0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект атомной подводной лодки 717 (СССР)

Проект атомной подводной лодки 717 (СССР)

1. Количество подводных лодок проекта: нет

2. Изображение проекта:

вид сбоку и сверху

3. Состав проекта:

4. История проекта:

В августе 1967 г. в ЦКБ «Волна» начались работы по проектированию «большой транспортно-десантной подводной лодки — минного заградителя» проекта 717. При этом широко использовался конструкторский задел по ранее прекращенным проектам 664 и 748. По тактико-техническому заданию корабль предназначался для скрытной доставки десанта, военной техники, оружия, боеприпасов, продовольствия и других грузов, а также для постановки минных заграждений в удаленных районах океана. Главным конструктором проекта 717 являлся Н. А. Киселев, обладавший десятилетним опытом работы по проектированию транспортно-десантных подводных лодок и минзагов. Технический проект корабля был закончен в 1971 г. и утвержден 18 марта 1972 г. (при этом заказчик выдвинул дополнительное требование — обеспечение спасения экипажа затонувших подводных лодок при помощи специальных спасательных снарядов). Корректированный технический проект был закончен в 1976 г.

Разработка технической документации велась применительно к постройке АПЛ на Северном машиностроительном предприятии. Корабль должен был иметь трехкорпусную архитектуру с горизонтальным расположением прочных корпусов. В двух боковых отсеках могла размещаться колесная и гусеничная бронетехника (до 20 плавающих танков или бронетранспортеров), высадка которой должна была осуществляться через две носовых аппарели. Там же могли располагаться и запасные мины заграждения (около 400 мин). В центральном цилиндре (имеющем наибольший диаметр) размещалось вооружение, энергетическая установка, экипаж, личный состав десанта (до 800 десантников), технические средства и т. п. Два гребных винта располагались в кольцевых каналах. Лодку предполагалось оснастить всплывающей спасательной камерой ВСУ-3.

Гидроакустическое вооружение, включавшее ГАК «Рубикон», располагалось в носовой части корабля. Оборонительное вооружение лодки включало шесть торпед­ных аппаратов калибром 533 мм (боекомплект 18 торпед) и две 30-мм артиллерийские установки А-213М (возможно АК-630) (в подводном положении убирающиеся в контейнеры, расположенные в надстройке). В минных трубах могло располагаться до 252 мин.

Сложность конструкции АПЛ потребовала изготовления большого числа объемных моделей, воспроизводящих взаимное расположение всех элементов. В ходе проектирования ДТПЛ была оптимизирована нетрадиционная для боевых АПЛ форма наружного корпуса, выступающих частей, параметров движительно-рулевого комплекса и пр. Был выполнен значительный объем проектных и опытно-конструкторских работ по созданию специальных устройств, систем и оборудования, обеспечивающих погрузку на ДТПЛ, транспортировку и выгрузку (высадку) десанта, войск, боевой техники и различных грузов. Разработка ДТПЛ проекта 717 показала, что атомная ПЛ с принятым составом десанта и грузов, является сложным и дорогостоящим кораблем и его постройка может быть осуществлена за счет сокращения числа строящихся ПЛ с ударным оружием.

Северное машиностроительное предприятие было полностью загружено работами по строительству ракетных подводных крейсеров, имеющих наивысший приоритет. В этих условиях выделить мощности для сооружения АПЛ проекта 717 не представлялось возможным и все работы по проекту в начале 70-х гг. были прекращены.

5. Схема проекта:

Читать еще:  Противотанковая ручная граната РКГ-3 (СССР)

Эскизный проект 717

1 — откидная аппарель; 2 — торпедный отсек; 3 — грузовые люки с двойными крышками в бортовых корпусах;
4 — грузовые люки в среднем ПК; 5 — переходные шахты;
6 — жилые отсеки экипажа и личного состава десанта; 7 — бортовые грузовые отсеки;
8 — боевая техника; 9 — ЦП; 10 — отсек вспомогательных механизмов;
11 — отсеки АЭУ; 12 — кормовой отсек; 13 — минные трубы

Технический проект 717

6. Тактико-технические данные проекта:

80. Проект атомной транспортно-десантной подводной лодки 717 (СССР)

В августе 1967 года в ЦКБ «Волна» были начаты работы по проектированию этой лодки.По техническому заданию судно было предназначено для скрытной доставки десанта, военной техники, оружия, боеприпасов, продовольствия и прочих грузов, и ещё для постановки минных заграждений в удаленных районах океана. Главным конструктором проекта 717 был Н.А. Киселев, обладавший большим опытом работы(почти десять лет) по проектированию транспортно-десантных подводных лодок и минных заградителей.Технический проект ПЛ был закончен в 1971 году и утвержден 18 марта 1972 года(но было заявлено дополнительное требование-возможность спасения экипажа затонувших подводных лодок посредством специальных мини-ПЛ). Разработка технической документации велась применительно к постройке АПЛ на Северном машиностроительном предприятии.Корабль должен был иметь трехкорпусную архитектуру с горизонтальным расположением прочных корпусов. В двух боковых отсеках могла размещаться колесная и гусеничная бронетехника(до двадцати плавающих танков и БТР),высадка которой должна была осуществляться через две носовые аппарели.Там же могли располагаться и запасные мины. В центральном цилиндре (имеющем наибольший диаметр) размещалось вооружение, ядерная энергетическая установка, экипаж, личный состав десанта, различные технические средства.Два гребных винта находились в кольцевых каналах.Лодку предполагалось оснастить всплывающей спасательной камерой ВСУ-3.

Гидроакустическая станция «Рубикон» находилась в носовой части корабля.Оборонительное вооружение лодки состояло из шести торпедных аппаратов калибра 533 мм (боекомплект 18 торпед) и двух 30-мм артиллерийских установок А-21ЗМ (в подводном положении убирались в контейнеры, находящиеся в надстройке). В минных трубах могли находиться до 400 донных мин, с помощью которых можно было заблокировать на базе в Норфолке весь шестой флот США. По замыслу разработчиков громадная подводная лодка, погружаясь становилась бы недосягаемой для противника. Трехкорпусная плоская конструкция судна обеспечивала ему очень небольшую осадку. Исходя из этого подводная лодка могла бы подходить к необорудованному побережью,опускать носовые аппарели, которые открывали выход танкам и бронетранспортерам. За техникой на территории противника должен был высадиться полк морской пехоты.

Очень значительное внимание было уделено отработке гидродинамики корабля,имевшего очень экзотическую форму. Материалы по проекту 717 были окончательно утверждены (как говорилось выше)18 марта 1972 года, однако из-за большого числа доработок дело затянулось до 1977 года, но к тому моменту основные силы были брошены на строительство ракетоносцев проекта 941 «Акула». В результате этот проект был заброшен и вскоре после него было заброшено всё направление создания лодок такого класса-в СССР так и не было построено ни одной серийной специализированной транспортно-десантной подводной лодки.

Тактико-технические характеристики : полное водоизмещение – 18000 тонн, длина-190 м, ширина-23 м, предельная глубина погружения-300 м, скорость подводного хода-18 узлов, автономность-75 суток, экипаж корабля-11 человек, грузовместимость-1200 тонн, 1-й вариант загрузки-800 человек десанта и 4 плавающих танка ПТ-76 или БТР, второй вариант загрузки-300 человек десанта и 20 плавающих танков ПТ-76 или БТР

Читать еще:  Пособие по выживанию армии США. Выживание в пустыне

Десантно-транспортная атомная подводная лодка проекта 748

Построено: 0

Модификации: нет

Прекращение всех работ по пр.664 вовсе не поставило точку по созданию специализированных транспортных подводных лодок в СССР. Очередной проект транспортно-десантной субмарины был начат в соответствии с постановлением Правительства СССР от 10 августа 1964 г. Этим документом предусматривалось создание десантной подводной лодки проекта 748 с дизель-электрической энергоустановкой. В августе 1965 г. ГУК по согласованию с ГКС выдало ЦНИИВК и ЦКБ-16 оперативно-тактическое задание на разработку этого корабля, а уже в сентябре того же года вышел приказ министра судостроительной промышленности о разработке его эскизного проекта. Как и в случае с ПЛ проекта 664, работы возглавил Главный конструктор Н.А. Киселев.

В соответствии с ТТЗ лодка предназначалась для:

• скрытной перевозки и высадки морского десанта на побережье противника;

• снятия с захваченного побережья раненых десантников для перевозки на наше побережье;

• снабжения десанта боеприпасами, продовольствием и другими видами материально-технического обеспечения войск, действующих на приморских направлениях.

Состав десанта включал усиленный батальон морской пехоты численностью 470 человек со штатным вооружением и снаряжением: три легких плавающих танка ПТ-76, два бронетранспортера БТР-60, шесть минометов, ротные пулеметы и другие виды легкого вооружения.

Имея нормальное водоизмещение 7920 тонн, подводная лодка должна была развивать в подводном положении ход порядка 15 уз и иметь предельную глубину погружения 300 м. Экономическим ходом 3 уз она могла бы в подводном положении пройти 300, а под РДП – 15 000 миль. Автономность для экипажа составляла 80, а для десанта – 30 суток.

Спустя два месяца после начала разработки эскизного проекта 748 Главное управление кораблестроения обратилось с просьбой к ЦКБ-16 выполнить проработку двух вариантов лодки: со вспомогательной атомной установкой ВАУ-6 (аналогичной той, что планировали установить на дизельные лодки с крылатыми ракетами пр.651Э) и с полноценной ППУ, использовавшейся на отечественных ПЛА второго поколения и уже освоенной промышленностью. Кроме того, дополнительно предлагалось провести проработку возможности использования лодки пр.748 в качестве минного заградителя. Все это объяснялось тем, что уже в самом начале проведения проектных работ стало очевидным, что ПЛ с дизель-электрической ГЭУ не в состоянии обеспечить скрытную доставку десанта на удаленные участки побережья противника. Поэтому в дальнейшем корабль разрабатывался как атомная ПЛ, причем паропроизводящая установка была принята такой же, как и в предыдущем пр.664.

Всего по эскизному проекту 748 в ЦКБ-16 разработали шесть вариантов (два основных и четыре дополнительных), которые различались между собой составом транспортируемого морского десанта и грузов, типом и составом ГЭУ, а также архитектурно-конструктивной схемой (с одним или тремя прочными корпусами). Четвертый вариант, как наиболее удачный во всех отношениях, конструкторское бюро рекомендовало к дальнейшей разработке.

Его характерной особенностью являлись плоская форма легкого корпуса и три прочных корпуса, расположенных рядом в одной горизонтальной плоскости. Такая схема позволяла наиболее рационально разместить десант и самоходную технику. В среднем прочном корпусе, разделенном плоскими переборками на 10 отсеков, устанавливались торпедное и радиоэлектронное вооружение, экипаж, ГЭУ и вспомогательные механизмы, а в бортовых корпусах (первом и втором транспортных отсеках) – транспортируемые грузы. Форма носовой оконечности была разработана с учетом размещения двух откидывающихся аппарелей для выхода самоходной техники и десанта на необорудованный берег.

Читать еще:  Пулемёт Рассела Робинсона (Австралия)

Большая ширина легкого корпуса и большое междубортное пространство при запасе плавучести порядка 50% обеспечивали наименьшую осадку, что позволяло кораблю выходить непосредственно на побережье. Своеобразная кормовая оконечность с комплексом стабилизаторов и двух гребных винтов в кольцевых насадках обеспечивала хорошие пропульсивные качества, управляемость и устойчивость на курсе.

Для самообороны лодки от самолетов противника предусматривалась 57-мм артиллерийская установка СМ-71-3ИФ (перед ограждением рубки) и 24 установки вертикального пуска разрабатываемого ЗРК «Меч», контейнеры которого располагались в межкорпусном пространстве за ограждением рубки. Для слежения за ближайшей обстановкой в надводном положении планировалось установить телевизионный комплекс «Зрачок».

Общая компоновка эскизного проекта 748 десантно-транспортной ПЛА:

1 – выдвижная аппарель; 2 – 533-мм торпедные аппараты; 3 – основная антенна ГАК «Керчь»; 4 – запасные торпеды; 5 – носовой (торпедный) отсек; 6 – носовой входной люк, 7 – каюты и кубрики для личного состава перевозимого десанта; 8 – стрела грузового подъемного крана; 9 – второй (жилой и аккумуляторный) отсек; 10 – жилые и бытовые помещения экипажа корабля; 11 – третий (жилой) отсек; 12 – артиллерийская установка СМ-713ИФ; 13 – центральный пост; 14 – ходовая рубка; 15-перископ ПЗНС-12; 16 – прочная рубка; 17– всплывающая спасательная камера; 18 – ПМУ РЛС «Каскад»; 19 ПМУ радиосекстана «Самум»; 20 – ПМУ «Синтез»; 21 – ПМУ станции РЭБ «Залив-П»; 22 – ПМУ компрессора; 23 – лебедка буйковой антенны «Параван»; 24 буксируемая антенна «Параван»; 25 – УВП ЗРК; 26 – отсек перевозимых грузов и боеприпасов; 27 – шестой (вспомогательных механизмов) отсек; 28 – седьмой (реакторный) отсек; 29 – баллоны со сжатым воздухом; 30 – восьмой (турбинный) отсек; 31 – главный распределительный щит; 32 – девятый (электротехнический) отсек; 33 – посты управления ГЭУ; 34 – десятый (румпельный) отсек; 35 – аварийный дизель-генератор; 36 – ЭД на линии вала; 37 – турбогенератор; 38 – ГТЗА с редуктором; 39 – насосная выгородка реакторного отсека; 40 – парогенераторы; 41 – реактор; 42 – кормовая группа АБ; 43 – носовая группа АБ; 44 – выгородка приводов и агрегатов носовых горизонтальных рулей; 45 – наружная крышка носового грузового люка; 46 – внутренняя крышка носового грузового люка; 47 – платформа поворотная с приводом; 48 – грузовой отсек левого борта: 49 – плавающий танк ПТ-76; 50 – крышка кормового люка; 51 – грузовой отсек правого борта; 52 – бронетранспортер БТР-60П; 53 – устройство погрузки (выгрузки) самоходной техники

Эскизный проект 748 был представлен на рассмотрение командования ВМФ и руководства МСП в декабре 1965 года, но утвержден так и не был. В конечном итоге ГУК ВМФ использовало этот эскизный проект для подготовки тактико-технического задания на разработку более совершенного проекта 717, в котором предполагалось совместить тактические назначения лодок пр.664 и пр.748.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector