Опытный средний танк «Объект 432» (СССР)
Опытный средний танк «Объект 432» (СССР)
Разработка принципиально нового среднего танка в начале 60-х гг. была возложена на завод им. Малышева в Харькове. В целях скорейшего создания наиболее прогрессивных систем и видов вооружения для Сухопутных войск 17 февраля 1961 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли Постановление согласно которому ГК СМ СССР по ОТ был обязан организовать выполнение работ по переконструированию на заводе им. Малышева среднего танка «Объект 430», обеспечив установку на нем современного пушечного вооружения, повышение средней скорости до 45 км/ч, а также усиление его противоатомной и противокумулятивной защиты.
Через две недели после завершения второго этапа совместных испытаний танков «Объект 432» 15 апреля 1963 г. был утвержден порядок реализации предварительного перечня замечаний комиссии, состоящего из 177 пунктов (по машине – 122 замечания, по двигателю – 20 замечаний, по узлам смежников -35 замечаний). В связи с доработкой чертежно-копструкторской документации по указанным замечаниям, в апреле-мае 1963 г. заводом им. Малышева было приостановлено изготовление деталей по 650 чертежам из 7000. Для организации серийного производства танков «Объект 432» Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 23 декабря 1963 г. заводу им. Малышева разрешалось в 1964 г. изготовление и сдача новых танков и двигателей к ним по чертежам главных конструкторов танка (А.А. Морозов) и двигателя (Л.Л. Голинец).
В течение 1964 г заводом им. Малышева была проведена большая работа по доводке танка и двигателя, результаты которой были проработаны и проверены в опытном цехе и внедрены в серийное производство. Было внесено 6824 изменений в техническую документацию. К концу 1964 г. заводом было изготовлено 90 танков «Объект 432». Интенсивная войсковая эксплуатация танков выявила основные слабые места в новой машине. Прежде всего, это была низкая надежность двигателя 5ТДФ и малый – 150 моточасов его ресурс. Стабилизатор и механизм заряжания также не обеспечивали требуемой надежности. И наконец, ходовая часть не обеспечивала бездефектной работы в пределах заданного гарантийного ресурса – 3000 км.
С целью обеспечения надежной работоспособности танков «Объект 432» заводом Малышева в феврале и июне 1965 г. были изготовлены два корпуса и две башни с рядом конструктивных изменений и проведены их испытания обстрелом. Кроме того, было изготовлено 6 танков с конструктивными изменениями и проведены их испытания. По результатам проведенных испытаний, а также по данным эксплуатации танков в войсковых частях, в 1965 г. были разработаны и введены в серийное производство свыше 400 конструктивных мероприятий, по которым было внесено 5308 различных изменений в техдокументацию, введено 680 новых деталей.
Основными из проведенных мероприятий являлись: введение бортовых экранов: повышение надежности работы стабилизатора 2Э18 и механизма заряжания: введение шлангов высокого давления в системе гидроуправления и смазки трансмиссии; усиление средних опор 5-го и 6-го торсионных валов; обеспечение работы танка при подводном вождении с нормальным температурным режимом двигателя; обеспечение стабильного пуска котла подогрева при низких температурах; улучшение работы воздухоочистителя в жарких и пыльных условиях.
Большая работа была проведена по танковым двигателям как по устранению недостатков конструктивного характера, так и по внедрению технологии, обеспечивавшей должное качество и высокую точность изготовления деталей и узлов. Конструктивные мероприятия были отработаны на опытных двигателях, изготовленных с улучшенными агрегатами, узлами и деталями. Был внедрен процесс гальванического лужения поверхностей гильз цилиндров, коленчатых валов и шатунов двигателя. Серьезные меры были приняты по укреплению технологической дисциплины в производстве. И все же в 1965 г. добиться бездефектной работы танков в пределах гарантийных сроков службы так и не удалось. Поэтому изготовление машин на заводе им. Малышева и в 1966 г. продолжалось пo неутвержденной МО СССР техдокументации, что вызывало большое количество конструктивных изменений, вводимых в ходе серийного производства.
В 1966 г. коллективом завода им. Малышева был проведен большой объем конструкторских и экспериментальных работ по доработке танка «Объект 432» и его усовершенствованию. По результатам ходовых испытаний 9 танков, из которых каждый прошел от 9000 до 13 000 км в тяжелых дорожных и климатических условиях, были приняты меры по устранению обнаруженных дефектов. Контрольным испытаниям в сентябре 1966 г. на 6000 км по совместному решению Министерства оборонной промышленности и Министерства обороны СССР были подвергнуты 2 машины. В отчете по результатам испытаний специальной комиссией отмечалось, что испытания подтвердили надежную работу основных узлов и агрегатов в пределах установленного гарантийного срока.
Советский средний танк Т-64
Т-64 (Индекс ГБТУ — Объект 432)
Советский средний танк. Создан в конструкторском бюро Харьковского завода имени Малышева.
История создания
Во второй половине 1950-х годов в Советском Союзе были начаты работы по проектированию нового среднего танка на замену Т-54 и Т-55. Работы производились в нескольких конструкторских бюро, одним из которых было конструкторское бюро Харьковского завода имени Малышева. В бюро была поставлена задача создать принципиально новый танк, итогом разработок стал средний танк «Объект 430». Одновременно разработка по пути модернизации производилась в конструкторском бюро Завода № 183, в итоге которой были спроектированы средние танки «Объект 166» и «Объект 167». Однако ни один из созданных танков не давал существенного отрыва по тактико-техническим характеристикам по сравнению с Т-54/55. После анализа сложившейся ситуации было решено форсировать разработки и постановки на серийный выпуск среднего танка «Объект 166», помимо этого Заводу им. Малышева вместе с научно-исследовательскими институтами СССР было поручено создание нового танка, который бы обеспечивал существенное преимущество над зарубежными. В 1960 году Министерством обороны СССР были выдвинуты тактико-технические требования, а 17 февраля 1961 года издано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 141-58 на разработку нового танка.
К середине 1961 года были закончены этапы технического и эскизного проектов нового танка, получившего обозначение «Объект 432». По проекту танк обладал высочайшим уровнем защиты, отличными манёвренными качествами и мощным вооружением. По завершении этапа эскизного проекта начался этап выпуска конструкторской документации и изготовления опытных образцов. Большинство узлов машины использовалось впервые.
В качестве ходового макета для отработки ходовой части машины был сделан видоизменённый Т-55 с катками малого диаметра, а также гусеницами с резино-металлическими шарнирами. Конструкция нового танка коренным образом отличалась от конструкции ранее разработанного «Объекта 430», эксплуатация «Объекта 430» в качестве ходового макета было признано не рациональным, так как объём переделок и доработок был ещё большим, чем на Т-55. В общей сложности пробег ходового макета составил 900 км, после чего в середине 1961 года ходовые испытания были остановлены. Причиной стали усталостные разрушения резино-металлических шарниров, вызванные циклическими нагрузками во время перекатывания опорных катков машины по гусеницам. Впоследствии дефект был устранён подбором более усталопрочного материала.
Первый образец шасси танка «Объект 432». Шасси было догружено до заданной массы, после чего машина подверглась ходовым испытаниям. Пробег составил 500 км. В ходе испытаний был выявлен ряд дефектов, таких как поломки деталей при продвижении на максимальной скорости, а также тепловое разрушение внутренних амортизаторов катков. В течение 1962—1963 годов Заводом № 75 были построены 6 опытных машин. Образцы прошли приёмо-сдаточные и предварительные испытания во время которых выявились дефекты и недоработки большинства узлов и агрегатов ходовой части, двигателя, механизма заряжания и других подсистем танка. Из-за ряда дефектов ряд тактико-технических требований машиной выполнен не был. После отработки конструкции и устранения замечаний «Объект 432» был отправлен на государственные испытания, однако испытания были провалены и танк не был принят на вооружение.
Несмотря на неудачу на государственных испытаниях «Объекта 432», Министерству обороны всё ещё требовалось перевооружение армии новыми танками. Анализ результатов работы по танку «Объект 432» выявил невозможность создания новой машины с прменением старых технологий, поэтому все усилия были направлены на создание новых производственных мощностей, строительство цехов, способных изготавливать наиболее сложные узлы машины, кроме того к работе были подключены ведущие научно-исследовательские институты танкостроительной отрасли. В 1963 году была стартовала работа по дальнейшему совершенствованию конструкции «Объекта 432» и повышению его характеристик путём установки 125-мм гладкоствольной пушки, машина получила обозначение «Объект 434».
Серийное производство
Несмотря на то, что «Объект 432» на вооружение принят не был, в 1964 году было принято решение об организации на Заводе № 75 серийного выпуска машины по документации с литерой «О» (литера главного конструктора). Изготовленные машины направлялись в войска на ускоренную эксплуатацию, где обнаруживались дефекты, по которым конструкция танка продолжала совершенствоваться. К 1965 году большинство дефектов было устранено и серийные машины подверглись различным испытаниям, после которых в октябре 1966 года танк был предъявлен на повторные государственные испытания. По итогам испытаний «Объект 432» был рекомендован к принятию на вооружение. 30 декабря 1966 года приказом ЦК КПСС и Совета министров СССР № 982-321 «Объект 432» был принят на вооружение под обозначением Т-64.
Описание конструкции
Броневой корпус и башня
Концептуально бронирование танка было рассчитано на противодействие, в пределах курсовых углов безопасного маневрирования, всем боеприпасам 105-мм нарезной пушки НАТО начала 1960-х годов — кумулятивным (HEAT) и подкалиберным (APDS-T).
Благодаря использованию комбинированной брони, созданной и конструктивно оформленной специалистами ВНИИ-100 и его московского филиала, впервые в мировой практике танкостроения был достигнут уровень защиты объекта, характеризуемый стальным эквивалентом 450 мм, по другой информации 500 мм (лоб башни, кумулятивный снаряд), недостижимый по габаритным (толщине) и массовым ограничениям параметров защиты танков 1960-х годов, полностью сделанных из гомогенной стальной брони. Тем самым, была обеспечена дистанция непробития лобовой проекции машины, равная 500 м при стрельбе 105-мм снарядами танковой пушки НАТО.
Корпус танка Т-64 сварной из стальных броневых листов. Для ВЛД корпуса использована комбинированная броня сталь — стеклопластик — сталь толщиной 205 мм. Конструктивный угол наклона ВЛД (от вертикали) составлял 68 градусов. Верхний лобовой лист толщиной 80 мм сделан из стальной брони средней твердости, средний лист суммарной толщиной 105 мм из листов стеклотекстолита, на внутренней стороне корпуса установлен 20-мм подпорный лист — также из стальной брони средней твердости. Эквивалентная по стойкости горизонтальная толщина ВЛД по бронебойному подкалиберному снаряду (БПС) составляла 333 мм, по кумулятивному снаряду (КС) — 377 мм. Башня машины была сделана из литой брони средней твердости, лобовая часть и борта в секторе 35 град. имели комбинированные вставки в виде полости, заполненной алюминиевым сплавом. Суммарная толщина брони (по горизонтали) составляла от 570 (в лобовой части) до 600 мм (в нижней части) башни. Эквивалентная по стойкости толщина брони башни по БПС составляла 400 мм, по (КС) — 450 мм. Тем самым обеспечивалась защита лобовой проекции танка при обстреле зарубежными 105-мм кумулятивными, а также бронебойно-подкалиберными снарядами с сердечником из карбида вольфрама или вольфрамового сплава при обстреле с дальности свыше 500 м.
Корпус машины ослабляет действие проникающей радиации в 16, а на заражённой местности в 18 раз.
Вооружение
В качестве главного вооружения применялась 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 (индекс ГРАУ — 2А21) раздельно гильзового заряжания. Возимый боекомплект составлял 40 выстрелов. Вместе с пушкой был спарен курсовой 7,62-мм пулемёт ПКТ. Боекомплект пулемёта составлял 2000 патронов.
Средства связи и наблюдения
Для прицеливания примменялся монокулярный танковый прицел-дальномер ТПД-43Б. Прицел имел независимую стабилизацию поля зрения по вертикали. Дополнительно на танк оборудовался ночной прицел ТПН-1-432.
Внешняя связь машины обеспечивалась радиостанцией Р-123.
Двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки применялся двухтактный дизельный двигатель 5ТДФ. Мощность двигателя составляла 700 л.с. Трансмиссия имела две бортовые коробки передач, в которых имелись фрикционные элементы. Двигатель с трансмиссией и элементами их обслуживания были расположены в моторно-трансмиссионном отделении, имевшем объём всего 2,4 куб.см.
Ходовая часть
В ходовой части Т-64 использовалось по 6 двухбандажных опорных катков с каждого борта. Диаметр каждого катка составлял 550 мм. Катки размещались на индивидуальных подвесках и имели внутреннюю амортизацию. На 1, 2 и 6 катках были размещены гидравлические телескопические амортизаторы. Кроме опорных катков имелось по 4 однобандажных поддерживающих катка, имевших также внутреннюю амортизацию. По продольной оси танка были оборудованы центральные опоры, в которых были соосно закреплены укороченные торсионные валы. В задней части машины были оборудованы ведущие колёса, приводившие в движение гусеницы с резино-металлическими шарнирами параллельного типа. В передней части гусеничного движителя размещались монолитные направляющие колёса с механизмом натяжения гусениц.
-Классификация: Средний танк
-Боевая масса, т: 36
-Экипаж, чел.: 3
Размеры:
-Длина корпуса, мм: 6428
-Длина с пушкой вперёд, мм: 8948
-Ширина корпуса, мм: 3415
-Высота, мм: 2154
-База, мм: 4008
-Колея, мм: 2370
-Клиренс, мм: 456
Бронирование:
-Тип брони: комбинированная противоснарядная
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 80+105+20/68 град
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 80/61 град.30
-Борт корпуса (верх), мм/град.: 56..80/0 град
-Борт корпуса (низ), мм/град.: 20/32 град.
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 50/0 град.
-Корма корпуса (низ), мм/град.: 20/48 град.
-Днище, мм: 20
-Крыша корпуса, мм: 16..45
-Лоб башни, мм/град.: 600..675/10..50 град.
-Борт башни, мм/град.: 118..80+300..180+170..180
-Корма башни, мм/град.: 65/2 град.
-Крыша башни, мм: 45/78 град.
Вооружение:
-Калибр и марка пушки: 115-мм 2А21
-Тип пушки: гладкоствольная пушка
-Боекомплект пушки: 40
-Углы ВН, град.: -6..+14
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км: до 4
-Прицелы: ТПД-43Б, ТПН-1-432
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ
Подвижность:
-Двигатель: Производитель: Завод № 75; Марка: 5ТДФ; Тип: дизельный с наддувом; Объём: 13 570 куб.см.; Максимальная мощность: 515 кВт (700 л.с.), при 2800 об/мин; Максимальный крутящий момент: 2050 Н·м, при 2000 об/мин; Конфигурация: рядный, 5-цилиндр.; Цилиндров: 5; Расход топлива при смешанном цикле: 300..450 л/100 км; Расход топлива на трассе: 170,,200 л/100 км; Диаметр цилиндра: 120 мм; Ход поршня: 2х120 мм; Степень сжатия: 16,5; Охлаждение: жидкостное; Тактность (число тактов): 2; Порядок работы цилиндров: 1-4-2-5-3; Максимальные обороты: 3250; Рекомендованное топливо: ДЛ, ДЗ, ДА.
-Скорость по шоссе, км/ч: 65
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 30..40
-Запас хода по шоссе, км: 550..650
-Запас хода по пересечённой местности, км: 250..370
-Удельная мощность, л. с./т: 19,1
-Тип подвески: индивидуальная торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,815
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,8
-Преодолеваемый ров, м: 2,85
-Преодолеваемый брод, м: 1,8 (5 с ОПВТ)
Опытный средний танк «Объект 432» (СССР)
Дом у леса.
Войлочный “Крыс Маркус”.
Мужская футболка «Новогодний олень».
Мужская футболка 3D «Охота и рыбалка».
Ножны, коллекция – “ЩИТ РУСИ”.
Cоздан на базе шасси объекта 430 в Ленинграде конструкторским бюро под руководством Ж.Я. Котина. На вооружение не принимался.
Опытный средний танк объект 287 представлял собой безбашенный танк с ракетно-пушечным вооружением. Новыми техническими решениями в этом танке были схемы общей компоновки и бронирования, применение управляемого и артиллерийско-пулеметного вооружения с автоматическим заряжанием, установка бесподсветочного ночного прицела. Схема общей компоновки танка отличалась от классической отсутствием башни. Экипаж, состоящий из 2 человек, размещался в передней части корпуса в отделении управления, которое было изолировано от боевого отделения бронированной перегородкой. У левого борта корпуса находился механик-водитель, у правого борта — командир-оператор. Оба члена экипажа имели персональные люки входа-выхода и аварийного выхода из машины. Вместо башни на крыше корпуса была смонтирована вращающаяся платформа, в средней части которой имелся люк для выдвижения пусковой установки на время стрельбы. Справа и слева от крышки люка были приварены по одному броневому колпаку для размещения в каждом из них 73 мм полуавтоматического гладкоствольного орудия 2А25 и спаренного с ним пулемета ПКТ. На танке был установлен панорамный комбинированный бесподсветочный прицел с независимой линией прицеливания и стабилизированным в двух плоскостях полем зрения. Пуск управляемых ракет производился как с ходу, так и с места при работающем двигателе танка.
год разработки 1965 г.
боевая масса 36,5 т
базовое шасси объект 430
двигатель 5ТДФ, дизельный, 5-цилиндровый, 2-тактный, оппозитный, жидкостного охлаждения
макс. мощность 700 л.с.
макс. скорость 66 км/ч
запас хода 500 км
лоб корпуса 200 мм
корпус 80-60 мм
лоб башни 330 мм
140 мм пусковая установка
73 мм орудие 2А25 «Молния» – 2 шт.
7,62 мм пулемет ПКТ -2 шт.
ПТУР 9М15 «Тайфун» 15
73 мм выстрела
ПГ-15В «Копье» 32
7,62 мм патронов 3000
макс. дальность стрельбы
ПТУР 4000 м
средства связи
радиостанция Р-113
Разработка 1966 г.
Объект 288 предполагалось использовать как ракетный танк, но на нем не было вооружения и он служил только для испытаний газотурбинной танковой силовой установки. Двухвальный газотурбинный двигатель ГТД-350Т (790 л.с.) являлся модификацией вертолетного двигателя ГТД-350. Создавался для определения принципиальной возможности использования недизельной силовой установки. Ходовая часть (кроме ведущих колес) заимствована у танка Т-64. По результатам проведенных испытаний спаренная продольная установка двигателей не показала явных преимуществ по сравнению с установкой одного двигателя равной мощности.
Выпущен один экземпляр.
Разработан КБ Уралвагонзавода (г. Нижний Тагил). Принят на вооружение в 1973 г. Самый массовый основной боевой танк второго поколения. На вооружении Российской армии стоит 9700 танков Т-72 различных мдификаций (2007 г.). На фото модификация Т-72АВ, вооруженная 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46М, спаренным с пушкой пулеметом ПКТ, а так же пулеметом НСВТ. На танке установлены блоки навесной динамической защиты “Контакт”.
Первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. На вооружении армии СССР с 1976 года. Первые серийные образцы, разработанные СКБ-2 на базе Т-64, выпускались на «Кировском заводе» в Ленинграде. Кроме России находится на вооружении: Украины, Республики Беларусь, Южной Кореи, Кипра и Пакистана.
Создан СКБ-2 ленинградского Кировского завода в 1985 году. На танке установлены: комплекс управляемого вооружения «Кобра», система управления огнем 1А33, гидромеханический автомат заряжания, навесная динамическая защита.
Разработан КБ омского завода транспортного машиностроения. Принят на вооружение в 1983 году. Является дальнейшей модернизацией танка Т-55А, которая осуществлялась силами танкоремонтных заводов Министерства обороны. Танк имеет дополнительное бронирование корпуса и башни, резиновые бортовые экраны, лазерный дальномер, управляемое вооружение.
Разработан в инициативном порядке заводом “Красное Сормово” осенью 1943 г. Принят на вооружение в январе 1944 г. Выпускался на трех заводах: в Нижнем Тагиле, “Красное Сормово” и в Омске. Всего до конца войны выпущено 21.048 танков. На базе этой машины выпускались огнеметные танки, самоходно-артиллерийские установки, на части машин устанавливалось оборудование каткового минного трала. Танк Т-34-85 принимал участие в завершающих Великую Отечественную войну операциях и в разгроме Квантунской армии. Серийный выпуск танка завершен в 1946 г. СССР поставлял его во многие страны мира и в разные годы он стоял на вооружении 42-х государств.
Разработана в 1950 году КБ оммского завода Октябрьской революции. Главный конструктор А.А. Морозов. Серийно выпускалась с 1955 по 1960 год. Создана на базе танка Т-54, оснащенного автоматическими 57 мм пушками во вращающейся башне с обойменным питанием и транспортером для стреляных гильз. Находилась на вооружении армий СССР, Организации Варшавского договора, некоторых развивающихся стран. Принимала участие в региональных конфликтах.
Является дальнейшей модернизацией танка Т-54. Главный конструктор Л.Н. Карцев. На танке установлена новая пушка с эжекторным устройством для продувки канала ствола, электрогидравлический стабилизатор вооружения в вертикальной плоскости, новый прицел, ночной прицел и прибор ночного видения механика – водителя. Выпускался серийно с 1955 по 1957 годы.
Первая модернизация танка Т-54. Отличительные особенности: новая литая башня, пушка в узкой амбразуре, вместо двух курсовых пулеметов установлен один в отделении управления, применена уширенная гусеница.
Создан на базе танка Т-55 КБ ХПЗ и КБ ТМ (г. Омск) в 1957 году. Огнемесь размещена в баке, установленном вместо топливных баков в носовой части машины. Автоматическая огнеметная установка смонтирована в башне вместо спаренного пулемета. Серийно выпускался в 1957 – 1962 годы. Снят с вооружения в 1993 году.
годы выпуска 1957-1962 г.г.
боевая масса 36 т
Двигатель:
тип – V-образный, 4-тактный, 12-цилиндровый,жидкостного охлаждения дизель В-55
макс. мощность 580 л.с.
макс. скорость 50 км/ч
запас хода 375 км
лоб корпуса 100 мм
лоб башни 200 мм
Вооружение:
Орудие:
тип – 100 мм пушка Д-10Т2С
тип заряжения – унитарное
дальность стрельбы, м:
максимальная 14600
прямой наводкой 5900
ночью 800
скорострельность, выстрелов/мин. 4+7
Пулемет: 7,62 мм СГМТ
Огнемет АТО-200
выстрелов, шт 25
патронов, шт 750
огнесмесь, л 460
Стабилизатор вооружения – СТП-2
Лазерный дальномер – КТД-2 (КТД-1)
Является модернизацией танка Т-72А 1985 года. Отличительной особенностью является установка навесной динамической защиты на корпус и башню.
Разработан КБ Харьковского завода транспортного машиностроения в 1964 году. Главный конструктор А.А. Морозов. Создан на базе объекта 434. На танке установлена 125 мм гладкоствольная пушка, автомат заряжения и другие системы. В 1964 году выпущена установочная партия, серийное производство – с 1969 года.
Разработан КБ омского завода транспортного машиностроения. Принят на вооружение в 1983 году. Создан на базе танка Т-55А. Модернизация осуществлялась ремонтными заводами Министерства обороны. Танк оснащен более мощным двигателем, дополнительным бронированием корпуса и днища, комплексом активной защиты, баллистическим вычислителем.
Создан в 1961 году. На танке установлена новая ходовая часть с шестью опорными и тремя поддерживающими катками на борт, ПТУР “Малютка”, а на объект 167 Т- газотурбинный двигатель. Впоследствии ходовая часть машины послужила основой для серийного танка Т-72
Модернизированный вариант танка Т-64А в ходе серийного производства. На танке в дополнение к первым серийным образцам установлена система пуска дымовых гранат “Туча”, прорезиненные бортовые экраны, пушка с теплоизоляционным кожухом и др. В 1976 году на базе танка Т-64А создаются танки Т-64 с комплексом управляемого вооружения “Кобра”.
Создан в 1970 году ЦКБ тяжелого машиностроения. Главный конструктор В.Н. Венедиктов.
В отличие от объекта 172 на танке установлены новая ходовая часть (танк обр.167), электромеханический автомат заряжения и ряд других изменений. После испытаний в 1973 году принят на вооружение под названием танк Т-72 “Урал”.
Является первенцем в разработке танков четвертого поколения. Разработан КБ Харковского завода транспортного машиностроения в 1960 году. Главный конструкторв А.А. Морозов. Танк предназначался для боевых действий в условиях применения противником мощных противотанковых средств и оружия массового поражения.
Разработан КБ Харьковского завода транспортоного машиностроения в 1963 году. Главый конструктор А.А. Морозов. На танке установлены гладкоствольная пушка раздельного заряжения и автомат заряжения, на каждом борту – по три противокумулятивных экрана. Принят на вооружение в 1967 году. Серийным производством 1964-1969 г.г. выпущено ограниченное количество танков.