Проект истребителя CAVA (ЮАР)
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Политика
The Drive (США): российские бомбардировщики Ту-160 приземлились в ЮАР в рамках первого в истории перелета в Африку
23 октября два российских бомбардировщика Ту-160 (по кодификации НАТО — «Блэкджек») приземлились на авиабазе ВВС ЮАР «Ватерклуф» недалеко от столицы страны Претории. Это стало первым в истории перелетом российских бомбардировщиков в Африку. Событие произошло в тот же день, когда президент России Владимир Путин открыл в Сочи первый в истории саммит «Россия — Африка» в рамках попыток Кремля расширить влияние на этом континенте.
Власти ЮАР объявили о том, что российские ВКС отправляют в эту страну свои бомбардировщики, 21 октября 2019 года, назвав их прибытие мероприятием в рамках сотрудничества между вооруженными силами двух стран. По плану самолеты должны были прилететь еще 22 октября, однако по неким техническим причинам их перелет пришлось отложить на день.
Неблагоприятные погодные условия тоже послужили причиной для отсрочки. Грузовой самолет Ан-124 и пассажирский транспортный самолет Ил-62 прилетели на авиабазу «Ватерклуф» 22 октября 2019 года — как и было запланировано изначально — доставив туда военных и оборудование. Обычно именно эти самолеты сопровождают Ту-160, как это случилось, когда два российских бомбардировщика совершили перелет в Венесуэлу в декабре 2018 года.
«Южно-Африканская Республика и Российская Федерация поддерживают крепкие исторические связи после того, как 28 февраля 1992 года между нашими двумя странами были установлены дипломатические отношения, — говорится в официальном пресс-релизе министерства обороны ЮАР, опубликованном 23 октября. — Сотрудничество между вооруженными силами двух стран строится не столько на политике противоборства, сколько на укреплении взаимовыгодного партнерства, основанного на общности интересов».
Стоит отметить, что в 1991 году ЮАР отменила расистскую систему апартеида, которая гарантировала господство белого меньшинства, однако первые выборы, на которых право голоса получили все без исключения граждане страны, состоялись только в 1994 году. Спустя год новое правительство ЮАР под руководством Нельсона Манделы подписало соглашение о военном сотрудничестве с Россией.
Для Москвы перелет двух бомбардировщиков в ЮАР — это очевидная демонстрация способности России проводить военные операции далеко за пределами своих собственных территорий. Последние несколько лет Россия все чаще проводит операции с применением патрульных самолетов дальнего действия, включая стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, в стратегически значимых Арктическом и Тихоокеанском регионах.
Контекст
Sohu: появление Ту-160 не на шутку испугало НАТО
Sohu: четыре самых опасных российских бомбардировщика
Зачем России бомбардировщики в Арктике?
«Мне сообщили, что Ту-160 летят по более длинному маршруту, который пролегает преимущественно над океаном, — написал в твиттере Даррен Оливье (Darren Olivier), директор African Defense Review. — Аналогичная стратегия была применена, когда Россия несколько лет назад отправила пару Ту-160 в Венесуэлу. Мы видим впечатляющий радиус действия».
Вполне вероятно, мы скоро увидим, как Ту-160 будут летать вместе с южноафриканскими боевыми самолетами — возможно, в рамках продолжительных операций по патрулированию вблизи Антарктического региона. Предполагалось, что истребители «Грипен» и учебно-тренировочные самолеты «Хок» должны были сопровождать Ту-160 во время их перелета на авиабазу «Ватерклуф», однако до сих пор неизвестно, были ли задействованы истребители «Грипен». Самолеты «Хок» встретили российские бомбардировщики и сопроводили их до авиабазы.
Как и в случае с перелетом российских Ту-160 в Венесуэлу, прибытие бомбардировщиков на авиабазу «Ватерклуф» стало наглядной демонстрацией теплых отношений между Россией и Южной Африкой. Оливье из African Defense Review отметил, что планы такого визита обсуждались еще в 2016 году, однако его пришлось отложить из-за того, что российские ВКС в то время проводили операции в Сирии. Не очень понятно, каким образом это могло коснуться Ту-160, которые почти не были задействованы в том конфликте, однако, вполне вероятно, в то время действительно были какие-то ограничения логистического характера, в частности касательно максимального возможного объема воздушных перевозок.
Благодаря тем отсрочкам сегодня прибытие российских бомбардировщиков в ЮАР оказалось еще более символичным. Ранее в тот же день, 23 октября, президент ЮАР Сирил Рамафоса (Cyril Ramaphosa) встретился с Путиным в рамках первого в истории саммита «Россия — Африка».
«Ожидается, что во время визита в Россию президент Рамафоса будет присутствовать на торжественном открытии экономического форума „Россия-Африка”, проведет двусторонние встречи с президентом России Владимиром Путиным и другими главами государств и правительств, приехавшими на саммит», — сообщила пресс-служба Рамафосы в преддверии его поездки в Россию. «В основе этих дискуссий лежат три ключевые темы, а именно укрепление экономических связей, создание совместных проектов и сотрудничество в гуманитарной и социальной сферах», — сообщило официальное информационное агентство правительства ЮАР.
«Мы видим, как целый ряд западных стран прибегают к давлению, запугиванию и шантажу правительств суверенных африканских стран», — сказал Путин 21 октября, передает российское информационное агентство ТАСС. Последние несколько лет Кремль списывал долги и щедро финансировал покупку оружия и военного оборудования, чтобы расширять свое влияние в Африке. В 2018 году объемы торговли России со странами Африки достигли примерно 20 миллиардов долларов, что почти в четыре раза больше, чем десять лет назад.
По некоторым данным, Кремль также использовал некоторые приемы ведения гибридной войны, чтобы помочь пророссийским лидерам в различных странах Африки остаться у власти. В прошлом году поступали сообщения о том, что якобы независимая российская частная военная компания «Вагнер», которая поддерживает тесные связи с российской разведкой, сотрудничала с правительством Центральноафриканской Республики. В этой стране с 2012 года идет гражданская война, однако в феврале правительству удалось достичь соглашения с рядом группировок, хотя вооруженные столкновения продолжаются.
«Тяжелое вооружение необходимо нам для создания эффективной армии, — сказал президент ЦАР Фостен-Аршанж Туадера (Faustin-Archange Touadera) во время своей встречи с Путиным на саммите в Сочи, где он также поблагодарил Россию за оказанную ранее военную помощь и попросил Кремль помочь ему добиться полной отмены оружейного эмбарго ООН. — Вооруженные группировки достают тяжелое оружие, обходя эмбарго, и именно поэтому мы не можем контролировать всю территорию страны».
Недавно Россия отправила свое оружие Мозамбику, в том числе вертолеты Ми-17, оснащенные устройствами направленного противодействия инфракрасным приборам. Кроме того, поступают сообщения о присутствии в этой стране наемников таких российских частных военных компаний, как «Вагнер». В настоящий момент Мозамбик тоже переживает период политических беспорядков, которые, как опасаются обозреватели, могут привести к гражданской войне.
Вполне возможно, что российские наемники тайно пытались оказать поддержку бывшему диктатору Судана Омару аль-Баширу (Omar Al Bashir), который оказался в тюрьме в результате государственного переворота в апреле 2019 года. Кремль также поддерживает крепкие связи с ливийским военным лидером Халифой Хафтаром (Khalifa Haftar), который ранее в этом году начал наступление на признанное международным сообществом правительство этой страны.
Это только часть шагов России, стремящейся расширить своей влияние в Африке, — этому также способствует ослабление интереса к континенту со стороны США под руководством президента Дональд Трампа. В прошлом году американские вооруженные силы объявили о том, что они существенно сократят масштабы своих операций на этом континенте.
В конечном счете настоящим соперником России в Африке может оказаться Китай, который уже наладил достаточно крепкие связи с различными странами на этом континенте и даже создал свою военную базу в Джибути в 2017 году. Кроме того, китайское правительство профинансировало строительство штаб-квартиры Африканского союза, которая открылась в Аддис-Абебе в 2012 году. Пекин отверг сообщения о том, что китайская разведка развернула оборудование для ведения наблюдения в этом здании, пока китайские компании строили его.
Тем не менее, прибытие Ту-160 в ЮАР, несомненно, является четким сигналом того, что Кремль заинтересован в этой стране и продолжает расширять свои связи на континенте в целом.
Дополнение: Российский телеканал «Звезда», являющийся рупором Министерства обороны России, сообщил, что бомбардировщики Ту-160 преодолели за 13 часов примерно 11 тысяч километров, пролетев над Каспийским и Аравийским морем, а также над Индийским океаном. Агентство ТАСС сообщило, что продолжительность их полета составила 12 часов, и что бомбардировщики пролетели над территориями семи различных африканских стран.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Проект истребителя CAVA (ЮАР)
Появление у Анголы МиГ-23 сильно обеспокоило южноафриканцев. Стоявшие на вооружении SAAF(South African Air Force) Mirage III не могли на равных бороться с изделиями советского авиапрома, а Mirage F1 было немного. Закупка более совершенных самолетов не представлялось возможной из-за эмбарго ООН, поэтому решили начать разрабатывать собственный истребитель получивший кодовое наименование “Carver” (встречаемое обозначение CAVA ввел в оборот журналист, который неверно транскрипировал сие имя собственное). Пока же идет его разработка начали модернизировать Мираж III, в результате этой модернизации появился Atlas Cheetah.
Первый вариант Carver’а был однодвигательной и однокилевой бесхвосткой. Вероятно смена командования в SAAF (Lt Gen D.J. Earp’а летом 1988 года сменил Lt Gen J.P.B. van Loggerenberg) повлекла и к смене концепции. Не менее вероятно что к этому был причастен большой “десант” из сотрудников IAI (работавших ранее над IAI Lavi), высадившийся в начале 1988года. На последнем этапе своей истории Carver стал двухмоторным, двухместным и двухкилевым многоцелевым истребителем, по схеме – опять же бесхвостка (есть картинка за 1989 год другого варианта – однокилевая двухдвигательная «утка»). Двигатели – французский Atar 9К50, те самые которые стояли на Mirage III. Возможно позже их планировалось заменить на разрабатываемый на его основе Atar Plus. Кроме того в 90х началось сотрудничество с Россией: SMR-95 – совместная разработка СССР/РФ и ЮАР, модификация климовского РД-33Н для установки на французских Миражах вместо Атаров.
Окончание работ над “Резчиком” – январь -февраль 1991 года. К этому времени была проведена продувка модели, подготовлена вся документация и началось строительство макета. Или даже опытного образца. Причины завершения работ – отсутствие двигателя, с 9K50 «Кава» был ненамного лучше «Гепарда», но существенней дороже. Да и внешнеполитическая обстановка изменилась – урегулировались отношения с Анголой, заканчивалась эпоха апартеида и отмена эмбарго стала ближе к реальности (это событие совершилось в мае 1994 года).
По легендам к проекту Carver были кроме израильтян причастны и французы, передававшие юаровцам в обход эмбарго наработки по Mirage 2000. Кроме того, якобы из китайского J-10 торчит хвост не только Lavi, но и уши Carver’а. Не менее мутные слухи существуют о связи первого варианта “Резчика” с индийским LCA (“Tejas”)
1. Первый вариант
2. Нечто подобное этому рисунку было изображено в Fligt International за май 1989 года
3. Первый/второй варианты
4. Первый/второй варианты
5. Второй вариант
Начало работ – середина 1980х
Закрытие программы: 1991
Планы:
Полет первого образца: 1991-1992
Начало поступления в войска – конец 90х
ТТХ
Длина 13,75м
Размах крыла 8м
Высота 4,87м
Площадь крыла 30м2
Двигатель: Snecma M88Y
Вес пустого 6247кг
Максимальный взлетный вес 13400кг
Максимальная скорость 1.88М
Дальность 3765км
Потолок 17000м
Вооружение:
1х30мм, 11 узлов подвески, УР «воздух-воздух» средней и малой дальности (французские R550 Magic, Matra Super 530, MICA).
ВВС ЮАР южноафриканские военно-воздушные силы фото
ВВС ЮАР южноафриканские военно-воздушные силы фото, созданные 1 февраля 1920 года, прошли долгий боевой путь. Во время Второй мировой войны они участвовали в боях в Восточной и Северной Африке, Италии и на Балканах. Одна эскадрилья в 1950-1953 воевала в Корее.
Эскадрилья южноафриканских ВВС, воевавшая в Корее в 1950-1953 годах
К концу 1980-х годов, несмотря на международные санкции, правительству ЮАР удалось создать самые мощные в регионе южнее Сахары военно-воздушные силы. Однако после окончания «пограничной войны» и ликвидации режима апартеида началось их сокращение. Для справки, с 1966 по 1989 год ВВС ЮАР участвовали в бесконечных конфликтах с соседями, известных как «пограничная война».
- К настоящему времени в составе южноафриканских военно-воздушных силах проходят службу около 11 тыс. человек личного состава,
- имеется и 800 резервистов.
- На вооружении находится около 140 самолетов
- и примерно 90 вертолетов.
ВВС ЮАР южноафриканские военно-воздушные силы
ВВС ЮАР южноафриканские военно-воздушные силы организация, в настоящее время насчитывают более десятка авиационных эскадрилий, а также значительное количество частей обеспечения.
- Все реактивные боевые и учебно-боевые самолеты сосредоточены на авиабазе Макхадо в северо-восточной части страны. Здесь дислоцирована 2-я эскадрилья с истребителями «Грипен» и 85-я школа боевой авиации, эксплуатирующая учебно-боевые «Хоки».
- Основной базой транспортной авиации является Ватерклооф (вблизи столицы страны Претории). Здесь размещены 28-я эскадрилья со средними транспортными самолетами С-130BZ «Геркулес», 41-я и 44-я, эксплуатирующие легкие транспортные и связные машины различных типов, а так¬же 21-я эскадрилья, обеспечивающая перевозки высокопоставленных лиц (самолеты BBJ, «Фалкон» и «Сайтейшн»).
- В Истерплаате (у Кейптауна) находится 35-я эскадрилья, вооруженная самолетами С-47ТР – старыми самолетами, еще помнящими Вторую мировую войну, но прошедшие модернизацию с заменой поршневых двигателей турбовинтовыми. Помимо транспортных перевозок, эти машины привлекаются для патрулирования прибережных вод, ведения радиоэлектронной разведки, а также обеспечения учебного процесса в школе штурманов ВВС, также расположенной в Истерплаате.
aermacchi MB-326 в ВВС ЮАР, самолет активно эксплуатировался более четырех десятилетий
Традиционно большое внимание в ВВС ЮАР уделяется вертолетным частям. В настоящее время в строю имеется пять вертолетных эскадрилий.
- Три из них – – являются эскадрильями общего назначения.
- 15-я (Дурбан)
- 17-я (Ватерклооф)
- 19-я (Худспрюйт)
база авиации – Сварткопс
Они вооружены средними транспортными вертолетами «Орикс» (модернизированные в ЮАР «Пумы») и легкими многоцелевыми А-109 итальянского производства. 22-я эскадрилья, дислоцированная в Истерплаате, предназначена для взаимодействия с ВМС. Помимо нескольких «Ориксов», в ней имеются и палубные вертолеты «Супер Линке», базирующиеся на фрегатах ВМС ЮАР.
Вертолет Denel CSH-2 Rooivalk фото
Наконец, 16-я эскадрилья в Блумспрюйте (в центре страны) вооружена ударными вертолетами «Руивалк» южноафриканского производства. Подготовку вертолетчиков обеспечивает 87-я вертолетная школа в Блумспрюйте, эксплуатирующая несколько «Ориксов», А-109 и ВК-117.
Первоначальную летную подготовку обеспечивает Центральная летная школа в Лангебаагвеге, укомплектованная турбовинтовыми самолетами Пилатус РС-7 Mk.ll. При этой школе также действует пилотажная группа «Сильвер Фалконс» («Серебряные соколы»).
Проблемы и перспективы ВВС ЮАР фото
На рубеже XX и XXI веков правительство ЮАР предприняло ряд мер по кардинальному обновлению парка ВВС. Устаревшие истребители «Чита» ( модернизированные «Миражи» ) были заменены шведскими «Грипенами» (в 2008-2012 годах поставлено 26 самолетов, в т. ч. 17 одноместных и девять двухместных). Взамен учебно-боевых «Импал» были приобретены английские «Хоки». Легкие вертолеты Агуста А-109 сменили устаревшие «Алуэтты», а для взаимодействия с флотом у Великобритании купили небольшую партию «Супер Линксов».
Наконец, удалось ввести в строй партию ударных вертолетов «Руивалк». История разработки этой машины тянулась еще с 1980-х годов.
Южноафриканская компания Denel намерена возобновить серийное производство ударных вертолетов Rooivalk фото
Тем не менее реальная боеготовность авиационных частей стремительно снижается. После того, как в 2008 году были списаны последние «Читы», суммарный годовой налет пилотов реактивной авиации упал с 2000-2500 часов до 325 часов. Командование вынуждено было поставить на консервацию 12 «Грипенов», и причиной тому – не только нехватка средств, но и отток из ВВС квалифицированных кадров. Не лучше ситуация и с вертолетами: в июле 2013 года было решено поставить на консервацию 18 из имеющихся 29 машин А-109. Это, в свою очередь, поставило под угрозу способность ВВС ЮАР производить поисково-спасательные операции. В которых зачастую задействованы с ухопутные силы ЮАР , и участвовать в ликвидации последствий стихийных бедствий.
ВВС ЮАР южноафриканские военно-воздушные силы на похоронах Нельсона Манделы. 15 декабря 2013 года
Близко к критическому положение в транспортной авиации – из всех машин в достаточно хорошем состоянии содержатся лишь самолеты, обеспечивающие перевозку высокопоставленных лиц. В общем, без принятия кардинальных мер по улучшению финансирования и привлечению квалифицированных кадров ВВС ЮАР рискуют окончательно потерять боеготовность.
Самолетный и вертолетный парк ВВС ЮАР
- Многоцелевые истребители: «Грипен» C/D – 17/9.
Транспортные самолеты: - C-130BZ – 9;
- С-47ТР – 9 (часть применяется как морские патрульные и самолеты радиоэлектронной разведки);
- С-212-4;
- Сессна 208 -10 шт; Сессна «Сайтейшн» – 2 шт;
- Бичкрафт «Супер Кинг Эйр» – 4;
- РС-12-1;
- Боинг BBJ -1;
- «Фалкон» 900 -1;
- « Фалкон » 50 – 2.
- Учебно-боевые самолеты: «Хок»Мк.120-24.
Учебные самолеты: - РС-7 – 35.
Вертолеты: - «Руивалк» -11;
- «Орикс» – 39;
- «Супер Линке» Мк-300 – 4;
- A-109LUH – 29;
- ВК-117-6.