Опытный бронетранспортер Р-40 (СССР)
БТР-40. Первый советский серийный бронетранспортёр
«Боевые автобусы». Первый советский бронетранспортер, который был запущен в серийное производство, появился в стране уже после завершения Великой Отечественной войны. К разработке машины приступили конструкторы автомобильного завода ГАЗ, которые уже в 1948 году смогли представить военным легкий бронетранспортер БТР-40. Новая боевая машина была создана с использованием узлов и агрегатов полноприводного грузовика ГАЗ-63.
На пути к первому бронетранспортеру
Перед началом Второй мировой войны в Советском Союзе не было своего бронетранспортера, но было огромное количество бронеавтомобилей как с пушечным, так и пулеметным вооружением. Опыт боевых действий достаточно быстро продемонстрировал, что войска остро нуждаются в специализированном транспортном средстве, которое могло бы использоваться в составе механизированных и танковых подразделений для перевозки пехоты. В годы войны эту проблему пытались хоть как-то решить за счет использования для несвойственных им целей бронированных артиллерийских тягачей «Комсомолец», количество которых в войсках таяло как лёд в солнечный весенний день, трофейной техники, а также ленд-лизовских поставок. В частности Советский Союз получил по Ленд-лизу более трех тысяч американских легких бронетранспортеров M3A1 Scout, но этого количества было явно недостаточно.
Одновременно с этим в стране предпринимались попытки создания собственного бронетранспортера. К примеру, на базе полноприводного бронеавтомобиля БА-64. Вариант бронетранспортера БА-64Е был выпущен небольшой серией. С машин демонтировалась башня, крыша также отсутствовала, а в задней части корпуса размещалась дверь. Такой бронеавтомобиль мог перевозить до 6 человек, из них всего 4 десантников. Но создать полноценный бронетранспортер на базе шасси легкового внедорожника было просто невозможно, поэтому машину оценили очень невысоко и массово она не строилась. Помимо этого, в 1944 году в СССР пытались создать свой аналог немецкого полугусеничного бронетранспортера «Ганомаг» и американского M3. Опытный полугусеничный бронетранспортер Б-3 на базе деталей танка Т-70 и грузовика ЗИС-5 был разработан конструкторами завода ЗИС в 1944 году, но испытания данной машины не впечатлили военных, которые отмечали недостаточную тяговооруженность и связанные с этим низкую скорость и надежность новой машины.
Большой проблемой, мешающей создать собственный бронетранспортер в годы войны, была загруженность советской промышленности выпуском танков и самоходных артиллерийских орудий различных типов, свободных мощностей под развертывание в тяжелых условиях производства бронетранспортеров просто не было. В конечном итоге до конца войны можно было наблюдать картину, когда советская мотопехота передвигалась на броне танков. Размещение солдат на броне было вынужденной мерой и подходило только для транспортировки войск без активного противодействия со стороны противника. Солдаты, которые размещались на танках без всякой защиты, были легко уязвимы для огня стрелкового оружия и осколков рвущихся рядом снарядов и мин.
Рождение БТР-40
Задача создания собственного бронетранспортера стала первоочередной для промышленности уже после окончания войны. К работам над новой машиной на заводе в Горьком приступили в 1947 году. При этом советские конструкторы отталкивались от американского легкого многоцелевого бронетранспортера M3A1 Scout, который был взят за образец. Данный бронетранспортер устраивал и военных, которые были хорошо с ним знакомы. В тактико-технических требованиях к новой машине прямо указывалось на то, что БТР должен проектироваться «по образцу американского M3A1». При этом по ряду требований техзадания машина должна была превзойти показатели американского БТР. Бронирование должно было быть серьезно усилено, военные требовали, чтобы бронеавтомобиль был надежно защищен спереди от попадания 12,7-мм пуль, а по бортам и корме – от 7,62-мм пуль, подобной защиты M3A1 не обеспечивал.
Стоит отдать должное конструкторам горьковского автозавода, которые не стали слепо копировать M3A1. Сохранив общую концепцию и модель компоновки, внешне советский бронетранспортер серьезно отличался от американского «Скаута». Для усиления бронезащиты передние и верхние бронелисты корпуса боевой машины конструкторы расположили под большим углом наклона. Также в Горьком отказались от буферного ролика в передней части машины, заменив его на лебёдку. Принципиальным отличием от американского легкого бронетранспортера рамной конструкции стало использование несущего бронированного корпуса.
Строить первый специализированный бронетранспортер конструкторы завода ГАЗ решили на базе шасси грузового полноприводного автомобиля ГАЗ-63. При создании боевой машины конструкторы старались сделать БТР максимально унифицированным с обычными автомобилями, которые серийно выпускались на предприятии. Помимо элементов шасси и других агрегатов, новый бронетранспортер получил от грузовика и рядную «шестерку». При этом, несмотря на высокий уровень унификации с грузовиком, от использования в конструкции БТР-40 рамы конструкторы отказались.
Активные работы по созданию легкого бронетранспортера велись с 1947 по 1949 год. При этом полигонные испытания были завершены уже 9 сентября 1948 года, после чего комиссия рекомендовала принять новый образец бронетехники на вооружение. Однако серийное производство нового бронетранспортера затянулось более чем на год. Всё это время осуществлялся процесс доводки опытных машин, а также удовлетворение новых требований со стороны ГБТУ, изменяющих состав вооружения и бронирования корпуса бронетранспортера. В результате в серию легкий бронетранспортер пошел уже в 1950 году. А простые граждане смогли познакомиться с новинкой только в 1951 году во время традиционного ноябрьского парада на Красной площади.
Стоит отметить, что параллельно на заводе ЗИС в Москве велись работы по доводке бронетранспортера БТР-152, который создавался на базе шасси грузового автомобиля ЗИС-151. Оба бронетранспортера поступили на вооружение в 1950 году и дополняли друг друга. Созданный в Горьком БТР-40 был легким бронетранспортером, способным перевозить до 8 десантников, а разработанный московскими конструкторами БТР-152 представлял собой более тяжелую машину, способную перевозить в десантном отделении до 17 пехотинцев. При этом военные уже тогда сделали ставку на колесные бронетранспортеры, такое положение вещей сохраняется в российской армии и сегодня. Выбор в пользу колесных БТР был сделан по причине их меньшей стоимости в производстве и эксплуатации, а также возможности массового выпуска на имеющихся автомобильных заводах.
Особенности конструкции БТР-40
Новый советский бронетранспортер представлял собой двухосную боевую машину с колесной формулой 4х4. Легкий бронетранспортер имел капотную компоновку и традиционную для техники своих лет конструкцию. В передней части корпуса располагалось моторно-трансмиссионное отделение, за ним отделение управления на двух человек: механика-водителя и командира бронетранспортера, в распоряжении которого имелась рация. За отделением управления в корме располагался десантный отсек, рассчитанный на перевозку 8 пехотинцев.
Бронетранспортер получил несущий открытый сверху бронекорпус коробчатой формы. Корпус был сварным и изготавливался из бронелистов толщиной 8 мм (борта) и 6 мм (корма). Наиболее сильное бронирование было в лобовой части машины – от 11 до 15 мм. Для посадки и высадки экипажа десант использовал двухстворчатую дверь в задней стенке корпуса, также десантники всегда могли покинуть БТР, просто перевалившись через борта. Для посадки и высадки экипажа по бокам отделения управления в корпусе были выполнены небольшие откидные двери. Для защиты от непогоды сверху корпуса можно было натянут брезентовый тент.
В наследство от грузовика ГАЗ-63 новому бронетранспортеру достались мосты, которые были подвешены на полуэллиптических листовых рессорах и дополнительно оснащены амортизаторами двухстороннего действия. Также бронетранспортер получил такую же раздаточную коробку, объединенную с демультипликатором с прямой и понижающей передачами. У водителя имелась возможность отключения переднего моста. При этом от рамной конструкции, как уже отмечалось выше, конструкторы отказались. Это позволило снизить длину корпуса машины до 5000 мм, а колесная база БТР-40 была уменьшена до 2700 мм. У полноприводного грузовика ГАЗ-63 эти показатели составляли 5525 и 3300 мм соответственно.
Сердцем бронетранспортера стал рядный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-40, который представлял собой вариант форсированного двигателя ГАЗ-11, устанавливаемого на грузовике ГАЗ-63. Мотор получил новый карбюратор, а его мощность выросла до 78 л.с. Этой мощности хватало, чтобы разогнать БТР боевой массой 5,3 тонны до 78 км/ч при движении по шоссе, по пересеченной местности машина могла двигаться со скоростью до 35 км/ч. Несмотря на то, что тяговооруженность машины была достаточно низкой (примерно 14,7 л.с. на тонну против 20 у M3A1, оснащенного более мощным двигателем), БТР мог таскать за собой и двухтонный прицеп, что делало легкий бронетранспортер очень универсальным. Также БТР-40 мог легко преодолевать подъемы крутизной до 30 градусов, рвы шириной до 0,75 метра и броды глубиной до 0,9 метра.
Стандартным вооружением легкого бронетранспортера БТР-40 являлся 7,62-мм станковый пулемет Горюнова СГ-43 с боезапасом из 1250 патронов. Помимо этого, десантники могли использовать для стрельбы свое личное стрелковое оружие: автоматы АК и карабины СКС. Вести огонь по противнику можно было через 4 амбразуры в бортах корпуса, а также поверх борта боевой машины.
Серийное производство нового бронетранспортера продолжалось с 1950 по 1960 год, за это время в СССР было собрано примерно 8,5 тысяч БТР-40 в различных вариантах исполнения. На базе бронетранспортера были созданы тягачи для транспортировки противотанковых орудий, зенитные самоходные установки, вооруженные 14,5-мм пулеметами КПВ, штабные и командирские машины. В 1956 году была создана версия бронетранспортера с защитой от поражающих факторов ядерного оружия, новая модель получила закрытый герметичный кузов, при этом количество десантников снизилось до шести человек. Помимо этого, такой вариант учитывал и боевой опыт использования бронетранспортеров в Венгрии в 1956 году, когда десант страдал от огня противника с верхних этажей зданий.
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Опытный бронетранспортер Р-40 (СССР)
Моторное отделение было расположено в передней части корпуса. В нём были размещены двигатель с вентилятором и электрооборудованием, водяной и масляный радиаторы, пусковой подогреватель, масляный и топливный фильтры, лебёдка. Доступ в моторное отделение осуществляется: к двигателю и радиатору – через верхний люк, к лебёдке – через передний в наклонном листе корпуса. Оба люка закрываются броневыми крышками. В крышке над двигателем и в бортовых наклонных листах корпуса имеются жалюзи для выхода горячею воздуха из моторного отделения, в нижней лобовой части моторного отделения – жалюзи, через которые поступает основной поток воздуха для охлаждения радиатора.
Отделение управления находилось за моторным отделением в открытой части корпуса. В нём были размещены органы управления бронетранспортёром, приборы наблюдения, контрольно-измерительные приборы, радиостанция, сиденья водителя (слева) с аккумуляторной батареей под ним и командира (справа), с бензобаком в нише под сиденьем, банок с запасным маслом для двигателя, огнетушитель и воздухоочиститель. Справа от командира и слева от водителя в нижнем поясе корпуса имеются боковые двери, открывающиеся на петлях наружу.
Боевое (десантное) отделение расположено в средней и кормовой частях корпуса. В боевом отделении серийного БТР-40 размещены: пулемет СГМБ, кронштейны для установки пулемётов СГМБ и ДПМ (устанавливаются со специальным переходником), ракетница, клипсы для крепления двух автоматов АК-47, а также укладка боекомплекта, сиденья на восемь человек десанта, ЗИП. аптечка и задний бензобак (у правого борта под сиденьем десанта).
Зенитную установку ЗТПУ-2 с двумя пулемётами КПВ калибра 14.5 мм смонтировали на постаменте в десантном отделении. Максимальный угол возвышения пулемётов +90 склонения – 5°. Для стрельбы по наземным целям имелся телескопический прицел ОП-1-14. по воздушным – коллиматорный прицел ВК-4. Боекомплект – 1200 патронов. Установка управлялась одним наводчиком с помощью механического ручного привода. В состав расчёта входили два заряжающих (по одному на пулемёт). Эффективный огонь обеспечивался по воздушным целям, летящим со скоростью до 600 км/ч на высоте 500 – 1000 м. Горизонтальная дальность эффективного огня составляла 2000 м.
Дед солдата: тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40
Вторая Мировая война стала ареной для битвы моторов, где лучшие умы стран-участниц соревновались в постройке самых маневренных и защищенных броневиков ближнего боя. Почти все операции проходили при поддержке танковых подразделений пехотой, которую также надо было как-то доставить на место сражения. Для таких целей и придумали бронетранспортеры, получившие широкое распространение в послевоенное время, на которое пришлись годы боевой молодости нашего сегодняшнего героя.
И значально пехотинцев доставляли к месту сражения на обычных грузовиках, но на практике на этой затее быстро поставили крест. Бойцы, располагавшиеся в кузове грузовика, становились отличной мишенью для противника, да и проходимость груженых автомобилей по пересеченной местности оставляла желать лучшего – пехоте был нужен собственный бронированный транспорт.
Первые опыты создания бронеавтомобилей в СССР выявили основные недостатки этого класса автомобилей: перетяжеленные броневики с приводом на одну ось легко вязли на проселках и не могли обеспечить доставку необходимого количества пехотинцев. Проблему попытались решить, построив бронетранспортер на базе крошечного полноприводного БА-64 – бронеавтомобиль с индексом «Е» мог вместить шесть человек. Некоторое количество таких бронетранспортеров поступило в разведывательные подразделения, но широкого распространения броневик не получил: сказывалась малая пассажировместимость, отсутствие вооружения для самообороны и стесненные условия десантников внутри. Анализируя полученный опыт, конструкторы Горьковского автомобильного завода пришли к выводу, что построить многоместный броневик из командирского джипа просто невозможно.
Снаружи
При создании нового бронетранспортера конструкторы ГАЗа руководствовались максимальной унификацией с автомобилями, выпускаемыми на предприятии. Первые прототипы, обозначенные в заводской документации как «Объект 141», вышли из заводских ворот в 1947 году. По требованиям военных новый броневик должен был обеспечивать перевозку до восьми пехотинцев в полной амуниции по пересеченной местности, с бронезащитой от попадания пуль и осколков, а для обороны и поддержки пехоты его предполагалось оснастить пулеметом.
На фото: White M3A1 Scout Car
Изучив ближайшие зарубежные аналоги, специалисты ГАЗа взяли за прототип американский бронетранспортер М3А1 Scout Car, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Основными агрегатами с новым отечественным бронетранспортером, поступившим на вооружение Красной Армии под именем БТР-40, поделился внедорожный грузовик ГАЗ-63. У него, например, позаимствовали рядную «шестерку», получившую индекс «ГАЗ-40» и отличавшуюся от обычного мотора иным карбюратором, что позволило увеличить мощность двигателя с 70 до 80 л. с., и коробкой передач. Поскольку мотор был полностью спрятан под бронированным капотом, пришлось спешно продумывать систему охлаждения. По наследству от «63-го» достались БТР-40 и мосты, подвешенные на полуэллиптических листовых рессорах и снабженные рычажными амортизаторами двухстороннего действия, а также раздаточная коробка, объединенная с демультипликатором, который имел понижающую и прямую передачи. Передний мост отключался вручную, при этом, чтобы не сломать систему при движении на заднем приводе, рычаг «раздатки» блокировался.
В отличие от своего штатского «коллеги», «сороковой» не имел рамы. Вместо неё несущую основу играет сварная бронекапсула, призванная защитить экипаж от попадания пуль и осколков.
Правда, вся эта защита кажется ненужной после того, как узнаешь, что этот БТР – кабриолет. Крыши как таковой у автомобиля нет – ее роль заменяет брезентовый тент, способный укрыть бойцов разве что от непогоды.
Сделано это было после того, как оказалось, что получившаяся машина оказалась перетяжеленной для «газоновского» движка.
Однако военных бронетранспортер удовлетворил. На испытаниях он преодолевал брод глубиной до 0,9 метра, подъемы крутизной под 30 градусов и рвы шириной до 0,75 метра, ведь дорожный просвет машины составляет весьма впечатляющие 276 мм, а для пущего повышения проходимости БТР оснастили 18-дюймовыми шинами с протектором в виде «косой елки», характерной для большинства отечественных внедорожных автомобилей. При этом максимальная скорость машины по пересеченной местности достигала 35 км/ч, а на хороших дорогах этот показатель можно было увеличить вдвое. Добавьте к этому двухтонный прицеп на буксире – и вы получите вполне удобную и многоцелевую машину для нужд разнообразных войск.
И еще одна деталь, сразу заметная при беглом взгляде на переднюю часть машины – это мощная цепь передней лебедки. Оказывается, она здесь механическая и имеет привод от коробки отбора мощности, причем трос, разматывающийся аж на 75 метров, вполне легко вытягивает машину из «плена».
Внутри
Чтобы пробраться в салон, нужны навыки эквилибриста: узкая бронедверь открывается под острым углом, прикрывая седоков от возможного обстрела. Чтобы забраться внутрь, нужно влезть в неудобный лаз, ужом ввертываясь за гигантскую «баранку» рулевого колеса. Впрочем, при наличии навыка посадка на обитую кожзамом табуретку – процедура не самая сложная.
Несмотря на высоту, на которую приходится забираться, посадка на этой табуретке очень низкая. Кажется, что это спорткар и что до земли – всего несколько сантиметров клиренса. Сложно отсюда и вылезти – чтобы не удариться о притолоку корпуса, нужно исполнить пару гимнастических элементов. Передние амбразуры оборудованы откидными бронекрышками, оснащенными пулестойкими «триплексами», прикрыв которые вы сводите обзорность машины до нуля. Форточек и боковых зеркал тут тоже нет – зато имеются смотровые щели, которые расположены на «скулах» корпуса слева и справа, они при необходимости блокируются наглухо, при этом обеспечивая хоть какой-то боковой обзор и вентиляцию водителю и командиру.
Еще сложнее приходится бойцам: ведь помимо мехвода и командира, БТР может принять на борт до восьми бойцов в полном вооружении. Сидеть на откидных десантных страпонтенах и табуретках с притороченной к броне мягкой обивкой некомфортно, но больше всего задаешься вопросом – как бойцы в полном обмундировании с «калашниковыми» наперевес быстро запрыгивали и выскакивали из машины? Оказывается, все просто: для спешивания бойцов предназначена двустворчатая дверь в корме корпуса.
При первом взгляде на переднюю консоль (если эту железяку вообще можно сравнить с панелями современных автомобилей) глаза разбегаются – ведь такое количество тумблеров и рычажков наверняка вводило в ступор солдат-срочников.
Ан нет: специально для пользователей конструкторы оставили «руководство по эксплуатации» – спереди разместился целый иконостас из табличек, информирующих всех несведущих о схеме переключения передач, правильности подключения переднего моста или работы систем охлаждения. На панели приборов множество стрелочных шкал, среди которых оказались спидометр и аж два датчика температуры – системы охлаждения двигателя и температуры масла.
На ранних броневиках специально для лучшей читаемости приборов ночью шкалы и указатели покрывались тонким слоем соли радия. Разумеется, радиоактивный металл ощутимо «фонил»: местами счетчик Гейгера зашкаливал на отметке 8 000 микрорентген в час (для сравнения, природный фон радиации обычно составляет 30 мкР/ч!). Однако ничего ужасного в этом не было – по крайней мере для тех, кто не намеревался нюхать или лизать эти приборы: благодаря высокому рассеиванию гамма-лучей на дистанции в один метр радиоактивный фон падал до естественного. К тому же соли радия активно применялись и в других советских приборах военного комплекса, пока не были найдены более безопасные заменители. Нет радиоактивных элементов и у нашего героя – в процессе реставрации он получил приборы, которые для лучшей читаемости покрыли безвредным люминофором.
Для связи с войсками командиру полагается радиостанция Р-113, короб которой разместился перед командирским сиденьем. Штатно БТР комплектовался пулеметом Горюнова калибром 7,62 мм, которым экипаж мог успешно отбиваться как от низколетящих воздушных целей, так и вести огонь по живой силе противника, а также – прикрывающий огонь для десантирующихся пехотинцев. Наша машина – разумеется, демилитаризованная, то есть пулемет с неё демонтирован, но хранится совсем рядом – в гараже у хозяина. Ну а в реальных боевых условиях и сами бойцы могли вести огонь прямо на ходу – через четыре лючка-бойницы в бортах машины.
За рулем
Чтобы оживить «газоновское» сердце нашего броневика, потребуется целая процедура. Забудьте о простом повороте ключа зажигания! Сначала тумблером надо включить «массу», без этого на военных автомобилях никак – отключив рычажок, мы полностью обесточиваем машину, а не выключаем мотор. Ищу следующий тумблер на панели приборов: зажигание. Щелчок – и выжимаем напольную педаль стартера, предварительно не забыв вытянуть ручку подсоса на себя (вы ведь не забыли, что наша машина карбюраторная?). Вот теперь можно и трогаться – правда, появилась новая задача: сдать назад.
Обзора назад тут нет, ориентируюсь только по вынесенным далеко вперед зеркалам заднего вида, установленных владельцем и хоть как-то облегчающим маневрирование. Ни на одной машине их не было, а для помощи неопытному водителю в осознании габаритов БТР-а на передних крыльях примостились кругляши белого цвета. Зад на табуретке без каких-либо ремней безопасности (а зачем?), руки обнимают обод руля, размерами превосходящий колесные диски этих ваших кредитных Фокусов, ноги на педалях, взгляд – в триплексы лобового стекла, и в голове уже звучит гагаринское: «Поехали!».
Помните про усилители руля, которые имели вполне широкое распространение за рубежом в те годы? Забудьте и про них! Назовите меня сексистом, но БТР – машина для настоящих мужиков, ведь чтобы повернуть рулевое колесо, нужно приложить недюжинную силу. Выжимаю длинноходную педаль сцепления, немного раскручиваю нижневальную «шестерку», почти неслышно работающую на холостых оборотах, и пятитонная махина начинает движение, издавая ласкающий слух низкочастотный гул, создающий впечатление монументальности и прочности. Если вы ожидали от БТР какой-то динамики в разгоне с места до максимальной скорости в 60 км/ч, то я вас огорчу. Разгон – как у груженого грузовика, уверенный и нерасторопный. И это недалеко от истины – ведь мы уже усвоили, что основные агрегаты тут позаимствованы от полноприводного брата ГАЗ-51, модели ГАЗ-63.
Но самое интересное начинает происходить при переключении передач – ведь коробка тут несинхронизированная, и для правильного включения нужной передачи нужно осваивать хитрую науку переключения с двойным выжимом. Хотя это для нас сегодняшних это экзотика, пережиток прошлого, а в годы молодости этой машины владение этой техникой было обязательным для водителя, чтобы он быстро не вывел из строя трансмиссию.
Даже остановить броневик не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Я плавно выжимаю педаль тормоза, а машина… не тормозит. Что такое? Ласкового отношения БТР не любит – на педаль нужно давить, словно давишь кованым сапогом капиталистическую гидру, и только после этого пятиметровая махина соизволит остановиться. Да-а, а ведь на нем служили – успели «сороковые» и повоевать в локальных конфликтах по миру.
Впервые проверку на прочность в боевых условиях «сороковой» прошел в конфликте в Венгрии в 1956 году. Использовали его и на Ближнем Востоке, и в Юго-Восточной Азии, а в ряде стран эти машины даже состояли на вооружении и даже получали собственные модификации. Так, в Индонезии нашему герою сварили закрытый бронекорпус, на который водрузили башню с пулеметом. После обновления парка мотострелковых войск более современными бронетранспортерами «сороковые» передавались в другие роды войск, где использовались для учебных целей или в качестве машин войскового обеспечения. С вооружения России последние БТР-40 были сняты в 1993 году.
История покупки
Как вы думаете, где можно купить такой БТР? Съездить на один из военных полигонов, где, возможно, вам повезет найти остатки броневика, тихо ржавеющие на задворках и ожидающие своей участи быть сданными в ближайший пункт металлолома? Все гораздо проще. Алексей, будущий владелец, нашел его по объявлению на Авито (в очередной раз удивимся – чего же там только нельзя приобрести!), где продавался корпус с документами. Выкупив броню, Алексей привез его в Москву, где и начался долгий и кропотливый процесс реставрации. Фактически, от оригинальной машины Алексею достался только бронекорпус, который впоследствии отпескоструили и привели в форму. Силовым агрегатом, «раздаткой», карданами и мостами поделился донорский ГАЗ-63, а все детали были отмыты, перебраны и заново окрашены.