0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный тактический истребитель Lavi (Израиль)

Опытный тактический истребитель Lavi (Израиль)

K началу 1980-х годов уровень авиационной промышленности Израиля значительно вырос в связи с опытом, полученным при создании истребителя «Кфир» на основе французского самолета «Мираж»5. Это позволило поставить задачу создания более совершенного боевого самолета полностью оригинальной конструкции, который бы еще более уменьшил зависимость Израиля от зарубежных поставок оружия. Новый самолет, получивший название Lavi , предназначался для выполнения ударных операций (непосредственная авиационная поддержка и изоляция поля боя) со способностью вести воздушный бой для самообороны. Он должен был заменить в ВВС Израиля боевые самолеты А-4 «Скайхок» и Кфир»С.2/С.7.

Программа проектных исследований самолета «Лави» началась в феврале 1980 г., рабочее проектирование — в октябре 1982 г., первый опытный самолет впервые поднялся в воздух 31 декабря 1986 г., второй — 30 марта 1987 г. Предусматривалась постройка пяти опытных самолетов и 300 серийных, включая 60 двухместных учебно-боевых, с началом поставок в 1990 г. и достижением начальной боеготовности в 1992г. Однако США, с помощью которых осуществлялась разработка «Лави», не выражали желания оказывать значительную финансовую поддержку и на этапе его серийного производства. А без такой поддержки серийный выпуск был невозможен из-за требовавшихся крупных финансовых вложений. В результате в августе 1987 г., после выполнения опытными самолетами 82 полетов, израильское правительство приняло решение отказаться от дальнейшего осуществления программы самолета «Лави». Взамен «Лави» Израилю была предоставлена возможность закупить дополнительное число американских истребителей F-16.

Однако история «Лави» на этом не завершилась. Израиль сумел достроить третий (двухместный) опытный самолет, который был впервые поднят в воздух 25 сентября 1989 г. и с тех пор используется в качестве летающей лаборатории TD (Technology Deinonstrator) для доводки бортового электронного оборудования и других перспективных самолетных систем израильской разработки.

Одноместный однодвигательный самолет «Лави» выполнен по схеме «утка» с треугольным низкорасположенным крылом. В конструкции широко используются композиты, доля которых достигает около 22% (по массе). Из углепластика выполнены обшивка и несиловые элементы конструкции крыла, киль, ПГО, поверхности управления, крышки лючков. Стреловидность крыла по передней кромке 54 град.

Самолет имеет девять поверхностей управления: две консоли цельноповоротного ПГО, два отклоняемых носка крыла на внешней части консолей крыла, два внутренних и два внешних элевона, а также руль направления. Шасси трехопорное с убирающимися в фюзеляж одноколесными стойками. Колея шасси 2,31 м, база 3,86 м.

Система управления полетом цифровая электродистанционная с четырехканальной схемой резервирования и без резервной механической проводки, разработана американской фирмой Лир Астроникс и израильской МВТ. Ручка управления полетом с центральным расположением.

Спинка катапультируемого кресла летчика (Мартин-Бейкер Mk.lO) имеет небольшой наклон (10 град). От большого наклона, как, например, на истребителе F-16, было решено отказаться вследствие того, что израильские летчики при полетах на F-16 сталкивались с чрезмерной напряженностью мышц плечевого пояса и шеи.

Комплекс БРЭО на 60-70% состоит из компонентов израильской разработки. Фирма Элта спроектировала РЛС, систему РЭБ и связное оборудование. Многорежимная импульсно-доплеровская РЛС EL/M-2032 (которую предполагалось установить на самолете TD в 1991 г.) создавалась на основе разработанной в 1970-х годах РЛС EL/M-2021B. Ожидалось, что она будет сравнима по характеристикам с РЛС APG-68, применяемой на самолете F-16C, и будет иметь режимы сопровождения воздушных целей на проходе, картографирования местности с высокой разрешающей способностью и обхода наземных препятствий при доплеровском сужении луча, обнаружения надводных целей. Максимальная дальность обнаружения целей 56 км.

Вычислительный комплекс представляет собой распределенную систему из 17 процессоров. Центральная бортовая компактная ЭВМ АСЕ-4 фирмы Элбит имеет массу 54 кг, быстродействие до 600 тыс.опер./с и большой объем памяти (128 К) при средней наработке на отказ 2500 ч. ЭВМ совместима с шиной данных, соответствующей стандарту MIL-STD-1553B. Установлена система управления подвесным вооружением SMS-86.

В 1991 г. предполагалось установить ИНС TINS 1700 фирмы Тамам и приемник спутниковой навигационной системы. Кабина самолета оборудована тремя многофункциональными индикаторами на приборной доске (один с цветной ЭЛТ, два — с монохромными ЭЛТ) израильских фирм Элбит и Астронотикс и широкоугольным дифракционным ИЛС фирмы Хьюз. Фирма Элоп разрабатывала нашлемный индикатор с волоконно-оптическим кабелем, имеющий поле зрения 30х30 град.

Читать еще:  Пистолет-пулемёт «Eagle» (Армения)

Опытный тактический истребитель Lavi (Израиль)

Программа создания истребителя Lavi началась в 1980 году. Он разрабатывался как многоцелевой тактический истребитель для выполнения следующих типовых задач: непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, изоляция района боевых действий, борьба с воздушными целями и обеспечение ПВО. Основным подрядчиком являлась фирма «Исраэль эркрафт индастриз». Однако осуществление этой программы, самой амбициозной из всех когда-либо проводившихся в Израиле, было бы невозможно без решающей финансовой и технической помощи США. Так американцы предоставили на разработку Lavi денежные субсидии в размере 1,8 млрд. долларов. Израиль заключил с 80 американскими фирмами, в том числе с такими, как «Грумман», «Лир Сиглер», «Пратт энд Уитни», более 150 контрактов общей стоимостью 800 млн. долларов на разработку и начальное производство отдельных узлов, агрегатов и систем самолета. Кроме того, по подписанному в 1983 году соглашению новая технология США свободно передается Израилю, что в значительной степени способствует повышению возможностей его авиастроительной, радиоэлектронной и других отраслей промышленности.

Самолет Lavi специально сконструирован для прорыва плотной ПВО противника при выполнении боевой задачи и имеет мощное ракетно-бомбовое вооружение. Командование ВВС Израиля планировало до 2000 года заменить им состоящие на вооружении тактические истребители «Кфир» и штурмовики А-4 «Скайхок», а также самолеты ТА-4 и F-4E «Фантом», используемые в качестве учебно-боевых для повышенной летной подготовки. Всего было намечено построить 300 истребителей Lavi, в том числе 60 в двухместном варианте. Первый испытательный полет Lavi состоялся в декабре 1986 года, в апреле 1987-го начались полеты второго опытного образца.

Тактический истребитель Lavi представляет собой моноплан с низкорасположенным дельтовидным в плане крылом (стреловидность по передней кромке 54°) со срезанными законцовками, перед нерасположенным и аэродинамическими поверхностями управления, однокилевым хвостовым оперением и трех-стоечным убирающимся шасси. Воздухозаборник двигателя размещен под фюзеляжем. До 25 проц. конструкции истребителя, включая крыло, передние поверхности управления, киль, носовой обтекатель, створки шасси, подфюзеляжные кили, выполнены из композиционных материалов. Крыло оснащено двумя парами элевонов (внешние и внутренние) и предкрылками. В хвостовой части фюзеляжа установлены аэродинамические тормозные щитки. Крыло и киль разработала и в настоящее время осуществляет начальное производство 20 комплектов американская фирма «Грумман», а затем они будут выпускаться в Израиле.

Силовая установка состоит из одного двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРДД) PW1120 американской фирмы «Пратт энд Уитни» тягой на форсаже 9360 кгс. Этот ТРДД разработан на базе двигателя F100, созданного для самолетов F-15 и F-16, имеет до 70 проц. общих с ним узлов и агрегатов. Однако благодаря конструктивным усовершенствованиям у PW1120 улучшенные характеристики при работе на больших высотах и скоростях полета, а также меньший (на 12 проц.) удельный расход топлива на форсажном режиме. Его летные испытания начались летом 1986 года на самолете F-4. Согласно контракту американцы поставят около 40 двигателей для всех опытных образцов самолета и первой партии серийных, а их производство по лицензии должна осуществлять израильская фирма «Бет — Шемиш энджинс».

В частности, первые десять двигателей поступят полностью собранными, следующие десять — частично собранными, а остальные — в виде отдельных составных компонентов и узлов. Вместе с тем сообщалось, что фирма «Бет — Шемиш энджинс» находилась в трудном финансовом положении и, возможно, не сможет выполнить заказ по производству данных двигателей. В этом случае планировалась их поставка из Соединенных Штатов.

На Lavi установлено катапультируемое кресло Mk10 английской фирмы «Мартин-Бейкер», позволяющее осуществлять безопасное покидание самолета летчиком на земле и в воздухе на индикаторных скоростях до 1100 км/ч. В состав основного бортового оборудования входят многофункциональные импульсно-доплеровская РЛС EL/M-2035, центральная ЭВМ АСЕ-4, иНерциальная навигационная система, обнаружительный приемник SPS-200, средства РЭБ, радиосвязная аппаратура, система электродистанционного управления с четырехкратным резервированием (механическое резервирование не предусмотрено). На самолете широко используется микропроцессорная техника (20 больших и 60 малых микропроцессоров различного назначения). Отмечается, что вся бортовая аппаратура выполнена по модульному принципу и обладает высокой помехозащищенностью.

РЛС EL/M-2035 3-см диапазона волн разработана израильской фирмой «Элта» на базе станции EL/M-2021, которая прошла летные испытания на самолете F-4, но не была запущена в серийное производство. EL/M-2035 имеет повышенную разрешающую способность, дальность обнаружения воздушных целей составляет около 55 км. Она работает в двух переключаемых режимах захвата воздушных целей в ближней зоне и в одном режиме сопровождения воздушных целей, а также обеспечивает полет на малых высотах и картографирование земной поверхности.

Читать еще:  Подводная лодка проекта 639 (СССР)

Центральная ЭВМ АСЕ-4 разработана с учетом американского стандарта программирования 175А израильской фирмой «Элбит». Объем ее памяти 128 тыс. слов, быстродействие 600 тыс. опер./с, масса около 5 кг, наработка на отказ 2500 ч.

В кабине летчика устанавливаются широкоугольный электронно-оптический индикатор с отображением данных на фоне лобового стекла и три универсальных индикатора, один из которых с цветным экраном. В полете на индикаторах в графической и табличной формах будет отображаться только информация, имеющая непосредственное отношение к выполняемой в данный момент боевой задаче. Летчик может свободно считывать информацию при полной дневной освещенности.

Фирма «Элта» разрабатывала для истребителя Lavi систему РЭБ, которая должна обеспечить круговое обнаружение электромагнитного излучения радиолокационных средств противника в диапазоне 2-18 ГГц и принятие необходимых ответных мер в автоматическом режиме с использованием пассивных и активных помех. На самолете намечается устанавливать как встроенную, так и подвесную аппаратуру РЭБ.

Ракетное и бомбовое вооружение на истребителе размещается на четырех подкрыльевых узлах подвески, на двух на концах консолей крыла (только для УР типа «Шафрир», «Питон-3» и «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух») и шести подфюзеляжных. Последние расположены по схеме тандем тремя парами, бомбы на них полуутоплены в фюзеляж, что существенно снижает их лобовое сопротивление. Кроме того, на самолете устанавливается одноствольная 30-мм пушка «Дефа».

Было запланировано изготовить шесть опытных образцов самолета для летных испытаний (в том числе четыре в двухместном варианте) и один для наземных. Первые две опытные машины, выполняющие полеты с интенсивностью 2 раза в неделю, использовались в основном для исследований аэродинамики самолета во всем диапазоне высот и скоростей полета, в испытаниях на флаттер, определении взлетно-посадочных характеристик. Кроме того, второй образец Lavi оборудован системой дозаправки топливом в воздухе.

Летные испытания третьего образца планировалось начать в конце 1987 года, а остальных — в 1988-1989 годах. На третьей и четвертой машинах планировалось установить неполный комплект радиоэлектронного оборудования, и только пятую и шестую намечалось оснастить полным комплектом (на первом и втором образцах использовалось главным образом оборудование с истребителя «Кфир»), В течение трех лет фирма рассчитывала закончить в основном все работы, связанные с летными испытаниями.

Серийное производство Lavi предполагалось начать в 1990 году. По оценке израильских специалистов, темп производства сначала составил бы 12, а к середине 90-х годов — 30-36 самолетов в год. Однако вокруг программы Lavi развернулись острые дебаты. Хотя уже совершались полеты опытные машины, тем не менее в США и в самом Израиле росло сопротивление осуществлению данного проекта якобы ввиду его чрезмерной стоимости. Так, если в 1981 году было определено, что стоимость этого самолета будет только незначительно превышать стоимость американского истребителя F-16, то к 1987 году она уже превзошла ее почти на 50 проц. Стоимость же всей программы разработки и производства 300 машин могло достичь 15 млрд. долларов.

Но такое сопротивление проекту вызвано не только слишком высокой ценой, но и опасениями военно-промышленного комплекса США, что Lavi сможет составить серьезную конкуренцию американским самолетам на международном рынке. В качестве альтернативных вариантов прекращения работ по программе Lavi предлагалось следующие. Совместное производство истребителя с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой AV-8B, закупка в США или производство в Израиле основных узлов для 250 самолетов AV-8B и закупка 50 истребителей-бомбардировщиков F-15E, производство по лицензии в Израиле истребителя F-16C «Файтинг Фалкон», производство в Израиле F-16C и оснащение их электронным оборудованием «Lavi», приобретение в США или совместное производство в Израиле 300 тактических истребителей F-18 «Хорнет».

В результате в августе 1987г., после выполнения опытными самолетами 82 полетов, израильское правительство лишившись американской финансовой поддержки, приняло решение отказаться от дальнейшего осуществления программы самолета Lavi. Однако история Lavi на этом не завершилась. Израиль сумел достроить третий (двухместный) опытный самолет, который был впервые поднят в воздух 25 сентября 1989г. и с тех пор используется в качестве летающей лаборатории TD (Technology Demonstrator) для доводки бортового электронного оборудования и других перспективных самолетных систем израильской разработки.

Масса, кг:
максимальная взлетная — 19 200
максимальной нагрузки на наружной подвеске — 7250
топлива во внутренних баках — 2700
топлива на наружной подвеске — 4150
Максимальная скорость полета на высоте 11 000 м без наружных подвесок, число М — 1,8
Скорость прорыва ПВО. км/ч:
с 2 УР класса «воздух-воздух» и 8 бомбами Мк117 калибра 750 фунтов — около 1000
с 2 УР класса «воздух-воздух» и 2 бомбами калибра 2000 фунтов — 1100
Угловая скорость установившегося разворота, град/с — 13.2
Максимальная угловая скорость разворота, град/с. — 24.3
Максимальная скорость крена, град/с — 300
Радиус действия, км:
с 2 УР класса «воздух-воздух» и 8 бомбами калибра 750 фунтов при полете на малой высоте — около 500
с 2 УР класса «воздух-воздух». 2 бомбами Мк84 калибра 2000 фунтов или 6 бомбами Мк82 калибра 500 фунтов при полете с переменным профилем — 2100
Геометрические размеры:
длина самолета, м — 14,6
высота, — 4,8
размах крыла, м — 8,8
площадь крыла, м 2 — 33
база шасси, м — 3.9
колея шасси, м — 2,3
Диапазон расчетных эксплуатационных перегрузок — от -3 до +9

Читать еще:  Опытный танк PT-94 Gorilla (Польша)

IAI Lavi

«Лави» (ивр. לביא — «молодой лев») — израильский многоцелевой истребитель 4-го поколения; проект над которым был закрыт, но в некоторых программах по созданию истребителей в других странах возможно использованы результаты исследований, проведённых при создании «Лави».

Содержание

[править] История

Производство концерна компанией Israel Aerospace Industries.

Программа создания «Лави» началась по инициативе министра обороны Эзера Вейцмана в феврале 1980 года, когда правительством Израиля было дано указание ВВС Израиля создать технические спецификации для будущего истребителя. Исследовательские работы начались в октябре 1982 года. В качестве поставщика двигателей была выбрана американская фирма «Pratt & Whitney». Программу исследований предполагалось завершить к 1990 году, в дальнейшем предполагалось серийное производство самолётов [1] .

Всего было построено 5 фюзеляжей, но полностью завершены только 2 опытных самолёта.

31 декабря 1986 года прототип истребителя впервые поднялся в воздух.

«Лави» имел 9 поверхностей управления: 2 консоли цельноповоротного ПГО, 2 отклоняемых носка крыла на внешней части консолей крыла, 2 внутренних, 2 внешних элевона и руль направления.

Шасси трёхопорное с убирающимися в фюзеляж одноколесными стойками; колея шасси — 2,31 м, база 3,86 м.

Система управления полётом цифровая электродистанционная с четырёхканальной схемой резервирования.

Вычислительный комплекс самолёта представляет собой распределенную систему из 17 процессоров.

В 1991 году на самолёте предполагалось установить ИНС TINS 1700 фирмы «Тамам» и приёмник спутниковой навигационной системы. Кабина самолёта была оборудована тремя многофункциональными индикаторами на приборной доске (один с цветной ЭЛТ, два — с монохромными ЭЛТ) производства израильских фирм Elbit Systems и «Астронотикс» и широкоугольным дифракционным ИЛС фирмы «Хьюз». Израильская фирма El-Op разрабатывала нашлемный индикатор с волоконно-оптическим кабелем, имеющий поле зрения 30х30 градусов.

[править] Остановка программы

30 августа 1987 года было принято решение о приостановке программы.

Последний полет «Лави» совершил в 1990 году, в дальнейшем проект был свернут в пользу «F-16».

В июне 1993 года на мероприятии по случая выпуска курса летчиков авиабазы «Хацерим» один из самолётов «Лави» участвовал в показательном воздушном бою против «F-16».

[править] Последующее применение результатов программы

В 1990 году в Израиле было принято решение о модернизации состоящих на вооружении истребителей McDonnell Douglas F-4 Phantom II, до уровня «Фантом-2000». В ходе модернизации на самолёты устанавливали новое пилотажно-навигационное и прицельное оборудование с автоматизированным управлением от бортовой ЭВМ 1553B, а также новые системы предупреждения и РЭБ — часть оборудования была разработана в рамках работы над истребителем «Лави» [2] .

В 1993 году на выставке авиатехники в Ле-Бурже Израиль представил модернизированный вариант истребителя «МиГ-21», переоборудованный в штурмовик для нанесения ударов по морским и наземным целям. На самолёт было установлено новое радиоэлектронное, навигационное и прицельное оборудование, а также система катапультирования лётчика, изначально разработанная для тактического истребителя «Лави». Стоимость программы модернизации одного самолёта составляла 1−4 миллиона долларов, в зависимости от установленного оборудования [3] .

На базе «Лави» был создан китайский Chengdu J-10.

[править] Летно-технические характеристики

  • Размах крыла — 8,78 м
  • Длина — 14,57 м
  • Высота самолета — 4,78 м
  • Площадь крыла — 33.05 м2
  • Масса пустого снаряженного самолёта — 9990 кг
  • Масса максимальная взлётная — 19278 кг
  • Топливо:
    • внутренние — 2625 л
    • ПТБ — 4165 л

Двигатель — 1 ТРДДФ Pratt & Whitney PW1120

  • Тяга:
    • нефорсированная — 1 x 55.6 (5670) кН (кгс)
    • форсированная — 1 x 82.7 (8440) кН (кгс)
  • Максимальная скорость полета,
    • на высоте 11000 м — М=1.85
    • крейсерская у земли — 1106 км/ч
  • Боевой радиус действия — 1855−2130 км
  • Практический потолок — 18 км
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка — 9
  • Экипаж — 1 человек
  • Вооружение: одна 30-мм пушка.
  • боевая нагрузка — 7260 кг на 11 узлах подвески
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector