0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный транспортер-тягач ГТ-М «Объект 564» (СССР)

Опытный транспортер-тягач ГТ-М «Объект 564» (СССР)

Танки Т-80У К вопросу конкурентоспособности на рынке

Последние 10 лет опыт эксплуатации танков с газотурбинным двигателем (ГТД) получил неадекватную критическую оценку специалистов. Причем критика звучит как в российских СМИ, так и в зарубежных. Суть подобных заявлений заключается в негативном отношении к газотурбинным двигателям, прежде всего, к одной его характеристике – повышенному расходу топлива.

В качестве доказательств противники танков с ГТД обычно приводят данные, полученные в ходе войсковой эксплуатации, а также высказывания руководящего состава Вооруженных Сил России, датированные серединой 1990-х гг. Однако, в основе таких заявлений, как правило, лежат оценки начала 1980-х гг. (разумеется, этот факт умалчивается). В конечном итоге, волны критики, исходящие от российских и зарубежных оппонентов ГТД, накатываясь одна за другой на сознание читателей, усиливают общее впечатление бесперспективности танков с газотурбинным двигателем и, в частности, Т-80У.

В начале 1980-х гг. учения с использованием танков Т-80, проходившие в Западной группе войск, выявили их существенно больший расход топлива (в 2,5-3 раза) по сравнению с дизельными двигателями. Однако следует иметь в виду, что первые Т-80 оборудовались двигателями ГТД-1000, которые в то время не были оснащены рядом устройств, способствующих значительному уменьшению расхода топлива и повышению их надежности. Дело в том, что особенностью ГТД является существенно больший (в разы) удельный расход топлива на холостых (малого газа) и тормозных режимах работы двигателя. Между тем, на этих учениях время работы на таких режимах составило более 60% от общего времени эксплуатации машин. Таким образом, отсутствие на этих танках режима стояночного малого газа приводило к 2-3-кратному перерасходу топлива при длительных стоянках и в значительной степени способствовало формированию у специалистов мнения о неудовлетворительной топливной экономичности ГТД.

Вместе с тем, главной причиной повышенного расхода топлива явилась необученность и недисциплинированность механиков-водителей. Неправильный выбор передачи в соответствии с условиями движения(необученный механик не чувствует этого из-за отсутствия эффекта заглохаемости двигателя, а недисциплинированный механик ленится переключать передачу, так как двигатель все равно справляется с любой внешней нагрузкой и не глохнет) также стал причиной неоправданно большого расхода топлива. Поэтому неудачный войсковой опыт эксплуатации танков Т-80 в ГСВГ следует рассматривать скорее как исключение из правил эксплуатации танков с ГТД. Важнее в этом смысле результаты, полученные при эксплуатации танков Т-80 в Белорусском, Забайкальском военном и Среднеазиатском военных округах, где путевой расход топлива танков с ГТД не превышал в 1,5-1,7 раза аналогичный показатель танков, оснащенных дизельными двигателями, удельная мощность которых в 1,3 раза уступала Т-80.

По результатам учений в ГСВГ опыт эксплуатации Т-80 тщательно проанализировали. Причины большого расхода топлива были установлены, и в результате проведения нескольких опытно-конструкторских работ устранены на следующих вариантах танка.

Усовершенствованный танк Т-80У успешно продемонстрировал свои ходовые возможности и эксплуатационные качества на предтендерных испытаниях в Греции в 1998 г., превзойдя по целому ряду показателей именитых конкурентов (американский М1А2 «Абрамс», немецкий «Леопард-2А5», французский «Леклерк», английский «Челенждер-2», украинский Т-80УД).

Выяснилось, что у танка Т-80У самая высокая в мире удельная мощность – 27 л.с. на тонну веса (в 1,2-1,3 раза выше лучших мировых образцов). Кроме того, он самый быстрый: на испытаниях была зафиксирована скорость 80 км/ч. Максимальная скорость остальных танков оказалась на 14% меньше. Самая высокая удельная мощность и превосходная ходовая часть обеспечивают Т-80У 30-45%-ный выигрыш по средней скорости движения по пересеченной местности. В полном объеме, кроме танка Т-80У, преодолел все препятствия только французский «Леклерк».

По оценке проверяющих, время, затраченное на обслуживание Т-80У при совершении марша протяженностью более 2000 км, было минимальным среди всех соперников. По мнению греческих специалистов, этот танк является наиболее простым в управлении и обслуживании.

Следует заметить, что никто из критиков не оперирует сведениями, полученными на греческих испытаниях.

Для улучшения топливной экономичности на танке Т-80У осуществлен комплекс технических решений, снижающих эксплуатационный расход топлива в 1,3 раза.

Во-первых, внедрена система автоматического управления режимом (САУР). Она автоматически уменьшает подачу топлива при торможении танка и в еще большей степени – при вынужденных стоянках более одной минуты. Это позволило в значительной степени снизить путевой расход топлива.

Во-вторых, увеличен КПД компрессора и допустимой температуры газов. Это привело к уменьшению часового расхода топлива.

Читать еще:  Опытный 420-мм самоходный миномет 2Б1 «Ока» (СССР)

В-третьих, в состав танка включен вспомогательный энергоагрегат ГТА-18. При условии, что эксплуатация танка осуществляется в режимах 50% времени в движении и 50% времени на месте, внедрение ГТА-18 позволило существенно уменьшить суммарный часовой расход топлива, который по совокупности условий использования танков на 8% превосходит аналогичный параметр дизельного двигателя, не оснащенного автономным силовым агрегатом.

Таким образом, экономия топлива от внедренных мероприятий по сравнению с серийным двигателем ГТД-1000 составляет 30%.

Результаты последних войсковых испытаний (1986 г.) и испытаний танка Т-80У в Греции в 1998 г. показали следующие значения топливной экономичности танков с ГТД по сравнению с танками, оснащенными дизельными двигателями: путевой расход топлива составил 4 л/км. Это всего на 25% выше, чем у дизельных танков (у «Леопард-2» – 3,2 л/км).

Достигнутая на сегодняшний день разница не является пределом для газотурбинных двигателей. В настоящее время специализированные КБ имеют наработки технических решений, которые в случае их реализации позволят достичь значений эксплуатационных расходов топлива танков с ГТД на уровне танков с дизельными двигателями равной мощности. Однако для завершения соответствующих ОКР, которые приостановлены, необходимо финансирование.

Подтверждением перспективности ГТД (в том числе по топливной экономичности) является тот факт, что американская фирма «Дженерал Электрик» разработала агрегированную газотурбинную установку мощностью 1500 л.с. для демонстрации высоких перспективных технологий. Поданным фирмы, минимальный удельный расход топлива этого двигателя всего 147 г/л.с. ч, что на 10% меньше, чем у современных дизельных двигателей.

Следует отметить, что топливная экономичность – не совсем корректный показатель, по которому следует сравнивать танки с дизельным двигателем и ГТД. Правильнее проводить оценку по совокупному расходу топлива и масла. Это связано с тем, что в танках с газотурбинными двигателями практически не расходуется масло, тогда как в танках с дизельным двигателем расход масла достигает 3-5% от расхода топлива. С учетом трехкрактного превышения стоимости масла над топливом суммарная стоимость эксплуатации (по показателям стоимости топлива и масла) танков с ГТД всего на 11% дороже, чем танков с дизельными двигателями.

Читать онлайн «Техника и вооружение 2015 01» — RuLit — Страница 28

1970-е гг. ознаменовались переходом ВДВ на качественно новый этап развития парашютно-десантной техники. Во второй половине 1970-х гг. состоялись экспериментальные десантирования СУ-85 из самолетов Ил-76 с высоты до 8000 м с многокупольной парашютной системой. Были разработаны и серийно выпущены платформы П-16 (П-16М) грузоподъемностью 16 т. При десантировании СУ-85 из боекомплекта исключались 34 выстрела, 50% боекомплекта пулемета и запаса топлива, брезент и пр. Боевая масса машины при этом составляла 14,5 т.

Гусеничный малогабаритный транспортер- тягач ГТ-М («Объект 564») разрабатывался в КБ ММЗ по постановлению Совета Министров СССР от 4 февраля 1956 г.

Сварной, открытый сверху корпус машины был выполнен из листовой авиационной брони В-95 и В-96 и разделен поперечной перегородкой на две секции. В передней секции слева располагалось силовое отделение, состоящее из 6-цилиндрового двигателя ГАЗ-бЗЭ мощностью 70 л.с. в блоке с 4-ступенчатой коробкой передач, соединенной с главной передачей, бортовыми фрикционами и бортредукторами. Односкатные опорные катки диаметром 500 мм имели оригинальную облегченную конструкцию. Подвеска – индивидуальная, торсионная. Балансиры 1-й и 3-й подвесок устанавливались против хода, а 2-й и 4-й – по ходу. Максимальная скорость тягача равнялась 46,5 км/ч.

Справа от силового отделения располагалось место механика-водителя. Проектом предусматривалось управление машиной дистанционно, при помощи гибких тяг, прикрепленных к рулю управления мотоциклетного типа. Это позволяло водителю находиться сзади машины, тем самым не подвергая себя опасности поражения при обстреле. В задней секции на бортах закреплялись по три откидывающихся сиденья, а посредине размещалась лодка-волокуша для эвакуации раненого с поля боя. Задний борт в откинутом положении выполнял роль погрузочной аппарели. Для втягивания волокуши в машину служил трос лебедки с механическим приводом.

Снаряженная масса ГТ-М составляла 3,3 т, грузоподъемность – 0,8 т. Удельное давление машины – порядка 0,3 кг/см² . Высота по корпусу без тента – 1035 мм. Тягач мог буксировать колесно-лыжный прицеп массой до 0,6 т.

Построили опытные образцы тягача ГТ-М, но на производство его не приняли, поскольку одновременно был создан колесный транспортер-тягач переднего края (ТПК) аналогичного назначения.

Гусеничный малогабаритный транспортер-тягач ГТ-М («Объект 564»). Справа на фото видна лодка-волокуша для эвакуации раненого.

Общее устройство шасси ГМ-575.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка».

Разработка зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка» полкового артиллерийского комплекса 2А6 ПВО Сухопутных войск проводилась по постановлению Совета Министров СССР от 17 апреля 1957 г. Шасси ГМ-575 («Объект 575») создавалось на Мытищинском машиностроительном заводе с 1957 г. под руководством главного конструктора Н.А. Астрова.

Читать еще:  Тяжёлый бронетранспортёр Namer (Израиль)

Счетверенная зенитная установка предназначалась для защиты войск от низколетящих и пикирующих самолетов противника на высотах от 100 до 1500 м при дальности стрельбы по зенитным целям до 2500 м, а также для борьбы с техникой и скоплением живой силы на дальностях до 2000 м.

ЭСУ-23-4 была вооружена установленной в башне счетверенной 23-мм артиллерийской системой ТКБ-507 конструкции Афанасьева- Макарова. Она имела углы наводки по вертикали от -3°50’ до +86″. Боекомплект – 4 тыс. снарядов в четырех лентах (бронебойно-зажигательные трассирующие и осколочно-зажигательные). Скорость наводки по горизонтали составляла от 70 град./с до 2 град./с, по вертикали – 60 град./с (до 4 град./с при ручном приводе). Основной привод – электрогидравлический, следящий. Темп стрельбы одного орудия АЭП-23 достигал 900-1000 выстр./ мин, счетверенной установки (практический) – 3400 выстр./мин.

Корпус машины был сварен из броневых катаных листов и разделен на три отделения. Место механика-водителя находилось впереди слева. Перед ним в верхнем лобовом листе была выполнена рубка с люком и поднимающейся крышкой, предназначенная для наблюдения и посадки. В боковых стенках рубки и в крыше над водителем монтировались смотровые приборы. В бортах корпуса и в башне имелись люки для доступа к блокам радиотехнической аппаратуры (систем наведения и управления огнем), а также прорези для вентиляции и воздушного охлаждения аппаратуры. На крыше в корме башни была установлена антенна РЛС, внутри башни находились места экипажа и аппаратура. В корме размещалась автономная система электропитания переменным током с приводом генератора от ГТД мощностью 40 л.с., с дублированием от дизеля. Постоянный ток обеспечивался двумя выпрямителями.

В кормовом отделении поперек корпуса размещался силовой агрегат – 6-цилиндровый дизель В-6Р мощностью 280 л.с. с эжекционной системой охлаждения. После гитары с главным фрикционом вращение через карданный вал передавалось на 5-ступенчатую коробку передач и далее – на двухступенчатые ПМП. Бортовые редукторы – простые пары шестерен.

Ведущие колеса – двухрядные. Ходовая часть снабжена шестью опорными катками (на борт) с усиленными по сравнению с СУ-85 резиновыми бандажами. Траки гусеницы – литые, с закрытым шарниром повышенной износоустойчивости. Подвеска – индивидуальная, торсионная, с гидроамортизаторами.

«Шилка» оснащалась приборами ночного видения, навигационной аппаратурой и системой противоатомной защиты (ПАЗ).

Боевая масса машины – 20,5 т, экипаж – 4 чел., скорость – 50 км/ч.

ЗСУ-23-4 приняли на вооружение в 1962 г. и неоднократно подвергали модернизации. В конце 1967 г. в производство была принята ЗСУ-23-4М «Бирюса». В состав комплекса 2А6 входили транспортно-заряжающие машины с боекомплектом, размещенные на шасси колесных грузовых автомобилей повышенной проходимости.

Макетные образцы шасси «Объект 560» и «Объект 560У».

На рубеже 1950-1960-х гг. одной из ключевых задач формирования войсковых зенитных ракетных комплексов (ЗРК) ПВО являлось обеспечение компоновки основных элементов ЗРК на высокомобильных базах – как на гусеничных, так и на колесных шасси. Николай Александрович Астров в числе первых приступил к решению задачи по созданию на конкурсной основе специальной плавающей колесной машины высокой проходимости, предназначенной для размещения зенитного вооружения и радиотехнической аппаратуры автономного ЗРК «Оса».

Под его руководством был спроектирован, изготовлен и испытан макет 5-осной машины со сварным (из алюминиевого сплава) корпусом – «Объект 560». На нем был установлен 4-тактный 12-цилиндровый дизель ЯМЗ-240 мощностью 360 л.с. Масса макета (шасси) составляла 8 т. Грузоподъемность (полезная нагрузка) шасси оценивалась порядка 5-6 т. Элементы силовой установки, трансмиссии и ходовой части в основном были заимствованы от автомобиля ЗИЛ-135 конструкции В.А. Грачева. Две передние оси были управляемые, третья-четвертая – сближены, задняя – также управляемая.

После проведения заводских испытаний конструкцию корпуса изменили, исключив третью среднюю ось. Уменьшение количества колес (с 10×10 на 8×8) закономерно привело к упрощению конструкции трансмиссионного привода, однако на подвижности машины отразилось незначительно. Но применение алюминиевого сплава в качестве конструкционного материала корпуса, давшее некоторое улучшение весовых показателей шасси, технологически было бесперспективным. Дело ограничилось только одним опытным образцом.

Самоходная пусковая установка 2П25 ЗРК «Куб».

Создание войскового ЗРК 2К12 «Куб» велось по постановлению Совета Министров СССР от 18 августа 1958 г. Головным разработчиком комплекса определили ОКБ-15 ГКАТ (впоследствии – Научно-исследовательский институт приборостроения Минрадиопрома). Шасси ГМ-568 и ГМ-578 боевых машин комплекса проектировались в КБ Мытищинского машиностроительного завода с того же года. Но еще годом раньше началась разработка шасси ГМ-575 ЭСУ-23-4 «Шилка» комплекса 2А6. Поскольку боевые массы и назначение машин двух комплексов были достаточно близки, в конструкции их шасси (в целях унификации) на ранней стадии проектирования заложили общие компоновку и основные узлы и агрегаты моторных систем, трансмиссии, ходовой части и пр. (общность достигала 50%).

Читать еще:  Боевая машина пехоты Marder-2 (Германия)

БМО-Т, боевая машина огнемётчиков

БМО-Т (Объект 564) — российская тяжёлая боевая машина огнемётчиков. Предназначается для транспортировки вооружения и личного состава огнемётного отделения при контакте с противником.

БМО-Т изготавливается, используя базовое шасси танка, без переделки корпуса, кроме крыши и боевого отделения. В районе боевого отделения и отделения управления установлена броневая надстройка коробчатой формы, стенки которой совместно с корпусом отделения управления образуют обитаемый отсек с сиденьями экипажа: командира и механика-водителя и отделения огнеметчиков (7 человек) с боекомплектом пусковых труб РПО по две трубы во вьюке (всего 32 ракеты в обитаемом отсеке и дополнительная укладка на левой надгусеничной полке), которые занимают значительный объем и крепятся при транспортировке в стеллажах с быстроразъемным креплением, смонтированных внутри обитаемого отсека.

Бронезащита лобовой части корпуса БМО-Т выполнена на уровне основного танка, боковые стенки надстройки выполнены разнесенными с установленным в них вспомогательным оборудованием, топливными баками и динамической защитой. Боковые стенки продлены от перегородки моторно-трансмиссионного отделения до кормы машины и снабжены внутренними секциями под различное оборудование. Борта корпуса имеют защиту на уровне базового танка с возможностью установки силовых экранов с встроенной динамической защитой. Для самозащиты от воздушного противника и борьбы с живой силой на БМО-Т установлена 2,7 мм пулеметная установка закрытого типа с дистанционным управлением (вариант).

Новая машина для огнеметчиков обладает бронезащитой на уровне современного основного танка, низким силуэтом и незначительным весом, а главное небольшой сложностью переделки базового шасси танка.

В 2001 году боевая машина огнеметчиков БМО-Т (и БМО-1 на базе БМП-2) была принята на вооружение российской армии.

БМО-Т обеспечивает огнеметчикам высочайший уровень защиты и комфортные, эргономичные условия работы, который не могут обеспечить боевые машины огнеметчиков на базе БМП-1/2. БМО-Т может быть использована в составе бригад мотопехоты и танковых соединений при борьбе с хорошо укрепленными огневыми точками противника, включая долговременные огневые сооружения. БМО-Т также может выполнять автономно ряд задач по уничтожению отдельных группировок противника и их временных оборонительных сооружений. БМО-Т обеспечивает возможностью безопасной высадки десанта в условиях боевого противодействия, через десантные люки, расположенные в кормовой части броневой надстройки, при этом при спешивании экипаж прикрыт как спереди, так и с бортов бронированной надстройкой, поднятыми дверцами и боковыми стенками.

В качестве базового гусеничного шасси использовано шасси современного танка с его МТО, ходовой частью и броневым корпусом со встроенной динамической защитой, отделением управления с осевым расположением люка механика-водителя. Корпус вместо крыши боевого отделения танка снабжен охватывающей его борта броневой надстройкой, которая совместно с передними лобовыми листами, днищем, бортами и моторной перегородкой корпуса шасси образует совмещенное отделение управления с обитаемым отсеком для размещения командира и огнеметчиков. На крыше надстройки со смещением от продольной оси машины влево выполнен проем с опорно-поворотным устройством (ОПУ), на котором установлена танковая вращающаяся башенка командира с люком и зенитно-пулеметной установкой с дистанционным управлением. На неподвижном погоне ОПУ через кронштейны внутри отсека закреплено сиденье командира. На бортах корпуса шасси закреплены сиденья огнеметчиков. Боекомплект уложен по походному в разнесенных стеллажах с быстроразъемным креплением, один из которых смонтирован справа от сиденья командира в поперечной плоскости машины, второй — слева от сиденья командира вдоль борта корпуса со смещением в сторону отделения управления, а третий стеллаж смонтирован по продольной оси машины между сиденьями огнеметчиков. Выходные люки находятся на крыше надстройки и на ее задней стенке. На кормовом листе корпуса машины закреплены подпружиненные подножки для более удобной посадки и десантирвания. Для наблюдением за полем боя в крыше установлены приборы наблюдения для десанта огнеметчиков.

Броневая надстройка снабжена дополнительной защитой, которая на передней и боковых стенках выполнена в виде разнесенной брони, наружные листы которой дополнительно снабжены динамической защитой, а боковые стенки выполнены в объеме, образованном шириной надгусеничной полки корпуса шасси, высотой до крышки надстройки и длиной от лобового верхнего листа корпуса до его кормового листа. Внутри боковых стенок надстройки размещена часть вынесенного из корпуса шасси танка штатного внутреннего оборудования — топливные баки, фильтро-вентиляционная установка, пуско-регулирующая аппаратура и аккумуляторные батареи, дополнительный боекомплект РПО.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector