0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный танк «Объект 770» (СССР)

Тяжёлый танк «объект 770» – опережающий время

Конкурс на разработку нового тяжёлого танка, проведённый в Советском Союзе в 50-е годы, оказался безрезультатным. Ни одна из трёх боевых машин, представленных на испытания, не была запущена в серию.

Но интересно то, насколько разную конструкторскую философию демонстрировали все три проекта. Ленинградский «Объект 279», выделявшийся даже внешним видом, вобрал в себя нетрадиционные и новаторские решения. Созданная там же машина «277» представляла собой дальнейшее развитие конструкции танка Т-10. А разработанный в Челябинске «объект 770» соединял в себе проверенные идеи с оригинальными находками.

Конструкция

Спроектированный коллективом Челябинского завода во главе с Павлом Исаковым, танк имел классическую компоновку с кормовым размещением моторно-трансмиссионного отсека. Корпус представлял собой цельную отливку – со времён войны качество литья выросло, а применение литой брони позволяло исключить уязвимые сварные швы и легко менять толщину корпуса.

Максимальная толщина брони в верхней части лба «объекта 770» достигала 138 мм, в нижней – 187 мм. Для пробития лобовой брони корпуса снаряду надо было преодолеть эквивалент 250-270 мм стали. Нижняя – вертикальная – часть борта имела толщину в 105 мм, верхняя – заваленная наружу под углом 67⁰ – 86 мм.

Цельнолитой выполнялась и башня танка – в лобовой проекции её толщина колебалась от 260 мм в нижней части до 90 мм – в верхней. Эквивалент защиты при этом изменялся от 300 (внизу) до 260 мм (у верха башни).

Внешне «объект 770» за счёт полусферической башни, расположенной почти по центру корпуса, напоминал сильно увеличенный средний танк Т-55.

Лобовая часть его корпуса при этом имела округлые очертания, придававшие сходство с американским М48 (тоже с цельнолитым корпусом).

Механик-водитель сидел в носу корпуса по центру обитаемого отделения, остальной экипаж находился в башне. Наводчик и командир сидели друг за другом в левой половине башни, а заряжающий находился в правой части. Подобное решение было типичным для советских танков того времени.

Как и прочие танки, создававшиеся в рамках конкурса, «объект 770» вооружили нарезной пушкой М-65 калибра 130 мм. Она имела двухплоскостной стабилизатор, для снижения отдачи устанавливался щелевой дульный тормоз, остаточные пороховые газы отсасывались с помощью эжектора. Бронебойный снаряд БР-482 (болванка с разрывным зарядом в каморе) на километровой дистанции пробивал до 280 мм броневой стали.

Заряжание – раздельное, полный боекомплект составлял 37 выстрелов. Боеукладка первой очереди, вмещавшая в себя 18 выстрелов, была механизирована – устройство включало в себя транспортёр и досылатель. Механизированная укладка занимала кормовую нишу башни, благодаря её использованию практическая скорострельность составляла от 5 до 7 выстрелов в минуту. В роли спаренного пулемёта использовали крупнокалиберный (14,5 мм) КПВ.

В отличие от предыдущих тяжёлых танков СССР, «770» получил не продольно, а поперечно установленный двигатель. Использовать решили 2-рядный 10-цилиндровый дизель марки ДТН-10. Именно 2-рядный, а не V-образный – в едином блоке параллельно устанавливались два коленчатых вала.

Дизель, развивающий 1000 л.с., оснащался турбонагнетателем – до этого наддувные моторы обычно имели приводные компрессоры.

Оба коленвала через общий редуктор передавали крутящий момент на гидромеханическую трансмиссию. Первая, пониженная передача была механической, работавшей от параллельного потока мощности. За счёт этого танк можно было запускать буксировкой и производить торможение двигателем. Механизмы поворота и бортовые редукторы – планетарные.

Управлялся «770» не рычагами, а штурвалом. При включённой нейтральной передаче танк разворачивался на месте, вращая гусеницы в разных направлениях.

«Объект 770» имел гидропневматическую подвеску, которая не позволяла изменять клиренс, но, тем не менее, обеспечивала высокую плавность хода. Ходовая часть танка включала в себя по 6 (с каждой стороны корпуса) крупных опорно-поддерживающих катков с внутренней амортизацией.

Читать еще:  Проект штурмовика British Aerospace BAe SABA (Великобритания)

В дополнительное оборудование входили: гирополукомпас, инфракрасные фары для обеспечения работы приборов ночного видения, система постановки дымовой завесы за счёт впрыска солярки в выпускной тракт. Оснащался «объект 770», будучи предназначенным для действий в условиях ядерной войны, и системой защиты от средств массового поражения.

Главные технические параметры

Сравним танк «объект 770» с его главным соперником по конкурсу – ленинградским «277».

Опытный танк «Объект 770» (СССР)

Войти

«Объект 770». Последний советский тяжелый танк эпохи Хрущева.

Наряду с «Объектом 277» http://mihalchuk-1974.livejournal.com/158923.html и «Объектом 279» http://mihalchuk-1974.livejournal.com/161504.html еще одним конкурсным тяжелым танком стал объект 770, разработанный под руководством Главного конструктора Челябинского тракторного завода П. П. Исакова. В отличие от 277-го он создавался полностью на базе новых агрегатов и имел ряд оригинальных конструктивных решений. Корпус объекта 770 литой, с дифференцированной по высоте и длине толщиной брони. Наклонная часть бортов выполнена не в одной плоскости, а под разными углами: от 64° до 70° к вертикали и с переменной толщиной от 65-мм до 84-мм.

Толщина лобовой брони корпуса достигала 120-мм. Для повышения бронестойкости кромок по всему периметру корпуса был выполнен бурт. Башня литая, также с переменной толщиной и углами наклона стенок. Лобовая броня башни имела толщину 290-мм. Стык башни с корпусом был защищен. Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней пулемета КПВТ. Спаренная установка имела двухплоскостной стабилизатор «Гроза», автоматизированную систему наведения, прицел-дальномер ТПД-2С, дневные и ночные приборы прицеливания и наблюдения и механизм заряжания. Боекомплект состоял из 26 артвыстрелов и 250 патронов к пулемету. В качестве силовой установки на объекте 770 использовался 10-цилиндровый, четырехтактный, двухрядный дизель ДТН-10 с вертикальным расположением цилиндров, наддувом от компрессора и водяным охлаждением. Он был установлен в кормовой части танка перпендикулярно его продольной оси. Мощность двигателя составляла 1000л. с. при 2500 об/мин. Трансмиссия гидромеханическая, с комплексным гидротрансформатором и планетарной коробкой передач. Гидротрансформатор с двумя направляющими аппаратами был включен в силовую схему трансмиссии параллельно. Трансмиссия обеспечивала одну механическую и две гидромеханические передачи переднего хода и механическую передачу заднего хода.


В ходовой части было шесть опорных катков большого диаметра с внутренней амортизацией на борт. Гусеницы имели закрепленные пальцы. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами располагались сзади. Механизм натяжения гусениц гидравлический. Подвеска индивидуальная, гидропневматическая. Экипаж танка состоял из 4 человек. Механик-водитель осуществлял управление с помощью рукоятки мотоциклетного типа. Объект 770 был оборудован системой защиты от оружия массового поражения, автоматической противопожарной системой, термодымовой аппаратурой, ночными приборами и гирополукомпасом. Для внешней связи устанавливалась радиостанция Р-113, а для внутренней — переговорное устройство Р-120. Объект 770 был выполнен на высоком техническом уровне. Литые башня и корпус с ярко выраженным дифференцированным бронированием обеспечивали повышенную снарядостойкость. Машина имела хорошие маневренные качества и была легка в управлении. По мнению специалистов полигона, где проходили испытания, все три опытных тяжелых танка, объект 770 представлялся им наиболее перспективным. Опытный образец этой машины хранится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Решение о свертывании работ по тяжелым танкам.

22 июля 1960 года на полигоне Капустин Яр состоялся показ образцов военной техники руководству страны во главе с Н. С. Хрущевым. Вот как вспоминал об этом событии главный конструктор Уральского вагоностроительного завода Л. Н. Карцев, представлявший тогда свой ракетный танк ИТ-1:

«На следующее утро поехали на площадку, где была сосредоточена бронетанковая техника. Образцы стояли на отдельных бетонных площадках недалеко друг от друга. Справа от нас на соседней площадке стоял опытный образец тяжелого танка, вокруг которого прохаживался Ж. Я. Котин. После осмотра ИТ-1 Н. С. Хрущев направился к тяжелому танку ленинградского Кировского завода. Несмотря на попытки Котина протолкнуть на вооружение новый тяжелый танк, Хрущев принял решение прекратить производство серийного тяжелого танка Т-10 и запретил вообще проектировать тяжелые танки».

Читать еще:  Опытный боевой танк Leopard ADT (Германия)

Надо сказать, что большой поклонник ракетной техники, Хрущев был противником танков вообще, считая их ненужными. В том же 1960 году в Москве, на конференции, посвященной перспективам развития бронетанковой техники с участием всех заинтересованных сторон — военных, конструкторов, ученых, представителей промышленности, Хрущев вновь подтвердил свое решение: как можно быстрее завершать серийное производство Т-10М, а разработку новых тяжелых танков прекратить. Мотивировалось это невозможностью обеспечить большой отрыв тяжелых танков по огневой мощи и защищенности в заданных пределах массы от средних танков.

Сильное влияние оказало и увлечение Хрущева ракетами: в соответствии с заданием правительства все танковые КБ страны проектировали в то время машины с ракетным вооружением (объекты 150, 287, 775 и др.). Считалось, что эти боевые машины способны полностью заменить пушечные танки. Если решение о прекращении серийного производства при всей его небесспорности можно считать хоть чем-то обоснованным, то прекращение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ стало серьезной военно-технической ошибкой, в определенной степени повлиявшей на дальнейшее развитие отечественного танкостроения. В конце 50-х годов были реализованы технические решения, которые оказались актуальными и для 90-х годов: 130-мм пушка с продувкой канала ствола сжатым воздухом, электромеханические и гидромеханические трансмиссии, литой корпус, гидропневматическая подвеска, единый блок двигателя и трансмиссии и другие.

Только спустя 10-15 лет после появления на тяжелых танках механизмов заряжания, прицелов-дальномеров, досылателей и т. д. они были внедрены на средних танках. Но решение было принято и тяжелые танки сошли со сцены, средние же, наращивая свои боевые характеристики, превратились в основные.

Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг».
М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг.;
Карпенко А. В. Тяжелые танки // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995);

Экспериментальный тяжёлый танк «Объект 770»

В 1950-х годах возник «бум», рассвет советского танкостроения. Создавались, рассматривались самые удивительные и необычные машины. Формировалась стратегия и тактика применения танковых войск, которые требовали новую, современную, отвечающую требованиям того времени в техническом плане технику. В связи с этим в 1956 году командованием выдвинуты требования к будущему тяжелому танку, которому предстояло встать на вооружение СА.

На основании тактико-технических требований три КБ приняли в разработку проекты перспективных танков. В результате конкурсного отбора между проектами КБ, должен был принят танк взамен «устаревшему» Т-10. В качестве конкурсанта в Челябинском конструкторском бюро в 1957 году под контролем главного конструктора П.П.Исакова закончились работы над танком, ставшим известным как «Объект 770».

«Объект 770» получил классическое для советского танкостроения размещение экипажа в количестве 4-х человек и компоновку, однако при его разработке были применены различные новшества, технологии и агрегаты, что были применены лишь спустя несколько лет при появлении основного боевого танка (ОБТ).

Основным орудием стала пушка под индексом «М-65» калибра 130 мм, нарезного типа, что было отхождением от общепринятых гладкоствольных систем, как того, так и нашего времени в истории советского танкостроения. Как дополнение к основному орудию применялся спаренный крупнокалиберный пулёмёт Владимирова, известный, как КПТВ калибра 14,5 мм.

Пушка имела новую, двухплоскостную стабилизирующею систему, получившую наименование «Гроза», а так же механическую боеукладку с электромеханическим досылателем, выдававшем скорострельность до 5 выстр/мин. Так же из применяемых новшеств, для увеличения эффективности наводчика, применили принципиально новый дальномер — прицел «ТПД-2С» стереоскопического типа, а так же прицел ночной ТПН для эффективного ведения боя в ночных условиях. Боекомплект к орудию составлял 26 выстрелов раздельного заряжания, а так же 250 выстрелов к пулемёту.

Корпус «Объекта 770» был изготовлен как цельнолитой, с различной по высоте, а так же длине утолщением брони. Частично борта корпуса были спроектированы и выполнены под различными углами. Верхняя часть бортов получила толщину в 105–мм. Лобовая корпусная броня в среднем составляла порядка 120 мм и в верхней части достигала до 138 мм. Для увеличения прочности и снарядоустойчивости по всему периметру танкового корпуса применили бурт.

Читать еще:  Опытный танк «Объект 726» (СССР)

Литая башня была выполнена в округлой форме, модной для советского танкостроения того времени. Как и в случае с корпусом, в башне применили различные наклоны, углы и толщину брони, где передняя полусфера башни имела толщину брони до 290 мм, что и по нынешним меркам хороший показатель бронезащищённости. Основным пробелом танкостроения был слабый зазор, стык между корпусом и башней. Конструкторы Челябинского КБ решили эту проблему усилением стыка.

Силовую установку для «Объекта 770» разработали на основе дизельного двигателя Б-2. Модернизированный двухрядный, четырёхтактный, 1000-сильный двигатель с водным охлаждением получил индекс ДТН-10. Танк так же получил новую в танкостроении гидромеханическую трансмиссию, механик-водитель так же получил новое управление танком по штурвальному принципу, а не рычажному, что и сейчас можно встретить на многих тракторах гусеничного типа, как советского, так и российского производства завода ЧТЗ.

Ходовая часть получила катки куда большого диаметра, гидропневматическую подвеску и механизм гидравлического натяжения гусениц, так необходимого для преодоления препятствий и движению по сложной пересечённой местности.

На испытательном полигоне конкурсный танк показал отличные манёвренные качества и удобное управление, а его конструктивные решения делали этот танк одним из самых лучших. Среди представленных на полигоне образцов техники среди специалистов многие видели перспективу новой разработки Челябинского конструкторского бюро.

Но, увы, так сложилась история, что на смотре 1960 года, большим любителем ракетной техники и ярым ненавистником танковой техники Н.С.Хрущёвым все танки-конкурсанты были признаны не соответствующими его запросам. И так и остались конкурсанты танками с индексами «Объект». Так же последовал запрет на все виды исследовательских и конструкторских работ по тяжёлым танкам, что было явной и большой ошибкой, по мнению ряда военных специалистов. Однако стоить заметить, что необходимость в замене Т-10 Никита Сергеевич всё-таки видел и настоял, чтобы быстрее был запущен в серию Т-10М.

Несмотря на грустную историю этого удивительного танка «Объект 770», его разработка не прошла даром для советского танкостроения в дальнейшем. Стоить заметить, что некоторые решения по стабилизации выстрела и системы досыла снаряда, применение прицела-дальномера, механизма натяжения гусениц, трансмиссии нашли своё применение и в танках более позднего периода, как очень удачные.

Сейчас можно строить лишь предположения о возможной судьбе советского и ныне российского танкостроения в том случае, если бы Никита Сергеевич был менее прохладным к танкам. Можно предположить точно, что отечественное танкостроение и СА увидело бы не мало новых, удивительных танков, обладающих уникальными тактико-техническими характеристиками, которые изменили бы облик и нынешней Российской Армии. Сейчас единственный построенный экземпляр «Объекта 770» можно встретить в Танковом музее г. Кубинка.

Основные характеристики:
Масса танка — 55 т
Экипаж — 4 человека
Габариты:
— длина с орудием — 11333 мм
— длина без орудия — 7280 мм
— ширина танка — 3400 мм
— высота танка — 2420 мм
— клиренс — 430 мм
Броня, лоб корпуса — до 138 мм, лоб башни — до 290 мм
Вооружение – 130-мм орудие М-65 со скорострельностью 4-5 выстр/мин., 14,5-мм пулемет КПВТ.
Боезапас — 26 шт. 130 мм и 250 шт. 14,5 мм
Силовая установка — двигатель дизельный ДТН-10
Мощность двигателя — 1000 л.с.
Максимально-возможная скорость по шоссе — до 55 км/ч
Запас хода — 250 км
Преодолеваемые препятствия:
— брод — 1 м
— максимальный угол подъема — 35 градусов
Давление на грунт — 0,795 кг/см 2
Радиостанция — Р-113.

/Фалалеев И.В., специально для «Армейского Вестника»/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector