и в движении. Головным исполнителем по ЗСУ в целом являлся завод №174 Омского совнархоза (главный конструктор А.Е. Сулин). Создание пушки было поручено заводу №1001 ГКОТ СМ СССР (главный конструктор Н.Ф. Куприянов), а приборного комплекса — заводу №524 Удмуртского совнархоза (главный конструктор И.Л. Кезтис).

Читать еще:  Проект стратегического бомбардировщика Ил-52 (СССР)

Разработка технического проекта ЗСУ была завершена в декабре 1957 г. Опытный образец без приборного комплекса был изготовлен в конце 1958 г. и в январе-феврале 1959 г. были проведены его заводские испытания, в ходе которых был выявлен ряд недостатков по пушке «Березина» и приводам наведения. Во втором квартале 1959 г. были изготовлены 5 образцов ЗСУ для проведения государственных испытаний. В связи с затянувшейся доработкой заводом №524 радиооптического комплекса «Десна» и расширением объема работ по созданию зенитных артиллерийских комплексов «Шилка» и «Енисей» Постановлением СМ СССР от 4 июля 1959 г. дальнейшие работы по созданию ЗСУ комплекса «Днепр» были прекращены.

Опытная зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 отличалась от серийной машины, прежде всего, установкой малогабаритного радиооптического комплекса «Десна» и 57-мм спаренной автоматической зенитной пушки «Березина». Радиооптический комплекс «Десна» обеспечивал обнаружение воздушных целей в пределах видимости и автосопровождение цели на дальностях до 15 км.

57-мм спаренная автоматическая зенитная пушка «Березина» обеспечивала поражение воздушных средств нападения противника, летящих на высотах до 5000 м. Темп стрельбы пушки составлял 200-240 выстр./мин. Начальная скорость снарядов массой 2,8 кг достигала 1000 м/с. В боекомплект к автоматической пушке входили 260 унитарных выстрела. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование и средства связи существенных изменений по сравнению с базовой установкой ЗСУ-57-2 не имели.

Боевая масса — 30 т;
экипаж — 6 чел;
вооружение: 2х57-мм автоматическая пушка;
броневая защита — противопульная;
мощность двигателя — 294 кВт (400 л.с.);
максимальная скорость — 48 км/ч

автор статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»

Опытная зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 «Объект 520» (СССР)

В боекомплект к автоматическим пушкам входили 300 унитарных выстрелов, из которых 248 выстрелов находились в 62 обоймах.

Корпус и башня сварной конструкции имели противопульную защиту.

В МТО устанавливался дизель В-54 мощностью 382 кВт (520 л.с.). Основным способом двигателя являлся пуск сжатым воздухом, а вспомогательным – с помощью электростартера СТ-16М. Кроме того, был предусмотрен комбинированный способ пуска двигателя. Емкость трех внутренних (640 л) и трех наружных (285 л) баков, включенных в топливную систему двигателя, обеспечивала машине запас хода по шоссе 400-420 км. Конструкция агрегатов трансмиссии и узлов ходовой части была, в основном, заимствована от танка Т-54, а затем – Т-55.

Самоходная установка ЗСУ-57-2 имела сопоставимые с танком Т-54 показатели подвижности и проходимости.

Испытания ЗСУ-57-2 с ПСТ («Объект 510») на Черном море в районе Севастополя .

ЗСУ «Объект 510»

В 1956 г. на основании приказа Министерства транспортного машиностроения №0013 от 8 февраля 1956 г. КБ завода № 174 под руководством А. Е. Сулина совместно с заводом N°342 Министерства судостроительной промышленности была разработана зенитная самоходно-артиллерийская установка ЗСУ-57-2, оборудованная индивидуальными плавсредствами (ПСТ), получившая заводское обозначение «Объект 510».

В 1956 г. изготовили два опытных образца, которые прошли заводские и полигонные испытания. В 1961 г. ЗСУ-57-2, оборудованная под установку индивидуальных плавсредств, была принята на вооружение Советской Армии. Всего завод №174 изготовил малую серию ЗСУ-57-2 с ПСТ в количестве шести машин.

ЗСУ-57-2 с ПСТ («Объект 510») отличалась от базовой машины установкой приспособлений для навешивания раскладных стальных понтонов, заполненных пенопластом, которые предназначались для форсирования водных преград большой протяженности как своим ходом, так и на буксире.

Масса машины с понтонами составляла 37,8 т (масса комплекта плавсредсва – 9,3 т), запас плавучести – 40%. Для движения на плаву использовались два гребных винта с приводом от ведущих колес машины через цепные передачи и редукторы, устанавливавшиеся в понтонах. Ширина водной преграды, преодолеваемой самостоятельно (при волнении моря до 5 баллов), составляла 50-60 км. Максимальная скорость на плаву самоходной установки равнялась 12 км/ч. При буксировке машины на плаву допускалась скорость до 15 км/ч.

Стрельба по зенитным целям на плаву из самоходной установки обеспечивалась при волнении моря до двух баллов. При нахождении десанта на палубе плавсредства стрельба из пушек была запрещена. Число десантников, перевозимых на палубе, не превышало 40 человек.

Опытная ЗСУ «Объект 520».

ЗСУ «Объект 520»

В связи с развитием реактивной авиации к концу 1950-х гг. максимальные скорости полета самолетов выросли с 500-600 км/ ч до 1000-1200 км/ч. Резко возросла маневренность самолетов, особенно в вертикальной плоскости. Для противодействия скоростным штурмовикам ЗСУ должна была располагать автоматизированными приводами наводки в сочетании с радиолокационными приборными комплексами.

На основании постановления Совета Министров СССР №426-211 от 17 апреля 1957 г. в КБ завода N9174 под руководством АЕ. Сулина была проведена модернизация ЗСУ-57-2, которая заключалась в оснащении самоходной установки 57-мм пушками СВ-68 «Березина» и малогабаритным радиооптическим приборным комплексом автономного управления огнем «Десна». Машина получила заводское обозначение «Объект 520». Ведущим инженером машины являлся Г.В. Мазепа.

Читать еще:  Бронетранспортёр-амфибия LWS (Германия)

В 1959 г. заводом №174 были изготовлены шесть опытных образцов, которые прошли заводские испытания. Однако на вооружение эту машину не приняли.

Одновременно в КБ завода №174 велась работа по оснащению ЗСУ-57-2 малогабаритным радиооптическим комплексом автономного управления огнем «Днепр».

ЗСУ «Объект 530»

Второй ЗСУ, разработанной КБ завода №174 на основании постановления Совета Министров СССР №426-211 от 17 апреля 1957 г., стала самоходная установка «Объект 530». Эту ЗСУ предполагалось вооружить спаренной автоматической 57-мм пушкой повышенной скорострельности «Ока-1»с непрерывным охлаждением стволов и радиолокационным комплексом «Кама», создававшимся в НИИ-20, но затем предпочтение было отдано малогабаритному радиолокационно-приборному комплексу автономного управления «Волга». Специально для этой машины в НИИ-627 и НАМИ по заданию НИИ-20 разрабатывался газотурбинный агрегат питания.

Технический проект ЗСУ «Объект 530» (ведущий инженер машины Г.В. Мазепа) был готов в 1958 г. В том же году завод N9174 изготовил макет машины.

Для обнаружения и опознавания воздушных целей на высоте 6000-7000 м, а также целеуказания и управления огнем батарей зенитных самоходных установок в КБ завода №174 совместно с НИИ-208 на базе ЗСУ «Объект 530» был выполнен проект командирской машины управления с мощным радиолокационно-приборным комплексом «Иртыш». Однако дальнейшие работы по 57-мм ЗСУ и комплексам управления огнем прекратили в связи с созданием самоходных установок, вооруженных зенитными автоматическими пушками калибра 30 и 37 мм.

Кроме того, на базе ЗСУ-57-2 в 1959 г. КБ завода №174 разработало самоходную пусковую установку для ЗРК «Круг», которая прошла заводские испытания.

Проект ЗСУ «Объект 530».

Проект специальной боевой машины (СБМ).

СБМ («Объект 560»)

В 1958 г. на основании постановления Совета Министров СССР N9293-140 от 8 марта 1958 г. в КБ завода №174 под руководством А.Е. Сулина на базе танка Т-54 разработали эскизный проект специальной боевой машины (СБМ), получившей заводское обозначение «Объект 560». Она предназначалась для уничтожения скопления танков и других важных объектов противника. Главным конструктором проекта был назначен М. Назаров. Разработку комплекса наземного оборудования на технической позиции и транспортно-подъемных средств для доставки ракет выполняло СКБ-203. Аналогичный проект по данному постановлению также создавался в КБ Уралмашзавода на базе самоходной установки СУ-100П (заводское обозначение «Объект 127»).

СБМ «Объект 560» отличалась от базовой машины отсутствием башни с вооружением, установкой ракетного оружия и броневой защитой. В состав экипажа входили три человека: механик-водитель, командир машины и оператор.

Были разработаны два варианта проекта: с контейнером на одну и две (сдвоенный контейнер) крылатые ракеты П-35Т со специальной боевой частью. Как в первом, так и во втором варианте ракеты размещались в обогреваемом контейнере, устанавливавшемся на крыше корпуса. Старт ракет из сдвоенного контейнера производился поочередно из боевого положения – на корму ма- шины. Дальность стрельбы составляла 10-120 км. Наводка контейнера с ракетами на цель по горизонту производилась за счет поворота (на 360′) машины на гусеницах, по вертикали – от 0 до +18° с помощью гидравлического подъемника. Для наводки использовался курсопрокладчик танковой навигационной аппаратуры «Янтарь-Трасса» и гидрокурсоуказатель из комплекта аппаратуры «Берег», а также орудийная панорама и артиллерийская буссоль ПАБ с треногой.

Броневая защита корпуса машины – противопульная. Толщина лобовых листов корпуса, установленных под углом 60° от вертикали, составляла 13 мм.

Расчетная боевая масса машины была равна 36 т. Характеристики подвижности сохранялись на уровне базового образца.

При рассмотрении двух вариантов проекта СБМ «Объект 560» в КБ завода №174 в качестве основного выбрали вариант с установкой одной крылатой ракеты, как имевший меньшую боевую массу установки.

Эскизные проекты СБМ «Объект 560» и «Объект 127» были рассмотрены в НТК ГБТУ в ноябре 1958 г. и утверждены для проведения дальнейших исследований. Однако работы по этим направлениям прекратились в связи с принятием в 1958 г. на вооружение Советской Армии самоходной пусковой установки 2П2 с пороховой оперативно-тактической ракетой класса «земля-земля», входившей в состав тактического ракетного комплекса 2П1 «Марс».

Танковые тягачи, БРЭМ и машины технической помощи, созданные на базе Т-54

Создание танкового тягача на базе Т-54 было поручено КБ завода №183 еще в июле 1947 г. Но завод из-за доработки конструкции базовой машины и организации ее серийного производства приступил к этой работе только в ноябре 1957 г. Технический проект тягача был закончен в декабре того же года, после чего его направили на рассмотрение в Министерство транспортного машиностроения. До июля 1948 г. велась доработка проекта.

Опытный танковый тягач «Объект 9» с развернутой кран-стрелой грузоподъемностью 3 тс.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector