Перспективный самолёт Lockheed Martin SR-72 (США)
Перспективный самолет-разведчик SR-72
Когда в 1998 году свой последний полет совершил американский самолет-разведчик SR-71 Blackbird (Черный дрозд), ВВС США лишились одного из своих самых высокотехнологичных самолетов из всех когда-либо построенных. Помимо этого SR-71 был и просто одним из самых красивых самолетов в мире. Однако SR-71 не останется без наследника. Еще в конце 2013 года появилась информация о том, что на смену «Черному дрозду» придет новый самолет, который получил обозначение SR-72, его разработкой занимается подразделение авиастроительной корпорации Lockheed Martin. Сообщается, что главным отличием самолета станет совершенно новый двигатель, который будет сочетать в себе турбину и прямоточную воздушно-реактивную тягу. Благодаря такому двигателю, самолет сможет совершать полеты на скорости примерно в 6 Махов, что сразу в 2 раза больше максимальной скорости его предшественника.
Один из символов времен холодной войны Lockheed Martin SR-71 Blackbird может получить приемника уже в следующем десятилетии. Сообщается, что новый SR-72, способный летать с вдвое большей скоростью, сможет совершать полеты и без летчика. После того как американские ВВС отказались от «Черного дрозда», у них проявилась серьезная нехватка подобных машин. Самолет SR-72, над которым работают инженеры-конструкторы подразделения Lockheed Skunk Works, должен вернуть ВВС разведывательный полет со сверхзвуковой скоростью. Если работы по проекту закончатся, как планировалось, самолет сможет летать со скоростью в 6 раз превышающую скорость звука.
Самолет-шпион SR-71 совершил свой первый полет еще в 1964 году, последний раз машина поднималась в воздух в 1998 году. Все это время «Черный дрозд» оставался основным разведывательным самолетом американских ВВС. Машина могла длительное время находиться в воздухе на высоте около 24 километров, совершая полеты со сверхзвуковой скоростью. Когда самолет SR-71 был отправлен на пенсию, на некоторое время роль высотных наблюдателей перешла к орбитальной группировке.
Однако использование спутников-разведчиков это не самое идеальное из всех возможных решений. Современные разведывательные спутники в состоянии получать очень детальные фотографии различных наземных объектов в высоком качестве, но они требуют существенного времени, для того чтобы перенацелить аппарат, переведя его на другую орбиту. К примеру, перемещение мобильных ракетных комплексов эффективнее и надежнее отслеживать при помощи гиперзвукового самолета. В отличие от спутников, новый гиперзвуковой самолет-разведчик SR-72, по утверждениям разработчиков, сможет появляться над целью так быстро, что вероятный противник просто не сможет отреагировать не его появление и укрыться от его оборудования.
Стоит отметить, что еще в 1990 году «Черный дрозд» установил рекорд скорости полета. Он перелетел из Лос-Анджелеса в Вашингтон, чуть более чем за час, полет осуществлялся на скорости 3,3 Маха. Для того чтобы совершать полеты с еще большей скоростью новый самолет SR-72 планируется оборудовать ГПВРД – гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, который применяет особую смесь суперсжатого воздуха и топлива. Сгорание данной смеси позволит самолету совершать полеты на гиперзвуковой или близкой к ней скорости.
Но для начала придется преодолеть ряд сопутствующих проекту технических сложностей. Так как в ГПВРД используется суперсжатый воздух, он не приспособлен для полетов на низких скоростях. Для того чтобы решить данную проблему конструкторы Lockheed собираются использовать сразу 2 двигателя, оснащенных общим воздухозаборником. Первым из них – это вполне обычный реактивный двигатель, который будет использоваться от момента взлета самолета до момента набора скорости в 3 Маха. Начиная с этой скорости полета, самолет будет переходить на полет на ГПВРД.
Однако самым большим отличием от своего предшественника станет не это, а то, что самолет-разведчик SR-72 можно будет использовать без летчика. В настоящее время рассматриваются 2 варианта самолета – беспилотный и пилотируемый. При этом самолет сможет нести и комплекс наступательных вооружений. Сообщается, что оружие, которое можно будет использовать с самолета SR-72, может быть показано Lockheed Martin в 2018 году. Речь, главным образом, идет о новых облегченных ракетах, так как при запуске на скорости полета 6 Махов им не нужна будет разгоняющая, а, следовательно, утяжеляющая их начинка.
Одной из задач новых гиперзвуковых самолетов SR-72 станет не только обеспечение США необходимой разведывательной информацией, но и увеличение военной силы государства. По словам руководителя программы Hypersonics Бреда Леланда, гиперзвуковые самолеты, имеющие на вооружении гиперзвуковые ракеты, смогут проникать в закрытое для полетов воздушное пространство вероятного противника и наносить ракетные удары в любой части континента, долетев до места назначения менее чем за 1 час. По словам специалиста, именно скорость должна стать следующим ключевым показателем во всей мировой авиации нового поколения. Скорость будет оставаться приоритетом на протяжении нескольких ближайших десятилетий. Леланд считает, что данные технологии станут таким же переломным моментом, требующим смены «правил игры», каким в свое время стало массовое внедрение технологий по типу «стелс».
По словам Бреда Леланда, SR-72 на скорости полета 6 Махов сможет оставить потенциальным противникам США не только минимум времени на осуществление ответных действий, но и удивить их показателями высокой эффективности при использовании гиперзвуковых ракет. Так как для их пуска не потребуется ракетоноситель, скорость таких ракет сможет в 6 раз превысить скорость звука, а конструкция ракет будет значительно легче. И не только в плане веса, но и в плане самого строения ракеты.
Сердцем нового самолета должна стать, как ее называют в компании Lockheed, турбина на основе комбинированного цикла работы. Она будет сочетать в себе технологию двигателя «гиперзвукового летательного аппарата» HTV-2, который мог развить скорость полета в 20 Махов (около 24 500 км/ч) во время проведения тестовых испытаний. При этом сообщается, что SR-72 получит 2 двигателя, каждый из которых, по сути, будет являться двойным. Каждый двигатель будет использовать довольно сложную объединенную конструкцию, состоящую из сопла, воздухозаборников, подключаемых к двум различным источникам питания, что позволит добиться значительного снижения лобового сопротивления воздуха. На проработку конструкции будущих двигателей и их внешнего вида компании Lockheed и Aerojet Rocketdyne потратили целых 7 лет совместной работы. В рамках работ над данным проектом инженеры двух компаний много раз ломали свои головы над поиском подходящего решения.
В интервью известному еженедельнику Aviation Week, Бред Леланд объяснил, что списание в отставку «Черного дрозда» оставило довольно внушительный пробел в развитии спутниковых технологий (речь идет не о телевизионных технологиях, а об аппаратных), а также дозвуковых беспилотных и пилотируемых систем. Создание нового гиперзвукового самолета SR-72 призвано закрыть данный пробел. В журнальной статье сообщается о том, что одним из условий создания SR-72 является принятие во внимание требований Минобороны США в рамках программ по развитию и исследованию вооружений. Данные требования во многом диктуют инженерам компании Lockheed различные аспекты работ по проекту и его сроки.
По словам Леланда, для строительства SR-72 не потребуется создания принципиально новых технологий, поэтому полет самолета-демонстратора может произойти уже к 2018 году. При этом поступление многоцелевого самолета на вооружение запланировано к 2030 году.
SR-72: самолет-шпион, который почти невозможно поймать (6 фото)
В период холодной войны обе страны, СССР и США, испытывали крайнюю необходимость в самолетах-разведчиках, которые могли бы собирать данные и не подвергаться риску. Непростую задачу выполнила только одна сторона: модель Lockheed U-2 стала секретным оружием США, которое русским инженерам так и не удалось раскусить. Данных о количестве и технических характеристиках машин не поступало — разведка Соединенных Штатов хорошо выполняла свою работу, охраняя один из самых интересных и необычных проектов своего времени. Первый полет над территорией «предполагаемого противника» Lockheed U-2 издевательски провел в День независимости Америки: 4 июля 1956 года. Следующие несколько лет стали настоящим адом для противоракетных служб Советского Союза — разведчик был неуловим и успел передать множество сверхсекретных данных противнику.
Но в 1960 году задача была решена. Lockheed U-2 попробовал на вкус русскую землю и больше никогда не тревожил наше воздушное пространство. На его место пришел знаменитый «Черный дрозд», модель Lockheed SR-71, его, в свою очередь, сменили спутники-шпионы. Казалось бы, что эпоха сверхскоростных самолетов разведчиков канула в прошлое. Но недавно концерн Lockheed Martin Skunk Works подтвердил разработку нового проекта этого типа: в воздух собирается подняться SR-72, второе поколение неуловимого «Черного дрозда».
Первое поколение
В 1964 году был введен в эксплуатацию первый в своем роде сверхзвуковой разведчик Lockheed SR-71, прозванный «Черным дроздом», Blackbird. Его главными особенностями была невероятно высокая для того времени скорость в целых 3 Маха и высота полета, позволяющая самолету с легкостью уходить от ракет. Ни разу, за всю историю существования, «Черного дрозда» не сбивала противоракетная система. Однако из 38 самолетов 18 было потеряно из-за несчастных случаев — скорость реакции даже самых подготовленных пилотов просто не подходила для своевременного реагирования моментально сменяющейся вокруг действительности. Аналогов этому самолету не существовало в мире. Тем не менее в 1998 году Blackbird сняли с эксплуатации, решив передать его функции спутникам-шпионам. Решение, как выяснилось позже, оказалось неверным.
Двигатель и скорость
В 1990-ом году, знаменитый Blackbird преодолел расстояние от Лос-Анджелеса до Вашингтона всего за час и тринадцать минут. Полет через всю страну, со скоростью в 3,3 Маха стал рекордным на долгие годы. Двигаться еще быстрее почти нереально, однако, новичок SR-72 замедляться не собирается. Под «капотом» грядущего повелителя воздуха будет установлен гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, использующий в качестве горючего смесь топлива и суперсжатого воздуха. Да, звучит будто описание какого-то звездолета из далекой-далекой галактики, что не мешает SR-72 быть реально существующим прототипом.
Гиперзвук и материалы
Судя по оказавшимся в открытом доступе материалам, модель SR-72 будет образцом стелс-самолетов на ближайшие несколько десятков лет. Созданный из монолитных кристаллов титана, с обшивкой из углеродного волокна, SR-72 станет просто неуловим. Скорость в 6 Махов (7350 км/ч) позволит ему обогнуть планету за какие-то шесть часов.
Проблемы и решения
Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель имеет один существенный недостаток: суперсжатый воздух, который он использует в качестве топлива, совершенно не подходит для небольших скоростей. Инженеры Lockheed собираются решить эту проблему в лоб: самолет будет оснащен еще одним двигателем, с объединенным воздухозаборником. Этот «малыш» будет использоваться для набора скорости до каких-то трех Махов.
Беспилотник?
Концепция всех последних военных конфликтов, в которых участвовали США, сводилась к попыткам максимально снизить потери личного состава. Судя по всему, новый SR-72 будет этому требованию отвечать полностью. Самолет способен летать без пилота, управляемый с наземной базы. Каким образом инженеры компании собираются реализовать постоянный контроль над машиной, способной за несколько часов преодолеть полмира, пока неизвестно.
Итоги
SR-72, несмотря на аналогичное название — самолет совершенно новый. В настоящее время, SR-72 по-прежнему остается только концепцией, хотя компания Lockheed, под влиянием общественности, была вынуждена подтвердить, что самолет находится в активной разработке.
Первая версия, способная управляться как дистанционно, так и вручную и оснащенная одним двигателем, будет построена уже в 2018 году. Испытательные полеты запланированы на 2023 и, если все пройдет успешно, то новая машина будет введена в эксплуатацию уже к 2030-му году. Компания-производитель заявляет, что не собирается оснащать новый SR-72 оружейными системами. Если же это все-таки произойдет, то в небе появится практически совершенная машина-убийца, обнаружить и сбить которую существующими сейчас средствами ПВО просто нереально.