0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытные баллистические ракеты 3М2 «Ладога» и «Онега» (СССР)

Тактический ракетный комплекс 2К10 «Ладога»

Первые отечественные тактические ракетные комплексы на базе самоходных шасси получали неуправляемые ракеты различных типов. Подобное оружие позволяло решать поставленные задачи, однако не отличалось высокими характеристиками точности. Имеющийся опыт показывал, что единственным способом повышения вероятности поражения целей является применение систем управления ракетой. Уже в середине пятидесятых годов начались работы по созданию новых управляемых вооружений, которые вскоре привели к появлению нескольких проектов. Одним из первых вариантов тактического ракетного комплекса с управляемой ракетой стала система 2К10 «Ладога».

В 1956-58 годах пермское СКБ-172 занималось проработкой облика перспективных баллистических ракет, пригодных для использования в составе тактических ракетных комплексов. В ходе этих работ рассматривались различные варианты конструкции новых изделий, отличавшиеся друг от друга общей архитектурой, составом агрегатов, типом силовой установки и т.д. Кроме того, прорабатывались совершенно новые идеи и создавались оригинальные конструкции. К примеру, именно в это время в нашей стране была впервые предложена и разработана конструкция корпуса двигателя, впоследствии развитая и нашедшая широкое применение. Такой корпус представлял собой изделие из высокопрочной стали толщиной 1 мм с внешней намоткой из композиционных материалов.

К 1958 году работы СКБ-172 позволили приступить к переводу существующих идей и решений в готовый проект перспективного ракетного комплекса. 13 февраля 1958 года вышло постановление Совмина СССР о начале разработки двух реактивных комплексов сухопутных войск с управляемыми ракетами на твердом топливе. Один из проектов получил название «Ладога», второй – «Онега». В дальнейшем проекту «Ладога» был присвоен дополнительный индекс 2К10. В третьем квартале 1960 года комплексы требовалось представить на зачетные испытания.

В соответствии с изначальными требованиями, комплекс «Ладога» должен был иметь в своем составе самоходную пусковую установку на базе одного из существующих шасси, набор вспомогательной техники и управляемую ракету с указанными характеристиками. Ракета комплекса 2К10, получившая обозначение 3М2, должна была строиться по двухступенчатой схеме и оснащаться твердотопливными двигателями.

Подобные требования к проекту привели к необходимости привлечения к работам нескольких различных организаций. Так, разработка ракеты 3М2 и общее руководство проектом поручалось СКБ-172. Сборку опытной техники для испытаний планировалось доверить Петропавловскому машиностроительному заводу, а несколько других предприятий должны были поставлять необходимые комплектующие и изделия, прежде всего необходимые шасси, которые следовало применять в качестве основы самоходных пусковых установок.

Изначально было разработано два варианта пусковых установок на базе разных шасси. Предлагалось построить и испытать два варианта подобной техники, на колесном и гусеничном ходу. Возможно, по результатам сравнения двух прототипов планировалось сделать выбор и определить тип машины, который в дальнейшем должен был строиться серийно. Интересно, что в ходе разработки проекта «Ладога», было принято решение о разработке третьей версии пусковой установки на основе еще одного колесного шасси.

С 1959 года силами СКБ-1 Минского автомобильного завода велась разработка колесной самоходной пусковой установки. Специально для этого проекта была разработана новая модификация существующего специального шасси, получившая обозначение МАЗ-535Б. В ходе этого проекта предлагалось максимально широко использовать узлы и агрегаты базовой машины, которые следовало дополнить набором нового специального оборудования.

Машина МАЗ-535 представляла собой специальное четырехосное шасси, изначально предназначенное для использования в качестве тягача. На шасси монтировался дизельный двигатель Д12А-375 мощностью 375 л.с. Использовалась механическая трансмиссия, распределяющая крутящий момент на все восемь ведущих колес. В составе подвески колесной ходовой части присутствовали поперечные рычаги и продольные торсионы, а также гидравлические амортизаторы на передней и задней осях. Обеспечивалась возможность перевозки груза весом 7 т или буксировки 15-тонного прицепа.

В рамках проекта МАЗ-535Б базовая конструкция претерпела некоторые изменения. В связи с новым предназначениям доработкам подверглась конструкция отдельных узлов и агрегатов. В частности, немного поменялась форма кабины экипажа и кожуха двигательного отсека, помещенного позади нее. Кроме того, при перекомпоновке агрегатов была учтена необходимость установки длинной пусковой направляющей с ракетой вдоль машины, что повлекло за собой появление соответствующей ниши, доходящей до моторного отсека. Для стабилизации шасси во время подготовки к стрельбе и при запуске ракеты на кормовой части машины появились опоры-аутригеры.

Пусковая установка системы «Ладога», монтируемая на колесном шасси, представляла собой устройство с возможностью вертикального и горизонтального наведения в пределах некоторых углов. Предусматривалась артиллерийская часть с качающейся направляющей, оснащенной собственными приводами. На последней имелись крепления для установки ракеты, а также для ее вывода на требуемую траекторию при запуске. Интересной чертой пусковой установки была сравнительно малая длина направляющей, обусловленная конструкцией базового шасси. В транспортном положении направляющая не поднималась выше крыши моторного отсека и кабины, тогда как головная часть ракеты находилась непосредственно над ними.

Как и другие самоходные пусковые установки, боевая машина для комплекса 2К10 «Ладога» должна была получать набор навигационной аппаратуры для топопривязки, оборудование для управления пуском и программирования бортовых систем ракеты и т.д. Выйдя на огневую позицию, самоходная пусковая установка могла самостоятельно выполнить все основные операции по подготовке к стрельбе.

Альтернативой колесной пусковой установке на базе МАЗ-535Б должна была стать гусеничная машина аналогичного назначения. В качестве основы для нее было выбрано многоцелевое шасси ГМ-123. После некоторых заметных доработок такая машина могла получать пусковую установку и другие необходимые устройства. В первую очередь, авторам проекта пришлось переработать конструкцию имеющегося корпуса. В исходном виде ГМ-123 имела недостаточную длину, из-за чего корпус пришлось нарастить и компенсировать рост его длины дополнительной парой опорных катков.

Шасси ГМ-123 создавалось для использования в различных проектах бронетехники, что сказалось на основных его особенностях. Так, компоновка машины была определена с учетом необходимости освобождения кормовой части корпуса под установку специального оборудования. Из-за этого силовая установка в виде дизельного двигателя В-54 размещалась в центральной части корпуса. При помощи механической трансмиссии крутящий момент передавался на передние ведущие колеса. В составе ходовой части имелось по семь опорных катков малого диаметра на каждом борту. Использовалась индивидуальная торсионная подвеска.

Читать еще:  Опытный ракетный перехватчик Т-4П (СССР)

В передней части корпуса доработанного шасси имелась надстройка, прикрывавшая обитаемый и моторный отсеки. На кормовой части машины была высвобождена площадка, на которой установили поворотную платформу с пусковой установкой, аналогичной примененной на колесной машине. В походном положении установка с ракетой опускались в горизонтальное положение и дополнительно фиксировались упором в передней части машины. Для запуска ракеты направляющая поднималась на нужный угол. Транспортировочный упор в передней части корпуса соединялся с решетчатой конструкцией, призванной защищать головную часть ракеты на марше.

На определенном этапе разработки проекта «Ладога» было решено разработать третий вариант самоходной пусковой установки, который мог пойти в серию. Одобрение получила колесная боевая машина, однако в качестве основы для нее предлагалось применять не МАЗ-535Б, а ЗИЛ-135Л. Машина последнего типа имела четырехосную полноприводную ходовую часть. Применялись дизельный двигатель ЗИЛ-375Я мощностью 360 л.с. и механическая трансмиссия. Грузоподъемность шасси достигала 9 т.

На грузовой площадке такого шасси предлагалось монтировать весь набор нового оборудования, в том числе и пусковую установку. С точки зрения состава дополнительного оснащения пусковая установка на базе ЗИЛ-135Л не должна была отличаться от разработанной ранее машины, основывавшейся на шасси МАЗ-535Б. Одновременно с этим присутствовали некоторые преимущества в основных характеристиках.

В качестве вспомогательной техники для комплекса «Ладога» изначально были предложены грузовики и тягачи ЗИЛ-157В, а также полуприцеп 2У663 для перевозки одной управляемой ракеты. Для перегрузки ракеты с полуприцепа на пусковую установку планировалось использовать автокраны существующих моделей.

В соответствии с изначальным техническим заданием, СКБ-172 разработало двухступенчатую ракету 3М2 с требуемыми характеристиками. В 1960 году это изделие выпустили на испытания, которые, однако, завершились неудачей. Было выполнено четыре испытательных пуска, завершившихся авариями. Все четыре раза происходило разрушение ракеты перед завершением работы двигателя второй ступени. До конца 1960 года авторы проекта занимались анализом собранных данных и искали пути исправления имеющихся недостатков.

По результатам этих работ был сделан вывод о невозможности продолжения создания двухступенчатой ракеты. Для достижения поставленных целей изделие 3М2 следовало строить по одноступенчатой схеме. Это решение было утверждено в конце 1960 года, после чего специалисты СКБ-172 приступили к созданию новой версии проекта. В некоторых источниках одноступенчатая ракета для комплекса «Ладога» обозначается как 3М3, однако есть основания считать, что она сохранила индекс двухступенчатого изделия-предшественника.

Ракета второй версии получила цилиндрический корпус большого удлинения, разделенный на несколько отсеков и оснащенный коническим головным обтекателем. В центральной и хвостовой частях корпуса предусматривалось два набора Х-образных плоскостей. Центральные стабилизаторы имели трапециевидную форму, хвостовые стабилизаторы с рулями – более сложную, состоящую из двух основных частей. Головной отсек ракеты отдавался под боевую часть, позади которой располагался т.н. доводочный двигатель. Также предусматривался отсек для аппаратуры управления, а все остальные объемы отводились под маршевый двигатель.

Изделие 3М2 получило два твердотопливных двигателя. В хвостовой части помещался маршевый двигатель, отвечавший за разгон ракеты на активном участке полета. Для повышения основных характеристик был использован доводочный двигатель. Он помещался позади боевой части, а его сопла располагались на небольшом кольцевом уступе, помещенным за его хвостовым торцом. В этом месте корпус ракеты имел выемку, образованную сопловым аппаратом и коническим обтекателем. Задачей доводочного двигателя была помощь маршевому при первоначальном разгоне ракеты. В некоторых источниках упоминается, что после выработки топлива доводочный двигатель должен был сбрасываться, однако возможность этого вызывает определенные сомнения.

Ракету предлагалось оснащать инерциальной системой управления, работающей на активном участке полета. Во время работы маршевого двигателя автоматика при помощи набора гироскопов должна была отслеживать перемещения ракеты и вырабатывать команды для рулевых машинок. Обеспечивалось управление по тангажу и рысканью. После выработки твердого топлива ракета отключала системы управления, продолжая неуправляемый полет по установленной баллистической траектории.

Проектом 2К10 «Ладога» предусматривалось применение двух типов боевых частей. Ракета 3М2 могла нести фугасно-кумулятивную боевую часть либо специальный боезаряд малой мощности. Подобное боевое оснащение могло использоваться для атаки площадных целей различных типов, включая стационарные объекты противника или войска в местах сосредоточения.

Ракета имела общую длину 9,5 м при диаметре корпуса 580 мм и размахе стабилизаторов 1,416 м. Стартовый вес изделия – 3150 кг. Информация о массе боевой части отсутствует.

Тактический ракетный комплекс Д-200 «Онега»

В середине пятидесятых годов прошлого века в нашей стране начались работы по изучению тематики управляемых ракет для самоходных ракетных комплексов. С использованием полученных наработок и опыта в дальнейшем были созданы несколько новых проектов. Одним из результатов этих работ стало появление проекта тактического ракетного комплекса Д-200 «Онега». Эта система не вышла из стадии испытаний, однако поспособствовала появлению некоторых новых проектов.

Теоретическая база для создания перспективных управляемых ракет была создана в 1956-58 годах силами специалистов пермского ОКБ-172. Им удалось определить основные особенности перспективной техники. Кроме того, были разработаны новые технические решения и технологии, способные повысить характеристики перспективной техники. В 1958 году начались работы по реализации имеющихся наработок в виде перспективных проектов. 13 февраля вышло постановление Совета министров СССР о начале создания двух реактивных комплексов сухопутных войск с управляемыми твердотопливными ракетами. Один из проектов получил название «Ладога», второй – «Онега».

Целью проекта «Онега» было создание самоходного тактического ракетного комплекса с одноступенчатой управляемой твердотопливной ракетой. Дальность стрельбы задавалась на уровне 50-70 км. В состав комплекса планировалось включить ракету, самоходную пусковую установку и набор вспомогательной техники, необходимой для их обслуживания.

Головным разработчиком проекта «Онега» было назначено конструкторское бюро завода №9 (г. Свердловск), присвоившее ему рабочее обозначение Д-200. Главным конструктором стал Ф.Ф. Петров. Также к работам планировалось привлечь несколько других организаций. К примеру, за разработку одной из версий пусковой установки должно было отвечать СКБ-1 Минского автомобильного завода, а сборка опытной техники поручалась предприятию «Уралмашзавод» под руководством ОКБ-9.

По имеющимся данным, один из вариантов самоходной пусковой установки для комплекса «Онега» получил обозначение Д-110К. В качестве основы для этой машины было выбрано четырехосное колесное шасси МАЗ-535Б, разработанное Минским автозаводом специально для использования в виде носителя ракетных комплексов. На базовое шасси следовало устанавливать набор специального оборудования для перевозки, обслуживания и запуска новых ракет.

Читать еще:  Проект разведывательно-ударного СВВП Canadair CL-74 (Канада)

Являясь специальной модификацией тягача МАЗ-535, шасси ракетных комплексов МАЗ-535Б использовало ряд его агрегатов, а также имело некоторые отличия. На клепано-сварной раме машины, в передней ее части, помещались кабина и расположенный за ней моторный отсек. Прочие части машины отдавались под установку специального оборудования. В случае с проектами «Ладога» и «Онега» речь шла о применении пусковой установки с направляющей, средств обслуживания ракеты, систем навигации и управления.

Позади кабины на шасси монтировался дизельный двигатель Д12А-375 мощностью 375 л.с. При помощи механической трансмиссии осуществлялась передача крутящего момента на все колеса машины, использовавшиеся в качестве ведущих. Ходовая часть имела конструкцию на основе поперечных рычагов и продольных торсионов. Кроме того, первая и четвертые оси дополнительно усиливались гидравлическими амортизаторами. Конструкция машины позволяла перевозить груз массой до 7 т, буксировать прицеп весом до 15 т и двигаться по шоссе со скоростью до 60 км/ч.

По имеющимся данным, самоходная пусковая установка Д-110К получала балочную направляющую для баллистической ракеты. Этот агрегат устанавливался в задней части шасси и оснащался гидравлическими приводами наведения. Конструкция пусковой установки позволяла поднимать ракету на требуемый угол возвышения, соответствующий предполагаемой полетной программе. В транспортном положении направляющая с ракетой располагались горизонтально, над крышей кабины и моторного отсека.

Также был разработан альтернативный вариант самоходной пусковой установки под названием Д-110. Эта машина основывалась на шасси «Объект 429», которое, в дальнейшем стало основой для тяжелого многоцелевого тягача МТ-Т. Изначально «Объект 429» предназначался для использования в качестве основы для различной специальной техники и имел возможность установки дополнительного оборудования на грузовой площадке. В случае с проектом Д-110 таким дополнительным оборудованием должна была стать пусковая установка с набором вспомогательных систем.

Предложенное гусеничное шасси оснащалось дизельным двигателем В-46-4 мощностью 710 л.с. Двигатель и агрегаты трансмиссии располагались в передней части машины, рядом с кабиной переднего расположения. Ходовая часть машины создавалась на основе агрегатов танка Т-64, однако имела иную конструкцию. На каждом борту имелось по семь опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Ведущие колеса помещались в передней части корпуса, направляющие – в корме. Обеспечивалась возможность перевозки груза или специального оборудования массой до 12 т.

При переделке по проекту Д-110 грузовая площадка «Объекта 429» должна была получать опорное устройство с пусковой установкой для ракет, а также некоторое другое оборудование, необходимое для выполнения определенных работ. Расположение пусковой установки было таким, что в транспортном положении головная часть ракеты находилась непосредственно над кабиной экипажа. По составу специального оборудования машины Д-110 и Д-110К не отличались.

Оба варианта самоходной пусковой установки должны были использовать одну и ту же ракету. Основным элементом комплекса Д-200 «Онега» должна была стать твердотопливная ракета 3М1. В соответствии с техническим заданием, это изделие следовало строить по одноступенчатой схеме и оснащать твердотопливным двигателем. Также нужно было предусмотреть использование систем управления, повышающих точность попадания в цель.

Ракета 3М1 получила корпус цилиндрической формы с изменяющимся диаметром. Для размещения всех требуемых агрегатов головной отсек ракеты, оснащенный коническим обтекателем, имел немного больший диаметр в сравнении с хвостовым. На хвостовом отсеке имелось два набора плоскостей Х-образной конструкции. Передние плоскости, смещенные к центру изделия, имели трапециевидную форму со значительной стреловидностью. Хвостовые рули отличались меньшими размерами и иными углами передней кромки. Общая длина ракеты достигала 9,376 м, диаметр корпуса – 540 и 528 мм в головной и хвостовой части соответственно. Размах крыла – менее 1,3 м. Стартовый вес ракеты, по разным данным, от 2,5 до 3 т.

В головной части ракеты системы «Онега» предлагалось помещать осколочно-фугасную или специальную боевую часть массой до 500 кг. Разработка ядерного боезаряда, предназначенного специально для использования с перспективной ракетой, велась с марта 1958 года.

Большая часть корпуса ракеты отдавалась под размещение твердотопливного двигателя. Используя имеющийся запас твердого топлива, ракета должна была проходить активный участок траектории. На определенном этапе разработки ракеты рассматривалась возможность применения отсечки тяги, однако в дальнейшем от нее отказались. Наведение по дальности планировалось осуществлять без использования регулировки параметров двигателя, только за счет соответствующих алгоритмов работы системы управления.

В приборном отсеке ракеты 3М1 должны были располагаться устройства инерциальной системы управления. Их задачей было отслеживание положения ракеты с выработкой команд для рулевых машинок. При помощи аэродинамических рулей ракета могла оставаться на требуемой траектории. Наведение по дальности предлагалось осуществлять по т.н. однокоординатному методу. При этом аппаратура должна была выдерживать ракету на заданной траектории в течение всего активного участка полета без возможности отключения двигателя. Использование таких систем управления позволяло выполнять стрельбу на дальность до 70 км.

Для транспортировки ракет 3М1 «Омега» предлагалось использовать полуприцеп 2У663 с креплениями для двух изделия. Буксировка транспортировщика должна была осуществляться тягачом ЗИЛ-157В. Кроме того, в подготовке самоходных пусковых установок к боевой работе должен был участвовать автокран.

Разработка проекта Д-200 «Онега» завершилась в 1959 году, после чего предприятия-участники разработки изготовили требуемые изделия и представили их на испытания. К концу 59-го часть необходимой техники и устройств, а также ракеты-прототипы доставили на полигон Капустин Яр. В декабре начались бросковые испытания ракет со стационарной версии пусковой установки. Было использовано 16 ракет, которые показали удовлетворительные характеристики. При этом не обошлось без претензий.

Из воспоминаний участников проекта известно об одном несчастном случае, произошедшем во время бросковых испытаний. По просьбе аэродинамиков и баллистиков ОКБ-9, на опытных ракетах устанавливались дополнительные пиротехнические трассеры. Во время подготовки к очередному тестовому запуску двое сотрудников конструкторского бюро ввинчивали в соответствующие крепления необходимые трассеры. Одновременно с этим на пульте управления осуществлялись другие предстартовые процедуры. Оператор пульта, забыв о работах на ракете, подал напряжение, из-за чего трассеры загорелись. Устанавливавшие трассеры специалисты получили ожоги, другие участники работ отделались легким испугом. К счастью, больше подобные ситуации не повторялись, а рядом с опытными изделиями во время подготовки впредь находилось лишь минимально необходимое число людей.

Весной 1960 года полигон Капустин Яр стал площадкой для нового этапа испытаний, в ходе которых планировалось проверить взаимодействие ракет с пусковыми установками, а также определить реальные характеристики оружия. Эти испытания начались с поездок пусковых установок Д-110 и Д-110К по трассам полигона, после чего планировалось приступить к тестовым стрельбам с применением опытных ракет.

Читать еще:  Опытный транспортер-тягач ГТ-М «Объект 564» (СССР)

Интересно, что испытания ракетных комплексов в полном составе стартовали после появления распоряжения о закрытии проекта. По результатам бросковых испытаний, в ходе которых были установлены некоторые проблемы перспективной ракеты, главный конструктор Ф.Ф. Петров сделал соответствующие выводы. Из-за наличия недостатков, устранение которых оказывалось слишком сложной задачей, главный конструктор выступил с инициативой о прекращении работ по теме «Онега». Ему удалось убедить руководство промышленности, в результате чего 5 февраля 1960 года постановлением Совмина разработка проекта была прекращена.

Тем не менее, через несколько недель после появления этого документа достроенные пусковые установки были доставлены на полигон для испытаний в целях сбора необходимых данных. Подобные проверки проводились до 1961 года включительно, в том числе и в интересах новых перспективных проектов. В частности, последние тестовые запуски проводились с полноценным использованием системы управления, отвечающей за полет на указанную дальность. Особых успехов в этих испытаниях добиться не удалось, однако были собраны необходимые данные по управлению дальностью полета без изменения параметров двигателя или отсечки его тяги. В дальнейшем полученный опыт использовался в некоторых новых проектах.

В конце 1959 года началась разработка новой версии ракеты 3М1, которой, в отличие от базового изделия, все же удалось дойти до эксплуатации. В соответствии с новым заказом, требовалось сделать ракету для метеорологических исследований, способную подниматься на высоту 120 км. Проект получил рабочее обозначение Д-75 и официальное МР-12. В течение нескольких первых лет проектом Д-75 занималось ОКБ-9. В 1963 году у конструкторского бюро завода №9 «забрали» ракетную тематику, из-за чего проект МР-12 перешел Институту прикладной геофизики. Также к работам по проекту привлекались Петропавловский завод тяжелого машиностроения и НПО «Тайфун».

Изделие Д-75 / МР-12 со стартовым весом более 1,6 т получило корпус измененной конструкции с одним набором хвостовых стабилизаторов. Оно могло подниматься на высоту до 180 км и доставлять туда необходимую исследовательскую аппаратуру весом до 50 кг. Интересно, что в начале шестидесятых годов развитие техники позволяло оснастить ракету только одним измерительным прибором. К началу девяностых годов появились подобные устройства с 10-15 разными приборами. Кроме того, существовали модификации головной части со спасаемым контейнером для доставки проб на землю. По мере развития проекта масса полезной нагрузки была доведена до 100 кг. Ввиду отсутствия необходимости в поражении целей, ракета лишилась системы управления. Вместо этого стабилизацию при полете строго вверх предлагалось осуществлять при помощи вращения вокруг продольной оси за счет угла установки плоскостей.

Эксплуатация метеорологических ракет МР-12 началась в 1961 году. Впервые они были использованы в ходе контроля за ходом испытаний ядерного оружия. Впоследствии были развернуты несколько стартовых комплексов, в том числе два на научно-исследовательских судах. Одновременно с продолжением эксплуатации ракет МР-12 разрабатывались новые варианты таких изделий. За время эксплуатации ракет семейства было выполнено более 1200 запусков изделий МР-12, МР-20 и МР-25. Кроме того, более сотни ракет доставили полезную нагрузку на высоту свыше 200 км.

Целью проекта с шифром «Онега» было создание перспективного тактического ракетного комплекса с управляемой баллистической ракетой, способной атаковать цели на дальностях до 70 км. Уже в ходе первых испытаний было установлено, что разработанный проект по тем или иным причинам не отвечает предъявляемым требованиям. Из-за наличия серьезных недостатков проект Д-200 был закрыт по инициативе главного конструктора. Тем не менее, опыт и наработки, появившиеся благодаря проекту «Онега», были использованы при создании новых систем. Самым заметным результатом использования такого опыта стало появление одной из самых удачных отечественных метеорологических ракет. Кроме того, отдельные наработки по проекту Д-200 использовались и при создании новых ракетных систем для армии. Таким образом, ракетные комплексы «Ладога» и «Онега» не смогли дойти до эксплуатации в войсках, однако поспособствовали появлению и развитию иных систем различных классов.

2К10 Ладога / ракета 3М2

Фронтовая управляемая баллистическая ракета. Твердотопливная ракета с подвижным стартом разрабатывалась СКБ-172 (г.Пермь), главный конструктор М.Ю.Цирюльников.

В период с 1956 г. по 1958 г. в СКБ-172 выполнены первые научно-исследовательские работы по разработке различных вариантов конструкции оперативно-тактической ракеты с подвижным стартом с различными двигательными установками (жидкостными, твердотопливными). Впервые в отечественном ракетостроении корпус двигателя ракеты был выполнен из высокопрочной стали толщиной в 1 миллиметр, но с подмоткой из композиционных материалов Практически все последующие разработки в данной области выполнялись с максимальным использованием композиционных материалов (источник).

Разработка ракетного комплекса «Ладога» начата по постановлению Совмина СССР №189-89 от 13 февраля 1958 г. о разработке «реактивного комплекса сухопутных войск с управляемыми ракетами на твердом топливе» «Ладога» и «Онега». Согласно постановлению Совмина СССР ракету планировалось сдать на зачетные испытания в 3-м квартале 1960 г. Изначально ракета проектировалась как двухступенчатая.

Первый этап летных испытаний проводился в 1960 г. на полигоне Капустин Яр. В ходе первых четырех пусков с работающей системой управления происходило разрушение ракеты перед окончанием работы двигателя второй ступени. В конце 1960 г. было решено отказаться от двухступенчатой схемы в пользу одной ступени. Опытная партия ракет и опытная ПУ изготовлена Петропавловским машиностроительным заводом на шасси автомобиля ЗИЛ-135Л. Бросковые испытания одноступенчатого варианта начаты в апреле 1961 г. Первые три управляемых пуска проведены в июле-сентябре 1961 г. — во всех трех пусках произошло разрушение ракеты на активном участке траектории из-за потери устойчивости и разрушения сопла двигателя. Доработка двигателя (сопла) — конец 1961 г. Опытная партия в 12 ракет с новым соплом были собаны на заводе №172 в начале 1962 г. Испытания проводились в первой половине 1962 г. — отмечено большое рассеивание, что, вероятно, было следствием неудовлетворительной работы СУ. Работы по ракете прекращены «как по неперспективному изделию» постановлением СМ СССР №231-113 от 3 марта 1962 г.


СПУ комплекса «Ладога» на шасси МАЗ-535Б на полигоне Капустин Яр (фото с http://www.russianarms.ru )

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector