Опытный танк ИС-5 «Объект 730» (СССР)
Опытный танк ИС-5 «Объект 730» (СССР)
Технический проект танка, получившего наименование ИС-5 и заводское обозначение «Объект 730», был разработан в марте-апреле 1949 г. в соответствии с ТТХ, утвержденной правительством. Согласно проекту новая тяжелая машина представляла собой облегченный вариант танка ИС-4 массой не более 50 т. При этом предусматривалась замена ряда узлов и агрегатов ИС-4 новыми. Это касалось в первую очередь:
– планетарной трансмиссии, которую выполнили в двух вариантах. В первом за основу была взята планетарная трансмиссия ИС-4 («Объект 701»), во втором – планетарная трансмиссия ИС-7 («Объект 260»);
– применения пучковой торсионной подвески;
– использования нового воздухоочистителя по типу конструкции ЛКЗ;
– введения механизма заряжания пушки.
– изменения конструкции корпуса и башни (с использованием опыта проектирования ИС-3 и ИС-7).
Кроме того, проектом предполагалось облегчение элементов ходовой части, бортовых редукторов и других узлов танка ИС-4. Сотрудники КБ отдела вооружения ВНИИ-100 совместно с конструкторами СКБ-2 ЧКЗ переработали компоновку боевого отделения и установку вооружения. При выполнении технического проекта боевого отделения танка ИС-5 были разработаны:
– башня сферической формы с переменной толщиной стенок и большими углами наклона, устранявшие “заманы” между ней и крышей корпуса танка, а также создававшие возможность большего рикошетирования снарядов при их попадании в башню;
– усиление крепления башни на корпусе за счет увеличения жесткости верхнего и нижнего погонов, увеличения диаметра шаров с 1 на 1 1/2 и более надежного крепления болтами;
– принципиально новое решение крепления командирской башенки путем замены болтов специальными замками (в виде захватов), исключавшими ее срыв при попадании снаряда в башню;
– новая схема установки пушки Д-25Т в башне, в которой наличие специальной рамки, объединявшей в одно целое правый и левый кронштейны крепления цапф пушки, исключало возможность отрыва левого кронштейна, что имело место при сварке на танках ИС-4 и ИС-3. С другой стороны такое конструктивное решение (благодаря отдельной установке на стенде пушки Д-25Т в рамке с последующим одеванием на артсистему башни) не требовало наличия съемной крыши башни, что повышало ее прочность и технологически упрощало монтаж системы в башне;
– новый подъемный механизм пушки Д-25Т, имевший сдающее звено (фрикционные диски), предохранявшее от поломок зубья сектора и шестерни механизма;
– новый механизм заряжания пушки Д-25Т для повышения ее скорострельности и механизации процесса заряжания. Он представлял собою электромеханический досылатель и предназначался для досылки снаряда и гильзы (с зарядом) в камору орудия. Механизм имел малые габариты и небольшую массу, благодаря чему компактно устанавливался на откидном ограждении пушки. Наличие этого механизма обеспечивало возможность заряжания пушки заряжающим на любом угле ее возвышения в течение 10-15С.
11 апреля 1949 г технический проект вместе с деревянным макетом машины в натуральную величину отправили в Москву для рассмотрения. С некоторыми замечаниями 15 мая 1949 г проект ИС-5 («Объект 730») был утвержден в Министерстве транспортного машиностроения и Министерстве вооруженных сил. После отработки технического проекта по предъявленным замечаниям приступили к выпуску рабочих чертежей, причем в первую очередь в производство поступили чертежи корпуса, башни, а также узлов и деталей, требовавших подготовки производства. Так, например, чертежи корпуса и башни передали заводу №200 и Ижорскому заводу 18 мая 1949 г, а выпуск остальных рабочих чертежей и технических условий завершили 22 июня того же года. Затем начали изготавливать детали и собирать основные узлы машины.
Применение ряда новых узлов потребовало их тщательной отработки, доводки и проверки длительными испытаниями, которые не могли быть завершены в срок до 1 августа 1949 г. Для определения надежности узлов, предназначавшихся для использования в ИС-5 («Объект 730»), на ЧКЗ подготовили два танка ИС-4 без башен массой 50 т (массу до необходимой величины довели за счет приварки к корпусам дополнительных болванок). На них прошли проверку различные опытные узлы, изготовленные с учетом мероприятий, отработанных по результатам их этапных испытаний (шестиступенчатая ПКП, ходовая часть). Двигатели В-12 у обеих машин были задросселированы на мощность 514,7 кВт (700 л.с.). Кроме того, в процессе отработки узлов и агрегатов танка ИС-5 на одном из этих танков ИС-4 впоследствии был установлен и испытан дизель В12-5.
Параллельно в Ленинграде проходили испытания танков ИС-7 обр.1947 г. (машины №2 и №4), приведенных аналогичным образом к массе ИС-5, также с целью выявления надежности и внесения необходимых корректив в элементы и узлы, используемые в новом танке. В свою очередь, в научно-исследовательских и конструкторских отделах и лабораториях ВНИИ-100 велись работы по проектированию, изготовлению испытаниям и отработке отдельных, наиболее ответственных узлов машины: механизма заряжания, воздухоочистителя, облегченного варианта ПКП танка «Объект 260», бортовых редукторов, приводов управления, ведущих колес, пучковой торсионной подвески, В первой половине 1949 г. К5 отдела моторных установок ВНИИ-100 совместно с конструкторами ЧКЗ на основе большой экспериментально-исследовательской работы по доводке вентиляторной системы охлаждения танка ИС-4 спроектировало МТО танка «Объект 730» с вентиляторной системой охлаждения. Одновременно исследовательская группа отдела провела работу по изучению вариантов и выбору эжекционной системы охлаждения, элементов обогревателя, воздухоочистителя, радиатора и других агрегатов моторной установки.
Для выбора оптимального варианта эжектора выполнили около 4000 опытов с десятью вариантами моделей с 50 различными расположениями отдельных элементов эжектора. Испытания проводились на отсеках натуральных моделей с максимальным приближением к условиям работы на двигателе. Изготовили и испытали следующие модели эжекторов:
– прямоточная, пульсирующая, с индивидуальными патрубками на каждый клапан дизеля и соплами по типу танка «Объект 260»;
– прямоточная, с индивидуальными патрубками на каждый клапан дизеля и щелевыми соплами;
– прямоточная, с индивидуальными патрубками на каждый клапан дизеля и пальцевидными соплами;
– прямоточная, с индивидуальными патрубками и соплами (каноиды, диафрагмы) на каждый клапан дизеля.
Из всех испытанных конструкций эжекторов (в стендовых и ходовых испытаниях по тепло-рассеивающей способности и обеспечению нормального теплового режима дизеля) лучшие результаты и очевидное преимущество перед вентиляторной системой охлаждения показал прямоточный эжектор с индивидуальными выпускными патрубками и соплами. Впоследствии эту систему выбрали для использования в танке «Объект 730». При этом коренной переделке подверглись радиаторы, система смазки и топливная система, баки, а также система воздухоочистки дизеля В12-5. При отработке танкового обогревателя, обеспечивавшего надежный пуск дизеля в условиях низких температур окружающего воздуха, в лаборатории моторного отдела ВНИИ-100 провели испытания нескольких вариантов. Испытали пять вариантов котелков обогревателя и горелок завихрителя, а также 57 различных вариантов форсунок. По результатам исследований разработали форсунку центробежного типа, обеспечивавшую тонкий распыл топлива при давлении 96,1 кПа (1 кгс/см^), котелок размером 155x320x380 мм с поверхностью нагрева 0,65 м завихритель, калоризатор, систему зажигания и другие элементы подогревателя. Предложенный подогреватель обеспечивал нагрев 120 л воды до температуры 60-65′ за 12-15 мин. В процессе доводочных испытаний подогревателя выявили необходимость принудительной циркуляции охлаждающей жидкости, поэтому в систему подогрева ввели водяной насос.
Одновременно с проводимыми совместно с ЧКЗ работами по установке шестиступенчатой трансмиссии ИС-4 в танке ИС-5 («Объект 730») и ее испытаниям, в КБ отдела трансмиссии ВНИИ-100 для новой машины по проверенной схеме трансмиссии танка ИС-7 (“Объект 260”) выполнили технический проект восьмиступенчатой планетарной трансмиссии. Образцы шестиступенчатой трансмиссии танка ИС-5 прошли испытания в ходовых условиях на ЧКЗ в танках ИС-4 и на грузовом стенде лаборатории отдела трансмиссии ВНИИ-100, а затем и на двух изготовленных опытных образцах. Одновременно с этим проводилась отработка восьмиступенчатой ПКП в танке ИС-7 (машина №4), приведенной к массе новой опытной машины. Наряду со сравнительными стендовыми испытаниями систем охлаждения танков ИС-4 и ИС-5 («Объект 730») и шестиступенчатой планетарной трансмиссии осуществили отработку автоматики ПКП на стенде и в танке, а также системы ППО (переключатель и термоэамыкатели) и др. Несмотря на то, что основные рабочие чертежи танка ИС-5 были выданы в производство до 1 июня, в установленный срок опытные образцы для заводских испытаний так и не изготовили.
Первый корпус танка «Объект 730» поступил на ЧКЗ 30 июля, второй – 9 августа 1949 г. В течение августа завод смог только произвести монтаж бортовых редукторов, запрессовку текстолитовых втулок балансиров и выполнить подготовительные сварочные работы. В остальном сборка танков задерживалась из-за несвоевременного изготовления таких основных узлов, как:
– приводов управления (по причине внесения конструктивных изменений);
– топливных и масляных баков (в связи с неполучением ряда профилей алюминиевых трубок и листового материала с завода №95);
– планетарных трансмиссий (имелись только две ПКП, но их испытания задерживались из-за внесения конструктивных изменений по масляному насосу и сервомеханизму);
– двигателей (первый дизель испытывался на стенде, а сборка второго только заканчивалась);
– ходовой части (все детали были изготовлены, но торсионы не подвергнуты термической обработке);
– воздухоочистителей (изготовление задерживалось из-за внесения изменений по результатам испытаний);
– радиаторов (был изготовлен всего один комплект масляных радиаторов).
Только в сентябре 1949 г ЧКЗ собрал два опытных образца ИС-5 (первый образец – к 14 сентября) с вентиляторной системой охлаждения и шестиступечатыми ПКП и провел их заводские испытания, которые показали неудовлетворительные результаты (агрегаты танка не выдержали установленного постановлением правительства гарантийного срока службы – 2000 км), В связи с тем, что ходовые испытания на гарантийный километраж шестиступенчатая ПКП не выдержала, и принимая во внимание полученные положительные данные по восьмиступенчатой ПКП, руководство ЧКЗ и ВНИИ-100 приняло решение установить ее в танк ИС-5 («Объект 730»). Отдел трансмиссии ВНИИ-100 выполнил рабочий проест восьмиступенчатой планетарной трансмиссии и выдал чертежи на ЛКЗ для изготовления трех опытных образцов. Проведенные во ВНИИ-100 и на ЧКЗ стендовые (под нагрузкой) ходовые испытания образцов шести- и восьмиступенчатых планетарных трансмиссий по отработке остановочных тормозов, автоматики механизма управления, конструкции конической передачи и ПКП в целом продемонстрировали преимущества восьмиступенчатой планетарной трансмиссии по сравнению с шестиступенчатой. Необходимо отметить, что наряду с исследованиями по шести- и восьмиступенчатым ПКП во ВНИИ-100 подготовили и согласовали с НТК БТ и MB ВС техническое задание на проектирование гидромеханической трансмиссии для новой машины и технические условия на изготовление металлокерамических дисков трения; рассмотрели различные варианты схем этого типа трансмиссии, а также приняли участие в разработке эскизного проекта гидромеханической трансмиссии в ЦНИИТМАШ.
В январе 1950 г. с учетом положительных результатов декабрьских испытаний 1949 г. и во исполнение постановления Совета Министров СССР №4753-1833 от 15 октября ВНИИ-100 совместно с СКБ-2 ЧКЗ приступил к отработке технической документации и выпуску рабочих чертежей машины для производства с учетом использования восьмиступенчатой ПКП, эжекционной системы охлаждения и амплидинных приводов наводки пушки Д-25Т. По окончании подготовки технической документации по ПКП ВНИИ-100 передал ее в производство для изготовления опытной партии на ЛКЗ и опытных цехах института в количестве 15 шт. Одновременно для проведения в г Челябинске всесторонних ходовых и полигонных испытаний по доводке конструкции узлов и агрегатов танка ИС-5 («Объект 730») ЧКЗ восстановил два опытных заводских образца (машины № А-311 и А-312). В то же время во ВНИИ-100 по заданию ЧКЗ для дальнейшего совершенствования деталей, узлов и агрегатов ИС-5 развернули ряд НИОКР.
Последний советский тяжеловес
Последней боевой машине, названной поначалу именем Сталина, суждено было стать одновременно и последним советским серийным тяжёлым танком. Он появился в тот переломный момент, когда по объективным причинам прервалась тенденция к постоянному увеличению веса новых тяжёлых танков. Лишённые возможности наращивать вооружение и защищённость боевых машин за счёт роста боевой массы, конструкторы применили при создании ИС-8 (он же Т-10) ряд оригинальных решений.
Конец недолгой эпохи гигантов
С конца 1943 года советские танкостроители неуклонно шли по пути увеличения веса боевых машин тяжёлого класса. К этому времени на начальной стадии проектирования боевая масса новых танков перешагнула психологическую планку в 50 тонн. Как исключение, здесь можно вспомнить недотягивавший до 50 тонн танк ИС-3, но эта машина фактически являлась результатом глубокой модернизации более раннего ИС-2. Интересно, что весной 1945 года на самом верху, в Главном бронетанковом управлении (ГБТУ КА), имелись сомнения насчёт целесообразности запуска ИС-3 в серию. Куда более перспективным казался тяжёлый танк Объект 701, который ещё на стадии проектирования имел боевую массу 55 тонн. Будущий ИС-4 шёл к серии тяжело: первые опытные образцы были готовы ещё к лету 1944 года, но машину постоянно переделывали, а в серию танк, разработанный в качестве ответа «Фердинандам», пошёл только в 1947 году. К тому моменту ИС-3 не только запустили в серию, но и успели снять с производства, выпустив 1555 танков.
При этом сам ИС-4 уже в 1945 году считался вчерашним днём. С зимы 1945 года началось проектирование нового тяжёлого танка, который получил индекс ИС-7. Под этим обозначением, а заодно и под индексом «Объект 260», скрывалось сразу 3 танка, которые значительно отличались по конструкции и характеристикам. Созданный в качестве противовеса немецкому сверхтяжёлому танку Pz.Kpfw.Maus, ИС-7 являлся самой совершенной боевой машиной в своём классе. Даже сейчас характеристики машины, облик которой окончательно сформировался в 1948 году, поражают воображение. При боевой массе в 68 тонн его максимальная скорость превышала 60 км/ч, а по вооружённости и бронезащите советская машина ничем не уступала немецкому 189-тонного монстру, кое в чём даже превосходя его.
Между тем, рост боевой массы стал для новых тяжёлых танков ловушкой. ИС-4 на мощностях ЧКЗ выпускался с огромным трудом: в 1947 году выпустили всего 55 машин, ещё 155 танков изготовили в 1948 году. ИС-7 ожидала ещё более серьёзная проблема: ему требовался принципиально новый двигатель, производство которого ещё предстояло освоить. Боевая масса в 68 тонн означала, что потребуются новые средства эвакуации, да и тактическая мобильность оказывалась весьма сомнительной. Такую махину выдержит далеко не каждый мост, в том числе и железнодорожный. Кроме того, возникал вопрос и с железнодорожными платформами необходимой грузоподъёмности. Сложности, обойдённые по ряду причин в 1941 году, «догнали» советские тяжёлые танки в конце 40-х. Возникли ровно те же проблемы, что ожидали бы КВ-3, КВ-4 и КВ-5, пойди они в серию.
Взвесив все «за» и «против», советское руководство приняло единственно правильное решение. 18 февраля 1949 года состоялось заседание Совета Министров СССР, на котором присутствовало командование бронетанковыми и механизированными войсками, а также представители Главного бронетанкового управления Вооружённых сил. Итогом заседания стало постановление Совета Министров СССР № 701–270сс, согласно которому разработка и производство тяжёлых танков массой более 50 тонн прекращались. ИС-7 ушёл в небытие, закончилось производство и ИС-4 (в 1949 году выпустили последние 19 танков).
Согласно тому же постановлению, СКБ-2 ЧКЗ и филиалу опытного завода №100 (г. Челябинск) давалось задание на разработку тяжёлого танка боевой массой не более 50 тонн. В качестве основы для проектирования нового танка указывались узлы и агрегаты ИС-4, что должно было помочь ускорить разработку. В то же время, схема бронирования и общее построение корпуса должны были браться от ИС-3, как наиболее подходящего по боевой массе. Коллективу предъявлялись жёсткие сроки: первые три танка предполагалось изготовить в августе, а ещё десять, для войсковых испытаний, – в сентябре 1949 года. Итого на изготовление первого танка, который предстояло ещё и спроектировать, выделялось всего полгода.
Совместными усилиями
Для решения столь сложной задачи потребовалось объединение усилий двух конкурирующих КБ, параллельно занимавшихся разработкой тяжёлых танков. 19 марта 1949 года филиал опытного завода №100 вошёл в состав создаваемого ВНИИ−100 (г. Ленинград). Первым заданием, которое получил институт, как раз и стала разработка нового тяжёлого танка. Объединённый коллектив возглавил Ж. Я. Котин. В Ленинграде занимались проектированием, в то время как в Челябинске проектные работы воплощали в металле. При этом 41 человек из коллектива ВНИИ−100 был командирован в Челябинск. Так или иначе, но новая машина получила челябинскую «прописку». Боевые машины, которые разрабатывались в Ленинграде, шли с индексами 2##, в то время, как челябинские имели индексы 7##. Например, ИС-4 имел чертежный индекс 701 (объект 701), а ИС-7 – 260 (объект 260). Так вот, проектируемая машина получила чертёжный шифр 730, а в документах она нередко фигурировала как «объект 730».
В некоторых публикациях говорится о том, что эскизный проект 730-го объекта был создан на основе ИС-4. На самом деле это, мягко говоря, очень спорное утверждение. Фактически новый танк, получивший индекс ИС-5, унаследовал от ИС-4 лишь двигатель В-12 и, на первом этапе, систему охлаждения с двумя большими вентиляторами. В остальном эта машина, эскизный проект которой представили в апреле 1949 года, оказалась представителем совсем иной школы. ИС-4, особенно его корпус и башня, проектировался по технологиям конца 1943 года. За это время в Челябинске создали ИС-3, практически не уступающий ИС-4 по бронированию, а в Ленинграде разработали ИС-7 в трёх вариантах, которые по концепции бронирования ушли по сравнению с 701-м объектом далеко вперёд. Остальные узлы и агрегаты за прошедшие 5 лет тоже претерпели многочисленные усовершенствования. В ходе проектирования ИС-7 целый ряд работ был проведён по ходовой части, трансмиссии и другим узлам. Кроме того, как уже писалось выше, проектные работы в основном шли в Ленинграде, так что опыт ленинградских танкостроителей в полной мере отразился на 730-м объекте.
При ближайшем рассмотрении корпус ИС-5 оказывается ничем иным, как творческим переосмыслением наработок по ИС-7 1948 года. Носовая часть с боковыми смотровыми приборами механика-водителя, кормовая часть с характерными скосами, V-образная форма нижней части корпуса с гнутыми бортами – всё это указывает на прямую преемственность 730-го и 260-го объектов. Ничего общего с ИС-4 не имеет и башня, представляющая собой сплав решений по ИС-3 и ИС-7. Ввиду того, что боевая масса ИС-5 не должна была превышать 50 тонн, впервые с 1942 года (то есть с КВ-1с) броневую защиту пришлось не усиливать, а наоборот, снижать. За счёт научно-исследовательских работ по теме повышения стойкости брони без её утолщения удалось воплотить ряд решений, благодаря которым ИС-5 оказался немного более защищённым, чем ИС-3. Тем не менее, по сравнению с ИС-4 и тем более с ИС-7 уровень броневой защиты, особенно в лобовой её части, упал. Таковой была плата за снижение боевой массы до 50 тонн.
Ещё одним проявлением своеобразного регресса стало вооружение. Устанавливавшаяся на ИС-2, ИС-3 и ИС-4 122-мм пушка Д-25Т не устраивала военных уже в начале 1944 года. На ИС-7 спроектировали 130-мм пушку С-70, но в ИС-5 это орудие установить было невозможно. В итоге новый танк получил в качестве вооружения всё ту же Д-25Т. Таким образом, в плане вооружения и бронирования перспективный тяжёлый танк больше соответствовал не концу 40-х годов, а периоду окончания Второй мировой войны.
Компромиссный танк
С очень похожими проблемами столкнулись примерно в то же время и американцы. Начав с 64-тонного T29 Heavy Tank, в течение нескольких лет американские танкостроители пытались довести до ума машины с боевой массой около 65 тонн. В 1948 году от концепции столь тяжёлых боевых машин американцы отказались. Когда советские танкостроители занимались 50-тонным ИС-5, их американские коллеги работали над тяжёлым танком T43, боевую массу которого ограничили 55-тонной планкой. В итоге, хотя серийный M103 Heavy Tank оказался тяжелее пилотных машин и весил 56,7 тонн, это было значительно меньше тех 65 тонн, которые весили американские тяжёлые танки во второй половине 40-х.
Платой за снижение массы стало более слабое бронирование. Особенно «пострадала» башня. Существенным преимуществом американского танка была 120-мм пушка, но при этом машина получилась очень большой. На схожем уровне оказались и характеристики английского FV214 Conqueror, хотя при этом машина оказалась ещё тяжелее, чем M103 – 65 тонн. Таким образом, можно говорить о том, что шаг назад примерно в одно время сделали все ведущие армии, но при этом американцам и британцам удалось усилить вооружение. Платой за это стали увеличившиеся габариты, а вместе с ними и большая боевая масса.
Несмотря на то, что вооружение и бронирование ИС-5 стали шагом назад, говорить об этой машине как о неудаче не стоит. На конец 40-х уровень брони, надёжно защищавшей от немецкой 88-мм пушки, вполне соответствовал мировому. Современной выглядела на тот момент и пушка Д-25Т, ведь противостояла новому танку не немецкая техника, а боевые машины бывших союзников.
Даже появившиеся в конце 40-х — начале 50-х годов средние танки M46 Patton и M47 Patton II не были полноценными противниками для ИС-3, не говоря уже о новой машине. Вплоть до появления на зарубежных танках 105-мм пушки L7 лобовая броня советских послевоенных тяжёлых танков надёжно защищала их от вражеского огня. Кстати говоря, обстрел корпуса ИС-5, проведённый в мае-июне 1950 года, показал, что лобовая броня выдерживает попадания 122-мм снарядов с дистанции 100 метров. Одним словом, в лице ИС-5 Советская армия получала вполне современный тяжёлый танк.
Как уже говорилось выше, довольно много технических решений перекочевало в новый танк с ИС-7. В их числе была прогрессивная подвеска, где в качестве упругих элементов использовались пучковые торсионы. Благодаря этой системе длину торсионных валов удалось существенно сократить. Остальные элементы ходовой части (катки, балансиры, траки и т.д.) представляли собой развитие конструкции ходовой части ИС-3. Ходовая часть выглядела похоже, но конструкцию довольно серьезно переработали, значительно повысив надёжность. Её выполнили таким образом, чтобы она без серьёзной переделки могла устанавливаться на другие боевые машины семейства ИС.
В середине 50-х новую ходовую часть получили ИС-2, ИС-3 и ИСУ, проходившие программу модернизации. Таким образом, новый танк и старые машины по ходовой части унифицировали. Использование 750-сильного двигателя В-12 позволило поднять (по сравнению с ИС-3) динамические характеристики. Максимальная скорость выросла до 42 км/ч. Специально для Объекта 730 разработали несколько вариантов планетарной трансмиссии. Следует отметить, что отдельные элементы нового танка испытывались на ИС-4 и ИС-7, облегчённых до массы в 50 тонн.
Эскизный проект ИС-5 был представлен комиссии в апреле 1949 года. К июню были подготовлены и рабочие чертежи машины. По ряду причин произошла задержка: первый корпус поступил на ЧКЗ только 30 июля, а второй – 9 августа 1949 года. Сборку первого опытного образца ИС-5 завод завершил 14 сентября. На танке стояла 6-ступенчатая планетарная трансмиссия от ИС-4. Испытания показали, что трансмиссия и вентиляторная система охлаждения не выдерживают заданный гарантийный километраж в 2000 километров. В результате на танк поставили 8-ступенчатую планетарную трансмиссию разработки ВНИИ-100. Кстати, она также имела отношение к ИС-7. Вместо вентиляторной системы охлаждения установили эжекционную, применявшуюся на ИС-7. В декабре 1949 года было изготовлено ещё два танка, которые приняли участие в зимнем этапе испытаний.
Переименования
Указанные в постановлении № 701–270сс танки для государственных испытаний начали изготовлять с полугодовой задержкой – в феврале 1950 года. Три танка закончили к 5 апреля и отправили в район города Ломоносова под Ленинградом, где они в течение апреля 1950 года проходили испытания. По их итогам были выявлены дефекты, исправленные на ЧКЗ, после чего в октябре-ноябре 1950 года танки проходили испытания на Полигоне (НИИБТ) в Кубинке. Ещё раньше, в июне-июле 1950 года, танки прошли испытания в Средней Азии. Всего за 1949–1950 годы было изготовлено 13 танков ИС-5, ещё 2 построили в 1951 году.
В ходе испытаний в конструкцию ИС-5 постоянно вносились изменения, которые повышали надёжность машины. На танке отрабатывали работу различных систем, включая механизм заряжания. По итогам число изменений достигло такого объёма, что модернизированные ИС-5 решили переименовать. В начале 1953 года танк получил индекс ИС-8. С ним танк и пошёл бы в войска, но 5 марта 1953 года умер Сталин. Уже в мае 1953 года в переписке новый тяжёлый танк именуется исключительно как Объект 730. Вполне возможно, в военном руководстве решили перестраховаться, поскольку как раз весной и летом 1953 года шла борьба за власть в Политбюро. 26 июня 1953 года арестовали Л. П. Берию, а к власти пришел Н. С. Хрущёв.
Новый тяжёлый танк приняли на вооружение Постановлением Совета Министров СССР от 28 ноября 1953 года. Этим же постановлением тяжёлому танку присвоили индекс Т-10. Первые 30 Т-10 выпустили в 1954 году, всего на ЧКЗ изготовили 190 танков первой серии. Символично, что машина, созданием которой руководил Котин, стала последней, носившей имя крупного советского деятеля. За 15 лет до этого тот же Котин руководил созданием тяжёлого танка СМК-1 (Сергей Миронович Киров), с которого началось обозначение советских боевых машин тяжёлого класса именами вместо буквенно-цифровых индексов.
Т-10 рассматривался скорее как временная мера. Уже в 1952 году была запущена программа по созданию тяжёлого танка нового поколения, финалом которой стал проект Объект 777. Но Т-10 суждено было пережить своего возможного преемника, разработка которого так и не продвинулась дальше стадии макета в масштабе 1:10. Пережил Т-10 и следующую волну разработки тяжёлых танков, итогом которой стали танки Объект 277, Объект 279 и Объект 770. С 1958 года к производству Т-10 подключился ЛКЗ, но лишь единожды годовой объём выпуска танков этого типа превысил 200 экземпляров. В 1965 году ЧКЗ изготовил последние 60 Т-10, и на этом история советских тяжёлых танков завершилась. На горизонте появился новый класс, впитавший в себя лучшие стороны средних и тяжёлых машин – основной боевой танк.
«Объект 730». Тяжёлый танк Т-10. Советский тяжёлый танк
Закончилась Вторая мировая война. Отгремела артиллерия на полях сражения, военнопленные возвращались в свои дома, Германия выплачивала контрибуцию, а Советский Союз имел самую большую и технически оснащенную сухопутную армию. Это превосходство было видно любому военному специалисту по результатам советско-японской войны 1945 г.
В сентябре 1945 г. был проведен совместный военный парад войск в Берлине. Страны-союзницы демонстрировали друг другу свою силу и развитие. Кто имеет превосходство в танках, было видно невооруженным глазом. По сравнению с американскими М-24 «Чаффи» и британскими «Кометами» тяжелый танк ИС-3 в количестве 53 единиц 71-го Гвардейского тяжелого танкового полка выглядел настоящим стальным монстром, хищным и беспощадным. Но развитие танков на этом не остановилось и даже не замедлилось.
Предпосылки появления проекта «Объект 730»
По окончании войны производство ИС-3 продолжалось. Условия применения танков изменились, теперь они жили не несколько боев, а должны были служить несколько лет. Танки военных лет оказались непригодны для такой задачи. Последние надежды на ИС-3 рухнули, когда во время одного из испытаний в корпус танка попал 100-мм бронебойный снаряд в ребро лобовой части (всем известный «щучий нос»). Корпус лопнул по швам, а машина вышла из строя. Все выпущенные экземпляры были направлены на устранение недостатков, а серийное производство ИС-3 было прекращено.
Теперь, с учетом накопленного опыта и новых задач, советским танкостроителям предстояло создать более совершенную боевую машину. На территории Союза в то время действовали два танковых завода – ленинградский Кировский и челябинский Тракторный. В Ленинграде после снятия блокады был организован филиал Опытного танкового завода № 100, директором стал Ж. Котин. Здесь и родился «Объект-260», или ИС-7.
Это был лучший танк своего времени, превосходящий по параметрам иностранные аналоги, но имевший ряд недостатков. Ряд неудач на испытаниях сыграл против танка. К тому времени от слишком тяжелых машин начинали отказываться. Их не выдерживали мосты и железнодорожные платформы.
В 1948 г. было выдано задание – создать новую машину, относительно недорогую, надежную, с массой до 50 т.
Второй ИС-5
В нумерации советских танков есть некоторая путаница. Проект «Объект 730» носил номер ИС-5. Но ИС-5 уже был – «Объект 248», но в серию так и не был запущен. В рамках работ по проекту «Объект 730» было задумано улучшение ИС-4. Были подготовлены к замене ряд узлов и агрегатов для снижения веса машины.
Разработки по нему начались в 1948 г. и к 1950-му еще не были завершены. Испытания выявили множество недоработок. Таким образом, номеру была дана вторая жизнь, ИС-5 – «Объект 730».
Работы затянулись на несколько лет, и в 1953 г. танк был принят на вооружение уже под другим названием. ИС-5 так и не попал в серию, но на нем были отработаны новые двигатели, трансмиссии, вооружение и проч.
Технические характеристики
Сварной корпус с наклонными верхними и гнутыми бортовыми листами и «щучий нос» были у окончательного варианта проекта «Объект 730». Танк имел литую башню обтекаемой формы. В качестве вооружения два пулемета, один спарен с пушкой 122-мм Д-25ТА, второй возле люка заряжающего. Боевая масса была равна 50 т. Машина способна преодолевать подъем в 32 градуса и пересекать рвы в 2,7 м. Мощность в 700 л. с. позволяла преодолевать стенки в 0,8 м и развивать скорость до 43,1 км/ч. Экипаж в привычные четыре человека, броня башни в 250 мм надежно их защищала. Запас хода составлял 180-200 км. К орудию имелось 30 снарядов, а для пулеметов – 1000 патронов.
Первые испытания
В апреле 1949 года деревянный макет танка был доставлен в Москву. Был составлен список доработок. Проект утвердили в мае, и тогда началась подготовка чертежей. Подготовка документов была закончена только к концу июня. Работы затянулись, и собрать опытные танки к испытаниям, назначенным на август, не успевали. Решено было использовать ИС-4 с навешенными агрегатами от ИС-5. «Объект 730» на время оставили в стороне. Мощность двигателей была ограничена до 700 л. с. Некоторые агрегаты были испытаны также и на ИС-7.
Неудачи и доработки
Сентябрь был месяцем заводских испытаний. ИС-5 должны были пройти 2000 км, но проявились недоработки в трансмиссии. Было принято решение разработать и применить на машине 8-ступенчатую планетарную коробку передач. ВНИИ-100 занимались разработкой технической документации, а ЛКЗ предоставил три опытных образца. Испытания показали преимущество нового агрегата.
Помимо прочего танк оснащали эжекционной системой охлаждения и новой схемой установки орудия. Еще три единицы техники для испытания были выпущены в марте 1953 г. После проверки одной из них на полигоне Ржевска начались очередные государственные испытания.
Теперь, несмотря на сложность трассы, 200 км были пройдены. Два танка проходили до 200 км в день, а третий более 280. Через полторы недели комиссия выдала заключение об удачном завершении испытаний. «Объект 730» удовлетворял заявленным требованиям и превосходил иностранные аналоги. Несмотря на все доработки и переделки, был оставлен потенциал для модернизации.
Перерождение в Т-10
Летом 1950 г. были созданы 10 опытных образцов танка. Они испытывались на различных полигонах. Не все было доработано, но тем не менее машина отвечала требованиям. Был составлен новый перечень работ, а выпуск в серию вновь отложили. Первоначальный проект подвергался серьезным изменениям неоднократно и менял свое название на ИС-8, ИС-9 и ИС-10.
Например, был предусмотрен специальный механизм досылания снаряда. Благодаря этому нарезное 122-мм Д-25ТА орудие выпускало по 3-4 снаряда/мин. Система наведения пулемета, спаренного с пушкой, регулировалась с помощью единого электропривода ТАЭН-1. Коробка была сделана 8-скоростной, а в качестве силовой установки использовалась В-12-5 в 700 л. с. Гусеницы, заимствованные у ИС-4, обеспечивали давление на грунт в 0,77 кг/м.
Окончательные испытания машины были закончены в декабре 1952 г. В марте 1953 г. произошло трагическое для того времени событие – смерть И. В. Сталина. А ведь аббревиатура ИС была принята в честь него – «Иосиф Сталин». И в приказе министра обороны о постановке танка в серию машина называлась Т-10.
Производство запускалось медленно, в этом же году было выпущено 10 единиц, в следующем – 50, а через год – 90.
Модификации
При достижении одной вершины надо двигаться к следующей, так же поступили и конструкторы. В ленинградском конструкторском бюро была создана система двухплоскостной стабилизации вооружения. Если раньше компенсировались вертикальные движения, то теперь и горизонтальные. Разработан и установлен новый прицел Т-2С. Запущен в производство в 1956 г., а в 1957 вышел в свет Т-10Б.
Уже спустя год появилась новая модификация. В серийном производстве его сменил Т-10М. На этом танке было установлено более мощное оружие М-62Т2С (2А17). Бронебойные снаряды развивали скорость до 950 м/с и пробивали 225 мм брони с 1000 м. Дульный тормоз щелевого типа поглощал большую часть отдачи при выстреле, сокращая время до следующего.
Все технические улучшения сделали его лучшим танком своего времени, в течение почти сорока лет «Объект 730» стоял на вооружении и модифицировался в зависимости от требований. Это самый массовый танк России, а возможно, и мира. На экспорт не создавался, единственный военный конфликт, в котором участвовал, – ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию.
Последний тяжелый танк Советского Союза
Итак, в пятидесятых годах был принят на вооружение последний советский тяжелый танк, дальше были различные его модификации. Это было лучшим творением военной промышленности, вобравшим в себя все технические наработки своего времени. Сняли его с вооружения уже после развала Союза, в 1993 г.