27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный танк «Leopard 2AV»

Немецкий основной боевой танк “Leopard 2”

Основной боевой танк Leopard 2 разработан компанией Krauss Maffie в 1969-1979 годах. Первый опытный танк Leopard 2К (РТ-1) был собран в 1972 году. С 1987 года организовано серийное производство 380 танков в Швейцарии по лицензии. За время серийного производства с 1979 года по настоящее время компаниями Krauss Maffie и MaK Maschinentnbau GmbH выпущено более 3200 танков Leopard 2 всех модификаций.

Описание конструкции танка Leopard 2

Основной боевой танк Leopard 2 имеет классическую компоновку с размещением отделения управления в носовой части корпуса, боевого отделения – в средней части корпуса, мотороно-трансимиссионого отделения – в кормовой части корпуса. Забронированный объём танка составляет 19,4 м³. Экипаж танка состоит из четырёх человек: механика-водителя – место которого находится в носовой части корпуса; командира танка, наводчика орудия и заряжающего – места которых находятся в башне.

Корпус танка сварной. Верхний лобовой лист Общий вид танка “Leopard” 2K со 105-мм пушкой имеет большой угол наклона. Борта корпуса расположены вертикально. В конструкции бронекорпуса используется комбинированная броня и бортовые экраны из армированной резины.

Место механика-водителя оборудовано у правого борта в носовой части танка. Для его посадки и высадки, в крыше башни, оборудован люк. В крышку люка вмонтированы два прибора наблюдения, третий – слева от люка механика-водителя в крышу корпуса. Под сиденьем механика-водителя расположен аварийный люк. Для управления танком механик-водитель пользуется штурвалом, двумя педалями (правая – подачи топлива, левая – тормоза) и блоком переключателей передач. Слева впереди от механика-водителя установлена панель управления и приборов. Объём отделения управления составляет 2,3 м³.

Слева от отделения управления в носовой части корпуса танка размещается стилажная укладка 120-мм выстрелов. В носовой части корпуса внутри по бортам размещены топливные баки.

Башня танка сварной конструкции размещена в центре корпуса. В конструкции башни используется комбинированная броня. Внутренние поверхности боевого отделения танка покрыты тканевыми матами (подбоем) из высокопрочного арамидного волокна. В башне расположен комплекс вооружения со 120-мм гладкоствольной пушкой. На правой стороне башни установлен основной прицел. На крыше башни оборудованы люки командира танка, справа, и заряжающего, слева. По периметру люка командира танка установлены шесть смотровых приборов. На погоне люка командира танка установлен кронштейн для крепления турели для зенитного пулемёта. Перед люком командира танка установлена оптическая головка панорамного прицела PERI-R-17. Перед люком заряжающего установлен подвижный смотровой прибор. На погоне люка заряжающего установлена турель для зенитного пулемёта. В крыше башни, над местом наводчика орудия, установлен неподвижный смотровой прибор.

Рабочее место командира танка расположено справа от пушки за местом наводчика орудия. Справа перед сиденьем командира танка подвешен к крыше башни прицел PERI-R-17. Перед сиденьем командира танка расположены элементы управления прицелами, средствами дымопуска и встроенным контролем некоторых систем. За сиденьем командира танка, в кормовой нише башни, размещены центральный блок управления системой управления огнём и две радиостанции УКВ-диапазона.

Рабочее место наводчика орудия размещено справа от пушки в передней части башни. Управление наведением вооружения наводчик орудия осуществляет с помощью своего пульта управления. За пультом управления расположены маховики ручных приводов наведения вооружения. Над пультом управления установлен основной прицел EMES-15. Слева от основного установлен вспомогательный телескопический прицел FERO-Z-18 (на танке Leopard 2 между окулярами основного и вспомогательного прицелов размещён монитор ночного прицела PZB-200). Справа от прицела EMES-15 расположена панель управления наводчика орудия. Справа от панели управления наводчика находится панель управления системой управления огнём.

Рабочее место заряжающего находится слева от пушки. Справа на рабочем месте заряжающего рас-положен казённик пушки, с установленным на нём спаренным пулемётом и коробкой с патронами к нему. На левом борту башни имеется крепление для пистолета-пулемёта, люк для загрузки боеприпасов и кнопка механизма открывания бронированной створки укладки выстрелов в левой части кормовой ниши башни. Под этой кнопкой крепится откидное сиденье заряжающего. Объём боевого отделения составляет 10,1 м³.

В качестве основного вооружения на танке используется 120-мм главдкоствольная пушка Rh120 L/44 компании Rhtinmetall. Пушка установлена в центре башни и имеет ручной подъёмный механизм и гидравлический привод подъёма, обеспечивающие углы склонения и подъёма от -9° до +20°. Ствол пушки имеет теплоизоляционный кожух, выполненный из пластика, и эжектор. Затвор пушки клиновой, вертикальный. Заряжание ручное.

Дополнительное вооружение танка включает один спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт MG3A1 и один 7,62-мм зенитный пулемёт MG3.

В боекомплект к пушке входят 42 120-мм выстрела (15 хранятся в башенной боеукладке, 27 – в стилажной боеукладке в корпусе танка) DM-12 MZ (с кумулятивным многоцелевым снарядом) DM13 KE (с бронебойным подкалиберным снарядом). Боекомплект к пулемётам составляет 4750 патронов.

Танк оснащён автоматизированной системой управления огнём. Её основу составляет прицельный комплекс EMES 15 со стабилизированным в двух плоскостях головным зеркалом разработки американской компании Hughes (производится в Германии по лицензии). В прицеле объеденены дневной оптический и лазерный дальномерный каналы. Для стрельбы ночью используется прицел PZB 200 на основе низкоуровневой телевизионной камеры.

В качестве вспомогательного прицела наводчика орудия используется монокулярный оптический прицел FERO-Z18. Для командира танка установлен панорамный прицел PERI-R17 с головным зеркалом стабилизированным в двух плоскостях. Прицел имеет только оптический дневной канал.

Танк оснащён двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором танкового вооружения (привод пушки – гидромеханический, привод башни – электромеханический) и баллистический вычислитель (расположен в отсеке электроники в кормовой нише башни). На танке установлен силовой блок, в котором соединены V-образный 12-цилиндровый многотопливный дизель с турбонаддувом МВ873 Ка-501. мощностью 1500 л.с. и автоматическая трансмиссия HSWL354 компании Renk. Силовой блок быстросъёмный.

Ходовая часть танка имеет, на один борт, семь опорных катков, направляющее колесо переднего расположения, ведущее колесо заднего расположения и три поддерживающих ролика. Подвеска индивидуальная торсионная с фрикционными амортизаторами двухстороннего действия (на первых, вторых, третьих, шестых и седьмых узлах подвески). Гусеницы цевочного зацепления Diehl 570F.

Танк оснащён автоматической противопожарной системой четырёхкратного действия, системой коллективной защиты от ОМП, 16 дымовыми гранатомётами.

Для внешней связи танк комплектуется двумя радиостанциями УКВ-диапазона SEM 25/30. Для преодоления водных преград по дну применяется оборудование для подводного вождения.

Модификации танка «Leopard 2»

«Leopard 2FK» — проект танка «Leopard 2» (Flugkorper — ракетный), оснащённого американской 152-мм пушкой-пусковой установкой ХМ 150Е5 с КУРВ «Shillelagh». По причине потери гибкости применения и резкого сокращения возимого боекомплекта проект закрыт в 1970 году. Опытный танк не изготавливался.

«Leopard 2К» (Kanone — пушечный) — серия из 16 опытных танков (17 башен), на которых в 1972-1974 годах отрабатывались различные варианты вооружения (первые 10 башен оснащались 105-мм гладкоствольными пушками, остальные — 120-миллиметровыми), подвески, трансмиссии, системы управления огнём. На танке устанавливалась вспомогательная силовая установка ОМ 363 с генератором G30E20-51G.

«Leopard 2AV» (Austere Version — строгий вариант) — 2 опытных танка (3 башни), изготовленных в 1975 году для сравнительных испытаний с танком ХМ-1 в США (состоялись в 1976 году) и отработки технологии серийного производства. Башня №19 сначала оснащалась 105-мм нарезной пушкой L7A3, затем в неё установили 120-мм гладкоствольную пушку Rh120. Вместо вспомогательной ситовой установки на танк установили 8 аккумуляторов. По конструкции в основном соответствовал серийному танку «Leopard 2»

«Leopard 2AGT» — в 1977 году, по настоянию США. на шасси танка «Leopard 2AV» испытали газотурбинный двигатель AVCO-Lycoming AGT-1500 и трансмиссию Allisson Х1100-3В от американского танка ХМ-1.

«Leopard 2» («Leopard 2A0») — первая серийная модификация танка, выпускавшаяся с 1979 по 1982 год. Из-за неготовности тепловизионного прицела на танке использовался ночной прицельный комплекс PZB 200.

«Leopard 2А1» — 750 танков, выпущенных с марта 1982 по ноябрь 1984 года, оснащённых прицелом EMES 15 с тепловизионным каналом фирмы Zeiss.

«Leopard 2А2» — доведённые в 1983-1985 годах до уровня танка «Leopard 2А1» машины первой серии.

«Leopard 2A3» — 300 танков, выпущенных с декабря 1984 по декабрь 1985 года. Танки оснащались цифровыми радиостанциями SEM 80/90. Из-за опасности нарушения герметичности танка, заварили люк для погрузки боекомплекта на левом борту башни.

«Leopard 2А4» — 695 танков, построенных в 1985-1992 годах. Основные отличия:

— замена разнесённого бронирования комбинированным:
— исключение из конструкции башни люка для загрузки боекомплекта;
— установка цифрового баллистического вычислителя;
— в СУО включены интерфейс для подключения системы подготовки и контроля AGDUS и встроенную систему выверки прицелов;
— установка нового ППО фирмы Deugra.

“Leopard 2A5” – 350 танков прошедших модернизацию в 1995-1998 годах. Основные отличия:

— установка броневых модулей на лобовую деталь башни;
— изменена установка прицела EMES 15, его оптическая головка перемещена на крышу башни;
— вспомогательный прицел FERO-Z18 перемещён наверх пушки, его объектив расположен теперь на крыше башни над маской пушки;
— перед люком командира танка установлен большой перископический прибор наблюдения, а оптическая головка панорамного прицела командира перемещён за люк командира танка;
— люк механика-водителя получил новую крышку:
— рабочее место механика-водителя оборудовано видеокамерой заднего вида, её монитор установлен слева от сиденья механика-водителя:
— использованы электромеханические приводы наведения вооружения E-WNA, на высвободившемся месте в кормовой нише башни устроили крепления для хранения зенитного пулемёта:
— створки бронировки объектива прицела EMES 15 получили элетромеханический привод:
— исключен ручной привод наведения вооружения, запасной привод сделали тоже электромеханическим:
— установлен новый панорамный прицел командира PERI-R17A2 с интеграцией в него тепловизионного канала. Окулярная часть прицела перенесена на левую сторону рабочего места командира танка:
— танк оснащён навигационной системой GPS.
— на передние узлы подвески установили усиленные торсионы.

Читать еще:  Проект подводной лодки пр.612 (СССР)

«Leopard 2 Mixed Lot» (танки смешанной партии) — 350 танков, модернизированных путём установки башен от «Leopard 2А4» на корпуса первых выпусков танка, и доведённых до уровня модификации «Leopard 2А5».

«Leopard 2А6» — создавался на основе конструкции танка «Leopard 2А5» с установкой новой 12-мм пушки Rh 120 L/55. В начале 2000-х годов все танки «Leopard 2А6» прошли модернизацию путём наварки на днище, в районе расположение механика-водителя, дополнительного бронелиста и замены сиденья механика-водителя на подвесную систему, получившую название «динамически безопасное сиденье». Танкие танка получили обозначение «Leopard 2А6М». В начале 2000-х годов, на основе конструкции модификации «Leopard 2А6» разработали танк для предложения на экспорт. Основные отличия:

— новая конструкция лобовой бронедетали корпуса и защита крыши башни от боеприпаса типа «ударное ядро»:
— установка кондиционера, размещённого в корзине на корме башни:
— установлена новая система позиционирования с дисплеями у командира танка и механика-водителя:
— справа на корме установлена вспомогательная силовая установка.

«Leopard 2PSO» (Peace Support Operation — миротворческие операции) — в 2005 году на базе «Leopard 2А5» разработали танк для участия в миротворческих операциях в городской застройке. Отличительные особенности:

— установка новых бронемодулей на корпус и башню:
— установка бульдозерного отвала:
— по заказу в МТО может монтироваться силовой агрегат «Euro-Power-Pack» и вспомогательная силовая установка:
— наличие пакета датчиков ситуационной осведомлённости экипажа:
— установлена система кондиционирования:
— цифровые системы управления боем подразделения:
— на башне за люком заряжающего установлен боевой модуль, вооружённый американским 12.7-мм пулемётом M2QCB и оснащён телевизионный прицел, с тепловизионным каналом. Модулем дистанционно управляет заряжающий со своего рабочего места.

«Leopard 2А4 Evolution» — разработан в 2005 году немецкой компанией Ingenieurburo Deisenpoith на базе серийного танка «Leopards 2А4″. Концепция Evolution обеспечивает повышение уровня защиты танка при минимальных затратах. Отличительные особенности:

— повышена пассивная защита корпуса и башни:
— установлена комбинированная система активной защиты AMAP-ADS.
»

Leopard 2 Revolution» — разработан компанией Rheinmetall Defence в 2010 году. Основные отличия:

— оборудован системой ROSY (Rapid Obscuring Sysnev — система быстрой постановки дымовых завес):
— по заказу может быть установлена современная СУО и электромашинными приводами наведения оружия:
— командир танка оснащён новым стабилизированным оптико-электронным прицельным комплексом SEOSS;
— установлена система ситуативной осведомлённости экипажа:
— на крыше башни установлен боевой модуль, оснащённый 12,7-мм пулемётом и 40-мм автоматическим гранатомётом, управляемый командиром танка со своего рабочего места:
— установлена система кондиционирования и вспомогательная силовая установка.

«Leopard 2A7» («Leopard 2A7+) — создан на базе танка «Leopard 2А6» в 2009 году. Отличительные особенности:

— использование дополнительных броневых модулей из стали:
— механик-водитель оснащён двумя видеокамерами (одна расположена на лобовом бронелисте корпуса, вторая — на корме танка), оснащёнными тепловизионными каналами:
— на правом борту в кормовой части корпуса размещена вспомогательная силовая установка;
— за люком заряжающего установлен боевой модуль FLW 200, с различными наборами вооружения, оснащённый многоканальным прицельным комплексом. Управление модуля может осуществляться как с места командира танка, так и с места заряжающего:
— в боекомплект танка введён 120-мм программируемый осколочно-фугасный снаряд:
— установлена новая высокопроизводительная система кондиционирования воздуха;
— заменены на новые бортовые редукторы, траки гусениц, усиленные торсионы.

Опытный танк «Leopard 2AV»

ОПЫТНЫЙ ТАНК «LEOPARD 2AV»

По итогам совместных американо-немецких обсуждений результатов сравнительных испытаний опытных образцов американских и немецких танков, проведенных в 1973-1974 гг. было принято решение о проработке двух вариантов продолжения работ по перспективному танку. Первый предусматривал доработку конструкции и создание опытного образца усовершенствованного варианта танка Leopard 2, – танк «Leopard 2AV» так называемого «Austere Version» (строгий вариант). Основными дополнительными требованиями к модернизированному варианту танка стали:1) усиленная броневая защита лобовых и бортовых проекций корпуса и башни при условии, что танк останется в весовом стандарте MLC60; 2) упрошенная в использовании автоматизированная СУО с независимой стабилизацией поля зрения прицелов с автоматизированной корректировкой углов прицеливания; 3) перепроектирование боеукладки с выстрелами для пушки; 4) усиление противоминной стойкости днища корпуса; 5) исключение из конструкции танка ВСУ и установка большего количества (до 8 штук) аккумуляторных батарей вместо этого; 6) монтаж блоков стабилизатора и всего электронного оборудования осуществить в развитой кормовой нише башни для облегчения технического обслуживания и ремонта. Второй вариант, получивший наименование Leopard 2/3 на основе концепции компании Krauss-Maffei предусматривал создание машины на основе разработок по проекту «Leopard 2AV», но с некоторыми отличиями. Одним из основных было размещение механика-водителя в башне вместе с другими тремя членами экипажа. Это позволило бы сократить длину корпуса машины и ее общую массу, а так же усилить броневую защиту не выходя за пределы установленных требований. Проблемы размещения механика-водителя в башне в основном были изучены и решены в ходе отработки проекта танка MBT/KPz-70. В ходе рассмотрения двух концепций было принято решение произвести доработку конструкции разрабатываемого танка на основе проекта «Leopard 2AV», а не создавать совершенно новую машину

В декабре 1974 на уровне глав правительств ФРГ и США был подписан «Меморандум о взаимопонимании» в отношении совместной оценки предложенных обеими странами проектов танков с целью оснащения им собственных вооруженных сил. В рамках меморандума планировалось создание опытного образца танка «Leopard 2AV» в сроки, позволяющие начать проведение сравнительных испытаний с новой концепцией американского опытного образца танка ХМ1 в сентябре 1976 года. В соответствии с принятым решением компания Krauss-Maffei была определена в качестве генерального подрядчика по разработке танка, соответствующего американским требованиям. Специалистам компании Krauss-Maffei было предложено рассмотреть результаты, полученные в ходе разработки и испытаний опытных образцов танка Leopard 2, включая вышеупомянутые проекты модернизации машин по повышению броневой защиты, совершенствованию системы управления огнем, переделке боеукладок и изменению конфигурации корпуса. Руководство Krauss-Maffei согласилось провести разработку нового проекта в пределах установленных расходов и сроков, а также гарантировать все соответствие всем требованиям. Контракт получил наименование «Разработка улучшенного танка и изготовление опытных образцов». Однако он мог быть реализован только после значительных поправок в положения некоторых законодательных актов, в частности в закон ABEI (Основные условия развития сотрудничества с промышленными компаниями). Из-за нехватки времени все заинтересованные компании должны были продолжить работу немедленно, одновременно должны быть отработаны в сжатые сроки технические требования и документация для начала производства опытных образцов.

В обшей сложности были изготовлены два корпуса (№№ 19 и 20) и три башни, которые и были испытаны в Германии и США. Кроме того танки «Leopard 2AV» использовались для подготовки серийного производства Leopard 2 и проведения испытаний окончательных доработок конструкции. Для проведения испытаний в США были доставлены корпуса №19 и №20, а также башня №20. Корпус №19 и башня №20 были в сборе, т.е. в виде собранного танка, а на корпус №20 был установлен весовой макет башни для проведения технических и динамических испытаний в реальных условиях. Опытный образец танка с реальной башней предназначался для проведения стрельбовых испытаний и затем испытаний на отстрел для проверки уровня защищенности. Впоследствии появились дополнительные требования, выставленные представителями армии США, в результате чего немецкие конструкторы получили доступ к ряду американских технологий, что впоследствии благоприятно отразилось на совершенствовании конструкции немецкого танка. Без этого проекта, как считают немецкие специалисты. Leopard 2 получил бы более слабую защиту, имел бы менее совершенную СУО с оптическим дальномером. По сути «Leopard 2AV» – это уже готовый к серийному производству танков Leopard 2 образец. Еще до окончания его испытаний в ФРГ приступили к непосредственной подготовке серийного производства. Как близок был «Leopard 2AV» к серийному образцу Leopard 2 можно увидеть, сравнивая эти две машины. И хотя все изменения в конструкцию серийного образца танка были внесены еще до того, как первый танк встал на производственную линию, можно говорить о том, что эти усовершенствования были лишь оптимизацией конструкции, а не ее развитием. Опытный образец танка «Leopard 2AV» по компоновке повторяет конструкцию предыдущих опытных образцов танка Leopard 2. Новые требования к усилению защиты привели к изменению форм корпуса и башни. Корпус машины стал больше похож на корпус машин, запушенных в серийное производство. Борта корпуса установлены вертикально, что обеспечило более плотную компоновку топливных баков. Башня установлена в центре корпуса, что обеспечивает оптимальное размещение центра тяжести машины. Конструкция башни в основном заимствована от конструкции опытной башни №14. Из-за использования разнесенного бронирования башня имеет специфическую форму Лобовые и бортовые бронедетали сварной башни установлены вертикально, но лобовые детали установлены под углом к продольной оси машины. В моторно-трансмиссионном отделении танка установлен силовой блок, состоящий из многотопливного дизеля MB873 Ка-500 и автоматической трансмиссии HSWL354.

Опытные образцы танков «Leopard 2AV» оснащены автоматизированной СУО с аналоговым баллистическим вычислителем, как на танках Leopard А4. В связи с тем, что американские партнеры потребовали максимально упростить СУО, то почти все датчики определения внешних параметров, кроме датчика температуры порохового заряда и боковой составляющей скорости ветра, были удалены. Башни №l9 и №21 оснащены новой СУО EMES 15, разработанной совместно с американской компанией Hughes. С этой целью компания Hughes впервые заключила контракт на разработку прицельного комплекса наводчика, баллистического вычислителя и лазерного дальномера. Прицельный комплекс этой СУО имел независимую стабилизацию поля зрения прицела, оптический дневной канал и лазерный дальномер. Такая конструкция открывала некоторые новые возможности, но имела и ряд недостатков. Новый прицел имел только один окуляр, что не позволяло видеть наводчику объемного изображения местности и целей, в результате чего несколько снижались разведывательные возможности. Чтобы облегчить работу наводчика, был установлен бинокулярный прицел – с двумя окулярами. Поскольку лазерный дальномер использовал стабилизированное в двух плоскостях головное зеркало, то теперь можно было точно определять дальность при движении танка. Стабилизированное в двух плоскостях головное зеркало было самым важным усовершенствованием СУО. Независимая стабилизация поля зрения прицела обеспечивала лучшую стабилизацию линии прицеливания, чем у прицелов с зависимой стабилизацией, пушка и прицел перестали иметь механическую связь, следовательно, улучшилась точность наведения и стрельбы. Углы наведения пушки по горизонтали и вертикали отрабатывались стабилизатором с учетом поправок на условия стрельбы, высчитываемых баллистическим вычислителем и передаваемых в виде электрических сигналов в стабилизатор оружия. СУО опытного образца танка «Leopard 2AV» полностью соответствовала требованиям американских военных и в дальнейшем нашла свое развитие в Германии. На башне №20, проходившей испытания только в Германии, использовалась несколько иная концепция башни танка, в которой должна была быть установлена СУО разработки компаний AEG-Telefunken и Leitz. В составе СУО первоначально устанавливался корреляционный дальномер компании Leitz с базой 350 мм, который полностью отвечал требованиям Бундесвера. Однако предварительные испытания этой СУО показали, что оборудование для начала серийного производства еще не готово. В связи с этим было принято решение провести проработку установки в состав СУО лазерного дальномера. В башню установили немецкую усовершенствованную СУО EMES 13А1 с лазерным дальномером. Эта СУО по своим характеристикам значительно уступала СУО EMES 15 и, в дальнейшем не устанавливалась на серийные образцы танка Leopard 2. На всех башнях опытных образцов танков «Leopard 2AV» был установлен командирский панорамный прицел PERi-R12Al. Он имел независимую стабилизацию поля зрения дневного канала, что обеспечивало реализацию функции «hunter-killer»(«охотник-убийца»).

Читать еще:  Самоходная артиллерийская установка СУ-152П (Объект 116) (СССР)

Башня №19 оснащалась нарезной 105-мм пушкой L7A3 в соответствии с требованиями армии США. Эта пушка оставалась на опытном образце танка, на протяжении всего цикла испытаний, проводимых в США. Одной из причин такого решения было обеспечение возможности трехсторонних сравнительных испытаний танковых пушек для определения основной танковой пушки для стран НАТО на 80-е годы. На испытания представлялись 110-мм британская пушка, новые американские боеприпасы для 105-мм нарезной пушки, а также немецкая 120-мм гладкоствольная пушка. Трехсторонние сравнительные испытания показали, что 120-мм танковая пушка Rhl20 могла в перспективе решить все требуемые огневые задачи. Позже в башню №19 была установлена новая 120-мм гладкоствольная пушка, а саму башню установили на опытные шасси №7, которые остались от опытного танка Leopard 2К, закупленного США у ФРГ. Новые испытания показали неоспоримое превосходство 120-мм гладкоствольной пушки. Опытный образец танка «Leopard 2AV» с башней №20, в которую также была установлена 105-мм нарезная пушка, проходил испытания только на территории Германии. Башня №21, ставшая последней опытной башней на опытных образцах танка Leopard 2, оснащалась 120-мм гладкоствольной пушкой. В качестве дополнительного оружия опытного образца танка «Leopard 2AV» использовались три 7,62-мм пулемета MG3A1. Один из них был установлен как спаренный с пушкой, второй устанавливался в качестве зенитного на турели на люке заряжающего. И, чтобы обеспечить американских командиров танков их непременной игрушкой, третий пулемет был установлен на турели на люке командира танка. Третий пулемет устанавливался только на опытном образце танка, который отправлялся в США. На всех немецких образцах танка Leopard было только два пулемета. Для соответствия новым требованиям по защите, корпус и башня опытного образца танка «Leopard 2AV» были несколько переконструированы. Бронирование корпуса было оптимизировано для противодействия взрывам противотанковых мин и воздействию кумулятивных боеприпасов в лобовую проекцию. Бронирование лобовой проекции башни было рассчитано на защиту при попаданиях в нее кумулятивных и бронебойных подкалиберных снарядов. Это было достигнуто за счет оптимизации формы и расположения броневых деталей. Еще одна деталь, повысившая защищенность машины, это размещение части боекомплекта к пушке в закрываемой боеукладке в кормовой нише башни. Сверху над отсеком с боеприпасами, над нишей башни имеются вышибные пластины, выпускающие взрывную волну наружу, в случае детонации размешенных там выстрелов. Остальные выстрелы размешаются в боеукладке в корпусе машины слева от механика-водителя, как на всех типах танков Leopard.

Для внешней связи и между членами экипажа танка в опытном образце танка «Leopard 2AV» установили две радиостанции и танковое переговорное устройство (ТПУ). К процессу производства опытного образца танка компанией Krauss-Maffei были подключены американские предприятия, чтобы максимально использовать американские детали и некоторые агрегаты. В рамках программы сравнительных испытаний опытный образец танка «Leopard 2AV» подвергался тщательной сравнительной оценке на Абердинском полигоне в США (штат Мэриленд), после чего аналогичным испытаниям были подвергнуты два опытных образца танка ХМ1 производства компаний Chrysler и General Motors. Сравнительные испытания не могли оправдать ожиданий ни немецкой, ни американской сторон, поскольку на уровне правительств стран еще до начала испытаний была достигнута договоренность не принимать решений о выборе какого-то одного танка. Сравнительные испытания преследовали целью определиться с системами, агрегатами и узлами, которые можно будет унифицировать для обоих национальных танков. Среди них были выбраны: 120-мм гладкоствольная пушка Rhl20, силовой блок с газотурбинным двигателем и автоматической трансмиссией Allison. Особый интерес представляли отдельные узлы и детали, которые бы могли быть в перспективе унифицированы для всех танков НАТО. Такие узлы должны были быть определены в ходе проведения специальных испытаний, проводимых конструкторскими группами. Этими группами были проведены испытания траков, опорных и поддерживающих катков, предварительно договорившись о том, что ширина трака принимается за стандарт. Впрочем, даже это соглашение американской стороной ставилось под сомнение, так как они отказывались от идеи использования стандартного трака, мотивируя тем, что ширина трака и его конфигурация будут во многом завесить от конструкции всего танка, а так придется подгонять конструкцию танка под трак. Логика в этом конечно имеется.

До обсуждения вопросов унификации башни, СУО так и не дошло, потому что немецкая сторона не могла больше откладывать уже окончательно подготовленное серийное производство танка. Единственно о чем успели договориться, что и на Leopard 2, и на ХМ1 будет устанавливаться лазерный дальномер, разработанный американской компанией Hughes. Были также предприняты попытки использовать в конструкции танка Leopard 2 тепловизионный прицел танка XM1. Но вверх взяли все же амбиции сторон. Две конструкции танка конкурируют друг с другом до сих пор. Испытания по адаптации американского тепловизионного прицела на Leopard 2, начались уже после того, как танк был принят на вооружение и серийно выпускался. В любом случае, как считают немецкие специалисты и с ними можно согласиться, сравнительные испытания в США доказали преимущества немецкой конструкции машины. Впрочем, американцы утверждают полностью противоположное, было бы удивительно, если бы они согласились со своими немецкими коллегами. В любом случае, испытания, проведенные в США дали немецким конструкторам ценную информацию, благодаря которой немецкая сторона оказалась в большом выигрыше.

МоделистЪ – Путь к Мастерству Сборка моделей, окраска, везеринг. Технологии и секреты. Обзоры коробок, новости модельного мира.

Танк Leopard 2 A4: 1/35: Hobby Boss: Основной боевой танк Германии

Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта МоделистЪ — Путь к Мастерству.

С вами снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник мире масштабного моделирования!

Сегодня я хотел бы представить вам очередной обзор коробок с моделью. На этот раз мы коснемся раздела БТТ. Я хоть и не поклонник данного жанра, но как показала практика первого месяца работы нашего интернет магазина scaletao.com людей интересующихся БТТ несколько больше, чем авиаторов.

Лично для меня создание обзоров по БТТ представляет одну интересную особенность — расширение кругозора . Узнать нечто новое, из области к которой ты не имеешь касательства — дело хорошее.

Дабы не погибнуть в дебрях БТТ в самом начале — выборе модели для обзора, я сделал просто. Открыл наш магазин в разделе БТТ 1/35, и решил делать по порядку обзоры моделей каждого производителя.

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Танк Леопард 2 разрабатывался в 1967 — 1979 голах фирмами Krauss-Maffei AG (генподрядчик), Porsche (общие вопросы проектирования конструкции и детальная разработка ходовой части), Wegmann (башня) и AEG Telefunken (система управления огнем) после прекращения совместных с США работ по созданию перспективного танка МВТ-70. При этом германские специалисты использовали многие конструктивные решения, полученные в ходе осуществления совместного проекта. В частности, на опытных образцах устанавливались дизельный двигатель, гидромеханическая трансмиссия, а также другие узлы, агрегаты и системы, предназначаемые для МВТ-70. В период с 1972 по 1974 год было построено 16 корпусов и 17 башен танка Leopard 2.

Десять опытных образцов были вооружены 105-мм, а остальные 120-мм гладкоствольной пушкой фирмы Rheinmetall. На двух машинах использовалась гидропневматическая подвеска. Однако в итоге конструкторы отдали предпочтение усовершенствованной торсионной.

В 1974 году ФРГ заключила с США соглашение о стандартизации отдельных узлов и агрегатов при разработке перспективных танков в связи с тем, что в то время обе стороны отказались от совместного создания этих боевых машин. В соответствии с соглашением немецкие специалисты разработали Leopard 2AV с новой системой управления огнем и разнесенным многослойным бронированием корпуса и башни.

Этот вариант и был принят на вооружение Бундесвера в 1977 году. Первый серийный образец был выпущен заводом фирмы Krauss-Maffei в г. Мюнхен в октябре 1979 года. С 1979 по сегодняшний день изготовлено свыше 3000 единиц.

Читать еще:  Автомат Шевченко «Смерч» (СССР)

Танк имеет классическую схему общей компоновки. Люк механика-водителя находится в передней части корпуса ближе к правому борту. Он частично перекрывается башней при положении пушки вперед. Несмотря на большой угол наклона верхнего лобовою листа (81°) механик-водитель в боевом положении управляет машиной сидя. Рабочие места командира танка и наводчика находятся справа от пушки, заряжающего — слева от нее.

Высота от вращающегося полика боевого отделения до крыши башни равна 1650 мм, что считается минимально допустимой величиной для обеспечения нормальных условий работы заряжающего стоя. Моторно-трансмиссионное отделение с продольно расположенным дизельным двигателем занимает кормовую часть корпуса танка и изолировано от боевого отделения с помощью герметичной огнеупорной перегородки.

Корпус и башня танка Leopard 2 сварные. Верхний лобовой лист корпуса имеет большой угол наклона к вертикали, что наряду с применением разнесенной многослойной брони типа английской «чобхэм» обеспечивает достаточно эффективную защиту от бронебойных подкалиберных снарядов и ПТУР.

В то же время крыша, борт и днище танка имеют толщину броневых листов 20 — 70 мм, что делает его крайне уязвимым от ударов сверху и с боковых проекций. В крыше ниши башни над боекомплектом установлены вышибные панели. Лобовые вертикальные листы башни скошены в плане примерно на 35°. Дополнительная защита бортов от кумулятивных боеприпасов обеспечивается за счет использования навесных экранов, представляющих собой стальные короба (1/3 длины экрана) и армированную резину (2/3 длины). Передние секции экранов имеют толщину 110 — 120 мм и для уменьшения ширины корпуса при перевозке танка по железной дороге, а также для осмотра и обслуживания ходовой части, могут откидываться вверх на специальных кронштейнах.
Основным вооружением танка является 120-мм гладкоствольная пушка, разработанная фирмой Rheinmetall. Ствол имеет теплозащитный кожух, изготовленный из стеклопластика, и эжектор. Эжектор размещен эксцентрично к оси канала ствола для увеличения угла снижения пушки, а по длине ствола смещен ближе к казеннику, в зону более высоких давлений пороховых газов, с целью повышения эффективности его действия. Внутренняя поверхность трубы ствола упрочнена путем автофретирования. Живучесть ствола составляет не менее 500 выстрелов.

Затвор вертикальный, клиновой. Для повышения точности стрельбы два тормоза отката расположены на пушке симметрично. Соединение трубы ствола с казенником выполнено быстроразъемным в виде секторной резьбы. Монтаж и демонтаж пушки при ремонте осуществляется через амбразуру башни, без снятия последней.
Боекомплект пушки состоит из 42 унитарных выстрелов с частично сгорающей гильзой, из них 15 выстрелов находится слева в кормовой нише башни за бронированной перегородкой. Время на цикл заряжания из этой укладки составляет 6 с. Остальная часть боекомплекта (27 выстрелов) находится в укладке, размещенной в отделении управления, слева от места механика-водителя. Заряжание пушки производится вручную.
Для стрельбы из пушки применяются бронебойные подкалиберные снаряды DM13 с сердечником из вольфрамового сплава и многоцелевые кумулятивно-осколочные снаряды DM12. В 1983 году в боекомплект был введен бронебойный подкалиберный цельнокорпусной снаряд DМ23. В 1987 году на вооружение был принят бронебойный подкалиберный снаряд DМЗЗ с сердечником из вольфрамового сплава диаметром 28 мм.
После выстрела поддон гильзы попадает в гильзоулавливатель, закрепленный на пушке и имеющий отсос пороховых газов. Для удаления поддонов из танка, а также для загрузки боекомплекта, используется люк в левом борту башни.
Кроме пушки танк вооружен спаренным с ней 7,62-мм пулеметом MG3 и зенитным пулеметом такого же калибра, установленным на люке заряжающего. На бортах кормовой части башни смонтировано по блоку из 8 дымовых гранатометов.

Система управления огнем разработана фирмой STN Atlas в содружестве с компанией Elektronik Zeiss Optronik GmbH. Основными элементами СУО являются: перископический комбинированный лазерный прицел-дальномер наводчика EMES15; панорамный перископический прицел-прибор наблюдения командира PERI-R17; вспомогательный телескопический шарнирный прицел наводчика FERO-Z18; аналоговый электронный баллистический вычислитель FLT2; электрогидравлический стабилизатор вооружения WНА-Н22, система встроенного контроля функционирования СУО; коллимационная система встроенной выверки.
Основной прицел наводчика совмещен с лазерным дальномером, имеет тепловизионный канал для стрельбы ночью на дальностях до 2000 м. Поле зрения независимо стабилизировано в двух плоскостях. Диапазон измерения дальности лазерным дальномером равен 200 — 10000 м. Для защиты глаз наводчика от лазерного облучения в оптическом канале прицела установлен светофильтр. При стрельбе ночью нажатие кнопки «Выстрел» вызывает срабатывание специальной шторки, закрывающей поле зрения для исключения ослепления вспышкой собственного выстрела.
В танке предусмотрено дублированное управление огнем из пушки от командира. Дневной прицел-прибор наблюдения PERI-R17 имеет независимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях. Он связан с основным прицелом наводчика, что позволяет командиру использовать лазерный дальномер, баллистический вычислитель и ночной тепловизионный канал. Однако при выходе из строя прицела наводчика командир теряет возможность дублированного управления огнем ночью.

Информация о дальности до цели поступает в баллистический вычислитель, который также учитывает угловую скорость цели по вертикали и азимуту, скорость и направление ветра, температуру воздуха, атмосферное давление и угол крена цапф пушки. Данные о температуре зарядов и износе канала ствола вводятся в вычислитель вручную. Выверка прицела производится без выхода экипажа из машины. С помощью механизмов выверки достаточно совместить прицельную марку прицела-дальномера с наблюдаемой в его поле зрения выверочной маркой коллиматора.
Вооружение стабилизировано в двух плоскостях. Приводы наведения — электрогидравлические с гидроаккумулятором. Доступ к гидросистеме обеспечивается через специальный люк в крыше башни. При выходе из строя электрогидравлического привода используется дублирующий ручной гидропривод вертикальной и горизонтальной наводки. Максимальная скорость наведения в горизонтальной плоскости 48 град/с, в вертикальной — 9,5 град/с. Углы наведения в вертикальной плоскости — от -9° до +20°. Время подготовки прицельного выстрела наводчиком при стрельбе с ходу составляет 15 с, командиром — 17 с. При стрельбе с места это время соответственно уменьшается до 9 — 10 и 11 — 12 с.
На танке установлен четырехтактный 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель МВ 873 Ка501 жидкостного охлаждения с турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого в цилиндры воздуха. Двигатель — многотопливный, может работать на топливе различных сортов, включая авиационный керосин и бензин. На двигателе смонтированы два турбокомпрессора и два охладителя нагнетаемого воздуха, включенные в общую систему охлаждения. Воздух для питания поступает через два воздухоочистителя, закрепленных с двух сторон на двигателе и соединенных короткими патрубками с турбокомпрессорами.

Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия HSWL-354/3 обеспечивает четыре передачи переднего и две заднего хода. Планетарная коробка передач с двумя степенями свобода имеет автоматическое переключение. В трансмиссию входит механизм поворота дифференциального типа, гидрообъемная передача которого позволяет осуществлять поворот с расчетным радиусом на каждой передаче. Вокруг оси танк разворачивается за 10 с. Остановочные тормоза комбинированные, с гидродинамическим замедлителем и двумя механическими дисковыми тормозами, работающими в масле. Они обеспечивают остановку танка при движении с максимальной скоростью за 3,6 с.
Ходовая часть танка включает (на сторону) семь опорных катков и четыре поддерживающих ролика, ведущие и направляющие колеса, а также гусеницы с резинометаллическим шарниром. Траки имеют съемные резиновые подушки. Подвеска индивидуальная торсионная, с дисковыми фрикционными амортизаторами на первых, вторых, шестых и седьмых опорных катках. Диски двухскатных опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Односкатные поддерживающие ролики установлены в шахматном порядке: один располагается под внутренней, ближней г борту, а другой — под наружной частями верхней ветви гусеницы.
Танк оснащен системой защиты от ОМП, обогревателем боевого отделения и быстродействующей автоматической системой ППО. При преодолении водных преград по дну над люком командира устанавливается труба-лаз, опора башни уплотняется резиновой камерой, в которую воздух подается от ручного насоса, монтируются обратные клапаны на выхлопных патрубках двигателя, а также уплотнения прицелов и спаренного пулемета.

Первый серийный танк Leopard 2 был передан Бундесверу 25 октября 1979 года. В настоящее время этими машинами укомплектованы все кадровые танковые батальоны. В боевых действиях танки Leopard 2 не участвовали. С 1999 года в состав многонациональных сил по поддержанию мира в Косово — KFOR — входил 214-й танковый батальон (Pz.Bil.214) Бундесвера, вооруженный танками Leopard 2А5. В составе многонациональных сил в Боснии — SFOR — в 2003 году находился 101-й танковый батальон голландской армии. также оснащенный танками Leopard 2А5.

По состоянию на 1 января 2010 года танки Leopard 2 различных модификаций состоят на вооружении и Австрии (114 единиц, бывшие голландские), Германии (свыше 1000, из них 225 Leopard 2А6). Греции (183 Leopard 2А4), Дании (57 Leopard 2A5DK), Испании (128, из них 20 Leopard 2А6Е), Нидерландов (262 А5 и A6). Норвегии (57, бывшие голландские), Польши (128 Leopard 2А4), Португалии (37 Leopard 2А6). Сингапура (96 Leopard 2Л4. из них 30 предназначены для разборки на запасные части), Турции (298 Leopard 2A4). Финляндии (124 Leopard 2А4). Чили (118), Швейцарии (380) и Швеции (280).

Информация взята с сайта Военная Техника

ЧТО ВНУТРИ КОРОБКИ?

Комплект пластиковых деталей для сборки 1 модели.
Длина 27,6 см., ширина 11 см.
Проработанные корпус с конструктивными подробностями и башня, люки выполнены отдельными деталями.
Детализированный сборный гусеничный привод, полностью наборная пластиковая гусеничная лента.
Детали из прозрачного пластика для стёкол фар, перископов.
Витая медная проволока для имитация буксировочного троса.
Фототравлёные детали для вентиляционных решёток, проработки различных креплений и других мелких деталей.
Декаль с бортовыми номерами и символикой для 2 вариантов германской армии.
Более 390 деталей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: