0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный истребитель Bell XP-83 (США)

Опытный истребитель Bell XP-83 (США)

Недостаточные характеристики первых американских реактивных истребителей Bell P-59 были очевидны ещё до появления первых прототипов. Конечно можно сказать, что это первый опыт и ждать выдающихся результатов от Р-59 не стоило, однако руководство USAAF именно на это и рассчитывало. Прекрасно зная о работах, проводимых в Великобритании, где с 1943 года началась программа строительства перехватчиков Gloster «Meteor», американской армии хотелось получить как минимум аналогичных по ТТХ самолёт. Результаты испытаний Р-59 в свою очередь говорили об обратном. Обладая двумя двигателями и большой массой топлива этот истребитель оказался перетяжеленным и, как следствие, был не легким в управлении и слишком вялым в маневре. Больше того, по основным показателям (скорость-дальность-потолок) он уступал серийным истребителям с поршневыми двигателями. Так как использовать его по прямому назначению не представлялось возможным, Р-59 определили роль тренировочного и экспериментального самолёта.

С другой стороны, более перспективные реактивные машины могли появиться в массовом количестве никак не ранее 1945 года. В этой ситуации USAAF заказали фирме Bell разработку улучшенной модификации Р-59, на которой в первую очередь надлежало повысить дальность полета. Новый истребитель получил обозначение ХР-83, а контракт на постройку двух прототипов был подписан 29 марта 1944 года.

Основа конструкции полностью осталась от Р-59, с некоторыми изменениями, касавшимися установки новых двигателей и увеличенного до 1500 галлонов объёма внутренних топливных баков (ещё два ПТБ на 250 галлонов можно было подвесить под крылом). Стандартный состав вооружения включал шесть 12,7-мм пулеметов с боезапасом 300 патронов, однако рассматривалась возможность установки четырех 20-мм или 37-мм пушек. Один из проектов вообще включал батарею из 20 (!) пушек калибра 20-мм, но так и остался на бумаге. Дополнительный контракт от 21 июля 1944 года подтверждал постройку двух опытных экземпляров с серийными номерами 44-84990 и 44-84991. Первый из них был готов спустя восемь месяцев и 28 февраля 1945 года его впервые поднял в воздух летчик фирмы Bell Джеймс Вулэмс. Оказалось, что доработки на пользу не пошли. Истребитель был по прежнему тяжелым в управлении, вяло набирал скорость и имел посредственные взлетно-посадочные характеристики. К тому же, из-за близкого расположения двигателей возникала угроза пожара в хвостовой части, поэтому на аэродроме постоянно дежурили несколько пожарных машин. Второй прототип, полетевший 25 октября, имел удлиненную носовую часть фюзеляжа, приспособленную для установки шести 15,2-мм пулеметов Т17Е3. Большую часть времени он провел на полигоне в Райт Филд, где проходила испытания данная система вооружения.

Тем временем специалисты фирмы Bell провели ряд доработок, улучшивших полетные характеристики, но все остальные данные остались прежними. Максимальную скорость попытались повысить путем установки двух ракетных ускорителей. С целью точного определения скоростных показателей в хвостовой части оборудовали кабину для инженера, однако эта мера оказалась временной и от неё отказались.

Читать еще:  Опытная баллистическая ракета RSA-1 (ЮАР)

Теперь стало окончательно ясно, что схема Р-59 себя полностью изжила, хотя испытания продолжались дальше. В одном из очередных полетов 14 сентября 1946 года на первом прототипе ХР-83 загорелся ускоритель и пилоту Чалмерсу Гудлину и инженеру Чарльзу Фэю пришлось спасаться на парашютах. Второй прототип, мало проводивший времени в воздухе, дожил до 1947 года и был отдан на слом.

P-83, Истребитель фирмы Bell

Полные характеристики

Литература

Основным недостатком ранних самолетов-истребителей с турбореактивными двигателями являлся высокий уровень расхода топлива. Например, самолет фирмы Белл P-59 “Эйракомет” имел дальность полета на внутреннем запасе топлива только около 386 км (240 миль). В 1944 г. компания начала проектировать истребитель с большим радиусом действия, сохранив такую же общую конфигурацию. 31 июля 1944 г. проект фирмы выиграл контракт на производство двух прототипов под обозначением XP-83, и первый из них впервые совершил полет 25 февраля 1945 г. Так же, как и P-59, новая модель представляла собой свободнонесущий среднеплан с трехколесным убирающимся шасси и двумя турбореактивными двигателями, расположенными под корневыми частями каждой консоли крыла. Фюзеляж XP-83 для увеличения внутреннего запаса топлива имел большую площадь поперечного сечения. Запас топлива мог увеличиваться за счет двух подвесных сбрасываемых баков. Однако испытания показали, что летные характеристики самолета являются неудовлетворительными, и от проекта отказались.

Тип: одноместный дальний истребитель.
Силовая установка: два турбореактивных двигателя Дженерал Электрик J33-GE-5 с тягой 1814 кг (4000 фунтов).
Летные данные:
максимальная скорость на высоте 4775 м (15660 футов) 840 км/час (522 миль/час);
практический потолок 13715 м (45000 футов);
дальность полета на высоте 9145 м (30000 футов) с подвесными баками 2784 км (1730 миль).
Веса:
пустого – 6398 кг (14105 фунтов);
максимальный взлетный 10927 кг (24090 фунтов).
Размеры:
размах крыла 16,15 м (53 фута);
длина 13,66 м (44 фута 10 дюймов);
высота 4,65 м (15 футов 3 дюйма);
площадь крыла 40,04 кв.м (431 кв. футов).
Вооружение: шесть пулеметов калибра 12,7-мм (0,5 дюйма).

Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии

Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором

Bell P-39 Airacobra. Суперкар поднебесья.

Пост по просьбе asara65 . Тем более, что есть повод вспомнить о этом самолете. В этом году исполняется 100 лет величайшему асу Александру Ивановичу Покрышкину.

Читать еще:  Проект разведывательно-ударного самолёта WS-606A (Канада-США)

Когда Красная армия освободила Крым и советская авиация присела на бывшие немецкие аэродромы, то наши летчики в общежитии немецких пилотов нашли целую портретную галерею с изображениями советских асов. Покрышкин был изображен ввиде льва, сжимающего в лапах массершмитт, Маковский ввиде пантеры, Савицкий был изображен тигром, Речкалов — огнедышащей коброй. Большинство из этих советских асов, нагнавших столько страху на хваленых стервятников Геринга, летали на P-39 Airacobra.

Катализатором разработки Airacobra стала война в Испании.В ходе этого конфликта громко заявили о себе истребители-монопланы. Американские ВВС не могли оставаться в стороне от общемировых тенденций, и уже в 1937 году был объявлен конкурс на разработку фронтового истребителя-моноплана. Фирма Bell представила на конкурс два варианта истребителя. Первый обычной компоновки, второй с очень обычной, среднемоторной компановкой и более мощным вооружением. Первый проект ВВС отвергли, аналогичный самолет разрабатывала фирма Curtiss. А вот истребитель с мощным, пушечным вооружением вызвал интерес. Было открыто финансирование проекта. Главным конструктором проекта был назначен Роберт Д. Вудс.

6 апреля 1939 года летчик-испытатель Джимми Тэйлор поднял в воздух первый, опытный истребитель XP-39. Результаты испытаний ВВС устроили и заказана предсерийная партия из 13 самолетов. Новый истребитель фирмы Bell был мало похож на другие самолеты этого класса. Двигатель располагался сразу за кабиной пилота, самолет имел среднемоторную компоновку, что делает его схожим с современными суперкарами вроде lamborghini. Такая компоновка позволяла расположить в носовой части фюзеляжа мощное вооружение — одна пушка калибра 37 мм, два пулемета 12,7 мм, еще два пулемета калибра 7,62 мм. Но кроме этого на самолете хватало и других смелых решений: трёхстоечное шасси с передним колесом, двери автомобильного типа. На самолет устанавливался двигатель Allison V-1710-39 мощностью в 1090 л.с.

Так как XP-39 показывал на испытаниях отменные результаты, то вскоре был подписан контракт на поставку этих самолетов USAAC. Первые Airacobra носили обозначение P-39C, было заказано 80 таких самолетов. Первые истребители были поставлены в американские ВВС в сентябре 1940 года. В Европе уже вовсю полыхала война, США спешно перевооружали армию. Поэтому фирма Bell сразу же перешла выпуск более совершенной версии Airacobra — P-39D. От более ранней версии модификация D отличалась протекторированными бензобаками, усиленной бронезащитой, пушкой Испано М1 с боезапасом в 30 снарядов, а так как этих пушек не хватало, то на некоторые самолеты устанавливались 20 мм пушки, пулеметы калибра 7,62 мм переехали из фюзеляжа в крыло, двигатель заменили на более мощный V-1710-35 (E5), мощность 1150 л.с. С этим двигателем Airacobra показывала максимальную скорость в 585 км/ч.

В апреле 1940 года Британия заказала фирме Bell 675 истребителей Airacobra. Британская версия обозначалась Р400 и отличалась более слабым вооружением. Одна пушка 20 мм Бритиш Испано Mk.404 и 4 пулемета британского калибра в крыле. Британцам Airacobra не глянулась. Бой над Британией проходили на больших и средних высотах, а Airacobra в этом диапазоне высот была не сильна, да еще самолет оказался очень требовательный к квалификации пилота. 9 октября 1941 года британские Airacobra сделали единственный вылет на штурмовку, после чего англичане сплавили истребители в СССР.

Читать еще:  СССР - родина автоматических гранатомётов

А тем временем фирма Bell наращивала производство Airacobra, для увеличения производства фирме бы передан казенный завод в Ниагара-Фолз. Совершенствовалась и конструкция. Особенно этот процесс пошел особенно плодотворно когда к улучшению конструкции подключились советские специалисты из ЦАГИ. Так советские специалисты выявили слабость лонжеронов стабилизатора, что приводило к катастрофам при резких маневрах. Всего Airacobra производилась в 6 модификациях, которые различались между собой двигателями разных серий, воздушными винтами, радиооборудованием и объемом внутренних баков.

Самой лучшей модификацией Airacobra стала P-39Q. На этой модификации в крыле вместо 4 пулеметов винтовочного калибра устанавливались два крупнокалиберных, либо пулеметы полностью отсутствовали. Двигатель Allison V-1710-85 выдавал мощность в 1420 л.с.

В СССР первые Airacobra попали в начале 1942 года. Это были британские версии P-39, каких-то яркого следа о себе они не оставили. Постепенно в СССР стали поступать и Airacobra из США. При вводе в строй новых истребителей был учтен негативный опыт полученный при эксплуатации других ленд-лизовских самолетов. Поэтому все Airacobra поступали 6-ю запасную авиабригаду, где был организован центр переучивания летного и тех.состава на новую технику.

Впервые в СССР в бою Airacobra была опробована в боях над Мурманском, в мае 1942 года. Первой же часть полностью перевооруженной на Airacobra стал 153 ИАП, который 29 июня 1942 года прибыл на Воронежский фронт. Воевал полк успешно, за три месяца боев было уничтожено 18 бомбардировщиков, 45 истребителей. Полк же потерял 8 самолетов. Но по настоящему повезло Airacobra когда на этот истребитель перешел 16-й гвардейский авиаполк, в котором служил Покрышкин. К началу 1943 года Александр Иванович разработал особую методику воздушного боя, в которой технические недостатки техники компенсировались правильными тактическими приемами. Полк прошел переоснащение в январе 1943 года, и прибыл на фронт в 8 апреле. Уже на следующий день Покрышкин 2 немецких истребителя. Дальше боевой счет нашего великого аса только рос, и результат был еще большим если бы Александр Иванович не перешел на руководящею работу в 9-у Гвардейскую авиадивизию, командирская должность ограничивала возможность пополнять счет сбитых самолетов противника. Но Покрышкин был не только великим асом, но и учителем, подготовившем целую плеяду советских асов.

Всего в СССР поступило около 5 тысяч Airacobra разных модификаций, а всего было выпущено более 9 тысяч P-39. 4 тысячи осели у американцев, французов и австралийцев. Понятно что эти самолеты тоже не простаивали в ангарах, а воевали. Американцы активно использовали Airacobra на Тихоокеанском театре военных действий. Использовались эти самолеты в основном как истребители-бомбардировщики, штурмовики, чему способствовало мощное вооружение. Но и в воздушных боях Airacobra участие принимали, на них даже летали несколько американских асов, имевших по два десятка побед.

В Европе американцы Airacobra не пользовались, зато актвно вооружали этими самолетами союзников. Так части Сражающейся Франции в Италии были полностью укомплектованы P-39. Использовались Airacobra сугубо как штурмовики.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector