0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект баллистической ракеты Р-101 (СССР)

Wasserfall / Р-101

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Wasserfall C2 W1 / W5 / W10

Р-101 / Р-101Б / Р-102

Зенитная управляемая ракета / баллистическая ракета / баллистическая ракета ВМФ. После окончания Великой Отечественной войны 13 мая 1946 г. Совмином СССР принято Постановление №1017-419 «Воопросы реактивного вооружения». Этим Постановлением на 1946-1948 г.г. ставились задачи полного восстановления технической документации и образцов германских зенитных управляемых ракет; восстановление лабораторий и стендов со всем оборудованием и приборами, необходимыми для проведения исследований и опытов по ракетам Wasserfall; подготовки кадров советских специалистов, которые овладели бы конструкцией ракет, методами испытаний, технологией производства деталей и узлов и сборки ракет. Работы по трофейным зенитным ракетам Wasserfall под индексом Р-101 велись отделом №4 СКБ НИИ-88 (будущее ОКБ-1 НИИ-88), главный конструктор — Е.В.Синильщиков.

Управляемый зенитный ракетный снаряд Wasserfall С2 был создан в Германии под общим руководством Вернера фон-Брауна с использованием технологических достижений проекта V-2, главный конструктор — Вальтер Дорнбергер. Проработка концепции ЗУР начата в 1941 г. Контракт на создание ракеты заключен 2 ноября 1942 г. Тогдаже выпущены требования к ракете. Планировалось обеспечить вероятность поражения целей типа «бомбардировщик» не менее 50%. Техническое проектирование велось в 1943 г. Первый (неудачный) пуск ракеты состоялся 29 февраля 1944 г. Тогда же начата подготовка серийного производства ракеты, но до конца войны серийный выпуск так и не удалось наладить, хотя планировалось произвести 5000 ракет. Первые модификации ракеты W1 и W5 по габаритам и ТТХ значительно отличаются от последней модификации W10. В марте 1945 г. в ходе испытаний ракета достигла высоты в 16 км и показала скорость 780 м/с. Данные о возможном боевом применении ЗУР Wasserfall скорее всего неверны. Некоторые исследователи считают, что всего было запущено не более 50 ракет (ист. — Бургесс Э.), другие (ист — Книга о 658 ЗРП) сообщают, что всего было обнаружены протоколы 40 экспериментальных пусков ракет из которых только 14 были удачными.


На стартовом столе и в полете ракета Wasserfall C2 / W5 (http://www.luftarchiv.de).


Динамические испытания ЗУР Р-101 в ЦНИИМаш, 1951 г. (http://new.tsniimash.ru).

Советским специалистам достался только один комплектный экземпляр телеметрического варианта ракеты с телеметрической системой «Мессина» и некомплектная техническая документация. К лету 1947 года на основе полученных данных были разработаны чертежи ракеты Р-101. Многие узлы были разработаны заново – компоновка и крепление всей бортовой аппаратуры, конструкция рулей и антенн, рулевые машинки, прокладка кабелей, конструкция боевого отсека. Был заново разработан пусковой стол. Технический проект утвержден в НИИ-88 5 июня 1947 г. Для обеспечения пусков ракет был изготовлен самоходный установщик ракет, разработанный на шасси артиллерийской самоходной установки ИСУ-152. Для испытаний планировалось собрать 50 ракет Р-101.

17 сентября 1948 г. принято решение о проведении испытаний ракет Р-101 вдва этапа — 12 пусков первой очереди и 18 пусков второй очереди. В ноябре 1948 г. первая ракета первой очереди прибыла на полигон Капустин Яр для выполнения статических испытаний. Начало испытаний планировалось на 1949 г. и в декабре 1948 г. начата подготовка к пускам. Первый пуск ракет №7 и №8 состоялся 8 января 1949 г. — оба пуска были неудачными.

Испытательные пуски ракет Р-101 на полигоне Капустин Яр:

Испытания второй очереди проводились там же в Капустином Яру начиная с декабря 1949 г. по январь 1950 г. Ракеты второй очереди испытаний были изменены по сравнению с ракетами первой очереди — модификации ракет получили название Р-101А, Р-101Б (измененный технический проект с новым ЖРД) и Р-101В. Статические и динамические испытания конструкции ракет Р-101 и Р-101Б проводились в 1951 г. отделом прочности ракетных конструкций НИИ-88. Позже, ракете было присывоено название Р-101Э («экспериментальная»). Всего на полигоне Капустин Яр в 1949-1950 г.г. силами ракетного дивизиона ракет Р-101 было произведено не более 30 пусков ракеты Р-101 и её модификаций.

Работы по созданию зенитных управляемых ракет Р-101 и Р-102 прекращены Постановлением Совмина СССР №3017-1118 от 17 августа 1951 г. Основная причина — неясная перспектива доведения до требуемого уровня качества работы систему наведения ракет. В сентябре 1951 г. людские ресурсы, оборудование и образцы ракет Р-101 были переданы из НИИ-88 в ОКБ-301 Лавочкина, которое стало головным КБ по созданию зенитных управляемых ракет.

В декабре 1950 г. по приказу Минсудпрома СССР от 11.12.1950 г. ЦНИИ-45 Министерства обороны СССР по исходным данным, выданным ЦНИИВК ВМФ СССР и 4-м управлением Военного Министерства СССР совместно с ЦКБ-17, ЦКБ-18, ЦКБ-53 и ЦКБ-57 Минсудпрома СССР прорабатывал возможность оснащения ракетами типа Р-1, Р-2 и Р-101 разработки НИИ-88 кораблей и подводных лодок ВМФ СССР. В частности прорабатывался проект размещения одной стартовой установки и двух ракет на ПЛ пр.611. В морском исполнении ракета Р-101 могла быть универсальной — для стрельбы как по воздушным целям так и по наземным (надводным).

В США так же велись работы по испытаниям ракет Wasserfall по программе Hermes.

В первой половине 1950-х годов (в 1953 г.) на Западе считали, что системы зональной ПВО Москвы и Ленинграда, а так же возможно и других районов, оснащены ракетами Wasserfall, произведенными в СССР после войны (ист. — Бургесс Э. ).

Позже, опыт работ по ракете Р-101 и стартовое оборудование были использованы при проектировании подразделением НИИ-88 под руководством В.П.Макеева оперативно-тактической ракеты Р-11.

По умолчанию данные ракеты Wasserfall C2 / W10.

Пусковая установка:
1) Зенитная ракета Wasserfall — перевозимый 4-х колесный стартовый стол, размещаемый на узкоколейной железной дороге на объекте батареи ПВО.

2) Ракета Р-101 — перевозимый стартовый стол, аналогичный стартовому столу ракеты V-2 / Р-1.

3) Морской вариант ракеты Р-101 — стартовый стол находящийся на стабилизированной по бортовой и килевой качке. В проекте размещения ракет на ПЛ пр.611 для хранения ракет предполагалась установка прочного водонепроницаемого ангара длиной 17,5 м и диаметром 2,2 м. Ангар был рассчитан на хранение двух ракет со снятыми воздушными рулями. Без демонтажа рулей диаметр ангара мог составить 3,0-3,2 м. Ангар оборудован специально откидывающейся торцевой крышкой. Это было связано с
конструкцией снаряда, не допускающего его погружение в воду, а так же отсутствием возможности размещения снарядов внутри прочного корпуса. Старт предполагалось производить из вертикального положения со специального стабилизированного стола,
снаряд доставлялся на стол при помощи лафета. Из-за малого времени предстартовой подготовки ракет, разогрев ламп приборов управления и разгон гироскопов производился за две минуты до старта.

Конструкция ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом и хвостовым оперением-стабилизатором. Аэродинамические рули совмещены с газовыми рулями двигателя и управляются синхронно. Компоновка корпуса ракеты следующая: в носовой части находится головная часть с зарядом взывчатого вещества и радиовзрывателем, далее расположен шарообразный баллон высокого давления для воздуха (для вытеснения топлива), бак с горючим, бак с окислителем, приборный отсек с приборами управления, хвостовой отсек с двигателем, стабилизатором и органами управления.

Читать еще:  Опытный самолет-амфибия ТА-1 (СССР)

Корпус ракеты выполнен из стальной жести толщиной от 0.5 до 0.8 мм. Баки были выполнены несущими. Материал баков — фосфотированная сталь с внутренним полимерным покрытием.


Компоновка вариантов ракеты Wasserfall C2 — W1 и W5 (http://www.popmech.ru/).


Компоновка варианта ракеты Wasserfall. Цифрами обозначены: 1 — топливные баки, 2 — шаровой баллон высокого давления, 3 — заборник, 4 — гибкий элемент, 5 — крылья, 6 — стабилизаторы, 7 — воздушные рули, 8 — газовые рули, 9 — приборы управления (Федосьев В.И., Синярев Г.Б. Введение в ракетную технику. М., Оборонгиз, 1961 г.).

Статические и динамические испытания конструкции ракеты проводились в 1951 г. отделом прочности ракетных конструкций НИИ-88 (отдел «П», с 12.01.1949 г. – отдел 14) — будущего ЦНИИ машиностроения. Отдел был организован 24 мая 1947 г. Научным руководителем отдела был назначен член-корреспондент АН СССР, профессор Алексей Антонович Ильюшин, начальником отдела – кандидат физико-математических наук, доцент Виктор Михайлович Панфёров. В августе того же года при отделе был создан экспериментальный цех (с 30.10.1947 г. – цех 109), который возглавил Иван Иванович Судаков. В октябре 1947 года отделом было начато, а в апреле следующего года завершено строительство первой в стране лаборатории статических испытаний ракет, в 1949−1950 гг. была построена лаборатория динамических испытаний (источник).

Судя по всему при работах по проекту ракеты Р-101 рассматривались разные варианты взаиморасположения крыльев и стабилизаторов ракеты — параллельные и со смещением на 45 град. относительно друг друга.

Система управления и наведение: система управления инерциальная. В течение первых 6 сек полета управление осуществлялось только нерциальной системой управления.

Зенитная ракета Wasserfall. Изначально наведение на цель предполагалось осуществлять с помощью системы фотоэлектрического наведения Wassermaus (трансформировалась в фотоэлектрический взрыватель — см.ниже). Потом предполагалось использование ИК ГСН Paplitz (см.ниже взрыватели). В итоге, были выбораны для отработки два способа наведения:
— наведение по лучу РЛС с последующим наведением с помощью ИК ГСН. Реализовать систему не удалось.
— командное ручное управление оператором наведения по данным двух РЛС — одна РЛС сопровождает цель, вторая РЛС — ракету; метки обоих РЛС выводятся на единый экран, управление оператор осуществляет вручную с помощью кнюппеля; в июне 1944 г. на полигоне Пенемюнде проведено испытание радиокомандной системы на ракете V-2.

В качестве баллистической ракеты — инерциальная система управления, аналогичная примененной на ракете V-2 / Р-1.

Управление направлением полета осуществлялось синхронизированными между собой аэродинамическими и графитовыми газоструйными рулями, которые приводились в действие сервомоторами K-12 производства фирмы «Сименс».

В качестве универсальной ракеты ВМФ — инерциальная система управления обеспечивала применение по наземно-надводным целям с заранее известными координатами; при применении по воздушным целям могло применяться наведение по лучу РЛС «Луч». Могли поражаться воздушные цели летящие со скоростью до 300 км/ч на высоте до 5 км.

Двигатель — ЖРД С08.01 (советский вариант) тягой 8000 кг. Камера сгорания регенеративного типа с охлаждением стенок окислителем. Работами по воспроизведению двигателя ракеты Wasserfall в СССР занимался конструкторский отдел №8 СКБ НИИ-88 под руководством Н.Л.Уманского.
Система подачи топлива — вытеснительная
Вытесняющий газ — азот, масса 70 кг, давление 200 атм (на ракетах Р-101 — воздух)
Горючее — «визоль» (винилизобутиловый спирт), масса — 454 кг
Окислитель — «сальбай» (98%-ная азотная кислота), масса — 1500 кг

ТТХ двигателя:
Диаметр критического сечения сопла ЖРД — 193 мм
Давление в камере сгорания — 15 атм
Удельный импульс — 180 ед
Продолжительность работы — 41 с

— ракета Р-101Б — ЖРД 36000-0 тягой 8500 т, главный конструктор А.М.Исаев.

Проект баллистической ракеты Р-101 (СССР)

БРПЛ Р-101 — проект зенитной баллистической ракеты, предназначавшейся для запусков с борта подводных лодок. Разрабатывалась на базе трофейной зенитной ракеты «Вассерфалль» на основании постановления ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР от 13 мая 1946 года № 1017-419сс. Работы велись отделом № 4 СКБ НИИ-88, главный конструктор — Е.В. Синильщиков. Управляемый зенитный снаряд «Вассерфалль» был создан в Германии под общим руководством Вернера фон Брауна с использованием технологических достижений проекта «Фау-2». Проработка концепции использования была начала в 1941 году. Спустя год были сформулированы требования к ракете. Техническое проектирование велось в 1943 году.

Первый, неудачный, пуск ракеты состоялся 29 февраля 1944 года. Всего было выполнено несколько десятков испытательных пусков ракет, но наладить их серийное производство до окончания Второй мировой войны немцы не успели. Вся техническая документация и изготовленные экземпляры ракет были захвачены союзниками в поверженной Германии. Советским специалистам достался только один комплектный экземпляр телеметрического варианта ракеты с телеметрической системой «Мессина» и некомплектная техническая документация. К лету 1947 года на основе полученных данных были разработаны чертежи ракеты Р-101. Многие узлы были разработаны заново — компоновка и крепление всей бортовой аппаратуры, конструкция рулей и антенн, рулевые машинки, прокладка кабелей, конструкция боевого отсека. Был заново разработан пусковой стол. Технический проект был утвержден в НИИ-88 5 июня 1947 года.

Испытательные пуски ракет Р-101 (в наземном варианте) состоялись на полигоне Капустин Яр в первой половине 1949 года. Всего было запущено 14 ракет. Два пуска были неудачными. После доработки ракет, с декабря 1949 года по январь 1950 года, состоялась вторая серия испытаний. Помимо базового варианта, испытывались и модификации ракеты — Р-101А, Р-101Б и Р-101В. Всего было выполнено не более 30 пусков.

Помимо наземного варианта базирования ракет Р-101 рассматривался и морской вариант ракеты -стартовый стол, находящийся на стабилизированной по бортовой и килевой качке. В проекте размещения ракет на подводной лодке проекта 611 для хранения ракет предполагалась установка прочного водонепроницаемого ангара длиной 17,5 метра и диаметром 2,2 метра. Ангар был рассчитан на хранение двух ракет со снятыми воздушными рулями. Ангар оборудовался специально откидывающейся торцевой крышкой. Это было связано с конструкцией снаряда, не допускающего его погружение в воду, а также отсутствием
возможности размещения снарядов внутри прочного корпуса.

Старт предполагалось производить из вертикального положения со специального стабилизированного стола, снаряд доставлялся на стол при помощи лафета. Из-за малого времени предстартовой подготовки ракет разогрев ламп приборов управления и разгон гироскопов производились за две минуты до старта.

Работы по морскому варианту ракеты Р-101, как и по всем другим вариантам, были прекращены постановлением ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР от 17 августа 1951 года № 3017-1118сс. Основная причина принятия такого решения — неясная перспектива доведения до требуемого уровня системы наведения ракет. В сентябре того же года людские ресурсы, оборудование и образцы ракет Р-101 были переданы из НИИ-88 в ОКБ-301 С.М. Лавочкина, которое стало головным конструкторским бюро по созданию зенитных управляемых ракет.

Читать еще:  Опытный танк «Объект 757» с ПТРК «Кобра» (СССР)

Технические характеристики МБР Р-101
Длина, м — 7,8-8
Диаметр, м — 0,89
Стартовая масса, т — 3,6
Масса боевой части, т — 0,3
Дальность действия, км — 25
Высота полета, км — 10
Тип головной части — фугасная
#ввссссрроссииснг

Баллистическая ракета дальнего действия Р-1

На вооружении ракетных войск стратегического назначения состоят уникальные комплексы с высочайшими характеристиками, способные решать особо важные задачи. Их появление стало возможным благодаря длительной программе исследований и создания новых проектов с теми или иными качествами. Первым реальным шагом на пути к современным баллистическим ракетам, сделанным советской промышленностью, было изделие Р-1, также известное как 8А11 и «Победа».

Появлению ракеты Р-1 предшествовали более чем интересные события, связанные с изучением трофеев и наработок уничтоженного врага. Во время Великой Отечественной войны советское командование узнало о появлении у Германии нового оружия – баллистической ракеты A-4 / V-2. Такое вооружение представляло большой интерес для СССР и его союзников, и потому за ним началась настоящая охота. После победы над Германией страны Коалиции получили возможность обыскать военные предприятия и найти необходимые документы, изделия и т.д.

В последние недели войны, в апреле 1945 года войска США смогли захватить немецкий завод Mittelwerke, работавший вблизи г. Нордхаузен. Там производились различные изделия, имевшие особое значение для немецких войск, в том числе баллистические ракеты A-4. Американские специалисты внимательно изучили всю имеющуюся документацию, а также остававшиеся на предприятии узлы и агрегаты различной техники. Значительная часть бумаг, изделий и сотрудников вскоре была отправлена в США. Летом 1945-го Тюрингия вместе с заводом «Миттельверке» перешла в состав Советской зоны оккупации, и на предприятие прибыли новые комиссии.

К сожалению, подавляющее большинство наиболее интересных объектов и документов к этому времени было вывезено. Тем не менее, и оставшиеся находки могли быть полезными для советской промышленности. Руководство страны планировало тщательно изучить немецкие наработки и использовать их в собственных проектах ракетной техники. При этом было очевидно, что бывшие союзники уже исследовали трофеи и, возможно, вскоре применят полученные знания на практике.

В первых месяцах 1946 года были сформированы несколько новых организаций. Так, на территории Германии начали работу институты «Нордхаузен» и «Берлин». В СССР организовали новый НИИ-88. Также было решено перепрофилировать некоторые существующие предприятия. Фактически речь шла о создании совершенно новой отрасли, которой предстояло заниматься перспективными вооружениями стратегического значения. Предполагалось, что отрасль будет использовать как собственный опыт в сфере ракетной техники, так и немецкие наработки.

В мае 1946 года Совет министров СССР постановил начать работы по созданию первой отечественной баллистической ракеты. В рамках этого проекта предлагалось восстановить технический облик немецкой ракеты A-4, а также освоить ее производство и сборку на немецких и советских предприятиях. Головным исполнителем работ по проекту назначили недавно созданный НИИ-88 министерства вооружения. Руководителем работ стал С.П. Королев. Также в программе должны были участвовать другие организации, как сравнительно старые, так и недавно созданные.

Сборка и испытания

Изначально речь шла только о сборке ракет из готовых комплектующих немецкого производства. При этом специалистам НИИ-88 и «Нордхаузена» пришлось восстановить конструкцию некоторых узлов и агрегатов, документация на которые отсутствовала. Сборка ракет первой серии была организована на двух площадках. Завод №3 в Германии собирал ракеты A-4 из доступных комплектующих, дополненных изделиями новых типов. Такие ракеты обозначались литерой «Н». Также предприятие готовило сборочные комплекты, которые отправлялись на опытный завод НИИ-88 в подмосковных Подлипках. Ракеты «советской» сборки обозначались как «Т».

По известным данным, в рамках первой партии было сделано 29 ракет «Н» и 10 изделий «Т». Первые ракеты типа «Н» были вывезены из Германии в Советский Союз весной 1947 года. Вместе с оружием в СССР отправили пусковые установки, аппаратуру управления и т.д. Через несколько месяцев к испытаниям были подготовлены ракеты с литерами «Т». Проведение тестов и испытательных пусков доверили специально сформированной Бригаде особого назначения Резерва Верховного главнокомандования (БОН РВГК).

16 октября 1947 года на полигоне Капустин Яр под Сталинградом состоялись первые огневые испытания одной из новых ракет. Системы отработали штатно, и БОН РВГК получила разрешение на осуществление полноценного пуска. 18 октября ракета с серийным номером 10Т совершила первый полет по штатной траектории. Дальность полета составила 206,7 км. Отклонение от расчетной точки попадания – 30 км влево. Через два дня запустили ракету 04Т, пролетевшую 231,4 км. Впрочем, еще на активном участке она отклонилась от заданной траектории и упала в 180 км от своей цели.

Следующая неделя стала периодом затруднений и аварий. Ракеты 08Т, 11Т и 09Т не желали включать двигатели и стартовать. 25 октября после заправки изделия 09Т на стартовой позиции произошла поломка пусковой установки. Во время слива горючего и окислителя жидкий кислород попал в двигатель. К счастью, все эти аварии обошлись без жертв и разрушений.

Вскоре специалистам удалось наладить работу всех систем, и до конца октября полетели две новые ракеты. 2 ноября состоялся запуск A-4 с научной аппаратурой на борту. Однако уже на следующий день произошла авария. Ракета 30Н после старта начала вращаться вокруг продольной оси, затем загорелась и упала в нескольких километрах от стартовой позиции. Впрочем, это не помешало проведению испытаний. До 13 ноября включительно состоялись еще четыре старта без нештатных ситуаций и аварий. В последнем запуске ракета впервые использовала инерциальное наведение с коррекцией по двум радиолучам.

Почти за месяц первого этапа испытаний состоялось 11 запусков ракет A-4 / V-2, и почти все они завершились успехом либо без серьезных затруднений. В целом, испытания не обошлись без проблем, но основные затруднения возникали до старта, и с ними удавалось справляться. Успех первой серии тестовых запусков позволял продолжать работу и создавать новые версии ракетного вооружения.

14 апреля 1948 года Совмин СССР постановил начать разработку новой версии существующей ракеты A-4. Имеющуюся конструкцию следовало усовершенствовать для повышения основных характеристик. Кроме того, теперь ракета должна была полностью производиться на предприятиях Советского Союза. Готовый ракетный комплекс после проведения всех необходимых испытаний должен был поступить на вооружение Советской армии. Ракета отечественной разработки получила обозначение Р-1, а также имя «Победа». После принятия на вооружение ей присвоили индекс 8А11.

Читать еще:  Пистолет-пулемёт MGD / ERMA PM-9 (Франция)

Сотрудники НИИ-88 столкнулись с рядом сложных задач. Точное копирование готовой ракеты A-4 не представлялось возможным по технологическим причинам, а кроме того, не имело смысла. Немецкий проект предусматривал изготовление деталей из стали 86 марок, 56 марок цветных металлов и 87 неметаллических материалов. Советские инженеры и технологи смогли найти замену отсутствующим сплавам. В проекте Р-1 использовались 32 марки-заменителя стали, 21 новый цветной металл и 48 неметаллических материалов. Также переработке и совершенствованию подверглись приборный и хвостовой отсеки ракеты.

Основные особенности конструкции ракеты Р-1 перешли в новый проект из существующего. По-прежнему использовалась одноступенчатая архитектура с встроенными баками топлива и окислителя. На основе немецкого изделия был создан жидкостный двигатель РД-100 / 8Д51 с тягой более 25 тыс. кгс у земли. В качестве горючего использовался 75% этанол, окислитель – жидкий кислород. В баках помещалось 5 т окислителя и 4 т топлива. Турбонасосный агрегат двигателя работал на смеси перекиси водорода и раствора перманганата калия. Запас топлива обеспечивал работу двигателя в течение 65 с.

Ракета должна была использовать инерциальную систему наведения, способную обеспечить попадание в неподвижную цель с заранее известными координатами. Первые ракеты Р-1 оснащались средствами наведения, заимствованными у A-4. Позже эти системы обновили с использованием гироскопов и радиоаппаратуры отечественного производства. В серию пошли изделия с полностью советскими средствами управления.

Р-1 могла нести неотделяемую фугасную боевую часть массой 1075 кг. Масса заряда – 785 кг. Для безопасной эксплуатации боевая часть транспортировалась отдельно от собранной ракеты.

На основе немецких разработок был создан стартовый стол 8У23 с опорным устройством для ракеты и отклоняемой кабель-мачтой. Для транспортировки и установки на стол предлагался специальный транспортер-подъемник на основе двухосного автомобильного прицепа. Также в состав средств ракетного комплекса входили транспортные и вспомогательные машины разного назначения. Подготовка ракеты на технической позиции занимала до 3-4 ч, развертывание комплекса перед стрельбой – до 4 ч.

17 сентября 1948 года состоялся первый запуск ракеты Р-1. Во время старта произошел отказ системы управления, и ракета отклонилась от расчетной траектории. Изделие поднялось на высоту 1,1 км и вскоре упало в 12 км от стартовой площадки. Вскоре были предприняты несколько новых попыток запуска, но во всех случаях имели место неполадки, в том числе приведшие к возгораниям. На этом этапе были выявлены недоработки в конструкции сразу трех ракет.

10 октября состоялся первый удачный запуск опытной Р-1 на дальность 288 км. Ракета отклонилась от заданного направления на 5 км. На следующий день пуску вновь помешали неполадки, но уже 13 октября состоялся новый полет. Далее организовали еще девять запусков, и шесть из них прошли штатно. Остальные пришлось отменить по причине выявления тех или иных неполадок. Испытания Р-1 первой серии завершились 5 ноября. К этому времени удалось выполнить серию из четырех успешных пусков подряд. Максимальная дальность полета ракеты достигла 284 км, минимальное отклонение от цели – 150 м.

В следующем 1949 году были организованы статические и динамические испытания ракет в существующей конфигурации. С учетом их результатов, а также на основе опыта летно-конструкторских испытаний было решено изменить существующий проект для повышения некоторых характеристик.

Обновленный вариант ракеты Р-1 / 8А11 отличался усовершенствованной системой наведения, построенной с применением только отечественных компонентов. Среди прочего, была заменена система коррекции по радиосигналам. Также имели место многочисленные доработки конструкции и оборудования, учитывающие опыт предыдущих летных испытаний.

В том же 1949 году изготовили два десятка опытных ракет обновленной конструкции. Половина из них предназначалась для пристрелочных испытаний, а со вторыми следовало выполнять зачетные пуски. Все необходимые работы заняли несколько месяцев, и государственные испытания удалось завершить только осенью. Из 20 ракет 17 справились с поставленными задачами и подтвердили расчетные характеристики. Ракетный комплекс на основе изделия Р-1 был рекомендован к принятию на вооружение.

25 ноября 1950 года ракетный комплекс Р-1 / 8А11 был принят на вооружение. В начале лета следующего года появилось распоряжение о запуске серийного производства. Изначально ракеты должны были выпускаться в рамках кооперации опытного производства НИИ-88 и завода №586 (г. Днепропетровск). В дальнейшем опытный завод научной организации должен был сосредоточить усилия на другой продукции и выйти из производства Р-1. Серийные ракеты первой партии попали на полигон примерно через год после запуска производства. К этому времени было решено, что Р-1 поступят на вооружение ракетных бригад особого назначения РВГК.

Задачей девяти новых БОН РВГК являлось развертывание ракетных комплексов на позициях и поражение стационарных объектов противника, имеющих оперативное или стратегическое значение. Предполагалось, что бригада сможет осуществлять до 32-36 запусков в сутки. Каждый из трех ее дивизионов мог ежесуточно отправлять к целям до 10-12 ракет. В условиях мирного времени бригады особого назначения регулярно участвовали в учениях и использовали свое вооружение на полигонах.

Серийное производство ракет Р-1 и компонентов ракетного комплекса продолжалось до 1955 года. Вскоре после этого стартовал процесс замены устаревающего оружия новыми образцами. БОН РВГК списывали ракеты Р-1 и получали вместо них более совершенные Р-2. Последние ракеты «Победа», насколько известно, были запущены на полигонах в 1957 году. С момента начала испытаний и до завершения эксплуатации было проведено 79 запусков ракет. Также состоялось почти 300 тестовых запусков двигателей. К началу шестидесятых годов армия лишилась последних ракет Р-1 и освоила новые ракетные комплексы.

Отечественная программа создания перспективных баллистических ракет дальнего действия стартовала с изучения и сборки трофейных зарубежных образцов. В ходе проверок и испытаний было определено, что такое оружие представляет интерес и может быть скопировано. Впрочем, речь не шла о прямом копировании, и до серийного производства в итоге были доведены ракеты новой конструкции, имевшие серьезные преимущества перед базовыми образцами немецкой разработки.

Комплекс с баллистической ракетой Р-1 / 8А11 стал первым образцом своего класса, принятым на вооружение в нашей стране. Впоследствии были созданы новые модификации ракеты с теми или иными отличиями и преимуществами. Затем началась разработка совершенно новых ракет, лишь частично основывающихся на существующей. Впрочем, такое развитие технологий продолжалось в течение ограниченного времени. К началу шестидесятых годов конструкторам пришлось искать совершенно новые идеи и решения.

Ракета Р-1 «Победа» была принята на вооружение Советской армии в 1950 году и оставалась в строю до 1957-58 годов. По современным меркам, это оружие не отличалось высокими характеристиками. «Ракета дальнего действия» пятидесятых годов по своим основным характеристикам соответствовала нынешним оперативно-тактическим системам, однако и в таком виде вносила существенный вклад в обеспечение безопасности страны. Кроме того, она дала старт всем основным направлениям развития отечественного ракетного вооружения «земля-земля», от оперативно-тактических до межконтинентальных систем.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector