Опытный вертолёт Atlas XH-1 Alpha (ЮАР)
Опытный вертолёт Atlas XH-1 Alpha (ЮАР)
ВС ЮАР уже давно требовался ударный вертолет, но введенное против “государства апартеида” эмбарго не позволяло приобрести такие машины за рубежом. Тогда в ЮАР фирмой “Atlas Aircraft Corporation” (в настоящее время Denel) по заказу ВВС страны создан легкий ударный вертолет огневой поддержки XH-1 Alpha. Вертолет разрабатывался в качестве демонстратора концепции для тогдашнего планового проекта Rooivalk. Хотя официальные представители командования ВВС утверждали, будто эта машина является полностью собственной разработкой, тем не менее в зарубежной печати отмечается, что в ее конструкции использованы многие узлы и агрегаты французского вертолета Alouette III.
Проектирование легкого боевого вертолета ХН-1 Alpha велось компанией “Atlas “, работы были начаты в марте 1981 года. Фюзеляж был спроектирован заново, а от SA 316В взяли несущий винт и трансмиссию, выпускавшиеся в ЮАР, и двигатель Turbomeca. Хвостовая балка была незначительно перепроектирована, экипаж располагался по схеме тандем, с превышением места пилота над оператором вооружения. В нижней носовой части фюзеляжа была установлена 20-мм пушка GA1, дополнительное вооружение подвешивалось на пилоны.
Предварительные летные испытания опытного образца вертолета ХН-1 Alpha проводились в 1985 году. Прототип совершил первый полет 3 февраля 1985 года и несколько позже начался основной этап программы летных испытаний, чтобы изучить возможности нового ударного вертолета в условиях жаркого климата Африканского континента. Но существование данной программы официально признали только в марте 1986 года.
Результаты были в конечном счете достаточно хорошие, чтобы убедить “Atlas” и руководство воздушных сил ЮАР, чтобы продолжать дальнейшую работу над вертолетом. В итоге с учетом прежних нароботок по проекту вертолета XH-1 Alpha, началась разработка нового прототипа – XH-2. Впоследствии уже на базе этого прототипа был создан и запущен в производство ударный вертолет АН-2 Rooivalk. Однако следует отметить, что XH-1 Alpha и АН-2 Rooivalk – это совершенно разные вертолёты и не имеют никаких общих компонентов (Rooivalk был разработан позднее XH-2 прототипа). Единственный XH-1 Alpha после проведенных испытаний, в конце 1980-х был передан в южноафриканский Музей ВВС, где остается и по сей день.
ХН-1 выполнен по одновинтовой схеме с трехлопастными несущим и рулевым винтами и колесным шасси трехстоечной схемы с хвостовой опорой. На хвостовой балке располагаются стреловидный киль (на противоположной от рулевого винта стороне) и стабилизатор. Кабина двухместная, члены экипажа (летчик и стрелок) размещаются по схеме тандем. Силовая установка включает турбовальный двигатель “Artouste-3В” французской фирмы “Turbomeca” мощностью на валу 425 кВт (570 л. е.).
Опытный образец вертолета оснащен подфюзеляжной турельной установкой с 20-мм пушкой GA1 собственной разработки (темп стрельбы 600 выстр./мин, начальная скорость снаряда 720 м/с), управление стрельбой из которой производится стрелком с использованием нашлемного прицела. Турельная установка подвижная в двух плоскостях: по горизонту – в пределах ╠120╟, по вертикали – вверх на 10╟, вниз на 60╟. В иностранной прессе сообщается, что серийные вертолеты “Альфа” предполагалось вооружать также ПТУР и неуправляемыми авиационными ракетами, которые будут размещаться на пилонах под крылом.
“Альфа” и “Бета”. На пути к полноценному ударному вертолёту. (ЮАР. 1985 – 1988 г
Проектирование легкого боевого вертолета ХН-1 Alpha велось компанией “Atlas “, работы были начаты в марте 1981 года. Фюзеляж был спроектирован заново, а от SA 316В взяли несущий винт и трансмиссию, выпускавшиеся в ЮАР, и двигатель Turbomeca. Хвостовая балка была незначительно перепроектирована, экипаж располагался по схеме тандем, с превышением места пилота над оператором вооружения. В нижней носовой части фюзеляжа была установлена 20-мм пушка GA1, дополнительное вооружение подвешивалось на пилоны.
Предварительные летные испытания опытного образца вертолета ХН-1 Alpha проводились в 1985 году. Прототип совершил первый полет 3 февраля 1985 года и несколько позже начался основной этап программы летных испытаний, чтобы изучить возможности нового ударного вертолета в условиях жаркого климата Африканского континента. Но существование данной программы официально признали только в марте 1986 года.
Результаты были в конечном счете достаточно хорошие, чтобы убедить “Atlas” и руководство воздушных сил ЮАР, чтобы продолжать дальнейшую работу над вертолетом. В итоге с учетом прежних нароботок по проекту вертолета XH-1 Alpha, началась разработка нового прототипа – XH-2. Впоследствии уже на базе этого прототипа был создан и запущен в производство ударный вертолет АН-2 Rooivalk. Однако следует отметить, что XH-1 Alpha и АН-2 Rooivalk – это совершенно разные вертолёты и не имеют никаких общих компонентов (Rooivalk был разработан позднее XH-2 прототипа). Единственный XH-1 Alpha после проведенных испытаний, в конце 1980-х был передан в южноафриканский Музей ВВС, где остается и по сей день.
ХН-1 выполнен по одновинтовой схеме с трехлопастными несущим и рулевым винтами и колесным шасси трехстоечной схемы с хвостовой опорой. На хвостовой балке располагаются стреловидный киль (на противоположной от рулевого винта стороне) и стабилизатор. Кабина двухместная, члены экипажа (летчик и стрелок) размещаются по схеме тандем. Силовая установка включает турбовальный двигатель “Artouste-3В” французской фирмы “Turbomeca” мощностью на валу 425 кВт (570 л. с.).
Опытный образец вертолета оснащен подфюзеляжной турельной установкой с 20-мм пушкой GA1 собственной разработки (темп стрельбы 600 выстр./мин, начальная скорость снаряда 720 м/с), управление стрельбой из которой производится стрелком с использованием нашлемного прицела. Турельная установка подвижная в двух плоскостях: по горизонту – в пределах 120 градусов, по вертикали – вверх на 10 градусов и вниз на 60. В иностранной прессе сообщается, что серийные вертолеты “Альфа” предполагалось вооружать также ПТУР и неуправляемыми авиационными ракетами, которые будут размещаться на пилонах под крылом.
Диаметр несущего винта, м 11.20
Диаметр рулевого винта, м 1.70
Длина, м 10.56
Высота, м 2.73
Масса, кг
пустого 1400
максимальная взлетная 2200
Тип двигателя 1 ГТД Turbomeca Artouste IIIB
Мощность, кВт 1 х 550
Максимальная скорость, км/ч 200
Крейсерская скорость, км/ч 185
Практическая дальность, км 550
Скороподъемность, м/мин 276
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 20-мм Vektor GA-1 Rattler c 1000 патронами
боевая нагрузка на 6 узлах подвески:
ПТУР и/или ПУ НАР
Международные санкции против режима апартеида в ЮАР были очень хорошими “шпорами” для местных конструкторов, заставляющими их прыгать, буквально, выше головы и создавать совершенно уникальные машины. Вот, не имея возможности купить полноценные ударные вертолеты – они сумели во второй половине 80-х разработать вполне годный эрзац, он же демонстратор технологий к будущему полноценному боевому аппарату.
Но южноафриканцы шли к созданию полноценного ударника (им стал выпущенный под самый занавес ЮАР, как промышленно-развитой страны Denel AH-2 Rooivalk) и на полпути не остановились.
Вертолёт Atlas Oryx. Технические характеристики. Фото.
Atlas Oryx – южноафриканский многоцелевой военно-транспортный вертолёт, разработанный авиастроительной компанией «Atlas Aircraft Corporation» в 1986 году.
Фото Atlas Oryx
Проектирование воздушного судна модели Atlas Oryx началось южноафриканскими авиаразработчиками из компании «Atlas Aircraft Corporation», именуемой в настоящее время как «Denel Aviation» в начале 80-х годов прошлого столетия. В качестве исходной базы была взята модель французского многоцелевого воздушного судна Aerospatiale Puma, которая успешно себя зарекомендовала в ходе эксплуатации.
Внешний дизайн вертолёта Atlas Oryx по сравнению с моделью Aerospatiale Puma был частично изменён, однако, в общем и целом черты схожести двух воздушных судов явным образом прослеживаются.
Инициатором разработки летательного аппарата Atlas Oryx выступило военное командование Вооружённых сил ЮАР, которое намеревалось эксплуатировать данное воздушное судно для перевозки грузов и военнослужащих, либо же в качестве вертолёта огневой поддержки с воздуха, способного вести эффективную борьбу с небронированной техникой и живой силой противника.
Atlas Oryx фото
Первые лётные испытания вертолёта Atlas Oryx были произведены авиаразработчиками из корпорации «Atlas Aircraft Corporation» в 1986 году, а уже с 1987 года, данный летательный аппарат был направлен в серийное производство, где находился вплоть до 1991 года.
Из-за своих функциональных особенностей, сфера применения вертолёта Atlas Oryx весьма ограничена, однако, это воздушное судно прекрасно подходит для выполнения большинства военных, но не боевых задач. Помимо перевозки военного контингента, вертолёт Atlas Oryx может также применяться для поисково-спасательных операций, что фактически, обеспечивает все требующееся многоцелевое применение.
Одним из наиболее негативных качеств вертолёта Atlas Oryx является его достаточно низкая манёвренность, что и не позволило применять данный летательный аппарат в качестве боевой единицы.
Вертолёт Atlas Oryx
В кабине воздушного судна Atlas Oryx может разместиться до 23 человек, включая трёх членов экипажа вертолёта, а также 20 экипированных военнослужащих, при этом, фактически, летательный аппарат может перевозить и большую нагрузку, однако, из-за ограничений по объёму свободного пространства, это не представляется возможным.
Вертолёт Atlas Oryx может осуществлять транспортировку на своём борту до 4 тонн полезного груза, что является весьма приемлемым, при этом, перевозка грузов может осуществляться как внутри самого летательного аппарата, так и на внешней сцепке.
Силовая установка воздушного судна Atlas Oryx состоит из двух газотурбинных авиадвигателей марки Turbomeca Makila IA1, каждый из которых может развивать тягу в 1900 л.с., что в свою очередь позволяет вертолёту преодолевать дистанции в 2000 километров (перегоночное расстояние) при крейсерской скорости полёта в 280 кмч.
В боевом варианте, вооружение вертолёта Atlas Oryx включает в себя два пулемёта калибра 7,62 мм., устанавливаемых в дверных проёмах воздушного судна, что соответственно приводит также и к увеличению минимальной численности экипажа до 5 человек.
Технические характеристики Atlas Oryx.
- Экипаж: 3 человек;
- Вместимость: 20 человек (В зависимости от компоновки);
- Длина вертолёта: 15,45 м.;
- Высота вертолёта: 5,14 м.;
- Диаметр несущего винта: 15,6 м.;
- Масса пустого вертолёта: 3600 кг.;
- Максимальный взлётный вес: 8000 кг.;
- Крейсерская скорость: 280 кмч.;
- Максимальная скорость полёта: 310 кмч.;
- Максимальная дальность полёта: 2000 км.;
- Максимальная высота полёта: 7160 м.;
- Силовая установка: 2 × Turbomeca Makila IA1;
- Мощность: 2 × 1900 л.с..