0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный танк UDEX XX20 (Швеция)

Опытный танк UDEX XX20 (Швеция)

В начале 80-х годов шведскими специалистами были созданы и испытаны первые опытные образцы легкого сочлененного танка, получившего обозначение UDEX XX20. По замыслу разработчиков, используя схему танка ввиде сочленения секций, можно будет создать сравнительно легкий и с малым силуэтом танк с мощным вооружением и высокой проходимостью. Основном вооружение танка будет немецкая 120-мм гладкоствольная пушка (с дульным тормозом фирмы «Бофорс»). Она вынесена над корпусом передней гусеничной машины, в которой также размещается экипаж (три человека). Во второй машине находятся дизельный двигатель (600 л. е.), боеприпасы и топливо. При общей боевой массе чуть более 20 т этот танк во время испытаний на заснеженной местности развивал скорость до 60 км/ч. Между собой секции танка связаны двумя телескопическими гидравлическими цилиндрами, с помощью которых взаимное положение секций может меняться как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях в пределах сектора, равного 34 градусам. Благодаря такому конструктивному решению танк способен преодолевать различные препятствия, в том числе и высокие (до 1,7 м) вертикальные стенки. Это достигнуто прежде всего возможностью подъема носовой части передней секции.

Для исключения опрокидывания 25-тонного ХХ20 при стрельбе решено установить на пушку эффективный дульный тормоз, способный примерно вдвое уменьшить силу сопротивления откату и ограничить сектор горизонтального обстрела 40 градусами (по 20 влево и вправо). По прогнозам разработчиков, это будет способствовать решению проблемы автоматизации процесса заряжания пушки, и получению практической скорострельности 8 выстрелов в минуту. Пушка должна иметь боекомплект 25-35 выстрелов и угол вертикального обстрела от -10 до +20 градусов. С пушкой будет спарен 7,62-мм пулемет. Систему стабилизация вооружения использовать не планируется, что лишает танк возможности вести действенный огонь с ходу.

Для улучшения обзора наверху лафета возможна установка электронно-оптического прибора, что позволит командиру видеть на экране поле боя. Танк ХХ20 имеет следующие параметры: длина 7,3 м, ширина 2,85 м, высота корпуса 1,5 м, высота линии огня 2,1 м и среднее удельное давление на грунт 0,4 кг/кв.см (это вдвое меньше, чем у обычных танков). При переброске танка по воздуху либо другими видами транспорта секции рассоединяются, на что затрачивается немного времени. Однако он остался в стадии опытного образца.

Читать еще:  Опытный истребитель Т-3-51 / Т-43 (СССР)

ВОЗМОЖНЫЙ ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ БОЕВЫХ КАЧЕСТВ ТАНКА

Классическая компоновка однобашенного танка, сложившаяся более 60 лет назад, проверенная 6-летней Второй мировой и последующими войнами, привела к созданию современной боевой машины, представленной отечественными и зарубежными образцами.

Сохранив габариты и весовые характеристики предшественников, они резко повысили огневую мощь, бронезащиту и скорость. Изучение развития конструкции танков по основным качествам показывает его замедление и полную остановку. Одной из существенных причин является все увеличивающаяся недостаточность объема корпуса и башни под броней. Известно, что габариты танка, особенно его ширина, жестко ограничены условиями железнодорожных перевозок.

Забронированный объем до предела заполнен механизмами, агрегатами. боеприпасами и топливом. Борьба идет за каждый лишний боеприпас, за каждый лишний литр топлива. Танк оброс различными системами пожаротушения, радиационной и других видов защиты, устройствами для преодоления водных преград и самоокапывания. Многие элементы наблюдения, оповещения, защиты вынесены наружу и не защищены. Отработанная конструкция ходовой части не допускает существенного повышения рельефной и грунтосцепной проходимости. Система управления поворотами машины не допускает дальнейшего повышения скорости движения по дорогам.

Повышение убойной силы боеприпасов, начальных скоростей их полета, повышение стойкости брони без увеличения ее толщины и массы, повышение мощности силовой установки без увеличения ее габаритов и расхода топлива – все это надежный, но длительный путь с привлечением фундаментальной науки, выполнением больших и дорогостоящих исследований. Они, естественно, должны быть связаны с военной доктриной и концепцией танка как боевой машины. Но можно избрать и более простой и в настоящее время достаточно эффективный путь повышения боевых качеств танка. Необходимо выйти из тупика, который создан приверженностью к привычной компоновке, когда у танка один моноблочный корпус с двумя гусеницами и ограниченная длина опорной части движителя, выдерживающая благоприятное соотношение между шириной колеи.

Прорыв из тупика может быть найден, если поступиться одним из геометрических параметров танка – его длины. Увеличение длины корпуса позволит резко увеличить полезный забронированный объем для размещения дополнительного комплекта боеприпасов, топлива, увеличить число членов экипажа.

Читать еще:  Опытная снайперская винтовка Константинова (СССР)

При оценке длины танка рассматривается его длина с пушкой и длина корпуса. Если оценивать площадь поверхности бокового силуэта танка, исключив из нее площадь ствола, то такой подход будет неверным. Современная шестиметровая танковая пушка калибром более 120 мм – не иголка. Вероятность ее повреждения достаточно велика. При поворотах машины, особенно крутых, радиус ометания выступающих частей будет определяться дульным срезом. Определять длину танка только по корпусу – все равно,что определять длину крокодила по туловищу, исключая его хвост.

В таблице приведены для сравнения параметры длины некоторых тяжелых танков.

Новое в блогах

«ТЯНИ-ТОЛКАЙ» С ПУШКОЙ (шведский сочлененный танк «UDEX XX20»)

«ТЯНИ-ТОЛКАЙ» С ПУШКОЙ
(шведский сочлененный танк «UDEX XX20»)

Словно «Тяни-Толкай» из сказки Чуковского необычная гусеничная машина бороздила просторы шведских полигонов. Все видали сочлененные транспортеры производства Швеции и России, а вот танк такой – редкость! И тем не менее шведы попытались создать этакую гусеницу в броне, но правда дальше опытов и экспериментов дело не пошло.

В начале 1980-х годов шведскими специалистами были созданы и испытаны опытные образцы легкого сочлененного танка (также назывался истребителем танков), получившего обозначение UDEX XX20. Его основное вооружение – германская 120-мм гладкоствольная пушка с дульным тормозом фирмы «Бофорс». Она вынесена над корпусом передней гусеничной машины, в которой также размещаются 3 человека экипажа. Во второй машине находятся дизельный двигатель (600 л.с.), боеприпасы и топливо. При общей боевой массе чуть более 20 тонн этот танк во время испытаний на заснеженной местности развивал скорость до 60 км/ч.

СОЧЛЕНЕННЫЙ ТАНК
газета «Красная звезда», военно-техническое обозрение
Полковник-инженер В. ГРИШИН

По сообщению журнала «Зольдат унд техник», в Швеции проходят испытания два прототипа сочлененного танка ХХ20, созданного по заданию министерства обороны для определения целесообразности выпуска бронированных машин такой конструкции. ХХ-20 (см. фото) состоит из двух шарнирно соединенных между собой секций с активным гусеничным движителем. В передней секции – компактной и хорошо защищенной (вес 14 т) – размещен экипаж в составе трех человек. На ней в качающемся и поворотном лафете установлены вооружение и система управления огнем. Во второй секции (вес 11 т) находятся силовая установка с дизельным двигателем мощностью 600 л, с., топливные баки и автомат заряжания пушки.
Между собой секции танка связаны двумя телескопическими гидравлическими цилиндрами, с помощью которых взаимное положение секций может меняться как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях в пределах сектора, равного 34 градусам. Благодаря такому конструктивному решению танк способен преодолевать различные препятствия, в том числе и высокие (до 1,7 м) вертикальные стенки. Это достигнуто прежде всего возможностью подъема носовой части передней секции (см. схему).
При переброске танка по воздуху либо другими видами транспорта секции рассоединяются, на что затрачивается немного времени. Танк предлагается вооружить гладкоствольной 120-мм пушкой с западногерманского «Леопард-2», имеющего боевой вес 56 т. Для исключения опрокидывания 25-тонного ХХ20 при стрельбе решено установить на пушку эффективный дульный тормоз, способный примерно вдвое уменьшить силу сопротивления откату и ограничить сектор горизонтального обстрела 40 градусами (по 20 влево и вправо). Это, надеются разработчики танка, будет способствовать решению и проблемы автоматизации процесса заряжания пушки, и получению практической скорострельности 8 выстрелов в минуту. Пушка должна иметь боекомплект 25. 35 выстрелов и угол вертикального обстрела от -10 до +20 градусов. С пушкой будет спарен 7,62-мм пулемет.
Пока не планируется использовать систему стабилизация вооружения, что лишает танк возможности вести действенный огонь с ходу. Для улучшения обзора наверху лафета возможна установка электронно-оптического прибора, что позволит командиру видеть на экране поле боя.
По замыслу шведских конструкторов, используя принцип сочленения секций, можно будет создать сравнительно легкий и с малым силуэтом танк с мощным вооружением и высокой проходимостью.
Во время испытаний танк ХХ20, имеющий длину 7,3 м, ширину 2,85 м, высоту корпуса 1,5 м, высоту линии огня 2,1 м и среднее удельное давление на грунт 0,4 кг/кв.см (это вдвое меньше, чем у обычных танков), преодолевал подъемы до 35 градусов и развивал при движении по глубокому снегу скорость до 60 км/ч.
Сообщается, что на базе сочлененного танка могут быть созданы также самоходная установка, вооруженная ПТУР и 40-мм пушкой, и бронетранспортер (боевой вес 18 т), в котором экипаж и десант (2+8 человек) будут находиться не в передней, а в задней (второй) секции, – на ее крыше планируется установить 25-мм автоматическую пушку.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector