0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект истребителя Arie (Израиль)

Проект многоцелевого истребителя IAI Arie. Израиль

В середине 70-х годов группа инженеров компании IAI (Israel Air Industries) и офицеров израильских ВВС начали разработку проекта сверхсовременного израильского истребителя – проекта, который должен был совершить качественный скачок в истории авиации.

Истребитель Arie (אריה — лев) был разработан по самым современным передовым стандартам и должен был стать надежной альтернативой совершенным американским истребителями F-15 и F-16. И хотя Arie не вышел из стадии проекта, он стал краеугольным камнем в истории создания другого израильского прорыва – в разработке и создании истребителя Lavi (לביא ‎– молодой лев) – истребителя мечты, превосходящего американский F-16.

Предпосылки

В ответ на французское эмбарго, навязанное Израилю после Шестидневной войны 1967 года, было принято решение бороться за независимость в разработке основных систем вооружения. Израиль уже получил средства для изготовления хороших копий французских «миражей», но в IAI хотели быть больше чем просто производителями клонов.

Командующий израильскими ВВС (1982-1987 гг.) генерал Амос Лапидот (Gen. Amos Lapidot) заявил:

«Суть в том, чтобы создать технологическую инфраструктуру для разработки и производства систем вооружений для трех видов войск: армии (танки), авиации (самолеты) и флота (корабли). В основе этой концепции лежали три основные предпосылки:

  1. Израиль не должен, и не может полагаться на зарубежные страны с очень неустойчивой внешней политикой;
  2. израильские ВВС всегда стремятся использовать новые военные тактику и стратегию и постоянно нуждаются в новейшей боевой технике для выполнения этих оперативных задач;
  3. национальная стратегия по внедрению Израилем и IAI самых современных технологических достижений».

Последний пункт подразумевал, что эти достижения будут сдерживать агрессию, экономить на дорогом иностранном оружии и, возможно, помогать израильскому экспорту.

Разработка

В 1974 году в IAI была создана группа по разработке проекта Arie. Поскольку ни одно правительственное учреждение еще не выдало разрешение, то программа пока имела кодовое обозначение «R&D project». Овадья Харрани (Ovadia Harrari), который позже стал руководителем программы Lavi, возглавил эти усилия.

В IAI было решено развивать Arie на основе технологических ноу-хау, полученных в ходе разработки программы Kfir и в частности его усовершенствованной версии – Kfir с ПГО (Kfir-Canard). Фактически первое предложение, которое было представлено израильским ВВС, было разработкой, получившей обозначение «Super Kfir». Это был обычный Kfir, у которого двигатель J79 был заменен на ТРД F100, устанавливавшийся на ранние версии F-15 и F-16. Этот новый двигатель существенно повысил летные характеристики Super Kfir-а. Однако в связи с жесткими требованиями спецификации воздушных сил данный проект не был востребован. Несмотря на большое визуальное сходство Kfir-а и Arie требовался новый проект.

На предварительном этапе было рассмотрено более тридцати различных конфигураций. Также на этой стадии компанией IAI были испытаны несколько моделей двигателей, среди которых был британский Rolls-Royce RB-199, которым оснащался европейский многоцелевой самолет Panavia Tornado. Вскоре осталось только два варианта: одномоторный и двухмоторный, каждый из них должен был оснащаться двигателями F-100.

Позднее проект, получивший кодовое обозначение LWF-4 (Light Weight Fighter-4), должен был оснащаться двумя двигателями General-Electric F-404, которые устанавливались на F-18. Как сказал Овадья Харрани

«глядя на различные варианты Arie можно заметить, что это значительно модифицированный Kfir; самолет будет визуально отличаться, но в его основе лежит Kfir».

Новый самолет-истребитель будущего, который получил кодовое обозначение Hadish (חדשני — новаторский), можно было описать как одноместный легкий истребитель, способный развивать скорость М = 2,4, достигать потолка 75000 футов (22860 м) и имевший боевой радиус 480 км. Вооружение должно было состоять из 30-мм пушки и ракет класса «воздух-воздух» средней дальности. Авионика включала бы в себя радар, нашлемный прицел и интегрированную систему радиоэлектронной борьбы. Кроме того, самолет получил бы низкие оптическую и радиолокационную сигнатуры. В то время даже американские F-15 и F-16 не обладали такими функциями.

схемы проекта истребителя Hadish

Остается нерешенным вопрос: самолет должен был стать чистым истребителем или самолетом, способным наносить удары по наземным целям?

На ранних стадиях проектирования, когда в 1973 году разразилась война Судного дня, израильские ВВС сосредоточили свое внимание на проверенной в боях конфигурации чистого истребителя, поскольку воздушная мощь и господство в воздухе состоят из боевых вылетов, связанных с уничтожением авиации противника. Таким образом, около 90 % потенциала Hadish-а должны были быть направлены на выполнение воздушного боя.

Технологии и авионика

В истребителе Arie было несколько технологических прорывов. Он был разработан, чтобы стать первым израильским самолетом, оснащенным цифровой электродистанционной системой управления полетом. По тем временам это была очень передовая технология, позволявшая инженерам создавать аэродинамически неустойчивые самолеты, добиваясь значительного уменьшения размеров и повышения маневренности.

спекуляции на тему проекта истребителя IAI Arie

В варианте истребителя-перехватчика, предназначенного для уничтожения вражеских самолётов вторжения, и в целях сохранения потенциала истребителя завоевания превосходства в воздухе, Arie должен был быть оснащен самой современной авионикой и специальными боеприпасами. На борту истребителя должен был быть установлен высокочувствительный радар израильского производства, способный распознавать маловысотные летящие цели. Передовые оптико-электронные системы должны были позволить Arie обнаруживать наземные цели в ночное время.

схемы проекта истребителя IAI Arie

Другим прорывом была возможность пилота использовать свою установленную на шлеме прицельную систему, позволявшую облегчить нагрузку в бою. В середине 1970-х годов эта система была почти неслыханной. Лишь спустя десять лет нашлемные прицелы стали устанавливаться на всех типах боевых самолетов.

Кабина Arie в значительной степени напоминала ранние версии F-16. Помимо индикатора на лобовом стекле в кабине должен был устанавливаться монохроматический дисплей, отражающий поступающую с радара информацию.

модель проекта истребителя IAI Arie

Обзор пилота, являющийся в воздушном бою жизненно важным фактором, был приближен к 360º. Теперь начиная с F-15 и далее это обычный элемент конструкции западных и русских истребителей.

Вооружение Arie должно было включать усовершенствованную 30-мм пушку DAPA, набор ракет класса «воздух-воздух», а также свободнопадающие бомбы и высокоточные авиационные боеприпасы. Максимальная военная нагрузка должна была составить 7 тонн.

модель проекта истребителя IAI Arie

Хотя Arie не должен был быть самолетом-неведимкой, некоторые основные особенности данной концепции были исследованы для обеспечения проектируемому самолету возможности нанесения ударов по сильно укрепленным объектам, находящимся в зоне поражения зенитных ракет. Эта задача была поставлена на основе боевого опыта, полученного в войне 1973 года, когда израильским истребителям пришлось столкнуться с огромным количеством зенитных ракет. Arie также должен был быть оснащен изготовленной в Израиле передовой системой радиоэлектронной борьбы, дававшей пилоту ранний предупреждающий сигнал о вражеских угрозах и подавлявшей сигналы противника.

Также были проведены исследования по резкому сокращению радиолокационной заметности Arie, делавшему чрезвычайно трудным его обнаружение радарами противника. Например, для уменьшения эффективной отражающей поверхности Arie его бомбовая нагрузка должна была быть размещена в конформной подфюзеляжной капсуле.

Бумажный лев

В соответствии с графиком программы, начальная фаза разработки Arie должна была завершиться к середине 1979 года. До этой даты компания IAI должна была завершить летные испытания, выбрать и определить всех субподрядчиков.

В конце 1979 года был запланирован первоначальный испытательный полет первого из трех прототипов.

К середине 1980 года, должны были быть завершены 10 предсерийных самолетов, а в 1982 году должно было начаться серийное производство. В конце 1983 года израильские ВВС должны были получить первый серийный Arie, а к 1985 году должна была быть завершена поставка ста самолетов.

Читать еще:  Опытный огнеметный танк Т-54 (СССР)

Между тем в ВВС Израиля склонялись к выбору американского самолета. Ходили слухи, что США, наконец, согласились продать Израилю F-15 и F-16. В конце концов было принято решение заказать американские самолеты и отказаться от Arie.

В августе 1975 года командующий израильскими ВВС генерал Бенни Пелед (Gen. Benny Peled) выпустил документ, определяющий политику ВВС в связи с проектом Arie. В данном документе на основе сделанных оценок была рекомендована закупка американских F-15 и F-16, первые из которых были доставлены в Израиль в 1976 году. Кроме того, было решено, что в принципе F-16 соответствует израильским оперативным потребностям 1980-х годов в самолете завоевания превосходства в воздухе. В результате сильного давления генерал Пелед 10 мая 1976 года решил ответить с указанием причин отсутствия развития проекта Arie. США были готовы продать Израилю истребители F-16. Кроме того, было решено, что США будут продавать Израилю двигатели F-100. Все это создавало нехватку средств и приводило к остановке проекта Arie.

«Фундаментальные знания, приведшие к созданию Lavi, опирались на опыт, полученный в процессе разработки проектов Hadish и Arie»

так сказал генерал Лапидот, руководивший проектом Lavi и командовавший израильскими ВВС во время его закрытия.

«Можно со всей определенностью сказать, что программы Arie, Nesher и Kfir привнесли значительный вклад в развитие IAI и позволили сделать значительный шаг вперед в разработке Lavi: мы уже имели полностью функционирующую и готовую к работе инфраструктуру. В 1980 году мы решили построить уменьшенную версию Arie, которая не случайно была названа Lavi. Lavi тот же лев (Arie), только моложе и младше».

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: одноместный многоцелевой самолет

Максимальная скорость М = 2,4
Максимальный потолок 75000 фт (22860 м)

Проект многоцелевого истребителя iai arie. израиль

В середине 70-х годов несколько инженеров компании IAI (Israel Air Industries) и офицеров израильских ВВС начали разработку проекта сверхсовременного израильского истребителя – проекта, что должен был совершить качественный скачок в истории авиации.

Истребитель Arie (. — лев) был создан по самым современным передовым стандартам и должен был стать надежной альтернативой идеальным американским истребителями F-15 и F-16. И не смотря на то, что Arie не вышел из стадии проекта, он стал основа в истории создания другого израильского прорыва – в создании и разработке истребителя Lavi (. ‎– юный лев) – истребителя грезы, превосходящего американский F-16.

В ответ на французское эмбарго, навязанное Израилю по окончании Шестидневной войны 1967 года, было решено бороться за независимость в разработке главных совокупностей оружия. Израиль уже взял средства для изготовления хороших копий французских «миражей», но в IAI желали быть больше чем легко производителями клонов.

Командующий израильскими ВВС (1982-1987 гг.) генерал Амос Лапидот (Gen. Amos Lapidot) заявил:

«Сущность в том, дабы создать технологическую инфраструктуру для производства и разработки совокупностей оружий для трех видов армий: армии (танки), авиации (самолеты) и флота (суда). В базе данной концепции лежали три главные предпосылки:

  1. Израиль не должен, и не имеет возможности надеяться на зарубежные государства с весьма неустойчивой внешней политикой;
  2. израильские ВВС постоянно стремятся применять новые армейские тактику и стратегию и всегда нуждаются в новейшей боевой технике для исполнения этих своевременных задач;
  3. национальная стратегия по внедрению Израилем и IAI самых современных технологических достижений».

Последний пункт подразумевал, что эти успехи будут сдерживать агрессию, экономить на дорогом зарубежном оружии и, быть может, помогать израильскому экспорту.

В первой половине 70-ых годов XX века в IAI была создана несколько по разработке проекта Arie. Потому, что ни одно правительственное учреждение еще не выдало разрешение, то программа до тех пор пока имела кодовое обозначение «RD project». Овадья Харрани (Ovadia Harrari), что позднее получила должность главы программы Lavi, возглавил эти упрочнения.

В IAI было решено развивать Arie на базе технологических ноу-хау, взятых на протяжении разработки программы Kfir и в частности его усовершенствованной версии – Kfir с ПГО (Kfir-Canard). Практически первое предложение, которое было представлено израильским ВВС, было разработкой, взявшей обозначение «Super Kfir». Это был простой Kfir, у которого двигатель J79 был заменен на ТРД F100, устанавливавшийся на ранние предположения F-15 и F-16. Данный новый двигатель значительно повысил летные характеристики Super Kfir-а.

Но в связи с твёрдыми требованиями спецификации воздушных сил этот проект не был пользуется спросом. Не обращая внимания на громадное визуальное сходство Kfir-а и Arie требовался новый проект.

На предварительном этапе было рассмотрено более тридцати разных конфигураций. Кроме этого на данной стадии компанией IAI были испытаны пара моделей двигателей, среди которых был английский Rolls-Royce RB-199, которым оснащался европейский многоцелевой самолет Panavia Tornado. Скоро осталось лишь два варианта: одномоторный и двухмоторный, любой из них должен был оснащаться двигателями F-100.

Позднее проект, взявший кодовое обозначение LWF-4 (Light Weight Fighter-4), должен был оснащаться двумя двигателями General-Electric F-404, каковые устанавливались на F-18. Как сообщил Овадья Харрани

«глядя на разные варианты Arie возможно подметить, что это существенно модифицированный Kfir; самолет будет визуально различаться, но в его основе лежит Kfir».

Новый самолет-истребитель будущего, что взял кодовое обозначение Hadish (. — новаторский), возможно было обрисовать как одноместный легкий истребитель, талантливый развивать скорость М = 2,4, достигать потолка 75000 футов (22860 м) и имевший боевой радиус 480 км. Оружие должно было складываться из 30-мм ракет и пушки класса «воздух-воздух» средней дальности. Авионика включала бы в себя радар, нашлемный прицел и интегрированную совокупность радиоэлектронной борьбы.

Помимо этого, самолет взял бы низкие оптическую и радиолокационную сигнатуры. В то время кроме того американские F-15 и F-16 не владели такими функциями.

схемы проекта истребителя Hadish

Остается нерешенным вопрос: самолет должен был стать чистым истребителем либо самолетом, талантливым наносить удары по наземным целям?

На ранних стадиях проектирования, в то время, когда в первой половине 70-ых годов XX века разразилась война Судного дня, израильские ВВС сосредоточили внимание на проверенной в битвах конфигурации чистого истребителя, потому, что господство и воздушная мощь в воздухе складываются из боевых вылетов, которые связаны с уничтожением авиации соперника. Так, около 90 % потенциала Hadish-а должны были быть направлены на исполнение воздушного боя.

Технологии и авионика

В истребителе Arie было пара технологических прорывов. Он был создан, дабы стать первым израильским самолетом, оснащенным цифровой электродистанционной совокупностью управления полетом. По тем временам это была весьма передовая разработка, разрешавшая инженерам создавать аэродинамически неустойчивые самолеты, получая повышения манёвренности и значительного уменьшения размеров.

спекуляции на тему проекта истребителя IAI Arie

В варианте истребителя-перехватчика, предназначенного для уничтожения вражеских самолётов вторжения, и в целях сохранения потенциала истребителя завоевания превосходства в воздухе, Arie должен был быть оснащен самой специальными боеприпасами и современной авионикой. На борту истребителя должен был быть установлен высокочувствительный радар израильского производства, талантливый распознавать маловысотные летящие цели. Передовые оптико-электронные совокупности должны были разрешить Arie обнаруживать наземные цели ночью.

схемы проекта истребителя IAI Arie

Вторым прорывом была возможность пилота применять собственную установленную на шлеме прицельную совокупность, разрешавшую уменьшить нагрузку в сражении. В середине 1970-х годов эта совокупность была практически неслыханной. Только спустя десятилетие нашлемные прицелы стали устанавливаться на всех типах боевых самолетов.

Кабина Arie в значительной мере напоминала ранние предположения F-16. Кроме индикатора на лобовом стекле в кабине должен был устанавливаться монохроматический дисплей, отражающий поступающую с радара данные.

модель проекта истребителя IAI Arie

Обзор пилота, являющийся в воздушном бою крайне важным причиной, был приближен к 360º. Сейчас начиная с F-15 и потом это простой элемент конструкции западных и русских истребителей.

Читать еще:  Опытный автомат АО-46 (СССР)

Оружие Arie должно было включать усовершенствованную 30-мм пушку DAPA, комплект ракет класса «воздух-воздух», и свободнопадающие бомбы и точные авиационные снаряды. Большая военная нагрузка должна была составить 7 тысячь киллограм.

модель проекта истребителя IAI Arie

Не смотря на то, что Arie не должен был быть самолетом-неведимкой, кое-какие главные изюминки данной концепции были изучены для обеспечения проектируемому самолету возможности нанесения ударов по очень сильно укрепленным объектам, находящимся в зоне поражения зенитных ракет. Эта задача была поставлена на базе боевого опыта, взятого в войне 1973 года, в то время, когда израильским истребителям было нужно столкнуться с огромным числом зенитных ракет. Arie кроме этого должен был быть оснащен изготовленной в Израиле передовой совокупностью радиоэлектронной борьбы, дававшей пилоту ранний дающий предупреждение сигнал о вражеских угрозах и подавлявшей сигналы соперника.

Кроме этого были совершены изучения по резкому сокращению радиолокационной заметности Arie, делавшему очень тяжёлым его обнаружение радарами соперника. К примеру, для уменьшения действенной отражающей поверхности Arie его бомбовая нагрузка должна была быть размещена в конформной подфюзеляжной капсуле.

В соответствии с графиком программы, начальная фаза разработки Arie должна была завершиться к середине 1979 года. До данной даты компания IAI должна была завершить летные опробования, выбрать и выяснить всех подрядчиков.

В конце 1979 года был запланирован начальный испытательный полет первого из трех прототипов.

К середине 1980 года, должны были быть закончены 10 предсерийных самолетов, а в первой половине 80-ых годов XX века должно было начаться серийное производство. В конце 1983 года израильские ВВС должны были взять первый серийный Arie, а к 1985 году должна была быть закончена поставка ста самолетов.

В это же время в ВВС Израиля склонялись к выбору американского самолета. Ходили слухи, что США, наконец, дали согласие реализовать Израилю F-15 и F-16. В итоге было решено заказать американские самолеты и отказаться от Arie.

В августе 1975 года командующий израильскими ВВС генерал Бенни Пелед (Gen. Benny Peled) выпустил документ, определяющий политику ВВС в связи с проектом Arie. В данном документе на базе сделанных оценок была рекомендована закупка американских F-15 и F-16, первые из которых были доставлены в Израиль во второй половине 70-ых годов двадцатого века. Помимо этого, было решено, что в принципе F-16 соответствует израильским своевременным потребностям 1980-х годов в самолете завоевания превосходства в воздухе.

В следствии сильного давления генерал Пелед 10 мая 1976 года решил ответить с указанием обстоятельств отсутствия развития проекта Arie. США готовься реализовать Израилю истребители F-16. Помимо этого, было решено, что США будут реализовывать Израилю двигатели F-100.

Все это создавало дефицит средств и приводило к остановке проекта Arie.

«Фундаментальные знания, приведшие к созданию Lavi, опирались на опыт, полученный в ходе разработки проектов Hadish и Arie»

так сообщил генерал Лапидот, руководивший проектом Lavi и руководивший израильскими ВВС на протяжении его закрытия.

«Возможно со всей определенностью заявить, что программы Arie, Nesher и Kfir привнесли большой вклад в развитие IAI и разрешили сделать большой ход вперед в разработке Lavi: мы уже имели всецело функционирующую и готовую к работе инфраструктуру. В первой половине 80-ых годов двадцатого века мы решили выстроить уменьшенную версию Arie, которая не просто так была названа Lavi. Lavi тот же лев (Arie), лишь моложе и младше».

Тип: одноместный многоцелевой самолет

Большая скорость М = 2,4
Большой потолок 75000 фт (22860 м)

Израиль .Как пройти пограничный контроль на въезде в Израиль.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

Первые проекты французских истребителей, талантливых развивать скорость M = 3,0, датируются 1958 годом. В текущий год компаниями Nord Aviation и Dassault…

В первой половине 40-ых годов двадцатого века, в то время, когда стало возмможно установки на самолеты 1600-сильных двигателей Rolls-Royce Griffon,…

В истории компании Saunders-Roe была целая череда проектов как чисто ракетных истребителей, так и истребителей с силовой установкой смешанного типа…

в течении многих лет компания Saunders-Roe имела прочную репутацию в области производства летающих июля и 16 лодок 1947 года расширила собственную…

Проект палубного истребителя-перехватчика Douglas F6D Missileer был создан компанией Douglas Aircraft Company в ответ на требования, выпущенные ВМФ США…

Новости, приходящие из Украины по части всесокрушающей силы самостийного оружия все более напоминают «Вечера на хуторе недалеко от Диканьки»….

ВВС Израиля. Возможности на уровне сверхдержав

В последние годы эксперты традиционно ставят ВВС Израиля на очень высокие места в рейтингах сильнейших военно-воздушных сил мира. Этому способствует ряд критериев, среди которых есть как богатый исторический опыт проведения успешных воздушных операций, так и очень хорошо подготовленный контингент летчиков, которые не просто тренируются, но и регулярно привлекаются к боевым вылетам с использованием современных высокоточных средств поражения. Немаловажное значение имеет и авиационный парк израильских ВВС, как в количественном, так и в качественном отношении. На вооружении страны уже находятся многоцелевые истребители пятого поколения F-35I Adir.

Большое влияние на ВВС Израиля, как и на все вооруженные силы страны, оказали события Второй мировой войны. Память о катастрофе, с которой столкнулся еврейский народ, составляет сегодня основу фундамента, формирующего вооруженные силы этого ближневосточного государства. Вся современная политика Израиля направлена на то, чтобы никогда больше не допустить повторения той катастрофы, которая произошла в середине XX века. Вооруженным силам и подготовке резервистов уделяется повышенное внимание. Сильная и подготовленная армия – это залог существования Израиля. Особенно с учетом того, что еврейское государство находится в кольце враждебных ему арабских стран.

С самого начала своего существования ВВС Израиля строились на использовании техники иностранного производства. Любопытным является тот факт, что первыми истребителями, на которых совершали полеты израильские летчики во второй половине 1940-х годов, были Мессершмитты-109, полученные из Чехословакии. Послевоенная чешская модификация этого знаменитого германского истребителя носила обозначение Avia S-199. В дальнейшем ВВС Израиля формировались по тому же принципу. Уже в 50-е годы XX века Израиль установил и наладил достаточно теплые отношения с Францией и США, получив доступ к их боевой технике.

Долгое время основу парка израильских ВВС составляли французские истребители Mirage III различных модификаций. Израиль начал получать эти боевые самолеты в 1962 году. Именно «Миражи» составляли основу парка израильских военно-воздушных сил во время Шестидневной войны 1967 года. В воздушных боях израильские ВВС показали себя грозной силой, проведя успешную кампанию и участвуя в боях против египетских, сирийских, иракских, ливийских и иорданских летчиков. Правда, в том же 1967 году Франция наложила эмбарго на поставки вооружения в Израиль, осудив агрессию в отношении соседних арабских государств.

Столкнувшись с новыми для себя обстоятельствами, Израиль обратился к новым партнерам, в первую очередь США. Уже в 1969 году ВВС Израиля начали получать американские истребители McDonnell Douglas F-4 Phantom II. Одновременно с этим израильские спецслужбы провели успешную операцию, в результате которой смогли завладеть полным набором технической документации и чертежей французского истребителя Mirage III. На основе полученной документации в Израиле был создан собственный многоцелевой истребитель, получивший обозначение IAI Kfir («Львенок»).

Созданный на основе французского истребителя Dassault Mirage III самолет получил авионику израильского производства и версию выпускающегося в Израиле американского двигателя General Electric J79. Вторым удачным заимствованием стал самолет IAI Nesher («Гриф») производства той же компании Israel Aircraft Industries. Этот многоцелевой истребитель-бомбардировщик был спроектирован на базе украденных чертежей Dassault Mirage 5. Удивительно и то, что израильские варианты французских боевых самолетов пользовались успехом на международном рынке, они поставлялись в ряд латиноамериканских стран. Стоит отметить, что похожей модели поведения в дальнейшем придерживались и в КНР, не считая зазорным копировать удачную иностранную военную технику, развивать на ее основе собственное производство и создавать усовершенствованные модели.

Читать еще:  Перспективный вертолет SB-1 Defiant (США)

Следующим логичным шагом со стороны Израиля была попытка создания собственного боевого самолета практически с нуля. Работы над собственным многоцелевым истребителем легкого класса, который должен был занять ту же нишу, что и F-16, стартовали в Израиле в 1980 году. Проект получил обозначение IAI Lavi («Львенок»). Одновременно с этим уже в середине 1970-х годов Израиль стал получать из США новейшие на тот момент времени тяжелые всепогодные истребители четвертого поколения McDonnell Douglas F-15 Eagle.

Работы по созданию нового легкого истребителя в дополнение к американскому F-15 потребовали от израильского государства огромных временных и денежных затрат и в конечном итоге закончились тем, что в 1987 году программа по созданию истребителя Lavi была окончательно свернута, всего было построено 5 прототипов, последний полет они совершили в 1990 году. Предпочтение было отдано приобретению в США уже готовых истребителей F-16. При этом нельзя сказать, что попытка создания собственного боевого самолета была бесцельной тратой времени и денег. Израильская авиационная промышленность получила дополнительный бесценный опыт. Хотя Израиль не производит собственных самолетов, сегодня он добился существенных успехов в создании современной авионики, средств поражения воздушного базирования, средств РЭБ и других компонентов, которые активно устанавливает на приобретаемую в США технику. При этом даже из своего проекта IAI Lavi израильтяне смогли извлечь максимум выгоды, продав его техническую документацию Китаю. Полученная от Израиля документация использовалась в КНР для разработки собственного многоцелевого истребителя четвертого поколения Chengdu J-10.

Сегодня основа израильских ВВС и главная их боевая сила – это самолеты американского производства, в том числе последние модели многоцелевых истребителей пятого поколения. Численность личного состава израильских ВВС оценивается примерно в 34 тысячи человек, численность подготовленных резервистов – 55 тысяч человек. В распоряжении ВВС этой ближневосточной страны имеется порядка 57 аэродромов, из которых 54 обладают ВПП с бетонным покрытием и всего три грунтовых. В распоряжении военных имеется как минимум два аэродрома с взлетно-посадочными полосами длиной более трех тысяч метров, что позволяет принимать военные самолеты всех существующих типов.

По данным сборника The Military Balance 2018, который ежегодно составляется специалистами Международного института стратегических исследований, на вооружении ВВС Израиля находится 347 боевых самолетов, все они представлены моделями американского производства. Основу авиапарка истребительной авиации составляют модели F-15 и F-16. Так в составе ВВС Израиля числится 58 истребителей: 16 F-15A Eagle, 6 F-15B Eagle, 17 F-15С Eagle, 19 F-15D Eagle и 264 истребителя-бомбардировщика: 25 F-15I Ra’am, 78 F-16C Fighting Falcon, 49 F-16D Fighting Falcon, 98 F-16I Sufa, 14 F-35I Adir. Учитывая боевые возможности и состав ВВС Израиля, их справедливо часто ставят на четвертое место в мире после ВВС США, России и Китая. При этом в ближневосточном регионе у них просто нет конкурентов.

Важной особенностью израильских ВВС является наличие в их составе серийных многоцелевых истребителей пятого поколения. ЦАХАЛ стал первой иностранной армией в мире, которая получила новейший американский истребитель F-35. По итогам 2018 года Израилю было передано уже 14 самолетов данного типа. Ожидается, что к 2024 году в стране будет сформировано две полноценных эскадрильи по 25 самолетов в каждой. В перспективе их количество может быть увеличено до 75 машин, при таком развитии событий обратные закупки американской авиастроительной корпорации Lockheed Martin в Израиле составят 4 миллиарда долларов. В Израиле размещаются заказы на производство крыльев, топливных баков и шлемов пилотов. Стоит отметить, что Израиль проявляет интерес и к модели F-35B с возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки. Такие самолеты интересны израильским военным, так как позволяют действовать даже в тех случаях, если аэродромы попадут под ракетно-бомбовые удары со стороны ВВС Ирана или ракетные обстрелы со стороны движения «Хезболла».

Особенностью самолетов является их адаптация для Израиля. Боевые машины, имеющие в своем названии букву «I», отличаются установленным на борту радиоэлектронным оборудованием, в том числе средствами радиоэлектронной борьбы израильского производства, помимо израильского БРЭО самолеты получают возможность использовать всю линейку собственных средств поражения: управляемые ракеты и корректируемые авиабомбы. Это же справедливо и для наиболее совершенного израильского боевого самолета F-35I Adir («Могучий»), который представляет собой модификацию американского F-35 Lightning II с установленной израильской электроникой: системы РЭБ, БРЭО, всевозможные датчики, ракеты и бомбы – все это производится непосредственно в Израиле.

Наличие в составе ВВС истребителей пятого поколения существенно расширяет их боевые возможности. По данным китайских источников, малозаметные многоцелевые истребители американского производства позволили израильским и американским военным собрать огромный объем информации о возможностях системы ПВО Сирии и стоящих на ее вооружении комплексов, а также о действиях российской тактической авиации, которая применяла в Сирии в боевых условиях свои новинки – истребители-бомбардировщики Су-34 и истребители Су-35С. Как говорят офицеры Центрального командования ВС США, израильский истребитель F-35I Adir – это «пылесос для сбора информации разведывательного характера».

Важной особенностью ВВС Израиля является также то, что они привыкли и умеют действовать в воздушном пространстве соседних государств, осуществлять и проводить масштабные воздушные операции, в том числе в условиях противодействия со стороны систем ПВО противника. При этом такой опыт является успешным. В 1981 году налет восьмерки израильских истребителей-бомбардировщиков F-16 поставил крест на иракской ядерной программе, в ходе авиационного удара был уничтожен реактор Osirak. Взлетевшие с авиабазы в пустыне Негев израильские боевые самолеты долетели до своей цели, воспользовавшись воздушным пространством Иордании и Саудовской Аравии. Полет преимущественно проходил на малых высотах для снижения вероятности обнаружения средствами РЛС. В 2007 году израильские ВВС провели операцию аналогичного назначения против ядерных объектов Сирии, операция под названием Orchard «Фруктовый сад» завершилась успешно и без потерь для израильской стороны, правда, споры об уничтоженном тогда сирийском объекте и его назначении идут до сих пор.

Успешными можно назвать и авиационные удары по объектам на территории Сирии, которые израильские ВВС достаточно регулярно проводили в последние годы. По заверениям официального Тель-Авива, данные удары в первую очередь направлены против проиранских вооруженных формирований и иранских военных объектов на территории Сирии. Последние крупные авиационные удары по территории Сирии были произведены 21 января 2019 года. В ходе всех этих налетов израильские ВВС потеряли единственный истребитель F-16, который был сбит в феврале 2018 года. Все это говорит как о высокой выучке и тактической подготовке израильских летчиков, так и о высоком уровне планирования воздушных операций и их проведении с использованием современных средств радиоэлектронной борьбы, которые оказываются эффективны против средств ПВО Сирии, представленных в основном комплексами советского производства, за исключением ЗРПК «Панцирь-С1», которые, однако, уже становились жертвами израильских атак.

Специалисты отмечают, что секрет успешного применения израильских ВВС против сирийской системы ПВО, пусть и оснащенной в основном устаревшими комплексами еще советского производства, но при этом достаточно многочисленной, заключается в использовании современных средств радиоэлектронной войны. В налетах ВВС Израиля задействует не только ударные силы, но и самолеты радиоэлектронной борьбы и разведки RC-12D, а также дальнего радиолокационного дозора (ДРД) на базе пассажирских Gulfstream G500/G550. При этом и сами ударные самолеты F-16I оснащаются контейнерными системами РЭБ израильского производства. Как отмечают специалисты, самолеты РЭБ и ДРД, поднимаемые в воздух еще до начала авиационного удара, осуществляют перехват радиообмена между сирийскими подразделениями ПВО и производят постановку адресных помех в отношении обнаруженных РЛС и комплексов, затрудняя их работу.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector