0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перспективный истребитель HAL AMCA (Индия)

Истребитель HAL Tejas. Провал или повод для гордости?

В феврале в Индии прошла очередная торжественная церемония, связанная с новейшими истребителями HAL Tejas Mk 1. Авиационный регулятор официально разрешил военно-воздушным силам эксплуатировать самолеты этого типа. Истребители «Теджас» были приняты на вооружение несколько лет назад и уже строятся серийно, а теперь ВВС имеет право полноценно использовать их. Тем не менее, новейшие индийские самолеты по-прежнему имеют массу проблем и не соответствуют требованиям к современным истребителям. Как следует оценивать этот проект?

Время и его требования

История проекта, ныне называемого Tejas, хорошо известна. Разработка перспективного индийского истребителя легкого класса стартовала еще в 1983 году. Согласно планам того времени, целью проекта было создание самолета для замены советских МиГ-21. Разработка проекта должна была осуществляться местной промышленностью при минимальном участии зарубежных организаций. Отсутствие серьезного опыта и конструкторской школы привело к понятным результатам, последствия которых ощущаются до сих пор.

Так, первый опытный самолет типа LCA удалось построить только в 1996 году, а его летные испытания начались в 2001-м – почти через 18 лет после старта программы. Дальнейшие испытания, доработка и доводка проекта тоже заняли немало времени – из-за проблем технического и технологического характера, а также в связи с неоднократным изменением требований заказчика. Истребитель LCA / Tejas приняли на вооружение только в 2015 году, а разрешение на эксплуатацию появилось лишь несколько недель назад.

Отсутствие опыта и конструкторской школы привело не только к затягиванию работ. Индийским специалистам из Hindustan Aeronautics Limited и смежных организаций приходилось самостоятельно решать различные проблемы инженерного и научного характера, давно изученные зарубежными коллегами. Также существовали известные затруднения технологического характера.

Основные положения нынешнего проекта Tejas были заложены еще на рубеже восьмидесятых и девяностых годов. С тех пор конструкция и состав оборудования неоднократно изменялись, но общая концепция не претерпевала кардинальных изменений. По всей видимости, в этом тоже могут быть корни нынешних проблем.

По сути, в проекте Tejas речь шла о попытке догнать мировых лидеров, имея ограниченные возможности. Итоги этого прекрасно известны: лишь несколько лет назад Индия смогла довести до принятия на вооружение свой первый истребитель четвертого поколения. Нельзя не отметить, что за то же время ведущие страны с развитой авиационной промышленностью успели освоить следующее пятое поколение, обеспечив себе серьезный отрыв. Если в прошлом, в первые годы после старта работ по LCA, новый индийский самолет мог с оговорками считаться современным, то к настоящему времени он успел морально устареть.

Едва ли не главной целью проекта LCA / Tejas являлось освоение производства истребителей на собственных индийских предприятиях. Такая задача была успешно решена. 60% узлов и агрегатов «Теджаса» в его нынешнем виде были созданы и поставлены в производство в Индии. Прочие комплектующие пока приходится закупать за рубежом, но в дальнейшем возможно освоение производства и таких изделий.

В производстве участвует несколько индийских организаций, отвечающих за поставку тех или иных агрегатов и выполнение различных работ. На данный момент главные задачи в рамках проекта решает государственное предприятие HAL. Оно производит ряд компонентов, получает агрегаты от смежников и осуществляет общую сборку. Однако такой подход пока не позволяет получить желаемые темпы производство. Ежегодно HAL может выпускать не более 15-16 машин.

Для повышения темпов выпуска предлагается привлечь к работе частные компании. Существует план, в соответствии с которым крыло будет делать фирма Larsen & Turbo, а фюзеляж станут собирать из компонентов от Dynamic Technologies), VEM Technologies и Alpha Design & Dynamics. Подход к производству авионики и другого оснащения останется прежним. За счет кооперации планируется довести темпы выпуска до 24 истребителей в год.

Военно-воздушные силы Индии уже заказали компании Hindustan Aeronautics Limited 120 самолетов нового типа. К настоящему времени выполнено около четверти этого заказа. Завершить поставки по текущему контракту планируется в 2025 году. Выход на желаемые темпы производства позволят быстрее получить все истребители первого контракта, после чего должен будет появиться новый.

Согласно разным оценкам, ВВС Индии нуждаются в сотнях легких истребителей. Часть этих нужд планируется закрыть за счет закупки импортной техники, а другие будут построены самостоятельно. Считается, что закупка современных иностранных самолетов с одновременным строительством HAL Tejas позволит обновить парк техники с желаемыми результатами и при разумных расходах.

Проблемы производственного характера не в последнюю очередь связаны с характерным техническим обликом самолета. Так, планер индийской разработки использует современные и материалы и технологии, создание и освоение которых оказалось непростым делом. В нынешнем виде планер «Теджаса» включает алюминиевые и титановые сплавы, а также несколько видов композиционных материалов. На композиты приходится почти половина массы конструкции и 95% внешней поверхности самолета. Композиты также позволили сократить массу самолета на 21% в сравнении с цельнометаллической конструкцией.

Значительная часть композитных деталей выполняется в виде крупноразмерных панелей. Именно из таких деталей состоят крыло и киль. Управляющие поверхности тоже выполнены в основном из неметаллических материалов. Освоение производства таких компонентов представляет крайне сложную задачу даже для развитой промышленности. Не имея необходимого опыта, Индия справилась с нею, и теперь может выпускать серийные истребители.

Серийные истребители Tejas комплектуются турбореактивными двигателями General Electric F404-GE-IN20. В прошлом велась разработка собственного мотора GTRE GTX-35VS «Кавери», но отсутствие опыта и нужных технологий не позволили завершить ее успешно. Впрочем, импортный двигатель решает поставленные задачи и дает самолету желаемые характеристики.

Авионика создавалась совместными усилиями индийской промышленности и зарубежных предприятий. Так, на самолетах «Теджас» разных серий используются радиолокационные станции EL/M-2032 и EL/M-2052, созданные при активном участии израильской компании Elta. Израиль также внес свой вклад в оборудование кабины и прочую бортовую аппаратуру. Разработаны кабина с широким применением многофункциональных экранов, нашлемная система целеуказания, а также органы управления типа HOTAS.

Максимальная взлетная масса истребителя HAL Tejas достигает 13,5 т. Максимальная скорость – 2200 км/ч, боевой радиус с применением ПТБ – 500 км. Полезная нагрузка определена в 3,5 т. Таким образом, даже по основным летно-техническим характеристикам «Теджас», как минимум, не превосходит другие самолеты своего поколения.

Самолет имеет встроенную пушку ГШ-23. На фюзеляже помещаются два узла внешней подвески (один специально для подвесных контейнеров с аппаратурой), еще шесть находятся под крылом. Tejas Mk 1 способен нести и применять управляемое и неуправляемое вооружение для атаки наземных и воздушных целей. Заявлена совместимость почти со всеми образцами авиационного оружия, состоящим на вооружении тактической авиации ВВС Индии. С точки зрения вооружения «Теджас» не имеет радикальных преимуществ перед зарубежной техникой своего класса.

Читать еще:  Опытный автомат АО-46 (СССР)

После нескольких десятилетий работы компания Hindustan Aeronautics Limited и смежные предприятия из Индии и других стран все же смогли довести до серийного производства и эксплуатации истребитель собственной разработки. Самолеты типа Tejas Mk 1 строятся серийно и поставляются в войска. К середине следующего десятилетия планируется выполнить первый заказ, после чего в ВВС будет 120 таких машин.

По ряду характерных причин, истребитель «Теджас» не может считаться в полной мере современным образцом своего класса, и его создателям пока рано претендовать на мировое лидерство. Кроме того, у них есть и более важные задачи. Самолет все еще сохраняет определенные недостатки, которые предстоит ликвидировать. Сейчас авиастроители HAL занимаются совершенствованием технологий производства и подготовкой к новым методам сборки, а также разрабатывают проект модернизированного истребителя.

В 2020-22 годах Индия планирует завершить разработку улучшенного истребителя Tejas Mk 2. Он будет крупнее существующего и сможет показывать более высокие характеристики. В частности, полезную нагрузку собираются довести до 6,5 т. Также в планах разработчиков имеется избавление от характерных недостатков предшествующего проекта. На базе самолета Mk 2 планируется разработать двухместный истребитель для эксплуатации в палубной авиации.

Сам истребитель Tejas в его нынешнем виде можно отнести лишь к четвертому поколению, что показывает известное отставание индийской авиационной промышленности от мировых лидеров. Разрабатываемый самолет Mk 2 тоже не сможет показать себя в качестве истребителя последнего пятого поколения. Тем не менее, даже в этом случае два новых проекта имеют особое значение для Индии, и это способно перевесить все недостатки.

Работая самостоятельно и вместе с зарубежными коллегами, индийские специалисты получили ценный опыт разработки авиационной техники. Кроме того, ряду предприятий пришлось разработать новые материалы и освоить новые для себя технологии. Таким образом, теперь Индия имеет не только готовый самолет, но и все необходимое для создания новых проектов. Этот факт рассматривается в качестве повода для оптимизма. Даже если существующий «Теджас» получился не слишком удачным, следующий самолет собственной разработки сможет показать желаемые возможности.

Однако влияние нынешнего проекта не следует переоценивать. Также желательно обойтись без чрезмерно оптимистичных оценок. Вероятнее всего, индийская промышленность, имея ограниченные возможности, не сможет наладить крупносерийное производство самолетов Tejas первой и второй модели. Вследствие этого парк легких истребителей придется обновлять не только своими силами, но и с помощью закупок зарубежной техники.

В настоящее время ВВС Индии проводят новый тендер на закупку импортных истребителей, в котором участвуют несколько иностранных компаний. Как быстро завершится этот конкурс, и какими будут его результаты – неясно. Однако понятно, что поиск самого выгодного предложения будет идти параллельно с развитием собственных проектов. Вполне возможно, что серийные Tejas Mk 2 войдут в строй одновременно с планируемыми к покупке иностранными образцами.

Таким образом, стоит ожидать, что собственные проекты истребителей пока не позволят Индии проводить своевременные и полноценные перевооружения военно-воздушных сил. Однако работы по этой тематике помогут индийским специалистам научиться делать авиационную технику, и главные результаты этого проявятся в будущем. А пока компания HAL и ее смежники имеют полное право гордится собственным истребителем Tejas Mk 1 и готовиться к выпуску следующей машины версии Mk 2.

Амбициозные требования к индийскому истребителю AMCA

Министерство обороны и ВС Индии, как известно, предъявляют очень высокие требования к национальным разработкам военного и коммерческого назначения, которые ни на шаг не отстают от мировых аналогов.

Наиболее ярко это отразилось в проектах многоцелевого истребителя LCA «Tejas», эсминца проекта 15А «Калькутта», ракеты-носителя «GSLV Mk.3». Данные изделия показали во время испытаний все те качества, которые необходимы для дальнейшего развития, а также серийного производства в обозримом будущем, и способны принести Индии стратегический военный паритет с Китаем, а также закрепить своё доминирующее военное присутствие в регионе, простирающемся от берегов Австралии до берегов ЮАР.

Немало усилий в этой отрасли приложило индийское государственное авиастроительное объединение HAL (Hindustan Aeronautics Limited), которое в начале января 2015 года передало в ВВС 150-й сверхманевренный многоцелевой истребитель-перехватчик Су-30МКИ. Данные истребители прибывают в цеха HAL из Иркутска в «сыром» виде, далее машинокомплекты подвергаются досборке и установке полного комплекта БРЭО и компьютеризированному контролю установленных систем.

Благодаря двигателям АЛ-31ФП и БРЛС Н011М «Барс», авиапарк Су-30МКИ помогает ВВС Индии сохранять относительное равенство с ВВС КНР, а также значительно превосходить ВВС Пакистана до завершения таких программ как FGFA (упрощённый Т-50 ПАК-ФА) и AMCA.

Но если FGFA разрабатывается совместно с корпорацией «Сухой», то AMCA – чисто индийский проект многоцелевого среднего истребителя 5-го поколения, который ведётся Агентством авиационных разработок Индии «ADA», а также Организацией оборонных исследований и разработок «DRDO».

Известно, что программа AMCA была два раза приостановлена: первый раз – в апреле 2013 года по причине углубления в финальную стадию программы разработки истребителя «Tejas», второй раз – в январе 2015 года из-за затруднений в выборе силовой установки перспективного истребителя. Директор подразделения «ADA» П.С. Сабраманиам считает, что необходимо остановить выбор на уже существующем ТРДДФ, иначе программа будет заморожена на неопределённое время, но некоторые варианты уже существуют. Для того чтобы знать, какие точно двигатели необходимы для истребителя AMCA, нужно точно знать его массогабаритные и аэродинамические качества.

Из предоставленных в сети эскизов и изображений известно об одноместном варианте AMCA. Планер будущего истребителя имеет классическую схему «среднеплан» со средним размахом крыла 10,5 м, крыло трапециевидное с площадью около 40 м 2 , удлинёнными наплывами у корневой части, идущими от передней кромки крыла к верхним граням воздухозаборников.

Крыло обладает высокой механизацией: носки, закрылки, элероны. Имеется полноповоротное хвостовое горизонтальное оперение (рули высоты) и вертикальное двухкилевое V-образное, сконструированное по всем законам стелс-самолётов. Наплывы крыла имеют плавное сопряжение. Двигатели силовой установки расположены рядом, как и у американских и европейских истребителей. Длина фюзеляжа 17,1 м.

На фото макет первого образца среднего многоцелевого истребителя 5-го поколения для ВВС Индии AMCA. Рядом находящиеся сопла двигателей разделены специальным щитком: вероятно для большей живучести силовой установки при повреждении одного из двигателей. Двумя отличительными чертам второго экземпляра AMCA от первого является заднее оперение: задние кромки рулей высоты имеют тупоугольный изгиб к точкам их крепления, длина и площадь рулей меньше (края сопел выдвинуты за пределы кромок ГО). К тому же, вертикальное оперение второго образца не имеет углов скоса назад и крепится к фюзеляжу в единой плоскости с рулями высоты.

Рисунок второго экземпляра, представленный на «Аэро Индия — 2013» с расчётными ТТХ. На AMCA будет установлена перспективная многоканальная бортовая РЛС на основе АФАР, которая сейчас уже разрабатывается для интеграции систему управления вооружением истребителя LCA «Tejas».

Обзор проекта AMCA осложняется также тем, что представленная в феврале 2013 года на авиашоу «Аэро Индия» модель AMCA по конструкции планера имеет существенные отличия от той, которая испытывалась в аэродинамической трубе и была продемонстрирована на «Аэро Индия» в 2011 году. Вариант 2013 года, при сохранившихся массовых параметрах (масса пустого снаряжённого самолёта – 11,5 тонн, нормальная взлётная около 18,5 тонн, и максимальная около 20 т), стал на 3,9 м короче (13,2 м), на 2,3 м меньше в размахе крыла (8,2 м), «исчезли» наплывы у корневых частей крыла.

Читать еще:  Опытный танк PT-94 Gorilla (Польша)

Для сохранения прежней площади и удельной нагрузки на крыло, его сделали практически ромбовидным, как это ранее практиковалось на экспериментальном американском истребителе YF-23 «Black Widow II», а также предполагалось применить в истребителе южнокорейской программы KFX. Сохранилось и соотношение длины фюзеляжа с размахом крыла (около 1,6).

По конструкции и расположению воздухозаборников AMCA практически «слизан» с японского проекта ATD-X «Синсин». Итак, истребитель «AMCA», при нормальной взлётной массе в 18 тонн, будет иметь удельную нагрузку на крыло 468 кг/м 2 (как и у F/A-18E/F «Super Hornet»), что не является показателем высокой маневренности (у МиГ-29К – 362 кг/м 2 , у Т-50 – 332 кг/м 2 ), с такими параметрами возникает необходимость в использовании достаточно мощных и выносливых ТРДДФ, чтобы получить тяговооружённость в пределах 1,5 – 1,1, но данный вопрос, как видим, перерос для DRDO в настоящую проблему.


Сопряжение фюзеляжа с крылом по верхнему ребру воздухозаборников у индийского AMCA очень похоже на то же решение у японского ATD-X. Обзор из кабины пилота японского истребителя значительно более хороший, имеется один переплёт.

Согласно заявлениям П.С. Сабраманиама и сайта defencenews.in, после ускоренного развития программа AMCA временно заморожена. Независимо от того, какой будет длина нового самолёта, DRDO желает иметь мощные двигатели с тягой не менее 12000 кгс каждый, которые смогли бы обеспечить тяговооружённость истребителя в пределах 1,1 даже при максимально допустимой взлётной массе в 23-23,5 тонны. Это может показаться даже дерзким, потому что два лучших истребителя 5-го поколения Т-50 ПАК-ФА и F-22A «Raptor» на сегодняшний день при максимальном весе имеют параметр всего в 0,93, а МиГ-29К – 0,96.



Как видите, истребитель AMCA может нести самую разнообразную номенклатуру современного ударного вооружения. При этом оснащается внутренним отсеком вооружения на 5 точек подвески. На внешних (подкрыльевых и подфюзеляжных) точках может размещаться ещё 10 ракет или высокоточных бомб. Общая масса вооружения составит 5500 кг, топлива 6500 кг

В пресс-релизе на «Аэро Индия — 2013» указываются ТРДДФ GTX-35VS Kavery NG c тягой по 8150 кгс без форсажа и 10200 кгс в форсажном режиме. Да, такой тяги абсолютно хватит для удовлетворения тяговооружённости (около 1,3) при нормальной массе, но согласно проектных требований, указанных в предыдущем году порталом «Bharat Rakshak», требуются более мощные двигатели, разработкой которых индийская оборонка ещё не овладела.

Исходя из того, что самолёт будет компактным, двигатели типа АЛ-31ФП будут великоваты для AMCA, а более маленькие типа американского F414-GE-400 (F/A-18E/F) не позволяют достичь необходимой тяги в 12000 кгс, по этой причине программа находится во временном тупике. Индийский двигатель GTX-35VS имеет хорошую тягу, но, по-видимому, его межремонтный ресурс пока ещё не достиг высоких показателей, чем и вызваны сомнения DRDO относительно силовой установки, всё-таки на кону национальная разработка следующего поколения.

Из других имеющихся ТТХ также можно отметить скорость (максимальная – 1950 км/ч, сверхзвуковая крейсерская – 1400 км/ч), практический потолок всего 14…15 км (этого и следует ожидать при массе 18 тонн и площади крыла 38 м 2 ), даже при установке на двигатели УВТ, сверхманевренность, сравнимую с Су-30МКИ, реализовать скорее не удастся. Энергетическое маневрирование и полёты с большим углом атаки – это вполне возможно, также в установившемся развороте истребитель AMCA не будет уступать всем модификациям F-16, скороподъёмность — 230 м/с, радиус действия около 1000 км.

Программу планируют продолжить уже к лету этого года, за неимением двигателей с достаточной удельной тягой и небольшими размерами, единственный – это мощный и хорошо проверенный GTX-35VS, который отлично себя зарекомендовал в проекте LCA. Новый истребитель полностью заменит такие ударные истребители, как «Jaguar», истребители «Mirage-2000» и устаревающие МиГ-21UPG «Bison», и составит основу средних многоцелевых истребителей вместе с «Tejas».

Перспективный истребитель HAL AMCA (Индия)

Войти

Проект истребителя пятого поколения DRDO AMCA (Индия)

10.01.2014 . Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) Индии приступила к проектированию перспективного истребителя пятого поколения AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft). Об этом, как сообщает The New Indian Express, заявил генеральный директор подразделения аэрокосмических систем DRDO Кандасами Тамилмани. По его словам, новый боевой самолет будет готов в 2018 году. Дату возможного принятия истребителя на вооружение Тамилмани не уточнил. Перспективный истребитель будет двухдвигательным с возможностью крейсерского сверхзвука. По словам Тамилмани, впервые в боевом самолете индийской разработки будут использоваться технологии малозаметности .

21.10.2014. На форуме портала Bharat Rakshak представлены уточненные проектные требования к истребителю АМСА (Advanced Medium Combat Aircraft), разрабатываемого Aeronautical Development Agency. О создании самолета было объявлено в октябре 2008 года (имела обозначение МСА), модель самолета впервые была представлена на авиасалоне Aero India в 2013 году.

09.01.2015. В текущем году Индия начнёт разработку собственного самолёта 5-го поколения, в основу которого лягут уже имеющиеся наработки по первому индийскому лёгкому истребителю «Tejas», сообщает ТАСС со ссылкой на газету «Times of India». Источник газеты в Минобороны сказал, что эскизный проект машины «практически готов». «Как только в течение нескольких следующих месяцев будет подготовлено технико-экономическое обоснование проекта, оно будет направлено на одобрение в комитет по безопасности Кабинета министров, – подчеркнул он. – Разработка самолёта обойдется в 40-50 млрд. рупий (около $700-800 млн.). По словам собеседника, «первый прототип истребителя должен быть создан до 2024 года, двигатель для него, предположительно, будет произведен не в Индии». «Мы ознакомились с пятью-шестью иностранными разработками двигателей», – добавил источник.

Читать еще:  Самоходная пушка 2А3 "Конденсатор-2П" «объект 271» (СССР)

10.03.2015. Индия попросила Россию стать партнером по созданию некоторых технологий для истребителя нового поколения АМСА (Advanced Medium Combat Aircraft), сообщает сегодня defencenews.in. Авиационое проектное агентство ADA (Aeronautical Development Agency) нуждается в партнере для разработки системы управления вектором тяги и некоторых технологий для платформы пятого поколения. ADA ведет переговоры с двигателестроительными компаниями США, России и Европы по оснащению перспективного истребителя двигателями тягой по 110 кН. Силовая установка должна обеспечить сверхзвуковой крейсерский полет. ADA «амбициозно» настроено на создание четырех прототипов в 2019 году. Истребитель должен быть стелс, двухдвигательным, среднего класса, с внутренним размещением вооруженияи и авионикой со встроенной модульной архитектурой.

14.04.2015. Индия может создать собственный истребитель пятого поколения за 10-15 лет. Об этом в понедельник в интервью телеканалу CNN-IBN заявил индийский министр обороны Манохар Паррикар. «Мы не приобретали новейшие истребители последние пять лет, – подчеркнул он. – Военно-воздушным силам нужны истребители четвертого поколения, потому что на создание истребителя пятого поколения уйдет 10-15 лет». В ближайшее время Индия готовится подписать контракт на проведение опытно-конструкторских работ по совместному проекту истребителя пятого поколения с Россией. Как ожидается, Индия может вложить в совместный с Россией проект истребителя пятого поколения $25 млрд (включая закупку) и до $800 млн в разработку собственного самолета.

Разработка AMCA ведется Индией самостоятельно с 2006 года и получила наименование «перспективный средний боевой самолет» (Advanced Medium Combat Aircraft или AMCA). Созданием самолета занимается Агентство авиакосмических разработок (ADA) Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) Индии. По данным ADA, AMCA будет представлять собой многофункциональный двухдвигательный истребитель, обладать малой заметностью в радиолокационном диапазоне. Министерство обороны страны намерено заполнить новыми самолетами нишу между легкими истребителями Tejas и тяжелыми FGFA (создаются совместно с Россией на базе Т-50) и Су-30МКИ. В апреле 2013 года разработка AMCA была приостановлена из-за необходимости сосредоточиться на доработке истребителей Tejas. Согласно распоряжению индийского военного ведомства, DRDO необходимо задействовать все силы на проекте истребителя Tejas, разработка которого чрезмерно затянулась. Перспективный истребитель AMCA будет двухдвигательным с возможностью крейсерского сверхзвука. По словам Тамилмани, впервые в боевом самолете индийской разработки будут использоваться технологии малозаметности. Ранее сообщалось, что масса AMCA составит 20 тонн, а боевой радиус самолета ─ около тысячи километров. Истребитель, который получит радар с активной фазированной антенной решеткой, будет способен развивать скорость до двух тысяч километров в час. На проходившей в первой половине февраля 2011 года в Бангалоре международной аэрокосмической выставке «Аэро Индия – 2011» была продемонстрирована модель индийского истребителя 5-го поколения. Согласно заявлениям представителей ADA, истребитель будет иметь внутренние отсеки вооружения, усовершенствованную РЛС, два двигателя (предположительно, «Кавери») с отклоняющимся вектором тяги, воздухозаборники змеевидной формы.

Истребители будет создаваться с широким использованием композитов и радиопоглощающего покрытия, что позволит снизить его заметность в различных диапазонах. Его боевая нагрузка составит 5 тонн. В «не-стелс» варианте самолет будет оборудован дополнительными точками подвески. Планируется также создать 2-х местный вариант – учебно-боевой. AMCA получит новые инфракрасные поисково-следящие системы, оборудование радиоэлектронной борьбы и системы предупреждения о пусках ракет. В комплект вооружения AMCA, в частности, войдет управляемая ракета большой дальности «Астра» класса «воздух-воздух», разрабатываемая DRDO. Технико-экономическое обоснование программы разработки и серийного выпуска самолета планировалось подготовить к концу 2011 года. Правительственная комиссия должна была рассмотреть представленные материалы и примять решение по таким ключевым вопросам программы, как количество прототипов и график их постройки, бюджет программы, ее сроки и производственный график для серийных машин. Первоначально истребитель AMCA планировалось оборудовать двигателями, разрабатываемыми по программе «Кавери», которые в 2011 году проходили испытания в Жуковском. По заявлениям официальных лиц DRDO, двигатель «Кавери» будет развернут так же на разрабатываемых ADA ударных беспилотных летательных аппаратах, которые будут применяться в качестве беспилотных бомбардировщиков. Предполагается, что новый аппарат будет построен по схеме «летающего крыла», и в нём будут применены технологии малозаметности. Однако позже проект «Кавери» не состоялся и для легких боевых самолетов LCA «Теджас» были закуплены американские F414 компании «Дженерал электрик», то, как предполагают эксперты, ими же будет оснащены и перспективные самолеты 5-го поколения AMCA. В феврале 2013 года индийская компания HAL представила на авиашоу Aero India в Бенгалуру уменьшенную в 8 раз модель самолета 5-го поколения AMCA, первый полет которого должен состояться в 2020 году. Представленная модель немного отличалась от модели, ранее созданной для испытаний в аэродинамической трубе. Одноместный самолет AMCA будет иметь длину 13,2 м, размах крыльев – 8,2 м, высоту – 4,4 м. Максимальная скорость многоцелевого истребителя составит 1.8 Маха. Дальность – 1800 км. Потолок – 15250 м. Самолеты будут оснащены двигателями GTX Kaveri. В апреле 2013 года разработка AMCA была приостановлена из-за необходимости сосредоточиться на доработке истребителей Tejas. Как было заявлено в начале 2014 года, Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) Индии приступила к проектированию перспективного истребителя пятого поколения AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft). Новый боевой самолет AMCA может быть готов уже в 2018 году. Согласно раним заявлениям, принять AMCA на вооружение планируется к 2025 году. Истребитель AMCA должен заменить устаревающие самолеты в своем классе – «Ягуар» и «Мираж-2000». ADA не исключает в перспективе возможность разработки варианта самолета AMCA для ВМС страны.

Максимальный взлетный вес, кг 20000 – 23000 (25000)
Нормальный взлетный вес, кг 18500
Масса пустого, кг 11000
Запас топлива во внутренних баках, кг 6500
Длина, м 17,1
Размах крыла, м 10,5
Высота, м 4,4
Число х тип двигателей 2 х ТРДД GTX Kaveri с отклоняющимся вектором тяги
Тяга двигателей, кг 2 х 12000
Максимальная скорость полета, км/ч 2000 (1,8М)
Максимальная скорость полета у земли 1,1М
Крейсерская скорость полета 1 – 1,3М
Практический потолок, м 14000 – 15250
Дальность полета, км 1800
Боевой радиус действия, км 1000
Продолжительность полета, ч 2
Экипаж, чел. 1

Боевая нагрузка, кг 5000 – 5500
Управляемые ракеты класса «воздух-воздух», в тч. управляемая ракета большой дальности «Астра» Управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» РЛС с АФАР инфракрасные поисково-следящие системы, оборудование радиоэлектронной борьбы система предупреждения о пусках ракет.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector