1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный истребитель-штурмовик Shafag (Иран)

Перспективный истребитель Qaher F-313 (Иран)

Несмотря на известные трудности, иранская оборонная промышленность продолжает заниматься новыми проектами вооружения и военной техники. Несколько дней назад Иран рассказал о своих новых успехах в деле создания перспективных боевых самолетов. После нескольких лет предварительных проверок и доводок на испытания вновь был подан опытный образец перспективного истребителя Qaher F-313. В будущем эта машина должна будет пойти в серию и оказать самое заметное влияние на состояние парка техники военно-воздушных сил.

Создание нового проекта с официальным обозначением Qaher F-313 (также используются альтернативные названия Qaher-313, Q-313 и т.д.) стартовало не позже начала текущего десятилетия. Как и все другие перспективные иранские программы, работы по созданию перспективного самолета до определенного времени осуществлялись с соблюдением секретности. О существовании проекта было объявлено только 1 февраля 2013 года – одновременно с первым публичным показом опытного самолета. В дальнейшем машину, предположительно, передали на испытания, и в течение длительного времени какие-либо достоверные новости о ней не поступали.

В начале марта 2017 года министр обороны Ирана Хоссейн Дехкан впервые за долгое время огласил новые сведения о перспективном проекте. Согласно официальной информации, по результатам испытаний и доводки предыдущего образца проект готов перейти в новую стадию. В самом ближайшем будущем планировалось начать летные испытания перспективной машины F-313. Итогом всех необходимых работ станет серийное производство легких истребителей, пригодных для решения боевых и учебных задач.

Через несколько недель были опубликованы новые данные. Более того, к очередному пресс-релизу иранские военные приложили видеосъемку с проводящихся испытаний. Как сообщается, 15 апреля опытный образец Qaher F-313 впервые вышел на взлетно-посадочную полосу, где выполнил несколько пробежек с разными скоростями. Очевидно, что в ходе таких испытаний летчик проверял поведение машины на земле, как на рулении, так и при разбеге. Показав приемлемые характеристики, опытный самолет сможет получить разрешение на полноценные полеты.

Следует отметить, что незадолго до официальной «премьеры» иранского самолета в зарубежных профильных изданиях появились нечеткие фотографии некоего летательного аппарата, который, как вскоре выяснилось, был подозрительно похож на новый F-313. Кроме того, публиковалось видео схожего плохого качества. Исходя из имеющихся данных, был сделан вывод о строительстве и испытаниях некоторого количества макетных образцов уменьшенных размеров. Именно они летали и показывали жизнеспособность оригинальных идей иранских конструкторов. Полноценные прототипы самолета были построены позже, и, насколько известно, до сих пор ни разу не поднимались в воздух.

Примечательно, что сразу после первой публичной демонстрации перспективный иранский истребитель подвергся резкой критике со стороны зарубежных специалистов и любителей авиации. Ряд специфических черт показанной машины заставлял сомневаться в том, что это был полноценный опытный образец. Недостаточные размеры кабины, специфические элементы внешнего оборудования, малые габариты хвостовой части фюзеляжа и отсутствие сопла могли намекать на то, что иранская промышленность представила лишь макет в сокращенной комплектации. Исходя из этого предположения, делался вывод об отсутствии ряда требуемых агрегатов и, как минимум, временной неспособности Ирана построить желаемый самолет.

В апреле 2017 года на испытания был выведен новый опытный образец с иной комплектацией и заметно измененным обликом. Авторы проекта за несколько последних лет заметным образом переработали существующий проект с понятными последствиями. Необходимость и правильность подобных доработок уже была подтверждена наземными испытаниями. В дальнейшем машина должна быть поднята в воздух.

По имеющимся данным, проект перспективного истребителя Qaher F-313 был разработан Иранской организацией авиационной промышленности при самом активном содействии военно-воздушных сил. Задачей проекта было создание легкого многоцелевого истребителя, отличающегося малозаметностью для средств обнаружения противника. Также предполагалось максимально упростить эксплуатацию техники и обеспечить взлет и посадку на короткие полосы. Следовало дать самолету возможность нанесения ударов по наземным целям с выходом в район выполнения боевой задачи на минимальных высотах.

Подобные требования привели к формированию необычного облика машины. Для получения малозаметности для РЛС противника и приемлемых летных данных на всех режимах иранским инженерам пришлось разработать оригинальный планер, благодаря которому F-313 серьезно отличается от других современных малозаметных самолетов. Кроме того, специфическое влияние на машину оказало желание заказчика получить истребитель легкого класса. Для выполнения таких требований самолет пришлось делать компактным, что привело к сокращению полезных объемов внутри планера.

С целью получения требуемых характеристик и возможностей для нового иранского истребителя был создан оригинальный планер, построенный по схеме «утка» с интегральной компоновкой. Интересной особенностью планера является использование большого числа прямолинейных и незначительно изогнутых поверхностей, сопрягаемых под разными углами, что является одним из основных способов снижения заметности за счет отражения электромагнитных волн.

Проектом предлагается использование фюзеляжа с носовым обтекателем малого размера, плавно переходящим в более крупную носовую часть фюзеляжа с кабиной пилота. Верхняя и нижняя поверхности фюзеляжа имеют общую грань, плавно переходящую в кромку переднего горизонтального оперения. Над наплывом оперения размещается воздухозаборник многоугольной формы. Расширенная хвостовая часть фюзеляжа также служит основанием для крыла. Возле хвостового среза фюзеляж сужается и образует обтекатель двух сопел двигателей.

Схема «утка» подразумевает нестандартную аэродинамическую компоновку машины. При этом плоскости самолета Qaher F-313 получили несколько интересных особенностей. Со сдвигом к центральной части фюзеляжа, позади кабины и воздухозаборников, находятся плоскости переднего горизонтального оперения. ПГО выполнено в виде треугольного стреловидного стабилизатора с подвижным рулем на задней кромке. Интересной особенностью иранского проекта является применение Л-образной задней кромки руля. По-видимому, такая форма руля позволила получить требуемое рассеивание сигналов РЛС противника.

Читать еще:  Авиационные пулемёты с механизированным приводом (Венгрия)

В хвостовой части самолета находится крыло не менее интересной конструкции. Его корневая часть отличается малым удлинением, большой стреловидностью и ломаной задней кромкой. Предусматривается использование законцовок большой площади, установленных с наклоном вниз. Задняя кромка центроплана оснащается парой элевонов.

На верхней поверхности фюзеляжа, непосредственно рядом с корневой частью крыла располагаются два киля. В очередной раз используется конструкция со стреловидной передней кромкой и задним срезом, образованным двумя прямым линиями. Кили оснащаются рулями направления большой площади.

Первый прототип самолета F-313, представленный несколько лет назад, имел только одно сопло двигателя, помещенное в хвосте фюзеляжа и сбоку прикрытое дополнительными обтекателями. Обновленный вариант проекта получил иную силовую установку с двумя двигателями. Класс и тип двигателей неизвестны. Согласно разным оценкам и предположениям, истребитель может комплектоваться иранскими копиями турбореактивных двигателей американской разработки. Кроме того, пока нельзя исключать возможность применения изделий, созданных в Иране, в том числе на базе зарубежных. Отсутствие точных данных о двигателях, среди прочего, не позволяет оценить летные качества машины.

Реактивные газы от двигателей выводятся через сопла в хвосте фюзеляжа. При этом, судя по виду хвоста, двигатели могут быть сдвинуты внутрь фюзеляжа и оснащены дополнительными трубами, выводящими газы наружу. Естественно, при такой схеме исключается использование поворотных сопел с управлением вектором тяги. В то же время, выход газов через специальные трубы в определенной мере снижает заметность самолета в инфракрасном диапазоне.

Состав бортового оборудования неизвестен. По-видимому, самолет должен получить радиолокационную станцию и полный набор систем, необходимых для пилотирования. Ранее появлялась информация о применении жесткой проводки управления и отсутствия электродистанционной системы. Такой способ контроля рулей используется в связи с высокой устойчивостью истребителя в полете. Важной особенностью второго прототипа F-313, отличающей его от показанной в 2013 году машины, является наличие блока оптико-электронной аппаратуры. Сферический корпус этого устройства помещается на днище фюзеляжа, непосредственно за носовым обтекателем. Вероятно, эта аппаратура должна использоваться при нанесении ударов по наземным объектам.

Самолет имеет трехточечное шасси с носовой стойкой, помещенной под кабиной пилота. Уборка производится внутрь фюзеляжа поворотом вперед. Основные стойки размещены на бортах фюзеляжа, на уровне передней кромки центроплана. Ниши для уборки основных стоек с более крупными колесами находятся в бортах фюзеляжа. Все створки ниш шасси имеют характерные зубчатые кромки, снижающие заметность самолета.

Управлять машиной должен единственный пилот, находящийся в передней кабине. В связи с малыми размерами самолет получил прозрачный фонарь большого размера. Кроме того, из-за специфических габаритов машины рабочее место пилота располагается достаточно высоко и обеспечивает хороший обзор окружающего пространства. Летчика защищает фонарь, состоящий из козырька и беспереплетной крупной основной части. Пилот располагается в катапультном кресле и имеет все необходимые органы управления. Первый прототип имел т.н. стеклянную кабину с максимально возможным использованием жидкокристаллических дисплеев.

Точные данные о возможностях нового иранского самолета с точки зрения транспортировки и применения вооружения пока отсутствуют. Ранее упоминалось, что он сможет поднимать в воздух до 1800 кг полезной нагрузки. В теории это позволяет многоцелевому истребителю нести ракеты и бомбы различных типов. Возможно применение 6-8 ракет «воздух-воздух» малой или средней дальности. Для уничтожения наземных целей могут использоваться бомбы и ракеты различных типов. По-видимому, именно для их применения самолет Qaher F-313 получил оптико-электронное оборудование.

Оценки боевых возможностей истребителя пока затруднены. Дело в том, что на имеющихся фотографиях опытная машина не оснащена пилонами для оружия под крылом и фюзеляжем. При этом ее размеры и предполагаемые габариты внутренних агрегатов почти не оставляют места для размещения внутренних грузоотсеков. Некоторые свободные объемы могут находиться под воздухозаборниками, однако их использование в качестве отсеков для оружия может негативно сказаться на запасе топлива.

Основные характеристики перспективного самолета пока не раскрывались. По понятным причинам, Иран никогда не торопится публиковать основные сведения о своих новых разработках. Кроме того, причиной подобного молчания могут быть некоторые специфические особенности проекта. Еще в 2013 году многие специалисты авиационной сферы посчитали представленный прототип обычным макетом, предназначенным только для демонстрации на стоянке. Тогда же был сформирован список претензий, не позволяющих считать показанный F-313 настоящей летной машиной.

Поводом для сомнений стали малые габариты самолета, а также отсутствие сведений о наличии у Ирана легких и компактных турбореактивных двигателей. Также в контексте размеров техники не без сомнений рассматривалась компоновка носовой части фюзеляжа и кабины. При внимательном рассмотрении оборудования последней было установлено, что прототип получил приборы, используемые на гражданских легких самолетах. Множество споров в свое время вызвал необычный аэродинамический облик истребителя.

Как показывают новые материалы по проекту Qaher F-313, за прошедшие годы Иранская организация авиационной промышленности успела собрать необходимые данные и переработать самолет с целью получения приемлемых характеристик. Самые заметные изменения коснулись силовой установки. Вместо одного двигателя теперь используются два, что повлекло за собой переработку фюзеляжа. Также понадобилось изменить форму воздухозаборников, увеличив их площадь. Появились новые элементы радиоэлектронного оборудования. Вероятно, имели место и различные изменения конструкции планера, связанные с установкой новых агрегатов и совершенствованием машины.

К настоящему времени иранская авиационная промышленность успела построить только два опытных образца перспективного многоцелевого истребителя. Первый, представленный в 2013 году, использовался только для демонстрации публике и, насколько известно, не участвовал в летных испытаниях. Не так давно на аэродром был выведен второй прототип, предназначенный для проведения различных требуемых проверок. 15 апреля эта машина впервые выполнила руление и пробежки по взлетно-посадочной полосе. Как сообщалось ранее, самолет уже готов к летным испытаниям. Этот этап проверок может начаться в самое ближайшее время.

Читать еще:  Лёгкий танк CV90120-T (Швеция)

На данный момент иранский проект Qaher F-313 смотрится неоднозначно. Представленная машина отличается необычным внешним видом и, вероятно, имеет специфические характеристики. Кроме того, остаются актуальными ранее высказанные претензии к габаритам машины, способным негативно сказаться на летных данных и боевых качествах. Вопрос заметности самолета для современных средств обнаружения так же пока не имеет ответа и может быть поводом для длительных споров. К примеру, пока до конца не ясно, смогут ли необычные обводы планера снизить заметность и не ухудшить летные данные машины.

Тем не менее, нельзя не признать, что в последние годы Иранской организации авиационной промышленности удалось получить определенные результаты. Первый прототип (или макет) F-313 мог только присутствовать в статических экспозициях, но вторая машина уже способна, как минимум, самостоятельно перемещаться по аэродрому. По всей видимости, авторам проекта и летчикам-испытателям удастся провести летные испытания и собрать необходимые данные.

Дальнейшее будущее истребителя, как и некоторые аспекты нынешнего состояния проекта, остается тайной. Самолет имеет все шансы пройти стадию испытаний и поступить в серийное производство, после чего начнет заменять технику устаревших типов. При этом с такой же уверенностью можно предполагать, что при проверках будут выявлены серьезные недостатки, из-за которых истребитель F-313 никогда не сможет завершить испытания. Пока обе эти версии имеют право на жизнь, и только практика покажет, какая из них в большей мере соответствует действительности. В то же время, вне зависимости от конечных результатов, нынешний проект наглядно показывает желание Ирана развивать свою военную авиацию, а также подтверждает наличие возможностей к его реализации.

HESA Shafaq — HESA Shafaq

HESA Shafaq или Shafagh ( персидский : هواپیمای شفق , «Сумерки» или «Аврора») является иранским дозвуковой стелс самолет проект разрабатывается Iran Aircraft Manufacturing Industrial Company (HESA).

содержание

развитие

По имеющимся данным, Shafaq будет дозвуковой самолет, но это может быть изменено. Кроме того, иранские официальные лица сообщили, что Shafaq будет иметь кожу радиопоглощающего материала.

Это два сиденья повышение квалификации и штурмовик , как представляется, на основе российско-иранский «Проект Integral» и оснащаются российским выталкивание сидений. Как сообщается, планируется выпускать три версии-один два-местный тренер / свет удара версии и две версии один истребитель-бомбардировщик.

Shafaq разработан авиационный университет комплекса (ППК), часть Малек-Аштар технологического университета (MUT). В начале программы, Иран получил помощь от России и самолет был известен как Integral . Россия позднее отказалась от этого проекта по нескольким причинам , и Иран вел проект сам по себе переименовав его Shafaq . Shafaq выполнен в виде самолетов дозвуковых, и изготовлен из радиолокационного поглощающего материала. Она имеет большой наплыв крыла корневого ( LERX ) и корневые кормовую часть крыла , которое придает ему необычный круглый подраздел.

Масштаб 1/7 модель Shafaq уже завершила тестирование в АУК в аэродинамической трубе и фотографии уже вскрыты , которые показывают , что полномасштабная модель уже построена. Shafaq будут построены в различных конфигурациях , в том числе два-местный тренера, двухместный легкий штурмовика и один-местных вариантов световой атаки. Откачка первого прототипа был запланирован на передовой кокпите 2008. Shafaq в особенности цвета МФД и российского производства место выброса K-36D.

В соответствии с AIO (Aerospace Industries), организации воздушного судна , которые будут испытаны в ходе полета 2017 года и будет иметь двойника, внешне скошенной вертикальные ребра. Этот тип конструкции хвостовой стал излюбленной аэродинамической особенностью иранских дизайнеров , которая восходит к развитию обратной инженерии иранской версии Northrop F-5, HESA Saeqeh .

Характеристики

  • Саттар, Shahbaz, жирнее ракеты

Утка по-тегерански

Иран показал перспективный истребитель, неспособный летать

Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад на презентации Qaher-313

Фото: Hossein Zohrevand / AP

В Иране состоялась демонстрация прототипа нового истребителя Qaher-313. Как водится, иранские военные поспешили заявить об огромном боевом потенциале самолета, который не только практически незаметен для радаров, но и обладает передовым бортовым радиоэлектронным оборудованием и инновационными техническими решениями. Тем не менее показанный иранскими телеканалами и информационными агентствами самолет своим внешним видом и размерами вызывает недоумение и серьезные сомнения в своей способности к полету.

Иранская версия

Презентация перспективного иранского истребителя Qaher-313 («Завоеватель-313») состоялась 2 февраля 2013 года и была приурочена к празднованию исламской революции 1979 года. «Этот передовой самолет с очень маленькой эффективной площадью рассеяния способен выполнять боевые задачи на малой высоте», ─ заявил иранскому телевидению министр обороны Ахмад Вахиди, стоя перед вращающимся на специальном постаменте прототипом истребителя. При этом руководитель проекта Qaher-313 Хассан Парванех отметил, что «самолет от А до Я состоит из иранских комплектующих».

Прототип самолета построила Организация авиационной промышленности, подразделение министерства обороны Ирана. Представленный широкой общественности самолет очень странного вида имеет интегральную компоновку и создан по схеме «утка» с чрезмерным передним горизонтальным оперением, крылом нормальной стреловидности с отклоненными на 60-65 градусов вниз законцовками и «разваленными» в стороны килями. Внешние формы Qaher-313 ─ рубленые, видимо, в угоду снижения радиолокационной заметности. Еще одним достижением иранских инженеров является беспереплетный фонарь.

По словам Вахиди, Qaher-313 построен из высокотехнологичных материалов, имеет передовое бортовое радиоэлектронное оборудование и способен применять высокоточные типы боеприпасов иранской разработки. Кроме того, самолет может выполнять взлет и посадку с очень коротких взлетно-посадочных полос. Как передает иранское агентство Press TV, Qaher-313 напоминает американский истребитель F-5E/F Tiger II (в чем заключается сходство, не уточняется), но по своим возможностям соответствует F/A-18 Hornet. Судя по кадрам иранского телевидения, самолет уже существует в виде летного прототипа, проходящего интенсивные испытания в воздухе.

По словам президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, присутствовавшего на презентации Qaher-313, этот самолет «демонстрирует волю иранского народа к покорению научных вершин и построен для сдерживания, а не для нападения».

Взгляд со стороны

Внешне иранский истребитель напоминает смесь из американских прототипов боевых самолетов Boeing Bird of Prey и Lockheed Martin Have Blue (последний, к слову, в конце 1970-х ─ начале 1980-х годов вырос в серийный штурмовик F-117 Night Hawk). В США оба этих самолета разрабатывались с упором на малозаметность. При этом Bird of Prey строился еще и устойчивым по всем трем осям, что облегчало пилотирование самолета, а также делало его относительно маневренным на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях полета. Именно этим была обусловлена странная конструкция американского летательного аппарата.

Читать еще:  Снайперский комплекс «Тактик» (Россия)

Фото: Younes Khani / AFP

От Bird of Prey Иран, по-видимому, решил позаимствовать скошенные вниз законцовки крыла, призванные реализовать принцип волнолета. Аналогичный принцип использовался и в другом американском самолете ─ XB-70 Valkyrie (у него края крыла в полете опускались вниз на угол в 65 градусов). Опущенные вниз концы крыльев позволяют удержать под крылом сверхзвуковую ударную волну, тем самым увеличивая давление под крылом за счет скачков уплотнения. В результате, по данным американских исследований 1960-х годов, удается увеличить аэродинамическое качество самолета на 30 процентов.

Наконец, опущенные вниз законцовки крыла позволяют не только увеличить на высоких скоростях отношение подъемной силы к сопротивлению воздуха, но и служат дополнительными вертикальными стабилизаторами, в целом улучшая управляемость летательного аппарата. Впрочем, на боевой технике со времени Valkyrie загнутые вниз законцовки крыла практически не использовались, но широко применялись на планерах и небольших легких самолетах. В гражданской авиации такой тип концов крыла известен как «законцовки Хёрнера», в честь немецкого ученого Зигхарда Хёрнера, впервые описавшего их в 1952 году.

Переднее горизонтальное оперение иранского истребителя Qaher-313 чрезмерно увеличено и больше напоминает крыло. Судя по фотографиям, оно не выполнено цельноповоротным, как, например, оперение у истребителей Су-30МКИ, Rafale или Typhoon, но имеет механизированную заднюю аэродинамическую плоскость. Длина переднего оперения и крыла (до сгиба законцовки) примерно одинакова. Вероятно, по замыслу конструкторов, законцовка призвана, помимо прочего, при сохранении малых габаритов самолета увеличить длину и площадь крыла.

Boeing Bird of Prey

«Разваленные» в стороны кили истребителя также не являются цельноповоротными. Воздухозаборники, расположенные по сторонам чуть позади кабины пилота, крайне малы. Вероятнее всего, их просвет будет недостаточным для обеспечения стабильной работы двигателя на больших скоростях полета. К слову, самолет выполнен однодвигательным, причем расположение сопла (оно сильно утоплено в фюзеляж) заставляет предположить, что задняя часть Qaher-313 при полете сильно разогревается. «Утопленным» сопло, похоже, сделано в угоду снижения заметности в инфракрасном спектре ─ часть горячей газовой струи из двигателя должен закрывать фюзеляж.

Какой тип двигателя установлен на самолет, неизвестно. Аналитики Flight International предположили, что речь идет о копии или иранском варианте американского двигателя General Electric J-85. В частности, такие устанавливались на американские истребители F-5, поставлявшиеся Ирану в 1960-1970-х годах. По современным меркам, такие двигатели уже крайне слабы ─ они могут выдавать максимальную тягу в 15,5 килоньютона и 22,2 килоньютона в режиме форсажа. Для сравнения, двигатели F/A-18 могут выдавать тягу в 48,9 килоньютона и 79,2 килоньютона в режиме форсажа каждый.

Насколько мощности единственного J-85 достаточно для Qaher-313, сказать сложно ─ весовые параметры самолета Иран не раскрыл. Сам представленный прототип в сюжете иранского телеканала по сравнению со стоящими рядом с ним людьми выглядит небольшим. Возможно, J-85 для самолета будет вполне достаточно, но небольшие габариты Qaher-313 указывают на то, что какими-то выдающимися боевыми качествами самолет не отличается. При этом носовая часть истребителя настолько мала, что возможность установки в нее радиолокационной станции вызывает серьезные сомнения.

North American Aviation XB-70 Valkyrie

Наконец, обнародованная агентством FARS фотография кабины пилота показывает примитивную панель приборов, с обратной стороны которой, к слову, практически не видно проводки (хотя защитного кожуха за панелью просто нет). Это, кстати, заставляет предположить, что общественности показали даже не прототип, а макет самолета. При этом, как отмечает The Aviationist, на панели присутствуют несколько приборов, характерных только для небольших самолетов гражданской авиации. Кабина пилота закрывается прозрачным сильно искажающим плексигласовым фонарем. Следует также отметить, что она очень тесна и фонарь, скорее всего, не закроется, если внутри будет находиться летчик.

Выводы

В целом технические решения, использованные Ираном в прототипе Qaher-313, сами по себе интересны, но все вместе оставляют впечатление, что самолет этот летать не может. Да и выглядит он скорее большим макетом, нежели полноценным истребителем. Сомнения вызывает также способность Ирана создавать по-настоящему прорывные технологии ─ страна уже несколько десятилетий находится под действием международных санкций и практически не имеет доступа к мировым техническим наработкам. Собственной же развитой промышленности у Ирана нет.

Наконец, не убеждает и запись якобы полетов Qaher-313, на которой самолет, внешним видом напоминающий перспективный иранский истребитель, быстро и ловко «рассекает» кадр на фоне темнеющего неба. Странно, что, показав резвые полеты Qaher-313, иранское телевидение почему-то не посчитало необходимым показать взлет и посадку «продвинутого» истребителя. Скорее всего, полеты на видеозаписи выполняет радиоуправляемая модель ─ оценить по кадру истинные размеры аппарата не представляется возможным.

За последние несколько лет Иран объявил о создании нескольких новых типов вооружений и военной техники, включая зенитную ракетную систему (по заявлению иранских военных она сопоставима с российскими С-300, но внешне очень похожа на американскую MIM-23 Hawk 1960-х годов) и истребители Azarakhsh («Молния») и Saeqeh («Гром»), которые являются всего лишь копией и доработанной копией американского F-5, выпускавшегося с 1959-го по 1987 год. Однако вся эта техника, по большому счету, преследует лишь одну цель ─ не запугать вероятного противника, а поддержать моральный дух «иранского народа».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector