5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перспективный ударный вертолёт WZ-10 (Китай)

Многоцелевые ударные вертолёты LCH и WZ-10

Среди множества перспективных проектов в областях ударной тактической авиации, ПВО, а также военно-морских программ Индии и Китая, работы над которыми форсируются не по дням, а по часам, до недавних пор «тёмными лошадками» оставались линейки новых ударных вертолётных комплексов индийской мегакорпорации «Hindustan Aeronautics Limited» (HAL) и китайской корпорации «Changhe Aircraft Industries Corporation» (CAIC).

Данные предприятия уже славятся проектами многоцелевого истребителя «Tejas», лицензионной сборкой сверхманевренных истребителей Су-30МКИ, а также разработкой современнейшего ЗРК большой дальности HQ-9, который является гибридом российского С-300ПМУ-2 и американского «Patriot PAC-2». Сегодня попытаюсь провести наиболее полный обзор двух винтокрылых машин, сравнив их с российскими и западными аналогами.

Индийский LCH в цифровом пустынном «прикиде»

Индийский лёгкий ударный вертолёт LCH (Light Combat Helicopter) разрабатывается индийской компанией HAL уже 9 лет. В феврале 2015 года, на авиавыставке «Aero India 2015» компания представила для посетителей третье изделие, и, как считают предсерийной (финальной) конфигурации. Вертолёт полностью принадлежит к лёгкому классу: масса пустой машины составляет 3000 кг, максимальная взлётная – 5500 кг, максимальная масса полезной нагрузки – около 1500 кг.

Известно, что максимальная продолжительность полёта у LCH составляет 3,2 часа, т.е. почти как у всех современных ударных вертолётов, включая Ка-52, AH-64A,D, и даже немного превосходя Ми-28Н. Это и неудивительно, вертолёт изначально разрабатывался для дальнего сопровождения бронетанковых колонн, транспортных вертолётов и непосредственной информационно-огневой поддержки дружественных войск на ТВД.

Максимальная скорость полёта LCH – 330 км/ч, крейсерская – 260 км/ч, скороподъёмность – 12 м/с (как и у соосного 2-х винтового Ка-52!), боевой радиус действия – около 500 км. Всё, как и у более тяжёлых собратьев.

Отличная скороподъёмность напрямую зависит от энерговооружённости, которая является коэффициентом соотношения мощности силовой установки (2 турбовальных двигателя ТМ333-2С2 «Шакти» мощностью по 1200 л.с.) с взлётной массой 5500 кг, получаем 0,44 л.с./кг, примерно столько же у Ка-52 на максимальном режиме 2-х ТВД ВК-2500 мощностью по 2500 л/с. Так что вертолёт LCH — весьма шустрый воздушный боец, его практический потолок (динамический) составляет 6500 м, это на километр выше, чем у Ка-52, и на 500 м выше, чем у AH-64D «Longbow».

Из-за наличия высокогорного рельефа на северо-востоке Индии, вертолёт изначально проектировался для применения в разряжённой атмосфере высокогорья Гималаев, включая борьбу с воздушным противником на высоте до 7000 м, использование ракетного вооружения на высоте 5000 м и взлёта с нормальной боевой нагрузкой с площадок на высотах до 3000 м над уровнем моря. Видимо по этой причине на хвостовой балке одного из прототипов производитель сделал надпись «pakSisiMha»,-«лев среди птиц»…вертолёт, относящийся к лёгкому классу, сохраняет почти все боевые качества, а по некоторым и превосходит в 2 раза более тяжелые вертолёты.

Начинка вертолёта также поражает спектром инновационных решений в плане информационного обеспечения системы управления огнём, а также защищённости винтокрылого «льва».

Третий прототип LCH оснащается глубоко усовершенствованным высокозащищённым и хорошо остеклённым фонарём двухместной тандемной кабины. Фюзеляж имеет очень узкий профиль, пониженную радиолокационную и инфракрасную сигнатуру. Нижние стенки и стёкла фонаря имеют бронезащиту от пулемётных снарядов калибром 12,7-мм. Шасси вертолёта не убираемые и могут выдерживать солидные нагрузки в случае экстренной посадки.

Приборные панели пилота и оператора вооружения включают в себя жидкокристаллические МФИ с диагональю 14,2 дюйма. На верхней образующей носового обтекателя устанавливается оптико-электронный прицельный комплекс израильской компании «Elbit» «CoMPASS». Данный комплекс относится к сверхлёгким системам, который достаточно эффективно применяется на израильских БПЛА «HERMES-450».

Данный комплекс установлен в шаровидной вращающейся платформе и обладает ИК-ТВ каналами визирования и прицеливания c длиной волны 3-5 мкм, а также лазерным дальномером-целеуказателем. Данная система полностью синхронизирована с системой управления вооружением вертолёта LCH.

Вооружение вертолёта представлено:

— одноствольной французской 20-мм АП «Giat-Nexter», которая способна с расстояние 1,5-2 км уверенно уничтожать все легкобронированные БМП и даже некоторые танки в верхний тонкий бронелист башни, ещё большие возможности пушка может проявить после разработки специальных бронебойно-кумулятивных снарядов;

Читать еще:  Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152М (СССР)

— 4х70-мм бельгийскими ПТУРС;

— ракетами фирмы MBDA класса «воздух-воздух» «Mistral-2», которые могут поражать цели со скоростями до 1,3М; также в состав вооружения могут быть включены перспективные ракеты классов «воздух-земля», противокорабельные и противорадиолокационные ракеты малой и средней дальности.

Совсем недавно началась разработка вертолётного ПТРК «Helina», который будет поражать наземные цели на удалении до 7000 м. Учитывая, что вертолёт имеет четырёхлопастный винт с законцовками стреловидной формы, видно, что специалисты HAL делали упор и на малошумность нового вертолёта, цена которого сейчас около 22 млн. долларов. И это несоизмеримо меньше, чем у того же американского «Апача» (до 60 млн. долларов).

Вертолёт пойдёт на вооружение СВ, ВВС и ВМС Индии, уже известно о контракте меду HAL и Минобороны страны на 179 вертолётов LHC.

Китайский ударный вертолёт WZ-10 очень похож на индийский вертолёт, но имеет некоторые технологические отличия. Вертолёт также разрабатывался с учётом применения в горных условиях индийского юго-западного оперативного направления, поэтому также относится к лёгкому классу, имеет динамический потолок 6400 м.

В программе 15-летней разработки китайского ударного вертолёта свой след оставило и наше КБ «Камов», которое помогло оформить «CAIC» конструкцию вертолёта на основе эскизного проекта «941», разработанного специально для будущего проекта ударного вертолёта КНР. Во внешнем облике вертолёта WZ-10 российский «почерк» наиболее ярко отразился в «фирменном» небольшом изгибе крыши фонаря кабины, как, к примеру, в нашем Ми-28Н, чего нет у индийского вертолёта (крыша его фонаря прямая, с небольшим уклоном к приборной панели первого пилота).

Китайский WZ-10 – более тяжёлая боевая машина, в носовой части смонтирована достаточно сложная оптико-локационная прицельная система, включающая в себя также блок для следования рельефу местности

Данный вертолёт более тяжёлый, масса пустого 5540 кг, максимальная – 8000 кг, естественно, это повлекло и установку 2-х более мощных ТВД Zhuzhou WZ-9 мощностью по 1345 л.с., при этом энерговооружённость осталась чуть более низкой по сравнению с индийским LCH,- 0,34 л.с./кг (при максимальной взлётной массе). Максимальная скорость WZ-10 порядка 310 км/ч, крейсерская – 270 км/ч.

В истории программы WZ-10 имел место и так называемый «двигательный скандал». Компания CAIC воспользовалась хитростью, и для того, чтобы получить более мощные американские двигатели PT6C-76C, сообщила американской «Pratt & Whitney», что силовые установки предназначены для гражданского сектора вертолётной авиации. Когда в 2006 году обнаружилось истинное назначение этих двигателей, начались судебные разбирательства, из-за чего поставки были прекращены и CAIC приступил к использованию более слабых китайских ТВД WZ-9 и энерговооружённость вертолёта сейчас не превышает показатели индийского вертолёта.

Высоких динамических свойств машины удалось добиться за счёт использования пятилопастного винта, который способен функционировать даже после попадания из мелкокалиберного оружия и небольших осколков более крупных снарядов. Вертолёт имеет современную ЭДСУ, трёхопорное неубирающееся шасси, широкое применение композиционных материалов.

СУВ и ПНС построены вокруг специальных носовых платформ с гироскопической системой стабилизации: первая включает в себя оптико-электронный прицельный комплекс с тепловизионным и телевизионным каналами, а также лазерный дальномер и целеуказатель, вторая – систему следования рельефу местности при полётах на сверхнизких высотах около 7-10 м (в дневных и ночных условиях с различной метеорологической обстановкой). Система имеет более продвинутую технологию, чем у LCH.

По поводу средств информационного поля, отображающих тактическую информацию и изображение ОЛПК, точно ничего сказать нельзя, но известно об использовании уже на нескольких серийных образцах нашлемной системы целеуказания, которая несомненно свидетельствует о прогрессе технологий Поднебесной в области электронных систем военного назначения. Вся авионика WZ-10 базируется на стандарте GJV289A, и имеет все качества, присущие архитектуре западного стандарта MIL STD 1553В, применяемого в большинстве образцов боевой тактической авиации.

Вооружение вертолёта включает в себя полный спектр ракет классов «воздух-земля», «воздух-корабль», «воздух-воздух» и «воздух-РЛС», также установлена 23-мм АП. Боевая нагрузка вертолёта также составляет 1500 кг. Распределяется она по 4 точкам подвески, и может быть представлена:

Читать еще:  Опытный истребитель-перехватчик Т-58 (СССР)

— комплексом из 8 ПТУРС HJ-10 (KD-1Q), которые имеют полуактивную лазерную систему наведения и являются практически копией американской многоцелевой ПТУР AGM-114 «Hellfire», её дальность составляет порядка 8 км. Утверждается, что ракета HJ-10 имеет бронепробиваемость 1400 мм и способна поражать все виды бронетехники, не оснащённые комплексами активной защиты, либо электромагнитного поражения;

— ракетами «воздух-воздух» TY-90, ракета имеет массу всего 20 кг, но способна на скорости 2,1М вести перехват агрессора в радиусе 6000 м, ракета имеет компоновку лёгкой ЗУР китайского ПЗРК FN-6/16, но имеет более высокую массу и энерговооружённость, максимальная перегрузка ракеты при маневрировании – 20 ед.;

— также могут быть использованы 4 блока 57-мм или 90-мм НУРС.

Перед Вами «плод» европейского военного вертолётостроения PAH-2 «Tiger»; его слабая сторона – достаточно невысокие ЛТХ (максимальная скорость – всего 280 км/ч, потолок – 4 км), но более совершенный набор оптических прицельных систем придаёт ему весомый перевес на равнинном ТВД Европы, который отличается множественными низменностями и возвышенностями, где в самую пору использование таких надвтулочных РЛС, какие видно на нижнем фото

Вертолёты WZ-10 и LCH – типичные представители быстро развивающейся азиатской военной индустрии. Учитывая, что обе машины относятся к лёгкому классу ударных вертолётов, то их характеристики наиболее схожи с европейским вертолётом PAH-2 «Tiger», причём лётно-технические характеристики последнего уступают индийскому и китайскому изделиям, так динамический потолок «Тигра» — всего 4000 м, «азиатов» — 6500 м, скороподъёмность и скорость PAH-2 также меньше.

Горный ландшафт предположительного использования LCH и WZ-10 внёс значительную лепту в повышение ЛТХ по сравнению с западными машинами. Единственное, что подлежит доработке, это отсутствие у этих вертолётов надвтулочных радиолокационных станций см-мм-диапазонов (полное бездействие в неблагоприятных погодных условиях), а также отсутствие надвтулочных оптикоэлектронных прицельных систем, без которых просто невозможен скрытный подход к противнику для нанесения внезапного удара, что уже давно достигнуто в ВВС России и практикуется в НАТО во время проведения секретных ударных операций.

Китайские вертолеты – новые образцы и вооружение

На вооружение китайского вертолета «WZ-10» ударного типа поступили новые ракеты – ПТУР. Ресурс «Chinese Military Review» представил общественности снимки вертолета «WZ-10» с новейшими ракетами на подвесках.

Эти ракеты являются образцами управляемых противотанковых ракет. Кроме данных ракет, вертолет обеспечили автоматической пушкой расположенной в носовой части и ракетами класса «Air-to-air» TY-90. Как всегда китайские военные держат в тайне характеристики нового вооружения, засекречены и ТТХ новых ракет. Исходя из информации неофициальных источников, военные эксперты считают, что китайские ПТУРы «HJ-10» схожи по характеристикам с ракетами американских «Апачей» – AGM-114 Hellfire. Согласно опубликованной статье на ресурсе «Chinese Military Review», противотанковые «HJ-10», в переводе «Красная стрела» могут быть оснащены широким диапазоном головок самонаведения. ГСН могут быть с инфракрасными датчиками лазерного наведения, радаром миллиметрового диапазона. Сам вертолет проектируется и разрабатывается уже 15 лет. Первый образец WZ-10 поднялся в небо в 2003 году. Поступил на вооружение НОАК в 2009 году. Сам «WZ-10» имеет фюзеляж узкопрофильного типа, ступенчатую двойную кабину. Впереди находится наводчик, позади него расположили кресло пилота. Поднимают вертолет в небо два газотурбинных двигателя Pratt & Whitney PT6C-67C обшей мощностью 3050 л.с. Вертолет оснащен системой управления электродистанционного типа, лобовое стекло имеет систему индикации. Кроме того, вертолет обеспечили различными датчиками, автоматической системой запуска ложных целей, имеется генератор инфракрасных помех. «WZ-10» по классу относится к таким вертолетам, как «Denel AH-2 Rooivalk» и «A129 Mangusta». По своим характеристикам китайский «WZ-10» позиционируется ниже американского вертолета «AH-64 Apache». Вертолет ударного типа «WZ-10» – модификация перспективного десантно-транспортного вертолета «Z-10» .

Вертолет «WZ-10» разработан научно-исследовательским институтом «CH-DI». Разработка вертолета проходила совместно с французским подразделением Еврокоптера и англо-итальянской компанией «Агуста-Уэстленд». Французы спроектировали несущую систему вертолета «WZ-10», англичане и итальянцы – трансмиссию. Полное имя – Zhishengji-10. Вертолет создан по одновинтовой схеме с 3-х опорным шасси и опорой хвостовой части. В фюзеляже применены композитные материалы, вертолет имеет короткое крыло с клиновидными консолями. Крыло и фюзеляж укреплены, исходя из возможности аварийной или непредвиденной посадки. Винт имеет пять лопастей, правое вращение и может выполнять свои функции даже при попадании в него из стрелкового оружия. Рулевой винт имеет четыре лопасти, состоит из 2-х модулей и расположен на хвостовой балке справа. Винтокрылая машина способна транспортировать габаритные грузы. По известным данным, максимальный взлетный вес вертолета до 6 тонн. На борту расположена предупредительная система о запуске ракет и система обнаружения лазерного облучения. В носовой части стоит обзорно-прицельная система, и на турели установили инфракрасную систему переднего обзора. Снизу, под фюзеляжем, стоит система автоматического запуска ПРЛ отражателей и ИК ловушек. Вооружение – пушка 20-30 мм калибра, ракеты класса «Air-to-air» VP TY-90 и ПТУРы HJ-10 или блоки НАР. В данное время китайские конструкторы трудятся над собственной разработкой двигательных установок «SAFC WZ9»

Читать еще:  Ударный экраноплан «Лунь» (проект 903) (СССР)

Еще один таинственный представитель китайской авиапромышленности – вертолет «Z-19». Скорее всего, данный вертолет заменит европейский «Eurocopter Dauphin». Интернет-ресурс «China Defense Blog» представил на обозрение снимок ударного «Z-19». Новая машина двухместного типа, является модификацией «Z-9W».

Внешне вертолет напоминает европейский вертолет «Eurocopter Dauphin». Но здесь ничего удивительного нет, ведь базовый «Z-9W» создавали по лицензии «Dauphin». Китайские конструкторы внесли в конструкцию вертолета кое-что новое. Вертолет получил элементы малозаметности, снизили шум работы двигателя и шум газовых отработок, покрасили фюзеляж радиопоглощаемой краской. Практически все основные элементы остались от «Z-9W», проверенные временем они снижают риски эксплуатации вертолета. Возможно китайские конструкторы создадут свой двигатель, но пока используются базовые двигатели. Вертолет создается как дополнение к «крупногабаритному» Z-10. Вероятно, китайские военные будут использовать связку вертолетов для выполнения различных задач. Вооружение стандартное: ПТУРы, пушка калибра 23 мм, ракеты «Air-to-air» и НАР в различных конфигурациях.

Китайский ударный вертолёт WZ-10.

В альтернативе «Русско-китайская война 201… года» как то сиротливо выглядел Китай в плане вертолётов. Вероятно автор либо забыл либо не знал об этой машине, которая вполне способна составить конкуренцию Российским боевым вертолётам.

WZ-10 является модификацией перспективного среднего транспортно-десантного вертолета Z-10, разработанного НИИ вертолетостроения CH-DI — Chinese Helicopter Research and Development Institute (Zhongguo Zhishengji Sheji Yangjiuso) при участии французского подразделения компании «Еврокоптер» (несущая система) и британско-итальянской фирмы «Агуста-Узстленд» (трансмиссия). Китайское наименование Zhishengji-10. Вертолет одновинтовой схемы с убираемым трехопорным шасси с хвостовой опорой.

Трапециевидный в сечении узкий фюзеляж выполнен с использованием композитных материалов и оснащен коротким крылом с консолями клиновидной формы. Система управления эпектродистанционноя. Фюзеляж и кресло выполнены с учетом возможности грубой (аварийной) посадки. Силовая установка включает два турбовальных двигателя. Пятилопастной несущий винт, имеет правое (по полету) вращение и способен сохранять работоспособность при попадании в него из стрелкового оружия. Четырёхлопастный рулевой винт, состоящий из двух модулей, установлен справа на хвостовой балке. Экипаж из двух человек размещается в кабине тандемного типа (впереди — бортстрелок). Вертолет способен перевозить подвесные грузы. По имеющимся данным, его максимальная взлетная масса составит 5-6 т. Машина оборудована системой предупреждения о пуске ракет и (предположительно) о лазерном облучении, а также двумя установленными в носовом отсеке обзорно-прицельной и смонтированной на турельной установке ИК-системой переднего обзора. В нижней части фюзеляжа расположен автомат отстрела ИК-ловушек и ПРЛ-отражателей. По оценкам западных специалистов, вооружение будет состоять из пушки калибра 30 мм , расположенной на турели под носовой частью фюзеляжа, и пусковых устройств для ПТУР HJ-10 или VP TY-90 класса «воздух — воздух» либо блоков НАР. Первый полет опытного образца, собранного на предприятии авиационно-промышленной компании «Чанхэ» и оснащенного двумя двигателями РТ6С 6/С (взлетная мощность 1 268 кВт, максимальная в полете 1 142 кВт) фирмы «Пратт внд Уитни», состоялся 29 апреля 2003 года. В настоящее время Шанхайская авиационно-промышленная корпорация продолжает разработку для вертолетов Z-10 (WZ-10) отечественного двигателя SAFC WZ9.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: