2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перспективный военно-транспортный самолёт Ил-276 (Россия)

Новости проекта СВТС / Ил-276

В соответствии с существующими планами, в обозримом будущем в части военно-воздушных сил должны будут поступить военно-транспортные самолеты нового типа, разрабатываемые в рамках проекта СВТС. В свое время процесс создания такой техники изрядно затянулся, но к настоящему времени основные проблемы были решены, и в скором будущем должна появиться необходимая техническая документация. Буквально на днях авиационная промышленность огласила имеющиеся планы в отношении проекта СВТС.

В последний день октября информагентство ТАСС опубликовало объемное интервью с представителем авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина. Журналист издания побеседовал с Игорем Бевзюком, возглавляющим работы по теме «Средний военно-транспортный самолет», и получил ряд весьма интересных сведений. Как оказалось, к настоящему времени проект успел продвинуться вперед и вскоре работы перейдут в новую стадию, приближающую момент принятия техники в эксплуатацию.

И. Бевзюк напомнил, что идея создания среднего транспортного самолета для ВВС, способного заменить устаревшие Ан-12 и другую подобную технику, появилась еще на рубеже восьмидесятых и девяностых годов. В тот период фирма «Ильюшин» провела теоретическую проработку перспективного проекта, однако на этом работы остановились. В силу определенных причин тогда не удалось получить принципиальные преимущества перед существующей или альтернативной техникой, из-за чего проект был остановлен.

В дальнейшем определенное развитие получили альтернативные проекты среднего транспортника, разработанные другими организациями. Однако в начале прошлого десятилетия российской промышленность вновь пришлось вернуться к самолету марки «Ил». Кроме того, свой интерес к такому проекту проявила индийская сторона. По результатам достаточно длительных совместных работ Россия и Индия сформировали требования к перспективному самолету под названием MTA или МТС (Multipurpose Transport Aircraft – «Многоцелевой транспортный самолет»). В дальнейшем возникли некоторые трудности технического характера, из-за которых работы фактически остановились. Впрочем, как утверждает И. Бевзюк, индийская сторона до сих пор не оформила документально отказ от такого проекта.

Несмотря на эти события, ВВС России продолжали испытывать нужду в средних военно-транспортных самолетах, способных заменить имеющиеся Ан-12 с заканчивающимся ресурсом. В 2014 году авиационный комплекс им. Ильюшина предложил российскому министерству обороны развернуть работы в рамках программы СВТС. При этом в требованиях к технике планировалось учитывать только нужды российского заказчика, исключив какое-либо индийское влияние. Вскоре было принято принципиальное решение о разработке нового проекта.

Как сообщается, предварительные проектные работы по теме СВТС осуществлялись проектантом в инициативном порядке. Кроме того, Минобороны и Минпромторг согласовали проект тактико-технического задания на такой самолет. Тем не менее, процесс согласования и утверждения требований еще не завершен. Завершение этого этапа программы позволит продолжить работы с получением желаемых результатов.

Отмечается, что на данный момент перспективный военно-транспортный самолет не имеет официального обозначения. Проект машины, разрабатываемой в рамках программы СВТС, пока носит рабочее название Ил-276. Позже, в соответствии с решением заказчика, это название может стать официальным либо поменяться. Так или иначе, официальное обозначение будущего самолета пока не определено.

И. Бевзюк описал планы фирмы «Ильюшин» на ближайшее время и отдаленную перспективу. В декабре предполагается приступить к эскизному проектированию нового самолета. На конструкторские работы уйдет несколько следующих лет. Не позднее начала 2023 года будут завершены проектирование, подготовка к производству и строительство первой опытной машины. На первый квартал 2023-го запланирован первый полет опытного образца. Завершить необходимые проверки предполагается в 2025 году, и в 2026-м войска смогут получить первые серийные СВТС.

Для оптимизации основных процессов на этапе опытно-конструкторских работ используются современные методики и средства проектирования. Используются системы автоматизированного проектирования. Кроме того, уже с этапа эскизного проектирования предлагается учитывать технологические аспекты проекта, логистику, особенности эксплуатации и обслуживания и т.д. Также особое внимание уделяется финансовой стороне проекта. Как весь проект в целом, так и отдельные его составляющие должны соответствовать заданной себестоимости. Одним из способов решения таких задач является своевременное исправление выявленных недостатков.

Ранее представители авиационной промышленности описывали возможный облик будущего «Среднего военно-транспортного самолета», благодаря чему уже удалось составить достаточно подробную картину. В последней публикации ТАСС имеющиеся данные уточняются и дополняются некоторыми новыми подробностями. Из этого следует, что основные технические особенности будущего самолета уже определены и вряд ли изменятся в будущем.

По официальным данным, проект СВТС / Ил-276 предусматривает строительство однофюзеляжного высокоплана с Т-образным хвостовым оперением. С точки зрения общей компоновки и аэродинамического облика новый самолет будет напоминать существующие машины своего класса. Под крылом на пилонах будут устанавливаться два турбореактивных двигателя с требуемыми характеристиками.

Читать еще:  Проект ракетного комплекса «Project Pilot» (США)

Как рассказал представитель авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина, первый вариант проекта СВТС предусматривает использование существующего двигателя ПС-90А-76, в настоящее время устанавливаемого на модернизированные Ил-76. Этот двигатель имеет необходимые характеристики, а также позволяет сократить риски технического характера. В дальнейшем, однако, планируется замена двигателей ПС-90А-76 более новыми изделиями ПС-14, отличающимися иными параметрами. Как только новые двигатели подтвердят свои характеристики, начнется их установка на серийные самолеты.

Военно-транспортный самолет нового типа должен получить крупную грузопассажирскую кабину. Габариты отсека для полезной нагрузки определялись с учетом требований вооруженных сил и, в целом, соответствуют характеристикам серийных машин Ил-76. Поперечное сечение кабины не изменяется в сравнении с последним, тогда как длина будет немного уменьшена. Согласно ранее опубликованным данным, Ил-276 сможет брать на борт до 20 т полезной нагрузки.

В зависимости от конфигурации грузового отсека и используемого дополнительного оснащения, он должен будет перевозить грузы, технику или людей. Наличие хвостовой рампы обеспечит возможность погрузки и разгрузки на земле, а также парашютного десантирования грузов или людей.

Ранее утверждалось, что за счет меньших размеров и сокращенных в сравнении с Ил-76 характеристик новый СВТС сможет перевозить значительную часть имеющихся грузов вооруженных сил с заметной экономией. Таким образом, он сможет взять на себя все задачи существующих Ан-12, а также частично «подменить» более крупные и тяжелые Ил-76, что в известной мере повысит эффективность работы военно-транспортной авиации воздушно-космических сил.

Программа СВТС предусматривает получение крейсерской скорости полета на уровне 800 км/ч. По скоростным характеристикам новый Ил-276 будет значительно опережать существующие Ан-12, что даст известные преимущества. Практическая дальность с максимальной нагрузкой должна достигать 2000 км; перегоночная – превышать 7 тыс. км.

Конструкция шасси и взлетно-посадочные характеристики определяются в соответствии с требованиями по эксплуатации техники на различных аэродромах. В частности, самолет будет иметь возможность работы на неподготовленных и грунтовых взлетно-посадочных полосах.

Согласно уже известным данным и недавнему интервью руководителя проекта, самолет СВТС будет оснащен бортовыми средствами обороны. Как именно предлагается защищать его от возможных угроз – не уточняется. По-видимому, для обороны будут использоваться средства радиоэлектронной борьбы. Также возможно применение традиционной для отечественных транспортников кормовой пушечной установки.

И. Бевзюк в своем недавнем интервью отметил, что самолет СВТС / Ил-276 рассматривается, в первую очередь, в качестве транспортной машины. При этом он фактически станет платформой, которую можно будет использовать в различных целях. Вероятно, в будущем может появиться проект самолета-заправщика на базе исходной военно-транспортной машины.

К настоящему времени разработчики выбрали будущего строителя новой техники. Опытный и серийные «Средние военно-транспортные самолеты» будут строиться в цехах ульяновского предприятия «Авиастар-СП». Этот завод уже освоил выпуск серийных тяжелых машин Ил-76МД-90А, а в обозримом будущем номенклатура его продукции пополнится перспективным средним Ил-276.

Уже имеются определенные планы в части объемов серийного строительства. Как утверждалось и раньше, в течение первых лет выпуска промышленность должна будет передать заказчику несколько десятков серийных самолетов СВТС. На первых порах основной задачей серийного производства будет замена устаревших машин Ан-12, эксплуатация которых завершается в связи с выработкой ресурса. По известным данным, сейчас в России эксплуатируется чуть более сотни подобных самолетов, и все они в средней перспективе будут нуждаться в замене. Количество имеющихся Ан-12 позволяет представить примерные объемы заказа на СВТС / Ил-276, предназначенного для их замены.

После полной замены устаревших самолетов серийное производство перспективной техники может продолжиться. По оценкам специалистов, средние военно-транспортные самолеты по типу разрабатываемого фирмой «Ильюшин» могут представлять интерес для коммерческих заказчиков из нашей страны и зарубежных государств. Спрос на такую технику велик, и отечественная промышленность может рассчитывать на получение новых контрактов.

Сообщения последних лет о проекте «Среднего военно-транспортного самолета» являются поводом для оптимизма. Разработка проекта, корни которого уходят в конец восьмидесятых годов, самым серьезным образом затягивалась, и он пока не смог дать желаемые результаты. Тем не менее, необходимость в транспортнике среднего класса сохранилась, что привело к очередной попытке создания такой машины. По последним данным, к настоящему времени этот проект приблизился к старту эскизного проектирования.

Читать еще:  Опытный танк VT-2000 (Германия)

Опытно-конструкторские работы по теме СВТС будут завершены в первой половине двадцатых годов, и уже в середине десятилетия компания-разработчик планирует передать заказчику в лице министерства обороны первые серийные самолеты. Таким образом – пусть даже и через несколько десятилетий после старта работ – вооруженные силы все же смогут получить требуемую технику и с ее помощью заменить устаревшие машины с выработанным ресурсом.

Взлетит и сядет где прикажут

Сам самолет находится еще в стадии эскизного проектирования, хотя основные его характеристики уже определены. Предполагается, что он заменит Ан-12, Ан-26 и Ан-72 – самолеты, традиционно считавшиеся рабочими лошадками военно-транспортной авиации.

Разговоры о том, что средний многоцелевой транспортный самолет нашим Вооруженным силам остро необходим, велись давно. Идея оказалась весьма привлекательной не только для нашей страны.

В 2001 году был даже подписан российско-индийский протокол о совместном проекте такой машины. Ее назвали МТА (Multipurpose Transport Aircraft). Предполагалось, что новый самолет будет одновременно принят на вооружение ВВС России и Индии.

Совместный проект, к сожалению, не сложился. В конце 2015 года индийская сторона вышла из проекта. Тем не менее на фирме “Ильюшин” продолжили работы по этому самолету самостоятельно и за счет собственных средств.

В итоге, перспективная машина стала называться Ил-276. Еще проект называют аббревиатурой СВТС – средний военно-транспортный самолет.

Именно такой самолет пригодится там, где более тяжелый Ил-76 и его модификации использовать довольно затратно. Как считают эксперты, новый Ил хорошо подойдет для работы в условиях Арктики.

По мнению экспертов, потребность военных – не менее 55 машин. Не считая более чем вероятных экспортных заказов.

О том, как идут работы над Ил-276, в чем будут его особенности и каковы перспективы, в интервью ТАСС рассказал руководитель программы Ил-276 на фирме “Ильюшин” Игорь Бевзюк.

По его словам, сейчас идет активное формирование команды, которая будет заниматься непосредственно новым самолетом. Задачу предстоит решить амбициозную: создать самолет с характеристиками мирового уровня с использованием самых передовых технологий.

Естественно, само проектирование, как и подготовка технологической документации для серийного производства, будет вестись только в цифровом формате.

С министерством обороны и минпромторгом согласован проект тактико-технического задания, которое и должно быть реализовано. Сейчас идет процесс окончательного согласования и утверждения ТТЗ.

Как отметил Бевзюк, Ил-276 – рабочее название проекта. Окончательное имя самолета может оказаться и другим.

Завершение конструкторских работ, подготовка производства и первый вылет планируется в начале 2023 года. Серийный выпуск и первые поставки в войска начнутся с 2026 года.

Помимо основных функций, которые присущи военно-транспортной авиации, самолет будет способен обеспечивать спасательные операции при различных чрезвычайных ситуациях.

Первоначально на самолет планируется установить хорошо зарекомендовавшие себя двигатели ПС-90А-76, которые стоят на Ил-76.

Если к моменту начала серийного выпуска новейший двигатель ПД-14 пройдет весь цикл испытаний и подтвердит свои характеристики, то ставить будут его.

Военные не скрывают своего интереса к перспективному “Ильюшину”. Тем более что срок эксплуатации Ан-12 заканчивается и десятки таких машин скоро будут списываться. Ил-276 не только заменит ветерана, но и по всем параметрам его превзойдет.

Ил-276 заменят все самолеты, построенные при СССР

31 октября 2017 года большинство ведущих средства массовой информации опубликовали интервью с руководителем программы в ПАО «Ил» Игорем Бевзюком, в котором он заявил, что начало летных испытаний самолета с предварительным названием Ил-276 планируются на 2023 год. Что это за самолет и почему ему уделяется столько внимания будет рассмотрено в этой статье.

История создания самолета

В далеком 1959 году на Иркутском авиазаводе был запущен в серию военно-транспортный самолет Ан-12 разработки АНТК имени О. К. Антонова. Больше полувека этот неприхотливый трудяга участвовал во всех значимых событиях не только нашей страны, но и всего мира.

Он по праву считался лучшим транспортником планеты. Около шестидесяти этих самолетов до сих пор находятся в строю, а 46 на консервации. Но сроки эксплуатации морально устаревшего долгожителя не бесконечны. Разработка нового рампового транспортника стала со всей остротой.

Еще в 80-х годах в ОКБ Ильюшина начали прорабатывать прообраз будущего самолета, однако он ничем не выделялся среди аналогичных проектов КБ Туполева и Антонова.

Решено было отдать предпочтение созданию Ан-70. Но эти разработки зашли в тупик и пришлось возвратиться к концепции «Илюшина», особенно на фоне заинтересованности данной темой в Нью-Дели. В 2001 году подписали российско-индийский протокол о совместной разработке МТА (Multipurpose Transport Aircraft), так тогда назвали эту перспективную машину.

Читать еще:  Опытный бомбардировщик «Е» / СУ-10 (СССР)

В планах было одновременное принятие ее на вооружение в России и Индии. В ходе работ выяснилось, что запросы, которые предъявляла индийская сторона, несли неоправданные риски. Совместная работа не сложилась, и индийцы вышли из проекта.

В 2014 году по заданию Министерства обороны ОКБ Илюшина начало работу над средним военно-транспортным самолетом исключительно по стандартам, принятых в РФ.

Эскизное проектирование Ил-276 начнется в декабре 2017 года. Под таким названием будут идти работы в КБ над новым самолетом. Не исключено, что готовое изделие получит другое наименование. В планах на 2026 год стоят поставки в войска первых экземпляров, а на 2023 испытательные полеты.

Планируемое применение ИЛ-276

Транспортный рамповый самолет Ил-276 создается для нужд Министерства обороны РФ. Слово в названии «рамповый» означает оснащение фюзеляжа механизированным люком в хвостовой части.

Крышка люка сможет опускаться до поверхности земли для загрузки крупногабаритных грузов и военной или гражданской техники. Специалисты считают, что до 80% перевозок в интересах ВС возьмет на себя именно Ил-276.

Использовать его планируется для:

  • десантирования частей ВДВ;
  • обеспечения боеприпасами, вооружениями и другими грузами войск в тылу врага;
  • обеспечения перемещений авиационных частей;
  • перевозки войск, вооружений, боеприпасов и других грузов МО;
  • эвакуации больных и раненых;
  • использования при спасательных мероприятиях;
  • помощи миротворцам.

Способность использовать грунтовые аэродромы сделает просто незаменимым эту модель для всех вышеперечисленных задач. Считается, что создаваемый самолет станет лучшим помощником в Арктике.

Платформу базовой модели Ил-276 собираются использовать для глубокой модернизации под разные нужды. И к требующимся сейчас 55-ти машинам для ВС России должны прибавиться импортные заказы.

Планируемые ТТХ Ил-276

Традиционно скомпонованный однофюзеляжный высокоплан с Т-образным хвостовым оперением с двумя двигателями.

Самолет будет иметь следующие тактико-технические характеристики:

  • Экипаж – 3(4) человека.
  • Грузоподъемность – до 20 т.
  • Длина самолета – 37,7 м (40,235 м).
  • Размах крыльев – 32,25 м (39,37 м).
  • Высота – 12,51 м.
  • Максимальный взлетный вес – 68 т (72 т).
  • Емкость внутренних топливных баков – 2,5 т.
  • Двигатели – 2 × ПС-90А-76
  • Тяга – 2 × 17400 кгс

Двигатели планируется разместить под крыльями. Первоначально планируется оснащать самолет двигателями для Ил-76 (ПС-90А-76), впоследствии планируется устанавливать ПД-14.

Разработку этих двигателей проводили при создании авиалайнера МС-21. Есть сведения, что после ПД-14 установят более мощную версию на основе газогенератора двигателя (ПД-18Р).

При разработке будут учтены и использованы все лучшие наработки КБ для Ил-112.

Это позволит добиться таких летных показателей:

  • Максимальная скорость – 870 кмч.
  • Крейсерская скорость- 800 кмч.
  • Дальность полета с максимальной загрузкой – 2000 км.
  • Перегоночная дальность – 7300 км.
  • Высотный потолок – 12000 м
  • Длина разбега для взлета – 1450 м.
  • Длина пробега при посадке – 1350 м.

Указанную в летных характеристиках скорость имеют самолеты с турбовинтовыми моторами. Она намного выше скорости Ан-12, что сокращает время доставки грузов и снижает себестоимость перевозок.

Кроме того, и стоимость эксплуатации создаваемого транспортника будет заметно ниже, чем у легендарного предшественника.

Особенности проектирования Ил-276

Являясь самым современно оснащенным предприятием, КБ Илюшина использует только современное цифровое проектирование. Это позволяет еще на этапе эскизного проекта учесть все нюансы конструкции, логистические пожелания и организацию производства.

Исправить ошибку в ходе такого проектирования стоит в 10 раз дешевле, чем при запуске в серию, в 100 раз дешевле, чем на этапе окончательного монтажа, и в 1000 раз дешевле обнаруженной при начале испытаний.

Особое внимание обращается на заданную стоимость и обеспечение оптимальной пропорции «цена-качество». Только такой принцип подхода позволит выиграть конкуренцию у китайских и бразильских производителей, которые уже сейчас предлагают экспертные образцы самолетов этого класса.

Кстати, размещать заказы по производству изделия Ил-276 намечается на предприятии “Авиастар” в Ульяновске, где сейчас выпускаются Ил-76МД-90А.

Новинку с такими характеристиками, способную занять нишу между небольшими транспортными самолетами и тяжеловозами типа Ил-76, очень ждут в армии.

Видео

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: