Проект истребителя FMA SAIA 90 (Аргентина)
Проект многоцелевого истребителя Fabrica Militar de Aviones SAIA 90. Аргентина
Проект многоцелевого истребителя Fabrica Militar de Aviones SAIA 90. Аргентина
Содержание:
Проект FMA SAIA 90 представлял собой истребитель завоевания превосходства в воздухе, разработанный компанией FMA (Fabrica Militar de Aviones) в середине 1980-х годов в сотрудничестве с компанией Dornier Flugzeugwerke (Dornier). SAIA 90 был последней стадией разработки проекта аргентинского самолета-истребителя (ACA — Avion Caza Argentino), начатого военной хунтой (официально «Процесс национальной реорганизации» [Proceso de Reorganizacion Nacional]).
Проект создания аргентинского истребителя делился на три стадии:
- учебный самолет/легкий штурмовик IA 63 Pampa. Этот самолет стал единственным из трех, который поступил в серийное производство. Версия этого самолета Vought Pampa 2000 приняла участие в проведенном в начале 1990-х годов совместном конкурсе ВВС и ВМС США по созданию объединенной системы начальной лётной подготовки экипажей самолётов (JPATS — Joint Primary Aircraft Training System). В этом конкурсе версия Vought Pampa 2000 проиграла T-6 Texan II;
- проект легкого бомбардировщика/штурмовика IA 67 Cordoba, который так никогда и не был построен;
- проект истребителя завоевания превосходства в воздухе SAIA 90 с минимальной эффективной поверхностью рассеяния — самолет с элементами малозаметности.
Этапы проекта
К середине 1980-х годов Fabrica Militar de Aviones и компания Dornier, имевшие в тот момент тесное взаимодействие и совместные проекты (результатом их стали разработка и производство учебного самолета/легкого штурмовика IA 63 Pampa), рассматривали соглашение о сотрудничестве в производстве будущих самолетов. Это соглашение требовало от обеих сторон в течение года создать в аргентинском городе Кордобе (Cordoba) совместное предприятие, задачами которого должны были стать производство самолетов, маркетинг и связанные с ними услуги по их информационно-технической поддержке.
Создание учебного самолета — первой машины после разработанного в середине 1960-х годов штурмовика FMA IA 58 Pucará — было начальным шагом в реализации стратегии Fabrica Militar de Aviones:
- — создание IA 63 Pampa;
- — создание легкого транспортного самолета;
- — создание боевого самолета.
Компания Dornier передала несколько схем эскизных проектов, создававшихся по западногерманской программе «истребителя 90-х» TKF-90 (Taktische Kampfflugzeug der 90er Jahre). В этих проектах были представлены основные особенности будущего боевого самолета, которые аргентинские ВВС должны были адаптировать под собственные требования.
модель проекта Dornier TKF-90
модель проекта Dornier TKF-90
Проекты компании Dornier уже предвосхищали некоторые исследования, что позволило сформулировать основные требования, такие как воздушный бой при заданных режимах эксплуатации и характеристики вооружения, предназначенного для установки на самолет. Таким образом, разрабатываемый летательный аппарат мог быть определен как самолет воздушного боя.
«Вес F-16 и возможности F-18L»
— был одним из девизов создателей TKF-90. Одновременно с этим декларировалась и более низкая стоимость самолета, что должно было соответствовать финансовым возможностям ВВС такой относительно бедной страны как Аргентина.
В ходе анализа был использован опыт Вьетнамской войны, во время которой бои велись на малых высотах, не превышающих 8000 метров, и в ходе которых большинство пилотов пыталось нейтрализовать угрозу со стороны зенитных ракет. Хотя у обеих сторон конфликта были самолеты, способные развивать скорость M = 2,0, бои, как правило, велись в диапазоне скоростей M = 0,5 … 0,9 и лишь изредка самолеты выходили на сверхзвук.
Вполне вероятно, что на таких скоростях достигались наилучшие скорости разворота, и пилоты, безусловно, использовали свои самолеты в данном диапазоне с максимальной эффективностью.
В ходе проектирования самолета это параметры были учтены: помимо достижения сверхзвуковой скорости истребитель должен был иметь увеличенные значения кривой в режиме установившегося разворота с сохранением максимальных значений при трансзвуковых скоростях. В данном аспекте также был принят во внимание фактор воспринимаемой пилотом нагрузки в режиме мгновенного разворота.
сравнение кривых установившегося разворота IA63, AVX и SAIA 90
Техническое описание
Характеристики
Согласно проведенному анализу к проекту истребителя были предъявлены следующие требования:
- — выполнение установившегося разворота на высоте 6000 метров при скорости M = 0,9;
- — способность к быстрому набору скорости от M = 0,9 до M = 1,5 на высоте 9000 метров;
- — способность к быстрому торможению вне зависимости от относительной скорости;
- — достаточная боевая дальность при полете с бортовым запасом топлива;
- — минимальная заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах («Stealth»).
Возможный состав вооружения
Планируемый состав вооружения проектируемого истребителя должен был включать в себя:
- — 27-мм пушку Mauser с боезапасом в 150 снарядов;
- — две ракеты класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения (типа AIM-9 Sidewinder);
- — четыре ракеты класса «воздух-воздух» с радиолокационной головкой самонаведения (типа AIM-120 AMRAAM) с размещением под фюзеляжем;
- — до 5000 кг боевой нагрузки класса «воздух-поверхность».
вернуться к меню ↑
Авионика
На борту истребителя должна была быть установлена бортовая РЛС для действий против воздушных целей, обладающая:
- — возможностью обнаружения вражеских целей с эффективной поверхностью рассеяния 5 м² на расстоянии 90 километров без ответного обнаружения со стороны вражеского радиоэлектронного противодействия;
- — возможностью одновременной атаки шести различных целей, которые могут быть распознаны благодаря системе идентификации «свой-чужой».
Для обеспечения возможности нанесения ударов по наземным целям РЛС должна была распознавать объекты на фоне поверхности.
Конфигурация
Хотя было желательно достичь сочетания преимуществ, которые предлагают высоконагруженное дельтовидное крыло и небольшой вес, однако способность выполнять устойчивые развороты на дозвуковых и трансзвуковых скоростях требовала устойчивого дельтовидного крыла с небольшим удлинением и переменной стреловидностью. Однако, данный вариант не был способен выполнить другие требования, связанные с возможностью выполнения укороченных взлета и посадки.
схема варианта с дельтавидным крылом
модель для испытаний в аэродинамической трубе варианта с дельтавидным крылом
модель для испытаний в аэродинамической трубе варианта с дельтавидным крылом
Другим решением была установка наплывов в корневых частях крыла, генерирующих мощные вихревые жгуты и улучшающие аэродинамические характеристики на больших углах атаки. Другой характерной особенностью конструкции должна была стать искусственная продольная устойчивость.
схема FMA SAIA 90
Таким образом, получалась компоновка с крылом с большими углами стреловидности, продолжающимися вплоть до соединения крыла с фюзеляжем, и двумя килями, расположенными перед стабилизатором, что создавало определенное сходство с F/A-18C Hornet.
в полете F/A-18C Hornet, примерно так мог бы выглядеть FMA SAIA 90
Силовая установка должна была состоять из двух турбовентиляторных двигателей с максимальной тягой 5600 кг (возможно GE F-404). При весе (пустого самолета) 7800 кг машина должна была развивать скорость до M = 2,0.
Расчетный вес самолета был достаточно низким, что было возможно достигнуть применением композиционных материалов. Опыт компании Dornier в применении данных материалов был весьма значительным (Alpha Jet и Do 228). В своем проекте истребителя компания предложила использовать в крыле 65% армированного пластика с волокнами углерода (PRFC), 20% алюминия, остальное 15% должны были включать в себя несколько материалов, в том числе и титан. Передняя часть фюзеляжа должна была использовать 60% армированного пластика с волокнами углерода, центральная часть — 18%, а нижняя — 10%. Остальная часть состоит из тех же материалов, что должны применяться в крыле. В стабилизаторах доля углепластиков должна была составить 55%, а в килях — 70%. Те же материалы должны были использоваться для воздухозаборников и для стоек шасси (aeroespacio 1982/83).
Сроки проекта
Fabrica Militar de Aviones оценивала сроки проекта в диапазоне от 12 до 15 лет от момента утверждения спецификаций. Ожидалось, что к 1987 году проектирование будет завершено, а в 1989 году состоится первый полет первого прототипа. Начало серийных поставок машины, которая должна была заменить целую серий устаревших истребителей и штурмовиков ВВС и ВМС Аргентины (Mirage III, Mirage V, IAI Nesher, Super Étendard и A-4B/C Skyhawk) ожидалось в 1991 году.
Поиск партнеров
К середине 1980 годов Fábrica Militar de Aviones испытывала серьезные финансовые трудности и, имея ежегодный дефицит в размере $50 млн, старалась найти партнеров, стремящихся диверсифицировать свой бизнес. Ради выживания компания была готова продать 49% своих активов.
Было очевидно, что Fábrica Militar de Aviones не могла самостоятельно завершить проект, вследствие чего она поддерживала контакты с различными компаниями, такими как Aermacchi-Aeritalia, McDonnell Douglas и Fairchild, с намерением привлечь партнера для продолжения проекта в качестве совместного.
FMA SAIA 90 на аэродроме (компьютерная графика)
FMA SAIA 90 на аэродроме (компьютерная графика)
FMA SAIA 90 ведет бой над Буэнос-Айресом (компьютерная графика)
Хотя намерением ВВС было включение компании McDonnell Douglas, которая поддерживается переговоры о возможном лицензии производства A-4M Skyhawk II (сейчас A-4AR Fightinghawk) и катапультных кресел для IA 63 Pampa. Однако американская компания не желала брать на себя риск.
Другой возможностью был альянс с консорциумом Aeritalia-Aermacchi, но финансовые проблемы, с которыми столкнулась Аргентина, вынудили закрыть проект.
Заключение
Выгодами Аргентины и Fábrica Militar de Aviones от участия в этом проекте стали опыт работы с различными современными оборудованием и механизмами и получение доступа к новейшим технологиям в разработке сложных конструкций и области материаловедения, в частности к углеволокну из углерода и титана.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: многоцелевой истребитель завоевания превосходства в воздухе
Экипаж:
боевая версия – 1 человек
учебная версия – 2 человека
Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя GE F404 с максимальной тягой 5600 кг каждый
Размеры:
размах крыла 10,95 м
длина 15,53 м
высота 3,96 м
площадь крыла 30,00 м²
ширина колеи шасси 6,60 м
Вес:
пустого 7800 кг
максимальный взлетный 14500 кг
максимальная удельная нагрузка на крыло 483,33 кг/м²
Летные характеристики:
максимальная скорость M = 2,5
максимальная скороподъемность 15000 м/мин
потолок 15000 м
дальность 3800 км
Вооружение:
- — 27-мм пушка Mauser с боезапасом в 150 снарядов;
- — две ракеты класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения (типа AIM-9 Sidewinder)
- — четыре ракеты класса « воздух-воздух » с радиолокационной головкой самонаведения (типа AIM-120 AMRAAM) с размещением под фюзеляжем
- — до 5000 кг боевой нагрузки класса «воздух-поверхность»
Вооружение должно было размещаться на 11 узлах подвески:
- — под фюзеляжем – 4 (бомбы, ракеты класса «воздух-поверхность», «воздух-воздух»)
- — под консолями крыла – 4 (бомбы, ракеты класса «воздух-поверхность»)
- — на законцовках крыла – 2 (ракеты класса «воздух-поверхность», «воздух-воздух»)
- — центральный (на оси симметрии самолета) – 1 (бомбы, ПТБ)
Авионика:
- – бортовая РЛС для действий против воздушных целей, обладающая возможностью обнаружения вражеских целей с эффективной поверхностью рассеяния 5 м² на расстоянии 90 километров и способная одновременно атаковать 6 целей
- – бортовая 3D РЛС для действий против наземных целей
- – цифровая система управления полетом
- – многофункциональная система навигации и наведении на цель
- – система засекреченной связи
Стоимость: неизвестно, но по прогнозам должна была быть дешевле стоимости самолетов поколения 4,5
Невзлетевший аргентинский Хорнет. Истребитель Fabrica Militar de Aviones SAIA 90 поколения 4+
Проект FMA SAIA 90 представлял собой истребитель завоевания превосходства в воздухе, разработанный компанией FMA (Fabrica Militar de Aviones) в середине 1980-х годов в сотрудничестве с компанией Dornier Flugzeugwerke (Dornier). SAIA 90 был последней стадией разработки проекта аргентинского самолета-истребителя (ACA – Avion Caza Argentino), начатого военной хунтой (официально «Процесс национальной реорганизации» [Proceso de Reorganizacion Nacional]).
Проект создания аргентинского истребителя делился на три стадии:
- учебный самолет/легкий штурмовик IA 63 Pampa. Этот самолет стал единственным из трех, который поступил в серийное производство. Версия этого самолета Vought Pampa 2000 приняла участие в проведенном в начале 1990-х годов совместном конкурсе ВВС и ВМС США по созданию объединенной системы начальной лётной подготовки экипажей самолётов (JPATS – Joint Primary Aircraft Training System). В этом конкурсе версия Vought Pampa 2000 проиграла T-6 Texan II;
- проект легкого бомбардировщика/штурмовика IA 67 Cordoba, который так никогда и не был построен;
- проект истребителя завоевания превосходства в воздухе SAIA 90 с минимальной эффективной поверхностью рассеяния – самолет с элементами малозаметности.
Этапы проекта
К середине 1980-х годов Fabrica Militar de Aviones и компания Dornier, имевшие в тот момент тесное взаимодействие и совместные проекты (результатом их стали разработка и производство учебного самолета/легкого штурмовика IA 63 Pampa), рассматривали соглашение о сотрудничестве в производстве будущих самолетов. Это соглашение требовало от обеих сторон в течение года создать в аргентинском городе Кордобе (Cordoba) совместное предприятие, задачами которого должны были стать производство самолетов, маркетинг и связанные с ними услуги по их информационно-технической поддержке.
Создание учебного самолета – первой машины после разработанного в середине 1960-х годов штурмовика FMA IA 58 Pucará – было начальным шагом в реализации стратегии Fabrica Militar de Aviones:
- создание IA 63 Pampa;
- создание легкого транспортного самолета;
- создание боевого самолета.
Компания Dornier передала несколько схем эскизных проектов, создававшихся по западногерманской программе «истребителя 90-х» TKF-90 (Taktische Kampfflugzeug der 90er Jahre). В этих проектах были представлены основные особенности будущего боевого самолета, которые аргентинские ВВС должны были адаптировать под собственные требования.
модель проекта Dornier TKF-90
модель проекта Dornier TKF-90
Проекты компании Dornier уже предвосхищали некоторые исследования, что позволило сформулировать основные требования, такие как воздушный бой при заданных режимах эксплуатации и характеристики вооружения, предназначенного для установки на самолет. Таким образом, разрабатываемый летательный аппарат мог быть определен как самолет воздушного боя.
«Вес F-16 и возможности F-18L»
– был одним из девизов создателей TKF-90. Одновременно с этим декларировалась и более низкая стоимость самолета, что должно было соответствовать финансовым возможностям ВВС такой относительно бедной страны как Аргентина.
В ходе анализа был использован опыт Вьетнамской войны, во время которой бои велись на малых высотах, не превышающих 8000 метров, и в ходе которых большинство пилотов пыталось нейтрализовать угрозу со стороны зенитных ракет. Хотя у обеих сторон конфликта были самолеты, способные развивать скорость M = 2,0, бои, как правило, велись в диапазоне скоростей M = 0,5 . 0,9 и лишь изредка самолеты выходили на сверхзвук.
Вполне вероятно, что на таких скоростях достигались наилучшие скорости разворота, и пилоты, безусловно, использовали свои самолеты в данном диапазоне с максимальной эффективностью.
В ходе проектирования самолета это параметры были учтены: помимо достижения сверхзвуковой скорости истребитель должен был иметь увеличенные значения кривой в режиме установившегося разворота с сохранением максимальных значений при трансзвуковых скоростях. В данном аспекте также был принят во внимание фактор воспринимаемой пилотом нагрузки в режиме мгновенного разворота.
сравнение кривых установившегося разворота IA63, AVX и SAIA 90
Техническое описание
Характеристики
Согласно проведенному анализу к проекту истребителя были предъявлены следующие требования:
- выполнение установившегося разворота на высоте 6000 метров при скорости M = 0,9;
- способность к быстрому набору скорости от M = 0,9 до M = 1,5 на высоте 9000 метров;
- способность к быстрому торможению вне зависимости от относительной скорости;
- достаточная боевая дальность при полете с бортовым запасом топлива;
- минимальная заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах («Stealth»).
Возможный состав вооружения
Планируемый состав вооружения проектируемого истребителя должен был включать в себя:
- 27-мм пушку Mauser с боезапасом в 150 снарядов;
- две ракеты класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения (типа AIM-9 Sidewinder);
- четыре ракеты класса «воздух-воздух» с радиолокационной головкой самонаведения (типа AIM-120 AMRAAM) с размещением под фюзеляжем;
- до 5000 кг боевой нагрузки класса «воздух-поверхность».
Авионика
На борту истребителя должна была быть установлена бортовая РЛС для действий против воздушных целей, обладающая:
- возможностью обнаружения вражеских целей с эффективной поверхностью рассеяния 5 м² на расстоянии 90 километров без ответного обнаружения со стороны вражеского радиоэлектронного противодействия;
- возможностью одновременной атаки шести различных целей, которые могут быть распознаны благодаря системе идентификации «свой-чужой».
Для обеспечения возможности нанесения ударов по наземным целям РЛС должна была распознавать объекты на фоне поверхности.
Конфигурация
Хотя было желательно достичь сочетания преимуществ, которые предлагают высоконагруженное дельтовидное крыло и небольшой вес, однако способность выполнять устойчивые развороты на дозвуковых и трансзвуковых скоростях требовала устойчивого дельтовидного крыла с небольшим удлинением и переменной стреловидностью. Однако, данный вариант не был способен выполнить другие требования, связанные с возможностью выполнения укороченных взлета и посадки.
Схема варианта с дельтавидным крылом
Модель для испытаний в аэродинамической трубе варианта с дельтавидным крылом
модель для испытаний в аэродинамической трубе варианта с дельтавидным крылом
Другим решением была установка наплывов в корневых частях крыла, генерирующих мощные вихревые жгуты и улучшающие аэродинамические характеристики на больших углах атаки. Другой характерной особенностью конструкции должна была стать искусственная продольная устойчивость.
схема FMA SAIA 90
Таким образом, получалась компоновка с крылом с большими углами стреловидности, продолжающимися вплоть до соединения крыла с фюзеляжем, и двумя килями, расположенными перед стабилизатором, что создавало определенное сходство с F/A-18C Hornet.
в полете F/A-18C Hornet, примерно так мог бы выглядеть FMA SAIA 90
Силовая установка должна была состоять из двух турбовентиляторных двигателей с максимальной тягой 5600 кг (возможно GE F-404). При весе (пустого самолета) 7800 кг машина должна была развивать скорость до M = 2,0.
Расчетный вес самолета был достаточно низким, что было возможно достигнуть применением композиционных материалов. Опыт компании Dornier в применении данных материалов был весьма значительным (Alpha Jet и Do 228). В своем проекте истребителя компания предложила использовать в крыле 65% армированного пластика с волокнами углерода (PRFC), 20% алюминия, остальное 15% должны были включать в себя несколько материалов, в том числе и титан. Передняя часть фюзеляжа должна была использовать 60% армированного пластика с волокнами углерода, центральная часть – 18%, а нижняя – 10%. Остальная часть состоит из тех же материалов, что должны применяться в крыле. В стабилизаторах доля углепластиков должна была составить 55%, а в килях – 70%. Те же материалы должны были использоваться для воздухозаборников и для стоек шасси (aeroespacio 1982/83).
Сроки проекта
Fabrica Militar de Aviones оценивала сроки проекта в диапазоне от 12 до 15 лет от момента утверждения спецификаций. Ожидалось, что к 1987 году проектирование будет завершено, а в 1989 году состоится первый полет первого прототипа. Начало серийных поставок машины, которая должна была заменить целую серий устаревших истребителей и штурмовиков ВВС и ВМС Аргентины (Mirage III, Mirage V, IAI Nesher, Super Étendard и A-4B/C Skyhawk) ожидалось в 1991 году.
Поиск партнеров
К середине 1980 годов Fábrica Militar de Aviones испытывала серьезные финансовые трудности и, имея ежегодный дефицит в размере $50 млн, старалась найти партнеров, стремящихся диверсифицировать свой бизнес. Ради выживания компания была готова продать 49% своих активов.
Было очевидно, что Fábrica Militar de Aviones не могла самостоятельно завершить проект, вследствие чего она поддерживала контакты с различными компаниями, такими как Aermacchi-Aeritalia, McDonnell Douglas и Fairchild, с намерением привлечь партнера для продолжения проекта в качестве совместного.
FMA SAIA 90 на аэродроме (компьютерная графика)
FMA SAIA 90 на аэродроме (компьютерная графика)
FMA SAIA 90 ведет бой над Буэнос-Айресом (компьютерная графика)
Хотя намерением ВВС было включение компании McDonnell Douglas, которая поддерживается переговоры о возможном лицензии производства A-4M Skyhawk II (сейчас A-4AR Fightinghawk) и катапультных кресел для IA 63 Pampa. Однако американская компания не желала брать на себя риск.
Другой возможностью был альянс с консорциумом Aeritalia-Aermacchi, но финансовые проблемы, с которыми столкнулась Аргентина, вынудили закрыть проект.
Заключение
Выгодами Аргентины и Fábrica Militar de Aviones от участия в этом проекте стали опыт работы с различными современными оборудованием и механизмами и получение доступа к новейшим технологиям в разработке сложных конструкций и области материаловедения, в частности к углеволокну из углерода и титана.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: многоцелевой истребитель завоевания превосходства в воздухе
Экипаж:
боевая версия – 1 человек
учебная версия – 2 человека
Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя GE F404 с максимальной тягой 5600 кг каждый
Размеры:
размах крыла 10,95 м
длина 15,53 м
высота 3,96 м
площадь крыла 30,00 м²
ширина колеи шасси 6,60 м
Вес:
пустого 7800 кг
максимальный взлетный 14500 кг
максимальная удельная нагрузка на крыло 483,33 кг/м²
Летные характеристики:
максимальная скорость M = 2,5
максимальная скороподъемность 15000 м/мин
потолок 15000 м
дальность 3800 км
Вооружение:
- 27-мм пушка Mauser с боезапасом в 150 снарядов;
- две ракеты класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения (типа AIM-9 Sidewinder)
- четыре ракеты класса « воздух-воздух » с радиолокационной головкой самонаведения (типа AIM-120 AMRAAM) с размещением под фюзеляжем
- до 5000 кг боевой нагрузки класса «воздух-поверхность»
Вооружение должно было размещаться на 11 узлах подвески:
- под фюзеляжем – 4 (бомбы, ракеты класса «воздух-поверхность», «воздух-воздух»)
- под консолями крыла – 4 (бомбы, ракеты класса «воздух-поверхность»)
- на законцовках крыла – 2 (ракеты класса «воздух-поверхность», «воздух-воздух»)
- центральный (на оси симметрии самолета) – 1 (бомбы, ПТБ)
Авионика:
- бортовая РЛС для действий против воздушных целей, обладающая возможностью обнаружения вражеских целей с эффективной поверхностью рассеяния 5 м² на расстоянии 90 километров и способная одновременно атаковать 6 целей
- бортовая 3D РЛС для действий против наземных целей
- цифровая система управления полетом
- многофункциональная система навигации и наведении на цель
- система засекреченной связи
Стоимость: неизвестно, но по прогнозам должна была быть дешевле стоимости самолетов поколения 4,5
FMA SAIA 90
ФМА САИА 90 (исп. FMA SAIA 90 , от Sistema de Armas Integrado Argentina de la decada de 90) — амбициозный проект аргентинского истребителя, который условно мог быть отнесен к поколению 4,5, созданный компанией FMA совместно с немецкой фирмой Dornier.
Содержание
История
В середине 1980-х для замены устаревающих «Миражей», «Даггеров» и «Супер Этандаров» в Аргентине был разработан проект сверхзвукового истребителя. Первый полёт нового самолёта был запланирован на 1989 год, серийное производство должно было начаться в 1991 году. Финансовые проблемы фирмы FMA (годовой дефицит составлял 50 миллионов $), экономический кризис в Аргентине, безуспешные поиски партнера (в частности рассчитывали на итальянскую фирму Aeritalia-Aermacchi) стали причиной закрытия проекта.
Конструкция
Истребитель был выполнен по нормальной аэродинамической схеме, рассчитан на высокую манёвренность на околозвуковых скоростях. В конструкции планёра широко использовались композиционные материалы по технологии «Стелс». Истребитель планировалось оснаснить 2 турбореактивными двигателями General Electric F404. Внешне самолёт напоминал американский палубный истребитель F-18 Hornet. SAIA 90 был спроектирован статически неустойчивым. РЛС SAIA 90 могла обнаружить воздушную цель с ЭПР 5 м² на дистанции до 90 км. Преполагалось, что РЛС сможет одновременно сопровождать до шести целей. В вооружение истребителя включалось встроенная 27-мм револьверная пушка и различное подвесное вооружение на 11 узлах подвески, два из которых для ракет «воздух-воздух» располагались на законцовках крыла.
Тактико-технические характеристики
- Максимальная скорость: 2300 км/ч
- Боевой радиус: 600 км
- Практическая дальность: 3380 км
- Практический потолок: 15 000 м
- Стрелково-пушечное: 1 × 27-мм Mauser BK-27 (150 снарядов)
- Точки подвески: 11
- Управляемые ракеты: 4 × AMRAAM
2 × AIM-9L
См. также
Напишите отзыв о статье “FMA SAIA 90”
Ссылки
- [www.mincyt.cba.gov.ar/site/fabricamilitar/19551993/19551993_06ah.html SAIA ACA 90 — Crónicas y testimonios] (исп.)
- [www.inteligencia-nacional-argentina.webnode.com.ar/news/proyecto-avion-caza-argentino-saia-90/ Proyecto Avion De Caza Argentino SAIA 90] (исп.)
- [www.hangardigital.com.ar/saia90.html Saia 90 Article in ‘Hangar Digital’] (исп.)
Отрывок, характеризующий FMA SAIA 90
– Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он.
– Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын.
Старик замолчал.
– Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста.
– Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся.
Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя.
– Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета.
– Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках.
Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил.
– Ну, – сказал он, обратившись к жене.
И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки».
– Andre, deja! [Андрей, уже!] – сказала маленькая княгиня, бледнея и со страхом глядя на мужа.
Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо.
Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло.
– Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты.
Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.
В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.
11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.
С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.