Опытный бронетранспортёр ЗИЛ-153 (СССР)
Бронетранспортер ЗИЛ-153
Чертежи / Схемы
Полные характеристики
Литература
Состояние – создан в 1959 г.
Разработчик – КБ ЗИЛ
Изготовитель – ЗИЛ
Производство – опытный образец
База – специальная
Колесная формула – 6х6
Боевая масса, т – 10,0
Длина, мм – 6970
Ширина, мм – 2820
Высота, мм – 2130
Клиренс, мм – 480
Тип двигателя – карбюратор
Максимальная мощность, л.с – 180
Максимальная скорость,км/ч – 90
Скорость на плаву, км/ч – 10
Преодолеваемые препятствия:
– брод, м – плавает,
Бронирование, мм:
– лоб корпуса – 13
Экипаж(десант), чел. – 2(16)
Вооружение:
– число х калибр, мм и тип орудия – 7,62 мм СГМБ
(боекомплект, шт.) – (1250)
Радиостанция – Р-113
Дополнительные сведения: Корпус сварной, закрытый из броневых катаных листов. Силовая установка и трансмиссия расположены в кормовой части корпуса. Передние и задние колеса управляемые. Для движения по воде используется водометный реактивный движитель.
Основной бронетранспортер армий стран Британского Содружества Наций и самый массовый бронетранспортер периода Второй мировой войны
Первый немецкий бронеавтомобиль, построенный в 30-е годы. Разработан по заказу верховного командования рейхсвера в 1932 году
Первая в мире серийная четырехосная полноприводная бронированная машина. Основной тяжелый бронеавтомобиль вермахта периода второй мировой войны
Разрабатывались в 1942 году в рамках программы модернизации грузовых автомобилей с целью повышения проходимости в условиях Восточного фронта
Первый тяжелый бронеавтомобиль, поступивший на вооружение вермахта. Производился фирмами Daimler-Benz, Bussing-NAG и Magirus
БРОНЕТРАНСПОРТЕР ЗИЛ-153
Состояние создан в 1959 г.
Разработчик КБ ЗИЛ
Производство . опытный образец
Колесная формула . 6×6
Боевая масса, т 10,0
Высота, мм . 2130
Тип двигателя . карбюратор
Максимальная мощность, л.с 180
Максимальная скорость,км/ч 90
Скорость на плаву, км/ч 10
Запас хода, км 600
– брод, м плавающий
Экипаж(десант), чел . 2(16)
– число х калибр, мм и тип
орудия 7,62 мм СГМБ
(боекомплект, шт.) (1250)
Дополнительные сведения: Корпус сварной, закрытый из броневых катаных листов. Силовая установка и трансмиссия расположены в кормовой части корпуса. Передние и задние колеса управляемые. Для движения по воде используется водометный реактивный движитель.
Похожие главы из других книг:
БРОНЕТРАНСПОРТЕР ЗИЛ-153
БРОНЕТРАНСПОРТЕР ЗИЛ-153 Состояние создан в 1959 г.Разработчик КБ ЗИЛИзготовитель . ЗИЛПроизводство . опытный образецБаза . специальнаяКолесная формула . 6×6Боевая масса, т 10,0Длина, мм 6970Ширина, мм 2820Высота, мм . 2130Клиренс, мм 480Тип двигателя . карбюраторМаксимальная мощность,
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-60П (ГАЗ-49)
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-60П (ГАЗ-49) Состояние на вооружении с 13.11.1959 г.Разработчик . КБ ГАЗИзготовитель . ГАЗПроизводство . серия 1960-63 г.г.Колесная формула 8×8Боевая масса, т . 9,8-9,9Длина”, мм 7220Ширина, мм 2906Высота, мм 2105(2375)Клиренс, мм 475Тип двигателя карбюратор ГАЗ-49Максимальная
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-Д
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-Д Состояние на вооружении с 1974 г.Разработчик КБ Волгоградского ТЗИзготовитель Волгоградский ТЗПроизводство серия 1974 г.Боевая масса, т 8,0Длина, мм 5800-5883Ширина, мм 2600-2630Высота, мм . 1650-2000Клиренс, мм . 100-450Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 0,5Преодолеваемые
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-РД
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-РД Состояние на вооружении с 1979 г.Разработчик . КБ Волгоградского ТЗИзготовитель . Волгоградский ТЗПроизводство серияБоевая масса, т . 8,0Длина, мм . 5885Ширина, мм 2630Высота, мм 1650Клиренс, мм 100-450Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 0,5Преодолеваемые препятствия:
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80 Состояние на вооружениис 1986 г.Разработчик . КБ ГАЗИзготовитель . Арзамасский МЗПроизводство серия с 1986 г.База БТР-70Колесная формула . 8×8Боевая масса, т 13,6Длина, мм 7500/7650Ширина, мм 2900Высота, мм 2450/2350Клиренс, мм . 475Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 1,77-3,09 Тип
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80С
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80С Состояние на вооружении с 1994 г.разработчик КБ ГАЗИзготовитель . АО АМЗПроизводство серия с 1994 г.База БТР-80Колесная формула 8×8Боевая масса, т . 14,4Длина, мм 7650Ширина, мм 2900Высота, мм . 2800Клиренс, мм . 475Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; . 1,77-3,09Тип двигателя
БРОНЕТРАНСПОРТЕР 251/9
БРОНЕТРАНСПОРТЕР 251/9 Разработан в 1939 году. Выпускался серийно с 1939 по 1945 гг. Состоял на вооружении армии фашистской Германии. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 8,5Экипаж и десант, чел. 12Габаритные размеры (длина х ширина
БРОНЕТРАНСПОРТЕР 250/Д7р
БРОНЕТРАНСПОРТЕР 250/Д7р Разработан в 1940 году. Выпускался серийно с 1940 по 1945 гг. Состоял на вооружении армии фашистской Германии. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 5,7Экипаж и десант, чел.. 8Габаритные размеры (длина х
БРОНЕТРАНСПОРТЁР «ТИП 1» («ХО-ХА»)
БРОНЕТРАНСПОРТЁР «ТИП 1» («ХО-ХА») Полугусеничный «Хо-ха», разработанный компанией «Хино Моторе» в 1941 году и поставлявшийся в войска с 1943 года, был скомпонован по типу грузовых машин — с передним расположением двигателя. Корпус отличала рациональная форма с установкой
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-152
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-152 Разработан в 1950 году. Выпускался серийно с 1950 г. Состоял на вооружении Советской Армии, поставлялся в развивающиеся страны. Использовался в боях на Ближнем Востоке и в Республике Афганистан.Тактико-техническая характеристикаМасса, т
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40 Разработан в 1950 году. Выпускался серийно с 1950 по 1958 гг. Состоял на вооружении Советской Армии, армий стран Варшавского Договора и ряда развивающихся стран. Использовался в боях на Ближнем Востоке.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР 40В
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР 40В Разработан в 1956 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состоял. В боя: не использовался.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 5,3Численность экипажа (десант), чел.. 2 (8)Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм ..
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40Б
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40Б Разработан в 1957 году. Выпускался серийно с 1957 г. Состоял на вооружении Советской Армии. Использовался в боях на Ближнем Востоке.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 5,3Численность экипажа, чел 8Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-152 В1
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-152 В1 Разработан в 1957 году. Выпускался серийно с 1957 г. Состоял на вооружении Советской Армии. В боях не использовался.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 8,95Численность экипажа (десант), чел 2 (17)Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .
БРОНЕТРАНСПОРТЕР ЗИЛ-153
БРОНЕТРАНСПОРТЕР ЗИЛ-153 Разработан в 1959 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состоял. В боях не использовался.Тактико-техническая характеристикамасса, т .. .. 10Численность экипажа (десант), чел 2 (16)Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР- 60П
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР- 60П Разработан в 1960 году. Выпускался серийно с 1960 по 1963 гг. Состоял на вооружении Советской Армии. В боях не использовался.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 9,8Численность экипажа (десант), чел 2 (14)Габаритные размеры (длина х ширина х высота),
Опытный бронетранспортёр ЗиЛ-153 (СССР. 1959 год).
Согласно ТТТ боевая масса бронетранспортера не должна была превышать 10 т. В броневом корпусе, имевшем противопульную защиту, необходимо было разместить 16 членов боевого расчета. Для обеспечения преодоления водных преград со скоростью 9-10 км/ч БТР должен был быть оборудован или водометным движителем, или гребным винтом. Опытный образец в полном соответствии заданным ТТТ был изготовлен на заводе в конце 1959 г., а в конце 1960 г. он успешно прошел полигонные испытания. Планировалось изготовить установочную партию из 10 машин, для которых Выксунскому заводу дробильно-размольного оборудования были заказаны бронекорпуса. Однако в связи с принятием на вооружение Советской армии бронетранспортера БТР-60П, дальнейшие работы по БТР ЗИЛ-153 были прекращены.
Схема общей компоновки бронетранспортера ЗИЛ-153 предусматривала кормовое расположение отделения силовой установки и переднее расположение отделения управления. В состав экипажа входили два человека, в десантном отделении размещались 16 человек. Сварной полностью бронированный корпус имел противопульную защиту. Он изготавливался из броневых листов, максимальная толщина которых составляла 13 мм. Основу силовой установки составлял V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗИЛ-375 мощностью 132 кВт (180 л.с.). Для повышения удельной мощности бронетранспортера велись работы по проектированию двигателя Урал-ЗИС-376 мощностью 165 кВт (225 л.с.). .Запас хода по шоссе достигал 600 км. В гидромеханической трансмиссии были применены гидротрансформатор и пятиступенчатая коробка передач. Трансмиссия была выполнена по Н-образной схеме с блокируемым межбортовым дифференциалом.
В ходовой части бронетранспортера ЗИЛ-153 были применены независимая торсионная подвеска и широкопрофильные шины большого диаметра. Клиренс БТР составлял 600 мм. Движение на плаву осуществлялось с помощью двух водометов. Запас плавучести составлял 25%. Крайние пары колес были управляемыми, что обеспечивало меньший радиус поворота по сравнению с машинами, имеющими управляемыми две передние пары колес. В носовой части корпуса БТР ЗИЛ-153 была установлена лебедка для самовытаскивания. Машина преодолевала подъемы крутизной до 30° и рвы шириной до 1,8 м. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Номинальное напряжение бортовой сети составляло 12 В. Для обеспечения внешней связи бронетранспортер был оснащен радиостанцией Р-113.
Базовое шасси бронетранспортера ЗИЛ-153 предполагалось использовать для создания колесной БМП «Объект 851».
Боевая масса – 10 т;
экипаж – 2 чел.,
десант – 16 чел.;
вооружение: пулемет – 7,62 мм;
броневая защита – противопульная;
мощность двигателя – 132 кВт (180 л.с.);
максимальная скорость – 90 км/ч; на плаву – 10 км/ч;
колесная формула – 6×6.
Источник – Солянкин А.Г. «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
В конце 1950-х годов армейские заказчики потребовали от разработчиков расширить возможности бронетранспортеров — было необходимо повысить удельную мощность в 1,5-2 раза и придать способность преодолевать водные преграды с ходу — без предварительной подготовки. Возможности БТР-152 и даже БТР-Э152В были признаны недостаточными.
За решение этой задачи на конкурсной основе взялся ряд конструкторских коллективов, среди которых оказался и коллектив специального конструкторского бюро (СКБ) ЗиЛа. Здесь в 1957 году был разработан и в 1959 году построен прототип плавающего бронетранспортера ЗиЛ-153 с полностью закрытым сварным корпусом из броневых катаных листов.
Силовая установка и трансмиссия расположены в кормовой части корпуса. Полноприводное шестиколесное шасси (6х6) с почти равным расположением осей опиралось сверхупругие шины большого сечения (16,00-20″) с регулируемым давлением. Система управления включала в себя два гидравлических усилителя руля, что было необходимо для возможности управлять поворотом колес передней и задней осей одновременно. На машину установили новый V-образный двигатель с бесступенчатым гидротрансформатором и пятиступенчатой коробкой передач ЯАЗ (Н-образная кинематическая схема была применена для упрощения – понадобился всего один межбортовой дифференциал). Подвеска всех колес независимая, на торсионах. Колесные редукторы, герметичные тормоза и водометные движители позаимствовали у ЗиЛ-135Б. Устанавливалась также лебедка с максимальным усилием, достаточным для самовытаскивания. Машина оснащалась радиостанцией Р-113.
Испытания в 1960 году были пройдены с положительной оценкой, но производство установочной партии из 10 машин (были изготовлены корпуса) было свернуто — тогда в конкурсе победил бронетранспортер ГАЗ-49 (БТР-60П), созданный в КБ ГАЗа.
В настоящее время прототип серии ЗиЛ-153 хранится в танковом музее в Кубинке. Попытки продолжения разработки машин этой серии привели к созданию проектов «851» и «852», однако в металле они воплощены не были.