1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный штурмовик Су-14 ВК-1 (СССР)

Опытный штурмовик Су-14 ВК-1 (СССР)

Su-14 attack aircraft

В 1948 году в ОКБ П.О. Сухого проводились изыскания по бронированным штурмовикам с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями, рассматривались варианты и с мощными поршневыми двигателями. Такая же работа проводилась и в ОКБ С.В. Ильюшина.

Осенью 1948 года некоторые результаты этих наработок были представлены для рассмотрения в МАП, где уже полным ходом шло обсуждение проекта плана опытного самолетостроения на 1949-50 годы. Одной из тем плана-заявки ВВС предусматривалось создание «Бронированного штурмовика с управляемым пушечным вооружением с поршневым двигателем». МАП, учитывая наработки ОКБ П.О. Сухого и С.В. Ильюшина, ответило на предложение ВВС двумя реактивными штурмовиками: Ил-20 С.В. Ильюшина с ТВД и самолетом под шифром «Н» (Су-14) П.О. Сухого с ТРД.

В ноябре заместитель председателя Авиационно-технического комитета (АТК) ВВС (с июня 1956 года — Научно-Технический Комитет ВВС) генерал-майор ИАС Н.А. Жемчужин представил Главкому ВВС, заместителю министра обороны СССР А.К. Вершинину свои соображения по данному предложению. «… 1. Штурмовик с ВК-1. Создание штурмовика с ТКРД представляет большой экспериментальный интерес. \ Проект т. Сухого удовлетворяет ТТТ ВВС по диапазону скоростей, бомбовой нагрузки и оборудованию. Не удовлетворяет по: \ Разбегу (850 м вместо 550 м), дальности (1000 — 1200 км вместо 1200-1700 км), вооружению (4хНР-23 вместо 6хНР-23).\ Этот самолет включен МАП в проект плана опытного самолетостроения на 1949-50 гг.\ Целесообразно поддержать предложение т. Сухого при условии увеличения числа стволов передних управляемых пушек с 4 до 6, при этом возможно уменьшить б/запас на каждую пушку с 250 до 150 патронов и вместо двух пушек на задней установке оставить одну 23 мм. \2. Штурмовик с ВК-2. В проект плана на 1949-50 гг. \МАП включило предложение т. Ильюшина

бронированный экспериментальный штурмовик с ТВД ВК-2, удовлетворяющий ТТТ ВВС. Для ВВС желательно, чтобы эта тема дублировалась также т. Сухим, однако МАП против этого. \Проект т. Сухого по своим данным удовлетворяет ТТТ ВВС, но требует уточнения компоновки (вопрос с V-образным оперением, нагрузка на крыло 250 кг/м2, шасси с хвостовым колесом и т.д.)…»

Примечательна резолюция А.К. Вершинина: «т. Пономареву. Все же мне думается, что наряду с проектами штурмовика с реактивным и турбовинтовым двигателем (последний реальнее) нужно делать и с поршневым. Крайне желательно более подробно заняться типом штурмовика с двигателем Добрынина. Продумайте и доложите».

К февралю 1949 года проект плана опытного самолетостроения на 1949-50 годы по разделу «Штурмовики» предусматривал спроектировать и построить: «… 1. Экспериментальный бронированный штурмовик с управляемым пушечным вооружением с двигателем ВК-1 конструкции т. Сухого
– экипаж – 2 чел.;
– диапазон скоростей горизонтального полета на высоте 3000 м – 275- 800 км/ч;
– время подъема на высоту 3000 м – 4 мин;
– разбег – 850 м; с ускорителями – 500 м;
– пробег – 600 м;
– дальность полета (У=500км/ч, Н=3000м, 400кг бомб) нормальная – 1 000 км; с подв.баками – 1200 км;
– практический потолок – 12000 м;
– вооружение вперед 6×23 (управляемые) назад-вверх – 1×23; предусмотреть 6хОРО-132. Бомбовая нагрузка — нормальная 400 кг, максимальная — 1000 кг.
Срок предъявления на ГИ – сентябрь 1950 г…»

Последующие полгода проект плана несколько раз перерабатывался, согласовывался в различных инстанциях, и в окончательном виде предусматривал: «… По ОКБ конструктора т. Сухого а) утвердить разработку и строительство опытного реактивного штурмовика с двигателем ВК-1 конструкции т. Сухого, со следующими данными:
– диапазон скоростей горизонтального полета на Н=1500 м – 800-275 км/ч;
– время подъема на Н=1500 м – 2 мин.;
– дальность полета на Н=1500 м при V=500 км/ч с 400 кг бомб – 900 км; с подвесными баками – 1100 км;
– разбег без ускорителей – 850 м; с ускорителями – 500 м;
– бомбовая нагрузка нормальная – 400 кг;
– максимальная – 1000 кг;
– вооружение вперед – 6×23; назад-вверх – 1×23; предусмотреть установку 6хОРО132;
– радиолокационное оборудование ответчик опознавания – «Барий-М»; аппаратура наведения на наземные цели – «Медиана-Призма» (предусмотреть установку);
– экипаж – 2 чел.
Самолет предъявить на ГИ в сентябре 1950 г…»

19 сентября 1949 года проект плана был передан в Совет Министров СССР для утверждения. Параллельно с согласованием проекта плана 1949-50 годов велась подготовка проекта плана 1950-51 годов. 5 ноября 1949 года на заседании АТК ВВС по вопросу «О планах опытного строительства летательных аппаратов, поршневых и реактивных двигателей и НИР в этих областях на 1950-51 гг.», докладчик — генерал-майор ИАС Н.А. Жемчужин отметил, что: «… В 1948 году ВВС имея главной целью повышение скорости штурмовиков и достижения наиболее возможного увеличения диапазона скоростей их, включили в план-заявку задание на штурмовик с турбокомпрессорным двигателем и штурмовик с ТВД.\Первый тип был принят для разработки т. Сухим, но это задание еще не утверждено правительством, поэтому включено в план-заявку на 1950-51 гг…»

14 ноября 1949 года постановлением правительства ОКБ П.О. Сухого было ликвидировано, работы по самолету-штурмовику Су-14 – прекращены.

В декабре 1949 года в своем обращении к заместителю председателя Совета Министров СССР Н.А. Булганину, Главком ВВС генерал-полковник авиации П.Ф. Жигарев писал: «В связи с расформированием по решению правительства ОКБ тов. Сухого, прекратилось выполнение нескольких работ, представляющих интерес для ВВС. \Прошу Ваших указаний МАП т. Хруничеву:\– передать задание на предварительное проектирование бронированного штурмовика с двигателем ВК-1, над которым работало ОКБ т. Сухого, другому КБ…» Это пожелание Главкома ВВС осталось невыполненным.

В середине января 1950 года, подводя итоги работы завода № 134 за 1949 год, П.О. Сухой доложил, что за прошедший год: «…4. Спроектирован новый самолет – двухместный штурмовик с ВК-1 с изготовлением макета.
5. Проработаны эскизные проекты двухместного штурмовика с ВК-1.
6. Проведен целый ряд изысканий по двухместному штурмовику с ВК-1…»

В заводском отчете за 1949 год в разделе «Выполнение тематических работ» отмечалось, что по двухместному штурмовику Су-14 «… было проведено проектирование самолета в различных вариантах.\Техническая готовность проекта на 1.01.50г. составляет 40%.\ Изготовлен макет и модели…»

О Су-14 остались только, предположительные ЛТХ и реконструированный внешний вид, хотя он вполне мог стать первым реактивным штурмовиком советских ВВС ещё в конце 40-х.

Су-14 — первый реактивный штурмовик

В 1948 году в ОКБ проводились изыскания по бронированным штурмовикам с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями, рассматривались варианты и с мощными поршневыми двигателями. Такая же работа проводилась и в ОКБ С.В.Ильюшина.

Осенью 1948 года некоторые результаты этих наработок были представлены для рассмотрения в МАП, где уже полным ходом шло обсуждение проекта плана опытного самолетостроения на 1949-50 гг. Одной из тем плана-заявки ВВС предусматривалось создание «Бронированного штурмовика с управляемым пушечным вооружением с поршневым двигателем». МАП, учитывая наработки ОКБ П.О.Сухого и С.В.Ильюшина, ответило на предложение ВВС двумя реактивными штурмовиками: С.В. Ильюшина с ТВД и П.О. Сухого с ТРД.

Читать еще:  Многофункциональный истребитель Су-35 (Россия)

В ноябре зам.председателя АТК ВВС генерал-майор ИАС Н.А.Жемчужин представил Главкому ВВС свои соображения по данному предложению. «… 1. Штурмовик с ВК-1. Создание штурмовика с ТКРД представляет большой экспериментальный интерес.

Проект т. Сухого удовлетворяет ТТТ ВВС по диапазону скоростей, бомбовой нагрузки и оборудованию. Не удовлетворяет по:
Разбегу (850м вместо 550м), дальности (1 000-1200км вместо 1200- 1700км), вооружению (4хНР-23 вместо 6хНР- 23).
Этот самолет включен МАП в проект плана опытного самолетостроения на 1949-50гг.

Целесообразно поддержать предложение т. Сухого при условии увеличения числа стволов передних управляемых пушек с 4 до 6, при этом возможно уменьшить б/запас на каждую пушку с 250 до 150 патронов и вместо двух пушек на задней установке оставить одну 23мм. 2. Штурмовик с ВК-2. В проект плана на 1949-50гг. МАП включило предложение т. Ильюшина

бронированный экспериментальный штурмовик с ТВД ВК-2, удовлетворяющий ТТТ ВВС. Для ВВС желательно, чтобы эта тема дублировалась также т. Сухим, однако МАП против этого.

Проект т. Сухого по своим данным удовлетворяет ТТТ ВВС, но требует уточнения компоновки (вопрос с V-об- разным оперением, нагрузка на крыло 250 кг/м2 , шасси с хвостовым колесом и т.д.)…»

Резолюция А.К.Вершинина «т. Пономареву. Все же мне думается, что наряду с проектами штурмовика с реактивным и турбовинтовым двигателем (последний реальнее) нужно делать и с поршневым. Крайне желательно более подробно заняться типом штурмовика с двигателем Добрынина. Продумайте и доложите».

К февралю 1949 года проект плана опытного самолетостроения на 1949-50 гг. по разделу «Штурмовики» предусматривал спроектировать и построить:
«… 1. Экспериментальный бронированный штурмовик с управляемым пушечным вооружением с двигателем ВК-1 конструкции т. Сухого
– экипаж – 2 чел.;
– диапазон скоростей горизонтального полета на высоте 3000 м – 275- 800 км/ч;
– время подъема на высоту 3000 м – 4 мин;
– разбег – 850 м; с ускорителями – 500 м;
– пробег – 600 м;
– дальность полета (У=500км/ч, Н=3000м, 400кг бомб) нормальная – 1 000 км; с подв.баками – 1200 км;
– практический потолок – 12000 м;
– вооружение вперед 6×23 (управляемые) назад-вверх – 1×23; предусмотреть 6хОРО-132. Бомбовая нагрузка -нормальная 400кг, максимальная -1000 кг. Срок предъявления на ГИ – сентябрь 1950 г…»

Штурмовик Су-14 с ВК-1 (реконструкция)

Последующие полгода проект плана несколько раз перерабатывался, согласовывался в различных инстанциях, и в окончательном виде предусматривал:
«… По ОКБ конструктора т. Сухого а) утвердить разработку и строительство опытного реактивного штурмовика с двигателем ВК-1 конструкции т. Сухого, со следующими данными:
– диапазон скоростей горизонтального полета на Н=1500 м – 800-275 км/ч;
– время подъема на Н= 1500 м – 2 мин.;
– дальность полета на Н=1500 м при V=500 км/ч с 400 кг бомб – 900 км; с подвесными баками – 1100 км;
– разбег без ускорителей – 850 м; с ускорителями – 500 м;
– бомбовая нагрузка нормальная – 400 кг;
– максимальная – 1000 кг;
– вооружение вперед

6×23; назад-вверх – 1×23; предусмотреть установку 6хОРО132.
– радиолокационное оборудование ответчик опознавания – «Барий-М»; аппаратура наведения на наземные цели –
«Медиана-Призма» (предусмотреть установку); – экипаж – 2 чел. Самолет предъявить на ГИ в сентябре 1950 г…»

19 сентября 1949 года проект плана был передан в Совет Министров СССР для утверждения.
Параллельно с согласованием проекта плана 1949-50гг. велась подготовка проекта плана 1950-51гг.
5 ноября 1949 года на заседании НТС ВВС ВС СССР по вопросу «О планах опытного строительства летательных аппаратов, поршневых и реактивных двигателей и НИР в этих областях на 1950-51гг.», докладчик – генерал- майор ИАС Н.А.Жемчужин отметил, что: «… После выхода в 1944 году самолета Ил-10 ВВС не получили ни одного нового штурмовика.

Построенный т. Ильюшиным штурмовик Ил-20 с М-45Ш в настоящее время законсервирован.

Решая задачу дать летчику возможно больший обзор т. Ильюшин посадил летчика на мотор и не смог устранить чрезвычайно большой шум в кабине, делавший невозможным пользоваться радио. Самолет обладал и другими проблемами(*). На этом самолете установлено ограниченно-подвижное переднее оружие (2 положения) – эффективность которого предполагалось проверить на испытаниях.

* Несмотря на ряд оригинальных идей, эскизный проект Ил-20 отклонили как не соответствующий постановлению Совмина СССР и тактико-техническим требованиям. Из таблицы 2 видно, что это касалось основных летных данных и вооружения. В качестве главного недостатка отмечалась низкая скорость полета самолета, которая оказалась даже ниже, чем у серийных Ил-10 (см. колонку 7 таблицы 2). Наступательное вооружение также не удовлетворяло заказчика. Значительное увеличение миделя фюзеляжа и его боковой поверхности приводило к ухудшению аэродинамики самолета, возрастанию полетного веса, увеличению возможности поражения огнем противника. Поскольку распределение установленной на самолете брони осуществлялось по большой поверхности, специалисты НИИ ВВС не увидели улучшения бронирования по сравнению с Ил-10.

Крайне усложнилась эксплуатация ВМГ из-за нерациональных способов подхода к мотору и его агрегатам. При всех работах, связанных со съемкой блоков или их крышек, требовался демонтаж самого двигателя с самолета. Все работы на моторе механик должен был выполнять в положении вниз головой. Летчик в кабину попадал только при неработающем двигателе. При аварийном покидании возникала опасность попадания под винт.

Отмечалось, что огневая мощь Ил-20 меньше, чем у Ил-10. Одновременно можно было вести огонь только из двух пушек — либо крыльевых, либо фюзеляжных. Целесообразность применения последних не вызывала сомнений, но высказывалось пожелание иметь подвижные установки. Попутно скажем, что уже имевшиеся к тому времени вполне успешные разработки в этой области Г.М. Можаровского и И.В, Веневидова использованы не были. При загрузке ПТАБ бомбовая нагрузка составляла все-го 300 кг. Основным положительным фактором посчитали прекрасный обзор вперед-вниз (правда, лишь в очень узком секторе). Обзор в стороны и вперед оказался таким же, как у Ил-10.

Возросшие требования в отношении бронирования, к оснащению штурмовика новым оборудованием, усиления вооружения и увеличения дальности полета против самолета Ил-10, сделали задачу создания штурмовика с поршневым мотором очень трудной.

Однако, если поступиться несколько требованиями к нормальной дальности и объему бронирования, то возможно создать штурмовик с хорошим обзором (применив схему с толкающим винтом) и большими возможностями по установке различного вида вооружения. Такая схема была предложена т. Алексеевым** под мотор Ш-218 М-251.

Однако, летные данные этого самолета… получаются значительно худшими, чем это желательно было бы иметь…

В 1948 году ВВС имея главной целью повышение скорости штурмовиков и достижения наиболее возможного увеличения диапазона скоростей их, включили в план-заявку задание на штурмовик с турбокомпрессорным двигателем и штурмовик с ТВД.

Читать еще:  Проект атомной подводной лодки 717 (СССР)

Первый тип был принят для разработки т. Сухим, но это задание еще не утверждено правительством, поэтому включено в план-заявку на 1950-51 гг…»

** В марте 1948 г. С.М. Алексеев предъявил эскизный проект бронированного двухместного штурмовика Ш-218 с мощным мотором Х-образной схемы М-251. Алексеев спроектировал Ш-218 необычной компоновки, где предусматривалось размещение мотора в хвостовой части обычного фюзеляжа, а толкающего винта — за хвостовым оперением. Известно, что подобная схема практического применения не нашла из-за невозможности обеспечить безопасность при посадке на больших углах атаки и при наземной эксплуатации. Самолет не включили в план опытного строительства на 1949 г. Макет был построен, но в связи с ликвидацией ОКБ-21 работы по самолету прекратились. СМ. Алексеев обратился 19 февраля 1951 г. с письмом в ВВС и попросил вернуться к рассмотрению проекта. Председатель НТК ВВС Б.Н. Пономарев считал, что строить Ш-218 нецелесообразно в связи с тем, что летные данные его были хуже, чем у Ил-10. Отмечалось отсутствие бомб (только в перегрузочном варианте), слабое бронирование, невозможность разборки самолета для его транспортировки. Зато по стрелково-пушечному и ракетному вооружению, а также по дальности полета Ш-218 превосходил Ил-10. Следовало ожидать, что скороподъемность у него тоже будет лучше. В связи с использованием мощного мотора ставились два соосных винта, разработан был и вариант самолета с обычным шасси. Обзор вперед-вниз составлял около 15 градусов. Наличие к этому времени хорошо отработанных катапультных сидений снимало проблему безопасного покидания машины летчиком. Крыло было со стреловидностью 16° по передней кромке,задняя — прямая. Управление рулями и элеронами осуществлялось посредством обособленных систем — правой и левой, так что при повреждении или отказе одной из них управление самолетом сохранялось. Ш-218 отличался двумя дистанционно управляемыми боковыми турелями с пушками 20-мм калибра с боезапасом 240 снарядов. Это обеспечивало обороноспособность самолета, хотя оставались некоторые вопросы в части его эксплуатации.Наступательное вооружение включало четыре отклоняемые на 15° пушки калибра 23 мм с боезапасом 480 снарядов. В балках размещались по три реактивный орудия ОРО-132.

Схема самолета Ш-218 М-251 Алексеева.

14 ноября 1949 года постановлением правительства ОКБ П.О.Сухого было ликвидировано, работы по самолету-штурмовику под шифром «Н» (Су-14) – прекращены.

В декабре 1949 года в своем обращении к зам. председателя Совета Министров СССР Н. А. Булга ни ну, Главком ВВС генерал-полковник авиации П.Ф.Жигарев писал:
«В связи с расформированием по решению правительства ОКБ тов. Сухого, прекратилось выполнение нескольких работ, представляющих интерес для ВВС.
Прошу Ваших указаний МАП т. Хруничеву:
– передать задание на предварительное проектирование бронированного штурмовика с двигателем ВК-1, над которым работало ОКБ т. Сухого, другому КБ;..» Это пожелание Главкома ВВС осталось невыполненным.(А жаль!)

В середине января 1950 года, подводя итоги работы завода № 134 за 1949 год, П.О.Сухой доложил, что за прошедший год:
«…4. Спроектирован новый самолет – двухместный штурмовик с ВК-1 с изготовлением макета.
5. Проработаны эскизные проекты двухместного штурмовика с ВК-1.
6. Проведен целый ряд изысканий по двухместному штурмовику с ВК-1.
В заводском отчете за 1949 год в разделе «Выполнение тематических работ» отмечалось, что по двухместному штурмовику Су-14 «… было проведено проектирование самолета в различных вариантах.
Техническая готовность проекта на 1.01.50г. составляет 40%.
Изготовлен макет и модели…»

К большому сожалению, советские ВВС начиная с винтового Ил-10 и до реактивного Су-25 включительно, не имели ни какого штурмовика вообще.
Имеющиеся перспективные разработки Су-14(1948г.) и Ил-40(1951г.),так и не были закончены и приняты на вооружение.
Последующее “политическое” увлечение истребителями-бомбардировщиками и ракетами, вообще определило, это направление боевых машин, как не нужное для ВВС СССР. Приказом министра обороны СССР от 20 апреля 1956 г. в составе советских ВВС упраздняется штурмовая авиация. На смену ей идет истреби-тельно-бомбардировочная авиация — новая военная доктрина учитывает возможность применения тактического ядерного оружия и по-иному рассматривает функции ВВС над полем боя.
По мнению тогдашних военных специалистов, основные силы должны быть направлены для ударов по объектам, расположенным за пределами досягаемости огня сухопутных войск. Таким образом, наличие в составе ВВС специализированного самолета-штурмовика (в данном случае Ил-40) становилось ненужным. Только спустя два десятилетия, анализируя действия авиации в локальных конфликтах, вновь признали необходимость в таких самолетах для непосредственной поддержки наземных войск на поле боя.
Что естественно было большой ошибкой.
О Су-14 остались только, предположительные ЛТХ и реконструированный внешний вид, хотя он вполне мог стать первым реактивным штурмовиком советских ВВС еще в конце 40-х.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Замена для «Грача»: каким будет российский штурмовик будущего

Заявления о том, что на базе истребителя-бомбардировщика Су-34 будет создаваться самолет штурмовой авиации, Бондарев делает не первый раз. Так, в 2016 году тогда еще действующий главком ВКС заявил, что в будущем на базе Су-34 планируется создать линейку различных модификаций.

«Мое мнение таково, что новый штурмовик все-таки надо делать на базе Су-34. Прекрасный самолет. Маневренный, восемь тонн бомбовой нагрузки против четырех у «двадцать пятого», прекраснейшие точностные характеристики . Я думаю, проще и быстрее будет сделать кабину для одного пилота, а все остальное оставить как есть», – сказал Бондарев.

Также Бондарев отметил, что штурмовики Су-25 все еще имеют серьезный модернизационный, ремонтный потенциал и их ресурса должно хватить на 10–15 лет. В первую очередь этот срок обусловлен сроком службы планеров самолетов.

«Шершень» и Як-130

Проработка проектов нового российского штурмовика началась несколько лет назад. В частности, в госпрограмму вооружений до 2020 года были включены опытно-конструкторские работы по проекту с шифром «Шершень-ЭП», который планировалось создавать на базе Су-25. Предполагалось, что самолет получит двигатели Р-195 и новое бортовое радиоэлектронное оборудование. Кроме того, в начале текущего года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров завил, что заменой штурмовика может стать учебно-боевой самолет Як-130.

В таком разбросе мнений о том, каким должен быть новый российский штурмовик, нет ничего удивительного. Во-первых, именно так всегда находится самый оптимальный вариант, а во-вторых, споры в данном случае идут не о конкретной машине, а о том, какое место она должна занять на поле боя в вооруженных конфликтах будущего. И для того, чтобы понять это, нужно рассказать об истории отечественной штурмовой авиации.

Железобетонный самолет

Российская военная история знает показательный пример, когда от штурмовой авиации зависело будущее всей страны. Ил-2, или, как его называли немцы, «железобетонный самолет», создавался для непосредственной поддержки войск на поле боя. Важно подчеркнуть, что во время Великой Отечественной войны штурмовали наземные цели не только штурмовики, но и пилоты истребителей. В начале войны из-за нехватки подходящей техники эти задачи в том числе выполняли даже бомбардировщики Ил-4, что закономерно вело к огромным потерям.

Читать еще:  Опытный ракетный комплекс 9К711 «Уран» / «Уран-П» (СССР)

Главное отличие Ил-2 от других самолетов заключалось в том, что он изначально создавался как штурмовик: броня была частью конструкции, которая не только защищала от пуль, но и несла нагрузку. А вот все попытки создать аналог советского штурмовика в Германии провалились. Ил-2 стал самым массовым самолетом в истории авиации: всего было построено порядка 36 тыс. штурмовиков, которые сильно повлияли на исход войны. Модификации этих машин использовались в некоторых странах вплоть до 1954 года, но в СССР штурмовая авиация после войны была вовсе ликвидирована.

Ильюшин против Сухого

Штурмовая авиация была упразднена приказом министра обороны СССР 20 апреля 1956 года. Связано это было с появлением тактического ядерного оружия, которое заставило по-другому взглянуть на задачи ВВС над полем боя: в случае ядерной войны штурмовые самолеты казались ненужными. Кроме того, командование было уверено, что в случае необходимости штурмовую авиацию легко заменит истребительная, которая уже тогда могла нести широкий спектр вооружения. Но вскоре оказалось, что это не так.

К середине 60-х годов военные доктрины СССР и США снова кардинально изменились. Стало понятно, что полномасштабная ядерная война маловероятна, а в локальных конфликтах будут задействованы обычные вооружения. В 1967 году прошли учения «Днепр», в ходе которых пилоты истребителей пытались наносить удары по наземным объектам. Результаты оказались неожиданными: самым эффективным стал истребитель МиГ-17, который благодаря своей маневренности позволял пилотам уверенно распознавать и поражать цели. Другим скоростным машинам попасть по «земле» было трудно из-за их высокой скорости. Стало понятно, что армии нужен новый штурмовик, которым стал Су-25, позже получивший в войсках прозвище «Грач».

Разработку проекта Су-25 начали молодые сотрудники ОКБ «Сухого» втайне от руководства задолго до того, как Минобороны СССР объявило конкурс на новый штурмовик. Во многом именно это повлияло на победу Су-25: эта машина на конкурсе была единственной, представленной в виде полноразмерного макета, что, безусловно, в том числе повлияло на выбор комиссии.

ОКБ им. С. В. Ильюшина представило на конкурс проект штурмовика Ил-102, который был значительно больше Су-25: масса пустого самолета составляла 13 т против девяти у Су-25, а полезная нагрузка Ил-102 была приближена к Су-34 и составляла 7 200 кг. Но на вооружение был принят именно самолет «Сухого», и, конечно, это было сделано далеко не только потому, что ОКБ представило полномасштабный макет: проект оказался более приближен к потребностям военных, чем Ил-102.

Рожденный в спорах

Размеры самолета и его взлетный вес неоднократно менялись в ходе проектирования: изначально машина была значительно легче, а военные хотели получить сверхзвуковую машину. В результате в серию пошел самолет с нормальной взлетной массой 14 600 кг, максимальной скоростью 950 км/ч и максимальной боевой нагрузкой 4 400 кг.

Предполагалось, что Су-25 должен будет перемещаться вместе с армией в случае ее наступления или отступления, и поэтому способен взлетать с грунтовых полос, а в случае острой необходимости использовать автомобильный бензин вместо авиационного керосина. Все ключевые элементы самолета хорошо бронированы. Изначально в специальных контейнерах предполагалось перевозить все необходимое для обслуживания самолета в полевых условиях, в том числе техника из наземного обслуживающего персонала.

Важно подчеркнуть, что ни разу за всю многолетнюю историю боевого применения штурмовика эти возможности ему не пригодились. Но в бою машина проявила себя великолепно, став по-настоящему легендарной.

Самолет несет широкий спектр вооружения, начиная с управляемых и неуправляемых ракет и заканчивая 20-мм пушкой ГШ-30-2 и противотанковым ракетным комплексом «Вихрь». Самолет проходил несколько модификаций для ВКС РФ. Новейшая из них – Су-25СМ3.

«Грачи» над Сирией

С появлением высокоточного оружия снова начались разговоры о том, что штурмовая авиация больше не нужна. Зачем, если существуют крылатые ракеты, способные с расстояния в тысячи километров попасть в любое окно? Особенно громко голоса в пользу снятия с вооружения штурмовиков стали звучать в США, где истребитель F-35 A-10 должен заменить A-10 Thunderbolt. Во многом это связано с тем, что разработчики истребителя всеми правдами и неправдами пытались окупить колоссальные средства, вложенные в этот проект. Вот только на деле штурмовики по-прежнему остаются одной из главных ударных сил на поле боя, и касается это как американской авиации, так и российской.

Штурмовики Су-25 вместе с фронтовыми бомбардировщиками Су-24 составляют костяк российской группировки в Сирии. Самолеты эффективно применялись для уничтожения командных пунктов, складов, живой силы боевиков. Особенно эффективно «Грачи» показали себя при уничтожении бронетехники террористов.

Но известно как минимум два случая, которые показали, что эти самолеты очень трудно чем-то заменить. Так, штурмовики Су-25 оказывали воздушную поддержку при деблокировании взвода российской военной полиции в зоне деэскалации «Идлиб» в Сирии, нанося удары по позициям боевиков. Благодаря быстрому реагированию и точности ударов авиации российские военные были успешно выведены из окружения. Второй известный случай – когда штурмовики прикрывали движение войск по дороге к Дейр-эз-Зору, не позволяя террористам приблизиться к колонне.

«Когда дело доходит до реальных вооруженных конфликтов, оказывается, что хорошо бронированный и защищенный штурмовик по-прежнему остается незаменимым на поле боя, несмотря на появление все новых образцов вооружения. И в будущем эта ситуация вряд ли изменится», – считает военный эксперт Владимир Карнозов.

Замена для «Грача»

Концепция использования Су-34 в качестве штурмовика имеет как безусловные плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести то, что самолет имеет значительно большую боевую нагрузку в сравнении с Су-25, и то, что ОКР займут немного времени и потребуют относительно немного средств. Главным минусом такого проекта являются размеры самолета.

«Основная задача штурмовика – нанесение ударов по наземным целям с относительно малых высот. На этих высотах машину может «достать» огонь из стрелкового оружия. И чем больше будет самолет, тем выше шансы, что в него смогут попасть. Кроме того, большие размеры и взлетная масса могут повысить стоимость летного часа в сравнении с более легкими штурмовиками», – считает военный эксперт Дмитрий Дрозденко.

По данным источника сайта ТРК «Звезда» в оборонно-промышленном комплексе, опытно-конструкторские работы по этому проекту пока что не начаты, и вопрос создания на базе Су-34 пока что остается открытым.

«Штурмовик – это самолет, который изначально создавался под определенные задачи, и создать его из Су-34 или Як-130 довольно трудно. Поэтому, на мой взгляд, более целесообразным было бы продолжение работ по проекту «Шершень»», – считает Карнозов.

По словам Виктора Бондарева, работы по созданию на базе Су-34 штурмовика запланированы на 2018 год. Именно просчет стоимости этих работ и моделирование эффективности этой машины на поле боя покажут, необходима ли она ВКС.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector