Опытный танк «Объект 775» (СССР)
Необычные танки Росcии и СССР. Ракетный танк «Объект 775»
В начале 60-х годов прошлого столетия, с ускоренным развитием ракетного вооружения, инженеры-танкостроители вновь обращают свой взгляд на возможность установки на танк ракетного оружия. Как тогда казалось, одним из перспективных направлений развития танкового вооружения являлась установка на танк ракетного оружия уже не как дополнительного, а как основного. Идея создания небольшого, маневренного, оснащенного мощным ракетным вооружением, с большой дальностью поражения «истребителя танков» являлась в то время очень актуальной для советских инженеров. Одним из примеров этого направления в истории отечественного танкостроения можно назвать проект создания ракетного танка, известного как «объект 775».
Работы над этим новым проектом проводились в СССР, в конструкторском бюро Челябинского завода, в период с 1962 по 1964 годы ХХ-го века. Руководителем и ведущим инженером проекта был Павел Исаков. В короткие сроки инженеры КБ разработали рабочие чертежи будущей машины, новую конструкцию ходовой части и компоновочную схему. От классической компоновочной схемы она отличалась тем, что оба члена экипажа, механик-водитель и командир, он же наводчик-оператор, размещались в специальной, изолированной кабине, расположенной в башне танка. Во время вращения башни кабина поворачивалась вместе с ней. Причем место механика-водителя имело отдельную, независимую конструкцию, позволяющую водителю всегда располагаться лицом вперёд, независимо от того, в какую сторону повернута башня танка. Отличительной особенностью конструкции корпуса и башни было то, что благодаря оригинальной схеме размещения экипажа удалось добиться существенного снижения высоты машины и тем самым уменьшить её уязвимость, позволяя использовать в бою в качестве укрытия даже самые незначительные складки местности. Однако низкий силуэт машины ограничивал членам экипажа обзор и наблюдение за происходящими изменениями на поле боя. В сочетании с тем, что машина была оснащена специальным оборудованием и механизмами самоокапывания, выживаемость машины в условиях современного боя должна была быть очень высокой.
В качестве силового агрегата был выбран оппозитный 5-цилиндровый дизельный танковый двигатель 5ТДФ с жидкостным охлаждением мощностью 700 л.с., обеспечивающий среднюю скорость передвижения по твёрдому грунту до 70 км в час. Ёмкость топливных баков позволяла машине пройти без дополнительной заправки более 550 км. В отличие от предшественников (ИТ-1, «объект 287», «объект 430»), конструкцию подвески на «объекте 775» решено было изменить. Вместо торсионной подвески была установлена гидропневматическая, оснащенная механизмом изменения клиренса, в зависимости от боевой обстановки и характера местности. Башня ракетного танка была литой, приплюснутой, с очень низким силуэтом, благодаря чему высота машины составила 1740 мм. Броневой корпус машины собирался методом сварки встык из катаной листовой брони с толщиной листа от 30 до 120 мм, что позволило, учитывая небольшие габариты и небольшой для такого типа машин вес (не более 37 тонн), сделать броневую защиту машины, сравнимую с таковой у тяжелых танков. В дополнение, для защиты экипажа от радиоактивного излучения в случае применения ядерного оружия, броневые листы покрывались изнутри специальным составом на основе пластмассы.
Главным оружием нового «истребителя» танков являлась нарезная 125-мм пушка – пусковая ракетная установка с полуавтоматическим механизмом заряжания Д-126, созданная в ОКБ-9 и способная производить стрельбу как обычными неуправляемыми противотанковыми реактивными снарядами, так и управляемыми ракетами на дальность до 4 000 (НУРС) и (ПТУР) до 9 000 метров. В дополнение устанавливался один 7,62-мм танковый пулемёт СГМТ. Боекомплект состоял из 22 осколочно-фугасных снарядов-ракет и 15 управляемых ракет 9М15 «Тайфун», кумулятивная боеголовка которых способна прожигать до 250 мм брони при угле встречи 60° и до 500 мм при угле 90° на дистанции до 4 000 метров. Этого с избытком хватало для того, чтобы гарантированно уничтожить любой самый тяжелый и хорошо бронированный танк, состоящий в то время на вооружении любой иностранной армии. Наведение на цель производилось с использованием инфракрасных лучей полуавтоматическим комплексом наведения, созданным в ОКБ «Рубин».
Испытания машины проводились вплоть до 1965 года, на них «истребитель танков» показал неплохие как ходовые, так и боевые качества. Однако на вооружение танк так и не был принят, что послужило тому причиной, сейчас сложно сказать. Возможно, из-за недоработок и слабой надежности системы наведения ракет или из-за сложности и высокой стоимости производства. Единственный сохранившийся до наших дней «Объект 775» в настоящее время находится в экспозиции танкового музея в Кубинке.
Советский средний танк «Объект 775»
Средний танк «Объект 775» с комплексом управляемого вооружения спроектирован в КБ ЧТЗ (г. Челябинск) под руководством П.П. Исакова в 1963-1966 годах. Два опытных образца танка, изготовленные на ЧТЗ в 1966 году, прошли полигонные испытания в том же году. Работы по танку «Объект 775» были прекращены в сентябре 1968 года в связи с развёртыванием работ по танку «Объект 434» с комплексом управляемого вооружения «Кобра».
Описание конструкции танка «Объект 775»
Схема общей компоновки танка «Объ-ект 775» отличается от классической размещением экипажа в изолированной кабине, устроенной во вращающейся башне. Экипаж танка состоял из двух человек, размещавшихся: командир танка-оператор-наводчик – в башне слева от пушки; механик-водитель – в башне справа от пушки.
Броневой корпус, коробчатой формы, делился на три отделения. В носовой части корпуса размещалась механизированная боеукладка, механизм подачи выстрелов, аппаратура ППО. В средней части корпуса размещалось боевое отделение. В кормовой части – моторно-трансмиссионное отделение. Лобовая деталь корпуса была оснащена комбинированными броневыми преградами с применением стеклотекстолита. Толщина вертикальных бортов корпуса составляла 80 мм. Корма корпуса собиралась из верхнего броневого листа толщиной 45 мм и нижнего — толщиной 15 мм. Подбашенный броневой лист имел толщину 40 мм. крыша моторно-трансмиссионного отделения — 15-20 мм.
Литая стальная низкопрофильная башня, имевшая диаметр погона в свету 2320 мм, устанавливалась в корпусе танка на шариковой опоре. Лобовая деталь башни оснащалась комбинированными броневыми преградами с применением алюминиевого наполнителя толщиной 310 мм.
Вооружение танка состояло из одной 125-мм танковой нарезной пушки-пусковой установки стабилизированной в двух плоскостях Д-126 и одним спаренным 7.62-мм пулемётом ПКТ. Для стрельбы из пушки могли применять управляемые ракетные снаряды с кумулятивной боевой частью «Рубин» и неуправляемые ракетные снаряды с осколочно-фугасной боевой частью «Бур». Прицеливание при стрельбе из вооружения танка производилось с помощью стабилизированного перископического прицела-прибора наведения и пассивного ночного прицела.
Стабилизация вооружения танка осуществлялась двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором танкового вооружения 2Э16. Заряжание пушки производилось полуавтоматическим механизмом заряжания (в барабане 7 ячеек: 3 ракеты «Рубин» и 8 «Бур»), с дистанционным управлением от командира танка. Боекомплект танка составлял 24 управляемых снаряда или 48 неуправляемых ракетных снарядов для пушки и 2000 патронов для пулемёта.
Силовая установка и силовая передача танка идентична таковой у танка «Объект 432» за исключением изменённой гидравлической системы управления.
Ходовая часть танка отличалась применением регулируемой гидропневматической подвески, обеспечивавшей ступенчатое изменение клиренса танка от 420 до 170 мм. Элементы гусеничного движетеля взяты от танка «Объект 432».
Танк оснащён системой ПАЗ с противонейтронным подбоем в боевом отделении, термодымовой аппаратурой, автоматическим УА ППО «Роса». Боевое отделение оснащалось кондиционером.
Для внешней связи использовалась ультракоротковолновая радиостанция Р-113. для внутренней — танковое переговорное устройство Р-120.
Опытный танк «Объект 775» (СССР)
Ракетный танк «Объект 775»
‘объект 775’ был создан в городе Челябинске конструкторским коллективом под руководством П.П. Исакова. Он был оснащен гладкоствольной пусковой установкой 125 мм , способной вести огонь управляемыми ракетами и неуправляемыми активно-реактивными снарядами. Наведение ракеты на цель осуществлялось с помощью полуавтоматической системы по инфракрасному лучу. Ракета была способна поражать бронированные цели ( 250 мм под углом 60 градусов) на дальности до 4000 м . Процессы заряжания (на машине имелся полуавтоматический механизм заряжания), наведения на цель, выстрела (пуска) и управления полетом ракеты производились по командам с пульта командира-оператора.
Экипаж из двух человек размещался в башне в изолированной кабине из полиэтилена. При этом место механика-водителя было оборудовано сложной специальной системой, позволявшей ему при вращении башни постоянно смотреть вперед. Благодаря размещению экипажа в башне общую высоту машины удалось снизить до 1740 мм .
В отличие от «объекта 430», на этой машине вместо торсионной подвески применили гидропневматическую , с дозирующим устройством, позволявшим изменять клиренс. Силовая установка и силовая передача были заимствованы с «объекта 430». В общем, получилась оригинальная боевая машина, напоминавшая скорее истребитель танков, чем танк. Недостаточная эффективность вооружения на малых и средних дистанциях, высокая сложность устройства и обслуживания – все это существенно сужало сферу его применения.
Совершенствование ракетного оружия, его миниатюризация, результаты полигонных испытаний породили у военных надежду на то, что оно с успехом заменит традиционные ствольные танковые артсистемы .
В 1962 году у нас изготовили экспериментальную машину «775», оснащенную необычной пусковой системой, представлявшей собой ствол калибром 125 мм , размещенный во вращающейся литой башне. Кроме управляемых ракет с кумулятивным зарядом, в боекомплект входили осколочно-фугасные неуправляемые ракеты, стабилизировавшиеся в полете вращением, подобно нарезным артиллерийским снарядам. Отсутствие противооткатных устройств и компактный затвор позволили конструкторам уменьшить высоту башни почти в два раза.
Экипаж установки состоял из командира, одновременно оператора вооружения, и механика-водителя. Отделение управления было в правой части башни и крепилось на шариковой опоре. Жесткая кинематическая связь места водителя с башенным погоном сохраняла неизменной его ориентацию относительно продольной оси машины при любых углах поворота башни. Такое решение, опробованное раньше на экспериментальной самоходной артиллерийской установке, позволило снизить высоту корпуса «775», который при общепринятом размещении механика-водителя должен быть не менее 900 мм . В освободившейся носовой части уложили солидный боекомплект – 24 управляемых и 48 неуправляемых реактивных снарядов, подававшихся в боевое отделение полуавтоматическим механизмом заряжания с дистанционным управлением.
От танка Т-64 были заимствованы с небольшими изменениями двигатель с эжекционной системой охлаждения, силовая передача с двумя побортными семискоростными коробками, опорные катки с внутренней амортизацией, направляющие колеса и гусеница с резинометаллическими шарнирами. Только в подвеске вместо торсионов применили гидропневматические рессоры, позволявшие машине изменять клиренс.
Малые размеры, особенно высота, и как следствие – небольшая площадь поражаемого пространства позволили создателям «775» усилить бронезащиту по сравнению с пушечными танками той же массы. Излучения, в случае ядерного взрыва, ослаблялись не только броней, но и пластмассовым подбоем. Кроме того, экипаж располагал комплектом противоатомной и противопожарной защиты.
На испытаниях выявились хорошие подвижность и проходимость ракетного танка, способность, благодаря низкому силуэту и изменяемому клиренсу, прятаться в складках местности, что дало талчек к разработке новой ветви бронетехники – “истребителей танков” отличающихся небольшой высотой и габаритами, но достаточно мощным вооружением.