Опытный танк «Объект 278» (СССР)
Танки и бронетехника
Это – Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.
Опытные тяжелые танки: объект 277, объект 279, объект 770
Примерно в 1956 году ГБТУ Советской Армии разработало новые тактико-технические требования к тяжелому танку. На их основании три конструкторских коллектива в Ленинграде и Челябинске приступили фактически на конкурсной основе к разработке нового тяжелого танка, призванного заменить танк Т-10.Тяжелый танк (объект 277) был спроектирован в 1957 году в КБ Главного конструктора ленинградского Кировского завода Ж. Я. Котина, с использованием отдельных конструктивных решений танков ИС-7 и Т-10. Машина имела классическую компоновку, с задним расположением силового отделения и ведущих колес. Корпус был сварен из гнутых броневых листов с переменной толщиной и углами наклона броневых деталей. Лобовая часть корпуса цельнолитая, днище корытообразной конструкции. Литая, обтекаемой формы башня, с толщиной стенок от 77-мм до 290-мм, имела удлиненную кормовую часть для размещения механизированной укладки боекомплекта пушки. Амбразура под артсистему выполнена замкнутой – маска пушки отсутствовала.
Подвеска индивидуальная, с пучковыми торсионами и гидравлическими амортизаторами, установленными на первом, втором и восьмом узлах подвески. Танк был оснащен системами противоатомной защиты, термодымовой аппаратурой, системой очистки приборов наблюдения и оборудованием подводного вождения. Экипаж танка состоял из 4 человек: командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя. Машина обладала хорошей маневренностью. При массе 55 т она развивала скорость 55 км/ч.
В 1958 году изготовили два образца объекта 277, они прошли испытания, которые вскоре прекратили, а все работы были свернуты. В ходе разработки объекта 277 проектировался его вариант с газотурбинным двигателем мощностью 1000 л. с. объект 278, но он не был построен. От других, разработанных в то время машин, 277-й выгодно отличался использованием отработанных и апробированных агрегатов и систем. Тяжелый танк объект 277 находится в экспозиции Музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Тактико-технические характеристики тяжелого танка объект 277
По тем же тактико-техническим требованиям коллектив конструкторов ленинградского Кировского завода под руководством Л. С. Троянова в 1957 году разработал опытный образец тяжелого танка – объект 279, единственный в своем роде и, без всякого сомнения, уникальнейший. Машина имела классическую компоновку, однако проблемы защищенности и проходимости были решены здесь весьма нестандартно.
Корпус имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами, которые прикрывали корпус спереди и по бортам, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида. Башня литая, сферической формы, также с тонколистовыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса достигала 269-мм, а башни – 305-мм. Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней 14,5-мм пулемета КПВТ. Пушка снабжалась полуавтоматическим механизмом заряжания, механизированной боеукладкой, двухплоскостным стабилизатором вооружения “Гроза”, стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2С, полуавтоматической системой наведения. Объект 279 был оснащен полным комплектом инфракрасных приборов ночного видения.
Боекомплект пушки состоял из 24 выстрелов, пулемета – из 300 патронов. Устанавливался 16-цилиндровый четырехтактный Н-образный дизель с горизонтальным расположением цилиндров ДГ-1000 мощностью 950 л. с. при 2500 об/мин или 2ДГ-8М мощностью 1000 л. с. при 2400 об/мин. Трансмиссия включала комплексный гидротрансформатор и трехступенчатую планетарную коробку передач. Особое внимание заслуживала ходовая часть танка – четыре гусеничных движителя, размещенных под днищем корпуса. С каждого борта находился блок из двух гусеничных движителей, в каждый из которых входили шесть сдвоенных необрезиненных опорных катков и три поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения. Подвеска гидропневматическая.
Подобная конструкция ходовой части обеспечивала машине фактическое отсутствие клиренса. Экипаж танка состоял из четырех человек, трое из которых — командир, наводчик и заряжающий – располагались в башне. Место механика-водителя находилось в передней части корпуса по центру, здесь же имелся свой люк для посадки в машину. Из всех разработанных одновременно машин, объект 279 отличался наименьшим забронированным объемом – 11,47 м 3 , имея при этом очень сложный бронированный корпус. Конструкция ходовой части делала невозможной посадку машины на днище, обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Вместе с тем ходовая часть была очень сложной по конструкции и в эксплуатации, не давала возможности снизить высоту. В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка еще двух танков не была завершена. В настоящее время объект 279 находится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Тактико-технические характеристики тяжелого танка объект 279
Еще одним конкурсным тяжелым танком стал объект 770, разработанный под руководством Главного конструктора Челябинского тракторного завода П. П. Исакова. В отличие от 277-го он создавался полностью на базе новых агрегатов и имел ряд оригинальных конструктивных решений. Корпус объекта 770 литой, с дифференцированной по высоте и длине толщиной брони. Наклонная часть бортов выполнена не в одной плоскости, а под разными углами: от 64° до 70° к вертикали и с переменной толщиной от 65-мм до 84-мм.
Толщина лобовой брони корпуса достигала 120-мм. Для повышения бронестойкости кромок по всему периметру корпуса был выполнен бурт. Башня литая, также с переменной толщиной и углами наклона стенок. Лобовая броня башни имела толщину 290-мм. Стык башни с корпусом был защищен. Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней пулемета КПВТ. Спаренная установка имела двухплоскостной стабилизатор “Гроза”, автоматизированную систему наведения, прицел-дальномер ТПД-2С, дневные и ночные приборы прицеливания и наблюдения и механизм заряжания.Боекомплект состоял из 26 артвыстрелов и 250 патронов к пулемету. В качестве силовой установки на объекте 770 использовался 10-цилиндровый, четырехтактный, двухрядный дизель ДТН-10 с вертикальным расположением цилиндров, наддувом от компрессора и водяным охлаждением. Он был установлен в кормовой части танка перпендикулярно его продольной оси. Мощность двигателя составляла 1000л. с. при 2500 об/мин. Трансмиссия гидромеханическая, с комплексным гидротрансформатором и планетарной коробкой передач. Гидротрансформатор с двумя направляющими аппаратами был включен в силовую схему трансмиссии параллельно. Трансмиссия обеспечивала одну механическую и две гидромеханические передачи переднего хода и механическую передачу заднего хода.
В ходовой части было шесть опорных катков большого диаметра с внутренней амортизацией на борт. Гусеницы имели закрепленные пальцы. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами располагались сзади. Механизм натяжения гусениц гидравлический. Подвеска индивидуальная, гидропневматическая. Экипаж танка состоял из 4 человек. Механик-водитель осуществлял управление с помощью рукоятки мотоциклетного типа. Объект 770 был оборудован системой защиты от оружия массового поражения, автоматической противопожарной системой, термодымовой аппаратурой, ночными приборами и гирополукомпасом. Для внешней связи устанавливалась радиостанция Р-113, а для внутренней – переговорное устройство Р-120. Объект 770 был выполнен на высоком техническом уровне. Литые башня и корпус с ярко выраженным дифференцированным бронированием обеспечивали повышенную снарядостойкость. Машина имела хорошие маневренные качества и была легка в управлении. По мнению специалистов полигона, где проходили испытания, все три опытных тяжелых танка, объект 770 представлялся им наиболее перспективным. Опытный образец этой машины хранится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Тактико-технические характеристики тяжелого танка объект 770
Свертывание работ над тяжелыми танками
22 июля 1960 года на полигоне Капустин Яр состоялся показ образцов военной техники руководству страны во главе с Н. С. Хрущевым. Вот как вспоминал об этом событии главный конструктор Уральского вагоностроительного завода Л. Н. Карцев, представлявший тогда свой ракетный танк ИТ-1:
“На следующее утро поехали на площадку, где была сосредоточена бронетанковая техника. Образцы стояли на отдельных бетонных площадках недалеко друг от друга. Справа от нас на соседней площадке стоял опытный образец тяжелого танка, вокруг которого прохаживался Ж. Я. Котин. После осмотра ИТ-1 Н. С. Хрущев направился к тяжелому танку ленинградского Кировского завода. Несмотря на попытки Котина протолкнуть на вооружение новый тяжелый танк, Хрущев принял решение прекратить производство серийного тяжелого танка Т-10 и запретил вообще проектировать тяжелые танки”.
Надо сказать, что большой поклонник ракетной техники, Хрущев был противником танков вообще, считая их ненужными. В том же 1960 году в Москве, на конференции, посвященной перспективам развития бронетанковой техники с участием всех заинтересованных сторон – военных, конструкторов, ученых, представителей промышленности, Хрущев вновь подтвердил свое решение: как можно быстрее завершать серийное производство Т-10М, а разработку новых тяжелых танков прекратить. Мотивировалось это невозможностью обеспечить большой отрыв тяжелых танков по огневой мощи и защищенности в заданных пределах массы от средних танков.
Сильное влияние оказало и увлечение Хрущева ракетами: в соответствии с заданием правительства все танковые КБ страны проектировали в то время машины с ракетным вооружением (объекты 150, 287, 775 и др.). Считалось, что эти боевые машины способны полностью заменить пушечные танки. Если решение о прекращении серийного производства при всей его небесспорности можно считать хоть чем-то обоснованным, то прекращение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ стало серьезной военно-технической ошибкой, в определенной степени повлиявшей на дальнейшее развитие отечественного танкостроения. В конце 50-х годов были реализованы технические решения, которые оказались актуальными и для 90-х годов: 130-мм пушка с продувкой канала ствола сжатым воздухом, электромеханические и гидромеханические трансмиссии, литой корпус, гидропневматическая подвеска, единый блок двигателя и трансмиссии и другие.
Только спустя 10-15 лет после появления на тяжелых танках механизмов заряжания, прицелов-дальномеров, досылателей и т. д. они были внедрены на средних танках. Но решение было принято и тяжелые танки сошли со сцены, средние же, наращивая свои боевые характеристики, превратились в основные. Если же рассмотреть тактико-технические характеристики основных боевых танков 90-х годов, то можно сделать следующие выводы: боевая масса современных основных современных танков колеблется от 46 т у нашего Т-80У до 62 т у британского “Челленджера”; все машины вооружены гладкоствольными или нарезными (“Челленджер”) пушками калибра 120-125-мм; мощность силовой установки колеблется в пределах 1200-1500 л. с., а максимальная скорость – от 56 (“Челленджер”) до 71 (“Леклерк”) км/ч.
- Г.Л. Холявский “Полная энциклопедия танков мира 1915 – 2000 гг”.
- М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг.;
- Карпенко А. В. Тяжелые танки // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995);
- Rolf Hilmes: Kampfpanzer heute und morgen: Konzepte – Systeme – Technologien.
Советский тяжёлый танк «Объект 277»
Тяжёлый танк «Объект 277» спроектирован в ОКБТ ЛКЗ (г. Ленинград) под руководством Ж.Я. Котина в 1955-1958 годах. Первый образец танка был изготовлен на ЛКЗ в декабре 1958 года. В течение IV квартала 1958 года на ЛКЗ изготовили первый образец танка, получивший обозначение «Объект 277» №2. Танк проходил интенсивные испытания в течение 1959-1960 годов. 19 июля 1960 года было принято решение о прекращении опытно-конструкторских работ по новым тяжёлым танкам. Всего на ЛКЗ в 1958-1960 годах было изготовлено 2 танка «Объект 277 (машины №2 и №3).
Описание конструкции танка «Объект 277»
Танк «Объект 277» имел классическую схему общей компоновки с размещением в носовой части корпуса отделения управления, в средней части корпуса и установленной сверху башне — боевого отделения, в кормовой части корпуса – моторно-трансмиссионного отделения. Экипаж танка состоял из четырёх человек, размещавшихся: командир танка – в башне слева от казённой части пушки, механик-водитель – в отделении управления по оси симметрии танка, наводчик орудия – в башне слева от пушки, заряжающий – в башне справа от пушки.
Корпус танка имел смешанную конструкцию, с литой носовой частью и сварными гнутыми бортами. Толщина верхней лобовой детали корпуса составляла 89-140 мм при углах наклона от вертикали от 60° од 70°. Толщина нижней лобовой детали корпуса составляла 138-153 мм при углах от вертикали от 50° до 55°. Толщина верхней детали борта корпуса составляла 90-112 мм при угле наклона к вертикали 60°, нижняя деталь борта корпуса была расположена вертикально и имела толщину 90-97 мм. Кормовая деталь корпуса состояла из верхнего откидного листа и нижнего листа толщиной 50 мм, имевших угол наклона в вертикали 60°. Толщина брони крыши корпуса составляла 20 мм. Корытообразное днище корпуса танка имело толщину 16-20 мм.
Литая башни танка, с вварной крышей, имела переменную толщину брони носовой детали толщиной от 139 до 290 мм с углами наклона к вертикали от 30 до 60°. Борта башни имели переменную толщину брони 138 до 236 мм с углами наклона к вертикали от 30° до 55°. Толщина катанного броневого листа башни составляла 20-30 мм.
Основное вооружение танка состояло из одной 130-мм нарезной танковой пушки М-65 стабилизированной в двух плоскостях с электромеханическим механизмом заряжания кассетно-транспортёрного типа и одного 14,5-мм спаренного с пушкой пулемёта КПВТ. Для прицеливания при стрельбе из пушки и пулемёта в дневных условиях использовался стериоскопический перископический прицел-дальномер ТПД-2С, в ночных условиях – инфракрасный перископический прицел активного типа ТПН1. Стабилизация вооружения осуществлялась с помощью двухплоскостного стабилизатора танкового вооружения «Гроза II» с электрогидравлическими приводами наведения. На танке была установлена автоматизированная система управления огнём. Боекомплект танка составлял 35 выстрелов раздельного заряжания с частично сгораемой гильзой для пушки (23 снаряда и 15 гильз – в механизированной боеукладки) и 800 патронов для пулемёта.
В силовой установке танка использовался двенадцатицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения М-50 с приводным центробежным нагнетателем мощностью 1090 л.с. В едином блоке с двигателем была смонтирована трансмиссия с восьми-ступенчатой планетарной коробкой передач и механизмом поворота типа «ЗК» с гидросервоприводами.
Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного двухскатного направляющего колеса с винтовым механизмом натяжения гусеницы, восьми двускатных опорных катков с внутренней амортизацией, оснащённых индивидуальной пучковой торсионной подвеской с рычажно-поршневыми амортизаторами в первых, вторых и восьмых балансирах опорных катков и ограничителями хода балансиров, четырёх двускатных поддерживающих роликов, одного ведущего колеса со сменными зубчатыми венцами цевочного зацепления гусеницы, одной мелкозвенчатой гусеницы с открытым металлическим шарниром.
Для тушения возгораний танк оснащался автоматическим противопожарным оборудованием УА ППО «Росса-2». Для защиты экипажа и оборудования машины использовалась автоматическая противоатомная система. Для постановки дымовой завесы использовалось термодымовая аппаратура. Для преодоления водной преграды по дну танк комплектовался оборудованием для подводного вождения.
Для внешней связи на танк устанавливалась ультракоротковолновая танковая радиостанция Р-113, для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство Р-120.
Основные модификации танка «Объект 277»
«Объект 277» — опытный тяжёлый танк спроектированный и выпущенный ЛКБТ ЛКЗ. Ведущим инженером по танку сначала был Н.М. Чистяков, позже – Н.Ф. Шашмурин. Первый образец танка, получивший обозначение образец №2 (№5812Б01), после отладки и стационарных испытаний, к 26 декабря 1958 года был передан заказчику (корпус и башню танка «образец №1» отправили на испытания обстрелом ещё в июле 1958 года). В конце 1959 года на ЛКЗ приступили к сборке двух танков, получивших обозначение «образец №3» и «Образец №4»), для проведения полигонно-войсковых испытаний. После решения о прекращении всех работ по новым тяжёлым танкам, 30 сентября 1960 года полностью укомплектованный танк «образец №3» был принят заказчиком (остался на хранении на ЛКЗ). Танк «образец №4» (корпус на ходовой части без амортизаторов, с установленной на нём башней с механизмом поворота и стопором башни) сдали на заказчику (отправлен на НИИБТ полигон). Всего было изготовлено на ЛКЗ в 1958-1960 годах 2 комплектных танка «Объект 277» (образцы №2 и №3) и два комплекта корпуса и башни (образцы №1 и №4).
«Объект 278» — опытный тяжёлый танк с газотурбинным двигателем, спроектированный в ОКБТ ЛКЗ под общим руководством Ж.Я. Котина (ведущий инженер Н.М. Чистяков) на основе конструкции танка «Объект 278» в 1955-1958 годах. Параллельно в 1955-1960 годах на ЛКЗ осуществили проектирование и сборку экспериментального танкового газотурбинного двигателя ГТД-1 (всего велась сборка пяти двигателей). К моменту принятия решения о прекращении работ по новым тяжёлым танкам изготовление танка «Объект 278» сильно задерживалось отсутствием кондиционного двигателя (всего собрали и испытали два двигателя, выдававших на валу мощность 600 л.с. вместо 1000 л.с.). В октябре 1960 года некомплектный образец танка «Объект 278» (корпус танка на ходовой части без амортизаторов, башня без вооружения, собранные узлы, покупные изделия) отправили на НИИБТ полигон.
Советский тяжёлый танк «Объект 277»
Тяжёлый танк «Объект 277» спроектирован в ОКБТ ЛКЗ (г. Ленинград) под руководством Ж.Я. Котина в 1955-1958 годах. Первый образец танка был изготовлен на ЛКЗ в декабре 1958 года. В течение IV квартала 1958 года на ЛКЗ изготовили первый образец танка, получивший обозначение «Объект 277» №2. Танк проходил интенсивные испытания в течение 1959-1960 годов. 19 июля 1960 года было принято решение о прекращении опытно-конструкторских работ по новым тяжёлым танкам. Всего на ЛКЗ в 1958-1960 годах было изготовлено 2 танка «Объект 277 (машины №2 и №3).
Описание конструкции танка «Объект 277»
Танк «Объект 277» имел классическую схему общей компоновки с размещением в носовой части корпуса отделения управления, в средней части корпуса и установленной сверху башне — боевого отделения, в кормовой части корпуса – моторно-трансмиссионного отделения. Экипаж танка состоял из четырёх человек, размещавшихся: командир танка – в башне слева от казённой части пушки, механик-водитель – в отделении управления по оси симметрии танка, наводчик орудия – в башне слева от пушки, заряжающий – в башне справа от пушки.
Корпус танка имел смешанную конструкцию, с литой носовой частью и сварными гнутыми бортами. Толщина верхней лобовой детали корпуса составляла 89-140 мм при углах наклона от вертикали от 60° од 70°. Толщина нижней лобовой детали корпуса составляла 138-153 мм при углах от вертикали от 50° до 55°. Толщина верхней детали борта корпуса составляла 90-112 мм при угле наклона к вертикали 60°, нижняя деталь борта корпуса была расположена вертикально и имела толщину 90-97 мм. Кормовая деталь корпуса состояла из верхнего откидного листа и нижнего листа толщиной 50 мм, имевших угол наклона в вертикали 60°. Толщина брони крыши корпуса составляла 20 мм. Корытообразное днище корпуса танка имело толщину 16-20 мм.
Литая башни танка, с вварной крышей, имела переменную толщину брони носовой детали толщиной от 139 до 290 мм с углами наклона к вертикали от 30 до 60°. Борта башни имели переменную толщину брони 138 до 236 мм с углами наклона к вертикали от 30° до 55°. Толщина катанного броневого листа башни составляла 20-30 мм.
Основное вооружение танка состояло из одной 130-мм нарезной танковой пушки М-65 стабилизированной в двух плоскостях с электромеханическим механизмом заряжания кассетно-транспортёрного типа и одного 14,5-мм спаренного с пушкой пулемёта КПВТ. Для прицеливания при стрельбе из пушки и пулемёта в дневных условиях использовался стериоскопический перископический прицел-дальномер ТПД-2С, в ночных условиях – инфракрасный перископический прицел активного типа ТПН1. Стабилизация вооружения осуществлялась с помощью двухплоскостного стабилизатора танкового вооружения «Гроза II» с электрогидравлическими приводами наведения. На танке была установлена автоматизированная система управления огнём. Боекомплект танка составлял 35 выстрелов раздельного заряжания с частично сгораемой гильзой для пушки (23 снаряда и 15 гильз – в механизированной боеукладки) и 800 патронов для пулемёта.
В силовой установке танка использовался двенадцатицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения М-50 с приводным центробежным нагнетателем мощностью 1090 л.с. В едином блоке с двигателем была смонтирована трансмиссия с восьми-ступенчатой планетарной коробкой передач и механизмом поворота типа «ЗК» с гидросервоприводами.
Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного двухскатного направляющего колеса с винтовым механизмом натяжения гусеницы, восьми двускатных опорных катков с внутренней амортизацией, оснащённых индивидуальной пучковой торсионной подвеской с рычажно-поршневыми амортизаторами в первых, вторых и восьмых балансирах опорных катков и ограничителями хода балансиров, четырёх двускатных поддерживающих роликов, одного ведущего колеса со сменными зубчатыми венцами цевочного зацепления гусеницы, одной мелкозвенчатой гусеницы с открытым металлическим шарниром.
Для тушения возгораний танк оснащался автоматическим противопожарным оборудованием УА ППО «Росса-2». Для защиты экипажа и оборудования машины использовалась автоматическая противоатомная система. Для постановки дымовой завесы использовалось термодымовая аппаратура. Для преодоления водной преграды по дну танк комплектовался оборудованием для подводного вождения.
Для внешней связи на танк устанавливалась ультракоротковолновая танковая радиостанция Р-113, для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство Р-120.
Основные модификации танка «Объект 277»
«Объект 277» — опытный тяжёлый танк спроектированный и выпущенный ЛКБТ ЛКЗ. Ведущим инженером по танку сначала был Н.М. Чистяков, позже – Н.Ф. Шашмурин. Первый образец танка, получивший обозначение образец №2 (№5812Б01), после отладки и стационарных испытаний, к 26 декабря 1958 года был передан заказчику (корпус и башню танка «образец №1» отправили на испытания обстрелом ещё в июле 1958 года). В конце 1959 года на ЛКЗ приступили к сборке двух танков, получивших обозначение «образец №3» и «Образец №4»), для проведения полигонно-войсковых испытаний. После решения о прекращении всех работ по новым тяжёлым танкам, 30 сентября 1960 года полностью укомплектованный танк «образец №3» был принят заказчиком (остался на хранении на ЛКЗ). Танк «образец №4» (корпус на ходовой части без амортизаторов, с установленной на нём башней с механизмом поворота и стопором башни) сдали на заказчику (отправлен на НИИБТ полигон). Всего было изготовлено на ЛКЗ в 1958-1960 годах 2 комплектных танка «Объект 277» (образцы №2 и №3) и два комплекта корпуса и башни (образцы №1 и №4).
«Объект 278» — опытный тяжёлый танк с газотурбинным двигателем, спроектированный в ОКБТ ЛКЗ под общим руководством Ж.Я. Котина (ведущий инженер Н.М. Чистяков) на основе конструкции танка «Объект 278» в 1955-1958 годах. Параллельно в 1955-1960 годах на ЛКЗ осуществили проектирование и сборку экспериментального танкового газотурбинного двигателя ГТД-1 (всего велась сборка пяти двигателей). К моменту принятия решения о прекращении работ по новым тяжёлым танкам изготовление танка «Объект 278» сильно задерживалось отсутствием кондиционного двигателя (всего собрали и испытали два двигателя, выдававших на валу мощность 600 л.с. вместо 1000 л.с.). В октябре 1960 года некомплектный образец танка «Объект 278» (корпус танка на ходовой части без амортизаторов, башня без вооружения, собранные узлы, покупные изделия) отправили на НИИБТ полигон.