1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный танк Stridsvagn-2000 (Швеция)

Танк STRV 2000. Швеция

Сайт «Тehniprom» — строительная техника России. Это новый информационный портал о строительной технике. На нём постарались собрать как можно больше информации. Где лучше всего можно купить или арендовать автокраны , экскаваторы , бульдозеры и другую строительную технику вы узнаете на страницах этого ресурса.
________________________________________ ________________________________________ ____________

В конце восьмидесятых годов стало очевидно, что танки Strv 101R, 102R, 103C и Strv 104 стремительно устаревают, и Швеции нужна новая машина. Техническое задание, для будущей машины, было составлено таким образом, что бы она превосходила самые совершенные западные танки того времени — M1A1 Абрамс и Леопард-2, по сути, шведы сходу замахнулись на танк четвёртого поколения. В будущем танке был учтён опыт работы шведов с экспериментальными танками серии «S», и уроки, извлеченные из опытов с UDES 03, UDES 19 и UDES-XX-20 в конце семидесятых и начале восьмидесятых годов.

На UDES 03 была впервые применена и проверена возможность вынесенной отдельно пушки, установленной на базе безбашенного танка серии «S». На UDES 19, сделанном на базе немецкого Мардера, 105 мм пушка так же была установлена в необитаемой башне на верхней части транспортёра. Проверка её работоспособности работы оружия на обеих образцах была признана успешной.

В начале 1981 года были проведены испытания наиболее оригинальной и парадоксальной машины — UDES-XX-20. Она была сделана на базе Hagglunds BV-206 и состояла из двух сочленённых частей. На этой машине была уже установлена, так же вынесенная отдельно, 120 мм НАТОвская гладкостволка фирмы Рейнметалл.

Все эти эксперименты привели к созданию двух различных концепций для дальнейшего изучения. Первая — с внешней пушкой, установленной на вращающемся погоне без башни, и вторая — с компактной, необитаемой башней. Вторая концепция была признана более надёжной, и выбрана для дальнейшего изучения. Для этого был построен полномасштабный деревянный макет будущего танка. По расчётам танк должен был весить 55 тонн, иметь переднее расположение двигателя, 140 мм автоматически заряжаемую гладкоствольную пушку APFSDS. Для более легких целей, чем танки, с главным орудием предусматривалось установить спаренную 40 мм скорострельную пушка APFSDS, или 7,62 мм пулемёт Ksp m/39. Наводчик и командир будут сидеть с правой стороны от башни. Танк, конечно, должен был иметь все самые современные системы, устанавливаемые на обычных ОБТ. Но исследования ясно показали, что расходы на разработку этого танка была непомерно высоки по сравнению с покупкой уже готовых танков за рубежом, что естественно было не приемлемо, для достаточно небольшого военного бюджета маленькой Швеции. И в 1991 году было принято решение о прекращении работ по этой машине и закупке танков за рубежом.

Оставшиеся деревянные макеты танка. На крупном плане хорошо видна спаренная 40 мм пушка.

STRV 2000 мог стать танком на много опережающим своё время. Его огневой мощи нет на серийных машинах даже спустя более чем десять лет, а по уровню защиты, это был даже не Strv 122 (это шведский вариант Леопарда 2А5, по мнению шведов их вариант превосходит даже немецкий Леопард 2А6). Он бы стал лучшим танком в мире. К сожалению, но и стоимость этой машины была бы не менее впечатляющей. Да и возможности экспорта были очень сомнительными, поскольку большинство потенциальных клиентов уже купили Леопард 2. Но какая, всё же, могла получиться машина!

Опытный танк Stridsvagn-2000 (Швеция)

Войти

# Проект танка Strv-2000 (Швеция)

Проект танка Strv-2000 разрабатывался в Швеции с конца 1970-х годов. Машина должна была оснащаться переднерасположенным многотопливным двигателем мощностью 1475 л.с. Эксперименты привели к созданию двух разных концепций для дальнейшей проработки. Первая : с вынесенной пушкой и вторая: с компактной, необитаемой башней. Вторая концепция была признана более надёжной, и выбрана для дальнейшего изучения. Для этого был построен полномасштабный деревянный макет будущего танка .

По расчётам танк должен был весить 55-56 тонн, иметь переднее расположение двигателя, 140 мм автоматически заряжаемую гладкоствольную пушку. Для более легких целей, чем танки, с главным орудием предусматривалось установить спаренную 40 мм скорострельную пушку и 7,62 мм пулемёт Ksp m/39. Боекомплект составлял 38 140-мм снарядов, 180 40-мм снарядов и 2400 патронов калибра 7,62 мм. Наводчик и командир должны были располагаться с правой стороны от башни. Танк должен был иметь все современные системы, устанавливаемые на ОБТ. Но исследования ясно показали, что расходы на разработку этого танка была непомерно высоки по сравнению с покупкой уже готовых танков за рубежом, что естественно было не приемлемо, для достаточно небольшого военного бюджета маленькой Швеции. И хотя Strv-2000 мог стать танком на много опережающим своё время, в 1991 году было принято решение о прекращении работ по этой машине и закупке танков за рубежом.

Читать еще:  Опытная боевая машина пехоты «Объект 914» (СССР)

В конце восьмидесятых годов стало очевидно, что танки Strv 101R, 102R, 103C и Strv 104 стремительно устаревают, и Швеции нужна новая машина. Техническое задание, для будущей машины, было составлено таким образом, что бы она превосходила самые совершенные западные танки того времени — M1A1 Абрамс и Леопард-2, по сути, шведы сходу замахнулись на танк четвёртого поколения. В будущем танке был учтён опыт работы шведов с экспериментальными танками серии «S», и уроки, извлеченные из опытов с UDES 03, UDES 19 и UDES-XX-20 в конце семидесятых и начале восьмидесятых годов.

На UDES 03 была впервые применена и проверена возможность вынесенной отдельно пушки, установленной на базе безбашенного танка серии «S». На UDES 19, сделанном на базе немецкого Мардера, 105 мм пушка так же была установлена в необитаемой башне на верхней части транспортёра. Проверка её работоспособности работы оружия на обеих образцах была признана успешной.

В начале 1981 года были проведены испытания наиболее оригинальной и парадоксальной машины — UDES-XX-20. Она была сделана на базе Hagglunds BV-206 и состояла из двух сочленённых частей. На этой машине была уже установлена, так же вынесенная отдельно, 120 мм НАТОвская гладкостволка фирмы Рейнметалл.

Все эти эксперименты привели к созданию двух различных концепций для дальнейшего изучения. Первая — с внешней пушкой, установленной на вращающемся погоне без башни, и вторая — с компактной, необитаемой башней. Вторая концепция была признана более надёжной, и выбрана для дальнейшего изучения. Для этого был построен полномасштабный деревянный макет будущего танка. По расчётам танк должен был весить 55 тонн, иметь переднее расположение двигателя, 140 мм автоматически заряжаемую гладкоствольную пушку APFSDS. Для более легких целей, чем танки, с главным орудием предусматривалось установить спаренную 40 мм скорострельную пушка APFSDS, или 7,62 мм пулемёт Ksp m/39. Наводчик и командир будут сидеть с правой стороны от башни. Танк, конечно, должен был иметь все самые современные системы, устанавливаемые на обычных ОБТ. Но исследования ясно показали, что расходы на разработку этого танка была непомерно высоки по сравнению с покупкой уже готовых танков за рубежом, что естественно было не приемлемо, для достаточно небольшого военного бюджета маленькой Швеции. И в 1991 году было принято решение о прекращении работ по этой машине и закупке танков за рубежом. STRV 2000 мог стать танком на много опережающим своё время. Его огневой мощи нет на серийных машинах даже спустя более чем десять лет, а по уровню защиты, это был даже не Strv 122 (это шведский вариант Леопарда 2А5, по мнению шведов их вариант превосходит даже немецкий Леопард 2А6). Он бы стал лучшим танком в мире. К сожалению, но и стоимость этой машины была бы не менее впечатляющей. Да и возможности экспорта были очень сомнительными, поскольку большинство потенциальных клиентов уже купили Леопард 2. Но какая, всё же, могла получиться машина!

В послевоенный период танкостроители Швеции отличались оригинальностью идей и Примером может служить Strv-103 с необычной компоновкой и ряд экспериментальных танков UDES, имевшие ряд неординарных решений с необитаемой башней, включая сочленённый танк UDES XX 20. К середине 80-х стало понятно, что Strv-103 начал устаревать. И даже увеличение бронирования вряд ли могло решить проблему. Поэтому, с середины 80-х до 91-го года в Швеции велась разработка перспективного танка «Stridsvagn 2000». Подробно и с большим количеством иллюстраций об этом написано на сайте http://www.ointres.se . В ходе проработки компоновки танка было исследовано несколько проектов, включавших решения с экипажем 4, 3 и 2 человека.

Вариант компоновки с необитаемой башней O 140/40. Такая компоновка уже была отработана в ходе работ над экспериментальными танками UDES.

Первоначально танк планировалось вооружить 120 мм пушкой аналогичной применяемой на Леопард-2 и «Абрамс», но в последствии решили, что нужна более мощная (на 25-50% ) 140 мм пушка. Дополнительное вооружение – 40 мм пушка.

В 89-90 году Швеция параллельно с разработкой своего перспективного танка начала испытания Leopard 2S. В качестве перспективного также рассматривались M1A2 и «Леклерк». В итоге в условиях, когда угроза от СССР уже миновала, проект еще был далек до завершения и если бы завершился, то потребности Швеции состояли из не более чем 300 танков от разработки танка отказались в пользу закупки «Леопард-2». «Stridsvagn 2000» был изготовлен только в виде габаритного макета ,который, в принципе дает представление о том, что мог получится весьма сильный и неординарный танк:

Читать еще:  Снайперская винтовка Stopson под патрон 12,7x57 (Франция)

История танкостроения Швеции. Часть вторая (1945 — 65 г.).

Ничего не выбрасывать!

Так в конце 40-х-начале 50-х был представлен проект создания на базе танков м/38 — м/40 (которые явно утратили боевую ценность к середине 1940-х) башенной самоходной установки Pvkv IV Värjan с 57мм орудием большой мощности.

В конце 1945 г. шведы, видимо насмотревшись на немцев, загорелись идеей создать свою 155мм САУ на базе м/41. Экспериментировали они не только с обычными, но и с безоткатными 155мм орудиями, однако далее опытных образцов дело не пошло.

Так же на базе м/41 в 1949 г. было построено 2 варианта противотанковых орудий Pvkv II (75мм) и Pvkv III (57мм), не принятые на вооружение.

На увеличенной базе танка м/41 в 1947 г. фирмой «Бофорс» была построена опытная универсальная САУ иногда называемая SAV 120. Главной особенностью этой САУ стало наличие автомата заряжания к 120мм морскому орудию. Однако стоимость установки оказалась столь велика, что о принятии ее на вооружение не было и речи. Наработки по автомату заряжания, однако, пригодились шведам в дальнейшем.

Танк м/41 явно не годился для поединков с советскими средними танками (новым «вероятным противником»), но шасси надежное, отработанное (и вообще «что ж его на свалку что ли?»). Последнее было признано неприемлемым, и на базе м/41 была создана компактная (хотя вряд ли сильно удобная для десанта) БМП Pbv 301, принятая на вооружение.

Средние танки м/42 в начале 1950-х были переведены в разряд машин поддержки пехоты (Infanterikanonvagn) и после модернизации двигателей получили индекс Ikv 73. В 1952-56 годах на базе танка м/42 были созданы САУ поддержки пехоты Ikv 72 (с 75мм орудием), 102 и 103 (со 105мм гаубицей).

Их предназначением была непосредственная поддержка пехоты, однако шведские конструкторы отнюдь не пошли путем английских (создававших машины с мощной броней, но слабой подвижностью), напротив САУ серии Ikv 72-103 имели очень слабую броню (не более 18мм), малый вес (менее 9 тонн) и большую скорость (свыше 50 км/ч).

Как виделось их взаимодействие с пехотой на поле боя — история умалчивает. Так же на шасси м/42 во второй половине 1940-х был создан опытный бронетранспортер с строенной пулеметной установкой, а на базе Ikv72 — 105мм САУ поддержки — не принятые на вооружение.

Противотанковая САУ м/43 в 1950-х получила новый двигатель и более мощное 75мм орудие с эжектором, после чего была переименована в Pvkv. 71 и оставалась на вооружении до 70-х годов.

Была предпринята попытка модернизации танка м/42 — установка башни новой конструкции с более мощным 75мм орудием, оснащенным механизмом заряжания — существенно увеличивавшим скорострельность, однако в серию эта машина не пошла.

Так же в начале 1950-х не был доведен до конца и проект «Lansen» — новой машины с 75мм орудием, которая должна была сменить м/42 в войсках — шведские военные резонно сочли такой танк неудовлетворяющим их современным потребностям.

В 1950-х годах Швеция закупила несколько партий танков «Centurion» в Великобритании, получивших наименование Strv. 81 (с 83мм орудием) и Strv. 101 (со 105мм орудием L7) именно они должны были сменить м/42, однако шведам очень не хотелось расставаться со своими надежными и отработанными промышленностью танками, поэтому в 1955 г. появился проект по созданию новой башни с броней в 80 мм и 75мм орудием (длина ствола 56,5 калибров).

В 1958 г. этот вариант был принят на вооружение как Strv. 74.

В конце 1940-х годов шведский парламент, который военным удалось-таки до нужной степени напугать «советской угрозой» санкционировал выделение средств на проектирование тяжелого танка. Программа известная под шифром KRV предполагала создание 40-45-тонной (максимальный вес разрешалось превысить не более чем на 5 тонн) машины с башней снабженной автоматом заряжания.

Варианты вооружения были следующими: 105мм (с длинной ствола 67 калибров) и 120мм (с длинной ствола 40 калибров) нарезные орудия, или 155мм (с длинной ствола 40 калибров) гладкоствольное фирмы «Бофорс». От последнего в ходе проектирования отказались — так как оно еще было совершенно не отработано. Заказчик склонялся к варианту 120мм. Во Франции в начале 1950-х был закуплен танк AMX-13, как заявили шведы «для испытаний, чтобы в дальнейшем заказать большую партию» (заказа не последовало — шведским генералам куда больше понравились «Центурионы»), однако АМХ-13 изучался весьма тщательно — особенно устройство башни и автомата заряжания.

Читать еще:  Многоцелевой истребитель Shenyang J-31 (Китай)

Корпус и ходовая танка KRV создавались во многом по образцу «Центурионов», лобовая броня была выполнена в форме «щучьего носа». толщина лобовой брони: ВЛД 70 мм / 22°, НЛД 125 мм /38°, борта и корма корпуса по 30мм, бронирование башни было более мощным: лоб 150 мм / 45°, борт: 125 мм /80°, корма 30мм / 90°.

Было построено 2 опытных шасси, которые проходили испытания, однако, к 1954 г. из-за неготовности башни и проблемами с орудиями программа была заморожена. Есть неподтвержденная информация, что для того, чтобы не потерять контракт на создание танка, производитель предложил оснастить готовое шасси обычными башнями и орудиями без автомата заряжания и даже провел опытную установку башни «Центуриона» на шасси для демонстрации, но этот вариант военных не устроил — они предпочли закупить уже готовые «Центурионы».
Последней попыткой «спасти заказ» стало создание на базе одного из шасси 155мм САУ AKV 151 с автоматом заряжания.

Однако, и она не пошла в серию, хотя артсистема, использованная в ней, стала основой для САУ Bkan 1, принятой на вооружение в 1965 г.

Шасси танка KRV, однако, в конце 1950-х была уготована еще одна миссия (шведы в переплавку похоже ничего не пускают!): оно стало площадкой для отработки подвески и неподвижно закрепленного орудия для нового танка, получившего индекс Strv. «S», который незамысловато расшифровывался как «Шведский Танк».

В 1957 г. шведское военное министерство задумалось над параметрами заказа на новый танк. Единственный современный тип танка, который мог уверенно противостоять советским Т-54 и Т-55 — Strv. 101 был у Швеции в недостаточном количестве, да и отсутствие собственного танка, как основы войск не казалось шведам естественным.
Инженер фирмы «Бофорс» Свен Берге представил свои размышления о концепции нового танка для Швеции. По его мнению, было 3 пути создания современного танка:
1) 50-тонный танк с сильной защитой и умеренной подвижностью (по типу «Паттонов»).
2) 30-тонный танк со слабой броней и большой подвижностью (по типу франко-германского проекта, который позднее распался на АМХ-30 и Леопард-1).
3) 30-40-тонный танк-истребитель совершенно нового типа, имеющий низкий силуэт, сильное бронирование и хорошую подвижность.
По последнему варианту Свен Берге представил свои первые наработки. Проект был даже более революционен, чем программа KRV. Он предполагал создать хорошо бронированный низкосилуэтный танк без башни с жестко закрепленным в корпусе орудием (105мм или 120мм), оснащенным автоматом заряжания.

Несмотря на недавнюю неудачу с программой KRV, шведское военное министерство выделило деньги на опытный образец такого танка, и работы по созданию Strv. «S» начались.

Швеция приобрела у Великобритании лицензию на 105мм орудие L7, однако для нового танка увеличили его длину до 62 калибров (вместо 52 первоначальных), так же поработали над увеличением давления в стволе — соответственно начальной скорости снаряда. Общий боекомплект был определен в 50 снарядов — боеприпасы были унифицированы с английскими для орудия L7. Лобовая броня имела толщину: ВЛД 60 мм / 78°, НЛД 50 мм /72°, верхняя часть борта — 50мм, нижняя — 30мм, корма — 20-30мм.

Главной особенностью танка был его низкий силуэт — всего 2140мм.

Интересна была силовая установка машины, она состояла из 2 независимых двигателей: дизеля Rols Royce K60 — мощностью 240 л.с. и газотурбинного двигателя Boeing 502-10 МА мощностью 490 л.с. — они могли работать как совместно, так и по отдельности. Дизель использовался для экономного хода — для увеличения радиуса действия, а ГТД для того, чтобы в экстренной обстановке можно было дать максимальную скорость, а так же для старта двигателя в условиях низких температур.

Много времени ушло на отработку подвески и автоматику управления ею — так как орудие было жестко закреплено в корпусе, то наведение по горизонту осуществлялось поворотом шасси «на месте», а по вертикали — подвеской. Уже в 1960 г. состоялась презентация опытного образца для шведского генералитета, танк показал столь выдающиеся результаты в скорости и точности стрельбы, а так же в подвижности и проходимости, что немедленно была заказна 0-серия из 10 машин, готовая к 1963 г. Весной 1963 г. танк получивший индекс Strv. 103 был явлен миру, а уже в 1966 г. принят на вооружение.

Литература:
Кащеев Л. Основной боевой танк Швеции Strv. 103// Бронеколлекция, 2012. № 6.
Нересесян М.Г., Каменцева Ю.В. Бронетанковая Техника Армий Капиталистических Государств. М., 1964 .
Холявский Л. Г. Полная энциклопедия танков мира: 1915 — 2000 гг. М., 2002.
Холявский Г.Л. Энциклопедия бронетехники. Гусеничные боевые машины. М., 2003.
AFV Weapons Profile series: № 28 — S-Tank.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector