Подводная лодка проекта 639 (СССР)
Подводная лодка проекта 639 (СССР)
3. Состав проекта: (не реализован)
4. История проекта:
Параллельно с разработкой ПЛАРБ проекта 658в СКБ-143 (ныне МБМ “Малахит”) в СССР развернулись работы по созданию другого атомного ракетоносца первого поколения проекта 639. Главным конструктором ПЛАРБ был назначен В.П.Фуников.
Основным вооружением подводной лодки должен был стать ракетный комплекс Д-3 с тремя жидкостными ракетами Р-15, разрабатываемыми под руководством М.К. Янгеля. БР с дальностью 1000 км, в отличие от Р-13, должна была стартовать непосредственно из шахты, без выдвижения ее над крышей ограждения рубки (при этом лодка должна была находиться в надводном или позиционном положении). Ракеты, как и на пр. 658, размещались в рубке, имевшей весьма внушительные размеры. Длина ракетной шахты составляла 17 м, ее диаметр – 3м.
Двухкорпусную подводную лодку проекта 639 следовало отнести ко 2-му поколению атомоходов. При ее создании был глубоко проработан вопрос перехода силовой энергосети АПЛ на переменный трехфазный ток. Был обоснован и переход на значительно больший диаметр прочного корпуса, начаты работы по высокопрочной стали марки АК-29, повышены параметры воздуха высокого давления и т.п. “ Албакоровская ” форма носовой оконечности свидетельствовала о том, что пуск ракет из позиционного положения рассматривался, скорее всего, как основной.
Лодка имела 2-х реакторную главную энергетическую установку и два гребных винта.
В носовой части корпуса размещалось четыре 533-мм и два 406 (наверное, все-таки – 400) мм торпедных аппарата. Еще два таких же торпедных аппарата располагались в корме.
Эскизный проект ПЛАБ был закончен в ноябре 1957 г., однако в декабре 1958 г. (после постановления СМ от 03.12.58 о прекращении разработки ракеты Р-15) на стадии технического проектирования работы над атомной подводной лодкой пр.639 были прекращены. Сказались сложность размещения столь крупногабаритных ракет на борту подводной лодки, явное отставание нового ракетного комплекса от своего американского аналога по боевым возможностям, а также большая загруженность КБ “Южное” более приоритетной тематикой по созданию стратегических ракет наземного базирования.
Технический задел, полученный при создании ПЛАРБ 639-го проекта, был использован при работах над другими АПЛ второго поколения, в частности, по проекту 671.
5. Схема проекта:
1 – 533 мм торпедный аппарат (ТА); 2,10 – 400 мм ТА и запасные торпеды; 3,9 – входные люки 1-го и 8-го отсеков
4 – носовой АСБ, 5 – боевая рубка, 6 – выдвижные устройства, 7 – ракетные шахты БР Р-15 комплекса Д-3
8 – баллоны ВВД, 11,20 – кормовой и носовой торпедные отсеки, 12,13,14,15 – энергетические отсеки, 16 – ракетный отсек,
17 – центральный пост, 18 – жилой отсек, 19 – аккумуляторная батарея, 21 – излучатели ГАС
6. Тактико-технические данные проекта:
– Ильин В.Е., Колесников А.И. “Подводные лодки России:Иллюстрированный справочник”, Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
– “Отечественные атомные подводные лодки”, Техника и Вооружение, 05-06.2000г.
– Широкорад А.Б. “Оружие отечественного флота”, Минск Харвест, Москва АСТ, 2001г.
– “История отечественного судостроения”, т.5., Санкт-Петербург, 1996г.
Подводная лодка проекта 639 (СССР)
Проектирование атомной подводной лодки, вооруженной ракетами Р-15 конструкции М.К.Янгеля было начато по Постановлению СМ №1149-592 от 17.08.1956 г. Работы над проектом было поручено вести СКБ-143. Проекту был присвоен номер 639, его главным конструктором был назначен В.П.Фуников. Эскизный проект лодки был закончен в ноябре 1957 года. ПЛ пр.639 вооружалась ракетным комплексом Д-3. В состав комплекса были включены три баллистические ракеты Р-15, созданные в СКБ-586 (позднее КБ «Южное»). По проекту одноступенчатые ракеты Р-15 работали на жидком топливе и имели дальность стрельбы около 1000 км.
Пусковые установки ракет СМ-73 для лодок пр.639 были разработаны в ЦКБ-34. Их ракетные шахты имели внушительные габариты – диаметр 3 м и высоту 17 м. Пуск ракет производился в надводном положении, причем ракета стартовала непосредственно из шахты. До этого, как уже говорилось, наши ракеты надводного старта (Р-11ФМ и Р-13) перед стартом приходилось вынимать из шахты. Тем не менее у проектировщиков лодки хватило проблем с обеспечением остойчивости ПЛ со столь крупногабаритными и тяжелыми ракетами.
Желание на первых порах сохранить архитектуру и прочный корпус АПЛ по типу пр.627А определило стремление проектантов к созданию корабля с высокими пропульсивными качествами и минимальной шириной корпуса. Однако, как показал эскизный проект, это не обеспечивало лодке достаточно остойчивости. Поэтому на начальной стадии проектирования прорабатывались весьма оригинальные варианты размещения ракет в поворотных шахтах, которые «по-походному» находились в горизонтальном положении, а для боевого применения разворачивались вертикально. Рассматривался вариант перезарядки поворотной шахты, находящейся в горизонтальном положении, запасной ракетой из боекомплекта АПЛ. Группой молодых конструкторов был предложен вариант двухрядного размещения ракетных шахт, который мог быть реализован при диаметре прочного корпуса около 10 м. Но перейти к этой конструкции тогда не решились. Впоследствии именно по такой схеме были созданы все американские ракетные лодки и отечественные лодки пр.667 (всех модификаций) и пр.941.
В конце концов шахты СМ-73 были расположены вертикально в диаметральной плоскости и проходили через ограждение рубки. Остойчивость в подводном положении достигалась за счет увеличения ширины легкого корпуса ПЛ. Лодка пр.639 прорабатывалась с атомными реакторами двух типов: с жидкометаллическим теплоносителем (сплав свинец-висмут) и с водоводяным. В электроэнергетической системе впервые в отечественном подводном кораблестроении решено было использовать переменный ток. Применение в качестве основного постоянного тока на АПЛ первого поколения с одной стороны диктовалось использованием освоенного промышленностью оборудования, а с другой – применением на АПЛ первого поколения «навешенных» турбогенераторов. При уменьшении хода и при реверсах главной турбины электросеть необходимо было переключать на питание от аккумуляторной батареи. Однако было ясно, что будущее за энергосистемой на переменном токе, так как его электроприводы отличались большей надежностью, были проще в обслуживании, а также имели меньшие массо-габаритные характеристики. Кроме того, на АПЛ пр.639 требовалось увеличить мощность генераторов в 2,4 раза или в 1,9 раза (в зависимости от варианта АПЛ), создать которые в приемлемых габаритах при сохранении постоянного тока не представлялось возможным.
Прочный корпус намечалось изготовить из новой высокопрочной стали АК-29. Предполагалось также вдвое увеличить рабочее давление в системе ВВД, что позволяло создать запас воздуха, необходимый для всплытия ПЛ с глубины 150 м с одним затопленным отсеком. И все же наиболее серьезные проблемы пришлось решать по ракетному вооружению. Необходимость обеспечения взрывостойкости ракет потребовала пойти на раздельное хранение самих ракет в шахтах и компонентов их топлива в специальных цистернах ПЛ. Заправка ракет высокотоксичными компонентами топлива и окислителя должна была производиться непосредственно перед пуском. СКБ-143 взялось обеспечить создание оборудования для этой опасной в условиях замкнутого объема прочного корпуса П.П операции.
Эскизный проект данной лодки был закончен в ноябре 1957 года, а весной следующего года он был рекомендован Управлением кораблестроения ВМФ к дальнейшей разработке. Однако на стадии технического проектирования работы были остановлены в связи с принятием в декабре 1958 года решения о прекращении разработки ракетного комплекса Д-3. Макееву в конце концов удалось избавиться от конкуренции Янгеля.
Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 639
Главные размерения:
а) длина наибольшая, м 114,1
б) ширина наибольшая, м 11,4
в) осадка средняя, м ок.8,0
Водоизмещение нормальное, т ок.6000
Глубина погружения, м 300 Скорость полного подводного хода, уз. 25-26
Мощность ГЭУ, л.с. 2×35 000
Автономность, сут. 50
Команда, чел. 100
Вооружение:
а) торпедное:
– торпедные аппараты калибра 533мм 4
– торпедные аппараты калибра 400 мм 4 (2 носовых, 2 кормовых)
– Боекомплект торпед калибра 533 мм 4
– калибра 400 мм 12
б) ракетное:
тип ракет Р-15 (комплекса Д-3)
количество 3
Подводная лодка проекта 639 (СССР)
ПРОЕКТ 639 АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ. PROJECT 639 NUCLEAR SUBMARINE WITH BALLISTIC MISSILES
ПРОЕКТ 639 АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
PROJECT 639 NUCLEAR SUBMARINE
WITH BALLISTIC MISSILES
Подводные лодки с ракетными комплексами Д-1 и Д-2 для применения своего главного оружия должны были входить в зону действия противолодочной системы потенциального противника, что резко снижало их боевую устойчивость и эффективность использования ПЛ проектов АВ611, 629 и 658. Поэтому специалисты 4 Управления («ракетного») ВМС предлагали для вооружения подводных лодок применить доработанные «сухопутные» баллистические ракеты среднего радиуса действия типа Р-12 (разработчик ОКБ-586, гл. конструктор М.К.Янгель) с уменьшением их массо-габаритные характеристики. Из-за большой длины ракеты для нее предусматривался пуск с вертикальных и наклонных шахтных пусковых установок. Наклонные шахты предполагалось применить для того, что уменьшить высоту ПЛ. При использовании наклонных ПУ для производства старта ПЛ должна была приводиться в такое положение при котором шахты располагались вертикально.
Для выполнения научно-исследовательской работы по комплексу с ракетой типа Р-12 для установки на ПЛ 4-ое управление ВМС разработало задание, в котором эту разработку предлагалось поручить ОКБ-1. Комплекс стал именоваться как Д-3, а морская ракета получила обозначение Р-15.
Несмотря на то, что С.П.Королев был против, первоначально в 1955 году разработка комплекса Д-3 все-таки была задана ОКБ-1 НИИ-88. Но ОКБ-1 довело работы только до предэскизного проекта, где ракета имела дальности стрельбы до 400 км. На этом работы ОКБ-1 по морскому комплексу закончились.
Практически параллельно с этим ОКБ-586 в инициативном порядке с 1955 года прорабатывало ракетный комплекс для старта с подводной лодки из надводного положения с малогабаритной баллистической ракетой, эти предложения были поддержаны командованием ВМФ. Поэтому Постановлением правительства №1601-892 от 25 августа 1955 года ОКБ-586 поручалась разработка предэскизного проекта морской ракеты Р-15, который был выпущен бюро в 1956 году.
Морская ракета представляла из себя уменьшенный вариант ракеты Р-12 средней дальности наземного базирования, на ней использовались те же компоненты топлива. Ракета Р-15 имела одну ступень, ее длина 16 м, диаметр корпуса 1,55 м, начальная масса 23,8 т, расчетная дальность была 1235 км, старт из шахтной пусковой установки с ПЛ должен был происходить на собственных двигателях.
Постановлением СМ СССР от 17 августа 1956 года ОКБ-586 уже задавалась разработка эскизного проекта комплекса Д-3, кораблем для его размещения была определена АПЛ проекта 639. На лодке предполагалось иметь две-три ракеты Р-15. Это был первый ракетный комплекс предполагаемый для вооружения отечественных атомных подводных лодок, или как тогда называли подводных лодок со специальными энергетическими установками.
К середине 1956 года веса и габариты мощных ядерных зарядов намного уменьшились по сравнению с зарядом, первоначально заданным для Р-15, который первоначально и определил большие габариты ракеты и ее шахты. Работы по ракете Р-15 были продолжены, потому, что при использовании того же заряда, что и на Р-13, на Р-15 можно было достичь вдвое большей дальности в 900-1100 км, как и предполагалось заданием.
Эскизный проект комплекса Д-3 и ракеты Р-15 выполнен ОКБ-586 в сентябре 1956 года. К его выполнению было подключено большое число контрагентов. Систему управления ракеты разрабатывал СКБ-626 (НИИ-592) главного конструктора Н.А. Семихатова, пусковую установку — КБ-2 ЦКБ-34 (гл. конструктор -Д.Г.Бриль), ЖРД создавался в КБ-3 НИИ-88 (гл. конструктор Д.Д.Севрук).
Начало совместных летных испытаний в составе комплекса планировалось на начало 1961 г., однако Совет министров СССР своим постановлением от 4 мая 1957 г задал более сжатые сроки с началом пусков с наземного стенда в ноябре 1958 г., а с экспериментальной ПЛ пр. В629 — в августе 1960 года.
Согласно правительственным решениям основным носителем ракетного комплекса Д-3 должна была стать атомная подводная лодка проекта 639 с тремя баллистическим ракетами Р-15, для испытаний и отработки комплекса в ЦКБ-16 разрабатывался проект В629 экспериментальной дизель-электрической ПЛ с одной шахтой для Р-15.
Атомная подводная лодка проекта 639 создавалась в СКБ-143 как носитель баллистических ракет дальнего действия Р-15. В начальный период работ по АПЛ проекта 639 отсутствовали аналоги такой под¬водной лодки как в отечественном, так и в зарубежных флотах. В это время в Советском Союзе по проекту ЦКБ-16 была построена опытная дизель-электрическая ПЛ пр. В611 с ракетой Р-11ФМ и началось строитель¬ство серии подводных лодок пр. АВ611, а в США только начиналось строительство первой АПЛ «Джордж Вашингтон» с ракетами «Поларис» и информации по этой лодке и ракете было крайне мало.
По тактико-техническому заданию ВМФ с октября по ноябрь 1956 г. СКБ-143 на стадии предэскизного проекта выполнило проработки нескольких вариантов АПЛ. На начальной стадии работ рассматривалось много не стандартных конструктивных решений. Тогда, даже рассматривался вариант корабля с ракетными шахтами, расположенными по-походному горизонтально и приводящими в вертикальное положение для старта ракеты при помощи специального поворотного устройства. Был исследован вариант, по которому ракеты располагались в жестко соединенных с корпусом корабля горизонтальных шахтах. Для обеспечения старта ракет подводной лодке придавался максимально возможный дифферент. В результате рассмотрения выполненных проработок, наилучшим был признан вариант АПЛ с баллистическими ракетами, установленными в вертикально расположенных и соединённых с корпусом подводной лодки пусковых шахтах.
После завершения предэскизной проработки СКБ-143 приступило к разработке эскизного проекта АПЛ проекта 639. Главным конструктором проекта назначили главного инженера Бюро В.П.Фуникова, под руководством которого уже велись работы по предэскизной проработке. Для выполнения задания была организована группа главного конструктора в следующем составе: заместитель главного конструктора Г.Н.Чернышев, руководитель группы В.В.Ромин и ведущий конструктор В.Д.Левашов. Главным наблюдающим от ЦНИИ ВК был А.И.Синицин, а наблюдающими — К.М.Сергеев и М.З.Хабиев.
Основные элементы корабля и сроки разработки эскизного про¬екта были утверждены 3 апреля 1957 года постановлением СМ СССР. На ПЛ проекта 639 предусматривалось размещение трех баллистических ракет Р-15 комплекса Д-3. Принятие на подводную лодку нескольких крупногабаритных ракет значительной массы со специальным оборудованием весом около 500 т привело к резкому увеличению диаметра прочного корпуса и водоизмещения корабля. Поэтому прочный корпус предполагалось изготовлять из новой высокопрочной стали АК-29.
Ракеты размещались в прочных вертикальных ракетных шахтах диаметром 3 м и высотой 17 м, расположенных в центральной части прочного корпуса ПЛ, при этом обтекатель ракетных шахт был совмещен с ограждением рубки. Для исключения необходимости в размещении устройств по отводу отработанных газов двигателя ракеты, упрощения конструкции шахт и уменьшения влияния газов на шахты и располагаемое в них оборудование было решено стартовые двигатели разместить в головной части ракет. Но в результате это приводило к усложнению конструкции крышки шахты.