0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный танк «Объект 265» (СССР)

Опытный танк «Объект 265» (СССР)

После принятия танка Т-10 на вооружение, в СКБ-2 ЧКЗ и ОКБТ ЛКЗ развернулись работы по дальнейшему повышению его боевых и эксплуатационных характеристик. Однако необходимо отметить, что к реализации части этих мероприятий приступили еще в 1950 г. после проведения испытаний первых опытных образцов танка «Объект 730». Для повышения огневой мощи танка Т-10 велись работы по созданию одно- и двухплоскостных стабилизаторов основного вооружения с использованием прицелов наводчика и приборов наблюдения командира со стабилизированной линией визирования, радиолокационного дальномера, применения инфракрасных приборов наблюдения и прицеливания, установки более мощной 122-мм танковой пушки М-62Т, 14,5-мм крупнокалиберных пулеметов (спаренного и зенитного).

Исследовали также возможность внедрения механизма заряжания основного оружия, введения в боекомплект кумулятивного и подкалиберного (с отделяющимся поддоном) снарядов с частично сгорающими гильзами. При этом в ОКБТ ЛКЗ совместно с ВНИИ-100 постарались наиболее полно использовать опыт, полученный при создании и испытании системы управления огнем опытных образцов танка ИС-7 («Объект 260»). Входе проведения НИОКР в ОКБТЛКЗ разработали и изготовили опытные образцы танков «Объект 267», «Объект 267-сп.1», Объект 267-сп.2», «Объект 265» и «Объект 272». По результатам испытаний этих машин и последующей доработки их систем управления огнем, основного, дополнительного и вспомогательного оружия на вооружение Советской Армии поступили танки Т-10А, T-10B и Т-10М. Танк «Объект 730» с доработанной по результатам испытаний опытной системой ПУОТ и пушкой Д25-ТА получил заводское обозначение «Объект 267», а танк с более мощным вооружением и аналогичной системой ПУОТ — «Объект 265».

Технический проект танка «Объект 265» ОКБТ ЛКЗ следовало представить к концу 1951 г. Конструкторское бюро выполнило в срок задание правительства и уже 20 декабря 1951 г. состоялось его первое обсуждение на заседании технического совета завода. Доклад по новой машине сделал ее ведущий инженер А.С. Шнейдман. Согласно проекту танк «Объект 265» отличался от ИС-5 («Объект730») установкой новой, более мощной 122-мм танковой пушки М-62Т с начальной скоростью бронебойного снаряда 950 м/с, оснащенной механизмом заряжания (досылания), устройством продувания канала ствола после выстрела сжатым воздухом и сдающим звеном в подъемном механизме. Мощность вспомогательного и дополнительного оружия повысили за счет использования пулеметов калибра 14,5 и 7,62 мм, а для увеличения эффективности ведения огня сходу из основного и вспомогательного оружия применили систему ПУОТ. Система ПУОТ включала в себя прицел ТПС-1, автоматический электропривод наводки ТАЭН-2 и командирский прибор ВС. Центральным узлом системы являлся прицел ТПС-1, состоявший из оптического визира и автомата стрельбы.

Прицел ТПС-1 крепился неподвижно к башне и был связан с пушкой через параллелограммный привод, Автомат стрельбы имел гироскоп с тремя степенями свободы, наружное карданное кольцо, связанное с верхним головным зеркалом прицела. Это обеспечивало непрерывное задание угла между осью канала ствола орудия и стабилизированной прицельной линией. Другая кинематическая цепь связывала карданное кольцо с контактом выстрела. Двухстепенный гироскоп, являвшийся измерителем абсолютной угловой скорости продольных колебаний пушки, автоматически вводил упреждение выстрела. Величина упреждения была пропорциональна угловой скорости колебаний. Подгон орудия к линии выстрела и выстрел происходили автоматически при нажатии на кнопку выстрела. Одновременно выполнили проект варианта танка без системы ПУОТ, в котором предусматривалось использование телескопического прицела ТШ2-21, При этом установили, что его использование влекло за собой усложнение конструкции питания пулеметов, а это могло вызвать трудности при их эксплуатации.

Для монтажа более мощного вооружения и системы ПУОТ существенным изменениям подверглась компоновка боевого отделения, объем которого увеличили за счет рационального размещения боекомплекта и изменения конфигурации башни. Ось цапф пушки сдвинули вперед на 115 мм по сравнению с ИС-5. Это позволило разместить в специальной подвижной укладке (на вращающемся погоне башни между ограждением пушки и полом) девять бронебойных снарядов. Соединение рамки пушки с башней конструктивно выполнили аналогично соединению в танке «Объект 730», углы качания орудия также остались без изменений. Согласно ТТТ, скорострельность при ведении огня из пушки М-62Т должна была быть не менее 3,5 выстр./мин. Однако при проведении сравнительной оценки ее с пушкой Д25-ТА танка «Объект 730» (ее скорострельность при более легком боекомплекте составляла 3,5 выстр./мин) пришли к выводу, что предполагаемая скорострельность при ведении огня из танка «Объект 265» будет составлять около 3 выстр./мин при расходовании 40% боекомплекта.

Спаренный 14,5-мм пулемет КПВТ располагался справа от пушки и крепился к ее люльке на амортизаторах с помощью специальных кронштейнов (наличие амортизаторов допускало откат пулемета при стрельбе до 5-6 мм). Питание пулемета осуществлялось из специального магазина-коробки емкостью 50 патронов, установленного в башне неподвижно относительно пулемета. Конструктивным недостатком пулемета КПВТ являлась необходимость сохранения третьей точки крепления, которая при данной конструкции пулемета врезалась в толщу брони. Для введения третьей точки требовалось уменьшить амбразуру в башне и перенести направляющий поясок на пулемете вперед, против чего возражало стрелковое управление ГАУ. Над пушкой, несколько левее спаренного пулемета КПВТ, монтировался второй спаренный пулемет Силина калибра 7,62 мм, который жестко крепился к ее люльке. Питание пулемета предусматривалось из специального магазина-коробки емкостью на 250 патронов, располагавшегося над погоном в левой передней нише башни, Оба спаренных пулемета имели механизмы пневмоперезарядки. Второй 14,5-мм пулемет КПВТ — зенитный, устанавливался в турели конструкции ВНИИ-100 на вращающемся основании входного люка заряжающего на крыше башни.

Перископический прицел со стабилизированной головкой ТПС-1 конструкции завода №393 MB размешался слева от пушки — впереди наводчика. Он имел переменное увеличение (3,5 и 7′) и мог быть зааретирован (в этом случае использовался как обычный перископический прицел, связанный с цапфами системы специальной тягой). Наводка пушки и спаренных пулеметов в цель производилась через прицел поворотом рукояток контроллера, независимо от того была зааретирована головка прицела или нет. В качестве дублера для наводки спаренной установки оружия при неработающих электроприводах на подъемном и поворотном механизмах имелись маховики с рукоятками управления. Однако из-за увеличения неуравновешнности башни усилие на рукоятке поворотного механизма башни возросло до 19кгс, что требовало принятия мер по его снижению до 12кгс.

Работа предусмотренных в танке механизмов продувки канала ствола пушки и певмоперезарядки пулеметов обеспечивалась специальной воздушной системой, в состав которой входили компрессор, четыре пятилитровых воздушных баллона и вращающееся воздушное устройство. Компрессор имел привод от электромотора мощностью 2,5 кВт и осуществлял подкачку баллонов сжатым воздухом с давлением 150 кгс/см и производительностью 0,6 л/мин. Системы смазки и охлаждение компрессора были объединены с соответствующими системами двигателя танка. Включение компрессора производилось от реле-регулятора только при работающем двигателе. Для расстрела всего боекомплекта требовалось 3000 л свободного воздуха, в баллонах же находилось только 2400 л. Таким образом, в период расстрела полного боекомплекта компрессор должен был зарядить один баллон емкостью 5 л (при обсуждении проекта было предложено обратить внимание на использование эжекционной продувки канала ствола пушки). Для очистки боевого отделения от пороховых газов служили три вентилятора.

Новая конструкция башни отличалась от башни танка «Объект 730» увеличенными объемами в районе рабочих мест наводчика и заряжающего, кормовой ниши, улучшенной конфигурацией кормовой и лобовой частей, а также упрощенной технологией механической обработки выемок. Конструкция командирской башенки была аналогична командирской башенке танка «Объект 730», но из-за установки прибора ВС диаметр ее погона в свету увеличили на 30 мм. Предусматривалась также возможность установки вместо ВС прибора ТПКУ, Но, в отличие от ТПКУ, прибор ВС являлся монокулярным и малогабаритным, не выходил за габариты погона башенки и не попадал в зону отката пушки.

Читать еще:  Опытный истребитель Aerfer Saggitario 2 (Италия)

Боекомплект располагался в башне согласно ТТТ. В районе заряжающего находилось наибольшее число выстрелов (более 40%). Недостатком являлось то, что под руками заряжающего имелось только 18 снарядов и 10 гильз (необходимо было расположить у него еще 8 гильз), Снаряды в подвижной укладке были недостаточно доступны заряжающему. Конструкция подъемной девятиместной укладки являлась новой и требовала экспериментальной проверки. Впереди заряжающего на вращающемся полу устанавливалось шесть гильз из них четыре быстросъемные гильзы, не имевшие замковых креплений. В нише башни размещалась двухъярусная укладка: в первом ярусе укладывалось девять снарядов, во втором — четыре гильзы. Остальной боекомплект располагался в нишах корпуса и в отделении управления по той же схеме, что и в танке «Объект 730».

В машине устанавливались новая ультракоротковолновая дуплексная радиостанция и новое ТПУ. Несмотря на то, что новая радиостанция имела большие габариты (в 2 раза), чем радиостанция на ИС-5 («Объект 730»), рабочее место командира в плечах оказалось свободнее на 70 мм. Габариты и масса нового ТПУ также были увеличены вдвое в связи с вводом дополнительных узлов (трех-четырех ламповый усилитель, распределительная коробка и штепсельный разъем). Кроме того, в связи с новыми требованиями, предъявлявшимися к электрооборудованию нового танка, в его состав помимо электромотора для привода воздушного компрессора и системы стабилизации оружия были введены новые генератор мощностью 3 кВт и реле-регулятор. Для удобства размещения нового оборудования несколько изменили компоновку электроприводов ТАЭН-2.

Для большей компактности генератор горизонтальной наводки объединили с центральной распределительной силовой коробкой и вместе с генератором вертикальной наводки установили на нижнем листе системы. Новая компоновка электрооборудования, ввиду своей компактности, не потребовала дополнительных объемов. При установленном генераторе (3 кВт) и заряженных баллонах экипаж мог вести бой в течение 1 ч без дополнительной подзарядки аккумуляторов. При работающем двигателе баланс электропитания обеспечивал непрерывную форсированную работу главных потребителей электроэнергии в течение 4-5 ч.

Опытный танк «Объект 265» (СССР)

* Машины с частично выполненным объемом работ по модернизации.
** Из них 217 ранее выпущенных машин выпуски 1947-1949 гг.
были подвергнуты модернизации в 1951 г.

В 1946 г. на вооружение Советской Армии поступил новый тяжелый танк ИС-4, разработка которого, как и танка ИС-3, началась еще в годы Великой Отечественной войны. Эта боевая машина создавалась в соответствии с ТТТ, заданными к новому тяжелому танку в последние годы войны, и в отличие от ИС-3 не являлась модернизацией танка ИС-2. Новый танк разрабатывался как наступательное оружие для прорыва подготовленной обороны противника и предназначался для уничтожения живой силы, огневых средств противника, а также для борьбы с его тяжелыми танками и артиллерией.

Танк ИС-4 выпускался на ЧКЗ в 1947—1949 гг. и за время серийного производства был подвергнут модернизации с изменением марки на ИС-4М. Небольшую партию танков ИС-4М завод изготовил в 1951 г. В том же году по доработанной технической документации ЧКЗ осуществил модернизацию всех ранее выпущенных машин,

Танк Т-10, принятый на вооружение Советской Армии в 1953 г., как и его последующие модификации Т-10А, Т-10Б и Т-10М, представлял собой дальнейшее развитие танка ИС-3 в соответствии с концепцией, принятой для боевых машин этого класса. Серийное производство танков Т-10 различных модификаций было организовано в 1953—1965 гг. на Челябинском Кировском заводе (с 15 мая 1958 г. — Челябинском тракторном заводе), а с 1958 г. до 1963 г. — на Ленинградском Кировском заводе, где выпускался тяжелый танк Т-10М («Объект 272»).

Послевоенные отечественные тяжелые танки ИС-4 и Т-10 различных модификаций состояли только на вооружении Советской Армии и в другие страны на экспорт не поставлялись.

Наряду с серийным выпуском тяжелых танков ИС-4, Т-10 и их модификаций в первый послевоенный период велись НИОКР по созданию нового поколения тяжелых танков с повышенной огневой мощью, высоким уровнем защищенности и подвижности. В результате были разработаны и изготовлены опытные образцы танков: «Объект 260» (ИС-7), «Объект 265», «Объект 266», «Объект 277», «Объект 770» и «Объект 279». Не был завершен постройкой опытный тяжелый танк «Объект 278» с газотурбинным двигателем.

Для развития тяжелых танков рассматриваемого периода было характерным:
— применение классической схемы общей компоновки с продольным расположением двигателя в МТО 182 ;
— увеличение боевой массы машин до 50—68 т в связи с усилением их защищенности от оружия массового поражения и мощных противотанковых средств противника;
— увеличение максимальной толщины брони лобовой части корпуса танка до 305 мм;
— повышение максимальной скорости до 42—59 км/ч и увеличение запаса хода по шоссе до 200—350 км;
— рост калибра пушки до 130 мм и пулеметов — до 14,5 мм;
— увеличение мощности двигателя до 772 кВт (1050 л.с);
— приспособление серийных танков к действиям в условиях применения ядерного оружия.

Важной особенностью развития тяжелых танков был поиск, разработка и внедрение оригинальных компоновочных и конструктивных решений, часть из которых послужила основой для дальнейшего совершенствования различных по назначению и боевой массе образцов бронетанкового вооружения. К числу таких наиболее важных решений относились:
по огневой мощи — 122- и 130-мм нарезные танковые пушки с эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола; полуавтоматический механизм заряжания кассетного типа для 130-мм пушки, гидрообъемный привод управления механизмом поворота башни и оптический дальномер («Объект 277»); стабилизация линии прицеливания в двух плоскостях (танки Т-10Б, Т-10М, «Объект 265», «Объект 277», «Объект 279», «Объект 770»); дистанционное управление пулеметной установкой («Объект 260»); использование ПТРК 9К11 «Малютка» в качестве дополнительного оружия («Объект 272М»);
— по защищенности — литой броневой корпус («Объект 770»), гнутые бортовые листы корпуса, автоматические системы ПАЗ и ППО, ТДА (танк Т-10М), противокумулятивный экран («Объект 279»);
— по подвижности — дизель типа В-2 с наддувом, эжекционная система охлаждения, планетарная коробка передач, механизм поворота типа «ЗК», система гидросервоуправления, рычажно-поршневой гидроамортизатор, пучковая торсионная подвеска, оборудование для подводного вождения (танк Т-10М), газотурбинный двигатель («Объект 278»), гидромеханическая трансмиссия («Объект 266», «Объект 279», «Объект 770»), гидропневматическая подвеска, опорные катки с внутренней амортизацией, штурвальный привод механизма поворота танка («Объект 770»).

Кроме того, были исследованы и испытаны система продувки сжатым воздухом канала ствола, радиолокационные дальномеры (в том числе сопряженный с прицелом), дизели мощностью 735—809 кВт (1000—1100 л.с), гидравлическая подвеска, релаксационный гидроамортизатор, четырехгусеничный движитель, навесное инженерное оборудование (плавсредства и минные тралы).

Помимо конструкторских бюро ЧКЗ (ЧТЗ), ЛКЗ и челябинского Опытного завода №100, в разработке тяжелых опытных танков, а также испытаниях и доводке серийных машин, их узлов и агрегатов непосредственное участие принимал ВНИИ-100, созданный в 1948 г. на базе ленинградского филиала Опытного завода №100 183 .

Первоначально на основании постановления СНК СССР №350-142 от 12 февраля 1946 г. о развертывании работ по конструированию и изготовлению опытных образцов танка «Объект 260» приказом В.А. Малышева было проведено слияние коллективов двух конструкторских бюро — ОКБ филиала завода №100 и Отдела Главного конструктора (ОГК) танкового производства ЛКЗ. Руководители групп, инженеры-конструкторы и обслуживающий персонал были объединены в соответствии с квалификацией и специальностью каждого из них и независимо от их формальной подчиненности. Вновь сформированный конструкторский коллектив насчитывал 205 человек (из них: руководящий состав и инженеры-конструкторы — 142, техники — 28, копировщики и чертежники — 26 и обслуживающий персонал — 9 человек). Большинство сотрудников имело большой стаж работы по проектированию и изготовлению танков.

Читать еще:  Опытный ракетный комплекс 9К711 «Уран» / «Уран-П» (СССР)

В связи с тем, что основные кадры высококвалифицированных конструкторов и производственников-танкистов на тот момент оказались сосредоточены в филиале завода №100, производственная деятельность которого была тесно связана с ЛКЗ, расходы по проектированию и выполнению опытных работ между двумя организациями распределили в пропорции 60/40 от общей суммы соответственно.

182 Осуществить поперечное расположение двигателя типа В-2 в МТО не позволяла большая ширина гусениц, которая определяла максимальную ширину корпуса машины при ограничении общей ширины танка в связи с необходимостью обеспечения его железнодорожных перевозок.

183 Филиал челябинского Опытного завода № 100 в Ленинграде был организован в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны №5959 от 26 мая 1944 г. и приказом Наркомтанкопрома СССР №369 от 3 июня 1944 г. с задачей по оказанию помощи ЛКЗ в освоении и организации производства самоходной артиллерийской установки ИСУ-152 («Объект 241»). С 1 апреля 1946 г, филиал завода №100 перешел в непосредственное подчинение Главного управления танкового производства (Главтанк) Министерства транспортного машиностроения СССР (с 7 марта 1946 г. — директор филиала завода 100 — Б.С. Беляков).

Опытный танк «Объект 267» (СССР)

После принятия танка Т-10 на вооружение, в СКБ-2 ЧКЗ и ОКБТ ЛКЗ развернулись работы по дальнейшему повышению его боевых и эксплуатационных характеристик. Входе проведения НИОКР в ОКБТЛКЗ разработали и изготовили опытные образцы танков «Объект 267», «Объект 267-сп.1», Объект 267-сп.2», «Объект 265» и «Объект 272». По результатам испытаний этих машин и последующей доработки их систем управления огнем, основного, дополнительного и вспомогательного оружия на вооружение Советской Армии поступили танки Т-10А, T-10B и Т-10М. Танк «Объект 730» с доработанной по результатам испытаний опытной системой ПУОТ и пушкой Д25-ТА получил заводское обозначение «Объект 267», а танк с более мощным вооружением и аналогичной системой ПУОТ — «Объект 265».

Параллельно с танком «Объект 265» велась отработка системы ПУОТ в танке «Объект 267». Однако к намеченному сроку (июнь 1952 г.) ЧКЗ не смог предоставить ЛКЗ два восстановленных танка «Объект 730« под установку ПУОТ. Задержка была вызвана проведением ходовых испытаний танков ИС-3 с мероприятиями по УКН. Поэтому дальнейшие работы по ПУОТ велись на основании постановления Совета Министров СССР №1552-545 от 29 марта 1952 г. и приказа Министерства транспортного машиностроения №345 от 4 апреля 1952 г., которыми был установлен новый срок подачи отремонтированных машин — к 1 августа 1952 г. Обсуждение положения дел с системой ПУОТ (с учетом результатов испытаний первого опытного образца в танке «Объект 730») состоялось на техническом совете ОКБТ ЛКЗ 8 мая 1952 г. На основании заключения АК ГАУ от 18 сентября 1951 г. и НТК ГБТУ от 1 декабря 1951 г. по государственным полигонным испытаниям опытного образца в 1951 г. в перечень заданий входила переработка чертежей установки системы ПУОТ и монтаж приборов системы на двух танках.

После завершения испытаний ОКБТ ЛКЗ внесло в конструкцию привода ТАЭН-2 существенные изменения. Вместо значительного количества элементов применили единые узлы, что позволило упростить монтаж системы. Спроектировали установку для нового (усовершенствованного) образца прицела ТПС-1 и внесли соответствующие изменения в конструкцию башни. Концевые выключатели, располагавшиеся отдельно, включили в состав прицела ТПС-1; ввели специальную амортизацию для предохранения приборов стабилизации в случае удара снаряда о броню; в электромашинный усилитель встроили ряд элементов, которые ранее располагались в башне. Кроме того, 90% всего электрооборудования привода разместили на пушке, что также облегчило монтаж. Все соединения оснастили штепсельными разъемами. В конструкцию командирской башенки ввели специальное контактное устройство, установили новые электропривод и кинематическую связь с погоном башни для удержания башенки на цели при вращении башни. В целях компенсации возросшего расхода электроэнергии, вызванного установкой системы ПУОТ, приняли решение об использовании более мощного генератора типа Г-74. Срок сдачи усовершенствованной системы ПУОТ был установлен 30 сентября 1952 г.

В ОКБТ ЛКЗ выполнили в металле новые узлы, командирскую башенку, установку приводов ТАЭН-2, прицелов ТПС-1 и ТУП. Одновременно изготовили стенды для испытаний, на которых проверили узлы ПУОТ. 14 августа 1952 г. на ЛКЗ началась стендовая проверка комплекта системы. В СКБ-2 ЧКЗ разработали техническую документацию на ремонт и восстановление двух машин «Объект 730». Однако и к новому сроку ЧКЗ не смог предоставить на ЛКЗ восстановленные танки с пушками Д25-ТА, приспособленными под установку системы ПУОТ, Только в ноябре 1952 г. (с опозданием на 4 месяца) после получения двух восстановленных танков «Объект 730» («Объект 267») в ОКБТ смогли смонтировать в них систему ПУОТ и в декабре того же года провести заводские ходовые испытания. Из-за неполадок, связанных с узлами, поставлявшимися заводами-смежниками (например, обратимость червячной пары подъемного механизма пушки — завод №172), и дополнительных требований НТК ГБТУ по замене умформеров УФ-1 на УФ-2 и ряда других замечаний по приборам системы ПУОТ и машинам в целом сдача их на полигонные испытания задержалась. Поэтому работы по танку «Объект 267« были продолжены уже в 1953 г.

В 1953 г. в ОКБТ ЛКЗ совместно с ЦКБ-393 МБ по результатам заводских испытаний, проведенных в 1952 г., выполнили конструктивную доработку системы ПУОТ и ее монтаж в двух танках «Объект 730» («Объект 267»). Далее машины прошли полигонные испытания и в декабре того же года поступили на войсковые испытания, Таким образом, весь комплекс работ, возложенных на ЛКЗ по договору с НТК ГБТУ, был завершен. По результатам полигонных и войсковых испытаний, проведенных в 1953-1954 гг., в сентябре 1954 г. ЛКЗ изготовил пять танков «Объект 267», оборудованных системой ПУОТ. В конструкцию этих машин завод внес все необходимые изменения, направленные на устранение выявленных недостатков.

Танк «Объект 267» отличался от Т-10 установкой в башне вместо прицела ТШ2-27 и танкового автоматизированного привода наводки ТАЭН-1 перископического прицела ТПС-1 со стабилизированной линией прицеливания в вертикальной плоскости и электропривода ТАЭН-2 (система ПУОТ). В связи с использованием ПУОТ в конструкцию пушки Д25-ТА с эжекционным устройством продувки канала ствола ввели затвор гальваноударного действия, в результате она получила индекс Д25-ТС. Кроме того, в командирской башенке смонтировали враш,аюш,ееся контактное устройство для подвода питания к кнопке горизонтального целеуказания командира. Для повышения точности стрельбы в механизме поворота башни применили люфтовыбирающее устройство. Система ПУОТ с прицелом ТПС-1 с независимой стабилизацией в вертикальной плоскости линией прицеливания и упредителя автомата стрельбы при включенной стабилизации обеспечивала автоматическое производство выстрела с упреждением в зависимости от скорости колебания пушки в вертикальной плоскости при движении танка. Стабилизация прицельной линии осуществлялась трехстепенным гироскопическим стабилизатором, размещенным в самом прицеле. Введение ПУОТ повысило эффективность и маневренность огня при стрельбе из пушки и спаренного пулемета сходу (процент попаданий увеличился с 5 до 40%). В технической документации завода танк «Объект 267» со стабилизацией основного оружия в вертикальной плоскости получил наименование «Объект 267-сп.1», а его система ПУОТ — «Ураган».

Читать еще:  Опытный бронетранспортёр ЗИЛ-153 (СССР)

До конца 1954 г. и в начале 1955 г. ЛКЗ занимался доработкой и отладкой установки системы ПУОТ в танках, которые завершились проведением заводских испытаний. В мае 1955 г. три танка «Объект 267-сп.1» (№5409А311, 5409А313, 5409А314) из пяти были предъявлены на контрольные испытания. На основании директивы министра обороны СССР от 14 февраля 1955 г. контрольные испытания этих машин прошли на ГНИАП ГАУ в период с 5 мая по 18 июня 1955 г. (официально все пять машин были сданы заказчику только 20 мая 1955 г.). Целью испытаний являлась проверка качества доработки ПУОТ и ее установки в танках, а также определение возможности принятии системы на вооружение Советской Армии (председатель комиссии — помощник командира 4-го гв. стрелкового корпуса по БТ технике генерал-майор В.И. Тутушкин).

Программа испытаний состояла из трех этапов: стационарные полевые (киносъемка), стрельбовые и пробег. Первоначально в процессе стационарных испытаний по методике ГНИАП ГАУ были определены основные характеристики образцов и осуществлена проверка соответствия их ТУ (впоследствии, во время испытаний стрельбой и пробегом, также определялась стабильность значений их характеристик). Все характеристики снимались при работающем двигателе, при крене танка 0 и 15°,

Стрельбой на прочность испытывалась только одна машина (№5409А314). Стрельба велась усиленными зарядами (заряд черт.№3-0011930, нагретый до +40°С) с бетонной площадки. Стрельбы сходу по щитам и боевые задачи применительно к существовавшим нормативам выполнялись на трассах стрельбища в Нясино, Испытания пробегом осуществлялись по шоссе и разбитой проселочной дороге. Все эти испытания проводились в весенне-летних условиях при температуре окружающего воздуха в пределах от 0 до +20°С и большой влажности. В испытаниях машин принимали участие экипажи, укомплектованные из частей ЛВО, которые имели сравнительно небольшой опыт, поэтому им в помощь были выделены инженеры-испытатели из ГНИАП ГАУ и НИИБТ полигона ГБТУ. За время контрольных испытаний система ПУОТ и ее установка в танке отработали надежно. Неисправности носили непринципиальный характер и подлежали устранению в ходе подготовки серийного производства. К их числу, в частности, относилось применение в электроприводах ТАЭН-2 несерийных электромашинных усилителей (что влекло за собой определенные трудности в производстве и снабжении войск).

Комиссия также рекомендовала:
— исследовать и решить вопрос ужесточения качки башни в горизонтальной плоскости до 3 т,д, с целью дальнейшего повышения эффективности огня сходу с системой ПУОТ;
— обеспечить работу узлов системы без замены смазки в течение межремонтных сроков танка;
— исключить возможность появления обратного пламени, имевшего место при настоящих испытаниях (это потребовало доработки заряда применявшегося при проведении испытаний),

В целом, оснащение танка «Объект 267-сп.1» стабилизированным прицелом ТПС-1 и приводом ТА9Н-2 позволило повысить меткость стрельбы сходу на дальностях 1000-1500 м при скоростях движения 18-25 км/ч в среднем в 3-8 раз (по сравнению со стрельбой без применения стабилизатора). Результаты испытаний показали, что если без стабилизатора при стрельбе сходу были только случайные попадания, то с ним обеспечивалось попадание в мишень до 40%. Наряду с надежной работой система ПУОТ не требовала длительного обучения и тренировки экипажа. В своем заключении комиссия, проводившая испытания, рекомендовала систему ПУОТ для принятия на вооружение Советской Армии. По результатам испытаний ОКБТ ЛКЗ в III квартале 1955 г. внесло в документацию машины все необходимые изменения и отправило ее на ЧКЗ. Одновременно решением пленума НТК ГБТУ танк «Объект 267-сп.1» был рекомендован на вооружение Советской Армии. Отработку ЧТД для серийного производства предполагалось завершить во II квартале 1956 г. До конца 1955 г. три танка «Объект 267-сп.1» прошли и войсковые испытания.

Параллельно с проведением контрольных испытаний трех танков «Объект 267-сп.1» в ОКБТ ЛКЗ на основании постановления Совета Министров СССР №347-205 от 24 февраля 1955 г. и договора с НТК ГБТУ №НЗ-62 выполнили технический проект, выпустили рабочие чертежи танка «Объект 267-сп.2» с системой ПУОТ-2, обеспечивавшей стабилизацию основного оружия в двух плоскостях (второй этап работ по оснащению танка Т-10 системой стабилизации), осуществили техническую подготовку производства и приступили к изготовлению деталей. Эта система получила наименование «Гром». ЛКЗ обязывался разработать ЧТД и изготовить два опытных образца машины в сентябре 1955 г. Завод справился с поставленной задачей, завершив к октябрю 1955 г. монтаж стабилизаторов в двух танках «Объект 267-сп.2». В сентябре-ноябре состоялись их заводские испытания.

Танк «Объект 267-сп.2» отличался от своего предшественника установкой системы ПУОТ-2 («Гром»), которая позволила существенно повысить эффективность и маневренность огня при стрельбе сходу за счет стабилизации пушки (с башней) в горизонтальном положении и стабилизации линии прицеливания в вертикальной плоскости (процент попаданий при стрельбе сходу увеличился с 40 до 50%), а также использованием новой конструкции механизма поворота башни с увеличенным КПД при работе от электромоторного привода. Стабилизация линии прицеливания в вертикальной плоскости осуществлялась трехстепенным гироскопическим стабилизатором, размещенным в корпусе автомата стрельбы прицела ТПС-1, Стабилизация башни в горизонтальной плоскости обеспечивалась трехстепенным гироскопическим стабилизатором, размещенным в корпусе гироблока.

На основании результатов испытаний и заключения комиссии машины были приняты заказчиком и в конце того же года направлены на полигонно-войсковые испытания на ГНИАП ГАУ, которые завершились в феврале 1956 г. В них принимали участие представители ОКБТ ЛКЗ, которые осуществляли замену вышедших из строя узлов. В ходе испытаний танки показали хорошие результаты по меткости артиллерийского огня сходу (до 60% попаданий в мишень). Тем не менее, при испытаниях были выявлены недостатки в конструкции стабилизатора. Из-за этого комиссия не смогла рекомендовать танк «Объект 267-сп.2» на вооружение Советской Армии,

Планировалось во II квартале 1956 г, силами ОКБТ ЛКЗ произвести отработку документации для изготовления установочной партии танков. выпуск которой в IV квартале поручался ЧКЗ г. Затем во II квартале 1957 г. ГБТУ проводило полигонно-войсковые испытания машин, чтобы ОКБТ ЛКЗ и ОГК ЧКЗ в IV квартале 1957 г. смогли подготовить документацию для организации серийного производства. Несмотря на доводку стабилизатора «Гром», постановлением Совета Министров СССР №649-378 от 17 мая 1956 г. на вооружение Советской Амии был принят танк со 122-мм танковой пушкой Д25-ТС и стабилизатором вооружения «Ураган», получивший наименование Т-10А. В соответствие с тем же постановлением правительства и приказом Министерства транспортного машиностроения №56 от 2 июня 1956 г. ЧКЗ оперативно доработал документацию, внес ряд изменений по броневым узлам башни для организации серийного производства танка Т-10А (заводское обозначение «Объект 731»), Одновременно были разработаны технологические процессы, спроектирована и изготовлена необходимая оснастка для обеспечения выпуска 30 танков Т-10A в 1956 г.

Последующая совместная работа ЦНИИ-173 МБ и ОКБТ ЛКЗ над стабилизатором «Гром», а также по улучшению эксплуатационной надежности механизма поворота башни, позволила устранить имевшиеся недостатки. Проведенные на ГНИАП ГАУ в августе 1956 г. контрольные испытания двух танков с доработанными стабилизаторами и механизмами поворота башни подтвердили их соответствие требованиям по меткости огня сходу, заданных на танк «Объект 267» (около 60% попаданий в щит). На основании контрольных испытаний ГНИАП ГАУ рекомендовал принять танк «Объект 267-сп.2» на вооружение Советской Армии. Постановлением Совета Министров СССР №143-78 от 11 февраля 1957 г, танк «Объект 267-сп.2» со стабилизатором ПУОТ-2 («Гром») в двух плоскостях наводки 122-мм танковой пушки Д25-ТС был принят на вооружение Советской Армии под маркой Т-10Б.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector