7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный бронетранспортер К-75 (СССР)

Гусеничный бронетранспортер К-75

Опыт Великой Отечественной войны со всей очевидностью показал — войскам необходимы бронетранспортеры, способные доставлять пехотные подразделения к полю боя, обеспечивающие защиту от пуль и осколков и обладавшие высокой подвижностью. На вооружении Советской Армии в годы войны и после ее окончания состояли только американские БТР, полученные по ленд-лизу и хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации. Не остался без внимания и немецкий опыт использования таких машин.

Сразу после создания в 1947 г. Конструкторского бюро инженерно-танковой техники в составе ЦПИИ СВ им. Д.М. Карбышева (впоследствии — ОКБ Инженерного комитета СА, или ОКБ ИВ) под руководством А.Ф. Кравцева был спроектирован ряд боевых гусеничных амфибий — бронетранспортер К-75, самоходная плавающая установка К-73 (АСУ-57П), плавающий танк К-90 и бронетранспортер К-78. Эти работы шли почти одновременно с созданием К-50, К-61 иК-71.

При разработке новых образцов бронетанковой техники А.Ф. Кравцеву очень пригодился богатый опыт, приобретенный во время эксплуатации и совершенствования бронетанковой и автомобильной техники в условиях ОКДВА. На Дальнем Востоке особые сложности возникали при восстановлении техники — сказывался недостаток специальных, зачастую недолговечных, танковых узлов и агрегатов. Поэтому А.Ф. Кравцев и его конструкторы старались широко использовать узлы и агрегаты, уже освоенные отечественной автотракторной промышленностью, проверенные в эксплуатации и выпускающиеся в массовом количестве. Большое внимание уделялось дешевизне и простоте конструкции, а также удобству ее эксплуатации.

В конструкции гусеничного бронетранспортера открытого типа К-75 были широко использованы узлы и агрегаты артиллерийского тягача М-2, а также грузовых автомобилей.

Опытный образец бронетранспортера изготовили в 1949 г. на Военно-ремонтном заводе №2 ГБТУ (г. Москва) по конструкторской документации ОКБ Инженерного комитета СА, разработанной в соответствии с ТТТ, утвержденными 31 декабря 1948 г. маршалом Инженерных войск М.П.Воробьевым.

Корпус К-75 был выполнен водонепроницаемым, что давало ему возможность держаться на воде и переправляться через реки с помощью дополнительной тяги (средств моторизации, шестов, весел и по канату).

Бронетранспортер был разделен на три отделения: моторно-трансмиссионное (МТО), управления и десантное.

В МТО, расположенном в носовой части корпуса у правого борта, размещались двигатель, его системы и агрегаты трансмиссии. На бронетранспортере был установлен двухтактный, четырехцилиндровый бескомпрессорный дизель ЯАЗ-204Б жидкостного охлаждения мощностью 140 л.с. (по данным завода) [1], заимствованный у тягача М-2. Система питания состояла из двух топливных баков (расположенных вдоль правого борта МТО), распределительных кранов, ручной топливоподкачивающей помпы, фильтров грубой и тонкой очистки, топливопод-качивающего насоса и насосов — форсунок цилиндров двигателя. Общая емкость топливных баков составляла 220 л. Питание воздухом осуществлялось через два инерционно-масляных воздухоочистителя, последовательно соединенных с фильтром типа мультициклон. Система охлаждения включала радиатор, центробежный насос, двенадцатилопастный вентилятор, термостат, бачок с паровоздушным клапаном и трубопровод.

Трансмиссия бронетранспортера состояла из следующих агрегатов: сухого однодискового сцепления грузового автомобиля ЯАЗ-200; трехходовой пятискоростной (с одной передачей заднего хода) коробки передач ЯАЗ-200; главной передачи, представляющей собой пару конических шестерен с передаточным отношением 1,07; бортовых многодисковых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами одностороннего действия и бортовых передач. Соединение ведущего вала главной передачи со вторичным валом коробки передач осуществлялось при помощи зубчатой муфты.

На концах ведомого вала главной передачи размещались бортовые фрикционы с ленточными тормозами, являвшимися механизмами управления бронетранспортером.Управление ими производилось с помощью рычагов и системы тяг таким образом, что при выключении рычагов сначала выключается фрикцион, а затем затягивался тормоз.

Ведущая шестерня соединялась с полуосью через зубчатые муфты, а ведомая была посажена на один вал с ведущим колесом гусеницы.

Над отделением управления и МТО имелась броневая* крыша с двумя люками, которые закрывались броневыми крышками.

В отделении управления, находившемся в носовой части корпуса у левого борта, располагались сиденья механика-водителя и стрелка-радиста, смотровой лючок, приборы наблюдения, приводы управления, контрольно-измерительные приборы, аккумуляторные батареи, радиостанция и боекомплект к пулемету.

Десантное отделение обеспечивало размещение десанта в количестве 16—20 человек или груза весом 2 т. Для десантников имелись перекладины с мягкими сиденьями, которые при перевозке грузов убирались. Спешивание мотострелков и их посадка в бронетранспортер К-75 осуществлялись через открытый сверху корпус и кормовую дверь. Для защиты личного состава от воздействия атмосферных осадков на десантное отделение мог монтироваться тент.

Основным оружием бронетранспортера был 7,62-мм пулемет СГ (СГ-43), который устанавливался в гнезда, имевшиеся на корпусе машины и обеспечивавшие круговой обстрел. Основным местом размещения пулемета являлся вертлюг штатного полевого станка обр. 1943 г. К вертлюгу справа была прикреплена корзина для коробки с лентой, а слева — корпус гильзоотвода, к которому снизу присоединялся гильзоулавли-ватель. Боекомплект пулемета составлял 1000 патронов, снаряженных в четыре ленты. Кроме того, в бронетранспортере размещались 12 гранат Ф-1 в двух укладах (по шесть в каждой).

Броневая защита бронетранспортера К-75 была противопульной. Верхний и нижний лобовые листы корпуса изготавливались из броневых плит толщиной 13 мм, имеющих угол наклона 50°, и толщиной 6 мм, расположенных под углом 70°. 12-мм бортовые и 10-мм кормовой броневые листы были установлены вертикально. Толщина днища составляла 3 мм.

Читать еще:  Перспективный вертолет SB-1 Defiant (США)

Ходовая часть бронетранспортера К-75 включала ведущие колеса с литыми зубчатыми венцами, гусеничные цепи, состоявшие из 95 мелкозвенчатых траков шириной 300 мм. Траки соединялись между собой при помощи плавающих пальцев, работавших без смазки. Верхние ветви гусеничных цепей поддерживались направляющими полозами. Натяжение гусеничной цепи осуществлялось поворотом кривошипа направляющего колеса (ленивца). Каток ленивца был взаимозаменяем с опорными катками и закреплен на цапфе кривошипа. Бронетранспортер имел десять сварных опорных катков с обрезиненными ободами, по пять с каждой стороны. Задние опорные катки дополнительно поддерживались амортизаторами от автобуса ЗИС-154. Торсионная подвеска состояла из торсионных валов и их кронштейнов.

В машине использовалась однопроводная электропроводка (за исключением приборов аварийного освещения). Номинальное напряжение в сети составляло 12 В. Электрооборудование машины включало аккумуляторные батареи 6-СТ-128, электрогенератор Г-500 и стартер — СТ-25.

Для радиосвязи БТР К-75 оснащался радиостанцией 10РТ-12.

В период с 9 по 28 сентября 1950 г. (в соответствии с приказом военного министра СССР №00172 от 19 августа 1950 г.) в районе г. Брова-ры Киевской области состоялись сравнительные заводские испытания опытного образца гусеничного бронированного транспортера К-75. Они проходили по программе, утвержденной заместителем военного министра Маршалом Советского Союза В.Д. Соколовским и министром Транспортного машиностроения Ю.Е. Максаревым. Комиссию по испытаниям возглавлял генерал-полковник танковых войск П.П. Полубояров. ОКБ ИКСА представлял инженер-полковник А.Ф. Кравцев.

Целью испытаний являлось определение соответствия тактико-технических характеристик опытного образца заданным требованиям, надежности работы всех механизмов, удобства обслуживания и ремонта агрегатов и узлов в полевых условиях силами экипажа, размещения десанта, других военных грузов, а также обслуживания пулемета и прицельных приспособлений.

За время испытаний опытный образец бронетранспортера К-75 прошел 1997 км, а пробег в ночное время суток составил 796 км.

На основании результатов испытаний опытного образца бронетранспортера комиссия констатировала, что по основным показателям он соответствует тактико-техническим требованиям, утвержденным начальником Инженерных войск 31 декабря 1948 г. При этом отмечались следующие положительные качества К-75:
— Броневые листы корпуса опытного образца гусеничного бронетранспортера К-75 в соответствии с распоряжением министра Вооруженных Сил СССР были заменены при изготовлении листовой сталью марки СТ-3.
— бронетранспортер изготовлен с использованием серийных агрегатов автотракторной промышленности, что значительно упрощает его конструкцию и удешевляет серийное производство и ремонт;
— благодаря малой высоте (1,55 м) бронетранспортер может быть легко замаскирован на местности;
— в лесистой местности, вследствие небольшой ширины,бронетранспортер отличается хорошей маневренностью и скоростью;
— машина имеет противопульную броню (борт — 12 мм) при сравнительно небольшом весе (7,8 т без десанта и груза);
— бронетранспортер, обладая плавучестью, может переправляться через водные преграды, с применением дополнительной тяги.

В то же время опытный образец имел и ряд конструктивных недостатков, основными из которых являлись:
— недостаточная скорость движения по булыжному шоссе и грунтовым дорогам;
— недостаточная удельная мощность;
— недостаточная вместимость десантного отделения.

По мнению комиссии, из-за наличия указанных недостатков бронетранспортер К-75 в существующем виде не может быть принят на вооружения Советской Армии.

Одним из важных выводов по результатам испытаний опытного образца К-75 явилось то, что подтвердилась возможность создания простого в устройстве, дешевого и массового в изготовлении, надежного в эксплуатации гусеничного бронетранспортера с использованием агрегатов автотракторной промышленности.

Поэтому, учитывая важность разработки такой машины и принятия ее на вооружение, комиссия рекомендовала изготовить два усовершенствованных опытных образца гусеничного бронетранспортера К-75 с выполнением следующих основных требований:
— увеличение максимальной и средней скоростей движения;
— увеличение вместимости десантного отделения до 24 чел.;
— обеспечение удобства размещения десанта и его вооружения.
— увеличение надежности бронетранспортера—с гарантийным сроком службы до 3000 км:
— возможность самостоятельной переправы через водные преграды с помощью упрощенного водяного движителя.

Однако по неизвестным причинам постройка двух доработанных образцов бронетранспортера не состоялась. Но опыт, полученный разработчиками К-75, не пропал даром. Он был использован в последующих машинах, созданных в ОКБ Инженерного комитета СА под руководством А.Ф. Кравцева.

В дальнейшем гусеничный бронетранспортер К-75 был передан в Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники (п. Кубинка), где и хранится в настоящее время.

Характеристики опытного БТР К-75

Длина, мм. 5370
Ширина, мм. 2756
Высота по корпусу, мм. 1550
Вес без груза и десанта, кг. 7820

Удельное давление на грунт, кгс/см2:
-без груза. 0,415
-с грузом. 0,528
Колея, мм. 2425
Дорожный просвет по днищу, мм. 400
Макс, преодолеваемые подъем и спуск. 34′
Макс, бортовой крен. 27′

Высота преодолеваемой вертикальной
стенки, м. 0,7

Скорость, км/ч:
— по шоссе. до 40
-по грунту. до 36,6

Минимальный радиус поворота
(по переднему краю наружного крыла), м. 4
Ширина преодолеваемого рва, м. 2,25

Читать еще:  Опытный пистолет Шевченко ПШ (Украина)

Запас хода по топливу, км:
— по шоссе среднего качества. 216
-по грунтовым проселочным дорогам. 170

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

БТР К-75 (CCCР) — а счастье было так возможно!

boroda

Спасибо, интересно.
Открытая

Открытая машина на 16 десантников (зачем так много?!)

А у нас всегда напихают как селёдку в бочку, и пофиг начальству что из за этого люди погибнут, человек 8-10 было бы нормально.

В частности — закрытость ДО и способность плавать.

А может просто нужен был им более дешёвая модель, вот и выбрали колёсную базу, а БТР-40, БТР-152, да и первые модефикации БТР-60 имели открытое ДО.

Ещё бы неплохо было сдлать БТР повыше, и кормовой люк. А база для него уже отработана, можно было штамповать и штамповать.

.

Не люблю всякие плачи про

Не люблю всякие плачи про потеряные вандервафли, фортуна ходит нормально.

К-75 близко не стоял рядом с 113-м, М-113 машина совершенно другого времени и поколения (Т-113 Опытный, 1957 г. Начало разработки – 1956 г. ), у нас массово выпускался БТР-50 отличная машина, надо сравнивать с аналогами созданми в одно и тоже время например М-39 М-44.

на счет количества народа вы почитайте про американские послевоеннные БТР вот такое чудо как М-44 с загрузкой 3+24 чел

1. Количество десанта

1. Количество десанта определяется тактическими подходами, на тот момент американцы и аериканцы тоже разрабатывали гусеничные БТР повышенной вместимости.

2. К-75 был плавающим (имел водоизмещающий корпус), но не имел движителя — буксировался катером.

3. Закрытое ДО стали делать тогда, когда массово внедрили ТЯО — потребовалась возможность преодоления зараженной территории. К примеру, БТР-60 изначально имел открытый корпус.

Скажем так, К-75 — неплохой переходный вариант. Для массового производства дорогой и сложный, для ограниченной серии потребовалась машина покруче.

Учитывая тот факт, что помимо БТР К-75 в этот же период разрабатывался плавающий гусеничный БТР К-90 — тема прорабатывалась довольно плотно. В итоге дело завершилось созданием БТР-50, который еще и тяжелое вооружение мог транспортировать. А для массовой моторизации пехоты в серию пошли БТР-40 (разведывательный) и БТР-152.

разрабатывался плавающий

разрабатывался плавающий гусеничный БТР К-90

Танк К-90 а БТР

На счет зарузки, есть еще вот

На счет зарузки, есть еще вот такое чудо (Целый карабль) как LVTP-5 (Landing Vehicle Tracked Personnel) Амфибийный БТР для КМП США. Начало разработки – 1950 г. С носовой десантной аппарелью, носовой пулеметной башенкой, задним расположением МТО, 9 опорными катками на борт, трансмиссией Allison CD-850-4A/4B. Вес – 39,82 т. Толщина брони – 6-16 мм. Экипаж – 3+34 чел. (макс. – 45). Г/п – 5,44-8,165 т. Мощность двигателя – 810 л.с. Емкость ВТБ – 1730 л. Серия в 1952-57

«А может просто нужен был им

«А может просто нужен был им более дешёвая модель, вот и выбрали колёсную базу, а БТР-40, БТР-152, да и первые модефикации БТР-60 имели открытое ДО.»

Проходимость колёсных БТР тогда всё же значительно уступала гусениным .Карбюраторные двигатели лучше бы заменить дизелями .Открытое ДО тоже не самый лучший вариант в плане защиты от осколков .И 7,62 мм пулемёт для БТР не достоточно потому что такой пулемёт не сможет успешно уничтожать легко бронированные противотанковые средства .Не плохо было бы иметь в башне БТР автоматическую пушку калибра 20-23 мм с боекомплектом в 400-500 снарядов и 7,62 мм пулемёт примерно с 2000-2500 патронов .Мне кажется что БТР-40 и БТР-152 действительно были дешевыми и временными моделями выпуск которых можно было организовать на базе уже производившихся автомобилей повышенной проходимости поскольку СА остро нуждалась в большом количестве БТР и было очень важно поставить эти БТР в войска как можно быстрее.

БТР по тогдашним

БТР по тогдашним представлениям — «такси до поля боя», задача — предотвратить потери от осколков и огня стрелковки (прежде всего пулеметного огня) до рубежа развертывания в боевые порядки. Концепция колесных БТР/БМП — это уже 80-90 гг.

В книге Эйке Миддельдорфа

В книге Эйке Миддельдорфа «Русская компания: Tактика и вооружение» изложены несколько иные взгляды на использование БТР. Возможно это имело место в следствии того, что немцы имели достаточно большой опыт по этой части. Если пехота начнёт передвигаться на своих двоих ,то она не сможет сопровождать свои танки ,а танки без пехоты тоже не добьются такого успеха как вместе с ней .С учетом появления в войсках многих стран большого количества РПГ поддержка пехотой танков становится просто острой необходимостью не смотря на все связанные с этим потери.

NF пишет:
В книге Эйке

В книге Эйке Миддельдорфа «Русская компания: Tактика и вооружение» изложены несколько иные взгляды на использование БТР. Возможно это имело место в следствии того, что немцы имели достаточно большой опыт по этой части. Если пехота начнёт передвигаться на своих двоих ,то она не сможет сопровождать свои танки ,а танки без пехоты тоже не добьются такого успеха как вместе с ней .С учетом появления в войсках многих стран большого количества РПГ поддержка пехотой танков становится просто острой необходимостью не смотря на все связанные с этим потери.

Читать еще:  Опытный карабин Калашникова 1952 г. №1 (СССР)

Вообще то именно такие взгляды и изложениы. Пехота может защитить танки от огня пехотного ПТО противника, только в пешем строю. Просто БТР, да же легко бронированые, позволили приблизить рубеж спешивания к позициям противника.

Закрытое ДО, как правильно указали выше, появилось только как защита от ЯО и ХО.

«Вообще то именно такие

«Вообще то именно такие взгляды и изложениы. Пехота может защитить танки от огня пехотного ПТО противника, только в пешем строю. Просто БТР, да же легко бронированые, позволили приблизить рубеж спешивания к позициям противника.»

А Вы еще раз прочитайте что именно Миддельдорф в разделе «Бронетранспортёры» пишет про необходимость защиты пехоты не только от ЯО и ХО,но и от обстрела с самолётов и воздушных разрывов артиллерийских снарядов .Он предлагает иметь на БТР сдвижные крыши и чтобы мотопехота могла бы вести бой находясь на БТР защищенная от огня противника иначе медленно продвигающаяся мотопехота не сможет поддерживать танки для которых высокий тепм продвижения крайне важен и что не уничтоженные танками очаги сопротивления должны быть уничтожены мотопехотой с бронетранспортёров . В ближнем бою нельзя терять время на высадку, противника слeдует уничтожать огнём с боронетранспортёров .Быстрое спешивание для ведения ближнего боя допустимо лишь в исключительных случаях .В принципе то что он предлагает более всего похоже на более хорошо защищенные БМП чем на БТР.

Опытный бронетранспортер К-75 (СССР)

Бронетранспортёр К-75 — советский опытный гусеничный бронетранспортёр. Разработан в г. Москва в конструкторском бюро под руководством А. Ф. Кравцова. Серийно не производился.

В 1947 году в ОКБ ИК были начаты работы сразу над несколькими образцами бронетехники, среди которых был новый гусеничный бронетранспортёр К-75. В 1949 году был создан первый опытный образец. В период с 9 по 28 сентября 1950 года первый опытный образец К-75 прошёл заводские испытания. По результатам испытаний комиссия заключила, что бронетранспортёр в целом удовлетворяет заданным тактико-техническим характеристикам, однако имеет ряд существенных недостатков из-за которых машина не может быть принята на вооружение, таких как: недостаточная вместимость десантного отделения, низкая удельная мощность и недостаточная скорость по грунтовым дорогам и шоссе. Комиссией было рекомендовано устранить существующие недостатки и представить на государственные испытания два вновь изготовленных опытных образца, но по неизвестным причинам, образцы изготовлены так и не были, а все работы по бронетранспортёру К-75 были свёрнуты.

В качестве базы использовался советский лёгкий танк Т-70. В конструкции бронетранспортёра использовались так же узлы артиллерийского тягача М2 и грузовых автомобилей.

В К-75 использовался корпус открытого типа. Корпус был сварен из броневых катаных листов. Корпус был разделён на три отделения. В передней части по правому борту находилось моторно-трансмиссионное отделение с силовой установкой, в котором находилась силовая установка и агрегаты трансмиссии. По левому борту располагалось отделение управления. В отделении управления находилось рабочее место механика-водителя с органами управления машиной и контрольно-измерительными приборами, а также место стрелка-радиста. Позади отделения управления находилось десантное отделение. В отделении могли размещаться от 16 до 20 десантников, или перевозиться груз массой до 2000 кг. По бортам были установлены восемь пулемётных гнёзд для установки вооружения. В корме корпуса имелась дверь, через которую происходило спешивание десанта, также было предусмотрено спешивание через открытый верх. Для защиты от атмосферных осадков на крышу десантного отделения мог устанавливаться тент. Корпус обеспечивал плавучесть машины при преодолении водных преград, однако переправа была возможна только с использованием дополнительной тяги, так как бронетранспортёр К-75 не был оснащён собственными водомётами или гребными винтами.

В качестве основного вооружения использовался 7,62-мм пулемёт СГ-43, устанавливаемый в пулемётные гнёзда, находившиеся по периметру корпуса машины. Возимый боекомплект составлял 1000 патронов, снаряжённых в четыре пулемётные ленты. Дополнительно, в бронетранспортёре перевозилось 12 гранат Ф-1, размещённых в шести укладках.

Силовая установка представляла собой двигатель ЯАЗ-204Б, заимствованный от тягача М2. Мощность двигателя составляла 140 л. с. Топливная система представляла два бака суммарной ёмкостью 220 литров с распределительными кранами, фильтрами грубой и тонкой очистки, топливоподкачивающего насоса. Дополнительно устанавливался воздушный фильтр «Мультициклон». Трансмиссия бронетранспортёра К-75 состояла из пяти ступенчатой механической коробки передач ЯАЗ-200, однодискового сцепления, главной передачи, бортовых передач, а также бортовых фрикционов с односторонними ленточными тормозами.

Ходовая часть представляла собой гусеничный движитель, состоявший из двух гусеничных лент. Каждая лента составлялась из 95 траков шириной 300 мм, соединявшихся между собой плавающими пальцами. Вместо поддерживающих катков применялись продольные полозья. На задних узлах были установленный поршневые гидравлические амортизаторы, заимствованные с автобуса ЗИС-154.
#БТР_Bronetehnika_1
#СССР_Bronetehnika_1
#Опытное_Bronetehnika_1

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector