1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытные ракетные подводные лодки проекта В-611 и АВ-611 (Россия)

Опытные ракетные подводные лодки проекта В-611 и АВ-611 (Россия)

Проект АВ611 (NATO – “Zulu V”).
Модернизация проекта 611.

1. Количество подводных лодок проекта: 5

2. Изображение проекта:

3. Состав проекта:

вступление в строй

ВЛАДИВОСТОК: ССЗ № 202 (1)

модернизирована по пр. АВ611

СЕВЕРОДВИНСК: ССЗ №402 (4)

достраивалась по пр. АВ611

достраивалась по пр. АВ611

достраивалась по пр. АВ611

достраивалась по пр. АВ611

4. История проекта:

По результатам испытаний Б-67 в ЦКБ-16 была начата корректировка проекта В-611. К концу 1955 года работы были закончены, и новый проект получил индекс АВ-611.

Лодку оборудовали двумя радиолокаторами. С помощью одного обнаруживали надводные цели, другой же фиксировал излучение чужих радаров. Для поиска подводных объектов, будь то субмарины или мины, служили гидроакустическая станция и шумопеленгатор. Командирский и зенитный перископы располагались на вращающейся площадке.

Цилиндрический сварной прочный корпус длиной 67,5 м выполнили из 18 — 22-мм стали, с необычным — наружным расположением шпангоутов, что позволило увеличить объем внутренних помещений, хотя они все равно оказались тесноватыми. В первом и седьмом отсеках находились торпедные аппараты, В пятом стояли 3 дизеля мощностью по 2000 л.с. В подводном положении воздух к ним подавался через РДП (шнорхель), здесь же была пара дизель-компрессоров. Два бортовых электродвигателя ПГ-101 (в шестом отсеке) по 1350 л.с. приводили во вращение 3х-лопастные гребные винты, средний ПГ-102 (2700 л.с.) без передачи работал на малошумный 4-лопастной винт. В седьмом отсеке, под настилом, смонтировали 140-сильный электромотор экономичного хода. Лодки оснастили кондиционером воздуха, рефрижератором и опреснителем.

Легкий наружный корпус спроектировали обтекаемым, толщиной 3 мм, а у ватерлинии толщину довели до 8 мм в расчете на плавание во льдах.

Стрельба ракетами могла быть осуществлена только при нахождении лодки в надводном положении, при волнении моря до 4 . 5 баллов и скоростях хода 8 . 12 узлов. Подготовка к старту ракет осуществлялась в подводном положении, на что уходило до двух часов. Пуск первой ракеты мог быть произведен через 5 минут после всплытия подводной лодки. За это время пусковой стол с ракетой поднимался на уровень верхнего среза шахты.

Программа испытаний ракеты Р-11ФМ и ракетного комплекса Д-1 продлилась до конца 1958 года, а в феврале 1959 года состоялось решение о принятии на вооружение подводных лодок, оснащенных этим комплексом. Всего было решено переоборудовать пять ПЛ (четыре на ССЗ № 402 в г. Северодвинске и одну — на ССЗ № 202 в г. Владивостоке).

С 1958 по 1967 год было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18 (7 — из-за ошибок личного состава, 3 — по причинам отказа систем ракет, причины остальных определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.

В первое время лодки этого проекта использовались для накопления опыта эксплуатации ракетного оружия. В последствии не раз перестраивались для отработки различных систем вооружений, в частности испытывались гидроакустические и навигационные комплексы. Так на Б-78 испытывали астронавигационную систему (проект АВ-611С), а на Б-89 — гидроакустическую аппаратуру (проект АВ-611Е).

Читать еще:  Высотный самолет-разведчик D-500 Egrett (Европа)

5. Схема проекта:

6. Тактико-технические данные проекта:

Опытные ракетные подводные лодки проекта В-611 и АВ-611 (Россия)

Проектирование опытной ракетной лодки на основе проекта 611 было начато по Постановлению СМ от 26 февраля 1954 года. Проектирование велось ЦКБ-16, главным конструктором проекта был назначен Н.Н.Исанин. Технический проект переоборудования пр.611 в пр.В-611 был закончен в августе 1954 года и утвержден в сентябре того же года. Проект В-611 предусматривал установку двух вертикальных шахт с ракетами Р-11ФМ в носовой части четвертого отсека лодки. В связи с этим одна из 4-х групп аккумуляторной батареи 46СУ подлежала демонтажу.

На лодку пр.В-611 устанавливались приборы: гироазимут горизонта «Сатурн», предназначенный для определения параметров качки и рыскания; счетно-решающие приборы «Доломит» для выдачи целеуказаний бортовой системе управления ракет Р-11ФМ. Все 10 торпедных аппаратов ПЛ пр.611 сохранились, но убирались запасные торпеды и мины. Торпедопогрузочный люк заваривался, а погрузка торпед производилась только через передние крышки торпедных аппаратов. Конструкторы ракеты не рискнули производить пуск ракеты непосредственно из шахты. В целях перестраховки было решено после всплытия ПЛ открывать крышки ракетной шахты и поднимать стартовый стол со стоящей на нем ракетой на уровень верхнего среза шахты (т.е. на высоту около 6 м над поверхностью моря). Чтобы производить горизонтальное наведение ракеты (±180°) и удерживать ее до момента старта было спроектировано ее крепление — «корсет».

Для переоборудования по пр.В-611 была выбрана ПЛ Б-67, построенная на Судомехзаводе (№196) и переведенная по Беломорско-Балтийскому каналу в Северодвинск, где она и достраивалась на плаву. Осенью 1954 года ПЛ Б-67 отдоковали и ввели в крытый эллинг. С лодки выгрузили группу аккумуляторов, вычистив фактически весь IV отсек, срезали кормовую часть ограждения прочной рубки и выдвижных устройств, а также надстройку и часть легкого корпуса в районе IV отсека. В конце августа 1955 года все монтажные работы на Б-67 были закончены. В течение последних двух недель были проведены заводские ходовые испытания. Первая погрузка ракеты Р-11ФМ на лодку состоялась в ночь с 14 на 15 сентября 1955 года. В 17 часов 32 минуты по московскому времени 16 сентября 1955 года был проведен первый в мире пуск баллистической ракеты с борта подводной лодки.

11 ноября 1955 года совместным решением МСП и ВМФ подводная лодка Б-67 была принята в состав ВМФ в качестве учебно-опытного корабля. По результатам испытаний Б-67 в ЦКБ-16 была начата корректировка проекта В-611. К концу 1955 года работы были закончены и новый проект получил индекс АВ-611. 6 января 1956 года совместным Постановление ВМФ, МСП и МОП было решено переоборудовать по проекту АВ-611 четыре строящиеся ПЛ пр.611 и одну находящуюся в строю на ТОФе. Четыре ПЛ были переоборудованы на заводе №402, а пятая — на Владивостокском заводе №202 (ныне «Дальзавод»).
28 января 1958 года ВПК при СМ СССР принимает решение о переоборудовании одной шахты на ПЛ Б-67 пр.В-611 для экспериментальных подводных пусков. В том же году в ЦКБ16 под руководством Н.Н.Исанина разработан технический проект ПВ-611 и рабочие чертежи. На заводе №402 лодка Б-67 была переоборудована и в сентябре 1958 года представлена приемной комиссии.

Читать еще:  Проект самолета-амфибии Бе-26 (СССР)

Опытная ракета для подводного старта «С4.7» была доставлена на лодку лишь в августе 1959 года. Однако первый пуск «С4.7» оказался неудачным. Ракета «не захотела» стартовать из под воды и запуск двигателя состоялся самопроизвольно через час, когда лодка уже всплыла. Пролетев по случайной траектории около 15 км, ракета рухнула на побережье Кольского полуострова. После этого испытания были прерваны почти на год и первый старт ракет К-4.7 из подводного положения состоялся 14 августа 1960 года. Старт был «мокрым», т.е. перед стартом шахта заполнялась водой. В 1964 году после очередного учебного похода ПЛ Б-67 была поставлена в мурманский СРЗ-35 ВМФ, где ее в соответствии с решением ВПК от 30 октября 1963 года за №252 переоборудовали в корабль пр.611РА, разработанный ЦКБ «Волна». Для этого лодку поставили в плав-док ПД-35, отрезали носовую оконечность, демонтировали торпедные аппараты, а на их место установили опытную ГАС «Радиан-1», разработанную НИИ-3. Эта ГАС являлась одним из трактов миноискания также нового гидроакустического комплекса «Рубин», создававшегося для ПЛ пр.661.

В соответствии с Постановлением СМ №762-319 от 11.09.1964 г горьковский завод «Красное Сормово» на своей базе в 1966-1969 годах по чертежам ЦКБ-16 переоборудовал ПЛ пр.АВ-611 Б-78 в лодку пр.АВ-611С. На ней после демонтажа ракетного комплекса в целях испытаний установили радио-оптико-электронную астронавигационную систему «Символ». На месте носовой ракетной шахты, после удаления пусковой установки, смонтировали ПМУ антенного поста системы, вместо кормовой шахты поставили приборы обеспечения испытаний — аппаратуру «Сатурн» и «Маяк». После окончания испытаний через некоторое время эта П.П вновь подверглась переоборудованию. В 1971-1974 годах Севастопольский морской завод им. С.Орджоникидзе в соответствии с пр.АВ-611Д установил на ней и обеспечил проведение испытаний аппаратуры измерения и контроля ФПК «Днестр» и «Днепр».

ПЛ Б-89 в 1967-1969 годах переоборудовалась «Дальзаводом» по пр.611Е, разработанному ЦКБ-16 в соответствии с Постановлением СМ от 30 мая 1966 года для испытаний и принятия на вооружение нового гидроакустического комплекса «Енисей». На ней после демонтажа шахт РО и торпедных аппаратов на освободившихся местах установили приборы, а в носовой оконечности, ограждении прочной рубки, килевой части — антенны всех трактов гидроакустического комплекса «Енисей», гидроакустической станции миноискания «Луч», «абсолютного» лага «Мечта», эхолота «Тисса» и лага НЭЛ-4. В 1968-1971 годах в соответствии с решением ВПК Кронштадтский морской завод в кооперации с северодвинским предприятием «Звездочка» по пр.АВ-611К переоборудовали ПЛ АВ-611 Б-73, установив на ней для испытаний и последующего принятия на вооружение навигационную космическую систему «Штырь-М». В это же время «Дальзаводом» по пр.АВ-611Ц была переоборудована ПЛ Б-62, в ходе чего лодку оснастили в тех же целях аппаратурой космической связи «Цунами-Б».

Основные тактико-технические данные ПЛ пр.В-611 и пр.АВ-611
Главные размерения:
— длина наибольшая, м 90,5 / 90,5
— ширина наибольшая, м 7,5 / 7,5
— осадка наибольшая, м 5,14 / 5,14
Водоизмещение, м:
— надводное (нормальное) 1875 / 1890
— подводное (полное) 2387 / 2415
Запас плавучести, в % от нормального водоизмещения 27 / 27
Глубина погружения рабочая, м 170 / 170
Глубина погружения предельная, м 200 / 200
Скорость надводного хода, уз. 16,5 / 16,5
Скорость подводного хода, уз. 13 / 12,5
Скорость хода в режиме РДП, уз. 6,5 / 6.5
Автономность, сут. 58 / 58
Дальность плавания, миль/уз.:
— надводная 4230/16.5 / 3650/16,5
— подводная 290/2 / 290/2
— в режиме РДП 6300/6,5 / 6300/6,5
Команда, чел.: (всего/в т.ч. офицеров) 72/9

Читать еще:  Опытный истребитель North American YF-93 (США)

Ракетное вооружение
Комплекс Д-1 / Д-1
Число и тип ракет 2-Р-11ФМ / 2-Р-11ФМ
Время подготовки к старту, час. до 2 / до 2
Время 1-го старта после всплытия, мин. 5 / 5
Время 2-го старта после 1-го, мин. 5 / 5

Торпедное вооружение
Носовые торпедные аппараты для торпед калибра 533 мм, шт. 6 / 6
Кормовые торпедные аппараты для торпед калибра 533 мм. шт. 4 / 4
Общее количество торпед, шт. 10 / 10

Большие ДЭПЛ пр.АВ611 с БР Д-1

Торпедное вооружение ДЭПЛ АВ611:
6 носовых 533-мм торпедных аппарата.
4 носовых 533-мм торпедных аппарата.
Прибор управление торпедной стрельбой — ПУТС-Л6-4
Торпед на стеллажах нет.

Ракетное вооружение ДЭПЛ АВ611:
Ракетный комплекса Д-1 с двумя баллистическими ракетами Р-11ФМ. Пуск надводный.

Внешний вид ДЭПЛ АВ611:

Проектирование ДЭПЛ АВ611:
В 1955 году на основании результатов испытаний ПЛ пр.В611, в ЦКБ-16, под руководством главного конструктора Исанина Н.Н. разработан проект первой серийной ракетной ПЛ. Было решено вооружить четыре торпедные дизельные ПЛ пр.611 ракетным комплексом Д-1 и достраивать их по проекту АВ611.

Строительство ДЭПЛ АВ611:

Модернизации ДЭПЛ АВ611:

В начале 1960-х годов на вооружение поступили более мощные ракетные комплексы и с ПЛ пр.АВ611 сняли ракетные комплексы и использовали в качестве плавучих слендов для испытания новых технических средств.

Чертёж ДЭПЛ АВ611: Устройство ДЭПЛ АВ611: Двухкорпусная. Прочный корпус сварной, из стали СХЛ-4 толщиной 18-22 мм разделен на 7 отсеков. Переборки I, III, и VII отсеков-убежищ рассчитаны 10 кг/см². Легкие переборки рассчитаны на 1 кг/см². Шпангоуты наружные. Легкий корпус толщиной 3 мм, ледовый пояс толщиной 8 мм.

I отсек — торпедный;
II отсек — аккумуляторный-жилой;
III отсек — центральный пост;
IV отсек — ракетный;
V отсек — дизельный;
VI отсек — электромоторный
VII отсек — торпедный

Навигационное вооружение ДЭПЛ АВ611:
— Гирокомпас «Курс-3», лаг ГОМ-III (на некоторых ПЛ поздней постройки ГОМ-23М),
— Эхолот НЭЛ-4 (на некоторых ПЛ поздней постройки НЭЛ-4УГ).
— Перископ атаки С-2 с датчиком курсового угла ДКУ-5.
— Зенитный перископ С-8 с датчиком курсового угла ДКУ-7.

Радиолокационное вооружение ДЭПЛ АВ611:
— Обзорная РЛС «Флаг»
— Радиопеленгатор РНП-47-03
— РЛ-ответчик системы госопознавания «Факел-МО-1»
— Станция обнаружения РЛ-сигналов «Накат»

Гидроакустическое вооружение ДЭПЛ АВ611:
— «Марс-24КИГ» (на головной лодке Б-61).
— ГАС шумопеленгования «Феникс» (начиная со 2-й лодки)
— ГАС «Тамир-5ЛС».

Средства связи ДЭПЛ АВ611:
— КВ передатчик Р-641, Р-647 и приемник Р-670,
— УКВ приемопередатчик «Рейд-И»,
— Всеволновый передатчик Р-673,
— Радиотрансляционная установка МКТУ-Ш.
Начиная с 1962 г. на некоторых ПЛ пр.611 («вариант 1962 г.») установлена радиостанция дальней связи «Ива».

Энергетическая установка ДЭПЛ АВ611: Трёхвальная с гребными винтами фиксированого шага (центральный 4-х лопастный, бортовые — 3-х лопастные),
— 3 дизеля 37Д мощностью по 2000 л.с..
— 2 главных гребных электродвигателя ПГ-101 мощностью по 1 350 л.с.
— 1 средний главный гребной электродвигатель ПГ-102 мощностью 2 700 л.с.
— 1 электродвигатель экономичного хода ПГ-104 мощностью 140 л.с.
— 3 группы АБ по 112 46СУ

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector