0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный танк «Объект 277» (СССР)

Опытный тяжёлый танк Объект 277. СССР

Технический проект 130-мм пушки М-65 был выполнен КБ завода № 172 под руководством М.Ю. Цирульникова весной 1956 г., а в июне 1956 г. были начаты испытания опытных образцов пушек.

Ствол пушки М-65 состоял из трубы моноблока, кожуха, казенника, эжектора и целевого дульного тормоза. Заряжание пушки раздельно-гильзовое, вес заряда 12,2 кг, подача механическая, досылатель электромеханического типа. Поскольку пушка не была принята на вооружение, официальная скорострельность ее отсутствует, но прорабатывался вариант подачи, допускаемой скорострельностью 10-15 выстр./мин. Пушка была оснащена двухплоскостным стабилизатором «Гроза», прицелом-дальномером ТДПС и ночным прицелом ТПН-1.

Следует отметить, что фактически проектирование новых тяжелых танков началось в январе 1955 г., еще до выхода Постановления № 1498 837. Танк разрабатывался в двух вариантах: об.277 и об.278 с газотурбинной установкой (ГТУ).Оба варианта отличались лишь моторными отделениями. В об.277 в качестве двигателя предполагалось использовать модернизированный вариант дизеля В-2 мощностью 1000 л.с. или морской дизель М-850, серийно изготавливавшийся Ленинградским заводом им. Ворошилова. Котин предпочел синицу в руках и не ошибся — модернизированный образец двигателя В-2 конструкции И.Я. Трашутина был выпущен лишь в 1958 году и то в опытных экземплярах. А об.277 получил отличный двенадцатицилиндровый дизель, развивавший мощность 1090 л.с. при 1850 об/мин.

Дизель М-850 был расположен по оси танка, а по бокам размещались эжекторы системы охлаждения, под ними — масляный и топливный баки. В передней части моторно-трансмиссионного отделения устанавливался воздухоочиститель. В корме, между бортовыми редукторами, были размещены восьмискоростная планетарная коробка передач с механизмами поворота типа ЗК и гидравлическая система управления.

Опорные катки небольшого диаметра с внутренней амортизацией конструктивно были подобны каткам первых образцов танков KB и давали экономию по массе машины. Это позволило увеличить длину торсионов за счет выноса головок внутри опорных балансиров до наружной кромки катков. На крайних опорах предусмотрели гидравлические амортизаторы телескопического типа. Длинные торсионы в совокупности с гидроамортизаторами обеспечивали тяжелому танку достаточную плавность хода и позволили рассчитывать на высокие скорости при движении по пересеченной местности и неровностям почвы.

Броня об.277 выдерживала выстрелы почти в упор калиберными бронебойными снарядами 122-мм пушки Д-25Т. Не пробивали ее и состоявшие на вооружении к 1957 году 76 — 122-мм кумулятивные снаряды и реактивные гранатометы.

На об.277 впервые были установлены элементы противоатомной защиты. Впервые в отечественной практике был принят прицел-дальномер ТПД-2С, в котором сочетался стабилизированный в двух плоскостях прицел с оптическим дальномером с базовой трубкой, расположенный снаружи поперек башни. Созданию ТПД-2С предшествовали длительные испытания, проведенные совместно Кировским заводом с Красногорским механическим заводом на опытном танке об.269 в 1953—1954 гг.

Читать еще:  Боевая машина БМПТ-72 «Терминатор-2» (Россия)

В объект 277 был установлен полуавтоматический кассетный механизм заряжания. Снаряды размещались вертикально в замкнутом цепном транспортере, расположенном в задней части боевого отделения на вращающемся полу за границей отката пушки, а гильзы укладывались горизонтально на специальном транспортере, установленном в нише башни. Снаряд автоматически поворачивался в горизонтальное положение и подавался на линию досылания. Далее снаряд на лотке соединялся с гильзой, после чего выстрел целиком за один ход досылателя подавался в камору орудия.

Опытный тяжёлый танк Объект 277

Опытный тяжелый танк «Объект 277» был спроектирован в Ленинграде, в КБ под руководством Ж.Я. Котина в1957 году. В его конструкции использовались некоторые технические решения, реализованные в танках ИС-7 и Т-10 .

55-тонный танк имел классическую схему компоновки. Корпус имел литую лобовую часть и гнутые бортовые листы. В расширенной передней части литой башни устанавливался оптический прицел-дальномер, а в удлиненной кормовой части — механизированная укладка выстрелов для пушки. Экипаж танка состоял из 4 человек.

Технический проект 130-мм пушки М-65 был выполнен КБ завода № 172 под руководством М.Ю. Цирульникова весной 1956 г., а в июне 1956 г. были начаты испытания опытных образцов пушек.

Ствол пушки М-65 состоял из трубы моноблока, кожуха, казенника, эжектора и целевого дульного тормоза. Заряжание пушки раздельно-гильзовое, вес заряда 12,2 кг, подача механическая, досылатель электромеханического типа. Поскольку пушка не была принята на вооружение, официальная скорострельность ее отсутствует, но прорабатывался вариант подачи допускаемой скорострельностью 10-15 выстр./мин. Пушка была оснащена двухплоскостным стабилизатором «Гроза», прицелом-дальномером ТДПС и ночным прицелом ТПН-1.

Следует отметить, что фактически проектирование новых тяжелых танков началось в январе 1955 г., еще до выхода Постановления № 1498 837. Танк разрабатывался в двух вариантах: об.277 и об.278 с газотурбинной установкой (ГТУ).Оба варианта отличались лишь моторными отделениями. В об.277 в качестве двигателя предполагалось использовать модернизированный вариант дизеля В-2 мощностью 1000 л.с. или морской дизель М-850, серийно изготавливавшийся Ленинградским заводом им. Ворошилова. Котин предпочел синицу в руках и не ошибся — модернизированный образец двигателя В-2 конструкции И.Я. Трашутина был выпущен лишь в 1958 году и то в опытных экземплярах. А об.277 получил отличный двенадцатицилиндровый дизель, развивавший мощность 1090 л.с. при 1850 об/мин.

Дизель М-850 был расположен по оси танка, а по бокам размещались эжекторы системы охлаждения, под ними — масляный и топливный баки. В передней части моторно-трансмиссионного отделения устанавливался воздухоочиститель. В корме, между бортовыми редукторами, были размещены восьмискоростная планетарная коробка передач с механизмами поворота типа ЗК и гидравлическая система управления.

Опорные катки небольшого диаметра с внутренней амортизацией конструктивно были подобны каткам первых образцов танков KB и давали экономию по массе машины. Это позволило увеличить длину торсионов за счет выноса головок внутри опорных балансиров до наружной кромки катков. На крайних опорах предусмотрели гидравлические амортизаторы телескопического типа. Длинные торсионы в совокупности с гидроамортизаторами обеспечивали тяжелому танку достаточную плавность хода и позволили рассчитывать на высокие скорости при движении по пересеченной местности и неровностям почвы.

Читать еще:  Проект ракетного комплекса WS-199B «Bold Orion» (США)

Броня об.277 выдерживала выстрелы почти в упор калиберными бронебойными снарядами 122-мм пушки Д-25Т. Не пробивали ее и состоявшие на вооружении к 1957 году 76 — 122-мм кумулятивные снаряды и реактивные гранатометы.

На об.277 впервые были установлены элементы противоатомной защиты. Впервые в отечественной практике был принят прицел-дальномер ТПД-2С, в котором сочетался стабилизированный в двух плоскостях прицел с оптическим дальномером с базовой трубкой, расположенный снаружи поперек башни. Созданию ТПД-2С предшествовали длительные испытания, проведенные совместно Кировским заводом с Красногорским механическим заводом на опытном танке об.269 в 1953—1954 гг.

В объект 277 был установлен полуавтоматический кассетный механизм заряжания. Снаряды размещались вертикально в замкнутом цепном транспортере, расположенном в задней части боевого отделения на вращающемся полу за границей отката пушки, а гильзы укладывались горизонтально на специальном транспортере, установленном в нише башни. Снаряд автоматически поворачивался в горизонтальное положение и подавался на линию досылания. Далее снаряд на лотке соединялся с гильзой, после чего выстрел целиком за один ход досылателя подавался в камору орудия.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Опытный тяжёлый танк «Объект 277» – нерождённый потомок Т-10

Класс тяжёлых танков в 50-е годы постепенно «вымирал». Наращивать калибр орудий было всё сложнее, толстая стальная броня была бессильна против новых кумулятивных снарядов, да и обеспечить подвижность массивных машин было сложно. А роль средних танков = подвижных и усиленных новыми типами снарядов, только возрастала.

Советский танк Т-10, впрочем, оказался удачно машиной, гармонично сочетающей все нужные качества. Но последним «тяжеловесом» мог стать не он. В середине 50-х годов танкостроительные заводы СССР участвовали в конкурсе на разработку преемника Т-10. Одним из тех прототипов был «объект 277».

Предыстория

Жозеф Котин – одна из самых значительных личностей в истории отечественного танкостроения. Если работы Александра Морозова определяли облик советских средних, а затем и основных танков, то Котин – полноправный «отец» бронемашин тяжёлого класса.

Он был ведущим конструктором бронетехники серий КВ и ИС, а так же артиллерийских самоходок на их базе. Возглавил он и работы по созданию перспективного тяжёлого танка.

Масса бронемашины нового поколения не должна была превышать 55 тонн, а вооружением обязательно должна была стать 130 мм пушка М-65. Работы по созданию машины КБ Кировского завода начало в 1955 году.

Новый танк Котина получил индекс «объект 277».

Параллельно в Ленинграде проектировались и другие машины: «объект 278» – модификация «277» с газовой турбиной вместо дизельного мотора, и полностью оригинальный, футуристического вида «объект 279».

При создании основного «объекта» конструкторы решили не создавать образец с нуля, а обеспечить максимальную преемственность и унификацию с серийными машинами.

В итоге «277» сохранил даже значительное внешнее сходство с Т-10.

Читать еще:  Снайперская винтовка Jaguar SSG 1.7 (ФРГ)

Конструкция

Сварной корпус опытного «объекта» на первый взгляд отличался от корпуса Т-10 минимально. Сохранился даже «щучий нос», характерный для некоторых танков семейства ИС. Однако на «277», чтобы избежать проблем со сварными швами, создающими ослабленные зоны в лобовом бронировании, носовую часть не сваривали из отдельных плит, а выполнили цельнолитой.

Толщина лобовой детали при этом доходила до 150 мм, против 120 мм у предшественника.

Максимальная толщина брони литой башни – 290 мм (защиту башни Т-10 довели до 250 мм только на поздних модификациях).

В роли силовой установки «объекта 277» первоначально должен был выступить «традиционный» дизель В-2, форсированный уже до 1000 л.с.. Однако его разработка задерживалась, и на прототип установили морской дизель М-850, оснащённый центробежным нагнетателем.

Трансмиссия осталась такой же, как на предыдущем танке – планетарная, механическая, с восемью ступенями.

Подвеска тоже принципиально не изменилась – торсионная, с гидравлическими амортизаторами на крайних опорах. Увеличилось количество катков – опорных стало восемь, а поддерживающих – четыре.

Помимо пушки М-65 «277» вооружили спаренным с ней пулемётом КПВ калибра 14,5 мм.

Зенитного пулемёта «объект» не имел. Механизированную боеукладку орудия спроектировали на основе решений, опробованных на опытном ИС-7. Снаряды и гильзы укладывались на специальных конвейерах и подавались в пушку механическим досылателем. Орудие наводилось на цель с помощью прицела ТПД-2С, со встроенным стереодальномером.

Имелся ночной прицел ТПН-1 «нулевого поколения».

Технические характеристики

Сравним основные параметры «объекта 277» с ранним Т-10, который производился в то время, когда конструкторы начинали разработку опытных машин.

Хотя перспективный «277» явно превзошёл Т-10 по большинству качеств, стоит помнить, что в 1957 году, когда «объекты» были построены, приняли на вооружение модернизированный Т-10М.

Он отличался усиленной бронёй и увеличенным, благодаря дополнительным топливным бакам, запасом хода. А его боевые качества повысились за счёт новой пушки М-62, замены пулемётов ДШК на КПВ, стабилизатора орудия и приборов ночного видения.

Бронепробиваемость при стрельбе штатным снарядом БР-472 доходила до 260 мм на дистанции 500 м. Снаряд пушки М-65 на такой дальности пробивал даже меньше – 250 мм.

В конкурсе «объект 277» участвовал вместе с новаторским «279» и «770» из Челябинска – машиной традиционной конструкции, но не имеющей преемственности с прежними. Однако, по мнению генсека Хрущёва, большого поклонника ракетного вооружения, все тяжёлые танки были заведомо устаревшими, и работы по ним прекратили.

Опытные образцы отправились в музей, а газотурбинный «278» так и не построили.

Впрочем, история показала, что большой потери вооружённые силы не понесли. Модернизированный Т-10М лишь немного уступал прототипам по возможностям. Появившийся в начале 60-х годов средний танк Т-62 был вооружён новой 115 мм гладкоствольной пушкой, превосходящей по качествам даже прежние орудия более крупного калибра. А в 70-х начался выпуск первых ОБТ, и оставшиеся тяжёлые танки стали уходить в запас.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector