22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный штурмовик Scaled Composites ARES (США)

Опытный штурмовик Scaled Composites ARES (США)

В конце 70-х годов ВВС США, не вполне удовлетворенные имеющимся у них тяжелым штурмовиком А-10А (прежде всего – по критерию “стоимость-эффективность”), вернулись к рассмотрению концепции легкого противотанкового штурмовика. В мае 1978 года к такому самолету были выработаны требования, акцент в которых делался на высокую маневренность, взлетно-посадочные характеристики, небольшие размеры и простоту конструкции.

В 1985 году возглавляемая Рутаном фирма Scaled Composites начала проектировать Модель 151 ARES (Agile Responsive Effective Support – маневренного самолета непосредственной поддержки с малым временем реакции). Работа шла в инициативном порядке в надежде добиться заказа после постройки опытного экземпляра. Самолет предназначался для уничтожения наземных целей, борьбы с вертолетами, ДПЛА, патрулирования границ и борьбы с наркобизнесом. В дальнейшем планировалось создание двухместного варианта для использования в качестве передового авианаводчика, а также учебно-тренировочного самолета.

ARES был спроектирован по схеме “утка”, его планер почти полностью выполнялся из композиционных материалов. Рутан, в очередной раз подтвердив репутацию нестандартно мыслящего конструктора, использовал асимметричную компоновку. С левой стороны фюзеляжа располагался воздухозаборник реактивного двигателя, а с правой – встроенная 25-миллиметровая пушка. Это решение устраняло опасность помпажа двигателя из-за попадания в воздухозаборник пороховых газов.

Максимальная взлетная масса самолета составляла 2767 кг, он развивал максимальную скорость 763 км/ч. Легкий штурмовик мог брать бомбы малого калибра и неуправляемые ракеты для поражения наземных целей. В состав вооружения могли входить также две самонаводящиеся ракеты “воздух-воздух” ближнего боя с инфракрасным наведением “Сайдуиндер” или четыре малогабаритных ракеты “Стингер”.

Первый полет самолета состоялся 19 февраля 1990 года. Во втором полете, состоявшимся в тот же день, вышла из строя основная гидросистема. Однако аварийная система обеспечила выпуск шасси и самолет благополучно выполнил посадку. В первых двух испытательных полетах была достигнута скорость 400 км/ч, угол атаки 15╟ и перегрузка 2,5 g. В третьем полете, проведенном 26 февраля специально для представителей прессы, самолет летал с выпущенными шасси.

Несмотря на старания конструктора, ВВС довольно быстро “охладели” к легкому штурмовику. Их не устраивало, во-первых, то, что упрощенный состав бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) не позволял применять высокоточное оружие. Во-вторых, малая масса боевой нагрузки не давала возможности наносить массированные удары. Американским военным также по душе была “дубина”. Самолет Рутана остался в единственном экземпляре, и работы по нему были прекращены.

Цена этого самолета приблизительно равна 1 миллиону долларов. Самолет снимался в художественном фильме “Железный Орел -3”, где “исполнял” роль секретного немецкого истребителя Me.263.

Самолет выполнен по схеме “утка” с крылом двойной стреловидности. ПГО имеет обратную стреловидность. Вертикальное оперение двухкилевое. Фюзеляж самолета смещен на 760 мм вправо относительно ДП планера.

В центральной части фюзеляжа расположен грузоотсек длиной 2,3 м, шириной 0,75 м и высотой 0,75 м, предназначенный для целевой нагрузки (в том числе для аппаратуры фоторазведки). Доступ в грузоотсек осуществляется через открывающийся люк с правой стороны фюзеляжа. Пространство отсека может быть использовано для оборудования кабины второго члена экипажа.

Планер самолета более чем на 50% по массе выполнен из углепластика. Поверхности управления и элементы конструкции вблизи пушки изготовлены из кевлара.

Система управления самолетом – полностью механическая обратимая. В корневой задней части крыла между балками и элеронами установлены большие тормозные щитки с гидроприводом.

Шасси – трехопорное, с носовым колесом. Все стойки – одноколесные, уборка шасси осуществляется за шесть секунд.

Силовая установка. Самолет оснащен одним ТРДД Пратт-Уитни JT15D-5 (2 х 1340 кгс) с электронной системой регулирования подачи топлива. Двигатель установлен под углом относительно оси фюзеляжа, его выходное устройство искривлено для выравнивая линия тяги.

Читать еще:  Пистолет-пулемёт ПП-90М1 (Россия)

Воздухозаборник расположен в верхней части по левому борту фюзеляжа, на большом удалении от дульного среза пушки, что препятствует засасыванию в двигатель пороховых газов.

Вооружение. Штурмовик оснащен встроенной пушкой Дженерал Электрик GAU-12U (25 мм, 220 снарядов), установленной с правой стороны фюзеляжа (принятая схема должна устранить реакцию самолета по рысканию или опасность помпажа двигателя при стрельбе). Кроме того, в состав вооружения могут входить две УР класса “воздух-воздух” AIM-9L “Сайдуиндер” или четыре малогабаритных УР AIM-92 “Стингер”. Возможна подвеска бомб малого калибра и НАР.

Опытный штурмовик Scaled Composites ARES (США)

В конце 70-х годов ВВС США, не вполне удовлетворенные имеющимся у них тяжелым штурмовиком A-10A (прежде всего – по критерию “стоимость-эффективность”), вернулись к рассмотрению концепции лЁгкого противотанкового штурмовика. В мае 1978 года к такому самолету были выработаны требования, акцент в которых делался на высокую маневренность, взлетно-посадочные характеристики, небольшие размеры и простоту конструкции. В 1985 году на фирме Scaled Composites, возглавляемой Рутаном, началось техническое проектирование самолета Model 151, в дальнейшем получившего обозначение ARES (Agile Responsive Effective Support – маневренный самолет непосредственной поддержки с малым временем реакции). Рутан начал разработку самолета ARES в конце 80-х годов в инициативном порядке, используя опыт участия в программе LCBAA.

Кроме решения задачи борьбы практически со всеми существующими вертолетами он должен был применяться для непосредственной авиационной поддержки, патрулирования границ, участвовать в операциях по борьбе с наркобизнесом, ультралегкими летательными аппаратами, а в двухместном варианте — для передового авиационного наведения и в качестве учебно-тренировочного средства. Как и другие самолеты, созданные этим выдающимся американским авиаконструктором, автором знаменитого «Вояджера», на котором в 1984 году был совершен первый в мире кругосветный перелет без дозаправки топливом в полете, новая машина имеет оригинальную аэродинамическую компоновку и конструктивные решения. Впрочем, необычностью «облика» летательных аппаратов, особенно легких, сейчас трудно кого-либо удивить. Однако ARES от всех ранее созданных боевых самолетов отличается еще и назначением — это первый истребитель вертолётов.

Первый полёт самолёта Scaled Composites ARES состоялся 19 февраля 1990 года. Во втором полете, состоявшимся в тот же день, вышла из строя основная гидросистема. Однако аварийная система обеспечила выпуск шасси и самолет благополучно выполнил посадку. В первых двух испытательных полетах была достигнута скорость 400 км/ч, угол атаки 15° и перегрузка 2,5 g. В третьем полете, проведенном 26 февраля специально для представителей прессы, самолет летал с выпущенными шасси.

Несмотря на всемирно известное имя конструктора и хорошо «раскрученную» рекламу, Scaled Composites ARES оказался, практически, незамеченным ВВС США, где имелись свои приоритеты. Это, вероятно, свело на нет усилия фирмы по продвижению нового штурмовика на международный рынок. Самолет остался в единственном экземпляре и к середине 1990-х годов работы по нему, очевидно, прекратились. Цена этого самолета приблизительно равна 1 миллиону долларов. Самолет снимался в художественном фильме “Железный Орел 3”, где “исполнял” роль секретного немецкого истребителя Me.263.

Самолёт Scaled Composites ARES выполнен по схеме «утка» с крылом двойной стреловидности по передней кромке и скругленными законцовками. Переднее горизонтальное оперение имеет отрицательную стреловидность. Крыло — без закрылков. Вертикальное оперение — двухкилевое, кили расположены на вынесенных назад за крыло балках. Особенностью конструкции была несимметричная компоновка фюзеляжа смещённого на 760 мм вправо относительно ДП планера, позволяющая в максимальной степени устранить реакцию по рысканию при стрельбе из пушки, а также попадание пороховых газов в воздухозаборник двигателя.

Конструкция самолета более чем на 50 процентов, по массе выполнена из стеклопластика. Поверхности управления и части конструкции, расположенные вблизи пушки, также изготовлены из стеклопластика и кевлара. Кабина самолета — одноместная, имеющая наддув для защиты от оружия массового поражения, с хорошим обзором вперед — вниз и по сторонам, с катапультным креслом. Бронирование кабины — из кевлара. Система управления самолетом — безбустерная, полностью механическая обратимая. Гидравлика используется только для выпуска и уборки шасси и воздушных тормозов. Шасси – трехопорное, с носовым колесом. Все стойки – одноколесные, уборка шасси осуществляется за шесть секунд. Большие тормозные щитки установлены в корневой хвостовой части крыла, между балками и элеронами.

Читать еще:  Самоходная артиллерийская установка СУ-152 (объект 268) (СССР)

В центральной части фюзеляжа расположен грузоотсек длиной 2,3 м, шириной 0,75 м и высотой 0,75 м, предназначенный для целевой нагрузки (в том числе для аппаратуры фоторазведки). Доступ в грузоотсек осуществляется через открывающийся люк с правой стороны фюзеляжа. Пространство отсека может быть использовано для оборудования кабины второго члена экипажа.

Самолет Scaled Composites ARES оснащен турбореактивным двухконтурным двигателем Pratt Whitney JT15D-5 с тягой 1340 кгс и электронной системой регулирования подачи топлива. Двигатель установлен под углом относительно оси фюзеляжа. Выходное устройство искривлено для «выравнивания» линии тяги. Воздухозаборник расположен в верхней части по левому борту фюзеляжа, на большом удалении от дульного среза пушки, что препятствует попаданию в двигатель пороховых газов. В дальнейшем возможна установка двигателя с большей тягой.

Штурмовик Scaled Composites ARES вооружен пушкой GAU-12/U Gatling калибра 25 мм с боекомплектом 220 снарядов, установленной с правой стороны фюзеляжа. Принятая компоновка позволяет устранить реакцию самолета по рысканию, которое может привести к неустойчивой работе двигателя при стрельбе из пушки. Кроме того, в состав вооружения могут входить управляемые ракеты класса «воздух-земля» и «воздух-воздух» AIM-9L «Sidewinder» или четыре малогабаритных УР AIM-92 «Стингер». Возможна подвеска бомб малого калибра и НАР Hydra 70 FFAR.

Тактико-технические характеристики ARES
Размах крыла, м 9.50
Длина, м 11.40
Высота, м 3.80
Площадь крыла, м2 17.20
Масса, кг
– пустого самолета 4200
– максимальная взлетная 7120
Тип двигателя 1 ТРДД Pratt Whitney JT15D-5
Тяга, кН 1 х 13.12
Максимальная скорость , км/ч 750
Крейсерская скорость, км/ч 678
Практическая дальность, км 920
Практический потолок, м 12000
Экипаж 1
Вооружение: 1 встроенная 25-мм пушка GAU-12/U
Боевая нагрузка – 1812 кг

Американский экспериментальный штурмовик ARES

Военно-воздушные силы США в конце 1970-х годов, не вполне удовлетворенные тяжелым штурмовиком А-10А имеющимся у них (главным образом не удовлетворял критерий «эффективность-стоимость»), вновь начали рассматривать концепцию легкого противотанкового штурмовика. К такому самолету в мае 1978 г. выработали требования, акцент в которых был сделан на высокую маневренность, небольшие размеры, взлетно-посадочные характеристики и простоту конструкции.

Фирма Scaled Composites, возглавляемая Рутаном, в 1985 году приступила к проектированию Модель 151 ARES (Agile Responsive Effective Support – маневренный самолет непосредственной поддержки, имеющий малое время реакции). Работы велись в инициативном порядке в надежде получить заказ после создания опытного экземпляра. Самолет предназначался для нанесения ударов по наземным целям, борьбы с вертолетами, дистанционно пилотируемыми летательными аппаратами, для патрулирования границ, а также борьбы с наркобизнесом. Планировалось в дальнейшем создать двухместный вариант для использования как передовой авианаводчик и учебно-тренировочный самолет.

В ARES был использована схема «утка», его планер практически полностью был выполнен из композиционных материалов. В очередной раз Рутан подтвердил репутацию конструктора с нестандартным мышлением использовав асимметричную компоновку. С левой стороны фюзеляжа размещался воздухозаборник реактивного двигателя, с правой – 25-миллиметровая встроенная пушка. Данное решение позволяло исключить опасность помпажа двигателя вызванного попаданием пороховых газов в воздухозаборник.

Максимальный взлетный вес самолета составлял 2767 килограмм, максимальная скорость составляла 763 км/ч. Для поражения наземных целей легкий штурмовик мог брать неуправляемые ракеты и бомбы малого калибра. Также в состав вооружения ARES могли входить две самонаводящиеся ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя «Сайдуиндер» с инфракрасной головкой самонаведения или четыре малогабаритных ракеты «Стингер».

Читать еще:  Проект военно-транспортный самолет ВВП Бе-32 1965 года (СССР)

19 февраля 1990 года состоялся первый полет самолета. Во время второго полета, который был проведен в тот же день, из строя вышла основная гидравлическая система. Выпуск шасси был произведен при помощи аварийной системы, и самолет благополучно приземлился. В первых двух испытательных полетах самолет развил скорость в 400 км/ч, достигнут угол атаки 15 градусов, перегрузка 2,5 g. Во время третьего полета, организованного специально для представителей прессы 26 февраля, самолет летал с выпущенными шасси.

ВВС США, несмотря на все старания конструктора, к легкому штурмовику довольно быстро «охладели». Их не устраивало то, что упрощенное бортовое радиоэлектронное оборудование не позволяло применять высокоточное оружие. Также, малая масса боевой нагрузки не позволяла наносить массированных ударов. Американским военным, как и советским, по душе была «дубина». Экспериментальный штурмовик ARES Рутана остался в одном экземпляре, и все работы по нему были свернуты.

Стоимость данного самолета составила около одного миллиона долларов. Его использовали при съемках художественного фильма “Железный Орел -3”, где он исполнил роль немецкого секретного истребителя Me.263.

Штурмовик ARES выполнялся по схеме «утка» и имел крыло двойной стреловидности. ПГО имеет обратную стреловидность. Самолет имеет вертикальное двухкилевое оперение. Фюзеляж смещен на 760 миллиметров вправо относительно диаметральной плоскости планера.

Грузовой отсек (длина 2300 мм, ширина 750 мм, высота 750 мм) расположен в центральной части фюзеляжа, и предназначен для целевой нагрузки (включая размещение аппаратуры для фоторазведки). Доступ в грузовой отсек осуществляется через люк, выполненный в правом борту фюзеляжа. Пространство отсека также может использоваться для оборудования кабины 2-го члена экипажа.

Планер самолета не менее чем на 50 процентов по массе изготовлен из углепластика. Элементы конструкции около пушки и поверхности управления выполнены из кевлара.

Система управления – полностью механическая обратимая. Между элеронами и балками в задней корневой части крыла установлены большие тормозные щитки имеющие гидропривод.

Шасси – трехопорное, с носовым колесом. Стойки шасси одноколесные, на их уборку требуется шесть секунд.

Самолет оснащен одним турбореактивным двухконтурным двигателем Пратт-Уитни JT15D-5 (2х1340 кгс) оснащенным электронной системой регулирования подачи топлива. Двигатель относительно оси фюзеляжа установлен под углом, для выравнивая линия тяги его выходное устройство искривлено.

Воздухозаборник расположен по левому борту фюзеляжа в верхней части, на значительном удалении от дульного среза пушки. Данное расположение препятствует засасыванию пороховых газов в двигатель.

Штурмовик оснащен встроенной 25-мм пушкой GAU-12U (Дженерал Электрик) с боекомплектом 220 снарядов, установленной с правой стороны фюзеляжа (данная схема была призвана устранить реакцию самолета по рысканию и опасность при стрельбе помпажа двигателя). Также, в вооружение могут быть включены 2 управляемые ракеты AIM-9L «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух» или 4 малогабаритных управляемых ракеты AIM-92 «Стингер». Возможна подвеска неуправляемых ракет и бомб малого калибра.

Летно-технические характеристики:
Модификация – ARES;
Размах крыла – 9,50 м;
Длина – 11,40 м;
Высота – 3,80 м;
Площадь крыла – 17,20 м2;
Масса пустого самолета – 4200 кг;
Максимальная взлетная масса – 7120 кг;
Тип двигателя – турбореактивный двухконтурный двигатель Pratt Whitney JT15D-5;
Тяга – 13,12 кН;
Максимальная скорость – 750 км/ч;
Крейсерская скорость – 678 км/ч;
Практическая дальность – 920 км;
Практический потолок – 12000 м;
Экипаж – 1 человек;
Боевая нагрузка – 1812 кг;
Вооружение – встроенная пушка GAU-12/U калибра 25 мм.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: