0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный истребитель Т-3-51 / Т-43 (СССР)

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

Т-43 – это опытный советский средний танк времен Второй мировой войны. Его создавали на основе Т-34 с серьезными изменениями конструкции.

История создания танка Т — 43

Проект Т-43 был разработан на базе Т-34 с использованием всех основных элементов его конструкции. Это было необходимо для того, чтобы быстро начать производить Т-43. Полная переделка корпуса, а также компактное размещение механизмов и узлов позволило существенно увеличить защищенность танка. Именно защищенности тогда не хватало Т-34-76 – немецкие противотанковые пушки очень легко его пробивали.

Tank_T-43

Свою защищенность два опытных Т-43 продемонстрировали на фронтовых испытаниях с 19 августа по 5 сентября 1943 года. Тогда танки получили несколько попаданий, однако ни одно не пробило броню, так что опытные танки потеряны не были.

Из-за необходимости сохранить все основные узлы и механизмы Т-34 Т-43 унаследовал от своего предшественника несколько не совсем удачных решений, например, слишком длинное моторно-трансмиссионное отделение.

Был у Т-43 и еще один недостаток. Хотя он и был средним танком, и по бронезащите превосходил Т-34, но по удельному давлению на грунт он был весьма близок к тяжелым танкам, что негативно повлияло на запас хода и проходимость.

Конструкция Т-43 была предельной, полностью исключающей модернизацию. Так что когда серийный Т-34 оснастили 85-мм пушкой, необходимость в Т-43 отпала. Впрочем, именно башню Т-43 использовали для Т-34-85. Также Т-43 показал, что для среднего танка оптимально использовать торсионную подвеску, которую затем внедрили в среднем танке Т-44. Таким образом, хотя сам Т-43 не применялся в боевых действиях, на нем были протестированы некоторые элементы, которые потом с успехом использовались на серийных танках.

Общая информация

  • Классификация — средний танк;
  • Боевая масса — 34,1 т;
  • Экипаж – 4 чел.;
  • Годы производства- 1942-1943;
  • Количество выпущенных – 3 штуки;

Размеры

  • Длина корпуса – 6900 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 8100 мм;
  • Ширина корпуса – 3000 мм;
  • Высота – 2580 мм;
  • Клиренс — 450 мм.

Бронирование

  • Лоб корпуса – 75 мм;
  • Борт корпуса – 60 мм;
  • Корма корпуса – 60 мм;
  • Днище – 20 мм;
  • Крыша корпуса – 30 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 76-мм Ф-34М;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола — 41,6 калибров;
  • Боекомплект пушки – 82;
  • Прицелы — телескопический ОП-1;
  • Пулемёты — 1 × 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — В-2-34: V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском;
  • Мощность двигателя – 500 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 51 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 280 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 240 км;
  • Тип подвески — индивидуальная торсионная;
  • Преодолеваемая стенка — 0,75 м;
  • Преодолеваемый ров — 2,5 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,3 м.

Танк в культуре

Т-43 можно встретить в игре World of Tanks в линейке советских средних танков.

Советский средний танк Т-43

Средний танк Т-43 спроектирован в КБ-520 завода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством А.А. Морозова осенью 1942 года на основе материалов проекта танка Т-34М (весна 1942 года). Опытный образец танка был изготовлен к 19 декабря 1942 года. Всего изготовили 3 опытных танка. На вооружение и в серийное производство танк Т-43 не передавался.

Читать еще:  Ракетный катер Skjold (Норвегия)

Описание конструкции танка Т-43 первого варианта

Танк Т-43 имел классическую схему общей компоновки, разделявшую корпус танка на отделение управления, расположенное в носовой части корпуса, справа от продольной оси танка, боевое отделение, с установленной над ним на корпус башней, расположенное в средней части корпуса, моторное и трансмиссионное отделения, расположенные в кормовой части корпуса. Экипаж танка состоял из четырёх человек, размещавшихся: командир танка – в кормовой нише башни; механик-водитель – в носовой части корпуса у правого борта; наводчик орудия – в башне слева от пушки; заряжающий – в башне справа от пушки.

Корпус танка сварной, представлявший собой жёсткую броневую коробку, с большими углами наклона носовых и кормовых броневых листов, и расположенными вертикально бортовыми броневыми листами. В верхней лобовой детали корпуса, на надгусеничных полках, сделаны были наклонные фальшборты, имевшие отсеки для размещения ЗИП, прикрытые откидными крышками на петлях. В верхнем лобовом броневом листе, справа от продольной оси симметрии танка, устроен смотровой люк механика-водителя с крышкой пробкой, с вставленным стеклоблоком в смотровую щель крышки люка-пробки. Для обеспечения вывода выхлопных патрубков и притока воздуха к водяным радиаторам системы охлаждения в бортах корпуса, в моторном отделении, устроены вырезы, прикрытые броневыми коробами. Крыша над моторным отделением съёмная, крепящаяся к корпусу на болтах. В крыше корпуса над трансмиссионным отделением был сделан люк с регулируемыми жалюзи системы охлаждения, прикрытые защитной сеткой. Верхний кормовой лист для доступа к трансмиссии сделан откидным на петлях.

Башня танка литая с вварной крышей. В задней части крыши, над кормовой нишей башни, приварена литая командирская башенка, без входного люка. Слева от командирской башенки установлен антенный ввод. В средней части крыши башни были устроены два круглых входных люка. Перед люком наводчика орудия, в крыше башни, устанавливался смотровой прибор ПТК, перед люком заряжающего – броневой колпак башенного вентилятора. Бронирование танка было дифференцированным. Толщина верхней лобовой детали корпуса составляла 75 мм, башни – 90 мм, бортов башни – 75 мм.

Вооружение танка состояло из одной 76.2-мм пушки Ф-34 и двух 7.62-мм пулемётов ДТ, одного спаренного с пушкой и второго неподвижного курсового, установленного справа от места механика-водителя. Боекомплект танка составлял S5 выстрелов для пушки и 2772 патрона (44 диска) для пулемётов. Для прицеливания при стрельбе из пушки и спаренного пулемёта использовался телескопический прицел ТМФД-7.

В силовой установке применялся двенадцати цилиндровый четырёхкактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-2-34 мощностью 500 л.с. Механическая трансмиссия танка состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки передач, двух двухступенчатых планетарных механизмов поворота и двух однорядных бортовых передач.

Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из направляющего колеса переднего расположения, пяти двухскатных опорных катков с резиновой ошиновкой, оснащённых индивидуальной торсионной подвеской с ограничителями хода балансиров на всех узлах подвески, ведущего колеса зубового зацепления заднего расположения и крупнозвенчатой гусеницы от танка Т-34 обр. 1942 г.

Для внешней связи использовалась радиостанция 10Р, смонтированной на левом заднем борту башни. Внутренняя связь в танке осуществлялось с помощью танкового переговорного
устройства ТПУ-З-БИС.

Модификации танка Т-43:

Т-43 (первый вариант) — опытный средний танк, изготовленный в одном экземпляре в декабре 1942 года. Проходил испытания в апреле-мае 1943 года.

Т-43 (второй вариант) — опытный средний танк, спроектированный в КБ-520 завода № 183 (г. Нижний Тагил) под руководством А.А. Морозова в марте-апреле 1943 года на основе конструкции опытного танка Т-43 выпуска 1942 года. В конце мая 1943 года на заводе №183 изготовили два опытных образца танка (№1 и №2). Летом 1943 года оба танка прошли испытания пробегом в 2000 км. В сентябре 1943 года на один из танков Т-43 установили 85-мм пушку Д-5Т-85 с новым шарнирным прицелом ТШ-15 (боекомплект — 53 выстрела). Но после проведения кратковременных испытаний работы по танку Т-43 прекратили в пользу проектирования танка Т-44.

Читать еще:  Опытный танк PT-94 Gorilla (Польша)

Танк Т-43 второго варианта отличался от Т-43 первого варианта установкой новой литой башни с диаметром опоры в свету 1600 мм вместо 1420 мм. размещением командира танка за спиной наводчика орудия, установкой командирской башенки с вращающейся крышей, в которой устроен люк и смонтирован смотровой прибор МК-4, дополнительного перископического прицела ПТ4-7, изменением конструкции корпуса в связи с установкой новой башни, установкой вместо люка-пробки перед механиком-водителем люка-лаза от серийного танка Т-34. На новом танке увеличились: боекомплект до 98 выстрелов к пушке, ширина танка до 2750 мм, вес танка до 34100 кг, среднее удельное давление на грунт до 0.93 кг/см², угол подъёма танка до 33°. Уменьшились: высота танка до 2453 мм, клиренс до 400 мм, запас хода до 210 км.

Т-43 Средний танк

Разработчик: КБ завода №183
Год начала работ: 1942
Год выпуска первого прототипа: 1942
Серийно не выпускался.

Не сумев довести до стадии прототипа проект А-43 (Т-34М) советские танкостроительные КБ завода №183 вплоть до зимы 1941 года занимались только адаптацией уже существующей конструкции под производственные мощности и запросы фронта, на несколько месяцев прекратив работу над перспективными машинами. Однако, в декабре КБ получило задание на коренную модернизацию Т-34, с целью уменьшения его стоимости и улучшения бронезащиты. Новый танк также получил индекс Т-34М, но его отличия от серийной “тридцатьчетверки” были менее радикальными.

Например, пятикатковая ходовая часть осталась почти изменений, но вместо пружинной подвески планировали использовать торсионную вместе с новой коробкой передач, позволявшей переключать скорости на ходу (КПП серийного Т-34 такой возможности не имела). Существенно изменилась компоновка танка. Она стала более плотной, а кроме того, из состава экипажа был удален стрелок-радист, что позволило высвободить немного место внутри боевого отделения и уменьшить массу. Одновременно толщину брони в лобовой части корпуса довели до 70 мм, бортов и кормы – до 60 мм. Таким образом данные мероприятия позволяли вплотную приблизиться по бронированию к тяжелому танку КВ-1, при значительно меньшей массе и более высокой скорости. Тем не менее, после заседания комиссии 2-го отдела НКТП в феврале 1942 г. проект одобрения не получил.

Одним из факторов, побудивших наркомат отказаться от реализации Т-34М, послужили возросшие требования к среднему танку. Опыт боёв с немецкими войсками, активно применявшими 50-мм и 75-мм противотанковые орудия, вновь заставил пересмотреть вопрос о защищенности Т-34. Весной того же года было подготовлено новое техническое задание, предусматривавшее увеличение толщины брони до 60-80 мм, максимальной скорости – до 50 кмч, гарантированный пробег – до 1500-2000 км. Особое внимание уделялось устранению ещё одного большого недостатка, каким являлась “слепота” при обзоре с мест водителя и командира. При этом, новый танк должен был сохранить силовую установку, катки, траки, возимый ЗИП и элементы интерьера. Задание на проектирование нового танка, получившего название Т-43, выдал лично И.В.Сталин.

По предписанию НКТП предстояло разработать новую трехместную башню. В ней командир танка располагался на месте кормовой ниши и вёл наблюдение при помощи командирской башенки с круговым обзором. Далее КБ завода №183 взяло за основу отвергнутый проект Т-34М, снабдив его увеличенными топливными баками, улучшенной боеукладкой и радиостанцией 9Р. В июле 1942 года этот проект был утвержден на коллегии НКТП, которая поставила срок сборки первого прототипа к 7 ноября.

Читать еще:  Стрелковый гранатомётный комплекс «Изделие Д» «Дятел» (СССР)

Тем временем, конструкторские коллектив под руководством А.Морозова (при одобрении со стороны вышестоящего руководства), приступил к внедрению отдельных узлов Т-43 на серийных Т-34. В частности, предпринимались попытки установить командирские башенки, по типу немецких танков или советского Т-50. Было получено три варианта, отличавшихся технологией изготовления (литая или сварная) и способом крепления (приварная или отлитая вместе с крышей). Башенка по типу Т-50 была отвергнута достаточно быстро, поскольку она не имела вентиляционного и эвакуационного люков, поэтому дальнейшие работы решили сконцентрировать на её кормовом расположении. Впрочем, и здесь не обошлось без проблем – перемещение башенки назад вызвало затруднения с регулировкой положения командирского сидения по вертикали, да и место расположения оказалось не слишком удачным.

Далее был построен опытный вариант танка Т-34С (“скоростной”), оснащенный новой 5-скоростной КПП, которая идеально ложилась на место старой. На испытаниях Т-34С показал максимальную скорость 54,5 кмч по шоссе и 12-15 кмч по пересеченной местности, что вместе с улучшенной проходимостью подтвердило правильность выбранного направления работ.

В октябре 1942 г. на испытания был представлен второй Т-34С, который кроме 5-скоростной коробки передач получил трехместную башню нового образца (со смещенной ближе к центру башни командирской башенкой) и 60-мм лобовую броню. Хотя эта машина обладала целым рядом преимуществ перед обычным Т-34, недостатков в ней выявили тоже немало. Второй Т-34С имел боевую массу более 32 тонн и, как следствие, перегруженную ходовую часть. Механизмы танка работали ненадежно, а компоновка мест экипажа была признана неудачной. Но самое главное – Т-34С не имел дальнейших резервов для модернизации.

К сентябрю-октябрю 1942 г., когда состоялось утверждение чертежей Т-43, многие агрегаты нового танка уже прошли испытания на серийных машинах и начали постепенно внедряться в производство. Так, с марта 1943 г. на Т-34 начали устанавливать новую КПП, а несколько раньше танки стали оснащать командирскими башенками. К этому моменту работы над коренной модернизацией серийных Т-34 прекратили, сосредоточившись над Т-43.

Первый прототип танка был готов в декабре 1942 г. и от начального проекта он немного отличался. В очередной раз изменили компоновку: место водителя перенесли на правый борт, снабдив его наблюдательным люком-“пробкой”, а слева установили единый топливный бак на 500 литров. Это позволило несколько улучшить защищенность лобовой части корпуса, но создало проблемы при эвакуации экипажа. Курсовой пулемет устанавливался также справа, но теперь его закрепляли неподвижно. Прицельный огонь из него вёл механик-водитель, ориентируясь на трассы пуль и осуществляя поправки по рискам (делениям) не перископе.

Защищенность танка серьёзно усилили: бронирования лобовой части корпуса составила 75 мм, бортов — 60 мм, башни — 90 мм.

Испытания Т-43 проходили совместно со вторым прототипом Т-34С в течении трёх месяцев и показали существенные преимущества новой машины в плане надежности. Полигонная комиссия осталась довольна “сорок третьим”, но посоветовала усилить его вооружение, что не представлялось возможным из-за чрезмерно плотной компоновки. Так появился проект Т-43 “улучшенный”, на котором планировали установить башню с погоном 1600 мм, новую радиостанцию и гусеницу цевочного зацепления. Впрочем, изготовить этот танк в металле так и не удалось, так как ещё летом 1943 года начались активные работы по установке на Т-34 более мощного 85-мм орудия, приведшие к появлению танка Т-34-85.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector