1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный основной танк XM1 (США)

Опытный основной боевой танк XM1. США

В Америке, на полном серьёзе, считают Абрамс лучшим танком мира. Но как бы там не было на самом деле, Абрамс, машина не бесталанная и наверняка войдёт в историю. И сейчас о нём, пожалуй, слышали все. Но, вот, о его прототипе знают только узкий круг специалистов БТТ. Теперь о нём узнаете гораздо более широкий круг людей интересующихся историей танков и другой бронетанковой техники. Благодаря статье, которую я представляю вашему вниманию.

Разработка нового танка, получившего позже обозначение XM1, началась после закрытия программы XM803 в конце 1971-го. В феврале 1972 года американские военные сформировали оперативную группу, в состав которой вошли представители из войск, фирм-разработчиков и штаба сухопутных войск для формулирования концепции танка XM1. Результатом работы оперативной группы стали опубликованные в августе 1972 года «Требования к материальной части», в которых излагались требования заказчика к новому танку. Поскольку предыдущие разработки потерпели неудачу главным образом из-за чрезмерной стоимости, то основная цель состояла в том, чтобы создать танк с высокой боевой эффективностью, достаточно дешевый не только в производстве, но и в эксплуатации.

Был определен набор качеств: выживаемость экипажа, обнаружение и захват цели, темп стрельбы, величина боекомплекта, маневренность, проходимость, живучесть узлов и систем нового танка, их эргономичность, габариты, демаскирующие свойства, обслуживаемость. Эти качества увязывались ограничениями по стоимости производства и эксплуатации, возможностью производства в соответствии с заданным графиком. Таким образом, требования предусматривали значительные улучшения броневой защиты, подвижности, огневой мощи, а также надежности и долговечности, по сравнению с серийным танком M60, при ограничении стоимости производства одного образца 508 тысячами долларов США по курсу 1972 года.

В январе 1973 года окончательная программа была одобрена. В ней предусматривались три основные фазы создания танка; первая — выбор и утверждение одного из двух конкурирующих опытных образцов, вторая — полномасштабная техническая доработка утвержденного проекта и наконец, третья — серийное производство. Новый танк получил индекс XM815. Проект имел более скромные усовершенствования в технологии по сравнению с XM803.

Созданная штабом сухопутных войск специальная оперативная группа в форт Нокс, возглавляемая командующим бронетанковым центром генералом Дзебори, рекомендовала в качестве преемника танка MBT-70 усовершенствованный танк M60, который мог бы, по их мнению, явиться промежуточным вариантом, так как концепция XM815 находилась лишь на этапе уяснения. В конечном итоге было принято компромиссное решение: усовершенствования, предполагаемые для варианта XM815, включить в проект, рекомендованный группой генерала Дзебори, что позволит, как считали военные, не через 8 лет поставить войскам новый танк, а как минимум через 3-4 года. Так появился образец усовершенствованного танка M60, получивший в последствии обозначение M60A3.

Тем не менее разработка новой машины продолжалась. 18 июля 1974 года с фирмами «Крайслер» и «Дженерал Моторс», выбранными для участия в конкурсе, был заключен контракт на разработку и изготовление опытных образцов нового боевого танка, получившего уже шифр XM1. Согласно условиям контракта, опытные образцы следовало представить на испытания к началу 1976 года. Подписанное в июле 1973 года соглашение с правительством Великобритании о передаче США технологии производства новейшей по тем временам многослойной танковой брони «Чобхэм» оказало огромное влияние на формирование облика танка. Эта броня состоит из керамического, алюминиевого и стального листов, скрепленных болтовыми соединениями. Такая броня, по мнению специалистов, значительно повышает стойкость как против бронебойно-подкалиберных, так и против кумулятивных снарядов.

В конце 1973 года произошли еще два события, которые заставили пересмотреть изначально принятую концепцию: арабо-израильская война (где впервые в массовом количестве были применены ПТУР и РПГ) и возникшие проблемы в разработке 25-мм пушки «Бушмастер», выбранной в качестве дополнительной системы вооружения для танка XM1. Была создана специальная исследовательская группа, перед которой стояла задача переработать первоначальный документ «Требования к материальной части». Рекомендации этой группы послужили основой для внесения ряда изменений. Наиболее существенные из них: увеличение дальности стрельбы и возимого боекомплекта, усиление защиты кормы башни, замена пушки «Бушмастер» спаренным пулеметом калибра 7,62-мм.

После трех лет проектных разработок и изысканий, в январе 1976 года, начались всесторонние конструкторские испытания представленных конкурирующими фирмами опытных образцов. Фирма «Дженерал Моторс» представила танк с классической компоновкой, 12-цилиндровым дизельным двигателем с переменной степенью сжатия AVCR-1360-2 фирмы «Теледайн Континентал Моторс». Машина имела комбинированную подвеску с гидропневматической подвеской на первом, втором и шестом катках и высокопрочной трубчато-стержневой торсионной подвеской на третьем, четвертом и пятом опорных катках, а также упрощенной СУО от танка XM803. По существу, и в этом сходились мнения многих специалистов, образец являлся коренной модернизацией не утвержденного для дальнейшей разработки все того же XM803. На нем также был установлен новый двигатель и броня типа «Чобхэм», получившая в США название — «Барлингтон».

Читать еще:  Проект гидросамолёта Бе-26 (СССР)

В отличие от «Дженерал Моторс», «Крайслер» выкатил на испытания во всех отношениях более прогрессивный танк. При разработке новой машины специалисты фирмы использовали компьютерный метод проектирования и современную технологию производства. Шасси танка для достижения высокой подвижности было оснащено семью алюминиевыми опорными катками малого диаметра, на каждый борт, с высокопрочными двойными (вал в трубе) торсионами. Особенностью конструкции торсионов является также сравнительно небольшая длина шлицованных головок, что снижало вероятность изгиба торсиона при динамических нагрузках на опорные катки. Число опорных катков, по мнению разработчиков XM1 фирмы «Крайслер», также относилось к важнейшим конструктивным и экономическим решениям танка. Для уточнения своей концепции фирма провела сравнительные испытания танка M60A1 с шестью опорными катками и закупленного в ФРГ шасси танка «Леопард 2» с семью опорными катками.

Испытания показали, что шасси последнего обладает значительно большей долговечностью катков, торсионных валов и других деталей подвески, благодаря более низкой, при одинаковой массе, удельной нагрузке. Масса пары лишних катков составляла всего 280 кг, а стоимость — 800 долларов. Повышение долговечности, лучшее распределение давления на грунт, меньший силуэт и возросший потенциал машины, по мнению инженеров фирмы «Крайслер», дают значительно большую выгоду, нежели экономия 800 долларов и 280 кг металла на каждом танке. Надежность подвески была подтверждена более чем 22000 км пробегов. В печати широко освещался один эпизод испытаний, когда после подрыва на мине XM1 прошел своим ходом некоторое расстояние, чтобы продемонстрировать живучесть подвески и подвижность после подрыва, затем повреждения четырьмя членами экипажа устранили за 8 часов. Нигде не говорилось, что эта за мина и какой заряд ВВ она несла. Поэтому данный эпизод можно расценивать скорее как рекламный.

Основной козырь, благодаря которому фирма «Крайслер» пыталась выиграть конкурс, был не сразу заметен. Установка газотурбинного двигателя (ГТД) многие расценили как поистине новый шаг в развитии американского танкостроения. Первую попытку создания ГТД в Соединенных Штатах предприняли в 1961 году. Тогда командование американской армии заключило контракты с фирмами «Форд» и «Солар» на разработку двигателя мощностью 600 л.с. Однако ни один из двигателей, разработанных этими фирмами, не годился для установки в танк. В октябре 1965 года фирме «AVCO Лайкоминг», занимавшейся разработкой и производством ГТД, были выданы требования на разработку и установку в танк 1500-сильного ГТД.

В 1972 году был готов проект двигателя AGT-1500C мощностью 1500 л. с. с заявленным в рекламном проспекте расходом топлива в 172 г./л.с. Три года ушло на доработку и испытания двигателя. Фирмы «Крайслер» и «Лайкоминг» считали очевидным преимущество ГТД над дизельными двигателями. Так расчетный межремонтный пробег составлял 24000 км, что в 4-6 раз превышало аналогичный показатель танковых дизелей, а ресурс работы до капитального ремонта должен был составить 1800 часов — в 3 раза больше, чем у двигателя AVCR-1360-2. Большая надежность объясняется тем, что у ГТД втрое меньше вращающихся деталей и вдвое меньше креплений, чем у дизеля, а также тем, что ГТД не имеет частей с возвратно-поступательным движением. ГТД хорошо работает при температуре окружающей среды до +50°С и обеспечивает максимальную мощность на выходе при +29°С, в то время как дизель начинает терять мощность уже при +16Х. Кроме того, ГТД легче запускается в холодную погоду, так как при его запуске вращается только компрессорная секция, не связанная с трансмиссией.

Без подогрева и без внешних источников энергии он пускается при — 32°С за 1-2 мин. и выходит на полную мощность за 2,5 сек., перекрывая по данному показателю дизель в десятки раз. ГТД расходует в 10 раз меньше масла, работает с меньшим шумом и практически без дыма. Испытания танка показали, что на расстоянии 50 метров при скорости 25-30 км/ч уровень шума от танка XM1 с ГТД почти в 4 раза меньше, чем у оснащенного дизелем танка фирмы «Дженерал Моторс». Немаловажным фактором считался меньший объем и вес газотурбинного двигателя по сравнению с дизельным, при этом почему-то фирмой-разработчиком умалчивались другие факторы, влияющие на габариты силовой установки. Из приведенной таблицы видно, что общий объем силовых установок с дизельным двигателем меньше за счет объема топлива, необходимого для обеспечения одинакового запаса хода.

Читать еще:  Проект штурмовика HA-500 Alacran (Испания)

Американский опытный танк XM803 (1971 год)

В середине 1960-х годов США совместно с Германией проектировали новый перспективный основной боевой танк MBT-70. Новая машина должна была заменить танк M60 и превзойти Т-64 стоявший на вооружении в СССР. В MBT-70 воплотили довольно много оригинальных для того времени технических решений. Танк получился относительно успешным но имел один весьма значительный недостаток – высокая стоимость. В связи с этим в сентябре 1969 года Минобороны США пересмотрело отношение к данной программе, а 20 января 1970 года проект был прекращен. И США и Германия продолжили независимые работы над основным боевым танком – американским XM803 и германским Leopard II.

В Соединенных Штатах после завершения работ над MBT-70 в 1970 году, армия предложила военному комитету американского конгресса выделить средства на продолжение работ по танку следующего поколения. В качестве основы предлагалось использовать MBT-70. «Упрощенному» варианту присвоили индекс XM803. Поскольку основной причиной отказа от проекта MBT-70 стала высокая стоимость машины, основные усилия были направленны на упрощение и удешевление нового танка.

В танке XM803 была сохранена компоновка MBT-70. Переднее отделение танка служило для размещения топливного бака, отделенного герметичной бронеперегородкой от боевого отделения. В танке отсутствовало отдельное отделение управления, водитель как и другие члены экипажа располагаясь в башне танка. При этом у водителя имелась отдельная вращающаяся капсула внутри башни. Сзади располагалось моторно-трансмиссионное отделение.

Корпус и башня корпуса во многом повторяли MBT-70. Поскольку весь экипаж размещался в башне, она имела довольно большие размеры. Башня имела цилиндрическую закрытую корзину, которая фактически и являлась боевым отделением. В танке XM803, как и в предшественнике, за пределами корзины башни отсутствовали обитаемые отделения. Башня танка XM803 имела и некоторые отличия. Например, благодаря тому, что передатчик команд для противотанковых управляемых реактивных снарядов был передвинут с левой стороны башни к маске пушки, уменьшилось количество различных выемок, что в свою упростило конструкцию и удешевило изготовление башни.

В качестве основного вооружения танка XM803 использовалась нарезная танковая пушка XM150E6 калибра 152 мм, которая также являлась пусковой установкой для комплекса управляемого ракетного вооружения «Shillelagh». Орудие стабилизировалось в двух плоскостях и оснащалось автоматом заряжания. Для повышения надежности автомат заряжания усовершенствовала фирма «Дженерал Моторс». С основным орудием был спарен пулемет M73 калибра 7,62 мм. Боекомплект пушки составлял 50 выстрелов, пулемета – 6000 патронов. Слева на башне танка MBT-70 размещалась дистанционно управляемая убирающаяся 20-мм пушка. Однако американцы для удешевления XM803 эту пушку заменили 12,7-мм пулеметом M85 с дистанционным управлением, установленным на тумбовом лафете. Боекомплект пулемета M85 составлял 900 патронов.

Танк оснащался системой управления огнем с лазерным дальномером, электронным баллистическим вычислителем, и атмосферными датчиками. Снизить общую стоимость танка смогли, в том числе и за счет объединения в панорамном прицеле командира дневного и ночного прицелов в один (конструкция проще, а стоимость ниже).

На танке XM803 устанавливался 12-цилиндровый V-образный дизельный Continental AVCR-1100-3 с турбонаддувом. Двигатель при 2800 оборотах в минуту выдавал мощность 1475 л.с., однако для большей надежности ее понизили до 1250 л.с. Трансмиссия и гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом остались практически без изменений, единственное, что для облегчения обслуживания и снижения стоимости подвеска лишилась одного из гидроамортизаторов.


Но, несмотря все усилия конструкторов, стоимость основного боевого танка XM803 снизилась всего на 100 тыс. долларов. Комитет после долгих дебатов в ноябре 1971 г. внес в конгресс предложение прекратить финансирование проекта XM803. Основными аргументами вновь стали неоправданно большая сложность и высокая стоимость танка. Предложение военного комитета конгресс поддержал. В то же время во время обсуждения данного вопроса было признано необходимым продолжить работы с целью замены в 1980-х годах танка M60. Окончательное решение по сворачиванию работ по XM803 приняли в 1972 году.

Несмотря на то что был построен и испытан всего один основной боевой танк XM803, наработки по нему использовались при создании основного боевого танка М1 Абрамс.

Тактико-технические характеристики:
Экипаж – 3 человека;
Боевая масса – 51,6 т;
Длина с пушкой вперед – 9385 мм;
Длина корпуса – 6832 мм;
Ширина корпуса – 3696 мм;
Высота по зенитному пулемету – 3244 мм;
Клиренс – изменяемый от 150 до 635 мм;
Тип брони – алюминиевая и стальная литая и катаная, противоснарядная, разнесенная;
Вооружение:
Пушка XM150E6 калибра 152 мм, боекомплект – 50 выстрелов;
Спаренный пулемет M73 калибра 7,62 мм, боекомплект – 6000 патронов;
Зенитный пулемет M85 калибра 12,7 мм , боекомплект – 900 патронов;
Прицелы стабилизированный дневной, активный ночной перископический, лазерный дальномер;
Двигатель – AVCR-1100-3 дизельный 12-цилиндровый, V-образный, с турбонаддувом;
Мощность двигателя – 1475 л. с. (снижена до 1250 л.с.);
Удельная мощность – 28,6 л. с./т;
Тип подвески – гидропневматическая индивидуальная
Удельное давление на грунт – 0,91 кг/см;
Преодолеваемый подъем – 30 град.;
Преодолеваемая стенка – 1,09 м;
Преодолеваемый ров – 2,80 м;
Преодолеваемый брод:
с подготовкой – 2,2 м;
с ОПВТ – 4,88 м.

Читать еще:  Проект патрулирующей в воздухе МБР (США)

Опытный основной танк XM1 (США)

Войти

Опытный танк XM803 (США. 1971 год)

В США после завершения в 1970 году работ над MBT-70, армия предложила военному комитету конгресса США выделить ассигнования на продолжение работ по танку нового поколения, также основываясь на MBT-70. «Упрощенный» вариант получил индекс XM803. Основные усилия в этом проекте были направлены на уменьшение стоимости нового танка. В результате, несмотря на предпринятые меры, стоимость танка оказалась всё ещё неприемлемой для армии и работы по XM803 не вышли за постройку и испытания в 1971 году единственного прототипа. Окончательное решение об отказе от программы XM803 было принято в 1972 году, но работы по танку и его испытания тем не менее внесли свой вклад в следующую программу создания основного боевого танка, будущего M1 .

Опытный ОБТ XM803 представляет собой упрощенный вариант опытного танка МВТ70. Особенности конструкции: компоновка с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Подвеска гидропневматическая. Водитель размещён в башне. Вооружение стабилизировано в двух плоскостях. Танк оснащён СУО с лазерным дальномером, электронным баллистическим вычислителем, атмосферными датчиками. Имеется автомат заряжания. Несмотря на упрощение конструкции танка, XM803 сохранял большинство основных применённых на MBT-70 новшеств, таких как компоновка с размещением всего экипажа в башне, пушка-пусковая установка высокой баллистики с автоматом заряжания или гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом. Подвеска танка в целях снижения стоимости и облегчения обслуживания лишилась одного из двух гидроамортизаторов; автоматический механизм заряжания для большей его надежности был усовершенствован фирмой «Дженерал Моторс», и также для большей надежности была понижена, до 1250 л.с., мощность двигателя, убирающаяся 20-мм пушка с дистанционным управлением, размещенная слева на башне, была снята, а взамен на тумбовом лафете установили 12,7-мм пулемет M85 с дистанционным управлением; в панорамном прицеле командира танка дневной и ночной прицелы были объединены в один, конструкция которого была упрощена, а стоимость снижена, передатчик команд для ПТУРС передвинули с левой стороны башни к маске пушки, благодаря чему башня лишилась различных выемок в её конструкции, что в свою очередь упростило и удешевило ее изготовление.

Однако несмотря на все конструктивные переделки в ноябре 1971 года после долгих дебатов комитет внес в конгресс предложение о прекращении финансирования работ, связанных и с проектом XM803, ввиду неоправданно большой сложности и высокой стоимости танка, цена изделия уменьшилась всего на 100 тыс. долларов. В конце ноября 1971 года конгресс поддержал предложение военного комитета. В то же время при обсуждении этого вопроса было признано необходимым проводить дальнейшие работы с целью замены в 80-х годах серийно выпускаемого танка M60, конструкция которого отражала достижения техники и технологии 50-х годов.

Тактико-технические характеристики XM803:

Боевая масса, т 51,6
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 6832
Длина с пушкой вперёд, мм 9385
Ширина корпуса, мм 3696
Высота, мм 3244, по зенитному пулемёту
Клиренс, мм изменяемый, 150-635
Тип брони стальная и алюминиевая катаная и литая, разнесённая, противоснарядная
Вооружение:
пушка — 152-мм XM150E6
Боекомплект пушки 50
Прицелы стабилизированный дневной и активный ночной перископический, с лазерным дальномером
Пулемёты:
1 x 12,7-мм M85 (900 патронов)
1 x 7,62-мм M73 (6000 патронов)
Двигатель — V-образный, 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения, с турбонаддувом
Мощность двигателя, л. с. 1475 (1060)
Удельная мощность, л. с./т 28,6 (20,5)
Тип подвески индивидуальная гидропневматическая
Удельное давление на грунт, кг/см 0,91
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 1,09
Преодолеваемый ров, м 2,80
Преодолеваемый брод, м 2,2 с подготовкой, 4,88 с ОПВТ

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector