0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перспективный авианосец Queen Elizabeth (Великобритания)

Перспективный авианосец Куин Элизабет

Планируется, что первый из двух перспективных авианосцев, строящихся в Великобритании, — «Куин Элизабет» — начнет ходовые испытания в 2017 году и будет использоваться как вертолетоносец в течение трех лет, пока не поступят заказанные в США истребители F-35. второй авианосец — «Принц Уэльский» — ориентировочно вступит в строй в 2020 году. В мае 2011 года появилась информация о возможном переименовании «Принца Уэльского- в «Арк Ройял».

НЕМНОГО ИСТОРИИ

В середине 60-х годов прошлого века в Великобритании уже существовал проект создания тяжелого ударного авианосца под названием «Куин Элизабет» (англ. Queen Elizabeth Class, CVA-01). Тогда планировалось построить два корабля длиной 282,9 м и полным водоизмещением 54 500 т, каждый из которых был бы способен нести 40 современных, на тот момент, самолетов и 7 вертолетов. Проект свернули в феврале 1966 года, не начав строительства головного корабля, из-за ожидаемых чрезмерных расходов.

Все английские авианосцы, построенные с тех пор, относились к классу легких авианосцев. Строящиеся в настоящее время тяжелые авианосцы очень похожи по своим характеристикам на корабли проекта «Куин Элизабет» CVA-01, что позволяет говорить о возвращении английского флота к проекту строительства больших ударных авианосцев.

ПОДРЯДЧИКИ

Главным подрядчиком строительства является английская компания ВАЕ Systems. Первые технологические операции были произведены на верфи Babcock Rosyth в 2009 году. Производственная программа была распределена следующим образом: 60 % работы выполняют четыре английские верфи: верфь «Говэн» компании ВАЕ Systems (секция корпуса № 4); верфь Бэрроу той же компании (секция № 3); BVT Portsmouth (секция № 2); Babcock Appledore and Rosyth (носовая секция № 1). Компания Babcock отвечает за окончательную сборку секций. Остальные 40 % производственной программы были распределены между мелкими подрядчиками. Требуемые для постройки авианосцев 85 000 т стали поставляет компания Corus. Ожидаемый срок службы «Куин Элизабет» — 50 лет. Особенностью корпуса является наличие трамплина, используемого для самолетов с укороченным взлетом. Так как срок службы палубных F-35 составляет 20 лет, было решено оставить возможность конверсии авианосца в гладкопалубный, рассчитанный на самолеты горизонтального взлета. Корпус имеет девять палуб, не считая полетной. Бортовая броня и бронированные переборки отсутствуют.

УСТРОЙСТВО И ВООРУЖЕНИЕ

Полетная палуба имеет три взлетные дорожки: две короткие (длиной 160 м) для взлета F-35 и длинную (около 260 м) для тяжелых самолетов. Площадь палубы составляет 13 000 м². Штатным самолетом «Куин Элизабет» будет истребитель 5-го поколения Локхид Мартин (Lockheed Martin) F-35C. Стандартная авиагруппа будет состоять из 40 машин, включая самолеты F-35, вертолеты ЕН101 «Мерлин» и вертолеты ДРЛО.

Максимальная ожидаемая интенсивность взлета самолетов составит 24 самолета за 15 минут, посадки — 24 самолета за 24 минуты. Установка вооружения в первоначальном проекте не предусматривается, тем не менее зарезервировано место под две 16 контейнерные установки вертикального пуска зенитных ракет. В отличие от традиционных авианосцев, на «Куин Элизабет» две малые надстройки. В передней надстройке будут располагаться службы управления кораблем, в задней — службы управления полетами. В передней надстройке установлен многофункциональный радар Insyte Sampson, а в задней — радар воздушного обзора Insyte S1850M компании ВАЕ Systems.

Основным элементом радара Sampson является вращающаяся антенна с двумя фазированными решетками, которые обеспечивают электронное сканирование по азимуту и углу места. Радар расположен на пирамидальной мачте внутри сферического радиопрозрачного кожуха. S1850M — многолучевой радар воздушного обзора, обеспечивающий автоматическое обнаружение и сопровождение целей для возвышения места от 0° до 70°.

Авианосец будет также оснащен радаром средней дальности нового поколения ARTISAN 3D диапазона E/F, разработанным компанией ВАЕ Systems Insyte совместно с QinetiQ. В качестве основного двигателя используется интегрированная двигательная система компании «Роллс-Ройс» (Integrated Electric Propulsion, IEP). Установка состоит из двух газовых турбин Rolls-Royce Marine МТЗО мощностью 36 МВт каждая и четырех дизелей суммарной мощностью 40 МВт. Двигатели работают на генераторы, которые дают электроэнергию в общую низковольтную сеть корабля и питают два электродвигателя, вращающих два гребных вала с винтами. На авианосце предусмотрены два 33-тонных бронзовых винта диаметром 6,7 м. Топливные баки рассчитаны на 8600 т горючего для двигательной установки и топлива для самолетов.

alex_leshy

В берлоге у Лешего

Таблице умножения без разницы, вы продаете или покупаете.

Слова песни, — «Правь Британия морями», — как гимн страны сложились не красоты ради. На протяжении почти пяти сотен лет основой благосостояния и безопасности Великобритании является ее флот. Собственно, именно он то и сделал Британию действительно великой. Правда, за прошедшее время мир сильно изменился, что не могло не отразиться на составе, состоянии и взглядах на будущее Royal Navy.

Некогда самый могучий в мире, к концу ХХ века он сократился всего до трех авианосных групп, основанных на легких авианосцах R05 Invincible, R06 Illustrious и R07 Ark Royal, имеющих на борту всего по 12 вертолетов и 6 самолетов вертикального взлета. Т.е. они были скорее вертолетоносцами, чем авианосцами. Недостаточность собственной морской военной мощи стала внезапным неприятным открытием во время англо-аргентинского конфликта за Фолклендские (Мальвинские) острова в 1982 году.

Британский легкий авианосец R05 Invincible, 1990 год.

Его итогом стал кардинальный пересмотр всей военно-морской стратегии Великобритании и коренная реконструкция состава британского военного флота. Правда занял этот процесс долгие 12 лет. Однако в 2000 году морское министерство наконец приняло решение заменить «старые» авианосцы (Invincible был спущен на воду в 1977 году, Illustrious — 1978-м, Ark Royal — 81-м) на новый перспективный авианосец типа Queen Elizabet, в отличие от предшественников сразу спроектированный как полноценный авианосец, а не переделанный из легких крейсеров-вертолетоносцев, как Invincible. В сочетании с перспективным эскадренным миноносцем Тип 45 Daring, они должны были стать основой британской морской ударной мощи.

Читать еще:  Опытный пулемёт системы Никитина-Соколова обр. 1958 года (СССР)

Эскадренным миноносец УРО Тип 45 Daring

Как это часто бывает, все шло хорошо, пока проект существовал на бумаге и продавливался через Парламент.

«Авианосцы, известные по кодовому названию CVF (Carrier Vessel Future, «Авианосец Будущего»), развернут наступательные силы и средства авиации в поддержку полного спектра будущих операций. Это будет Объединенная Авиагруппа (JFAG — Joint Force Air Group) которая, прежде всего состоит из сочетании перспективных многофункциональных истребителей (JCA — Joint Combat Aircraft) и Воздушной разведки на море (MASC — Maritime Airborne Surveillance and Control). JCA/MASC будет способна к действию при любых погодных условиях, днем и ночью, чтобы обеспечить авиационный удар, а так же противовоздушную оборону для авианосца и наступательную поддержку наземным войскам на берегу. «

«JFAG будет также осуществлять боевые действия с вертолетами и беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), что позволит осуществлять самые разнообразные задачи, включая противолодочную оборону/противокорабельные боевые действия, наступление и поддержку. Перспективный, малозаметный истребитель 5-го поколения Lockheed Martin F35 (JSF) с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL — Short Take-Off and Vertical Landing) были отобраны, чтобы выполнять эту роль. Авианосцы также будут в состоянии осуществлять боевые действия со штурмовиками вертикального взлета и посадки GR9 Harriers.«

Главными козырями являлись:

— авиагруппа Queen Elizabet состоит из 36 ударных самолетов плюс еще 4 самолета ДРЛО вместо 12 вертолетов и 6 самолетов на Invincible;
— автономностью по снабжению Queen Elizabet составит 6 недель вместо 3,5 у Invincible;
— по возможностям бортовой электроники и системы управления огнем новый корабль превосходит Invincible вдвое;
— по обитаемости и уровню комфорта экипажа новый авианосец превосходит предшественников на порядок;

Технические характеристики: водоизмещение 65600 т.; длинна 284 м.; ширина 73 м.; ширина по КВЛ 39 м.; высота 56 м.; осадка 11 м.; максимальная скорость 26 узлов; максимальная дальность хода 10 000 миль (11 узлов); автономность по топливу 292 суток; 40 летательных аппаратов; оборонительного вооружения изначально не планировалось, но конструкция предусматривала место под два контейнера вертикального пуска ЗУР Aster по 16 ракет в каждом.

Не смотря на базирование достаточно тяжелых самолетов Lockheed Martin F35, изначально авианосец проектировался как легкий, с трамплином в носовой части имеющий угол возвышения 13 градусов. Катапульта и аэрофинишеры не предусматривались. Палуба имеет три взлетные дорожки: две по 160 метров под F35 и одну на 260 метров для перспективных более тяжелых самолетов. В кормовой части еще предусмотрены две штатные точки для вертикальной посадки самолетов с вертикальным взлетом и вертолетов.

И все это «всего за 3,8 млрд ф.ст. (6,38 млрд дол) за две штуки! Не дешево конечно, но тогда, в конце 90-х, на волне победы в Холодной войне и ощущений в собственной экономической несокрушимости, даже звезды казались не так уж сильно «выше нас». Парламент утвердил программу строительства двух новых авианосцев: Queen Elizabet и Prince of Wales. Под это дело в 2003 году Invincible был переведен в резерв, в 2005-м исключен из списков флота, а в 2010-м отправлен на слом. 11 марта 2011 года был списан Ark Royal. В строю остался один Illustrious, но без авиационной группы, что превращало его скорее в учебный, чем в боевой корабль. Его тоже планировалось вывести из состава флота в 2014 году, но сейчас принято решение с этим делом повременить до вступления в строй Queen Elizabet.

Строительство Queen Elizabet началось в 2005 году. В декабре 2005 года Министерство обороны одобрило финансирование первого этапа строительство, который включает разработку детального проекта. В 2006 году проект получил одобрение Были распределены производственные мощности, участвующие в постройке: 60 % работы выполнят 4 английские верфи — верфь Говэн компании BAE Systems (секция корпуса № 4); верфь Бэрроу той же компании (секция № 3); BVT Portsmouth (секция № 2); Babcock Appledore and Rosyth (носовая секция № 1). Компания Babcock отвечает за окончательную сборку секций. В декабре 2008 года объявило сроки окончания строительства — 2014 и 2016 год соответственно.

Но дальше, как это обычно бывает, цены стали расти. Сначала расходы выросли на 25%. Позднее превышение достигло 1,65 млрд. ф.ст., а затем возросла на 63% и достигла 6,2 млрд ф.ст. (10,4 млрд дол). Учитывая общие финансовые сложности Великобритании дело дошло до того, что сроки спуска кораблей на воду были сдвинуты на два года, до 2016 и 2018 года соответственно, а потом вообще было объявлено о возможном отказе от строительства Prince of Wales.

Причем, речь шла не только о возможности сэкономить примерно 8 млрд. ф.ст., но и из-за необходимости «что-то делать» со значительным подорожанием перспективных самолетов F35.

Ирония ситуации заключается в том, что спасла британский флот Россия! Обострение международных отношений и возрождение со стороны США лозунга «российской военной угрозы» снова изменило взгляд на вопрос целесообразности военных расходов страны. На счет отказа от строительства второго авианосца военное министерство сделало вид, что журналисты его слова просто не верно поняли. Флот продолжает оставаться основой безопасности и экономической мощи Великобритании в условиях роста всевозможных военных угроз. Два авианосца это не только огромные плавучие аэродромы, обеспечивающие авиационную поддержку флоту и военным частям британской армии на берегу. Одним фактом своего существования они позволяют предотвращать возникновение таких конфликтов. По этому работы должны быть даже ускорены. И их ускорили.

Торжественный спуск на воду Queen Elizabet состоялся 4 июля 2014 года. В церемонии приняло участие более 10 тыс. человек. Крестной матерью Queen Elizabet стала сама королева Великобритании Елизавета II. Согласно британской морской традиции она разбила о носовую часть корабля бутылку виски Islay.

Читать еще:  Дополнительные источники питания. Муравейник

Сейчас ведется достройка корабля у причальной стенки. Его освоение экипажем запланировано на май 2016 года, а выход новейшего авианосца на ходовые испытания назначен на октябрь 2016-го.

В случае их успешного окончания, в начале 2017 года R08 Queen Elizabet будет передана Королевскому флоту для проведения итоговых приемо-сдаточных испытаний и включения корабля боевой состав.

Однако программа реализуется не без сложностей. Lockheed Martin также сдвинула сроки готовности истребителей F-35. К 2016 году они не успевают и для палубных испытаний на авианосце машины будут переданы только в 2018 году. Учитывая, что освоение новой техники требует заметного времени, общая боеготовность авианосцем (самого корабля и его авиагруппы) может быть достигнута не ранее 2020 года.

А пока на освободившемся месте в доке верфи компании Вabcock Marine с ноября 2014 года должна начаться сборка второго корабля серии — R09 Prince of Wales, секции которого изготавливаются с 2011 года. Окончательно решение об использовании Prince of Wales в ВМС Великобритании будет принято британским правительством в 2015 году, но, вероятнее всего, второй корабль также будет введен в строй.

Примечательно, что к тому времени его скорее всего переименуют. Отправка в резерв авианосца R07 Ark Royal вызвала бурную дискуссию в британской прессе, так как имя «Ark Royal» имеет огромное историческое значение для всего британского флота в целом. До него, имя «Королевский ковчег» носили четыре боевых корабля. В том числе другой авианосец, участвовавший у уничтожении германского линкора «Бисмарк» во время Второй Мировой Войны. Говорят, дело дошло даже до слушаний в Парламенте. В настоящее время вопрос остается открытым. С одной стороны традиции преемственности овеянных славой имен боевых кораблей безусловно должны сохраняться. С другой — менять имя уже строящегося корабля для тех же британских традиций неслыханно. С третьей, по традиции славное имя обычно наследует корабль старшего или как минимум равного ранга. Имя героического эсминца может быть присвоено эсминцу, но ни в коем случае не наоборот. Нюанс в том, что появление в британском флоте хотя бы равных по классу новых кораблей на протяжении еще минимум тридцати лет не предвидится. В общем, прения на сей счет в Великобритании идут весьма жаркие. Каким получится финальное решение станет известно в момент закладки корпуса на стапеле. По международной морской традиции именно тогда в конструкцию киля монтируется табличка с именем будущего корабля. Пока во всех сообщениях второй авианосец продолжает проходить под прежним именем Prince of Wales (Принц Уэльский).

Вся эта история весьма примечательна. Дело даже не в самих финансовых перипетиях программы строительства. В той или иной степени денег на корабли в Британии не хватало всегда. Даже во времена самого расцвета британского военного и экономического могущества. Однако впервые британский флот продемонстрировал столь наглядно, что он подошел к пределу финансовой мощи государства.


Шлем пилота F35

Мало того, что основным оружием корабля, составляющего основу всей боевой мощи военного флота Великобритании станут самолеты иностранного, не британского производства. Хотя и это уже само по себе событие знаковое. До этого момента на британских кораблях были только британские пушки и британские самолеты. Куда важнее тот факт, что, выбирая себе самолеты, Королевский флот отказался в практически безвыходной ситуации. Изначально проект разрабатывался под модификацию F35B с вертикальным и/или укороченным взлетом. Корпус корабля не оборудовался катапультой и аэрофинишерами, но в носу имел взлетный трамплин. А теперь ее не будет. Пентагон сделал ставку на модификацию F35C с обычным взлетом по традиционной схеме с катапультой. Судя по тому, что спустили Queen Elizabet на воду с трамплином, до последнего момента вероятность получения машин модификации «В» сохранялась. Теперь — непонятно. Если информация о планах корпорации Lockheed Martin относительно перспектив программы Lightning II, в рамках которой создавалась платформа F35, подтвердится, то уже спущенный на воду корпус авианосца придется кардинально переделывать. Впрочем, что-то такое допускают и сами британцы. Во всяком случае разговоры о перспективных конструкциях электромагнитной катапульты для Queen Elizabet уже ведутся активно. А также о возможном размере цены, которую придется за переделку заплатить. Не столько финансовой, хотя она также, как говорится, бухгалтерию не радует, сколько в виде снижения боевых возможностей всего авианосца в целом. Новое дополнительное оборудование потребует много места, что может привести к уменьшению размера ангарной палубы, тем самым сократив количество находящихся на борту летательных аппаратов с текущих сорока до тридцати.

В любом случае Великобритания из большой военно-морской гонки тихой сапой выбывает. Остаются только США, которые в ней все еще лидеры. Как надолго — покажет время. Но им на пятки снова наступает Россия и в гонку активно включился Китай.

Безумная « Королева»: самый необычный английский авианосец

Новейший английский авианосец « Куин Элизабет» наконец-то стал полноправным представителем своего класса — с его палубы начались полёты истребителя F-35B. Это отличный повод рассмотреть поближе самый необычный авианосец современности.

Новейший английский авианосец « Куин Элизабет» наконец-то стал полноправным представителем своего класса — с его палубы начались полёты истребителя F-35B. Это отличный повод рассмотреть поближе самый необычный авианосец современности.

Тяжёлое детство, маленькие авианосцы

Англия — « владычица морей», это всем известно. Но даже у владычицы не всегда бывает хорошо с деньгами. Вот и после войны часть кораблей продали — в том числе и таким ‘ title=>необычным авианосным державам как Нидерланды, — часть пустили на слом, а ещё часть с трудом приспособили для реактивной авиации.

В 60-х годах на постройку пары полноценных авианосцев по программе CVA-01 ( пара катапульт, полсотни самолётов и вертолётов) денег не хватило, и пришлось в следующем десятилетии удовлетвориться серией из трёх кораблей типа « Инвинсибл» — их ещё называли « крейсерами с полётной палубой». Для самолётов там была только эта самая палуба с трамплином — катапульты и аэрофинишёров не завезли. Это и не мудрено, поскольку изначально корабли рассматривались в первую очередь как ядра противолодочных группировок НАТО в Северной Атлантике, а возможность нести « харриеры» ( при рождении и вовсе штурмовики) добавили для хоть какой-то самообороны от советских патрульных самолётов.

Читать еще:  Опытный бронетранспортер «Объект 915БТР» (СССР)

Однако в ходе ‘ title=>Фолклендской войны 1982 года с Аргентиной « харриеры» показали себя на удивление неплохо, во многом став залогом английской победы. В дальнейшем их использовали в ряде локальных конфликтов, с палуб не только английских, но и американских кораблей — после собственных ‘ title=>мучений с лёгкими авианосцами и вертикально не взлетающими самолётами те пришли к универсальными десантным кораблям с « харриерами» второго поколения. Так что на смену « инвинсиблам» англичане тоже решили построить трамплинный авианосец. Только вот задача противостояния русским подлодкам, рвущимся в Атлантику через Фареро-Исландский рубеж, в 90-е годы сошла на нет ( забавно, что сейчас вполне себе вернулась), и англичане захотели себе настоящий великодержавный авианосец — как у американцев.

Фареро-Исландский рубеж — вторая и главная линия обороны НАТО в Атлантике. Пролегает на прямой, соединяющей север Великобритании и Гренландию через Исландию. В ходе холодной войны её насытили противолодочными средствами, включая подводные акустические датчики системы SOSUS. Предполагалось, что в случае начала ‘ title=>Третьей мировой там разыграется ключевое сражение условной « Битвы за Атлантику» между силами НАТО и рвущимися на оперативный простор советскими подводными лодками, задачей которых станет удар по конвоям, везущим в Европу основные силы армии США.

Дизайн

Настоящий авианосец должен быть большим. У англичан он получился именно таким — авианосцы типа « Куин Элизабет» ( «Королева Елизавета») по водоизмещению уступают только американским « нимицам» и « фордам», превосходят « Адмирала Кузнецова» ( и его китайских братьев) и французского « Шарля де Голля». Шутка ли — 70,6 тысяч тонн водоизмещения и 284 метра в длину. Как и « инвинсиблы», новые корабли ( кроме « Королевы» есть ещё « Принс оф Уэльс» ( «Принц Уэльский»), которого сейчас достраивают) не оснастили ни катапультами, ни аэрофинишёрами — они могут нести только вертолёты и самолёты вертикального ( точнее, укороченного) взлёта.

Конечно, при таких размерах подобная схема, более привычная ‘ title=>для микроавианосцев, выглядит несуразно. Нельзя сказать, что англичане не рассматривали классическую схему. Этот вариант обдумывали и при проектировании, и даже была в 2010 году довольно сумасшедшая идея — на фоне бюджетных сокращений продать « Куин Элизабет» на лом сразу после достройки, а « Принс оф Уэльс» зато построить с угловой палубой и катапультами. От неё, впрочем, отказались.

Кроме очевидных недостатков у трамплинной схемы есть и плюсы: если нет ни катапульты, ни аэрофинишёров — их не надо обслуживать и они не могут сломаться. Заодно меньше расходы энергии.

Однако больше, чем трамплин, в глаза бросается главная « фишка» кораблей — два « острова» надстроек. Обусловлено это желанием разнести по разным « офисам» центры управления кораблём и полётами и повысить живучесть, а также определённым удобством при строительстве ( две « небольших» надстройки доставляли на барже к верфи уже готовыми) и размещении радиоэлектронного оборудования. Реализовали такое впервые, но ведь англичане гордятся своим новаторством в авианосцестроении ( за ними числится приоритет чуть ли не во всём в этой области, от катапульт до угловых палуб). Такой подход вполне может прижиться — в пику американскому курсу на минимизацию надстройки и переносу части управления под палубу.

Можно было бы поговорить о многих технических мелочах, но лучше обратить внимание на ещё одну впечатляющую несуразность.

По крайне необычным соображениям « экономии» англичане решили не строить для себя нормальный, небольшой десантный вертолётоносец, а использовать в этом качестве огромный 70-тысячетонный корабль.

В случае использования в качестве вертолётоносца корабль предлагается оснащать смешанной вертолётной авиагруппой, включающей десантные « мерлины» и даже пару-тройку « чинуков» ( использование которых в качестве палубных — отдельное извращение), а также « апачи» для огневой поддержки. Для десанта на корабле есть казармы на 250 морпехов. Нет нужды пояснять, сколь расточительно так использовать тяжёлый авианосец, особенно если их у тебя всего два ( и один может оказаться в нужный момент на ремонте).

План королевского визита

Сейчас кораблю предстоят испытания самолётов F-35B. По плану они должны пройти в два раунда по три-четыре недели каждый. В испытаниях примут участие два « тестовых» истребителя, оснащённых дополнительной аппаратурой, — собственно, во многом за ними и поплыли за океан ( а также за специальным оборудованием, которым оснастили в Норфолке сам корабль).

Конечно, несколько собственных истребителей уже доставили в Великобританию — но обычных, серийных. В полётах должны принять участие четыре лётчика: три англичанина ( по одному от ВВС, ВМС и компании « БAE Системс») и американец из КМП ( корпуса морской пехоты). Ранее английские лётчики уже летали с палубы американских десантных кораблей, так что опыт есть. Кроме того, все они длительное время тренировались на построенном на земле трамплине.

После основного дела будет визит в Нью-Йорк, возможно, заход на Карибы и возвращение в Великобританию в декабре. Затем корабль встанет на ремонт и дооснащение, а вахту морских испытаний будет нести « Принс оф Уэльс». В 2020 году планируется объявить, что « Куин Элизабет» достигла начальной оперативной готовности — а полная готовность в качестве авианосцев ждёт оба корабля в 2023 году.

Возможно, со временем любители морской авиации и флота привыкнут к необычным силуэтам на фото и видео, а корабли, может, даже успеют понюхать пороха. Однако самыми чудны́ми авианосцами на свете они вряд ли останутся надолго.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector