8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный истребитель CF-105 «Arrow» (Канада)

Опытный истребитель CF-105 «Arrow» (Канада)

В 1951 г. конструкторы канадской фирмы Avro Canada приступили к предварительному исследованию возможностей создания преемника околозвукового истребителя-перехватчика CF-100. Были разработаны эскизные проекты самолетов С104/1 и С104/2 соответственно с однодвигательной и двухдвигательной силовыми установками. В октябре 1952 г. этим проектам дал экспертную оценку Канадский авиационный научно-исследовательский институт, в результате чего в июне 1953 г. командование ВВС Канады утвердило скорректированный проект двухдвигательного самолета с обозначением С105. В августе 1953 г. начались аэродинамические испытания 17 моделей, выполненных в масштабе от 1:80 до 1:6. Помимо продувок в аэродинамических трубах в Канаде и США, было выполнены ряд испытаний модели в свободном полете. С помощью ракеты Nike было выполнено 9 пусков в Point Petre (Канада) и 2 на полигоне NASA в США. Все запуски были успешными.

Во второй половине 1954 г. был заключен контракт на изготовление двух опытных образцов самолета, получившего название “Эрроу” и военное обозначение CF-105. Рабочее проектирование возглавил Jim Chamberlin.

Долго решался вопрос с выбором двигателя. Первоначально избранные Rolls Royce RB106 не были готовы вовремя, и выбор пал на Curtiss-Wright J67, разработка которых была прервана в начале 1955. Поэтому до доработки канадского двигателя Orenda PS-13 Iroquois, было решено использовать Pratt & Whitney J75.

В начале 1955 г. приступили к строительству первого опытного образца Mk 1, а год спустя – второго Mk 2. Строительство Mk 1 было завершено летом 1957 г., первая публичная демонстрация этого самолета состоялась 4 октября 1957 г., а 25 марта 1958 г. летчик-испытатель фирмы Я. Жураковский выполнил его облет. У самолета прекрасные аэродинамические качества, присущие более поздним моделям истребителей. Самолет был единственным на то время самолетом в Британском содружестве летающем на скорости более двойной скорости звука. Было построено 5 самолетов СF-105 Mk.1 (6-й уже был в сборочном цехе).

Еще в 1956 г. начались подготовительные работы по запуску в серийное производство самолета модификации Mk.II c канадским ТРД Orenda Iroquois с предполагаемой поставкой 32 самолетов в конце 1959 г. Однако 20 февраля 1959 г. канадское правительство приняло решение прервать дальнейшие работы, обосновывая его экономическими соображениями (стоимость программы, включающей опытно-конструкторские работы и выпуск 100 самолетов, оценивалась в 1,6 млрд. долл.). При этом предполагалось, что более экономичной и эффективной заменой самолета CF-105 окажутся ракеты “Бомарк” класса земля-воздух. Их приобретение обошлось Канаде в 200 млн.долл. Однако в 1961 г. Канада вынуждена была закупить 64 перехватчика F-101 Voodoo за 260 млн.долл. Несколько позже на вооружение были приняты американские самолеты “Старфайтер” F-104 фирмы “Локхид”, производство которых было налажено по лицензии.

20 февраля стало “черной пятницей” канадского самолетостроения. В этот день 14000 чел. потеряло работу, а вскоре еще 35 тыс. 30 апреля 1962 г. активы Avro Canada были приобретены английским объединением Hawker-Siddeley.

Описание самолета. Самолет CF-105 разрабатывался как перехватчик дальнего действия (что обусловлено обширностью территории Канады) для выполнения заданий в трудных атмосферных условиях дня и ночи. Это потребовало применения сложного и объемного электронного оборудования, а также емкой топливной системы, что превратило “Эрроу” в самый большой и самый тяжелый истребитель 50-х годов.

CF-105 представляет собой двухместный, двухдвигательный высокоплан с треугольным крылом, построенный по схеме без горизонтального оперения. Крыло с углом стреловидности передней кромки 62 град. имеет относительную толщину профиля, меньшую в корневых частях (3,5%), большую в концевых (3,8%) и отклоненный вниз носок (от 8 град. в околофюзеляжных частях до 4 град. в концевых). Для уменьшения длины главных стоек шасси консоли крыла имеют отрицательный угол поперечного V (-4 град.), а для улучшения характеристики обтекания передняя кромка выполнена с геометрическим уступом, что позволило увеличить хорду консольных частей крыла на 10 град. Выбранная схема высокоплана позволяет без особых затруднений заменять двигатели и вооружение, не подвергая модификации основную конструкцию планера. Управление осуществляется с помощью отдельных рулей, выполняющих роль элеронов (в консольных частях крыла) и руля высоты. Вертикальное оперение – классическое. Шасси – трехстоечное, со спаренными колесами. Колеса передней стойки – спаренные, а главных – сдвоенные по системе тандем. Фюзеляж самолета выполнен в соответствии с правилом площадей и оборудован контейнером с тормозным парашютом, а также подфюзеляжными тормозными щитками.

Читать еще:  Экспериментальный самолет Hawker P.1081 (Великобритания)

Двигательная установка. На опытном образце Mk1 использовались два турбореактивных двигателя J75 фирмы Pratt & Whitney с тягой 7485 кГ без форсирования и 10886 кГ с форсированием каждый. Серийные самолеты предполагалось оснастить двигателями канадского производства Iroquois Р-13 тягой 9000 кГ без форсирования и 13600 кГ с форсированием. Их разработка была начата в 1953 г. Avro Gas Turbine Division (позднее – фирма Orenda Engines). В сентябре 1953 проект был одобрен советом конструкторов Hawker Siddley Group.

Воздухозаборники – боковые, индивидуальные для каждого двигателя, регулируемые с вертикальным клином.

Вооружение. Система вооружения для Arrow должна была разработана Hughs Airraft Company, которая уже выполнила такую работу для CF-100 Canuck. ВВС Канады хотели перспективную систему Hughes MX-1179 и ракеты, более совершенные, чем предлагаемые Falcon. Вооружение серийной модели должны были составлять 8 ракет Sparrow класса “воздух-воздух”, расположенные во внутреннем отсеке вооружения.

Aero Canada CF-105 Arrow

Aero CF-105 Arrow — это истребитель-перехватчик имеющий конструктивные особенности в виде дельтовидного крыла и предназначенный для уничтожения стратегических бомбардировщиков СССР способных нести на борту ядерное оружие.

Истребитель имел вооружение ракеты класса AIM-104 Falcon.

Самолет был спроектирован и построен компанией Avro Canada в 1953 году, но в 1958 году после перевыборов правительства Канады, было принята программа сокращения денежных средств, выделяемых на оборону, программа была свернута.

После. Второй мировой войны в СССР были созданы стратегические бомбардировщики с дальним радиусом действия и правительство Канады, приняло решение о разработке сверхскоростного истребителя способного осуществлять контроль воздушного пространства в Северном полушарии.

В 1945 году была создана компания A.V. Roe-Canada Limited для технического обслуживания воздушных судов. А в 1946 году была начата разработка и проектирование первого канадского истребителя для Королевских канадских ВВС Avro-100, всепогодного перехватчика. Долгий путь проектирования был завершен в 1953 году с созданием прототипа. Канадскими инженерами были решены ряд проблем, в том числе преодоление звукового барьера. Инновационный проект включал использование дельтовидного крыла. Подобная форма крыла давала преимущества — скользящего крыла использующего возможности для достижения скорости сверхзвука. Также появилась возможность путем размещения в полостях крыльев дополнительного топлива, увеличить дальность полета. Увеличилась возможность набора большего значения высоты полета. К недостаткам можно отнести возрастание сопротивления воздушного потока на низких скоростях и высотах, а также возросшее сопротивление при маневрировании.

Для перехватчика подобные недостатки не имели особого значения, так как основной режим полета проходит на больших высотах и скоростях.

Дальнейшая разработка конструкции самолета привела к созданию двух модификаций: С-104 с одним двигателем и С-104/2 оснащенного двумя двигателями.

Споры о компоновке самолета между конструкторами позволили разработать единые требования:

· экипаж — 2 пилота;

· силовая установка — два двигателя;

· дальность полета 556 км и 370 км в режиме перехвата цели;

· возможность взлета и посадки на полосе длиной 1830 м;

· крейсерская скорость 1.5 Maxa;

· потолок подъема — 21000 м.

К сборке первого самолета приступили в 1955 году, прототипу было присвоено кодовое название RL-201. В ходе испытательных полетов бела достигнута скорость 1600 км/час и достигнута высота подъема 15000 метров.

При осуществлении полетов были выявлены недоработки системы управления режимами работы двигателя.

С 1953 года некоторые чиновники Министерства обороны Канады стали выступать с предложениями сокращения программы развития проекта по созданию канадского истребителя перехватчика и в 1957 году после переизбрания либерального правительства с заменой на представителей прогрессивно-консервативного блока, правительство приняло решения о сокращении программы самолетостроения.

В августе 1957 года канадское правительство подписало с США соглашение НОРАД, по которому оба правительства были обязаны провести автоматизацию систем противовоздушной обороны. По данному соглашению на территории Канады были размещены ракеты с ядерными боеголовками, что позволило США передвинуть границу расположения войск противоракетной обороны значительнее севернее. Правительство Канады с целью экономии средств было вынуждено снизить расходы на оборону и закрыть программу строительства истребителя-перехватчика.

Читать еще:  Опытная противокорабельная ракета AV-MT-300 (Бразилия)

Всепогодный канадский перехватчик CF-105 Arrow

Avro CF-105 Arrow («Стрела») — истребитель-перехватчик, обладающий дельтовидным крылом, который был создан канадской авиастроительной компанией Avro Aircraft Limited в 1953-1959 годах. Всего было построено 5 подобных самолетов, которые смогли успешно пройти испытания в 1958-1959 годах, однако уже в 1959 году программа по созданию данного самолета была свернута правительством Дифенбейкера, чье противоречивое решение стало в дальнейшем причиной массы политических споров и дебатов на этот счет.

Даже сейчас, спустя более чем 50 лет с даты отмены работ по программе Arrow, трудно понять, чем именно руководствовалось канадское правительство. Решение о прекращении работ как минимум было спорным. Оно было принято в тот момент, когда самолет только начинал раскрывать свой потенциал. Помимо этого, штатный двигатель истребителя-перехватчика Orenda Iroquois, который мог существенно увеличить значения своих характеристик, в то время уже находился на стадии проведения летных испытаний.

Отмена проекта нанесла существенный ущерб и канадской экономике. Компания Avro Aircraft Limited была вынуждена уволить десятки тысяч человек, а также понесла многомиллионные убытки. К моменту завершения программы на заводах оставались узлы и детали, которых хватило бы еще на 37 самолетов, но все они были пущены на металлолом и порезаны на куски.

История создания

Совершивший свой первый полет в январе 1950 года истребитель-перехватчик CF-100 (всего было произведено примерно 600 штук) должен был стать началом процесса перехода канадских ВВС на самолеты отечественной разработки. Исходя из этого, уже в 1951 году конструкторы компании AVRO приступили к работам над созданием самолета-преемника. Были созданы эскизные проекты истребителей С104/1 и С104/2. Первый из них оснащался однодвигательной силовой установкой, второй соответственно двухдвигательной. В октябре 1952 года данные проекты были оценены Канадским авиационным научно-исследовательским институтом, и уже в июне 1953 года командование канадских ВВС утвердило скорректированный проект по постройке двухдвигательного истребителя-перехватчика, который получил обозначение CF-105 Arrow.

В августе 1953 года в Канаде приступили к проведению аэродинамических испытаний 17 моделей, которые были выполнены в масштабе от 1:80 до 1:6. Помимо совершения продувки в аэродинамических трубах в Канаде и США были проведены испытания и в свободном полете. При помощи ракеты Nike было совершено 9 пусков в Point Petre (Канада) и еще два на полигоне NASA в США. Все проведенные запуски были признаны успешными.

Уже во второй половине 1954 года был заключен контракт на производство двух опытных образцов истребителя, который получил название «Эрроу» и военное обозначение CF-105. Рабочее проектирование возглавил Джим Чамберлин. Достаточно долго решался вопрос с выбором подходящего двигателя. Так как выбранные первоначально Rolls Royce RB106 еще не были готовы, выбор пал на Curtiss-Wright J67, но и их разработка была прервана в начале 1955 года. По этой причине до доработки канадского двигателя Orenda PS-13 Iroquois было решено остановить свое внимание на двигателе Pratt и Whitney J75.

В 1954 году СССР сделал сразу два «тактических хода»: провел успешные испытания водородной бомбы и принял на вооружение новый бомбардировщик M-4. В Канаде две эти новости вызвали соответствующую реакцию, и работы над созданием нового истребителя-перехватчика было решено ускорить. Ускорять процесс решили с помощью мотивации конструкторов, применив для этого «патриотические побуждения», то есть увеличив финансирование проекта. Всего на создание пяти опытных машин и подготовку к серийному производству еще 35 истребителей-перехватчиков выделялось 260 миллионов канадских долларов.

Уже в начале 1955 года в Канаде приступили к постройке первого опытного образца Mk1, а еще год спустя был готов второй самолет — Mk2. Постройка первого самолета была закончена летом 1957 года, впервые самолет показали публично 4 октября 1957 года, а 25 марта 1958 года летчик-испытатель фирмы Я. Жураковский совершил его облет. Уже тогда было видно, что машина обладает отличными аэродинамическими качествами, которые были присущи более поздним моделям истребителей. Более того, этот самолет был на тот момент единственным в Британском содружестве, который мог совершать полеты на скорости в 2 раза превышающей скорость звука. Всего удалось собрать 5 опытных образцов СF-105 (шестой самолет находился в сборочном цехе).

Читать еще:  Опытный танк «Объект 726» (СССР)

Еще в 1956 году в Канаде начались подготовительные работу к запуску в серийное производство CF-105 в версии Mk.II с канадским ТРД Orenda Iroquois. Предусматривалась поставка 32 самолетов в конце 1959 года. Но 20 февраля 1959 года канадское правительство внезапно решило прервать разработку самолета, обосновав это экономическими соображениями (цена программы, которая включала в себя опытно-конструкторские работы и производство 100 самолетов, составляла 1,6 миллиарда долларов). Предполагалось, что более эффективным и экономичным вариантом станет замена истребителя-перехватчика CF-105 на ракеты «Бомарк» класса земля-воздух. Покупка этих ракет обошлась Канаде в 200 миллионов долларов. А несколько позже ВВС Канады приняли на вооружение американские самолеты «Старфайтер» F-104 компании «Локхид». Их выпуск был наложен в Канаде по лицензии.

20 февраля 1959 года стало настоящей «черной пятницей» для канадского самолетостроения. Только в этот день работу потеряли 13-14 тысяч человек, а вскоре ее лишились еще 35 тысяч граждан. Лишь 30 апреля 1962 года все активы компании AVRO Cahnada были куплены английским объединением «Хоукер-Сиддли».

Описание самолета CF-105 Arrow

Истребитель CF-105 изначально разрабатывался как перехватчик дальнего радиуса действия, что было обусловлено обширной территорией Канады. Он создавался для выполнения боевых задач в трудных атмосферных условиях в любое время суток. Это потребовало от разработчиков установки объемного и довольно сложного электронного оборудования, а также разработки емкой топливной системы, что превратило CF-105 в самый тяжелый и самый большой истребитель 1950-х годов.

Истребитель-перехватчик CF-105 Arrow представлял собой двухдвигательный, двухместный высокоплан, обладающий треугольным крылом, самолет был построен по схеме без горизонтального оперения. Выбранная конструкторами схема высокоплана позволяла без каких-либо проблем менять двигатели и вооружение самолета, не подвергая при этом изменениям конструкцию планера самолета. Управлялась машина при помощи отдельных рулей, которые выполняли роль элеронов (установлены в консольных частях крыла), а также руля высоты. Вертикальное оперение самолета было классическим. Шасси самолета трехстоечное со спаренными колесами. Главные колеса были сдвоенными по системе тандем, а колеса передней стойки — спаренные. Фюзеляж истребителя-перехватчика был выполнен в соответствии с правилом площадей и оснащался контейнером для тормозного парашюта. Также на нем были установлены подфюзеляжные тормозные щитки.

На опытном образце Mk.l применялись два турбореактивных двигателя J75 компании «Пратт-Уитни», обладающие тягой по 7485 кН каждый в бесфорсажном режиме и 10 886 кН в режиме форсажа. Серийные модели истребителя должны были получить силовую установку полностью канадского производства — двигатели компании «Ирокез» РS-13, обладающие тягой 9000 кН без форсажа и 13 360 кН в форсажном режиме. Разработка данных двигателей началась в 1953 году фирмой AVRO Gas Turbine Division (позднее получила название Orenda Engines). Планировалось использование боковых воздухозаборников, которые были индивидуальными для каждого из двигателей.

Разработкой системы вооружения для самолета должна была заниматься компания Hughs Airraft Company, которая ранее выполнила такую же работу для самолета CF-100 Canuck. Канадские военные летчики хотели получить перспективную систему Hughes MX-1179, а также ракеты, которые были бы более совершенными, чем предполагаемые Falcon. Вооружение серийных моделей истребителей-перехватчиков должно было состоять из 8 ракет Спэрроу (Sparrow) класса «воздух-воздух», которые планировалось разместить во внутреннем отсеке вооружения.

Летно-технические характеристики CF-105 Arrow Mk.2:
Габаритные размеры: длина — 26,07 м, высота — 6,4 м, размах крыла — 15,24 м, площадь крыла — 113,82 кв. м.
Масса самолета пустого — 20 385 кг.
Масса самолета нормальная — 28 281 кг.
Масса самолета максимальная — 31 187 кг.
Силовая установка — 2 ТРД Orenda PS-13 Iroquois, тяга 2х9000 кН и 2х13600 кН (форсаж).
Максимальная скорость полета — 2500 км/ч (2,3М).
Боевой радиус действия — 925 км.
Практический потолок — 17 842 м.
Экипаж — 2 человека.
Вооружение — до 8 УР.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: