Опытный танк «Объект 911Б» (СССР)
Опытный танк «Объект 911Б» (СССР)
Танк «Объект 911Б» был разработан весной 1963 г. в ОКБ ВгТЗ под руководством И.В. Гавалова. Ведущим конструктором машины являлся Ю.М. Сорокин. Плавающий авиадесантируемый танк создавался на базе опытный гусенично-колесной боевой машины пехоты «Объект 911», но без колесного движителя и с использованием опыта проектирования легкого танка «Объект 906Б» с управляемым ракетным оружием. Опытный образец машины, выпущенный в 1964 г., прошел заводские испытания. На вооружение танк не принимался и в серийном производстве не состоял.
Схема общей компоновки танка предусматривала размещение переднего отделения, представлявшего собой герметичный грузовой отсек (необходимый для обеспечения плавучести), в носовой части корпуса; боевого отделения, совмещенного с отделением управления – в средней части корпуса и башне; МТО – в кормовой части корпуса. В грузовом отсеке располагались гидроцилиндры механизма натяжения гусениц, два топливных бака, две аккумуляторные батареи, гидроагрегаты управления волноотражательным щитком, трубопроводы гидросистемы управления подвеской и натяжного механизма, термоизвещатели и распылители системы ППО и часть ЗИП. Для доступа к узлам и агрегатам переднего отделения в его крыше был выполнен люк с броневой крышкой. Над топливными баками и под ними имелись лючки, закрывавшиеся броневыми пробками. Кроме того, в переднем отсеке предусматривалась возможность размещения дополнительно двух человек или какого-либо груза. При нахождении в переднем отсеке людей обеспечивалась его вентиляция, а для их посадки имелись два люка с броневыми крышками.
Экипаж из двух человек располагался во вращающейся башне в специальной герметизированной броневой капсуле с усиленной противорадиационной защитой. На днище боевого отделения на специальной опоре устанавливался вращающийся пол, на котором монтировались сиденье командира танка и планетарный шестеренчатый механизм приводов управления (ПШМ) с платформой механика-водителя. На платформе располагались сидеденье механика-водителя, рычаги и педали управления танком, рычаг переключения передач, тяги приводов управления (от рычагов и педалей до ПШМ), часть электрооборудования и ЗИП.
Слева от орудия находился командир танка (он же наводчик), справа – механик-водитель, сиденье которого закреплялось на вращающейся независимо от башни платформе. Автономная башенка механика-водителя с входным люком совместно с платформой ПШМ образовывали подвижное отделение для дистанционного управления движением танка. Для наблюдения за полем боя и вождения машины у механика-водителя в башенке устанавливались три призменных перископических прибора ТНПО-170. Для вождения танка в ночных условиях использовался прибор ночного видения ТВН-2Б, монтировавшийся вместо центрального прибора ТНПО-170. Для наблюдения за полем боя и ведения огня из основного оружия командир пользовался двумя смотровыми приборами ТНПО-170 и одним перископическим прицелом – прибором наблюдения. Для входа и выхода командира из машины над его рабочим местом также имелся входной люк, закрывавшийся броневой крышкой. Круговой обзор командиру танка обеспечивался только за счет поворота башни.
Для более удобного управления при движении танка задним ходом в ПШМ был встроен дополнительный механизм, позволявший механику-водителю бьютро развернуть подвижное отделение управления внутри башни на 180°. Перед разворотом производились фиксация и разъединение всех тяг приводов управления в том положении, в котором они находились в момент остановки машины. Дополнительный механизм при развороте платформы автоматически реверсировался для сохранения неизменного порядка управления при движении задним ходом. После разворота все тяги управления вновь соединялись, а их единовременная фиксация снималась. При наличии реверсивной коробки передач становилось возможным управление при движении задним ходом с такими же скоростями, как и при движении вперед.
В башне танка «Объект 911Б» устанавливались основное оружие, механизм заряжания (в нише башни), средства связи, приборы наблюдения и стрельбы, механизмы наводки. Кроме того, в боевом отделении размещался весь боекомплект танка, навигационное, электроосветительное и другое специальное оборудование. Под вращающимся полом (он был связан с погоном башни специальными тягами) по днищу машины проходили тяги приводов управления (от ПШМ к агрегатам), электрические провода и трубопроводы. Удаление газов из боевого отделения при стрельбе из основного оружия производилось вытяжным вентилятором через люк со шторкой в моторной перегородке. Помимо боевого отделения, в средней части корпуса располагались приводы управления водометными движителями и заслонками водометов, привод управления жалюзи, аппаратура системы ППО, щитки и приборы электрооборудования, воздуховоды системы вентиляции, гидроагрегаты гидропневматической подвески, трубопроводы и электрические провода.
В МТО размещались силовой блок с обслуживающими системами и водометные движители. Справа и слева от двигателя находились эжекторы, соединенные с выпускными коллекторами двигателя с помощью клапанных коробок. На эжекторах монтировался механизм защиты двигателя от попадания забортной воды. Внутри эжекторов располагались радиаторы системы охлаждения двигателя и масляные радиаторы соответствующих систем двигателя и МПП. Между перегородкой МТО и двигателем устанавливался компрессор АК-150С с электромагнитной муфтой выключения, вентилятор системы охлаждения компрессора и генератора, маслонасос гидросистемы управления подвеской и сливной топливный бачок. С левой стороны у моторной перегородки находился масляный бак с подогревателем, над двигателем со стороны перегородки – расширительный бачок системы охлаждения двигателя. С правой стороны у моторной перегородки располагался воздухоочиститель с воздухозаборником, труба которого могла выдвигаться над машиной при движении на плаву. От воздухзаборника имелся отвод к ФВУ. Кроме того, в МТО размещались топливные баки и маслозакачивающие насосы, водооткачивающие средства, термоизвещатели и распылители системы ППО, система ТДА, тяги приводов управления, трубопроводы, маслобачок гидросистемы. Полная очистка МТО от отработавших газов двигателя и паров масла осуществлялась вытяжным вентилятором ДВ-1К производительностью 700+100 м/ч, который устанавливался на крыше отделения около кормы и был оснащен обратным клапаном, предотвращавшим проникновение воды внутрь машины.
В башне танка монтировалась спаренная установка 73-мм гладкоствольного орудия ТКБ-04 «Гром» и 7,62-мм пулемета ПКТ. Высота линии огня могла изменяться в пределах от 1140 до 1490 мм (при «нормальном» клиренсе 360 мм – 1400 мм). При стрельбе использовался комбинированный, бесподсветочный перископический прицел ПКБ-62 (типа «Щит»), поле зрения дневной ветви которого составляло 15°, ночной – 6°. Углы наводки спаренной установки по вертикали были в пределах от -3 до +30°. Наводка орудия в обеих плоскостях осуществлялась как вручную, так и с помощью электромеханического привода «Кристалл» от пульта управления командира. Механизм поворота башни имел ручной и электромоторный приводы более простой конструкции, чем планетарный механизм поворота башни танка ПТ-76Б. Переключение с электромоторного привода на ручной производилось с помощью клавиши, располагавшейся на рукоятке маховика ручного привода. Стрельба из орудия велась активно-реактивными выстрелами с кумулятивной боевой частью, имевшей бронепробиваемость 300 мм. Наибольшая прицельная дальность стрельбы составляла 1300 м, дальность прямого выстрела – 800 м.
В боекомплект орудия входили 40 выстрелов, 27 из которых размещались в механизме заряжания в кормовой нише башни. Конструктивная схема механизма заряжания с гидроуправлением была заимствована у плавающего танка «Объект 906». Управление механизмом заряжания осуществлялось с места командира с помощью специального пульта. При необходимости имелась возможность ручного заряжания пушки. Механизм заряжания представлял собой замкнутую бесконечную цепь, движущуюся в раме и состоявшую из 27 звеньев (труб). Вращение транспортера обеспечивалось электроприводом, либо с помощью маховичка от ручного привода. Боекомплект к спаренному пулемету составлял 2000 патронов, снаряженных в ленты по 250 шт. и размещенных в коробках. Кроме того, в танке укладывались 10 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолете 10 сигнальными патронами.
Броневая защита машины была дифференцированной. Катаные броневые листы грузового (переднего) отсека (в нем размещались механизмы, не влияющие на боеспособность танка) и МТО сварного корпуса изготавливались из стали высокой твердости марки 2П и обеспечивали защиту от пуль Б-32 калибра 7,62 мм и осколков. Лобовой лист корпуса толщиной 10 мм имел угол наклона от вертикали 45″ и являлся противокумулятивным экраном для передних броневых листов среднего отделения (обитаемой капсулы). Вертикальные борта грузового отделения и МТО имели толщину 8 мм, верхний и нижний кормовые листы и крыша корпуса – 6 мм. Днище в обоих отделениях толщиной 4 мм изготавливалось из углеродистой стали. Передние гнутые броневые листы среднего отделения имели толщину 35 мм, борта в верхней части – 45 мм, в нижней – 20 мм. Его кормовая часть состояла из двух вертикальных листов толщиной 35 мм, между которыми находилась герметичная моторная перегородка. Для изготовления этих броневых листов применялась сталь средней твердости марки 49С. Днище среднего отделения было выполнено из углеродистой стали толщиной 10 мм. Лобовая часть обитаемой броневой капсулы обеспечивала защиту экипажа и внутреннего оборудования от бронебойных снарядов калибра 76,2 мм с начальной скоростью 655 м/с с дистанции 2000 м, а борта – от пуль 5-32 калибра 14,5 мм с любой дистанции.
Необходимая жесткость и прочность корпуса обеспечивалась большими толщинами листов, образующих среднее отделение, двумя продольными поясами П-образных балок переднего отделения, а также двумя поперечными поясами Н-образных балок и продольными наружными зигами днища в МТО. Применение штампованных листа днища и балок внутреннего набора позволило уменьшить количество сварных швов и сократить номенклатуру деталей, в результате – уменьшить трудоемкость изготовления и сборки внутреннего набора корпуса. Масса стального корпуса машины по сравнению с танком ПТ-76Б была снижена с 5000 до 3500 кг при существенном росте его броневой защиты. Вдоль правого и левого бортов корпуса устанавливались съемные подкрылки, выполненные в виде емкостей, увеличивавших водоизмещение корпуса.
Башня танка сваривалась из гнутых стальных листов (лобового. двух бортовых, крыши и листов ниши) и устанавливалась на опоре с алюминиевыми погонами и пластмассовыми шариками. Лобовой (толщиной 40 мм на дуге 260°) и боковые листы имели переменные по периметру углы наклона от вертикали. Лобовая броня башни не пробивалась снарядами 76,2-мм пушки на дальностях стрельбы свыше 2000 м. В передней части башни ввари-залась рамка, отлитая из специальной стали, в которой имелись гнезда для крепления пушки. На крыше башни слева располагались люк командира танка, отверстие для установки прицела и две шахты под смотровые приборы. В крыше также имелся вырез под установку вращающейся башенки механика-водителя. В верхней части ниши башни был сделан проем для установки механизма заряжания пушки, который закрывался крышкой из специальной стали. Установка более компактной системы оружия «Гром» позволила уменьшить высоту башни с 540 мм (на танке ПТ-76) до 310 мм, а следовательно, и высоту танка на 230 мм, что также способствовало повышению защищенности машины на поле боя.
Боевая машина пехоты «объект 911»
Модификации: нет
Машины созданные на базе объекта 911:
• объект 911Б – легкий плавающий танк
Колёсно-гусеничная БМП «объект 911» была разработана в КБ Волгоградского тракторного завода в 1964 году под руководством главного конструктора И.В.Гавалова.
Машина создавалась на оригинальной базе и имела сварные корпус и башню из катаных броневых листов. Моторно-трансмиссионное отделение размещалось сзади, отделение управления с местом механика водителя – спереди по центру, боевое отделение – в середине. Компоновка «объекта 911» напоминала БМД-1, которая несколько позднее тоже разрабатывалась под руководством Гавалова.
БМП имела два движителя: колёсный с четырьмя колёсами, из которых два задние – ведущие, и полноразмерный гусеничный с пятью опорными и двумя поддерживающими катками на борт. Подвеска колёс – независимая, гидропневматическая, подвеска катков гусеничного движителя – индивидуальная с гидропневматическими рессорами. Переход с одного движителя на другой происходил на месте за 1,5…2 минуты, пока колёса с пневматиками опускались вниз до нужного положения, а катки с гусеницами подтягивались вверх (и наоборот). Скорость движения на гусеницах достигала 57 км/ч, на колёсах – чуть более 100. Поворот машины осуществлялся при помощи рулевого колеса автомобильного типа. Для движения по воде был предусмотрен водомётный движитель, сообщавший машине скорость на плаву до 10 км/ч.
Вооружение «объекта 911» было полностью аналогично БМП-1 и состояло из 73-мм гладкоствольной пушки 2А28, спаренного 7,62-мм пулемета ПКТ и установки ПТУР 9М14М «Малютка». Вооружение располагалось в малогабаритной одноместной конической башне, увенчивавшей боевое отделение с местом оператора и автоматом заряжания к пушке.
Десант в машине располагался побортно от боевого отделения и мог вести огонь из личного оружия через бойницы вперед и вбок. Выход наружу и посадка внутрь осуществлялись через верхние и кормовые люки по аналогии с боевой машиной десанта БМД-1.
По расчетам советских военных инженеров, в сравнении с обычной гусеничной машиной выходило, что за счет быстрых перемещений на колесах по дорогам с твердым покрытием (со скоростью до 107 км/ч) и по сухим грунтовым дорогам (до 70 км/ч) во время боевых действий на отдельных участках фронта можно было создавать временное превосходство в силах, достаточное для успешного продвижения вперед с малыми потерями. Это увеличивало боевую и военно-экономическую эффективность колесно-гусеничной машины, несмотря на дополнительные затраты, связанные со сложной конструкцией шасси. Однако после конкурсных сравнительных испытаний в серию пошел «объект 765» (БМП-1), а работы над «объектом 911» были прекращены. На основе корпуса и шасси опытной машины также разрабатывался легкий авиадесантируемый плавающий танк «объект 911Б», но и он на вооружение принят не был.
Сейчас опытный образец этой интересной БМП экспонируется в Военно-историческом музее бронетехники в Кубинке.
Проект плавающего танка «Объект 911Б»
В начале шестидесятых годов министерство обороны Советского Союза объявило конкурс на разработку боевой машины пехоты, предназначенной для перевозки и огневой поддержки личного состава мотострелковых подразделений. Несколько предприятий создали свои варианты перспективной боевой машины. Волгоградский тракторный завод представил на конкурс проект «Объект 911», главной особенностью которого была оригинальная колесно-гусеничная ходовая часть. По результатам сравнения представленных прототипов, построенных разными предприятиями, военное ведомство выбрало «Объект 765», созданный в ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода, а волгоградский «Объект 911» остался не у дел. Тем не менее, инженеры Волгоградского тракторного завода продолжили развитие своего проекта и создали на его основе новый легкий плавающий танк.
Проект «Объект 911Б» подразумевал широкое использование наработок по колесно-гусеничной боевой машине пехоты, но при этом значительно отличался от нее. К примеру, новый плавающий танк должен был иметь «классическую» гусеничную ходовую часть с шестью опорными катками, направляющим и ведущим колесом на каждом борту. При этом в проекте плавающего танка были применены некоторые оригинальные идеи. Особый интерес представляет компоновка бронированного корпуса. В передней его части был предусмотрен герметичный отсек, в котором разместили ряд систем и агрегатов. Основное предназначение этого отсека заключалось в обеспечении плавучести боевой машины. В средней части корпуса поместили боевое отделение с рабочими местами экипажа, в том числе и механика-водителя. Все агрегаты силовой установки находились в корме корпуса.
Объемы переднего герметичного отсека позволили разместить в нем два топливных бака, два аккумулятора, гидроцилиндры натяжения гусениц и водоотражательного щитка. Кроме того, в отсеке хранилась часть ЗИП. При этом в отсеке оставалось место для двух человек. Предполагалось, что перспективный танк «Объект 911Б» при необходимости сможет взять на себя функцию санитарной машины. Передний отсек получил собственную систему вентиляции, которую нужно было включать после посадки людей.
Компоновка бронированного корпуса позволила применить несколько оригинальных решений, касавшихся бронезащиты. Лобовой лист корпуса имел толщину 10 мм, борта переднего грузоотсека – 8 мм. Крыша и днище переднего отсека изготавливались из бронелистов толщиной 6 мм. Лобовые детали, за которыми размещались лишь агрегаты, мало влияющие на живучесть машины, фактически служили противокумулятивным экраном для боевого отделения. Передняя стенка обитаемого объема имела толщину 35 мм и собиралась из нескольких бронелистов. Борта боевого отделения планировалось собирать из двух листов: верхний должен был иметь толщину 45 мм, нижний – 20 мм. Снизу обитаемый объем защищался днищем толщиной 10 мм. Между боевым и моторно-трансмиссионным отделениями предусмотрели две бронированные плиты толщиной по 35 мм с противопожарной перегородкой между ними. Уровень защиты моторного отсека соответствовал переднему объему. Таким образом, танк «Объект 911Б» имел некое подобие бронированной капсулы экипажа, сейчас считающейся одной из основных черт танков будущего.
В моторно-трансмиссионном отделении танка «Объект 911Б» поместили силовой блок, созданный на основе дизельного двигателя УТД-20. Дизель мощностью 300 л.с. передавал крутящий момент на двухвальную пятиступенчатую коробку передач, распределяющую мощность на гусеничный или водометный движитель. Сравнительно компактный дизельный двигатель позволил уменьшить высоту бронированного корпуса в сравнении с существующим танком ПТ-76. Кроме того, водометы были перенесены из верхней части корпуса в нижнюю, что таким же образом сказалось на габаритах боевой машины.
В результате применения оригинальных компоновочных решений плавающий танк «Объект 911Б» получился сравнительно небольшим. При длине и ширине корпуса 7,1 и 2,8 метра соответственно перспективная машина имела общую высоту не более 1,61 метра (при максимальном клиренсе). Общая высота корпуса – 830 мм. Столь малая высота танка, как предполагалось, должна была повысить его живучесть на поле боя, хотя в некоторых случаях могла оказывать негативное влияние на поиск целей и прицеливание.
В проекте «Объект 911Б» использовалась гусеничная ходовая часть, созданная для БМП «Объект 911». При этом на опытном образце применялись некоторые элементы ходовой части, заимствованные у серийного плавающего танка ПТ-76. Шесть опорных катков на каждом борту машины имели индивидуальную подвеску с пневматическим амортизатором. На рабочем месте механика-водителя предусмотрели пульт управления ходовой частью. С его помощью экипаж мог регулировать клиренс машины в пределах от 100 до 450 мм, а также изменять крен и дифферент. При минимальном клиренсе общая высота танка «Объект 911» не превышала 1265 мм.
Экипаж плавающего танка «Объект 911Б», как и в случае с базовой боевой машиной пехоты, состоял всего из двух человек: механика-водителя и командира-наводчика. Они размещались в едином боевом отделении. Рабочее место командира расположили у левого борта боевого отделения, механика-водителя – у правого. Интересной особенностью перспективного танка стала платформа, на которой установили сиденье водителя и органы управления машиной. Платформа и небольшая башенка с наблюдательными приборами вне зависимости от угла поворота башни постоянно находились в одном и том же положении, необходимом для управления танком. Поворотная платформа могла использоваться и для движения задним ходом. Для этого по команде водителя все механизмы управления блокировались, платформа разворачивалась на 180° и блокировка управления снималась.
Для вождения машины днем механик-водитель использовал три перископических прибора ТНПО-170, для движения ночью центральный перископ заменялся прибором ночного видения ТВН-2Б. Аналогичные наблюдательные приборы устанавливались на рабочем месте командира. На опытном образце танка наблюдательные приборы позволяли командиру осматривать лишь сектор впереди башни. Для кругового обзора приходилось поворачивать башню.
Основным оружием нового плавающего танка стало 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром». В одной установке с орудием разместили пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. Для наведения орудия командир танка мог использовать ручные приводы или электромеханическую систему «Кристал». В обоих случаях танк мог вести огонь в любом направлении с возвышением оружия от -3° до +30°. На рабочем месте командира устанавливался комбинированный (дневной и ночной) бесподсветочный прицел ПКБ-62. Основным боеприпасом орудия 2А28 был активно-реактивный выстрел с кумулятивной боевой частью. При максимальной дальности стрельбы около 1300 мм боеприпас орудия «Гром» мог пробить до 300 мм гомогенной брони. В кормовой нише башни размещалась механизированная укладка механизма заряжания на 27 выстрелов. Еще 13 боеприпасов находились в укладках боевого отделения. Механизм заряжания танка «Объект 911Б» имел оригинальную конструкцию. Внутри кормовой ниши размещалась «цепь» из 27 труб, в которые помещались боеприпасы. При помощи электрического или ручного привода труба подводилась к подающему лотку, после чего механизм досылания отправлял боеприпас в ствол.
Для внутренней связи плавающий танк «Объект 911Б» оснастили переговорным устройством Р-124. Связь с другими боевыми машинами и командованием предполагалось поддерживать при помощи радиостанций Р-123 и «Выстрел-М». Рабочее место механика-водителя для вождения танка в сложных условиях оборудовали навигационной аппаратурой ТНА-2 «Сетка».
Перспективный плавающий танк «Объект 911Б» получился не только небольшим, но и сравнительно легким. Его боевая масса равнялась 12,5 тонны. Имея 300-сильный двигатель, машина могла разгоняться на шоссе до скорости 70-72 км/ч и преодолевать водные преграды со скоростью до 11 км/ч. Емкость топливных баков обеспечивала запас хода на уровне 500 километров.
В 1964 году Волгоградский тракторный завод построил единственный прототип перспективного плавающего танка. В ходе испытаний «Объект 911Б» показал высокие ходовые и огневые характеристики. По ряду параметров он превосходил существующий ПТ-76, но несколько особенностей нового проекта негативно сказались на его дальнейшей судьбе. Примечательно, что оригинальный механизм заряжания и поворотная платформа с рабочим местом механика водителя заинтересовали военных и не вызвали особых претензий.
По некоторым данным, будущее нового плавающего танка определилось из-за его ходовых характеристик и комплекса вооружений. Плавающий танк «Объект 911Б» по ряду параметров напоминал недавно созданную боевую машину пехоты БМП-1 и, как тогда посчитали, не имел преимуществ перед ней. Плавающий танк и боевая машина пехоты имели схожий уровень защиты и подвижность, а также оснащались почти одинаковым комплексом вооружений. При этом БМП-1, в отличие от танка, могла перевозить десант, что и определило выбор военных. Прототип танка «Объект 911Б» прошел испытания, после чего проект был закрыт. Построенная бронемашина сейчас находится в музее бронетанковой техники города Кубинка.