0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный бронетранспортер «Объект 915БТР» (СССР)

Опытный бронетранспортер «Объект 915БТР» (СССР)

Дальнейшая работа по БМД «Объект 915» привела к созданию в 1967 г. опытных образцов боевой машины десанта, принятой на вооружение Советской Армии в 1969 г. под маркой БМД-1. В связи с выбором новой компоновочной схемы базовой машины семейство машин для ВДВ в конструкторском бюро ВгТЗ было пересмотрено в сторону изменения его состава. На базе БМД «Объект 915» в 1965 г. были проработаны проекты следующих машин: бронетранспортера, командно-штабной машины и зенитно-самоходной установки «Стрела-1». Все проекты машин были выполнены на едином унифицированном шасси с кормовым расположением МТО и передним расположением десантно-боевого отделения.

Бронетранспортер «Объект 915БТР» предназначался для транспортировки десанта и различных грузов на поле боя. В качестве основного оружия в носовой части корпуса по оси машины устанавливался 7,62-мм пулемет ПКТ. В состав экипажа машины входил один человек — механик-водитель, который размещался в отделении управления у правого борта корпуса. Такое расположение механика-водителя позволяло рационально использовать площадь днища корпуса при создании других модификаций машины. В состав перевозимого десанта входили командир, стрелок-пулеметчик (они размещались слева от механика-водителя) и 12 стрелков, которые располагались в три ряда вдоль бортов: один ряд — около правого борта и два — у левого. Около двух задних мест десантников в правом и левом бортах имелись шаровые установки для стрельбы из личного оружия.

Все сиденья десантников были выполнены складывающимися — для обеспечения быстрой высадки десанта и подготовки машины для перевозки грузов. Посадка и выход экипажа и десанта из машины осуществлялись через два люка на крыше корпуса (механика-водителя и командира десанта) и кормовой люк, как на базовом «Объекте 915», но с увеличенной шириной. По сравнению с базовой машиной бронетранспортер имел удлиненный на 400 мм и увеличенный по высоте на 150 мм броневой корпус, выполненный из алюминиевого броневого сплава АБТ-101. Поэтому в ходовой части использовалось 12 опорных катков вместо 10, установленных на БМД «Объект 915». Боевая масса бронетранспортера составляла 7 т, десантируемая масса — 5,5 т. Максимальная скорость по шоссе составляла 60,7 км/ч, на плаву — 7 км/ч, запас хода по шоссе достигал 500 км.

Командно-штабная машина управления представляла собой подвижный командный пункт и предназначалась для обеспечения управления соединениями ВДВ. Машина имела броневую защиту и вооружение — пулемет ПКТ с прицельным устройством, которые устанавливались в передней части корпуса у левого борта. В состав экипажа машины входили механик-водитель, радист-пулеметчик и шесть работников штаба: командир соединения, три штабных офицера и два радиста. Командир соединения размещался в носовой части корпуса, по оси машины. На крыше корпуса над его рабочим местом устанавливалась командирская башенка с тремя смотровыми приборами и входным люком, закрывавшимся броневой крышкой. Справа от командира располагался механик-водитель, слева — радист-пулеметчик. У радиста-пулеметчика устанавливался специальный перископический смотровой прибор с вмонтированным в него прицелом для стрельбы из пулемета.

Читать еще:  Перспективный истребитель KAI KF-X (Южная Корея)

В центре среднего отделения оборудовался стол для работы с картой, а в крыше над столом — световой люк с броневой крышкой. Справа, слева и сзади стола имелись места для офицеров штаба. На крыше корпуса, над рабочим местом офицера, располагавшегося сзади стола, устанавливалась вращающаяся башенка с отсчетным устройством для начального ориентирования навигационной аппаратуры. За офицерами по бортам размещались рабочие места для двух радистов. Командир соединения мог разворачиваться на своем сиденье для работы с офицерами. В машине находилась следующая аппаратура: ультракоротковолновая радиостанция Р-123, две ультракоротковолновых радиостанции «бином-М», коротковолновая радиостанция «Выстрел-М», аппаратура ВАС «Яхта», шифровальная машина М-125М, антенно-фидерные устройства, навигационная аппаратура ТНА-2 «Сетка» и блок электропитания.

Зенитно-ракетная установка «Стрела-1» («Объект 9153У») предназначалась для борьбы с низколетящими воздушными целями. Расчет машины состоял из двух человек — оператора и механика-водителя. В зенитный комплекс входили: пусковая установка с четырьмя направляющими, аппаратура целеуказания, прицельное устройство, аппаратура пуска ракет, механизм блокировок. Боекомплект установки состоял из восьми ракет, из которых четыре ракеты размещались на направляющих и четыре — в контейнерах внутри машины. Масса одной ракеты с контейнером составляла 40 кг. Пусковая установка размещалась в средней части корпуса на шариковой опоре. На вращающейся части погона шариковой опоры устанавливался броневой колпак оператора. Многие идеи, заложенные при разработке этого семейства машин для ВДВ, были воплощены в металле во втором послевоенном периоде развития отечественного танкостроения.

авторы статьи: М.В. Павлов, И.В. Павлов
первоисточник: журнал «Техника и Вооружение вчера, сегодня, завтра» 2008 г. №07

3. БОЕВЫЕ МАШИНЫ ДЕСАНТА (БМД) И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МАШИНЫ НА ИХ БАЗЕ

БОЕВЫЕ МАШИНЫ ДЕСАНТА (БМД) и специальные машины на их базе

Год приня-тия на воору-жение

Проект, 1964 г . 1-й вариант. Вес – 6,7 т. С вооружением в неподвижной броневой рубке (углы ГН +/-15 град, ВН — от -5 до +15 град.), двигатель расположен в кормовой части. Боекомплект – 30 выстрелов

2-й вариант. Вес – 7,55 т. С 2-местной башней. Боекомплект – 30 выстрелов. Переднее расположение ведущих колес. Экипаж – 2+5 чел.

3-й вариант. Вес – 7,46 т. С башней БМП «объект 765». Кормовое расположение ведущих колес

КБ ВГТЗ (Волгоград)

Проект, 1964 г . 1-й вариант. Изготовлен макет. С 2-местной башней. Пулеметы: 1 спаренный, 3 курсовых.6 катков на борт. Экипаж – 2+5 чел. Боекомплект – 40 выстрелов. Мощность двигателя – 250 л .с.

2-й вариант ( 1964 г .). С 1-местной башней БМП «объект 765». Место механика-водителя расположено в центре носовой части корпуса

Читать еще:  Проект подводной лодки пр.622 (Россия)

КШМ, проект ( 1964 г .). С неповоротной башней (рубкой). Экипаж – 7 чел.

Макет, 1965 г . Вариант 1. Вес – 6,72 т. Корпус из алюминиевого сплава АБТ-101, башня – из броневой стали. 5 катков на борт. Мощность двигателя – 240 л .с.

Вариант 2. Вес – 6,33 т. Меньшая ширина корпуса (2790 вместо 2880 мм )

Проект. Бронетранспортер: удлиненный на 400 мм и увеличенный по высоте на 150 мм бронекорпус, 6 катков на борт. Вес – 7,0 т. Экипаж – 3+12 чел

Проект. Зенитная установка, боекомплект – 8 ракет

Опытная, 1966 г . Вес – 6,72 т. С двухскатными опорными катками. Мощность двигателя – 240 л .с.

Серия в 1968-79 гг. на ВГТЗ (всех мод.), около 2200 машин. Экипаж – 2+5 чел. Боекомплект – 40 выстрелов, 3-4 ПТУР. Боевая масса – 7,2 т

Командирская, с доп. р/с Р-123М и курсоуказателем ГПК-59, АБ-0,5-П/30, без левого курсового пулемета. Боевая масса – 7,6 т, экипаж – 6 чел. Серия в 1971-79 гг., около 360 машин

С прицелом 1ПН22М2 вместо 1ПН22М1 для обеспечения стрельбы осколочной гранатой

Со штампованными опорными катками иной формы вместо литых

Командно-штабная машина командира батальона. Удлиненный корпус (6-катковый). 2 р/с Р-123 (Р-123М), 2 р/с Р-111, р/с Р-130, складные антенные устройства, автономный бензоэлектрический агрегат АБ-0,5-П30

Машина дальней радиосвязи. Удлиненный корпус (6-катковый)Р/с Р-161А2М (связь на дальности до 2000 км )

Серия в 1979-86 гг., около 1000 машин. С ПТРК «Конкурс» (2 ПТУР) и «Фагот» (1 ПТУР). Боевая масса – 7,6 т

Командирская, с 2 ПТУР (1 9М113 и 1 9М111). Боевая масса – 7,6 т, экипаж – 6 чел. Серия в 1980-87 гг., 220 машин

С 82-мм дымовыми гранатами 902В «Туча» (над стволом орудия)

С р/с Р-173 «Абзац-Р» и ТПУ-Р-174 вместо Р-123М и ТПУ Р-124

Командно-штабная машина командира батальона. 2 р/с Р-123 или Р-112

Опытная, нач. 2000-х гг. С 12-ствольной ПУ для стрельбы 82-мм НАР С-8

КБ ВГТЗ (Волгоград)

Опытная. Начало разработки – 1983 г . Развитие БМД-1 (ОКР «Будка»): новая 1-местная башня, СОВ 2Э36-2 или 2Э36-3. Боекомплект – 300 снарядов, 3 ПТУР. Экипаж – 2+5 чел. Вес – 8,2 т

Серия на ВгТЗ в 1984-90 гг., 562 машины. 1 курсовой (правый) пулемет ПКТ

Модернизированная. Прицел БКП-2-42 вместо БКП-1-42

«объект 916Б» («об. 916К»)

Командирская: с доп. р/с Р-173, 3-м антенной-штырем, зарядным агрегатом АБ-0,5-П/30

Вариант модернизации. С комплексом вооружения «Бережок»: 4 ПТУР «Корнет-Э» по бокам башни, 30-мм АГ-17, панорамный прицел командира, комбинированный прицел наводчика

КБ ВГТЗ (Волгоград)

На базе легкого танка «объект 934». 7 катков на борт

КБ ВГТЗ (Волгоград)

Опытная, 3 машины ( 1985 г .). ОКР «Бахча». С башней БМП-2. Вес – 12,5 т. Мощность двигателя – 455 л .с.

Читать еще:  Опытная БМД «Объект 915» (СССР)

Серия в 1990-97 гг. на ВГТЗ, 137 машин. Экипаж – 2+5 чел., боекомплект – 500 снарядов, 4 ПТУР, СОВ 2Э36-4. Боевая масса – 12,9 т. Мощность двигателя – 450 л .с.

Командирский, 1993 г . Экипаж – 5 чел. Серийно не выпускалась

Химической разведки, 2002 г . С дистанционно управляемой 7,62-мм машиной

Перевязочная машина на удлиненном (7-катковом) шасси

КБ ВГТЗ (Волгоград)

БМД-3 с комплексом вооружения БМП-3, 2004 г . Вес – 13,6 т. Экипаж – 2+5 чел. Боекомплект – 34 и 500 снарядов, 4 ПТУР «Конкурс», 4 ТУР «Аркан». Серия с 2005 г . на ВгТЗ, изготовлено около 30 машин

Модернизированная, 2007 г . (КМЗ). Унифицированная с шасси БМП-3. Изготовлены 2 опытные машины. Планировалось начать серийное производство на КМЗ в 2009 году

С усиленной бронезащитой, 2012 г . 1 машина (переоборудованная опытная БМД-4М)

Броневой корпус БМД-1 изготовлен из алюминиевого сплава АБТ-101 толщиной 10, 12, 15, 20, 23 и 32 мм . Серийное производство БМД-1 велось до 1979 года, выпущено около 2200 БМД-1 и не менее 320 БМД-1К. БМД-1П – в 1979-86 гг, (более 1000 машин), БМД-1ПК – до 1987 г . (более 220 машин) + модернизированы при капитальном ремонте все ранее выпущенные БМД-1/1К. В 1987 году завод изготовил 100 БМД-1, 20 БМД-1К и 80 БМД-2. Поставлялись в Анголу (10), Ирак, Индию, Кубу и Ливию.

В первоначальном проекте «объект 915» предусматривалось создание единого многоцелевого шасси для легкого танка, командно-штабной машины, зенитной установки СЗУ-23 (счетверенная установка 23-мм пушек), инженерно-ремонтной машины и топливозаправщика (емоксть цистерны – 3000 л ).

Для десантирования с воздуха БМД-1, БМД-2 и БТР-Д применяются многокупольные парашютно-реактивные системы (платформы) П-7, П-16 или ПРСМ-925.

Десантирование с воздуха БМД-3 обеспечивается многокупольной парашютной бесплатформенной системой ПБС-950 с полным расчетом, размещенным внутри. В 1990 году изготовлены 5 БМД-3, 1991 – 25, 1992 – 15, 1993 – 27, 1994 – 35, 1995 – 15, 1996 – 9, 1997 – 6.

БМД-4 официально принята на вооружение 31 декабря 2004 г . Первые четыре БМД-4 переданы 137-му полку 106-й вдд в мае 2005 года (в 2005 году были заказаны пять машин). В 2004 г . изготовлены 4 БМД-4, в 2005 г . – 10, в 2006 г . – 6 (план, к концу 2006 года планировалось оснастить один батальон 137-го полка 106-й дивизии – 20 БМД-4). Фактически к 2007 году поступили 14 машин, недополучили – 8 БМД-4. По другим данным, в 2006 г . планировалось поставить 10 машин, в 2007 г . – 10, в 2008 г . — 30 БМД-4. Планировалось поставить в 2011 году для ВДВ 10 БМД-4М и 10 БТР «Ракушка».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector