50 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект истребителя FMA SAIA 90 (Аргентина)

Проект многоцелевого истребителя Fabrica Militar de Aviones SAIA 90. Аргентина

Проект многоцелевого истребителя Fabrica Militar de Aviones SAIA 90. Аргентина

Содержание:

Проект FMA SAIA 90 представлял собой истребитель завоевания превосходства в воздухе, разработанный компанией FMA (Fabrica Militar de Aviones) в середине 1980-х годов в сотрудничестве с компанией Dornier Flugzeugwerke (Dornier). SAIA 90 был последней стадией разработки проекта аргентинского самолета-истребителя (ACA — Avion Caza Argentino), начатого военной хунтой (официально «Процесс национальной реорганизации» [Proceso de Reorganizacion Nacional]).

Проект создания аргентинского истребителя делился на три стадии:

  1. учебный самолет/легкий штурмовик IA 63 Pampa. Этот самолет стал единственным из трех, который поступил в серийное производство. Версия этого самолета Vought Pampa 2000 приняла участие в проведенном в начале 1990-х годов совместном конкурсе ВВС и ВМС США по созданию объединенной системы начальной лётной подготовки экипажей самолётов (JPATS — Joint Primary Aircraft Training System). В этом конкурсе версия Vought Pampa 2000 проиграла T-6 Texan II;
  2. проект легкого бомбардировщика/штурмовика IA 67 Cordoba, который так никогда и не был построен;
  3. проект истребителя завоевания превосходства в воздухе SAIA 90 с минимальной эффективной поверхностью рассеяния — самолет с элементами малозаметности.

Этапы проекта

К середине 1980-х годов Fabrica Militar de Aviones и компания Dornier, имевшие в тот момент тесное взаимодействие и совместные проекты (результатом их стали разработка и производство учебного самолета/легкого штурмовика IA 63 Pampa), рассматривали соглашение о сотрудничестве в производстве будущих самолетов. Это соглашение требовало от обеих сторон в течение года создать в аргентинском городе Кордобе (Cordoba) совместное предприятие, задачами которого должны были стать производство самолетов, маркетинг и связанные с ними услуги по их информационно-технической поддержке.

Создание учебного самолета — первой машины после разработанного в середине 1960-х годов штурмовика FMA IA 58 Pucará — было начальным шагом в реализации стратегии Fabrica Militar de Aviones:

  • — создание IA 63 Pampa;
  • — создание легкого транспортного самолета;
  • — создание боевого самолета.

Компания Dornier передала несколько схем эскизных проектов, создававшихся по западногерманской программе «истребителя 90-х» TKF-90 (Taktische Kampfflugzeug der 90er Jahre). В этих проектах были представлены основные особенности будущего боевого самолета, которые аргентинские ВВС должны были адаптировать под собственные требования.

модель проекта Dornier TKF-90

модель проекта Dornier TKF-90

Проекты компании Dornier уже предвосхищали некоторые исследования, что позволило сформулировать основные требования, такие как воздушный бой при заданных режимах эксплуатации и характеристики вооружения, предназначенного для установки на самолет. Таким образом, разрабатываемый летательный аппарат мог быть определен как самолет воздушного боя.

«Вес F-16 и возможности F-18L»

— был одним из девизов создателей TKF-90. Одновременно с этим декларировалась и более низкая стоимость самолета, что должно было соответствовать финансовым возможностям ВВС такой относительно бедной страны как Аргентина.

В ходе анализа был использован опыт Вьетнамской войны, во время которой бои велись на малых высотах, не превышающих 8000 метров, и в ходе которых большинство пилотов пыталось нейтрализовать угрозу со стороны зенитных ракет. Хотя у обеих сторон конфликта были самолеты, способные развивать скорость M = 2,0, бои, как правило, велись в диапазоне скоростей M = 0,5 … 0,9 и лишь изредка самолеты выходили на сверхзвук.

Вполне вероятно, что на таких скоростях достигались наилучшие скорости разворота, и пилоты, безусловно, использовали свои самолеты в данном диапазоне с максимальной эффективностью.

В ходе проектирования самолета это параметры были учтены: помимо достижения сверхзвуковой скорости истребитель должен был иметь увеличенные значения кривой в режиме установившегося разворота с сохранением максимальных значений при трансзвуковых скоростях. В данном аспекте также был принят во внимание фактор воспринимаемой пилотом нагрузки в режиме мгновенного разворота.

сравнение кривых установившегося разворота IA63, AVX и SAIA 90

Техническое описание

Характеристики

Согласно проведенному анализу к проекту истребителя были предъявлены следующие требования:

  • — выполнение установившегося разворота на высоте 6000 метров при скорости M = 0,9;
  • — способность к быстрому набору скорости от M = 0,9 до M = 1,5 на высоте 9000 метров;
  • — способность к быстрому торможению вне зависимости от относительной скорости;
  • — достаточная боевая дальность при полете с бортовым запасом топлива;
  • — минимальная заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах («Stealth»).

Возможный состав вооружения

Планируемый состав вооружения проектируемого истребителя должен был включать в себя:

  • — 27-мм пушку Mauser с боезапасом в 150 снарядов;
  • — две ракеты класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения (типа AIM-9 Sidewinder);
  • — четыре ракеты класса «воздух-воздух» с радиолокационной головкой самонаведения (типа AIM-120 AMRAAM) с размещением под фюзеляжем;
  • — до 5000 кг боевой нагрузки класса «воздух-поверхность».

вернуться к меню ↑

Авионика

На борту истребителя должна была быть установлена бортовая РЛС для действий против воздушных целей, обладающая:

  • — возможностью обнаружения вражеских целей с эффективной поверхностью рассеяния 5 м² на расстоянии 90 километров без ответного обнаружения со стороны вражеского радиоэлектронного противодействия;
  • — возможностью одновременной атаки шести различных целей, которые могут быть распознаны благодаря системе идентификации «свой-чужой».

Для обеспечения возможности нанесения ударов по наземным целям РЛС должна была распознавать объекты на фоне поверхности.

Конфигурация

Хотя было желательно достичь сочетания преимуществ, которые предлагают высоконагруженное дельтовидное крыло и небольшой вес, однако способность выполнять устойчивые развороты на дозвуковых и трансзвуковых скоростях требовала устойчивого дельтовидного крыла с небольшим удлинением и переменной стреловидностью. Однако, данный вариант не был способен выполнить другие требования, связанные с возможностью выполнения укороченных взлета и посадки.

схема варианта с дельтавидным крылом

модель для испытаний в аэродинамической трубе варианта с дельтавидным крылом

модель для испытаний в аэродинамической трубе варианта с дельтавидным крылом

Другим решением была установка наплывов в корневых частях крыла, генерирующих мощные вихревые жгуты и улучшающие аэродинамические характеристики на больших углах атаки. Другой характерной особенностью конструкции должна была стать искусственная продольная устойчивость.

схема FMA SAIA 90

Таким образом, получалась компоновка с крылом с большими углами стреловидности, продолжающимися вплоть до соединения крыла с фюзеляжем, и двумя килями, расположенными перед стабилизатором, что создавало определенное сходство с F/A-18C Hornet.

в полете F/A-18C Hornet, примерно так мог бы выглядеть FMA SAIA 90

Силовая установка должна была состоять из двух турбовентиляторных двигателей с максимальной тягой 5600 кг (возможно GE F-404). При весе (пустого самолета) 7800 кг машина должна была развивать скорость до M = 2,0.

Расчетный вес самолета был достаточно низким, что было возможно достигнуть применением композиционных материалов. Опыт компании Dornier в применении данных материалов был весьма значительным (Alpha Jet и Do 228). В своем проекте истребителя компания предложила использовать в крыле 65% армированного пластика с волокнами углерода (PRFC), 20% алюминия, остальное 15% должны были включать в себя несколько материалов, в том числе и титан. Передняя часть фюзеляжа должна была использовать 60% армированного пластика с волокнами углерода, центральная часть — 18%, а нижняя — 10%. Остальная часть состоит из тех же материалов, что должны применяться в крыле. В стабилизаторах доля углепластиков должна была составить 55%, а в килях — 70%. Те же материалы должны были использоваться для воздухозаборников и для стоек шасси (aeroespacio 1982/83).

Читать еще:  Многофункциональный истребитель Су-35 (Россия)

Сроки проекта

Fabrica Militar de Aviones оценивала сроки проекта в диапазоне от 12 до 15 лет от момента утверждения спецификаций. Ожидалось, что к 1987 году проектирование будет завершено, а в 1989 году состоится первый полет первого прототипа. Начало серийных поставок машины, которая должна была заменить целую серий устаревших истребителей и штурмовиков ВВС и ВМС Аргентины (Mirage III, Mirage V, IAI Nesher, Super Étendard и A-4B/C Skyhawk) ожидалось в 1991 году.

Поиск партнеров

К середине 1980 годов Fábrica Militar de Aviones испытывала серьезные финансовые трудности и, имея ежегодный дефицит в размере $50 млн, старалась найти партнеров, стремящихся диверсифицировать свой бизнес. Ради выживания компания была готова продать 49% своих активов.

Было очевидно, что Fábrica Militar de Aviones не могла самостоятельно завершить проект, вследствие чего она поддерживала контакты с различными компаниями, такими как Aermacchi-Aeritalia, McDonnell Douglas и Fairchild, с намерением привлечь партнера для продолжения проекта в качестве совместного.

FMA SAIA 90 на аэродроме (компьютерная графика)

FMA SAIA 90 на аэродроме (компьютерная графика)

FMA SAIA 90 ведет бой над Буэнос-Айресом (компьютерная графика)

Хотя намерением ВВС было включение компании McDonnell Douglas, которая поддерживается переговоры о возможном лицензии производства A-4M Skyhawk II (сейчас A-4AR Fightinghawk) и катапультных кресел для IA 63 Pampa. Однако американская компания не желала брать на себя риск.

Другой возможностью был альянс с консорциумом Aeritalia-Aermacchi, но финансовые проблемы, с которыми столкнулась Аргентина, вынудили закрыть проект.

Заключение

Выгодами Аргентины и Fábrica Militar de Aviones от участия в этом проекте стали опыт работы с различными современными оборудованием и механизмами и получение доступа к новейшим технологиям в разработке сложных конструкций и области материаловедения, в частности к углеволокну из углерода и титана.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: многоцелевой истребитель завоевания превосходства в воздухе

Экипаж:

боевая версия – 1 человек
учебная версия – 2 человека

Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя GE F404 с максимальной тягой 5600 кг каждый

Размеры:

размах крыла 10,95 м
длина 15,53 м
высота 3,96 м
площадь крыла 30,00 м²
ширина колеи шасси 6,60 м

Вес:

пустого 7800 кг
максимальный взлетный 14500 кг
максимальная удельная нагрузка на крыло 483,33 кг/м²

Летные характеристики:

максимальная скорость M = 2,5
максимальная скороподъемность 15000 м/мин
потолок 15000 м
дальность 3800 км

Вооружение:

  • — 27-мм пушка Mauser с боезапасом в 150 снарядов;
  • — две ракеты класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения (типа AIM-9 Sidewinder)
  • — четыре ракеты класса « воздух-воздух » с радиолокационной головкой самонаведения (типа AIM-120 AMRAAM) с размещением под фюзеляжем
  • — до 5000 кг боевой нагрузки класса «воздух-поверхность»

Вооружение должно было размещаться на 11 узлах подвески:

  • — под фюзеляжем – 4 (бомбы, ракеты класса «воздух-поверхность», «воздух-воздух»)
  • — под консолями крыла – 4 (бомбы, ракеты класса «воздух-поверхность»)
  • — на законцовках крыла – 2 (ракеты класса «воздух-поверхность», «воздух-воздух»)
  • — центральный (на оси симметрии самолета) – 1 (бомбы, ПТБ)

Авионика:

  • – бортовая РЛС для действий против воздушных целей, обладающая возможностью обнаружения вражеских целей с эффективной поверхностью рассеяния 5 м² на расстоянии 90 километров и способная одновременно атаковать 6 целей
  • – бортовая 3D РЛС для действий против наземных целей
  • – цифровая система управления полетом
  • – многофункциональная система навигации и наведении на цель
  • – система засекреченной связи

Стоимость: неизвестно, но по прогнозам должна была быть дешевле стоимости самолетов поколения 4,5

Невзлетевший аргентинский Хорнет. Истребитель Fabrica Militar de Aviones SAIA 90 поколения 4+

Проект FMA SAIA 90 представлял собой истребитель завоевания превосходства в воздухе, разработанный компанией FMA (Fabrica Militar de Aviones) в середине 1980-х годов в сотрудничестве с компанией Dornier Flugzeugwerke (Dornier). SAIA 90 был последней стадией разработки проекта аргентинского самолета-истребителя (ACA – Avion Caza Argentino), начатого военной хунтой (официально «Процесс национальной реорганизации» [Proceso de Reorganizacion Nacional]).

Проект создания аргентинского истребителя делился на три стадии:

  1. учебный самолет/легкий штурмовик IA 63 Pampa. Этот самолет стал единственным из трех, который поступил в серийное производство. Версия этого самолета Vought Pampa 2000 приняла участие в проведенном в начале 1990-х годов совместном конкурсе ВВС и ВМС США по созданию объединенной системы начальной лётной подготовки экипажей самолётов (JPATS – Joint Primary Aircraft Training System). В этом конкурсе версия Vought Pampa 2000 проиграла T-6 Texan II;
  2. проект легкого бомбардировщика/штурмовика IA 67 Cordoba, который так никогда и не был построен;
  3. проект истребителя завоевания превосходства в воздухе SAIA 90 с минимальной эффективной поверхностью рассеяния – самолет с элементами малозаметности.

Этапы проекта

К середине 1980-х годов Fabrica Militar de Aviones и компания Dornier, имевшие в тот момент тесное взаимодействие и совместные проекты (результатом их стали разработка и производство учебного самолета/легкого штурмовика IA 63 Pampa), рассматривали соглашение о сотрудничестве в производстве будущих самолетов. Это соглашение требовало от обеих сторон в течение года создать в аргентинском городе Кордобе (Cordoba) совместное предприятие, задачами которого должны были стать производство самолетов, маркетинг и связанные с ними услуги по их информационно-технической поддержке.

Создание учебного самолета – первой машины после разработанного в середине 1960-х годов штурмовика FMA IA 58 Pucará – было начальным шагом в реализации стратегии Fabrica Militar de Aviones:

  • создание IA 63 Pampa;
  • создание легкого транспортного самолета;
  • создание боевого самолета.

Компания Dornier передала несколько схем эскизных проектов, создававшихся по западногерманской программе «истребителя 90-х» TKF-90 (Taktische Kampfflugzeug der 90er Jahre). В этих проектах были представлены основные особенности будущего боевого самолета, которые аргентинские ВВС должны были адаптировать под собственные требования.

модель проекта Dornier TKF-90

модель проекта Dornier TKF-90

Проекты компании Dornier уже предвосхищали некоторые исследования, что позволило сформулировать основные требования, такие как воздушный бой при заданных режимах эксплуатации и характеристики вооружения, предназначенного для установки на самолет. Таким образом, разрабатываемый летательный аппарат мог быть определен как самолет воздушного боя.

«Вес F-16 и возможности F-18L»

– был одним из девизов создателей TKF-90. Одновременно с этим декларировалась и более низкая стоимость самолета, что должно было соответствовать финансовым возможностям ВВС такой относительно бедной страны как Аргентина.

В ходе анализа был использован опыт Вьетнамской войны, во время которой бои велись на малых высотах, не превышающих 8000 метров, и в ходе которых большинство пилотов пыталось нейтрализовать угрозу со стороны зенитных ракет. Хотя у обеих сторон конфликта были самолеты, способные развивать скорость M = 2,0, бои, как правило, велись в диапазоне скоростей M = 0,5 . 0,9 и лишь изредка самолеты выходили на сверхзвук.

Читать еще:  Опытный танк «Объект 282Т» (СССР)

Вполне вероятно, что на таких скоростях достигались наилучшие скорости разворота, и пилоты, безусловно, использовали свои самолеты в данном диапазоне с максимальной эффективностью.

В ходе проектирования самолета это параметры были учтены: помимо достижения сверхзвуковой скорости истребитель должен был иметь увеличенные значения кривой в режиме установившегося разворота с сохранением максимальных значений при трансзвуковых скоростях. В данном аспекте также был принят во внимание фактор воспринимаемой пилотом нагрузки в режиме мгновенного разворота.

сравнение кривых установившегося разворота IA63, AVX и SAIA 90

Техническое описание

Характеристики

Согласно проведенному анализу к проекту истребителя были предъявлены следующие требования:

  • выполнение установившегося разворота на высоте 6000 метров при скорости M = 0,9;
  • способность к быстрому набору скорости от M = 0,9 до M = 1,5 на высоте 9000 метров;
  • способность к быстрому торможению вне зависимости от относительной скорости;
  • достаточная боевая дальность при полете с бортовым запасом топлива;
  • минимальная заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах («Stealth»).

Возможный состав вооружения

Планируемый состав вооружения проектируемого истребителя должен был включать в себя:

  • 27-мм пушку Mauser с боезапасом в 150 снарядов;
  • две ракеты класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения (типа AIM-9 Sidewinder);
  • четыре ракеты класса «воздух-воздух» с радиолокационной головкой самонаведения (типа AIM-120 AMRAAM) с размещением под фюзеляжем;
  • до 5000 кг боевой нагрузки класса «воздух-поверхность».

Авионика

На борту истребителя должна была быть установлена бортовая РЛС для действий против воздушных целей, обладающая:

  • возможностью обнаружения вражеских целей с эффективной поверхностью рассеяния 5 м² на расстоянии 90 километров без ответного обнаружения со стороны вражеского радиоэлектронного противодействия;
  • возможностью одновременной атаки шести различных целей, которые могут быть распознаны благодаря системе идентификации «свой-чужой».

Для обеспечения возможности нанесения ударов по наземным целям РЛС должна была распознавать объекты на фоне поверхности.

Конфигурация

Хотя было желательно достичь сочетания преимуществ, которые предлагают высоконагруженное дельтовидное крыло и небольшой вес, однако способность выполнять устойчивые развороты на дозвуковых и трансзвуковых скоростях требовала устойчивого дельтовидного крыла с небольшим удлинением и переменной стреловидностью. Однако, данный вариант не был способен выполнить другие требования, связанные с возможностью выполнения укороченных взлета и посадки.

Схема варианта с дельтавидным крылом

Модель для испытаний в аэродинамической трубе варианта с дельтавидным крылом

модель для испытаний в аэродинамической трубе варианта с дельтавидным крылом

Другим решением была установка наплывов в корневых частях крыла, генерирующих мощные вихревые жгуты и улучшающие аэродинамические характеристики на больших углах атаки. Другой характерной особенностью конструкции должна была стать искусственная продольная устойчивость.

схема FMA SAIA 90

Таким образом, получалась компоновка с крылом с большими углами стреловидности, продолжающимися вплоть до соединения крыла с фюзеляжем, и двумя килями, расположенными перед стабилизатором, что создавало определенное сходство с F/A-18C Hornet.

в полете F/A-18C Hornet, примерно так мог бы выглядеть FMA SAIA 90

Силовая установка должна была состоять из двух турбовентиляторных двигателей с максимальной тягой 5600 кг (возможно GE F-404). При весе (пустого самолета) 7800 кг машина должна была развивать скорость до M = 2,0.

Расчетный вес самолета был достаточно низким, что было возможно достигнуть применением композиционных материалов. Опыт компании Dornier в применении данных материалов был весьма значительным (Alpha Jet и Do 228). В своем проекте истребителя компания предложила использовать в крыле 65% армированного пластика с волокнами углерода (PRFC), 20% алюминия, остальное 15% должны были включать в себя несколько материалов, в том числе и титан. Передняя часть фюзеляжа должна была использовать 60% армированного пластика с волокнами углерода, центральная часть – 18%, а нижняя – 10%. Остальная часть состоит из тех же материалов, что должны применяться в крыле. В стабилизаторах доля углепластиков должна была составить 55%, а в килях – 70%. Те же материалы должны были использоваться для воздухозаборников и для стоек шасси (aeroespacio 1982/83).

Сроки проекта

Fabrica Militar de Aviones оценивала сроки проекта в диапазоне от 12 до 15 лет от момента утверждения спецификаций. Ожидалось, что к 1987 году проектирование будет завершено, а в 1989 году состоится первый полет первого прототипа. Начало серийных поставок машины, которая должна была заменить целую серий устаревших истребителей и штурмовиков ВВС и ВМС Аргентины (Mirage III, Mirage V, IAI Nesher, Super Étendard и A-4B/C Skyhawk) ожидалось в 1991 году.

Поиск партнеров

К середине 1980 годов Fábrica Militar de Aviones испытывала серьезные финансовые трудности и, имея ежегодный дефицит в размере $50 млн, старалась найти партнеров, стремящихся диверсифицировать свой бизнес. Ради выживания компания была готова продать 49% своих активов.

Было очевидно, что Fábrica Militar de Aviones не могла самостоятельно завершить проект, вследствие чего она поддерживала контакты с различными компаниями, такими как Aermacchi-Aeritalia, McDonnell Douglas и Fairchild, с намерением привлечь партнера для продолжения проекта в качестве совместного.

FMA SAIA 90 на аэродроме (компьютерная графика)

FMA SAIA 90 на аэродроме (компьютерная графика)

FMA SAIA 90 ведет бой над Буэнос-Айресом (компьютерная графика)

Хотя намерением ВВС было включение компании McDonnell Douglas, которая поддерживается переговоры о возможном лицензии производства A-4M Skyhawk II (сейчас A-4AR Fightinghawk) и катапультных кресел для IA 63 Pampa. Однако американская компания не желала брать на себя риск.

Другой возможностью был альянс с консорциумом Aeritalia-Aermacchi, но финансовые проблемы, с которыми столкнулась Аргентина, вынудили закрыть проект.

Заключение

Выгодами Аргентины и Fábrica Militar de Aviones от участия в этом проекте стали опыт работы с различными современными оборудованием и механизмами и получение доступа к новейшим технологиям в разработке сложных конструкций и области материаловедения, в частности к углеволокну из углерода и титана.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: многоцелевой истребитель завоевания превосходства в воздухе

Экипаж:

боевая версия – 1 человек
учебная версия – 2 человека

Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя GE F404 с максимальной тягой 5600 кг каждый

Размеры:

размах крыла 10,95 м
длина 15,53 м
высота 3,96 м
площадь крыла 30,00 м²
ширина колеи шасси 6,60 м

Вес:

пустого 7800 кг
максимальный взлетный 14500 кг
максимальная удельная нагрузка на крыло 483,33 кг/м²

Летные характеристики:

максимальная скорость M = 2,5
максимальная скороподъемность 15000 м/мин
потолок 15000 м
дальность 3800 км

Вооружение:

  • 27-мм пушка Mauser с боезапасом в 150 снарядов;
  • две ракеты класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения (типа AIM-9 Sidewinder)
  • четыре ракеты класса « воздух-воздух » с радиолокационной головкой самонаведения (типа AIM-120 AMRAAM) с размещением под фюзеляжем
  • до 5000 кг боевой нагрузки класса «воздух-поверхность»

Вооружение должно было размещаться на 11 узлах подвески:

  • под фюзеляжем – 4 (бомбы, ракеты класса «воздух-поверхность», «воздух-воздух»)
  • под консолями крыла – 4 (бомбы, ракеты класса «воздух-поверхность»)
  • на законцовках крыла – 2 (ракеты класса «воздух-поверхность», «воздух-воздух»)
  • центральный (на оси симметрии самолета) – 1 (бомбы, ПТБ)

Авионика:

  • бортовая РЛС для действий против воздушных целей, обладающая возможностью обнаружения вражеских целей с эффективной поверхностью рассеяния 5 м² на расстоянии 90 километров и способная одновременно атаковать 6 целей
  • бортовая 3D РЛС для действий против наземных целей
  • цифровая система управления полетом
  • многофункциональная система навигации и наведении на цель
  • система засекреченной связи
Читать еще:  Пистолет-пулемёт Токарева ППТ (СССР)

Стоимость: неизвестно, но по прогнозам должна была быть дешевле стоимости самолетов поколения 4,5

FMA SAIA 90

ФМА САИА 90 (исп. FMA SAIA 90 , от Sistema de Armas Integrado Argentina de la decada de 90) — амбициозный проект аргентинского истребителя, который условно мог быть отнесен к поколению 4,5, созданный компанией FMA совместно с немецкой фирмой Dornier.

Содержание

История

В середине 1980-х для замены устаревающих «Миражей», «Даггеров» и «Супер Этандаров» в Аргентине был разработан проект сверхзвукового истребителя. Первый полёт нового самолёта был запланирован на 1989 год, серийное производство должно было начаться в 1991 году. Финансовые проблемы фирмы FMA (годовой дефицит составлял 50 миллионов $), экономический кризис в Аргентине, безуспешные поиски партнера (в частности рассчитывали на итальянскую фирму Aeritalia-Aermacchi) стали причиной закрытия проекта.

Конструкция

Истребитель был выполнен по нормальной аэродинамической схеме, рассчитан на высокую манёвренность на околозвуковых скоростях. В конструкции планёра широко использовались композиционные материалы по технологии «Стелс». Истребитель планировалось оснаснить 2 турбореактивными двигателями General Electric F404. Внешне самолёт напоминал американский палубный истребитель F-18 Hornet. SAIA 90 был спроектирован статически неустойчивым. РЛС SAIA 90 могла обнаружить воздушную цель с ЭПР 5 м² на дистанции до 90 км. Преполагалось, что РЛС сможет одновременно сопровождать до шести целей. В вооружение истребителя включалось встроенная 27-мм револьверная пушка и различное подвесное вооружение на 11 узлах подвески, два из которых для ракет «воздух-воздух» располагались на законцовках крыла.

Тактико-технические характеристики

  • Максимальная скорость: 2300 км/ч
  • Боевой радиус: 600 км
  • Практическая дальность: 3380 км
  • Практический потолок: 15 000 м
  • Стрелково-пушечное: 1 × 27-мм Mauser BK-27 (150 снарядов)
  • Точки подвески: 11
  • Управляемые ракеты: 4 × AMRAAM
    2 × AIM-9L

См. также

Напишите отзыв о статье “FMA SAIA 90”

Ссылки

  • [www.mincyt.cba.gov.ar/site/fabricamilitar/19551993/19551993_06ah.html SAIA ACA 90 — Crónicas y testimonios] (исп.)
  • [www.inteligencia-nacional-argentina.webnode.com.ar/news/proyecto-avion-caza-argentino-saia-90/ Proyecto Avion De Caza Argentino SAIA 90] (исп.)
  • [www.hangardigital.com.ar/saia90.html Saia 90 Article in ‘Hangar Digital’] (исп.)

Отрывок, характеризующий FMA SAIA 90

– Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он.
– Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын.
Старик замолчал.
– Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста.
– Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся.
Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя.
– Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета.
– Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках.
Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил.
– Ну, – сказал он, обратившись к жене.
И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки».
– Andre, deja! [Андрей, уже!] – сказала маленькая княгиня, бледнея и со страхом глядя на мужа.
Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо.
Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло.
– Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты.
Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.
11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.
С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: