0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный танк Т-55 с танковой телевизионной аппаратурой (СССР)

Содержание

Опытный танк Т-55 с танковой телевизионной аппаратурой (СССР)

Танк Т-55 с танковой телевизионной аппаратурой был создан в макетном исполнении во ВНИИ-100 в Ленинграде в 1962 г. Работа по созданию танковой телевизионной аппаратуры была задана Постановлением СМ СССР от 4 ноября 1960 г. (тема 23 «Алмаз»).

Разработка и изготовление телевизионной аппаратуры были поручены BHИИ-380 Государственного комитета радиоэлектроники СССР. Оборудование и испытания экспериментального макетного образца танка Т-55, оборудованного телевизионными приборами и аппаратурой автоматизации основных процессов управления движением и стрельбой были произведены в 1962 г. во ВНИИ-100. Целью данной экспериментальной работы являлось изучение возможности обеспечения вождения танка, наблюдения и ведения огня в условиях невозможности пользования оптическими приборами (световое излучение ядерного взрыва, подводное вождение, телеуправляемые боевые машины). По результатам полигонных испытаний, проведенных межведомственной комиссией в 1963 г.. Постановлением СМ СССР работа по данной теме была прекращена.

В связи с необходимостью размещения телевизионных приборов вождения, наблюдения и прицеливания, имевших большие размеры, внутренняя часть серийного танка Т-55 была существенно переоборудована. Отделение управления занимало всю носовую часть корпуса танка. В нем располагались рабочие места механика-водителя (слева) и командира-оператора (справа). Для размещения рабочего места командира-оператора из носовой части корпуса тапка Т-55 были демонтированы передний топливный бак и два бака-стеллажа. Четыре аккумуляторные батареи и реле-регулятор были размещены у правого борта. На рабочем месте командира-оператора находились: блок формирования сигнала A3-100; пульт управления оператора A3-101; монитор оператора; пульт управления автоматики A3-117; пульт управления стабилизатором и дистанционными приводами наводки; индикатор-указатель положения телекамер наблюдения и прицеливания.

Рабочее место механика-водителя танка Т-55 было дополнительно оборудовано телевизионной камерой A3-113 и монитором A3-105.

Головное зеркало телевизионной камеры механика-водителя располагалось в броневом колпаке, установленном по середине верхней части лобового листа корпуса. Большую часть боевого отделения экспериментального танка занимали составные части аппаратуры наблюдения и прицеливания. В башне серийного танка были демонтированы ночной прицел ТПН1, дневной и ночной приборы наблюдения командира, прибор наблюдения МК-4, спаренный с пушкой пулемет. В боевом отделении справа от пушки находилось рабочее место заряжающего. В передней части башни, справа от пушки была установлена телевизионная камера прицеливания, головное зеркало которой от пуль и осколков было защищено цилиндрическим бронеколпаком. На основание командирской башенки была установлена поворотная платформа с телевизионной камерой наблюдения. В боевом отделении также располагались: блок формирования телевизионного сигнала, редуктор поворота телевизионной камеры наблюдения, электромагнитный усилитель ЭМУ-250, система блоков питания, вспомогательная аппаратура.

Работа комплекса обеспечивалась автономным энергоагрегатом с бензиновым двигателем УД-2, генератором Г-74 и преобразователем ПО-1500. Телевизионная аппаратура была выполнена по замкнутой схеме, состоявшей из двух каналов — наблюдения и прицеливания. Причем вывод изображения от каждой из трех видеокамер на дисплеи осуществлялся за счет переключения каналов командиром-оператором и механиком-водителем независимо друг от друга. Танковый телевизионный комплекс был оснащен стабилизатором, разработанным на базе стабилизатора «Циклон». В его состав входили приводы стабилизации и дистанционного наведения башни, пушки и телекамеры наблюдения. Управление телекамерой наблюдения в горизонтальной плоскости осуществлялось полуавтоматическим приводом поворота командирской башенки, а в вертикальной — полуавтоматическим приводом головного зеркала телекамеры. Телекамера наблюдения обеспечивала обнаружение и идентификацию неподвижной цели при величине поля зрения прибора 4°30’на расстоянии до 2500 м, а при величине поля зрения 9° — 1500 м.

Телевизионный прицел обеспечивал ведение огня днем на расстоянии до 1500 м. Телевизионный прибор наблюдения механика-водителя при величине поля зрения 50° позволял распознавать днем местные предметы п неровности дороги на расстоянии до 100 м и обеспечивал вождение танка со скоростями, допускаемыми дорожными условиями. Основное оружие, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и средства связи танка были такими же, как у серийного танка Т-55. В схему электрооборудования машины были внесены изменения, связанные с обеспечением совместной работы с электрооборудованием телевизионной аппаратуры. Проведенные на НИИБТ полигоне испытания показали принципиальную возможность ведения прицельной стрельбы с места и сходу, а также вождения танка днем с использованием телевизионной аппаратуры. Однако установка громоздкой телевизионной аппаратуры привела к значительному снижению боевых свойств танка — огневой мощи (недостаточный боекомплект, отсутствие курсового и спаренного пулеметов) и подвижности (недостаточный запас хода по топливу). Поэтому дальнейшее проведение работ по теме «Алмаз» было признано нецелесообразным.

Читать еще:  Проект истребителя KF-X (KFX-201) (Южная Корея)

Танк Т-55: технические характеристики, фото и история создания

Советский танк Т-55 выпускался серийно в период с 1958 по 1979 год. Является преемником боевой машины Т-54, однако превосходит ее по многим параметрам. Новая модель отличается более мощной силовой установкой (тяга увеличилась сразу на 60 лошадиных сил). Модернизированный двигатель танка Т-55 добавил машине маневренность. Скорость передвижения по пересеченной местности также увеличилась.

Дальнейшая модернизация

Перед разработчиками стояла задача – в кратчайшие сроки создать версию танка с повышенной боеспособностью. В рамках дальнейших усовершенствований в корпусе были установлены дополнительные баки-стеллажи, за счет чего значительно возрос резерв топлива. Боекомплект главного орудия увеличили с 34 до 43 выстрелов. Вместо воздушных ресиверов, используемых при запуске двигателя, установили компрессор. В башне танка появилась еще одна новинка того времени — автоматическая противопожарная система «Роса», которая при появлении открытого пламени мгновенно находила источник огня и направленной струей гасила очаг возгорания.

Радиация

Но самым главным усовершенствованием стала установка системы противоядерной защиты с комплектом счетчиков Гейгера, фиксирующих уровень рентгеновского излучения. Боеспособность танка при атакующем потоке радиации не страдала, однако экипаж мог потерять физическую возможность выполнять свои функции. Из этих соображений башня Т-55 экранировалась изнутри специальными модулями из свинцовых пластин, отражающих гамма-лучи.

Зенитное стрелковое оружие

Защита боевой машине нужна всесторонняя, в том числе и от нападения сверху. Тем не менее наружное стрелковое оружие упразднили, поскольку штатный зенитный пулемет марки ДШКМ в условиях возросших скоростей военных самолетов устарел и стал бесполезным атрибутом. Однако спустя десять лет, когда появились боевые вертолеты, несущие противотанковые бомбы, пулемет вернули. Винтовые машины летали низко, и сбить бомбардировщик не составляло труда.

Немного истории

Полномасштабное серийное производство танка Т-55 было развернуто в СССР в 1958-м на оборонных заводах № 75, № 174 и № 183. Выпуск продолжался до 1979 года. Всего с конвейера сошло около двадцати тысяч машин. Танк Т-55, фото которого размещены на странице, широко экспортировался. Современную боевую машину советского производства охотно покупали все страны Варшавского договора, а также арабские государства.

Эффективный средний танк Т-55, кроме как в СССР, стали производить в некоторых других странах, дружественных Советскому Союзу. Выпуск был налажен в Польше, в период с 1964 по 1978 год собрано 1500 единиц. В Румынии с 1970 по 1977 год — 400 боевых машин. В Чехословакии, на заводе в городе Мартине, с 1964 по 1973 год по лицензии было выпущено 1700 единиц.

Танк Т-55: характеристики

У модели Т-55 было много общего с предшественником Т-54, это определяло высокий уровень унификации запасных частей, агрегатов и отдельных узлов. Номенклатура материального обеспечения долгое время была общей. В некоторых документах, технологических картах и чертежах машина обозначалась как танк Т-54/55. Это упрощало производство новой модели, так как весь процесс конвейерной сборки был уже отработан.

Даже инструкция по эксплуатации танка Т-55 по всем пунктам соответствовала характеристикам Т-54. Многочисленные усовершенствования новой модели существовали как бы отдельно от базовых параметров, их функции касались машины опосредованно. Танк Т-55, чертежи которого копировались с оригинальных расчетов предшественника, был точным повторением Т-54.

Ниже приводятся основные параметры базовой версии Т-55:

  • количество человек в экипаже — 4;
  • масса боевая — 36,5 тонны;
  • длина танка с пушкой — 9000 мм;
  • длина только корпуса — 6200 мм;
  • высота по линии люка башни — 2218 мм;
  • ширина — 3270;
  • дорожный просвет — 500 мм;
  • тип главного орудия — Д10Т2С/НП;
  • пулеметы на броне турельные, один курсовой, один спаренный, типа СГМТ, калибр 7,62 мм;
  • комплект боевой — 43 выстрела;
  • боезапас пулеметный — 3500 патронов;
  • силовая установка — марка В-54, дизель;
  • мощность двигателя — 580 л. с.;
  • скорость, близкая к максимальной, — 50 км/час, на дороге с твердым покрытием.
  • запас хода — 480 километров;
  • давление удельное — 0,81 кг/см 2 ;
  • уверенное преодоление препятствий — стена вертикальная, высота — 0,8 метра; траншея, ширина — 2,7 метра;
  • преодоление брода — 1,5 метра;
  • спуск — 30 градусов;
  • подъем — 32 градуса.

Танк Т-55, характеристики которого постоянно совершенствовались, был самой востребованной боевой машиной конца пятидесятых годов в странах восточной Европы.

Модификации

В 1961 году на базе Т-55 был создан Т-62 с усовершенствованными характеристиками. Модель производилась одновременно с Т-55 до 1983 года. Затем была проведена глубокая модернизация боевых машин, и таким образом появились новые модификации: Т-55М, Т-55АМ, а также Т-62М, которые отличались усиленной огневой мощью и более высокой степенью защищенности без потери подвижности. Пассивная защита заключалась в дополнительном бронировании, активная состояла из комплекса «Дрозд» с двумя мортирами, заряжаемыми парой 107-миллиметровых снарядов каждая, а также крупнокалиберных зенитных пулеметов. В дополнение к вооружению танкам придавались две независимые радиолокационные станции.

Читать еще:  Лёгкий артиллерийский тягач АТ-П («Объект 561») (СССР)

Позже танк Т-55М стали оснащать более совершенным комплексом управляемого вооружения 9К116 «Бастион», а на Т-62М устанавливали «Шексну» с аналогичными характеристиками, но более динамичную в действии. Эти два комплекса оборудованы 100-миллиметровым нарезным стволом и 115-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Выстрел первого ствола — управляемая ракета 9М117. Характеристики снаряда многоступенчатые, с очень высокой эффективностью поражения. Ракета управляется полуавтоматической системой лазерного наведения.

Измерительные приборы

Кроме поражающего вооружения, танк Т-55М оснащается дальномером КТД-2, баллистическим вычислителем БВ-55, прицелом 32ПВ-ТШСМ и стабилизатором М1 «Метеор». Танк Т-62 комплектуется прицелом 41ПВ-ТШСМ и вычислителем баллистики БВ-62. Лазерные дальномеры на обоих танках покрывают расстояние от 500 до 4000 метров с точностью измерения до 10 метров.

Баллистические вычислители обеспечивают автоматическое определение углов прицеливания вместе с данными бокового упреждения во время стрельбы артиллерийскими снарядами, но не могут рассчитать траекторию полета управляемой ракеты.

Зенитный пулемет при стрельбе в горизонтальном ракурсе может быть привязан к данным баллистических вычислителей, но направление стрельбы в большей степени должно определяться визуальным наблюдением.

Недостатки

Крупнокалиберная зенитная пушка, установленная на башне, снабжается боекомплектом из трехсот патронов в лентах, разложенных по коробкам. Стрелок проинструктирован в плане стрельбы небольшими очередями, поскольку тонкий и длинный ствол пулемета может неравномерно нагреваться от продолжительных очередей и деформироваться. Для стабилизации температуры на вооружение установлен теплозащитный кожух.

Бронирование

В дополнение к существующей защите танк Т-55 за все время производства модернизировался несколько раз в плане ее усиления. В последний раз добавочная бронезащита устанавливалась в 1985 году. Верхний лобовой сектор продублировали листами толщиной 30 миллиметров. Добавочная броня расположена по обе стороны от амбразуры главного орудия, вплотную к стволу. Угол ее наклона предполагает отражение любых снарядов противника, кроме кумулятивных, разрушительное действие которых невозможно нейтрализовать.

Однако вскоре танк Т-55М стали оснащать противокумулятивными резино-тканевыми экранами, которые в несколько слоев укладывались по всей передней части боевой машины. Эффективность такой защиты косвенно подтверждается испытаниями на полигоне. Снаряды, выпущенные с расстояния 150 метров, врезаясь в резиновые «коврики», теряли около тридцати процентов своей силы, и основные слои бронезащиты оставались без сквозных пробоин.

Оснащение экипажа

Особое внимание разработчиков танка Т-55 было уделено радиационной защите. Цель — сохранение жизни и здоровья людей. Все члены экипажа экипированы специальными противорадиационными жилетами, каждое сиденье тоже прикрывалось со всех сторон свинцовыми модулями в тканевой обшивке.

Зона расположения механика-водителя снизу усилена 20-миллиметровыми листами брони, которые приварены к днищу. Получается эффективная противоминная защита. Остальные члены экипажа располагаются на марше в задней, наиболее безопасной части внутрибашенного пространства.

Средства маскировки

Танк Т-55, фотография которого сделана в пустыне, знакомит с принципами маскировки. Броня боевой машины, выкрашенная в песочный цвет, позволяет слиться с окружающей средой. Танк становится неразличимым для наблюдателей противника, и его боевой расчет может воспользоваться этим для перемены места дислокации, а также спонтанной атаки.

Другие стандарты

Для маскировки в европейском ландшафте применяется камуфляж, зеленовато-серая раскраска или сетка такого же цвета, натянутая над местом нахождения танка. В условиях боя применяется дымовая завеса, которая возможна в любое время благодаря штатному устройству 902Б, расположенному на правой стороне башни. Система состоит из восьми пусковых стволов, выбрасывающих дымовые гранаты калибром 81 мм. Зона задымления позволяет укрыться не только танку, но и нескольким пехотным подразделениям, которые участвуют в бою, при условии, что у личного состава есть респираторные средства. Эффективность такого маневра несомненна.

Зона задымления при пуске четырех зарядов залпом составляет 120 метров в ширину и 8 метров в высоту. Запуск одной гранаты охватывает зону радиусом 60 метров вокруг танка. Активируются дымовые гранаты сигналом с пульта командира танка. У системы есть только один недостаток – во время боя перезарядка дымовой пушки невозможна, так как для этого нужно покинуть башню танка и провести несколько минут на открытой броне, что весьма рискованно под перекрестным огнем противника. Но некоторые экипажи нашли выход из сложной ситуации. Стрелок выходит на броню в момент наибольшего задымления от действия двух последних гранат, когда видимость равна нулю, и перезаряжает систему.

Танк Т-72

В 1967 году началась разработка самого массового, основного боевого танка вооруженных сил СССР, который был принят на боевое дежурство в 1973 году и по настоящее время находится в строю, в российских танковых войсках. По своим характеристикам Т-72 превосходит все прежние модификации из категории боевых бронированных машин. Отличие танка Т-55 от Т72 заключается в большей огневой мощи последнего, габаритная длина у семьдесят второго составляет 9530 мм против 9000 мм у Т-55. Экипаж Т-72 состоит всего из трех человек, обязанности, обеспечивающие жизнедеятельность машины, равномерно распределяются на троих без ущерба для боевого регламента.

Прототип советского танка Т-55

Оказывается, двойники есть и в танковой промышленности. Еще до развала СССР в Восточной Германии был создан танк Т-55А. Это почти полный аналог советского Т-54/55. Немцы не стали запускать свою разработку в серийное производство, так как им это было невыгодно по экономическим соображениям. Кроме того, танковые войска ГДР не нуждались в таком количестве боевых машин, ради которых стоило затевать масштабное производство.

Читать еще:  Многофункциональный истребитель Су-35 (Россия)

Вместе с тем в Советском Союзе почти такой же танк производили в огромном количестве, и после недолгих переговоров немецкую модель стали выпускать в СССР параллельно с советскими танками. Т-55 А, немецкий танк среднего класса, поставлялся небольшими сериями в армию ГДР. Технические характеристики модели были неплохими, машина отличалась крепкой башней, хорошей маневренностью и высокоточным орудием. Стоили танки немецкой стороне недорого, так как учитывалась политическая составляющая проекта, Восточная Германия была в то время «близким другом» СССР.

Модели

Танк Т-55 высоко котируется как исходный материал для моделирования в сфере военной техники. Умельцы используют образ популярной боевой машины для создания миниатюрных копий, полностью идентичных оригиналу. Китография такой модели, как танк Т-54/55, представляет собой целый ряд модельных разработок в масштабе 1:35 с проработкой мельчайших деталей. Модели танка Т-55 считаются наиболее интересными в процессе изготовления после американского «Шермана».

Советский танк Т-55 — как он стал рабочей лошадкой третьего мира

Когда-то он создавался, как идеальный средний танк для большой европейской войны с применением тактического ядерного оружия. Но прославился в другой роли — как участник множества локальных конфликтов.

Работы над Т-55 начались в 1957 году — десяток лет спустя появления первых модификаций «пятьдесятчетверки». Что же получил Советский Союз в новом старом танке?

Во-вторых, добавили ряд важных мелочей — например, систему очистки смотровых приборов при помощи жидкости и сжатого воздуха, а также улучшенную автоматическую систему пожаротушения. Также конструкторы усовершенствовали систему пуска двигателя — с появлением компрессора теперь не надо было думать о постоянной замене баллонов со сжатым воздухом.

Сильнее ядерного взрыва

50-е и 60-е годы прошли под знаком ядерного оружия — тогда казалось, что вероятность его применения высока, как никогда. Это ощущение не могло не отразиться на разработках боевой техники — серьезнейшее внимание при создании Т-55 уделялось способности действовать в условиях атомного взрыва. Никто, конечно, не ждал, что танк выстоит в эпицентре «гриба», но повысить выживаемость в целом было вполне можно.

Чтобы экипаж не дышал радиоактивной пылью, появилась фильтровентиляционная установка — теперь воздух очищался и подавался внутрь под давлением. Улучшили и уплотнители, чтобы пыль не попала через щели.

Но оставалось еще проникающее излучение. Чтобы остановить его, придумали «подбой» — полимерный материал, останавливающий радиацию. Кроме того, он помогал и от проблемы, мучившей танкистов еще со времен Первой мировой, — осколки собственной брони откалывались от удара снаряда снаружи, что приводило к смертям и ранениям даже в случае технического «непробития». Чуть позже к «подбою» добавили плиты «надбоя», которые находились сверху башни.

Плодовитое семейство

Т-55 стал хорошей платформой для самых разнообразных модификаций. Например, на его базе были созданы «тяжелые БМП» — боевые машины для перевозки пехоты, где место для размещения солдат находилось за счет удаления башни и замены пушки на что-то полегче. В случае с израильской ТБМП «Ахзарит» на базе Т-55 это были 7,62-мм пулеметы. А не пошедший в серию российский БТР-Т предлагал разные комбинации крупнокалиберных пулеметов, 30-мм автопушек, ПТУРов и гранатометов.

Кроме этого, на базе Т-55 сделали много инженерных машин — ремонтно-эвакуационные, мостоукладчики, тягачи, и так далее.

И, конечно же, модернизировался сам танк — то двигатель заменят, то активную защиту добавят, то систему целеуказания обновят. А то и вообще впихнут в «пятьдесятпятку» 125-мм орудие вместе с башней от Т-72.

А за рубежом вариантов Т-55 было еще больше. Этим занимались практически все желающие — в странах ОВД, на Балканах и Ближнем Востоке. Один из самых известных примеров — израильский «Тиран 5», модификация захваченных у арабов «пятьдесятпяток». В основном, дело органичивалось заменой радиостанций, установкой пулеметов под НАТОвский патрон и заменой прицельного оборудования. Но в отдельных случаях могли поставить и 105-мм пушку британского происхождения.

Орудие войны

Индо-пакистанская война 1971 года дала Т-55 возможность встретиться в бою друг с другом — вернее, с закупленным Пакистаном «Тип-59», клоном «пятьдесятпятки» китайского производства. Вначале это посеяло путаницу — с обеих сторон участились случаи поражения своих. Тогда индийцы установили на орудиях своих Т-55 ложные элементы. Характерные утолщения стволов походили на очертания английской 105-мм пушки, в изобилии имевшейся в индийских танковых войсках.

Но это было только началом. Т-55 воевали на заключительном этапе Вьетнамской войны, замораживали «Пражскую весну», пытались (тщетно) остановить американские «Абрамсы» в Ираке. Воюет «пятьдесятпятка» и сегодня, причем активно — например, в гражданских войнах Ливии и Сирии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector