Опытный торпедный катер Dark Hunter (Великобритания)
Малые торпедные корабли часть 2
Содержание материала
ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА АНГЛИИ
С учетом опыта войны, британское Адмиралтейство решило и дальше идти по пути унификации малых боевых кораблей. Поэтому оно приняло за основу концепцию катера со сменным, зависящим от поставленной боевой задачи, вооружением. Первыми послевоенными английскими торпедными катерами стали катера типа «Гэй» (Gау), строившиеся в 1951—53 годах. Они имели деревянные корпуса водоизмещением 50 тонн. Силовая установка состояла из трех бензиновых двигателей по 1350 л.с. и обеспечивала скорость полного хода до 43 узлов. Катера типа «Гэй» могли иметь два варианта вооружения: торпедный и артиллерийский. В первом случае они несли на своем борту два 533-мм торпедных аппарата и два 20-мм автомата; во втором — на них монтировали одно 114-мм орудие и один 40-мм автомат.
HMS Gay Archer Вщдоизмещение 50 т; длина 75,2 фт; ширина 20,1 фт;высота борта 4,2 фт; скорость 53 уз.; экипаж 12 чел.
Тип «Dark» (12 единиц).
Дальнейшим развитием концепции универсального катера со сменным вооружением стали торпедные катера типа «Дарк» (Dark), строившиеся серией из 12 единиц в 1954—58 гг. Эти катера, как и предыдущие, имели стандартное водоизмещение 50 тонн. Деревянный гладкопалубный корпус завершала небольшая рубка с открытым ходовым мостиком. В конструкции корабля присутствовал один необычный элемент. На корме ниже ватерлинии установили управляемую транцевую плиту, которая позволяла изменять гидродинамические режимы плавания.
Торпедный катер типа «Дарк». Водоизмещение, 50 (полное 70) тони, размеры 21,8 х 6,0х 1,8метров; 2 дизеля «Нэпир-Делтик» по 2500 л.с, скорость 37-40 узлов. Вооружение: четыре 533-мм торпедных аппарата, один 40-мм автомат. Экипаж 15 человек.
Двухвальная силовая установка катера состояла из двух дизелей суммарной мощностью 5000 л.с, обеспечивавших скорость полного хода до 40 узлов. В торпедном варианте на «Дарк» ставили четыре 533-мм однотрубных торпедных аппарата и один 40-мм автомат, размещенный перед рубкой. Артиллерийский вариант предусматривал установку одного универсального 114-мм орудия и одного 40-мм автомата, либо двух 40-мм и двух 20-мм автоматов.
Катер класса “Dark”
Помимо британского флота, 5 катеров типа «Дарк» были построены для Бирмы, 2 для Финляндии, 1 для Японии.
Тип «Bold» (2 единицы).
В 1951 году на воду сошли два больших опытных торпедных катера типа «Bold» — «Bold Pioneer» («Болд Пионер») и «Bold Pathfinder» («Болд Пэтфайндер») (водоизмещение 140 тонн, скорость полного хода 43 узла). Они стали первыми катерами английской постройки, на которых появилась комбинированная силовая установка – две газовые турбины мощностью по 4500 л.с. впридачу к двум 2500-сильным дизелям. В процессе проектирования этих катеров конструкторам пришлось преодолеть ряд сложностей. Особенно долго пришлось искать наиболее рациональный вариант размещения воздухозаборных каналов турбин и труб для отвода выхлопных газов. Ввиду того, что газовая турбина потребляет в несколько раз больше воздуха, чем дизели, решить этот вопрос оказалось не так уж просто. Чтобы предотвратить поступление морской воды в рабочий орган турбинного двигателя, воздухозаборники максимально сдвинули вперед и развернули отверстиями в корму. Тем не менее, вода все-таки попадала внутрь турбины. Оседавшая на лопатках морская соль существенно снижала к.п.д. двигателя. Кроме того, значительный объем выхлопных газов турбины требовал газоотводящих каналов большого диаметра. В конце-концов, отказавшись от установки дымовой трубы, которая ухудшала аэродинамику катера, конструкторы вывели газоходы прямо в корму – через отверстия в транце. Чтобы на малом ходу волна не «гуляла» в выхлопных отверстиях, их снабдили специальными заслонками, автоматически закрывавшимися, как только мощность производимой работы падала до отметки 700 л.с.
HMS Bold Pathfinder в 1953 году
Несмотря на крупные размеры – длина катеров типа «Болд» достигала без малого 37 метров, вооружены они были довольно скромно: четыре 533-м торпедных аппарата и всего лишь один 40-мм автомат.(? admin)
Оценив все «плюсы» и «минусы» больших и малых торпедных катеров, англичане выбрали «золотую середину» в прямом смысле этого выражения – следующие их катера типа «Брейв» (Brave) имели стандартное водоизмещение 89 тонн. Тактико-техническое задание на их разработку получила в 1954 г. фирма «Vosper», известная своими давними традициями в катеростроении. Задание было достаточно жестким и предусматривало, помимо 50-узловой скорости нового корабля, возможность его быстрого – в течение 6 часов – переоборудования в торпедный или артиллерийский катер, либо в малый минный заградитель. Не более 6 часов отводилось также на замену, в случае выхода из строя, двигателя, редуктора, генератора и других узлов.
HMS “Brave Borderer ” 1950
В 1960 г., перебрав с дюжину вариантов силовых установок и их компоновки на катере, компания «Воспер» наконец-то предложила флоту два торпедных катера – «Брейв Бордерер» и «Брейв Суордсмен». Эти катера имели полностью газотурбинную силовую установку, включавшую три турбины типа «Протеус» суммарной мощностью 10500 л.с. Турбины, каждая из которых работала на свой гребной винт, обеспечивали катерам «Брейв» скорость до 52 узлов. Для изменения гидродинамики корабля была использована уже знакомая нам по катеру «Дарк» управляемая транцевая доска. Обводы корпуса – круглоскулые в носовой части и остроскулые в корме – не имели четко выраженного характера, поэтому наряду с хорошими ходовыми качествами катера типа «Брейв» обладали неплохой мореходностью.
P1011 HMS Brave Borderer, 1959. Водоизмещение 100 т.; длина 99 фт.; ширина 26 фт; скорость 50 уз.; экипаж 18 чел.
Запас топлива на катерах «Брейв» достигал 25 тонн (против 8 тонн на «Дарк»), что наглядно подтверждает экономичность дизельных двигателей. Таким образом, малые габариты газовых турбин давали немного преимуществ – по совокупному весу двигателя и принятого на борт топлива они почти догнали громоздкие дизели.
После установки турбин конструкторам пришлось использовать транцевую систему отвода выхлопных газов, аналогичную той, которой оснащали катера типа «Болд». Но на этот раз – для увеличения углов обстрела носового автомата – воздухозаборные каналы расположили в кормовой части относительно высокой надстройки. Спереди ей придали округлую форму, чтобы не пострадали аэродинамические качества корабля. Сверху надстройки находилась открытая ходовая рубка, а ниже – боевые посты, радиорубка и каюта командира.
Торпедный катер типа «Брейв», 1960 г. (2 единицы). Водоизмещение 89 (114) тонн, размеры 29,2 х 7,6 х 1,8 метров; 3 газовые турбины по 3500 л.с, запас топлива 25 тонн, скорость хода до 52узлов, дальность плавания 400 миль на 46 узлах. Вооружение: четыре 533-мм ТА и два 40-мм автомата, либо 1 пушка 114 мм и 1 автомат 40 мм. Экипаж 22 человека.
В торпедном варианте вооружение катера состояло из четырех 533-мм торпед, находящихся в бугельных захватах по бортам, и двух 40-мм автоматов. В артиллерийском варианте вместо кормового автомата стояло 114-мм орудие.
Однотипный торпедный катер с газотурбинной энергетической установкой заказал фирме «Воспер» флот ФРГ. В 1960—62 гг. он был построен и получил название «Пфайль» (в Англии данный катер обозначался как тип «Феросити»). Его стандартное водоизмещение составило 75 тонн, полное 80 тонн (размеры 29 х 7,3 х 1,98 метров). Суммарная мощность двух газовых турбин равнялась 8500 л.с, скорость полного хода 50 узлов. Несколько изменилась конструкция надстройки – ходовой мостик сделали закрытым, что улучшило условия несения вахты. Вооружение катера осталось прежним: четыре 533-мм торпедных аппарата и два 40-мм автомата. Экипаж 14 человек.
Немецкий торпедный катер “Pfeil” Vosper класса.
Одновременно фирма «Воспер» построила для ФРГ катер «Strahl» («Штраль») того же типа «Феросити», но несколько иной конструкции. За счет установки третьей турбины мощность его силовой установки возросла до 12750 л.с, а максимальная скорость поднялась до 54 узлов. Отличался «Штраль» от катеров типа «Брейв» и конструкцией ходовой рубки: ее сделали, как и на «Пфайль», закрытой. Стандартное водоизмещение 85 тонн, полное 100 тонн (размеры 30,2 х 7,62 х 2,14 метров), вооружение четыре бугельных 533-мм торпедных аппарата и два 40-мм автомата. Экипаж 22 человека.
Немецкий торпедный катер “Pfeil” Vosper класса.
На катерах типа «Брейв» и его модификаций строительство торпедных катеров в Англии прекратилось.
Оружие Второй мировой. Торпедные катера
Сделаем небольшое отступление от наших обзоров по авиации и перейдем на воду. Начать я решил вот так, не сверху, где важно пускают пузыри всякие там линкоры, линейные крейсеры и авианосцы, а снизу. Где страсти кипели не менее шуточные, хоть и на мелководье.
Говоря о торпедных катерах, стоит отметить, что перед началом войны страны-участницы, включая даже «Владычицу морей» Британию, наличием торпедных катеров не отягощали себя. Да, малые корабли имелись, но так, скорее в учебных целях.
Например, Королевский флот имел в 1939 году всего 18 ТК, немцы владели 17-ю катерами, а вот у Советского Союза в наличии было 269 катеров. Сказывались мелководные моря, в акваториях которых приходилось решать задачи.
Потому и начнем, пожалуй, с участника под флагом ВМФ СССР.
1. Торпедный катер Г-5. СССР, 1933 год
Возможно, специалисты скажут, что стоило бы сюда поставить катера Д-3 или «Комсомолец», но вот просто Г-5 было выпущено больше, чем Д-3 и «Комсомольцев» вместе взятых. Соответственно, эти катера однозначно взвалили на себя такую часть войны, какая вряд ли сравнима с остальными.
Г-5 был катером прибрежной зоны, в отличии от Д-3, который вполне мог работать на удалении от берега. Это был небольшой кораблик, который, тем не менее, всю Великую Отечественную войну работал на коммуникациях противника.
За время войны претерпел несколько модификаций, моторы ГАМ-34 (да, Микулинские АМ-34 стали глиссирующими) были заменены на импортные «Изотта-Фраскини», а потом на ГАМ-34Ф мощностью 1000 л.с., которые разгоняли катер до сумасшедших 55 узлов с боевой нагрузкой. Пустым катер мог разогнаться до 65 узлов.
Вооружение тоже менялось. Откровенно слабенькие пулеметы ДА заменили сперва ШКАСом (интересное решение, если честно), а потом двумя ДШК.
Пожалуй, минусом нужно считать необходимость разворота для сброса торпед. Но и это было решаемо, ТКА Г-5 провоевал всю войну и на боевом счету этих корабликов довольно приличная куча потопленных кораблей противника.
Кстати, огромная скорость и немагнитный деревянно-дюралюминиевый корпус позволили катерам тралить акустические и магнитные мины.
Достоинства: скорость, неплохое вооружение, дешевизна конструкции.
Недостатки: очень низкая мореходность.
2. Торпедный катер «Воспер». Великобритания, 1938 г.
История катера примечательна тем, что его британское Адмиралтейство не заказывало, а фирма «Воспер» разработала катер в инициативном порядке в 1936 году. Однако катер так понравился морякам, что был принят на вооружение и пошел в серию.
Торпедный катер обладал очень приличной мореходностью (в то время британские корабли были эталоном) и дальностью хода. Еще он вошел в историю тем, что именно на «Восперы» впервые на флоте поставили автоматические пушки «Эрликон», что очень существенно повысило огневую мощь кораблика.
Так как британские ТКА были слабыми соперниками немецким «шнелльботам», о которых речь пойдет ниже, пушка пришлась весьма кстати.
Изначально на катера ставили такие же двигатели, как и на советские Г-5, то есть, итальянские «Изотта-Фраскини». Начавшаяся война оставила и Великобританию, и СССР без этих моторов, так что перед нами еще один пример импортозамещения. В СССР очень оперативно приспособили авиационный двигатель Микулина, а британцы передали технологию американцам, и те стали строить катера со своими двигателями от «Паккарда».
Американцы еще усилили вооружение катера, ожидаемо заменив «Виккерсы» на «Браунинги» 12,7-мм.
Где воевали «Восперы»? Да везде. Участвовали в эвакуации Дюнкерского позорища, ловили немецкие «шнелльботы» на севере Британии, атаковали итальянские корабли в Средиземном море. Отметились и у нас. 81 катер американской постройки был передан нашему флоту в рамках ленд-лиза. 58 катеров приняли участие в боях, два было потеряно.
Достоинства: мореходность, вооружение, дальность плавания.
Недостатки: скорость, большой экипаж для маленького корабля.
3. Торпедный катер MAS тип 526. Италия, 1939 год
Итальянцы тоже умели строить корабли. Красивые и быстрые. Этого вот не отнять. Стандарт для итальянского корабля – более узкий, чем у современников, корпус, потому чуть больше скорость.
Почему я взял в наш обзор именно 526-ю серию? Наверное, потому что они даже у нас нарисовались, и воевали в наших водах, хоть и не там, где большинство подумало.
Итальянцы хитрецы. К двум обычным моторам «Изотта-Фраскини» (да-да, все те же!) по 1000 лошадок они добавили пару движков «Альфа-Ромео» по 70 л.с. для экономичного хода. И вот под такими двигателями катера могли красться со скоростью 6 узлов (11 км/ч) на совершенно фантастические расстояния в 1100 миль. Или 2 000 км.
Но если кого-то надо было догнать, или от кого-то оперативно смыться – с этим тоже был порядок.
Плюс катер получился не только хорошим в плане мореходности, он вышел весьма универсальным. И кроме обычных торпедных атак мог вполне пройтись по подводной лодке глубинными бомбами. Но это больше психологически, поскольку гидроакустического оборудования на торпедный катер понятное дело, не поставили.
Торпедные катера этого типа участвовали в первую очередь на Средиземном море. Однако, четыре катера в июне 1942 года (MAS №№ 526—529) вместе с итальянскими экипажами были переброшены на Ладожское озеро, где они участвовали в атаке на остров Сухо с целью перерезать Дорогу жизни. В 1943 году их забрали себе финны, после чего катера служили в составе финских морских сил.
Достоинства: мореходность, скорость.
Недостатки: многофункциональность в итальянском исполнении. У катера было вооружение, но были проблемы с его применением. Один пулемет, пусть и крупнокалиберный – этого явно мало.
4. Патрульный торпедный катер РТ-103. США, 1942 год
Конечно, в США не могли сделать что-то маленькое и вертлявое. Даже с учетом технологий, полученных от англичан, у них вышел довольно массивный торпедный катер, что в общем объяснялось количеством оружия, которое на нем смогли разместить американцы.
Сама по себе идея заключалась не в создании чисто торпедного катера, а патрульного. Это видно даже из названия, ибо расшифровывается РТ как Patrol Torpedo boat. То есть, патрульный катер с торпедами.
Торпеды, естественно, были. Два спаренных крупнокалиберных «Браунинга» — вещь полезная во всех отношениях, а про 20-мм автоматическую пушку от «Эрликона» мы вообще молчим.
Зачем американскому флоту столько катеров? Все просто. Интересы защиты тихоокеанских баз требовали именно таких кораблей, способных в первую очередь нести патрульную службу и в случае чего оперативно смыться, если вдруг обнаружатся корабли противника.
Самым значительным вкладом катеров серии РТ стала борьба с «Ночным токийским экспрессом», то есть, с системой снабжения японских гарнизонов на островах.
Особенно полезными катера оказались в мелководных акваториях архипелагов и атоллов, куда остерегались заходить эсминцы. А торпедные катера перехватывали самоходные баржи и небольшие каботажные суда, перевозившие воинские контингенты, вооружение и снаряжение.
Достоинства: мощное вооружение, неплохая скорость
Недостатки: пожалуй, что и нет.
5. Торпедный катер Т-14. Япония, 1944 год
Вообще японцы как-то с торпедными катерами на заморачивались, не считая их оружием, достойным самурая. Однако, со временем мнение изменилось, поскольку успешная тактика применения американцами патрульных катеров сильно обеспокоила японское флотское командование.
Но беда крылась в другом: не было свободных двигателей. Факт, но действительно, японский флот не получил достойного торпедного катера именно потому, что для него не было двигателя.
Единственным приемлемым вариантом во второй половине войны сталд проект фирмы «Мицубиси», который назвали Т-14.
Это был самый маленький торпедный катер, даже прибрежный советский Г-5 оказался крупнее. Тем не менее, благодаря своей экономии места, японцы умудрились втиснуть туда столько оружия (торпеды, глубинные бомбы и автоматическую пушку), что кораблик получился весьма зубастым.
Увы, но откровенный недостаток мощности 920-сильного двигателя при всех достоинствах не сделал Т-14 хоть каким-нибудь конкурентом для американского РТ-103.
Достоинства: малый размер, вооружение
Недостатки: скорость хода, дальность.
6. Торпедный катер Д-3. СССР, 1943 год
Есть смысл добавить именно этот катер, поскольку Г-5 был катером прибрежной зоны, а Д-3 как раз обладал более приличными мореходными качествами и мог действовать на удалении от береговой линии.
Первая серия Д-3 строилась с двигателями ГАМ-34ВС, вторая пошла с американскими ленд-лизовскими «Паккардами».
Моряки считали, что Д-3 с «Паккардами» был намного лучше американских катеров «Хиггинс», которые приходили нам по ленд-лизу.
«Хиггинс» был неплохим катером, но низкая скорость (до 36 узлов) и бугельные торпедные аппараты, которые в условиях Заполярья замерзали напрочь, как-то ко двору не пришелся. Д-3 с такими же двигателями был быстрее, а так как еще и оказался меньше по водоизмещению, то и маневренней.
Низкий силуэт, малая осадка и надежная система глушителей делали наши Д-3 незаменимыми для действий у побережья противника.
Так что Д-3 не только ходил в торпедные атаки на конвои, его с удовольствием использовали для высадки десантов, подвоза боеприпасов на плацдармы, постановки минных заграждений, охоты за вражескими подводными лодками, охраны кораблей и конвоев, траления фарватеров (бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины).
Плюс это был самый мореходный из советских катеров, выдерживал волнение до 6 баллов.
Достоинства: набор вооружения, скорость, мореходность
Недостатки: считаю, что их нет.
7. Торпедный катер S-Boat. Германия, 1941 год
В конце у нас «Шнелльботы». Они действительно были весьма «шнелль», то есть, быстрыми. Вообще концепция немецкого флота предусматривала огромное количество кораблей, несущих торпеды. И тех же «шнелльботов» было построено более 20 различных модификаций.
Это были корабли несколько выше классом, чем все перечисленные до этого. Но что делать, если германские корабелы старались выделится всеми возможными способами? И линкоры были у них не совсем линкоры, и эсминец мог озадачить иной крейсер, то же самое и с катерами вышло.
Это были универсальные корабли, способные делать все, почти как наши Д-3, но обладали весьма впечатляющим вооружением и мореходностью. Особенно – вооружением.
Собственно, как и советские катера, немцы взвалили на свои ТКА все те же задачи по охране небольших конвоев и отдельных судов (особенно идущих из Швеции с рудой), в чем, кстати, преуспели.
Рудовозы из Швеции спокойно приходили в порты, потому что крупные корабли Балтийского флота всю войну простояли в Ленинграде, ничем не мешая противнику. А торпедным катерам и бронекатерам, тем более, подводным лодкам, «шнелльбот», напичканный автоматическим оружием, был не по зубам.
Так что контроль над доставкой руды из Швеции считаю главной боевой задачей, которую выполнили «шнелльботы». Хотя и 12 эсминцев, которые были потоплены за войну катерами – это не мало.
Достоинства: мореходные качества и вооружение
Недостатки: размеры, соответственно, не прекрасная маневренность.
Непростая жизнь была у этих корабликов и их экипажей. Не линкоры все-таки… Совсем не линкоры.
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Великобритания. Катера типа «Dark».
Следующими серийными катерами стали 18 единиц типа « Dark ». Этот проект разработал конструкторский департамент адмиралтейства совместно с фирмой « Saunders », на основе ее экспериментального катера МТВ-539.
Они имели алюминиевый набор, деревянный гладкопалубный корпус (кроме одного катера с металлическим корпусом) и небольшую рубку с открытым ходовым мостиком.
В конструкции появился новый элемент — управляемая транцевая плита в корме ниже ватерлинии. При смене скорости (малый ход, средний, полный) она позволяла изменять гидродинамический режим движения.
Dark Adventurer, Dark Agressor, Dark Antagonist, Dark Avenger, Dark Biter, Dark Buccaneer, Dark Clipper, Dark Fighter, Dark Gladiator, Dark Hero, Dark Highwayman, Dark Hunter, Dark Hussar, Dark Intruder, Dark Invader, Dark Killer, Dark Rover, Dark Scout.
Катера имели бортовые номера Р-1101 —11 Об. Катера строили в 1951—57 гг. фирмы « Saunders » (Р-1101-1106), « Vosper » (Р-1107-1110), « Thorny croft » (Р-1112, 1116), « Taylor » (Р-1113, 1114), « McGruer » (Р-1115), « Miller » (1117), « Morgan Giles » (Р-1111, 1118). Впервые британские катера получили дизель-моторы марки « Napier – Deltic », обладавшие очень хорошим отношением мощности к массе —4,2 л.с./фунт. Один катер ( Dark Scout ) построили с алюминиевым корпусом.
Кроме этих 18 единиц, флот заказал еще 9 катеров, но заказ на них был отменен в 1953 году в связи с окончанием войны в Корее.
Водоизмещение 50 (71) тонн; размеры 21,7 (20,4 по ВЛ) х 5,9 х 1,8 м; 16-цилиндровые дизели ( Napier – Deltic ) 2 х 2500 л.с.; 2 гребных вала; скорость на испытаниях 45—46 узлов (в службе 40—42 узла); запас топлива 8 тонн; экипаж 15 человек.
Вооружение: а) торпедный вариант: 4—533-мм трубных ТА, 1—40-мм L /60 автомат « Bofors »; б) артиллерийский вариант: 1 — 114-мм L /28 орудие, 1—40-мм L /60 автомат. Вместо торпед могли брать 6 мин заграждения.
Катер Р -1110 «Dark Highwayman» ( фото 1960 г .).
Торпедный катер типа « Dark ».
Были списаны, разоружены и проданы частным лицам в 1961—67 гг.
Два катера ( Dark Gladiator , Dark Него) стали радиоуправляемыми мишенями; первый потопили на учениях в 1976, второй продали в 1985.
Катера типа « Dark » для Бирмы.
Т-201 — Т-205.
Построены в Англии в 1956—57 гг.
Водоизмещение 50 (64) тонн; корпуса алюминиевые; размеры 21,8 х 5,9 х 1,8 м; дизели ( Napier – Deltic ) 2 х 2500 л.с.; 2 гребных вала; скорость 42 узла; экипаж 13 человек.
Вооружение в двух вариантах: а) 4—533-мм бугельных ТА, 2—20-мм автомата; б) 1 — 114-мм орудие, 1—40-мм автомат.
Катера типа « Dark » для Финляндии.
Vasama -1, Vasama -2.
Построены фирмой « Saunders » в 1955—57 гг. Отличались от британских катеров лишь составом вооружения: 2—40-мм автомата « Bofors » (2 х I), 4 глубинные бомбы или мины заграждения вместо бомб. Торпеды отсутствовали, но в случае необходимости монтаж бугельных захватов занял бы менее суток. Были списаны, соответственно, в 1977—79 гг.
Катера типа « Dark » для Японии.
PT -9
Построен в 1957 году в Великобритании.
Водоизмещение 50 (64) т; размеры 21,7 х 6,2 х х 1,8 м; дизели ( Napier – Deltic ) 2 х 2500 л.с.; 2 гребных вала; скорость 40 узлов; экипаж 15 человек. Вооружение: 2—533-мм трубных ТА, 1—40-мм автомат.
Списан в 1972 году.
Катера «Dark Biter» ( Р -1104), «Dark Agressor» ( Р -1102), «Dark Avenger» ( Р -1105).