0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный танк Т-95 «Объект 195» (Россия)

Т-95 против «Арматы»: могла ли Россия получить лучший в мире танк?

Недавно Т-95 вновь заставил говорить о себе. В сеть выложили уже успевшую оскандалиться фотографию «Объекта 195», на которую обратил внимание небезызвестный блог центра анализа стратегий и технологий bmpd. Всех разбирательств с участием владельца фото, блогера Gur Khan, приводить не будем. Для обычных любителей бронетехники фотография интересна прежде всего тем, что она является едва ли не первым попавшим в открытый доступ качественным фото Т-95, на котором можно рассмотреть все (ну или почти все) особенности некогда перспективной машины.

Согласно представленным данным, на фото первый опытный образец основного танка «Объект 195», выполненного в рамках опытно-конструкторских работ «Совершенствование-88». Читатели, возможно, уже видели фотографии второго опытного образца Т-95. На одном из них башня боевой машины скрыта брезентом, второе в силу ракурса тоже не дает рассмотреть все особенности ОБТ. Всего, кстати, согласно информации bmpd, произвели три комплектных опытных образца «Объекта 195». Запечатленный на снимке танк оснастили прицельно-обзорной радиолокационной станцией и комплексом активной защиты «Штандарт». Гусеницы на машине сняты.

История создания этого удивительного танка полна темных пятен, но общие сведения на сегодня не сложно найти в открытом доступе (насколько они правдоподобны — другой вопрос). Целью проекта было найти замену для разношерстного парка советских основных боевых танков. Главное заключалось в том, чтобы создать ОБТ, лишенный основного недостатка таких машин как Т-72 и Т-64. Речь идет об относительно низкой защищенности экипажа, обусловленной очень плотной компоновкой, при которой баки и боекомплект не были изолированы от экипажа. В целом, уже в 80-е было понятно, что классическая советская школа танкостроения себя во многом исчерпала. В то же время новые технологии позволяли создать ОБТ с надежной дистанционно-управляемой необитаемой башней.

Речь идет об известной благодаря Т-14 лафетной компоновке. Пушка Т-95 располагалась в относительно малой необитаемой башне, а боекомплект, насколько можно судить, находился под башней, хотя имели место и другие сведения. Экипаж из трех человек конструкторы посадили в бронированную «капсулу» в передней части танка. При этом в дальнейшем от одного члена экипажа можно было отказаться, сведя число танкистов до абсолютного минимума — двух человек. Это сложно однозначно назвать преимуществом или недостатком танка. Американцы, например, убеждены, что для обслуживания (в частности, ремонта) и боеспособности боевой единицы, четыре танкиста — в самый раз.

Живучесть танка Т-95 на поле боя была призвана повысить не столько новая компоновка, сколько продвинутая всеракурсная и всеобзорная КАЗ «Штандарт», о которой мы выше упоминали. Напомним, что именно отечественным инженерам в советские годы удалось первыми в мире создать реально работающий комплекс активной защиты для танков. Старый «Дрозд», кроме прочего, обеспечивал поражение кумулятивных снарядов, летящих со скоростью до 700 метров в секунду. «Штандарт», конечно, выполнили с учетом опыта создания и эксплуатации этого КАЗ. И в его потенциальной эффективности сомневаться не приходилось.

Главным новшеством танка стала гигантская 152-мм гладкоствольная пушка 2А83, которая по своей мощности превосходила все НАТОвские и советские танковые орудия. Она делала Т-95 потенциально лучшим танком прорыва, а кроме того, гарантировала эффективное поражение как основных, так и перспективных танков вероятного противника с больших дистанций. Такое преимущество, конечно, выглядит очень заманчиво. Но в итоге проект закрыли: в Минобороны заявили о его «моральном устаревании».

Постараемся понять, почему военные предпочли Т-14. Для этого нужно сравнить характеристики двух ОБТ.

Читать еще:  Опытная ракета большой дальности К-15 (изделие "275") (СССР)

Концепция. Общая идея двух танков похожа: это довольно крупные по советским меркам машины, имеющие, как уже ранее говорилось, необитаемые башни и дающие экипажам потенциально высокую защиту. В целом, Т-14 видится прямым наследником «Объекта 195». Насколько он экономичней — сказать сложно. Сравнить две серийные машины мы уже не сможем никогда, а делать выводы об экономичности на основе анализа концепта не имеет смысла.

Подвижность. По имеющимся данным, Т-95 мог получить дизельный двигатель А-85-3 (12Н360) — четырехтактный, Х-образный, 12-цилиндровый, с газотурбинным наддувом, жидкостного охлаждения с промежуточным охлаждением воздуха. Объем двигателя — 35 литров, мощность примерно 1500 л.с. Этот двигатель стал абсолютно новой конструкцией с большим модернизационным потенциалом. На Т-14 также установлен 12Н360: но ранее ряд источников упоминали, что для увеличения ресурса мощность существенно снизят. По последним данным, мощность двигателя Т-14 меняется в зависимости от форсировки: 1350/1500/1800 л.с. Можно сказать, что, во всяком случае, формально (и на максимальных режимах), удельная мощность у Т-95 и Т-14 довольно высоки. По этому показателю танки сравнимы или даже лучше западных машин. Напомним, что и «Абрамсы», несмотря на их огромную массу, всегда отличала хорошая подвижность. При условии, что грунт выдерживал такой вес.

Огневая мощь. Здесь различия между Т-95 и Т-14 сразу бросаются в глаза. Установленное на новом российском танке 125-мм орудие 2А82 эксперты считают потенциально хорошим, но оно не дает решающего превосходства над похожими танковыми пушками Запада. В противовес этому 152-мм пушка Т-95 могла не только стать грозой «Челленджеров» и «Леопардов», но также породить новый виток гонки вооружений, ведь другие страны тоже захотели бы себе такой «веский аргумент». А их старые платформы, вероятно, не смогли бы обеспечить надежное функционирование столь мощной огневой системы. Но это, конечно, в теории. На практике увеличение калибра до 152-мм могло привести к снижению ресурса ствола орудия, уменьшению числа снарядов или (если боезапас был бы сравним с боезапасом Т-80 или Т-72) повышению массы боевой машины. Иными словами, вопрос противоречивый и сложный.

Электроника. Это важный аспект для любого современного танка. Т-14 получил круговой доплеровский радар средней дальности с АФАР, ультрафиолетовые HD-камеры наблюдения с круговым охватом на 360° и много другого полезного оборудования (применение бортового БПЛА целеуказания, впрочем, не подтвердилось). «Объект 195» — более старая машина, соответственно, его оптика/электроника объективно старее. Однако ровным счетом ничто не мешало в рамках модернизации снабдить танк принципиально новой аппаратурой, не уступающей той, которая установлена на Т-14.

Недостаток сведений о Т-95 не позволяет уверенно судить о его потенциале. На основе имеющихся данных можно предположить, что чисто концептуально Т-14 не имеет ярко выраженных преимуществ перед более старой машиной. Ровно как и «Объект 195» не может похвастаться решительным превосходством над своим прародителем. Выбор в пользу Т-14 с большой долей вероятности был обусловлен необходимостью создания не только или даже не столько нового танка, сколько унифицированной гусеничной платформы для целой серии новых машин. Однако нельзя исключать и банального желания заинтересованных лиц получить заветное дополнительное финансирование на новую разработку.

Т-95 — мертворожденный монстр российского танкопрома

В молодой России в 90-е годы начала назревать острая проблема обновления танкового парка. От СССР в наследство Российской федерации досталось более 22 тысяч разунифицированных танков разных серий: ИС-2, Т-54, Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80.

Нижнетагильский проект Объект-195 был выбран Государственной комиссией единым перспективным российским танком нового поколения.

Таким путем Уралвагонзавод расчистил себе дорогу к неограниченным финансовым потокам российского министерства обороны и отстранив от конкурентной борьбы питерское КБ НИИ Трансмаш со своим проектом перспективного танка нового поколения Объект 299. Следует отметить, что питерский проект танка нового поколения Объект 299 был на много революционней чем архаичный нижнетагильский проект Объект 195.

Читать еще:  Проект штурмовика Cobra 2000 (Польша)

Российские военные в процессе работ над нижнетагильским перспективным танком нового поколения Объект-195 присвоили ему не гласный индекс Т-95, а сами разработчики прозвали этот танк «Железный капут» или «Монстр» за его будоражащий неэстетичный внешний вид.

Перспективный российский танк Т-95 доводили мучительно долго, ценой огромных финансовых затрат. Активная разработка УКБТМ Объекта 195 проходила с 1993 по 2010 год, то есть заняла период времени в целых 17 лет. Но в конечном результате, жизнеспособных решений на перспективном российском танке нового поколения, разработчику, так и не удалось достичь. На танке Т-95 «Железном монстре», за что не возьмись, кругом были одни сплошные проблемы: порочная «революционная» компоновка, недоработанная урезанная СУО, не работоспособный автомат заряжания, экспериментальный не доведенный двигатель, из низкой степенью эксплуатационной живучести (моторесурсом).

Танк Т-95 ( Объект-195) имеет новую компоновку – экипаж размещен в отдельной бронекапсуле. Боекомплект – в отдельном автоматизированном боевом отделении, вооружение размещено в необитаемой башне. Моторно-трансмиссионный отсек – в корме. Экипаж изолирован от боевого отделения и моторного отсека и может не опасаться пожара или взрыва паров топлива и подрыва боекомплекта. Он прекрасно защищен в лобовой проекции, плохо с бортов и сверху.

Перспективный российский танк имеет мощное лобовое бронирование корпуса. В сравнении с танком Т-90А у него увеличены борта корпуса которые не защищены многослойным бронированием в следствии чего танк может быть легко поражен в борт устаревшими танковыми 120-мм бронебойно-оперенными снарядами стран НАТО. Со стороны бортов танка может поражаться и бронированная капсула в которой находится экипаж.

Борта и ходовая часть танка Т-95 защищены элементами морально устаревшей самой современной встроенной российской динамической защиты «Реликт» и без проблем могут поражаться ручными противотанковыми гранатометами типа РПГ-7В пробивая борт вместе с капсулой и поражая находящиеся в ней экипаж. При пробитии борта гранатой или снарядом в зоне расположения автомата заряжания танка, произойдет детонация боекомплекта, что приведет к безвозвратной потери танка.

Башня танка Т-95 необитаема. Лафетная установка с вынесенным вооружением и приборами наблюдения и прицеливания плохо защищена бронированием и встроенной динамической защитой.

При попадании снарядов в необитаемую башню, прицельные приборы и аппаратура системы управления огня смонтированные в башне танка могут выходить из строя делая экипаж танка слепым и лишая возможности экипаж дальше продолжать бой из-за повреждения дистанционной связи, теряя управление над оружием танка Т-95.

Танк Т-95 (Объект-195) вооружен гладкоствольной 152 мм пушкой, способной применять новые управляемые ракеты с дальностью до 8 км. Боеприпасы 152-мм перспективной танковой пушки очень слабы и не соответствуют требуемым характеристикам. Сама пушка нового танка Т-95 обладает скудными характеристиками в сравнении с разрабатываемыми в передовых странах НАТО перспективных 140-мм танковых орудий.Ошибочным был выбор конструкторами, пушки с раздельным гильзовым заряжанием.

По словам людей, принимавших участие в разработке СУО Т-95, многие компоненты прицелов были очень сырыми и требовали значительной доработки. Так как все допустимые запланированные сроки создания СУО перспективного российского танка Т-95 по начальным замыслам очень далеко отодвигались и затягивались — разработчику ничего не оставалось как пойти на серьёзное упрощение прицельного комплекса танка и в конечном итоге Уралвагонзавод в урезанном варианте вынужден был смонтировать СУО танка на Объект-195. Система управления огнем на Т-95 по первоначальной задумке так и не была реализована. Красногорск не справился, ему не удалось реализовать радиочастотный канал в нужном качестве, в конце концов, от него вообще отказались. И поэтому на российском перспективном танке нового поколения Т-95 разработчик Уралвагонзавод вынужден был поставить прицельный комплекс по параметрам примерно соответствующий уровню танка-демонстратора Т-90МС Тагил.

Читать еще:  Машина огневой поддержки FSCV-90 (Австрия)

Система управления огнем танка Т-95 может работать круглосуточно, но не обладает свойством всепогодности и резко снижают свою эффективность в условиях постановки помех. Анализируя все эти недостатки, стает предельно ясно почему Российское министерство обороны вынуждены было отказаться от Т-95 «Железного капута».

Управлять вооружением в Т-95 можно только дистанционно, что также является слабым местом перспективного российского танка. Экипаж вынужден будет покидать танк испорченный попаданием совсем не фатального боеприпаса в мене защищенные части танка Т-95. На Т-95 экипаж танка следит за полем боя через мониторы на которые подается дистанционно изображение через камеры. Сбой во время боя в работе камер танка и в миг танк полностью окажется слеп и беспомощным перед противником.

«Объект 195»: чем советский «супертанк» превосходит современных западных конкурентов

Авторитетное американское аналитическое издание National interest недавно выпустило материал о некоем российском танке, превосходящем любые аналоги бронированных боевых машин НАТО. И это не «Армата», как многие могли бы подумать. В статье упоминается танк Т-95. Но почему о нем практически никто ничего не знает?

В 1988-м по итогам изнурительной афганской войны, в которой Советский Союз потерял почти 15 тысяч человек и полторы сотни танков, наши военные задумались над созданием новой боевой машины, которая не только превосходила бы все самые мощные танки мира того времени, но и была бы очень безопасной. Действовавший на тот момент танк Т-72 был надежной и проверенной в боях боевой техникой, но он очень сильно устарел и требовал глубокой модернизации. Но началась перестройка, а за ней — разруха 90-х. Советскую оборонку фактически заставили перейти на выпуск гражданской продукции. Казалось бы, про разработку новейшего вооружения можно было забыть. Однако в начале 90-х годов в обстановке строжайшей секретности лучшие инженеры страны все же приступили к работе над российским «супертанком».

А уже через десять лет появилось чудо военно-инженерной мысли — танк под кодовым названием «Объект 195», или Т-95.

Разработчики Т-95 в корне поменяли размещение экипажа внутри корпуса бронированной машины. Они создали отдельную кабину экипажа, состоящего из трех человек, а башню сделали необитаемой и автоматической. Эту идею позже применили в танке Т-14 «Армата».

Кроме того, танковая башня Т-95 стоит выше, чем у европейских танков. Этот фактор позволял значительно расширить диапазон вертикального обстрела. Но и это еще не все. «Объект 195» оснастили гладкоствольной 152-миллиметровой пушкой 2А83.

Танк Т-95 постоянно модернизировали — вплоть до 2010 года. Со временем его оснастили самыми передовыми тепловизорным, оптическим, а также радарным прицелами. Этот танк мог поражать цели за пределами прямой видимости — координаты могли передавать беспилотные летательные аппараты и другие средства наблюдения.

Кроме 152-миллиметровой гладкоствольной пушки 2А83, Т-95 вооружили 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А42, крупнокалиберным пулеметом «Корд», а также системой активной защиты «Штора-2».

Т-95 нельзя увидеть в войсках, на военных смотрах и парадах. Но не столько потому, что он тайна за семью печатями. Т-95 — это опытный образец. Именно Т-95 стал прототипом для претворения в жизнь новейших конструкторских решений российских танкостроителей. Именно с его разработки началось победное шествие танка Т-14 «Армата».

В чем еще «Объект 195» превосходит западных конкурентов? Какие преимущества у Т-95 перед немецким «Леопардом» и израильской «священной колесницей» «Меркава»? И действительно ли российский «супертанк» обходит по характеристикам американский «Абрамс»? Все это вы узнаете из нового выпуска программы «Скрытые угрозы». Не пропустите премьеру 7 октября в 19:40 на телеканале «Звезда».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector