0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный бронетранспортёр «Объект 112» (СССР)

БТР-112

Connected to:

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

История создания

Разработан в г. Свердловске под руководством Л.И. Горлицкого. [1] В 1949 году был создан опытный образец. Однако в серию машина не пошла. [2]

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

В корме располагалось десантное отделение [2] , в которое вмещалось до 25 человек десанта. [3] Десантное отделение было открытого типа и не имело крыши. Для посадки десанта, в кормовом листе на крыше корпуса имелась двустворчатая дверь. [2]

Вооружение

В качестве основного орудия использовался транспортный вариант 14,5-мм крупнокалиберного пулемёта Владимирова (КПВТ). Возимый боекомплект составлял 500 патронов. Турельная установка с пулемётом находилась в десантном отделении справа. [2]

В качестве дополнительного вооружения использовался 7,62-мм пулемёт Горюнова (СГ-43). Пулемёт устанавливался слева от КПВТ на специальном кронштейне. Возимый боекомплект так же составлял 500 патронов. [2]

Ходовая часть

В качестве базы было выбрано шасси САУ СУ-100П (Объект 105). В отличие от базового варианта, длина шасси БТР-112 была увеличена на 640 мм, а также был добавлен дополнительный 7-й опорный каток с обеих сторон бронетранспортёра. [2]

Машины на базе

Сам бронетранспортёр БТР-112 серийно не производился, однако шасси (семикатковый вариант базового шасси СУ-100П) было использовано при проектировании и изготовлении ряда других машин.

  • «Объект 117» — опытная самоходная прожекторная установка СПУ-117
  • «Объект 118» — Гусеничный минный заградитель
  • «Объект 123» — шасси СПУ 2П24 ЗРК «Круг»
  • «Объект 124» — шасси СНР 1С32 ЗРК «Круг»
  • 1К11 «Стилет» — самоходный лазерный комплекс первого поколения «Стилет»

Сохранившиеся экземпляры

На данный момент (2010 год) один из сохранившихся экземпляров находится в Танковом музее в городе Кубинка. [3]

Опытный бронетранспортёр «Объект 112»

ОПЫТНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЁР «ОБЪЕКТ 112» (СССР)

Бронетранспортер «Объект 112» предназначался для повышения подвижности, боевой мощи и усиления защищенности стрелковых подразделений и частей танковых и механизированных дивизий. Он был разработан в 1919 г. в Свердловске коллективом конструкторов Уралмашзавода под руководством Л.И. Горлицкого. ОКР по проектированию и изготовлению БТР была задана Постановлением СМ СССР от 9 апреля 1947 г. В 1949 г. с использованием узлов и агрегатов самоходной артиллерийской установки СУ-100П был изготовлен опытный образец для проведения заводских испытаний. К концу того же года был готов и опытный образец БТР для проведения государственных испытаний, которые были проведены в январе-марте 1950 г. на HИИБТ полигоне в Кубинке в объеме 5004 км пробега.

Машина испытаний не выдержала вследствие конструктивных дефектов ходовой части. После доработки ходовой части опытный образец БТР прощел заводские испытания в осенне-зимних условиях в объеме 3000 км пробега. На основании Постановления СМ СССР от 27 декабря 1951 г. Уралмашзавод к лету 1953 г. изготовил три доработанных опытных образца БТР «Объект 112». Коллектив конструкторов Уралмашзавода с июня 1953 г. возглавил главный конструктор Г.С. Ефимов. Три опытных образца с 13 августа по 13 октября 1953 г. прошли Boйсковые испытания в районе г. Житомир в объеме 5000 км пробега. Были выявлены производственные и конструктивные недостатки, основными из которых являлись ненадежная работа коробки передач, вентилятора, тормозов ПМП. После их устранения осенью 1954 г. были проведены контрольные испытания двух опытных БТР. В ходе испытаний было отмечено, что подвеска не обеспечивает движение БТР с высокими средними скоростями по грунтовым ухабистым дорогам.

Читать еще:  Опытный истребитель-перехватчик ПТ-7 / ПТ-8 (СССР)

Большая удельная мощность бронетранспортера полезно не реализовывалась. Сложная и дорогая в производстве гусеница с РМШ не обеспечивала надежную работу свыше 3000 км. Десант в количестве 25 человек был размещен в машине очень тесно, что приводило к его быстрой утомляемости. Установка 7,62-мм пулемета СГМБ на БТР оказалась неэффективной. Всего было изготовлено 7 опытных образцов бронетранспортера «Объект 112». На вооружение бронетранспортер не принимался, так как было признано целесообразным оснащать армию более простым в производстве плавающим гусеничным бронетранспортером «Объект 750», разрабатывавшимся одновременно с БТР «Объект 112».

Опытный бронетранспортёр «Объект 112»Схема общей компоновки бронетранспортера «Объект 112» предусматривала переднее расположение отделения управления и МТО и кормовое размещение десантного отделения. Отделение управления находилось слева по ходу машины, моторно-трансмиссионное — справа. В отделении управления друг за другом располагались рабочие места механика-водителя и командира машины. В корпусе БТР имелись сиденья для 25 членов десанта. Для стрельбы из личного оружия членов десанта в бортах корпуса и в двух десантных дверях имелось по одной амбразуре. На двух опытных БТР, проходивших контрольные войсковые испытания в бортах корпуса имелось по две амбразуры. Спешивание и посадка стрелков осуществлялись через люк, располагавшийся в кормовой части корпуса. Люк закрывался двумя бронированными дверьми.

В правой передней части десантного отделения, не имевшего броневой крыши, на специальной опоре была смонтирована турельная установка с 14,5-мм пулеметом КПВ-44. Углы снижения и возвышения пулемета находились в пределах от -5 до +85°, горизонтальный угол обстрела составлял 360°. На кронштейне, приваренном к корпусу машины, устанавливался 7,62-мм пулемет СГМБ. Боекомплект к пулемету КПВ-44 составлял 500 патронов, к СГМБ — 2000 патронов. На двух опытных БТР, проходивших в 1954 г. контрольные войсковые испытания, пулемет СГМБ не устанавливался, а боекомплект к КПВ был увеличен до 1000 патронов. Броневая защита — противопульная. Корпус сваривался из листов толщиной 4, 6, 8 и 15 мм, изготавливавшихся из броневой стали марок 2П высокой твердости и 43ПСМ средней твердости.

На машине вдоль продольной оси корпуса устанавливался дизель В-54-105 мощностью 294 кВт (400 л.с.). Общая емкость четырех топливных баков составляла 450 л. Запас хода составлял 200-395 км в зависимости от дорожно-грунтовых условий. В состав трансмиссии входили многодисковый главный фрикцион сухого трения, двухпоточный механизм передач и поворота бездифференциального тина и два одноступенчатых бортовых редуктора с косозубыми шестернями. В состав МПП входили шестиступенчатая двухвальная коробка передач и два суммирующих планетарных ряда. Двухпоточный МПП позволял осуществлять поворот вокруг центра машины при одновременном переводе рычага управления в первое фиксированное положение и нейтральном положении рычага переключения передач.

Читать еще:  Опытный 420-мм самоходный миномет 2Б1 «Ока» (СССР)

В ходовой части БТР «Объект 112» применялись гусеницы с РМШ последовательного типа, четырнадцать двухдисковых опорных катков с наружной амортизацией, восемь поддерживающих катков, индивидуальная торсионная подвеска и четыре поршневых гидроамортизатора двухстороннего действия. Для внешней связи использовалась коротковолновая радиостанция 10 РТ-26Э, для внутренней связи — танковое переговорное устройство ТПУ-47.

Технические характеристики «Объект 112»
Боевая масса — 18,1 т;
экипаж — 3 чел.,
десант — 25 чел.;
вооружение: пулемет — 14,5 мм, пулемет — 7,62 мм;
броневая защита — противопульная;
мощность дизеля — 294 кВт (400 л.с.);
максимальная скорость — 65 км/ч.

автор статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»

Опытный бронетранспортёр «Объект 112» (СССР)

Гусеничный бронетранспортер БТР-50П обладал более совершенной конструкцией, но также не удовлетворял многим современным требованиям. По существу, он представлял транспортное средство для перевозки 20 человек, которые скученно размещались в средней части машины и, находясь в ней, не могли активно участвовать в бою. Спешивание десанта было затруднено. Стационарным (штатным) оружием БТР-50П не оснащался, а противопульная броневая защита была недостаточной. К тому же и подвижность машины (запас хода и скорость) оставляла желать лучшего. Аналогичные недостатки в части оружия, количества и размещения десанта имел и готовившийся к принятию на вооружение бронетранспортер ГАЗ-49 (БТР-60П).

Бронетранспортер К-75, 1947 г.
Боевая масса — 7,5 т; экипаж и десант — 17 чел.; оружие: 1 пулемет — 7,62 мм; броневая защита — противопульная; мощность двигателя — 103 кВт (140 л.с); максимальная скорость — 40 км/ч.

Бронетранспортер ЗИЛ-153, 1957 г.
Боевая масса — 10 т; экипаж — 2 чел., десант — 16 чел.; оружие — отсутствует; броневая защита — противопульная; мощность двигателя — 132 кВт (180 л.с); максимальная скорость: на суше — 90 км/ч, наплаву — 10 км/ч; колесная формула — 6×6.

Бронетранспортер К-78, 1950 г.
Боевая масса — 10,8 т; экипаж — 2 чел., десант — 22 чел.; оружие: 1 пулемет — 7,62 мм; броневая защита — противопульная; мощность двигателя — 103 кВт (140 л.с.); максимальная скорость: на суше — 34 км/ч, на плаву — 9,7 км/ч.

Бронетранспортер ГАЗ-49 (БТР-60П), 1960 г.
Боевая масса — 9,8 т; экипаж — 2 чел., десант — 14 чел., оружие — отсутствует; броневая защита — противопульная; мощность двигателя — 2х66 кВт (2×90 л.с.); максимальная скорость: на суше — 80 км/ч, на плаву — 10 км/ч; колесная формула — 8×8.

Все серийные и опытные образцы БТР (гусеничные К-75, К-78, «Объект 112» и колесные «Объект 1015» 2 , ЗИЛ-153), разрабатывавшиеся в 1946—1959 гг., предназначались для использования в качестве средств транспортировки мотострелков к полю боя. Поэтому их общая компоновка рассчитывалась на перевозку как можно большего количества личного состава, ограничивавшегося только конструкцией машины (от 16 солдат в БТР ЗИЛ-153 до 24 — в БТР «Объект 112»). Как правило, они не располагали стационарным оружием (за исключением БТР-152, К-75, К-78 и «Объект 112»), В результате на поле боя мотострелки были вынуждены передвигаться в пешем порядке за танками или как танковый десант «на броне» только со своим личным (носимым) оружием, как нередко делалось в годы Великой Отечественной войны. Однако в условиях применения ОМП такой способ передвижения пехоты на поле боя мог привести к неоправданным и преждевременным (даже до непосредственного соприкосновения с противником) потерям личного состава.

Читать еще:  Опытная боевая машина пехоты «Объект 911» (СССР)

Таким образом, успешное решение задач пехотой было возможно лишь при обеспечении ей высокой подвижности, достаточно надежной защищенности от стрелкового оружия и поражающих факторов ОМП и при высокой эффективности огневого воздействия на противника. В связи с этим возникла необходимость создания специальной пехотной боевой машины (ПБМ), используя которую пехота сохраняла присущие ей особенности ведения боя и приобретала недостающие к этому времени защищенность и подвижность на поле боя. Однако отечественные военные специалисты считали совершенно неправильным рассматривать ПБМ лишь как средство взаимодействия пехоты с танками или как средство перевозки к полю и частично на поле боя. Новая машина должна была стать основным средством ведения боя пехотой в современных условиях, придать ей те положительные качества, которыми она отличалась от других родов войск и которые оправдывали ее существование. Особенно важным было иметь такие машины в танковых войсках.

Главной и руководящей тактической идеей ПБМ являлось целесообразное и органическое соединение первичных подразделений пехоты с бронетанковой техникой по принципу танка и его экипажа с той лишь принципиальной разницей, что экипаж ПБМ мог вести бой как находясь в машине, так и вне ее при поддержке штатного оружия, установленного на машине. Первоначально ПБМ представлялась в виде полностью бронированной (обязательно закрытой и герметизированной) подвижной плавающей машины высокой проходимости, вмещавшей необходимое количество бойцов. Экипаж (десант), находясь в машине, должен был иметь защиту от воздействия поражающих факторов ОМП и мог использовать свое личное оружие, а при действии на местности — возможность удобного и прикрытого спешивания. Помимо индивидуального стрелкового оружия десанта (мотострелков), на ПБМ требовалось установить более мощное стационарное скорострельное оружие с противотанковыми возможностями для обеспечения его поддержки в наступлении и устойчивости в обороне. Кроме того, по воспоминаниям старейшего сотрудника Главного бронетанкового управления (ГБТУ) полковника в отставке Г.Б. Пастернака, в свое время курировавшего эти боевые машины, «. она должна была быть для мотострелка родным домом: там дополнительные боеприпасы, сухие пайки, какая-то одежонка, личные вещички. Она должна не только высадить мотострелка, в том числе на ходу, но и подобрать его с поля боя, взять раненого, уметь поддержать его продвижение огнем, находясь за наступающими, и многое другое».

Десант «на броне» танков Т-34-85 и Т-54Б.

2 Краткие ТТХ БТР «Объект 1015», 1959 г.: боевая масса — 10,52 т; экипаж — 2 чел., десант — 19 чел.; оружиеотсутствует; броневая защита — противопульная; мощность двигателя — 132 кВт (180 л.с.); максимальная скорость: на суше — 74,5 км/ч, на плаву — 10,7 км/ч; колесная формула — 8×8.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector