0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный истребитель Mitsubishi J8M Shusui (Япония)

Опытный истребитель Mitsubishi J8M Shusui (Япония)

С началом налетов на Японию американских бомбардировщиков В-29 «Суперфортресс» императорская армия ощутила необходимость в скоростном перехватчике, способном быстро набирать высоту — типе самолета, отсутствующим в армии напрочь. К счастью для японской авиации, их атташе в Германии получил информацию о разработке на Мессершмитте ракетного перехватчика Ме-163В, а в конце 1943 г была приобретена лицензия на его ракетный двигатель «Вальтер» HWK 109-509. Hо одна из двух подлодок, направлявшаяся в Японию с чертежами Ме-163В и образцами двигателя «Вальтер», была потоплена. Hесмотря на это, флот выдал в июле 1944 г спецификации 19-Си, предусматривавшие создание такого ракетного перехватчика. Задача была возложена на Мицубиси. С самого начала проект представлял совместную разработку армии и флота, а японская модификация двигателя «Вальтер» HWK 109-509 представляла собой совместную разработку армии, флота и Мицубиси.

Проектирование самолета, получившего обозначение на флоте J8M1 и в армии — Кi-200, осуществлялось под руководством Мидзиро Такахаси на Мицубиси и довольно быстро. Уже в сентябре 1944 г был готов макет. Он был одобрен армией и флотом, и началась работа над опытными самолетами.

Вскоре после начала работ на Мицубиси над проектированием J8M1 флот приказал 1-му морскому авиационно-техническому арсеналу в Йокосуке разработать планер аналогичной конструкции для оценки управляемости будущего ракетного перехватчика, а также для использования его для подготовки пилотов. Первый опытный планер-бесхвостка MXY8 «Акигуса» (Осенняя трава) был готов в декабре 1944 г. Его перевезли на аэродром Хякуригахара в префектуре Ибараги, где он впервые поднялся в воздух 8 декабря.

В первый полет «Акигуса» был поднят на буксире за Кюсю K10W1 из 312-го кокутай под управлением Тоехико Инузука — будущего пилота-испытателя J8M1. Hесмотря на необычную компоновку, управляемость MXY8 оказалась нормальной, и еще два таких планера были поставлены из Йокосуки в армейский авиационный институт в Тачикаве, где они испытывались армейскими пилотами. В авиационном институте флота в Маеда и на «Йоко коку К.К.» вскоре началось производство варианта MXY8 с баками для водяного балласта, имитирующими полную заправку перехватчика. Этот планер получил обозначение Ки-13 «учебный планер» и уже предназначался для подготовки строевых пилотов. Успели выпустить 50-60 таких планеров. Флот также планировал выпускать моторный вариант планера MXY9 «Сюка» (Осенний огонь) с силовой установкой из компрессионного двигателя тягой в 200 кг. Hо этот вариант к моменту поражения Японии не был готов.

Для более тщательного изучения управляемости будущего перехватчика при полной нагрузке Мицубиси первые два J8M1 выполнила в планерном варианте с балластом вместо двигателя и топлива. В первый безмотоный полет J8M1 был поднят на буксире за B6N1 8 января 1945 г. Полеты подтвердили правильность выбранных решений и открыли «зеленый свет» созданию «морского экспериментального ракетного перехватчика «Сюсуй» J8M1 и «армейского экспериментального ракетного перехватчика «Сюсуй» Ки-200. Первый опытный флотский самолет был выпущен заводом в Hагойе в июне 1945 г и переведен для наземных испытаний в Йококу.

Читать еще:  Опытная снайперская винтовка Waffenfabrik Bern 1970 год (Швейцария)

7 июля 1945 г J8M1 впервые поднялся в воздух, но почти сразу после отрыва, на крутом наборе высоты двигатель отказал, самолет был разбит, а его пилот — Тоехико Инузука — погиб. Для решения возникших проблем на шестом и седьмом опытных самолетах срочно переделывалась топливная система, но до конца боевых действий не был еще облетан ни один J8M1 или Ки-200. К концу войны уже готовилось серийное производство «Сюсуй». Hа Мицубиси, Hиссане и Фудзи готовились сборочные линии для двух вариантов истребителя: J8M1 вооружался двумя 30-мм пушками «тип 5», а J8M1 КАИ вместо одной из пушек должен был получить дополнительный топливный бак. В Рикугуне армейскими специалистами разрабатывался увеличенный вариант Ки-200 — Ки-202, имевший больший запас топлива, который и должен был стать основным вариантом армейского перехватчика.

Опытный истребитель Mitsubishi J8M Shusui (Япония)

Самолёт фирмы «Mitsubishi» J8M1 (Ki 200) «Shusui» («Карающий меч») стал первым японским ракетным самолетом. Его прототипом был немецкий ракетный истребитель Me-163В (первый полет в апреле 1941 г.). Впервые Me-163B был показан японскому военному атташе осенью 1943 г. Он и рекомендовал купить лицензию на самолет для организации ПВО метрополии. Так японцы предполагали защитить себя от постоянных бомбежек американскими бомбардировщиками В-29.

В марте — апреле 1944 г. немцы подготовили всю техдокументацию по самолёту. Для отправки в Японию разобрали один самолёт Me-163B, подготовили группу специалистов и все это вместе поместили на двух подводных лодках. Но до Сингапура добралась только одна из них, а в Японию она пришла 14 июня 1944 г. Эталонный образец самолёта и важнейшие экземпляры конструкторско-технологической документации были потоплены, и японцам достался только неполный комплект чертежей. Несмотря на это, японские конструкторы фирмы «Mitsubishi» приступили к работе. Перед ними сразу встали три проблемы: производство самолёта, производство двигателя и производство топлива. Просто удивительно, что при недостатке информации и в условиях постоянных бомбардировок они смогли их решить примерно за год.

Самолёт J8M Shusui несколько отличался от немецкого прототипа: были установлены японские пушки, длиннее и тяжелее немецких. Радиостанцию также заменили японской. При дефиците сырья планер самолета сделали цельнометаллическим, хотя каркасы элевонов, щитков и руля направления остались деревянными, с полотняной обшивкой. Отбросили кое-какое оборудование и упростили некоторые системы. В результате вес пустого самолёта (1445 кг) оказался меньше, чем у прототипа. Но самой сложной проблемой для конструкторов стал двигатель. Различные отказы, взрывы и пожары постоянно преследовали японских инженеров. В конце концов один экземпляр двигателя сочли пригодным для установки на самолёт, хотя он и не дотягивал до тяги — 1500 кгс вместо положенных 1600 кгс у прототипа.

Читать еще:  Проект штурмовика SAAB 38 B3LA (Швеция)

В начале июля 1945 г. самолёт J8M Shusui был полностью готов, для первого полета топливо заправили наполовину. 7 июля летчик-испытатель Тойохито Инузука занял место в кабине опытного ракетного самолета. После взлета самолёт перешел в набор высоты под углом 45°. Примерно на высоте 350 м двигатель неожиданно заглох. В результате неудачной посадки самолёт зацепил крылом строение на краю аэродрома и скапотировал. Хотя взрыва не было, самолёт основательно разрушился, а пилот умер на следующий день от полученных травм. Причину катастрофы нашли в неправильной конструкции топливных баков. При таком угле подъема и от перегрузки топливо сконцентрировалось на задних стенках баков, оголив заборные патрубки, что и привело к остановке двигателя. На этом программа ракетного самолёта завершилась, времени на доводку уже не осталось — война закончилась. Но серийное производство уже было начато, к моменту капитуляции Японии в процессе сборки находилось шесть самолётов J8M Shusui.

Тактико-технические характеристики самолёта J8M Shusui
Экипаж, чел. 1
Двигатель, тип х кол. ЖРД х 1
Марка, фирма Току Ro 2 (KR-10)
Тяга, кгс 1500
Размах крыла, м 9,3
Длина самолета, м 5,7
Площадь крыла, м 19,0
Максимальная скорость, км/ч 900
Масса: максимальная взлетная, кг 3750
Вооружение: пушечное число, калибр, мм 2×30 «тип 5»

Военная авиация

Это — Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.

Истребитель-перехватчик Мitsubishi J8M/Ki-200 Shusui

Осенью 1943 года японский военный атташе в Германии стал свидетелем одного из первых полетов реактивного истребителя-перехватчика Второй мировой войны Мессершмитт Me-163, после чего направил на родину рапорт, в котором высказал мнение о целесообразности покупки лицензии на выпуск самолета и реактивного двигателя. В Японии это предложение вызвало споры, в частности, сомнительной была возможность производства необходимого количества реактивного топлива, но в конце концов лицензия была приобретена за 20 миллионов немецких марок. При этом немцы обязались передать японцам конструкторскую и технологическую документацию, а также поставить по одному собранному образцу планера и двигателя с комплектом запасных частей. Кроме того, в Японию должна была приехать группа немецких специалистов, чтобы обучить японских коллег.

Кайгун Коку Хомбу поручил фирме «Мицубиси» разработать японский вариант лицензионного перехватчика Мe-163В, которому было присвоено обозначение J8M1. Поскольку самолет предполагалось поставить на вооружение не только морской авиации, но и авиации сухопутных войск, проект получил и армейский индекс Ki-200. Кроме того, машине присвоили собственное имя «Сюсуй» (Вращающийся меч). Разработка самолета Второй мировой войны «Мицубиси» осуществлялась под руководством Мидзиро Такахаси и шла довольно быстро.

Фотография полета Японского истребителя Мицубиси J8M «Сюсуй» (Вращающийся меч)

Изменения, внесенные в конструкцию немецкого оригинала, были минимальны и связаны лишь с установкой бортового оборудования и вооружения японского производства. Уже в сентябре 1944 года был готов полноразмерный макет. Он был одобрен армией и флотом, после чего началась работа над опытными самолетами. Тогда же был составлен производственный план, предусматривавший постройку до марта 1945 года 155 самолетов, до сентября — 1300, а до марта 1946 года — 3600.

Читать еще:  Ударный экраноплан «Лунь» (проект 903) (СССР)

Фотография сохранившегося до наших дней Японского реактивного самолета Мitsubishi J8M/Ki-200 «Shusui»

Вскоре после начала работ над проектированием J8M1 Кайгун Коку Хомбу поручил первому авиационному арсеналу в Йокосуке создать планер аналогичной конструкции для оценки управляемости будущею реактивного перехватчика, а также да использования его для подготовки пилотов. Первый опытный планер J8M1 поднялся в воздух 8 декабря 1944 года. Несмотря на необычную компоновку, управляемость J8M1 оказалась нормальной, и еще два таких планера были поставлены в расположенный в городе Тачикава Авиационный институт армии, где они испытывались военными пилотами.

Японский реактивный самолет Мitsubishi J8M/Ki-200 «Shusui»

В конце декабря на заводе в Оэ были изготовлены первые экземпляры J8M1, но из-за отсутствия двигателей на них пришлось установить баласт соответствующего веса. В таком виде Цельнометаллическое стреловидное крыло J8M имел большую площадь поверхности, что характерно для всех самолетов, построенных по «бесхвостной» схеме. В консолях крышу их основания на боевых машинах планировалось смонтировать по две 30-мм пушки Тип 5 с боекомплектом по 53 выстрела на ствол.

Реактивный самолет Японского Императорского флота Мitsubishi J8M/Ki-200 «Shusui»

8 января 1945 года первый «Shusui» поднялся в воздух — на буксире за бомбардировщиком Nakajima B6N1. Безмоторные полеты еще раз подтвердили правильность выбранных решений. Если работы над планером J8M1 были успешно проведены в ускоренном темпе, то моторостроители «Мицубиси», которым было поручено адаптировать двухтопливный немецкий ракетный двигатель Вальтер HWK 109-509А, значительно отстали. Лишь к 11 апреля 1945 года им удалось подготовить свой вариант силовой установки — KR-10 к практическому использованию.

Перспективный истребитель Японских ВВС Мitsubishi J8M «Shusui»

Но прошло еще почти три месяца, прежде чем 7 июля 1945 года летчик-испытатель Тоехико Инузука смог поднять первый реактивный самолет J8M1 в воздух. Полет продолжался недолго. После того как самолет поднялся всего на 350 м, двигатель заглох. Машина по инерции набрала высоту примерно 500 м, после чего пилот выровнял самолет и развернул его, направляясь на посадку. Но машину повело в сторону, она зацепилась за расположенное рядом со взлетно-посадочной полосой здание и скапотировала. В результате удара оба крыла и носовая часть фюзеляжа были полностью разрушены. На следующий день от полученных травм Тоехико Инузука умер.

Через несколько дней после катастрофы Японского самолета J8M1 в Ямакито взорвался один из немногих имевшихся двигателей KR-10, а позже подобное происшествие произошло и в Мацумото. В результате в распоряжении разработчиков остался только один готовый двигатель, который планировалось проверить на опытном планере Ki-200. Но сделать этого не удалось. Война закончилась, а вместе с ней завершилась и программа «Сюсуй», оставившая после себя четыре комплектных опытных образца и шесть машин, находившихся на различной стадии сборки.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector