Перспективный истребитель KAI KF-X (Южная Корея)
Истребитель KF-X, или Как делать не надо
Против чучхистов и «коммунистов»
Ситуация, в которой находится Южная Корея, далеко не самая приятная. Странный северный сосед, имеющий, судя по всему, вполне боеспособное ядерное оружие, а также территориально близкий квазикоммунистический Китай, идущий к доминированию во всем мире быстрее, чем шли в свое время США. Есть еще Япония и давние обиды, связанные со Второй мировой войной. И ряд других стран азиатского региона со своими проблемами: им явно нет дела до Южной Кореи. По крайней мере, защищать ее точно не намерены.
В этой связи совершенно неудивительно, что корейцы наблюдали за американскими выборами даже активней самих жителей США. Как-никак, на кону стоит их будущее: Америка — единственный реальный союзник, способный реально помочь.
Кроме Штатов Республика Корея может надеяться на свою армию, прежде всего — Военно-воздушные силы. Нужно сказать, достаточно «пестрые» по своему составу. Вместе с относительно современными истребителями F-16 и F-15 корейцы имеют откровенно старые F-5 Tiger II и F-4 Phantom II. А также тренировочные и учебно-боевые машины, которые особой погоды не сделают. Кстати, полностью вывести из эксплуатации первые хотят к 2030 году, а «Фантомы» — уже к 2024-му.
Основой же ВВС Южной Кореи являются истребители F-16C/D — всего более 150 машин. А вскоре этой основой будут новейшие F-35A. Напомним, что всего Корея планирует получить 60 таких истребителей. В настоящий момент корейцы получили около десяти таких машин. В целом, F-35 серьезно повысят потенциал корейских ВВС, выведя его на новый уровень. При котором угроза со стороны истребителей четвертого поколения будет во многом весьма условной: по крайней мере, если корейские летчики не будут «лезть» в ближний маневренный бой. Случаев последнего, к слову, за последние десятилетия почти не было.
Бег с препятствиями
Тем более удивительно, что Южная Корея (теперь уже при содействии своих коллег из Индонезии) активно ведет разработку своего истребителя с условным обозначением KF-X. Машину разрабатывают специалисты Korea Aerospace Industries при содействии индонезийской Indonesian Aerospace.
И вот что примечательно. О проекте впервые объявил экс-президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун еще в… 2001 году. С тех пор прошла целая «вечность»: уже давно нет в живых этого политического деятеля, как, впрочем, и Ким Чен Ира (скончался в 2011 году). Прекратили свое фактическое существование некоторые страны, а другие, скажем так, претерпели метаморфозы со своими границами.
И только одно остается неизменным — южнокорейского истребителя, который хотели получить к 2020-му, как не было, так и нет. В рамках программы до сих пор KF-X не был построен ни один предсерийный образец, прототип или даже демонстратор технологий.
Если более внимательно посмотреть на программу, то некоторые моменты начинают проясняться. Напомним, что в рамках начальных эксплуатационных требований к KF-X предусматривалось создание одноместного истребителя с двумя двигателями и применением технологии стелс. По своим размерам машина должна была быть больше, чем французский Dassault Rafale и общеевропейский Eurofighter Typhoon, но меньше, чем F-22 и F-35.
В 2010 году Южная Корея и Индонезия договорились о совместной работе в рамках программы. Однако уже в марте 2013-го Министерства обороны Южной Кореи и Индонезии отложили реализацию совместного проекта разработки истребителя KF-X/IF-X на полтора года. В июле 2013 года Министерство обороны Индонезии заявило, что намерено продолжить разработку перспективного истребителя самостоятельно — что-то почти невероятное с учетом отсутствия опыта создания истребителей у индонезийцев.
Следующим неожиданным поворотом стала презентация в ноябре 2013 года компанией Korean Aerospace Industries модели однодвигательной версии перспективного истребителя. Логика была примерно такой: Корея уже имеет однодвигательный учебный FA-50 Golden Eagle собственной разработки, так почему бы не использовать полученный опыт для создания нового истребителя?
Разумеется, «летающая парта» и многоцелевой стелс — принципиально разные летательные аппараты, требующие разных технических решений. Поняли это вскоре и в Южной Корее, после чего про однодвигательную версию забыли, как про страшный сон. Впрочем, вопросов от этого меньше не стало.
Четверка с плюсом или тройка с минусом?
Второго октября 2019 года издание Defense-aerospace сообщило, что в Управлении программ оборонных закупок Южной Кореи выдали Korean Aerospace Industries разрешение на производство первого летного образца перспективного истребителя KF-X. Сборку машины должны были начать до конца октября. Кстати, вскоре после этого на выставке вооружений ADEX в Сеуле представили полноразмерный макет перспективного истребителя.
Он, в целом, подтверждает основные концептуальные решения. С точки зрения аэродинамической компоновки — это почти полная «копия» F-22. Впрочем, как уже выше отмечалось, машина будет существенно меньше своего заокеанского собрата. Речь идет об истребителе c двумя двигателями General Electric F414. Длиной 16,9 метра и размахом крыла 11,2 метра. Максимальная взлетная масса истребителя составит 25,4 тонны. Самолет сможет выполнять полеты на скорости до 1,8-1,9 Маха. Перспективный истребитель получит 10 точек подвески для ракет, бомб и различных подвесных контейнеров. Планируется создание как одноместного, так и двухместного варианта.
Самое интересное заключается в том, что корейский «стелс» малозаметным по сути не будет. По крайней мере, на первом этапе. Версия Block I не будет иметь внутренних отсеков вооружения: это, к слову, хорошо видно на примере показанного макета. Однако в Korean Aerospace Industries не теряют оптимизма и верят, что в более поздней версии машины в целях сохранения радиолокационной малозаметности основное вооружение удастся разместить внутри.
Относительно малый фюзеляж, а также расположение шасси и воздухозаборников позволяют сделать два предположения. Либо а) внутренние отсеки для вооружения будут очень небольшими (существенно меньшими, чем на F-22 и F-35), либо б) их вообще не будет. К слову, на представленных изображениях серийная машина несет четыре ракеты MBDA Meteor, частично утопленных в фюзеляж. Ранее подобное решение применили европейские инженеры при разработке Eurofighter Typhoon. Кстати, 22 ноября 2019 года французское издание La Tribune в материале «MBDA monte à bord de l’avion de combat sud-coréen, le KF-X» написало, что Минобороны Кореи выбрало ракету MBDA Meteor для оснащения KF-X.
Разработать новый истребитель корейцы хотят в 2026 году, однако с учетом свойственных созданию современной техники трудностей этот срок можно мысленно перенести на 2030-й год или даже более позднее время.
И здесь возникает вполне закономерный вопрос. Стоило ли вообще южнокорейцам вкладывать деньги в этот проект, чтобы по факту получить к 2030-му году свой собственный «Еврофайтер»? При том, что сами европейцы к тому моменту приблизятся к перевооружению своих ВВС на истребитель шестого поколения NGF (Next Generation Fighter), создаваемый в рамках масштабной программы FCAS (Future Combat Air System). То же, вероятно, касается и США с их программой F/A-XX. Ну а Китай будет иметь целый флот истребителей Chengdu J-20 пятого поколения, а возможно даже доведет до ума и его собрата в лице J-31 (но вообще в Китае довольно активно говорят и про шестое поколение).
Получается, что южнокорейцы могут получить самолет, устаревший еще на начале разработки. При этом полученный при его разработке опыт едва ли удастся применить в других сферах — к тому времени авиастроители США, Европы и Китая могут совершить не одну революцию.
В более же широком смысле история с KF-X в очередной раз показывает, что разработка современных истребителей стала настолько сложной, рискованной и дорогой, что выиграть на этом пути могут лишь мировые сверхдержавы либо ряд мощных стран мира, объединившихся в рамках реализации программы. По понятным (прежде всего политическим) причинам сделать это получается не у всех и не всегда.
Авиационное. Новый легкий истребитель KF-X
Пока в России плавно загибается знаменитое КБ и фирма МиГ, наши соседи создают новую версию легкого истребителя (в том числе и для экспорта).
“Компания Korean Aerospace Industries подготовила проект однодвигательной версии перспективного истребителя KF-X, разработка которого ранее велась в варианте с двумя силовыми установками.
Как сообщает Jane”s, модель перспективного самолета была продемонстрирована публике в Сеуле на выставке ADEX 2013, завершившейся 3 ноября 2013 года”.
“В однодвигательной версии KF-X предполагается использовать технологии, применяемые в серийных учебно-боевых самолетах FA-50 Golden Eagle южнокорейской разработки и запланированные к использованию в двухдвигательном варианте KF-X. KAI подготовила проекта однодвигательного KF-X по просьбе правительства Южной Кореи, которое оценило двухдвигательный вариант самолета как дорогостоящий и высокорискованный в плане применения инновационных технологий.
Однодвигательный KF-X получил рабочее обозначение C501. Согласно проекту, самолет может выпускаться как в одно-, так и в двухместной версиях. Кроме того, в отличие от двухвдигательного KF-X, обозначаемого как C103, C501 имеет только один киль и лишен внутренних отсеков вооружения. В остальном оба варианта KF-X практически идентичны. Особенно это касается двигателей и планируемого набора бортового радиоэлектронного оборудования.
Южная Корея занимается созданием истребителя KF-X с 2001 года. Проект осуществляется совместно с Индонезией, которая обозначает перспективный самолет как IF-X. Корея относит перспективный истребитель к поколению “4++”. Боевые самолеты такого типа, согласно проекту, должны по своим возможностям превосходить истребители Rafale и Typhoon, но уступать американским F-22 Raptor и F-35 Lightning II”. Источник. aviaport.ru
Такими темпами через 10-15 лет с международного рынка боевой авиации наш ВПК грозят вытеснить новые проекты из Юго-Восточной Азии (КНР, Ю.Корея, Япония)
Причем по характеристикам, проектируемые машины будут на голову выше старичков МиГ-29 и F-16, значит будут пользоваться определенным экспортном спросом.
Относительно проекта KF-X к нему могут присоединиться (практически) заинтересованные Турция и Индонезия, а также ряд других стран. Схема кооперации, по которой создавался Joint Strike Fighter F-35 – как высокотехнологичный военный самолет нового поколения, может оказаться единственным рабочим вариантом для различных стран, которые не входят в пул ведущих авиастроительных держав мира и для которых огромные расходы на НИОКР и производство новой боевой авиационной техники будут неподъемны в одиночку.
В России по всем признакам, легкого отечественного тактического истребителя уже не будет. Чего то грустно.
Корейцы показали полноразмерный макет собственного истребителя
Возможный внешний вид KF-X
Южнокорейская компания KAI на выставке вооружений ADEX в Сеуле представила полноразмерный макет перспективного истребителя KF-X. Как пишет Flightglobal, на выставке макет представлен в одном из возможных вариантов боевого оснащения — с подвесными топливными баками и ракетами под крылом и центропланом.
Разработка истребителя проекта KF-X ведется в Южной Корее с 2016 года. Корейские военные относят этот самолет к поколению «4.5», отмечая, что по своим боевым возможностям он должен будет превосходить французский истребитель Rafale и европейский Typhoon, но уступать американским F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Разработку истребителя планируется завершить к 2026 году, после чего корейские военные начнут закупать KF-X. Военные планируют приобрести 120 новых самолетов к 2032 году. Они должны будут заменить устаревшие F-4 Phantom II и F-5 Freedom Fighter / Tiger II. В конце сентября 2019 года KAI защитила проект нового истребителя, а в начале октября — приступила к производству первого летного образца.
На выставке ADEX KAI представила макет истребителя с подвешенными под крылом двумя авиационными бомбами, двумя немецкими ракетами IRIS-T класса «воздух-воздух» и двумя дополнительными топливными баками. Под центропланом макета размещены четыре французские ракеты Meteor класса «воздух-воздух». Слева над крылом установлена авиационная пушка калибра 20 миллиметров.
На макете также установлена имитация системы обнаружения и наведения Sniper, разработанной американской компанией Lockheed Martin, а также инфракрасная поисково-следящая система. Макет истребителя KF-X представляет версию Block I без внутренних отсеков вооружения. В KAI объявили, что более поздние версии самолета получат такие отсеки.
Выкатка нового боевого самолета планируется на первую половину 2021 года, а первый полет KF-X — на 2022 год. Истребитель будет выпускаться в одноместной и двухместной конфигурациях. Длина самолета составит 16,9 метра, размах его крыла — 11,2 метра, а высота — 4,7 метра. Максимальная взлетная масса истребителя составит 25,4 тонны.
Предполагается, что южнокорейский истребитель сможет выполнять полеты на скорости до 1,9 числа Маха. Перспективный истребитель получит 10 точек подвески для ракет, бомб и различных подвесных контейнеров.