0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Палубный истребитель Shenyang J-15 (Китай)

Палубный истребитель Shenyang J-15 (Китай)

Летные испытания опытного китайского палубного самолета J-15 (歼-11) начались 31 августа 2009 г. Ранее СМИ сообщали, что Пекин с конца 1990-х гг. вел переговоры с Россией о закупке палубных истребителей Су-33 (Су-27К). Первоначально речь велась о приобретении двух машин для оценки летно-технических характеристик авиационного комплекса, а также (что подразумевалось, но не озвучивалось) для его копирования. РФ подобный вариант, по-видимому, не устроил. В дальнейшем КНР предложила России вариант с закупкой партии из 12-14 палубных истребителей. Однако и это предложение российской стороной также было сочтено неприемлемым. Последнее предложение, исходившее, на этот раз, уже от РФ, предусматривало поставку Китаю первой партии из 12-14 самолетов Су-33 в стандартной конфигурации, которые использовались бы ВМС НОАК как учебная эскадрилья, и (несколько позже) 36 усовершенствованных самолетов этого типа (вероятно, часть из них — Су-27КУБ). На этот раз оно не устроило китайцев.

Приостановка переговоров, якобы, произошла после получения российской стороной информации о несанкционированном копировании Китаем самолета Су-27 (программа J-11B). В этой связи следует напомнить, что на 13-м заседании межправительственной Российско-Китайской комиссии по военно-техническому сотрудничеству, прошедшем в декабре 2008 г. в Пекине с участием тогдашнего министра обороны РФ Анатолия Сердюкова и генерального конструктора АВПК «Сухой» Михаила Погосяна, китайская сторона официально согласилась прекратить практику несанкционированного заимствования российской интеллектуальной собственности в военно-технической области.

В марте 2009 г. министр обороны КНР Лян Гуанле заявил, что «среди крупных наций только Китай не имеет авианосца, однако КНР не может вечно оставаться без кораблей этого класса». Как выяснилось, под перспективным китайским авианосцем подразумевался достроенный и модернизированный на китайском судостроительном заводе бывший советский тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Варяг» (пр. 1143.6), купленный у Украины.

Закладка ТАВКР пр. 1143.6, ранее носившего имя «Рига», а затем — «Варяг», состоялась 6 декабря 1985 г. на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев), а спуск на воду был осуществлен 25 ноября 1988 г. Строительство этого корабля было приостановлено после распада СССР в 1992 г. при 67% готовности. В 1993 г. «Варяг» был исключен из состава Российского Военно-Морского флота и передан Украине, а в 1998 г. — продан правительством Украины китайской частной фирме Chong Lot Tourist and Amusement Agency (за которой стояло китайское правительство). Согласно официальным заявлениям руководства компании, она намеревалась перестроить «Варяг» в плавучий развлекательный центр (подобно ранее приобретенным советским авианесущим крейсерам «Киев» и «Минск»), Стоимость сделки оценивалась в 25 млн. долл.

2 ноября 2001 г. началась и 3 марта 2002 г. завершилась буксировка «Варяга» на ССЗ в г. Далянь (Дальний). Корабль прошел под шестью буксирами путь в 28200 км со средней скоростью 11 км/ч. Буксировка обошлась фирме Chong Lot Tourist and Amusement Agency в 5 млн. долл. В 2008 г. авианосцу был присвоен тактический номер «16». По первоначальным данным, кораблю планировалось дать китайское имя «Ши Лань» в часть видного китайского флотоводца, захватившего в 1681 г. остров Тайвань. Однако эти сведения не подтвердились: авианосцу было присвоено название «Ляонин».

Параллельно с затянувшимися попытками приобрести палубные самолеты у России, Китай начал работы и по воспроизведению истребителя Су-27К собственными силами, опираясь на опыт, полученный в ходе работ по теме J-11В. В рамках этих работ на Украине еще в 2001 г. (по другим данным — в 2005 г.) был приобретен один из прототипов Су-27К — опытный самолет ТЮК-03, ранее находившийся в испытательном и учебном центре «Нитка» (г. Саки, Крым). По неофициальным сообщениям, столь длительное «воспроизведение» Китаем российского ЛА, имеющего большое конструкционное сходство с серийно выпускаемыми в КНР самолетами типа J-11 (Су-27), объясняется проблемами, связанными с освоением механизма складывающегося крыла палубных истребителей.

Китайские СМИ, со ссылкой на представителей авиационной промышленности страны, утверждают, что J-15 не является прямой копией самолета ТЮК-03, а представляет, скорее, созданную с использованием отдельных элементов этой машины модификацию истребителя J-11В, получившую, в частности, ПГО, тормозной гак и ряд других элементов палубного самолета.

В то же время в самой КНР информация о создании самолета J-15 была встречена не однозначно. Так, на форуме популярного китайского интернет-сайта China-Defense.com развернулась оживленная дискуссия по теме нового палубного истребителя. При этом часть участников форума явно разочарована тем, что китайский палубный самолет оказался почти полной копией российского Су-27К, разработанного еще в 1980-е гг. (характерное высказывание: «судя по всему, китайские КБ погрузились в спячку»), Выражается мнение, что проявление столь откровенного плагиата еще больше осложнит отношения КНР с Россией в области интеллектуальной собственности («интересно, как русские будут ворчать по этому поводу?»). Высказывается предположение, что появление J-15 может подтолкнуть Россию к прекращению поставок КНР двигателей АЛ-31Ф, что будет иметь самые негативные последствия для всей программы развития китайской военной авиации. В то же время на форуме отражено и противоположное мнение: «зачем изобретать велосипед, когда у Китая есть вся технология Су-27?».

Как бы то ни было, но к сентябрю 2012 г. в летных испытаниях участвовало, по данным СМИ, уже шесть самолетов типа J-15, получившего имя «Летающая акула». Наземная отработка взлета истребителя с палубы осуществляется в Центре CFTE (China Flight Test Establishment), расположенном на авиабазе Yan Liang недалеко от г. Сиань (Xian). На территории Центра сооружена взлетная рампа, по размерам и конфигурации аналогичная рампе, примененной на ТАВКР «Варяг». Сообщалось, что первая серия самолетов J-15 составит 16 единиц.

В ходе достройки и модернизации на верфи в Даляне, на «Ляонине» были демонтированы пусковые установки противокорабельных крылатых ракет П-500 «Гранит», располагавшиеся ранее в носовой части корабля. Это позволило высвободить дополнительные объемы для формирования корабельных помещений.

Вместо шести 30-мм шестиствольных АУ АК-630, по проекту предусмотренных на «Варяге», китайский авианосец получил три 30-мм артиллерийских установки китайского производства «Тип 1130», являющиеся близким аналогом системы «Голкипер» (Нидерланды). Зенитно-ракетное вооружение «Ляонина» состоит теперь из трех восемнадцатизарядных пусковых установок ракет FL-3000N ближнего действия, оснащенных ТГС и имеющих дальность действия 6 км. В целом, по мнению специалистов, оборонительное китайского вооружение корабля выглядит относительно ослабленным по сравнению с первоначальным проектом «Варяга» и ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Стандартное авиационное крыло «Ляонина» должно включать 30 истребителей J-15, а также до 24 вертолетов Z-8 и Ка-31. Взлет самолетов осуществляется с использованием трамплина, а посадка — на аэрофинишеры.

Корабль имеет стандартное водоизмещение 55000 т, полное водоизмещение 67500 т, длину по полетной палубе 304,5 м, максимальную ширину полетной палубы 75 м, ширину по корпусу 38 м и осадку 10,5 м. Котлотурбинная ГЭУ суммарной мощностью 200000 л.с. приводит во вращение четыре винта постоянного шага и обеспечивает авианосцу скорость полного хода 32 узла (по другим данным — 29 узлов). Расчетная дальность плавания «Ляонина» полным ходом составляет 7230 км. Экипаж корабля — 1960 человек (их них 626 человек из состава авиационного крыла).

10 августа 2011 г. «Ляонин» впервые вышел в море на ходовые испытания, продолжавшиеся четыре дня. 15 августа 2011 г. авианосец вернулся в Далянь и вновь покинул ССЗ только 29 ноября 2011 г. С декабря 2011 г. по июль 2012 г. авианосец выполнил еще несколько выходов в море, во время которых проводились испытания различных корабельных систем и вооружения, а также отрабатывались взлет и посадка вертолетов.

25 сентября 2012 г. авианосец формально вошёл в состав ВМФ НОАК. 4 ноября 2012 г. печатный орган НОАК «PLA Daily» заявил, что истребитель J-15 осуществил касание палубы «Ляонина» и пробежку по ней с последующим взлетом. А 25 ноября 2012 г. было официально объявлено о первых пяти успешных посадках на авианосец истребителей J-15. Первым летчиком, выполнившим посадку на палубу корабля, был Дай Мингменг.

Читать еще:  Перспективный конвертоплан Bell V-280 Valor (США)

Следует упомянуть и о печальном событии: во время первой посадки истребителя J-15 на палубу авианосца, на борту корабля умер от острой сердечной недостаточности 51 летний Ло Ян, которого считали руководителем всей программы создания китайской палубной авиации. Отмечается, что сами испытания палубного истребителя прошли успешно.

Палубный истребитель J-15 внешне практически полностью подобен российскому самолету Су-33. Сообщается, что для J-15 разработана специальная «морская» модификация китайского ТРДДФ WS-1 ОН (2×12800 кгс). Как и российский Су-33, китайский палубный самолет имеет ПГО, крыло увеличенной площади, консоли которого выполнены складными, складное горизонтальное оперение, усиленное по сравнению с Су-27/J-11В шасси с двухколесной передней опорой, тормозной гак и укороченный хвостовой контейнер.

Информационно-управляющее поле кабины летчика J-15 выполнено с использованием многофункциональных жидкокристаллических дисплеев и, очевидно, подобно информационно-управляющему полю самолета J-11В.

В состав вооружения палубного истребителя должны быть включены высокоточные средства поражения китайской разработки, включающие ракеты класса «воздух-воздух» PL-8 и PL-12, а также ПКР YJ-83K. По оценкам западных экспертов самолет J-15 следует отнести по своим боевым возможностям к одному классу с американским палубным истребителем Боинг F/A-18C «Хорнит». В то же время китайские обозреватели называют ближайшими аналогами «Летающей акулы» более современные самолеты F/A-18E «Супер Хорнит» и «Рафаль» М.

Сообщается, что прототип китайского палубного истребителя был собран на фирме SAC в 2008 г., а его первый полет состоялся 31 августа 2009 г. При этом опытная машина была оснащена российскими двигателями АЛ-31Ф (2×12500 кгс). Ее первый взлет с трамплина на наземном стенде CFTE был выполнен 6 мая 2010 г. Второй самолет серии был оснащен китайским ТРДДФ WS-10А, а на третьем (который, как полагают, строился для испытаний на борту авианосца) вновь установлены российские двигатели АЛ-31Ф.

Под руководством генерального конструктора Сан Конга разработан и построен двухместный учебно-боевой палубный самолет, который, как предполагается, имеет индекс J-15S. Его первый полет состоялся 4 ноября 2012 г.

По прогнозам, достижение авианосцем «Ляонин» боеготовности ожидается в 2017 г. Касаясь дальнейших работ по строительству авианосцев в Китае, в ряде источников можно встретить сообщения, что долгосрочная программа военного строительства КНР предусматривает создание группировки из четырех авианосцев (очевидно, считая с АВ «Ляонинь»), При этом предполагается, что первые два корабля будут представлять собой модернизированную версию корабля типа «Варяг»/»Ляонинь», а третий, более крупный авианосец должен иметь ядерную энергетическую установку.

Некоторые американские издания ранее сообщали о закладке в Китае, на верфи Changxing Island Shipyard (Шанхай), авианосца с котлотурбинной энергетической установкой, снабженного взлетным трамплином и по размерам близкого АВ «Варяг»/»Ляонинь». Однако впоследствии эта информация не подтвердилась.

Если предположить, что закладка первого «истинно китайского» авианосца произойдет в 2013 г., то, принимая во внимание сложность стоящей перед китайскими кораблестроителями задачи, а также имеющийся мировой опыт (американские «серийные» авианосцы, в среднем, строятся семь лет, советские строились около девяти лет, а Франция, имеющая гораздо большую практику военного кораблестроения, чем Китай, создавала свой «Шарль де Голль», имевший меньшие размеры, чем «Ляонинь», более 12 лет), можно ожидать, что китайский корабль войдет в строй приблизительно в 2022-2025 гг.

Касаясь перспектив строительства в КНР авианосца (авианосцев) с ядерной энергетической установкой, следует сказать, что веб-сайт китайской государственной судостроительной корпорации China Shipbuilding Industry Corporation (CSIC) опубликовал в феврале 2013 г. отчет о результатах работы входящего в состав корпорации НИИ No.719 в 2012 г. В заключительном разделе этого отчета говорится об участии НИИ в проектах «Изучение ключевых технологий и вопросов безопасности судовых атомных реакторов» (проект 863) и «Технология малогабаритного электрогенерирующего атомного реактора и его демонстрационной эксплуатации». В сообщении отмечается, что официальное открытие соответствующих программ министерством науки и технологий «создало базу для начала демонстрационного проекта и последующего формирования производственной цепочки». Хотя ранее публиковавшиеся данные о китайской авианосной программе позволяли предположить, что Китай намерен перейти к постройке атомных авианосцев, данное сообщение является первым признанием существования программы разработки атомных реакторов для надводных кораблей в официальном китайском источнике.

Палубное сравнение. J-15 лучше Су-33?

Всего месяц назад в Китае на палубу авианосца «Ляонин» впервые в истории страны сел истребитель Shenyang J-15. К концу ноября китайцы сообщали уже о пяти успешных посадках. Похоже, такие успехи вскружили им голову и на днях пришло еще более интересное сообщение, касающееся авианосной программы Китая. В интернет-издании People’s China Online появилась заметка, в которой новый китайский J-15 сравнивается с российским Су-33 и сравнение делается отнюдь не в пользу нашего самолета. Представитель китайского министерства обороны Гэн Яньшэн в качестве доказательств превосходства своего истребителя упомянул современную бортовую электронику, совершенство конструкции, возможность нанесения ударов по наземным объектам и т.д. В свете некоторых данных о создании истребителя J-15 все эти заявления смотрятся, как минимум, неоднозначно. Попробуем разобраться, соответствуют ли действительности слова товарища Гэна.

Сперва необходимо вспомнить историю разработки самолета J-15. По имеющимся данным, еще в конце девяностых годов Китай пытался купить у России полсотни палубных истребителей Су-33. В ходе переговоров по возможному контракту количество желаемых самолетов постоянно уменьшалось и в итоге сократилось до двух единиц. Нетрудно догадаться, что двумя истребителями не получится вооружить даже один авианосец, но их можно использовать для реверс-инжиниринга с последующим развертыванием собственного производства копии. Несмотря на тяжелое экономическое положение и нужду в новых контрактах, российские авиастроители отказали Китаю и не продали ни одного Су-33. Немного позже Китай договорился с Украиной на предмет продажи одного из прототипов Су-33 – Т-10К – и некоторой документации по нему. Примерно в середине двухтысячных годов украинский самолет отправился в Китай. Летом 2010 года было сообщено о первом полете палубного истребителя J-15 «самостоятельной» разработки. Стоит отметить, что уже в то время китайцы называли J-15 развитием предыдущего J-11 (сперва лицензионная, а затем контрафактная копия российского Су-27СК), а не копией Т-10К/Су-33. В таком случае получается, что по каким-то непонятным причинам развитие проекта J-11 пошло точно по такому же пути, как это было с Су-27К, впоследствии ставшим Су-33.

На имеющихся фото видно, что китайский J-15 почти не имеет заметных внешних отличий от российского Су-33. Возможно, какие-то детали и имеют различающийся вид, но для их обнаружения требуется внимательный и подробный осмотр двух самолетов. Таким образом, конструктивные отличия планеров двух палубных истребителей, скорее всего, имеют только технологическую «природу». Сами китайцы говорят о неких более новых и совершенных материалах. Скорее всего, какие-то детали планера выполнены либо из других сплавов, либо из композитных материалов. Так или иначе, подобные изменения конструкции могут повлечь за собой некоторое облегчение самолета и облегчение технического обслуживания. Тем не менее, весовых преимуществ при этом не достигнуто. Пустой J-15 весит столько же, сколько и Су-33. Другие показатели массы также различаются незначительно. Что касается аэродинамики или летных характеристик, то J-15 вряд ли может выигрывать в этом отношении только благодаря изменению конструкции планера.

Куда более важным элементом самолета в контексте характеристик являются его двигатели. Как и купленные у Украины Т-10К, J-15 оснащается двумя двухконтурными турбореактивными двигателями. По имеющимся данным, на J-15 устанавливаются двигатели Shenyang WS-10A с форсажной тягой около 13500 кгс. WS-10A выдают тягу почти на тонну больше чем российские АЛ-31Ф. Благодаря этому китайский истребитель имеет максимальную скорость в М=2,4, что примерно на 200 км/ч выше аналогичного показателя Су-33. В целом, заявленные летные данные китайского истребителя J-15, как минимум, не ниже, а по ряду показателей и выше характеристик российского Су-33. При этом стоит отметить такой немаловажный вопрос, как технологии изготовления двигателей и их ресурс. Поскольку семейство двигателей WS-10 имеет самое прямое отношение к российской линейке АЛ-31, появляется сразу несколько версий. К примеру, китайцы могли скопировать не только конструкцию российских моторов, но и технологии изготовления их деталей. Именно технологическая часть современного авиационного двигателестроения является одной из сложнейших задач. Похоже, полное копирование так и не удалось. Последние модификации двигателей WS-10, согласно открытым источникам, имеют ресурс всего в 200 часов. У АЛ-31Ф этот параметр в пять раз больше. Недавно китайцы заявляли, что нашли способ увеличивать ресурс закупаемых АЛ-31Ф до полутора тысяч часов, однако их технология подразумевает доработку моторов уже после покупки. Возможно, они смогут внедрить такие технологии в производство WS-10, но в настоящее время ресурс этих моторов оставляет желать лучшего и китайским самолетостроителям приходится массово закупать двигатели у России. В общем, двигатель WS-10A представляет собой не слишком удачный компромисс между высокими характеристиками и живучестью.

Читать еще:  Опытный армейский бронеавтомобиль «Каратель» (Россия)

Китайская пресса в качестве преимущества своего самолета указывает на возможности атаковать наземные цели. В номенклатуре вооружений Су-33 присутствуют неуправляемые бомбы калибра до 500 килограмм и неуправляемые ракеты различных типов. Во время испытаний предпринимались попытки применения противокорабельных ракет Х-41 «Москит», однако серийные самолеты такой возможности уже не имеют. Собственно говоря, в концепции отечественного палубного истребителя первостепенное значение придавалось защите кораблей от нападения с воздуха, а атака наземных целей была всего лишь дополнительной возможностью. Насчет номенклатуры вооружений китайского самолета J-15 пока нет точной информации, и поэтому имеются все основания предполагать, что его возможности по нанесению ударов по земле тоже ограниченны. Если Китай решит развивать свой авианосный флот в соответствии с американскими воззрениями на этот вопрос, то вполне возможно появление в арсенале J-15 каких-либо управляемых вооружений. На данный момент точная информация об этом отсутствует и по факту все данные ограничиваются только словами Гэна Яньшэна.

В случае с бортовой электроникой J-15 информации не намного больше. Утверждается, что вычислительный комплекс истребителя имеет гораздо лучшие характеристики по сравнению с БРЭО Су-33, к примеру, быстродействие главного компьютера выше в разы. Конечно, на первый взгляд такие заявления смотрятся многообещающе. Однако для полноценного анализа боевых возможностей радиоэлектронного оборудования, в том числе и бортового компьютера, необходима и другая информация, вплоть до конкретных задач и характеристик того или иного элемента вычислительного комплекса. Кроме того, даже сверхмощный компьютер не даст ожидаемых возможностей, если в БРЭО отсутствует другая аппаратура с соответствующими характеристиками. Например, плохая бортовая радиолокационная станция неспособна помочь раскрытию всего потенциала мощного компьютера. Интересно, что до сих пор нет никакой конкретной информации относительно РЛС истребителя J-15. Утверждается, что он несет станцию с активной фазированной решеткой, но есть повод сомневаться в этом. Так или иначе, бортовая электроника истребителя должна быть «сбалансирована», иначе достижение высоких характеристик по определению невозможно. Также необходимо заметить, что большинство самолетов последнего времени имеют развитую бортовую электронику в том числе и для взаимодействия с новейшими управляемыми вооружениями. На данный момент известно только о возможности применения истребителем J-15 управляемого вооружения только класса «воздух-воздух». Управляемое вооружение для нанесения ударов по наземным объектам, требующее сложного комплекса бортовой аппаратуры, пока находится под вопросом.

И все же нельзя не признать, что БРЭО истребителя J-15, а именно вычислительный комплекс, скорее всего действительно имеет более высокие характеристики, чем аппаратура Су-33. Причина такого отставания российского самолета проста и очевидна. В августе этого года исполнилось 25 лет со дня первого полета прототипа Т-10К. J-15, в свою очередь, поднялся в воздух всего пару лет назад. Разница в двадцать лет не могла не сказаться на составе и возможностях бортового оборудования. Так что само сравнение Су-33 и J-15, предпринятое китайцами, обречено на неудачу. С учетом большой разницы в возрасте самолетов, а также в свете устаревания техники, такое сравнение является в некотором смысле неудачным для китайского истребителя. Даже если J-15 действительно опережает Су-33 по всем характеристикам – чего, нужно сказать, не наблюдается – то это говорит лишь о том, что Китай в технологическом плане смог догнать не Россию, но еще Советский Союз образца второй половины восьмидесятых. Подобная «победа в гонке» была бы почетной для развивающейся страны, а вот для без пяти минут сверхдержавы, как позиционирует себя Китай, это уже смотрится в достаточной мере сомнительно.

Вполне понятно, что Су-33 был выбран «соперником» в сравнении только из-за того, что J-15 делался, как минимум, с использованием документации по нему. Поэтому более новый самолет в некоторых нюансах может выглядеть лучше. Однако для большей справедливости следовало бы сравнивать не старый самолет с новым, а два новых. В таком случае «соперником» J-15 мог бы стать обновленный МиГ-29К или его учебный вариант МиГ-29КУБ. МиГ-29К последней версии фактически представляет собой разработку конца восьмидесятых – начала девяностых, значительно доработанную в последние годы, чем немного похож на J-15. Конечно, Миг-29К и J-15 серьезно отличаются уже даже на уровне массогабаритных параметров: максимальный взлетный вес китайского истребителя чуть ли не в полтора раза больше аналогичного параметра российского. В то же время, МиГ-29К имеет современное бортовое радиоэлектронное оборудование, высокую тяговооруженность (более единицы при нормальной взлетной массе) и возможность применения управляемых вооружений «воздух-поверхность». Таким образом, российская разработка уже имеет все те преимущества, которыми хвалятся китайцы, сравнивая свой новый самолет с нашим старым.

При сравнении действительно новых палубных самолетов можно вспомнить и про сроки начала службы. Согласно нынешним заявлениям китайских чиновников, J-15 будет принят на вооружение в 2014-15 году. В начале этого года российское министерство обороны заказало РСК «МиГ» две дюжины истребителей Миг-29К и МиГ-29КУБ. Срок исполнения заказа – 2015 год. Таким образом, МиГ-29К и J-15 поступят в строй почти одновременно. Также необходимо напомнить, что изначально сравнивавшийся с китайским истребителем Су-33 к тому же времени планируется выводить из строя по причине выработки ресурса. На их место придут новые МиГ-29К. В результате J-15 гарантированно сможет соревноваться с российскими палубными истребителями только по количеству. Однако в этом случае серьезным ограничительным фактором для обоих самолетов станет количество имеющихся авианосцев, от которого придется отталкиваться при расчетах необходимого количества истребителей. Россия в течение ближайших лет будет располагать только одним авианосцем, а строительство новых пока только планируется. Вряд ли новые корабли с самолетами на борту войдут в строй раньше 2020 года. Китай, в свою очередь, тоже обладая одним авианосцем, собирается строить новые, хотя и в его случае пока рано говорить о количестве и сроках.

Как видим, заявления китайских военных о превосходстве истребителя Shenyang J-15 над Су-33, если и правдивы, то лишь отчасти. К примеру, более высокие летные данные «компенсируются» малым ресурсом двигателя, а все преимущества в электронном оснащении легко объяснимы одной только новизной. И все же основная проблема сравнения этих самолетов кроется в возрасте машин. Именно этот аспект не только нивелирует все преимущества китайской машины, но и выставляет некоторых китайских граждан в не очень хорошем свете, ведь в сравнении с более новой российской машиной J-15 уже не выглядит современным, уникальным и непобедимым.

Шэньян J-15 — Shenyang J-15

Shenyang J-15 ( китайский :歼-15) по классификации НАТО: Flanker-X2 , также известный как Летающая акула ( китайский язык : 飞鲨 ; пиньинь : Fēishā ), является 4 — го поколения, твин-струя, всепогодный, носитель основанный истребитель в развитии в Шэньян авиастроительной корпорации и 601 Института китайского Народно-освободительная армия флот «s авианосцы .

Слухи первоначально утверждали , что самолет должен был быть полу-стелс вариант, но более поздние сообщения указывают на воздушное судно является нелицензионного копия советской конструкции Су-33 и оснащен отечественных радаров , двигателей и оружия . Незавершенный Су-33 прототип, Т-10К-3, был приобретен у Украины в 2001 году и , как говорит, был широко изучены, обращенная инженерия, с развитием на J-15 , начиная сразу же после этого. В то время как J-15 , как представляется, конструктивно на основе Су-33, коренный боец особенность китайских технологий, а также бортовое оборудование от J-11B программы. В феврале 2018 года, критика самолета появилась в нескольких китайских СМИ , включая Синьхуа и главную военную газету Китая, утверждая , недостатки самолета очевидны , так как он принадлежит к 3 — му поколению истребителей ( китайские классификации ).

Читать еще:  Палубный истребитель Arsenal VG-90 (Франция)

содержание

развитие

Китай стремится приобрести Су-33s из России неоднократно, неудачное предложение было сделано еще в марте 2009 года, но переговоры рухнули в 2006 году после того , как было обнаружено , что Китай разработал модифицированный вариант Су-27 СКА , обозначенный Shenyang J-11B , в нарушении интеллектуальной собственности соглашений.

J-15 программа была официально начата в 2006 году заместитель генерального конструктора J-15 Ван Yongqing (王永庆).

Первый J-15 прототип совершил свой первый полет 31 августа 2009, как полагает, работают на русском подаваемый AL-31 ТРДДА. Видео и неподвижные изображения полета были выпущены в июле 2010 года, показывая ту же базовую конструкцию планера , как Су-33.

С 6 мая 2010 года самолет выполнил первый взлет с моделируемым трамплином.

С 25 ноября 2012 года самолет успешно совершил свой первый взлет и посадку на Китай первого авианосца Ляонин .

Вариант двойного сиденья совершил свой первый полет 4 ноября 2012 года .

Исходными WS-10 двигатели оказались ненадежными при океанической условиях, и ранние J-15s были оснащены российского производства АЛ-31Ф. Через несколько лет, WS-10 вошли массовое производство и поздние J-15 вариантов были постепенно заменяют их двигатели с модифицированным WS-10.

дизайн

Статья в Китае Указатель считает , что J-15 « скорее всего , превышает или соответствует аэродинамические возможности практически всех истребителей в настоящее время эксплуатируется региональными вооруженными силами, за исключением США F-22 Raptor », утверждая , что J-15 , вероятно , обладает превосходный 10% отношение тяги к весу и 25% ниже нагрузка на крыло , чем F / A-18E / F Супер Хорнет . Тем не менее, один из авторов этой же статье описано J-15 в другой , как не игра смены; опора на запуски трамплин и отсутствие китайских носителей на основе возможностей дозаправки , как полагают, значительно уменьшить ее эффективный диапазон. Ху Siyuan Национального университета обороны НОАК Китая заявил , что «в настоящее время слабым местом J-15 является его Россия производства Al-31 двигателей , которые являются менее мощными , чем американский F-35 истребитель».

Российские военные эксперты преувеличивать существенную конкуренцию со стороны J-15 на мировом рынке вооружений , с полковником Игорем Коротченко из Министерства обороны о том , в начале июня 2010, «Китайский J-15 вряд ли достичь тех же эксплуатационных характеристик России Су-33 палубный истребитель, и я не исключаю возможности того, что Китай может вернуться к переговорам с Россией о приобретении существенной партии Су-33 «.

В сентябре 2013 года в Пекине на основе Син Military Network (СМНО) критиковал возможность J-15 , как не более чем «флоп рыба» неспособной летать из Ляониных с тяжелым оружием, «эффективно парализует его дальность атаки и огневую мощь, »необычный шаг , поскольку это противоречит государственным средствам массовой информации о восхваляющем бойце. СМН сообщает J-15 может работать от носителя , оснащенного двумя YJ-83 К ПКР, двух малой дальности PL-8 ракет воздух-воздух, и четыре 500 кг (1100 фунтов) бомб, но на оружие нагрузка превышает 12 тонн , не получит его с трамплина, запрещая его от проведения тяжелых боеприпасов , таких как 12 — PL- ракеты класса » воздух-воздух » средней дальности, что делает его вряд ли матч , если враждебные истребители столкнулись во время полета миссии забастовки; Кроме того, он может нести только две тонны оружия в то время как полностью питаемых, ограничивая его не более двух YJ-83Ks и два PL-8.

Главный конструктор J-15, ВС Цун Национального комитета Китайской народной политической консультативной конференции, сказал , что J-15 может соответствовать в бомбовой нагрузки, боевой радиус и мобильности в F / A-18. Однако, в том же заявлении он сказал , что больше работы требуется в своих электронных и боевых систем. Он также указал на отсутствие зрелых отечественных двигателей в качестве текущего слабого места. Контр — адмирал Инь Чжо заявил , что воздух боевые возможности самолета были лучше , чем F / A-18E / F Супер Хорнет. Тем не менее, он также заявил , что его способность атаковать наземные и морские цели было немного уступает F / A-18E / F; он также заявил , что его электронное оборудование соответствует стандартам тех , кто на истребителе пятого поколения .

Эксплуатационная история

25 ноября 2012 года , китайские СМИ сообщили о том , что два J-15s были сделаны успешные арестованные посадок на авианосец Ляонин . Первый пилот посадку на Ляонин был назван Dai Mingmeng (戴明盟). Ло Ян , руководитель самолета производства и дизайнер, умер в тот же день. PLA Ежедневная газета показали первые пять военно — морских летчиков , включая Dai провели J-15 истребитель посадку и взлет. Тестовые и программа обучения должностных лица подтвердили авианосец переносимых и специальное оборудование для посадки полета прошли строгие испытания, и истребители могут быть развернуты на носителе.

В декабре 2013 года китайские СМИ сообщили, что массовое производство J-15s в полном рабочем состоянии с боевыми отметинами начались.

В январе 2017 года, перевозчик Ляонин , возвратившись в Южно — Китайском море после его первого развертывания в западной части Тихого океана, провели серию взлета и посадки сверл с силой вставших J-15 истребителей.

В июле 2018 года генерал — лейтенант Чжан Honghe из PLAAF заявил , что Китай разрабатывает новый самолет палубного который заменит J-15 из — за четыре аварий и многочисленные технические проблемы. Одна из проблем с самолетом в том , что он является тяжелым носителем переносимых истребителей в текущей операции с пустым весом 17500 кг по сравнению с F / A-18E / F Супер Хорнет в 14600 кг (хотя это меньше , чем F-14 Tomcat вес «х 19,800 кг). Проблемы веса усугубляется при работе от Ляонин , так как его STOBAR запуска и способ восстановления дополнительно ограничивает грузоподъемность.

Несчастные случаи

  • 27 апреля 2016 года, один J-15 истребитель разбился из-за проблемы в системе управления полетом во время моделируемых посадок несущих. Пилот Чжан Чао выбрасывается из пораженного самолета в последний момент, а затем скончался от полученных травм.
  • 6 апреля 2017 года, Цао Xianjian пережила аварии, вызванной неисправностью системы управления полетом путем выбрасывания из плоскости секунд до того, как J-15 разбился. Цао получил серьезные травмы.
  • С 17 августа 2017 года, Юань Вэй, Народно-освободительной армии пилот военно — морского флота, согласовываются с авиадиспетчеров благополучно посадить его J-15 после того, как его левый двигатель загорелся, сообщает CCTV. Огонь был зажжен столкновение со стаей птиц менее чем через минуту после того, как самолет взлетел. Пожарные быстро потушили огонь.

Варианты

  • J-15 : вариант с одним сиденья.
  • J-15S : вариант Двухместный, первый полет в 2012 году.
  • J-15D : Вариант Два сиденья с EW стручков и другим электронным оборудованием , установленными и IRST датчика удален. Начатый эксплуатационные испытания в декабре 2018 года.

операторы

Технические характеристики (оценка)

  • Экипаж: 1-2
  • Длина: 21,9 м (72 футов)
  • Размах : 14,7 м (48,25 футов)
  • Высота: 5,92 м (19.42 футов)
  • Площадь крыла: 62,04 м 2 (667,80 кв.м)
  • Вес пустого : 17500 кг (38600 фунтов)
  • Загруженный вес: 27000 кг (60000 фунтов)
  • Максимум. взлетный вес : 33000 кг (72 752 фунтов)
  • Размах крыла, крылья в сложенном виде : 7,4 м (24,25 футов)
  • Силовая установка : 2 × WS-10 модифицированные варианты, 132 кН каждая
  • 1 × 30 мм ГШ-30-1 пушка с 150 выстрелов
  • Боеприпасы на двенадцать внешних узлах подвески, в том числе:
    • 8 × PL-12 или R-77 , и 4 × PL-9 или R-73ракеты воздух-воздух , PL-15 будут интегрированы , как только тестирование будет завершено.
    • Различные бомбы и ракеты
    • YJ-62 или Х-41 анти-корабль missles
    • YJ-91 сверхзвуковой ПКР
    • Радиоэлектронное подавление (ECM) стручки
  • MIL-STD-1553B двунаправленная шина данных
  • PESA
  • стекло кабины
  • ЖК-экран
  • 4-избыточная 3-осевая муха по проводам

Смотрите также

Самолеты сравнимой роли, конфигурации и эпохи

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector