18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный истребитель F-20 Tigershark (США)

Опытный истребитель F-20 Tigershark (США)

Тактический истребитель F-20 Tigershark создан американской фирмой «Нортроп» на базе широко распространенного в мире истребителя F-5 Tiger II, разработанного той же фирмой, поэтому первоначально он обозначался F-5Q. Самолёт специально разрабатывался как экспортный вариант. Его первый опытный образец (был оснащен двухконтурным турбореактивным двигателем с максимальной статической тягой 7260 кг и бортовым оборудованием самолета F-5E Tiger II) выполнил свой первый полет в августе 1982 года. В октябре 1984 года он разбился (к этому времени совершил около 600 полетов), Летные испытания второго опытного образца самолета F-20 Tigershark начались в августе 1983 года. На нем был установлен более мощный двигатель (тяга 8150 кг) и более совершенное, стандартное для его серийного производства навигационно-пилотажное и другое оборудование. Полеты третьего образца F-20 Tigershark начались в мае 1984 года. По ряду причин, в серийное производство самолёт так и не поступил.

Самолет F-20 Tigershark – это одноместный тактический истребитель, который может быть использован для ведения воздушных боев и нанесения ударов по наземным целям. Конструктивно он представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным почти трапециевидным в плане крылом (угол его стреловидности по 1/4 хорд 25°) с наплывами на воздухозаборниках двигателя. Фюзеляж самолета полумонококовой конструкции сделан из легких сплавов с ограниченным количеством узлов и деталей из стали и титановых сплавов. Хвостовое оперение обычное, с вертикальным килем и горизонтальным стабилизатором. Механизация крыла, хвостового оперения и воздушные тормоза имеют гидравлические приводы. Шасси убирающееся, трехопорное с удлиняющейся во время взлета передней стойкой.

F-20 Tigershark оснащен одним двухконтурным турбореактивным двигателем F404-GE-100 максимальной статической тягой 8150 кг (при включенном форсаже). Внутренние топливные баки вмещают почти 3000 кг горючего. Кроме того, на внешних подвесках он может нести дополнительные топливные баки (один под фюзеляжем емкостью 1040 л и два под крылом по 570 л), что позволяет значительно увеличить дальность его полета.

Серийные самолеты планировалось оснастить самым современным навигационно-пилотажным и прицельным оборудованием, в том числе многофункциональной бортовой РЛС AN/APG-67(V), инерциальной навигационной системой с лазерными гироскопами, цифровой ЭВМ, системой отображения информации на фоне лобового стекла, аппаратурой обнаружения облучения самолета РЛС противника, устройствами постановки активных и пассивных помех.

Вооружение F-20 Tigershark включает две встроенные 20-мм авиационные пушки М39 (с боезапасом по 225 патронов). На одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых узлах наружной подвески он может нести авиабомбы, управляемые и неуправляемые ракеты различного назначения, дополнительные топливные баки, контейнеры с разведывательной и другой аппаратурой. Кроме того, на торцах консолей крыла предусмотрена подвеска двух УР «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух». Общий вес полезной нагрузки достигает 3800 кг.

Американские специалисты считают, что, хотя вес истребителя F-20 Tigershark на 21 проц. больше, чем у его базовой модели, он имеет лучшие тактико-технические характеристики и большие боевые возможности по сравнению с F-5E благодаря установке более мощного двигателя, усовершенствованию планера и оснащению современным бортовым оборудованием.

Длина,м 14.17
Высота,м 4.22
Pазмах крыла с 2 УР,м 8.4
Площадь крыла, м2 17,28
Масса, кг
пустога 5089
нормальная взлетная 8350
максимальная взлетная 12,600
Масса топлива
внутреннего,кг 2014
ПТБ, л 3 х 1041
Двигатель 1 ТРД General Electric F404-GE-100А
Тяга, кгс 1 х 8,100
Максимальная cкорость, км/ч 2124 (М=2)
Скороподьемность, м/мин 16100
Практический потолок, м 16500
Практическая дальность с ПТБ, км 3002
Радиус действия, км 713
Максимальная перегрузка 9
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 20-мм пушки Ford M39A2 с 450 патронами на пушку.
Боевая нагрузка – 3765 кг на 7 внешних узлах подвески.
Возможна подвеска контейнера GPU-5/A c 30-мм
пушкой GAU-13/A c 335 патронами.
Бомб Paveway с лазарным наведением,
УР воздух-воздух AIM-7F, AIM -9 Sidewinder,
УР воздух-земля AGM-65 Maveric

Самолёт с акульим носом. Опытный истребитель Northrop F-5G/F-20A Tigershark. США

Данный винтажный материал был переведен уважаемым коллегой NF и немного доработан мной. Это последний перевод коллеги NF в этом году.

Читать еще:  Опытный штурмовик специального назначения М-25 «Адский косильщик» (СССР)

По результатам масштабных исследований, проведенных концерном Northrop в 1954-55 годах, был разработан ряд проектов сверхзвуковых самолётов, получивших первоначально общее обозначение N 156. Немного позже из этой группы для последующих этапов работ были взяты два варианта.

Первая версия, получившая обозначение Т-38 Talon, была учебно-тренировочным самолётом. В марте 1959 года за ней последовал второй вариант – N-156F, представлявший собой многоцелевой самолет. N-156F вскоре стал популярным и под обозначением «Freedom Fighter» экспортировался в различные страны. В ходе последовавшего несколько позже, в начале 1960-х годов, переименования всех производимых в стране самолётов этот самолёт стал обозначаться F-5.

Northrop F-5G в демонстрационной окраске.

По мере производства этого самолёта были разработаны более двадцати его вариантов, пользовавшихся большой популярностью среди многих стран мира: всего двадцати пяти странам были проданы примерно 2300 экземпляров этой двухдвигательной машины (с учетом учебных Т-38 Talon количество проданных двадцати восьми странам машин было уже примерно 3400).

На базе этого крайне успешного самолета концерн Northrop разработал истребитель, способный развивать максимальную скорость в два раза превышающую скорость звука. Новый самолёт, получивший обозначение F-5G, может состоять на вооружении ВВС до 1990-х годов. В отличие от своих предшественников этот самолёт имеет один двигатель General Electric F 404, развивающий тягу на 60% большую, чем применявшийся на ранних версиях F-5 двигатель J-85. Новый двигатель при работе почти не выбрасывает дым и расходует меньше топлива.

Northrop F-5G является достойным кандидатом для так называемой программы экспортного истребителя FX (FX Export-Fighter-Programm). Его конкурентами являются следующие разрабатываемые истребители: General Dynamics F-16/J79 Falcon, экспортный вариант Dassault Mirage 2000, и, возможно, F-18.

Из всех вышеперечисленных прототипов F-16 благодаря текущим программам ВВС США и большому количеству зарубежных заказов получил большое преимущество как перед Mirage 2000, который по различным причинам начнет производиться не ранее чем через 1,5-2 года, так и перед F-5G, первый полёт которого планируется не ранее осени 1982 года. Серийные поставки F-5G ожидаются в середине 1983 года, в то время как экспортная версия F-16, созданная в соответствии с программой FX, должна производиться на год раньше.

Однако стоимость Northrop F-5G в 1980 году составляла 5 млн. долларов США, что было ниже, чем у его основного конкурента F-16. Еще одним плюсом F-5G является то, что F-5 находится на вооружении большого количества стран и что самолёты семейства F-5G зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Большое количество запасных частей для ранее закупленных F-5 можно использовать и на F-5G. Так же большую роль может сыграть и наличие большого количества пунктов технического обеспечения разбросанных по всему миру. Всё эти выше перечисленные преимущества могут существенно повысить шансы F-5G на мировом рынке.

Концерн Northrop оценивал рынок экспортного боевого самолета в 1500 машин, 1000 из которых концерн мог построить сам.

Помимо всего прочего, надежды на возможность получения зарубежных заказов опираются еще и на различные значительные улучшения F-5G по сравнению с его двухмоторным предшественником. Некоторые изменения являются конструктивными, некоторые имеют отношение к аэродинамике.

Вследствие установки на самолёте одного нового двигателя типа F 404 вместо ранее устанавливаемых рядом друг с другом двух двигателей типа J 85 хвостовая часть F-5G стала скруглённой и значительно более узкой. Средняя часть фюзеляжа из-за установки дополнительной вставки сразу за кабиной пилота длиной 125 мм и вследствие иного варианта установки оборудования и топливных баков стала более удобной для доступа к радиоэлектронному оборудованию, располагавшемуся в хвостовой части фюзеляжа.

Оба расположенных по бокам фюзеляжа F-5G воздухозаборника остались, но располагаются они ближе к носовой части самолёта и на несколько большем расстоянии от корпуса. Шасси по сравнению с F-5E было усилено. Для снижения веса хвостовая часть и хвостовое оперение были выполнены из углепластика. Внешняя обшивка консолей крыла F-5G была усилена в целях обеспечения возможности выполнять маневры с перегрузкой до 9 g. Передние кромки крыла в районе расположения корневой части крыла были продолжены вперёд для увеличения подъёмной силы.

Читать еще:  Экспериментальный самолёт Lockheed XV-4B "Hummingbird 2" (США)

Одним из самых важных изменений, касающихся носа корпуса, стала его форма, напоминающая нос акулы и запатентованная концерном несколько ранее. У ранних версий F-5 имела место недостаточная устойчивость в процессе полёта на высоких углах атаки. Новая носовая часть самолёта должна была устранять ранее имевшую место опасную тенденцию, когда в воздушном бою F-5 в различных фазах полёта не слушался рулей и пилот не мог контролировать полёт самолёта.

Инженеры концерна Northrop Хидли (Headley), Скоу (Skow) и Тиритага (Tiritaga) нашли способ решить проблему неустойчивости полёта за счет установки на самолёте более плоской, чем ранее носовой части. Форма новой носовой части, если смотреть в направлении полёта, из примерно круглого сечения фюзеляжа на уровне передней кромки кабины пилота, постепенно становилась более плоской, подобной овалу. Такое изменение формы носовой части стало причиной возникновения незначительной турбулентности у передней оконечности носовой части. Передняя оконечность носовой части была установлена таким образом, что при нормальных углах атаки турбулентность не возникала. При больших углах атаки и при превышении этих углов турбулентность возникала, но её можно было контролировать. Возникающий турбулентный след был стабильным, и концерн Northrop, таким образом, получил возможность отказаться от необходимого в подобных случаях увеличения размеров хвостового оперения. Новая форма носовой части была уже и у некоторых поставленных Таиланду самолётов F-5E. В концерне Northrop такую форму носовой части назвали «акулий нос» («shark nose»).

Аналогичная акулообразная форма носовой части, конечно, могла быть создана и с иной целью. Так Д. М. Рао (D. M. Rao) в своей работе показал возможность демпфирования возникающих боковых нагрузок на заострённую носовую часть самолёта при превышении допустимых углов атаки. Аналогичное действие нагрузок при сечении носовой части близкой к круглой можно было бы получить при помощи наплывов, выполненных на носовой части. На F-5G можно было отказаться от носовой части с круглым поперечным сечением и получить, таким образом, более лёгкий нос, который к тому же был бы проще и дешевле при изготовлении.

Как уже упоминалось, шансы в отношении востребованности F-5G на мировом рынке концерн Northrop оценивает как оптимистичные. Затраты на разработку и эксплуатационные расходы в сравнении с другими самолетами были очень низкими. Так по расчетам концерна Northrop расход топлива для F-5G в течении пятнадцати лет был на 60 % ниже, эксплуатационные расходы на 70 % ниже, расходы на содержание персонала на 55 % ниже в сравнении с пятью другими американскими самолётами, способными выполнять те же боевые задачи.

По сравнению с находившимся на вооружении F-4E Phantom II истребитель F-5G выглядел предпочтительнее: его удельная мощность (тяга силовой установки/взлётный вес) была равна примерно 1, при этом длина разбега при взлёте была меньше на 25 %, самолёт во время полёта мог выполнять виражи меньшего радиуса. Меньшие размеры F-5G и меньшее тепловое излучение делали его несколько менее заметным для радаров противника.

Применяющиеся в том числе и на палубных истребителях-бомбардировщиках F/A-18A Hornet двигатели General Electric F 404 работают без выделения дыма, расходуют меньше топлива и при увеличении оборотов развивают большую тягу без задержки. Благодаря модульной конструкции силовой установки F-5G её ремонт можно проводить без демонтажа с самолёта, что позволит провести соответствующие работы непосредственно в воинских частях. Затраты на техническое обслуживание составляют примерно 50 % всех затрат на выполнение аналогичных работ на F-4E.

Если F-5G выполнит все ожидания разработавшего и производящего его концерна, то самолёт с носовой частью подобной акульей легко опередит всех своих конкурентов разрабатываемых в соответствии с программой экспортного истребителя FX. В концерне Northrop уже в течение этих недель ожидают поступления заказов на новый самолёт.

Читать еще:  Проект межконтинентальной баллистической ракеты 8К713 ГР-1 (СССР)

взлет закамуфлированного истребителя Northrop F-5G

Northrop F-5G в полете; на данном снимке хорошо показана его подобная акульему носу плоская носовая часть

изображённый в разрезе Northrop F-5G

схемы истребителя Northrop F-5G

эффект, получаемый благодаря наличию подобной акульему носу носовой части, может быть получен при помощи установки специального наплыва. Патент США за № 4.225.102.

сравнение двигателей General Electric F 404 и J 79. ТРД F 404 предназначается для установки на F-5G, ТРД J 79 устанавливался на истребителях F-104 Starfighter и F-4 Phantom II

сравнение истребителей F-5G и F-4E Phantom II

возмущение воздушного потока, создаваемое акулоподобной носовой частью F-5G

вид сбоку и поперечные сечения акулоподобной носовой части F-5G показывают поток турбулентности

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: многоцелевой истребитель

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один ТРД General Electric F 404, развивающий тягу 7260 кг

Размеры:

длина 14,78 м
размах крыла 8,13 м
высота 4,52 м
площадь несущих поверхностей 17,28 м²

Вес:

максимальный взлётный 11860 кг

Летные характеристики:

максимальная горизонтальная скорость M = 2,0
перегоночная дальность 2760 км

Источники:

Jack W. Headley, Andrew M. Skow und Andrew Titiri-ga Jr.: Shark Nose for Aircraft. US-Patent 4.176.813
Robert A. Frosch und Dhanvada M. Rao: Aerodynamic Side-Force Alleviation Means. US-Patent 4.225.102 (angemeldet 12. 3. 1979)
Dhanvada M. Rao: Side-force alleviation on slender, pointed forebodies at high angles of attack. In: Journal of Aircraft, November 1979. S. 763 ff. Northrop Werksunterlagen
Abbildungen: Northrop und Sammlung H. J. Meier.

F-20 “Tigershark”, Истребитель фирмы Northrop

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Northrop F-20A Tigershark

В 1979 г. компания Нортроп разработала усовершенствованный вариант сверхзвукового истребителя F-5. Обозначенный первоначально как F-5G, он имел один турбовентиляторный двигатель Дженерал Электрик F-404-GE-100 и систему пилотажных приборов с электронно-лучевой индикацией (EFIS), или “стеклянную” кабину. Позднее переобозначенный как F-20A, самолет Тайгершарк улучшил все свои проектные характеристики. Были построены три истребителя; первый из них совершил полет в августе 1982 г., второй – год спустя, а третий впервые поднялся в воздух в мае 1984 г. В мае 1985 г. началась сборка четвертого планера, но в 1986 г. после выбора ВВС США самолета F-16 по техническому заданию ADF вся программа F-20A была прекращена.

Pазмах крыла, м 8.13
Длина,м 14.19
Высота,м 4.22
Площадь крыла, м2 18.60
Масса, кг
пустога 5357
нормальная взлетная 8350
максимальная взлетная 12474
топлива 2290
Двигатель 1 ТРД General Electric F404-GE-100А
Тяга на форсаже, кгс 1 х 8165
Максимальная cкорость, км/ч 2124 (М=2)
Практическая дальность с ПТБ, км 3002
Радиус действия, км 713
Скороподьемность, м/мин 16100
Практический потолок, м 16500
Максимальная перегрузка 9
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 20-мм пушки Ford M39A2 с 450 патронами на пушку.
Боевая нагрузка – 3765 кг на 7 внешних узлах подвески.
Возможна подвеска контейнера GPU-5/A c 30-мм пушкой GAU-13/A c 335 патронами, Бомб Paveway с лазарным наведением, УР воздух-воздух AIM-7F, AIM -9 Sidewinder, УР воздух-земля AGM-65 Maveric

Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии

Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель

Подводная лодка “Краб”, первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: