1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный танк «Объект 260» (СССР)

Опытный танк «Объект 260» (СССР)

Постановлением СНК СССР от 12 февраля 1946 г. ленинградскому филиалу Опытного завода №100 совместно с ЛКЗ были поручены работы по проектированию и изготовлению тяжелого танка с повышенными боевыми и техническими характеристиками но сравнению с танком ИС-4. Филиал завода №100 был организован согласно Постановлению ГКО от 26 июня 1944 г. и первоначально имел своей задачей оказание помощи ЛКЗ в организации и освоении производства тяжелой самоходной артиллерийской установки ИСУ-152. Для выполнения поставленной задачи по созданию тяжелого танка, получившего заводское обозначение «Объект 260», были объединены два конструкторских бюро — ОКБ филиала завода №100 и отдел главного конструктора танкового производства ЛКЗ. Общее руководство работами но созданию танка было поручено главному конструктору завода Ж.Я. Котину.

Эскизные проработки танка начались еще в конструкторском бюро Опытного завода №100 в Челябинске и велись в восьми вариантах с использованием классической схемы общей компоновки. Боевая масса танка в различных вариантах составляла от 59,7 до 65,2 т. В качестве основного оружия предполагалось установить 130-мм нарезную пушку С-26 или 122-мм нарезную пушку БЛ-13-1. В зависимости от калибра установленной пушки экипаж танка состоял соответственно из пяти или четырех человек. Предполагалось оснастить танк оптическим дальномером и приборами ночного видения для механика-водителя и командира машины. На корме башни была предусмотрена турельная установка двух 7,62-мм пулеметов с дистанционным управлением с пульта командира танка.

Броневая защита во всех вариантах проектируемого танка была одинаковой. Максимальная толщина брони лобовой части башни должна была составлять 350 мм. Верхние лобовые листы корпуса толщиной 150 мм предполагалось расположить под углом наклона 58° от вертикали и с углом подворота 50°. В силовой установке предлагалось использовать авиационный дизель КЧ-30Т мощностью 882 кВт (1200 л.с.) или два спаренных дизеля В-16 той же суммарной мощностью, а в МТО установить механическую планетарную или электромеханическую трансмиссию. В ходовой части предлагалось применение индивидуальной двухвальной торсионной подвески, выполненной по схеме «торсион в трубе», гидроамортизаторов двухстороннего действия, опорных катков с внутренней амортизацией и гусениц с литыми траками и ОМШ. Максимальная скорость машины должна была достигать 60 км/ч.

При разработке танка конструкторы стремились улучшить характеристики тяжелого танка, используя все новое в науке, оборонной промышленности и транспортном машиностроении. В танке практически не было агрегатов и узлов, конструкция которых до этого применялась в какой-либо боевой машине. Однако повышение характеристик тяжелого танка было достигнуто прежним способом, то есть увеличением калибра пушки, толщины брони и мощности двигателя, в результате чего боевая масса танка превысила на 3 т заданную ТТТ величину 65 т.

В течение 1946 г. на ЛКЗ были изготовлены два опытных образца танка «Объект 260». Первый образец был собран 8 сентября 1946 г., прошел заводские испытания в объеме 1000 км пробега и по заключению комиссии соответствовал заданным требованиями по боевым и техническим характеристикам. Сборка второго образца была завершена 25 декабря 1946 г. Он прошел заводские испытания, по результатам которых комиссией были сделаны рекомендации по значительной доработке конструкции танка и ее дальнейшему совершенствованию. Кроме двух опытных образцов, на НИИБТ полигоне были испытаны обстрелом два броневых корпуса и две башни танка, изготовленные на Ижорском заводе. К разработке танка и проведению консультаций были привлечены свыше 20 институтов и научных учреждений.

Читать еще:  Двуствольный автомат 80.002 (СССР)

Танк «Объект 260» имел классическую схему компоновки с экипажем в составе пяти человек и продольным расположением двигателя в МТО. На танке были установлены 130-мм нарезная пушка С-26 с механизмом заряжания и 8 пулеметов, из которых один пулемет был зенитным и имел калибр 14,5 мм, остальные пулеметы — калибр 7,62 мм. Впервые в танкостроении была применена вращающаяся турельная установка двух 7,62-мм пулеметов с дистанционным управлением при стрельбе но наземным и воздушным целям. Она была смонтирована на тыльной стороне башни и управлялась электроприводом с пульта командира танка. Дополнительно разработанная строенная установка вспомогательного оружия, состоявшая из 14,5-мм пулемета и двух 7,62-мм пулеметов, на танке не устанавливалась.

Для обеспечения прицельной стрельбы из пушки при движении танка конструкторским бюро завода совместно с ВЭИ и НИИ-49 был разработан прибор управления выстрелом. Наводка пушки по вертикали и горизонтали осуществлялась электроприводами, при этом было обеспечено дублированное управление наводкой от командира танка Первоначально предусматривалась работа механизма заряжания от пневматической системы, но впоследствии от нее отказались из-за больших размеров узлов и агрегатов системы, а также из-за отсутствия воздушного компрессора. Одновременно отделом главного конструктора по танковому производству ЛКЗ по типу механизма заряжания для корабельных орудийных установок была разработана конструкция малогабаритного механизма заряжания танковой пушки, работавшего от электропривода.

В результате испытаний обстрелом корпуса и башни танка «Объект 260» из 88-мм, 122-мм и 128-мм пушек был получен богатый материал для усиления броневой защиты танка и создания башни более рациональной формы по снарядостойкости. В дальнейшем были ликвидированы заманы между корпусом и башней и за счет установки малогабаритного механизма заряжания пушки была уменьшена на 200 мм высота башни, которая стала изготавливаться цельнолитой. На танке применялась автоматическая углекислотная система ППО с термозамыкателями, что было тогда также новым техническим решением.

В связи с отсутствием в то время танкового двигателя мощностью 882 кВт (1200 л.с.) для выполнения заданных требований по повышению подвижности предполагалось использовать спаренную установку дизелей В-16 конструкции завода 77, имевшую ту же суммарную мощность. Одновременно МТрМ ленинградскому заводу 800 было поручено изготовить дизель мощностью 882 кВт (1200 л.с.). но это задание завод не выполнил. Спаренная установка дизелей В-16 заводом 77 не была испытана и в процессе испытаний на стендах ЛКЗ выявилась конструктивная недоработанность и непригодность этой конструкции для установки в танк. Кроме того, масса спаренной установки составляла 2900 кг и по этой причине также не могла быть установлена в танке. Поэтому с согласия МТрМ конструкторским бюро было принято решение совместно с заводом 500 МАП создать танковый дизель на базе авиационного двигателя АЧ-30Б. Этот дизель с жидкостной эжекционной системой охлаждения и приводным центробежным нагнетателем, получивший обозначение ТД-30, был установлен на двух опытных танках «Объект 260».

В топливной системе были применены баки из специальной прорезиненной ткани, которые выдерживали избыточное внутреннее гидравлическое давление 49 Па (0,5 кгс/см) и были устойчивы к воздействию дизельного топлива в течение длительно времени. Механическая трансмиссия была спроектирована в двух вариантах. Первый вариант трансмиссии с шестиступенчатой коробкой передач с синхронизаторами, двухступенчатыми ПМП и системой гидросервоуправления был изготовлен и испытан на танках «Объект 260». Второй вариант трансмиссии предусматривал применение планетарной восьмиступенчатой коробки передач с преселекторным выбором передач, механизма поворота типа «ЗК» и системы гиросероуправления. Трансмиссия разрабатывалась филиалом завода 100 совместно с МВТУ им. Баумана с учетом опыта проектирования трансмиссии тяжелого танка ИС-4. В 1947 г. она была установлена в танк ИС-7.

Читать еще:  Опытный штурмовик специального назначения М-25 «Адский косильщик» (СССР)

В танке «Объект 260» впервые в отечественном танкостроении в ходовой части были применены гусеницы с РМШ, встроенные в балансиры рычажно-поршневые гидроамортизаторы двухстороннего действия и опорные катки с внутренней амортизацией, работавшие при больших нагрузках. На базе радиостанции 10-РК была разработана радиостанция, позволяющая осуществлять дуплексную радиосвязь. С 1 апреля 1947 г. испытания танков «Объект 260» были остановлены в связи с необходимостью доработки конструкции башни, нецелесообразностью дальнейших испытаний некоторых установленных на них агрегатов механической трансмиссии и узлов ходовой части, а также из-за отсутствия запасных двигателей.

Опытный танк «Объект 260» (СССР)

ОПЫТНЫЙ ТАНК «ОБЪЕКТ 260» (СССР)

Танк «Объект 260» был разработан в 1946 г. в Ленинграде конструкторским бюро, созданным путем объединения ОКБ филиала Опытного завода 100 и отдела главного конструктора по танковому производству Л КЗ. Работы по созданию танка осуществлялись под руководством главного конструктора завода Ж.Я. Котина. В 1946 г. на ЛКЗ были изготовлены два опытных образца танка, заводские испытания которых были прекращены в конце марта 1947 г. в связи с необходимостью значительной доработки конструкции танка. На вооружение танк не принимался и в серийном производстве не состоял.

Танк имел классическую схему общей компоновки с разобщенным размещением экипажа из 5 человек, установкой 130-мм пушки во вращающейся башне и продольным расположением двигателя в МТО. Боевая масса танка составляла 65,9 т. Рабочее место механика-водителя было расположено в центре отделения управления. В боевом отделении справа от пушки находилось рабочее место командира танка, слева от нее — наводчика, сзади нее — двух заряжающих. Танк был вооружен 130-мм пушкой и восемью пулеметами. Основным оружием танка являлась 130-мм нарезная пушка С-26 с щелевым дульным тормозом и механизмом заряжания. При стрельбе из пушки прямой наводкой использовался телескопический шарнирный прицел Т111-46. Измерение дальности до цели производилось с помощью оптического дальномера. Предусмотренный проектом радиолокационный прицел-дальномер на танке не устанавливался.

Подъемный механизм пушки и механизм поворота башни, кроме ручного привода, имели электромоторный привод, позволявший производить плавную наводку орудия в цель. Конструкция электромоторного привода обеспечивала также возможность наводки пушки по горизонтали командиром танка. Углы возвышения и снижения пушки находились в пределах от -3 до + 15°. Скорости плавной наводки пушки при работе электромоторного привода составляли по вертикали от 0,05 до 3,5 град./с. В состав системы управления огнем входил прибор управления выстрелом. Он обеспечивал стабилизацию линии прицеливания независимо от положения пушки, автоматическое подведение оси канала ствола пушки к стабилизированной линии прицеливания при выстреле и производство выстрела. Для установки пушки в танк в крыше башни имелся вырез, закрытый съемным броневым листом.

Боекомплект к пушке состоял из 30 выстрелов с бронебойными или осколочно-фугасными снарядами. Начальная скорость бронебойного снаряда массой 33,4 кг составляла 900 м/с. В механизме заряжания, расположенном в кормовой части башни, размещались 6 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Механизм заряжания обеспечивал скорострельность 6-8 выстр./ мин. Вспомогательным и дополнительным оружием танка являлись 8 пулеметов, из которых один пулемет (зенитный) конструкции С.В. Владимирова имел калибр 14,5 мм, остальные пулеметы конструкции Б.Г. Шпитального — калибр 7,62 мм. Пулемет для стрельбы но воздушным целям устанавливался па крыше башни и имел ручное управление. Два 7,62-мм пулемета устанавливались снаружи башни на качающейся части пушки, один пулемет был спарен с пушкой, два курсовых пулемета были установлены по бортам корпуса и два спаренных пулемета с дистанционным управлением — в специальной башенке на корме башни. Боекомплект к 14,5-мм пулемету составлял 300 патронов, к 7,62-мм пулеметам — 2000 патронов.

Читать еще:  Автомат Khaybar KH-2002 (Иран)

Броневые листы лобовой части корпуса и башни в секторе ±30° не пробивались 128-мм броне6ойными снарядами с начальной скоростью 1100 м/с при стрельбе с любой дальности. Борта корпуса и башни не пробивались кумулятивными боеприпасами калибра 150 мм. Форма лобовой части сварного корпуса была такой же, как у корпуса тяжелого танка ИС-3. Верхние лобовые броневые листы толщиной 150 мм были наклонены под углом 68° от вертикали и имели углы подворота 58°. Нижний броневой лист также толщиной 150 мм имел угол наклона 50° от вертикали. Борт корпуса сваривался из трех листов: верхнего листа толщиной 150 мм, расположенного под углом 52° от вертикали, среднего и нижнего листов толщиной соответственно 100 и 16 мм, имевших угол наклона 63°. Крыша корпуса и крыша башни имели толщину 30 мм. Масса броневого корпуса составляла 24,4 т. Литая башня с приваренной крышей имела максимальную толщину брони лобовой части и бортов — 240 мм. Масса башни составляла около 12 т. На крыше башни находилась командирская башенка. Диаметр опоры башни «в свету» был равен 2000 мм. На танке была установлена автоматическая углекислотная система ППО с четырьмя баллонами и термозамыкателями, срабатывавшими при температуре 100-110°С. Для постановки аэрозольных завес использовались две дымовые шашки МДШ.

Основу силовой установки танка составлял дизель ТД-30 мощностью 882 кВт (1200 л.с.). В состав топливной системы двигателя входили 14 баков из специальной прорезиненной ткани и топливомер. Общая емкость баков составляла 1200 л. Запас хода по шоссе достигал 300 кт, максимальная скорость — 60 км/ч. Танк мог преодолевать подъемы с максимальным углом 36°, рвы длиной 2,7 м, вертикальные стенки высотой 1,2 м и броды глубиной до 1,5 м. Трансмиссия танка — механическая, однопоточная с многодисковым главным фрикционом сухого трения, трехвальной шестиступенчатой коробкой передач с каретками переключения и синхронизаторами, двумя двухступенчатыми ПМП и двумя планетарными бортовыми редукторами. Остановочные тормоза — ленточные сухого трения, двухстороннего действия. В трансмиссии применялась система гидросервоуправления главным фрикционом, коробкой передач, ПМП и остановочными тормозами. Усилия на рычагах управления поворотом не превышали 79 Н (8 кгс). В ходовой части применялись двухвальная трубчато-стержневая торсионная подвеска, гидравлические амортизаторы двухстороннего действия и двухдисковые опорные катки с внутренней амортизацией. Среднее давление на грунт составляло 96 кПа (0,98 кгс/см).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector